Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное состояние российской деловой и общественной жизни

Поиск

 

С

егодня предпринимательство, основанное на частной собст­венности и личном интересе, — неотъемлемая и важнейшая часть современной экономики России.

 

Далеко не просто происходит становление предпринимательства. Наряду с объективными причинами, затрудняющими цивилизованный бизнес в России, есть немало субъек­тивных факторов, осложняющих де­ловую жизнь, представляющих имидж предприимчивого человека в иска­женном виде. Многие из аспектов современной российской деловой культуры не могли сформироваться в прежней системе, а складыва­лись стихийно в процессе перестройки экономики. Несовпадение стандартов российской деловой культуры с общемировыми наносит ущерб репутации российского бизнесмена. Остановить развитие от­рицательных тенденций возможно лишь при условии улучшения со­циально-политической обстановки, совершенствования законодатель­ства, а также целенаправленной разработки системы практических мероприятий по формированию надлежащей деловой культуры оте­чественных предпринимателей.

Существует целый ряд факторов, тормозящих развитие россий­ской деловой культуры: незначительный опыт ведения дел в условиях рынка; несовершенное законодательство; отсутствие политической стабильности; переходный характер экономики; ее криминализация. Влияют на этот процесс и социокультурные факторы: исторически сложившиеся традиции, психология, привычки, склад ума.

В России формирование нового экономического законодательства идет медленно, неровно, а уж приобретение нового опыта в сфере делового общения, переход от привычек, накопленных в условиях командно-административной системы, к привычкам, необходимым для эффективного ведения дел в современной развитой экономиче­ской системе, — процесс еще более длительный и стихийный.


Деловая культура современных российских предпринимателей находится в процессе становления. Она представляет собой довольно пеструю смесь стереотипов поведения, перенесенных из эпохи ко­мандной экономики, заимствований из западной деловой культуры и не вполне оформившихся «правил игры», еще только складывающих­ся в процессе перехода России к подлинно рыночной экономике2.

Состояние деловой культуры во многом определяется отношени­ем предпринимателей к правовым нормам. Важным элементом всей российской хозяйственной деятельности и деловой культуры являет­ся отсутствие привычки строго следовать букве закона. Это вовсе не означает, что предпринимательство сплошь проникнуто криминаль­ным духом. Разумеется, существует и предпринимательство чисто криминального толка. Но для большинства деловых людей речь идет скорее о другом. Не выходя в чисто криминальные области, они по­стоянно действуют в так называемых серых, или полулегальных, зо­нах. Большинство хозяйственников предпочли бы соблюдать законы, но фактически они вынуждены обходить их во множестве случаев, когда нормативные установления существенно ущемляют их интере­сы (наиболее распространенный случай — уклонение от уплаты много­численных налогов и сборов). По опросным данным, семеро из 10 ру­ководителей предприятий стараются «по возможности» не нарушать закон (это означает, что если обстоятельства складываются не слиш­ком благоприятно, им приходится его обходить). Несовершенство и противоречивость самого хозяйственного законодательства дают мас­су возможностей для уклонения от соблюдения закона. Невозмож­ность следовать всем разноречивым законодательным положениям служит для предпринимателя оправданием собственных нарушений.

Суд и Арбитражный суд не признаются эффективными средства­ми разрешения конфликтных ситуаций (они зачастую и не являются таковыми). К судебным и арбитражным органам предприниматели обращаются относительно редко, поскольку постановления этих ин­станций выполняются, как правило, с длительными задержками либо не выполняются вовсе.

Сила неформальных отношений. Вследствие того, что хозяйст­венная деятельность разворачивается в полуправовом контексте, су­щественно усиливается роль неформальных экономических отноше­ний. Слабость юридического подкрепления деловых контактов и редкое реальное применение санкций против нарушителей порож­дают столь хорошо известное нам российское пренебрежение к

2 В этом разделе использованы материалы из кн.: Национальная программа «Российская деловая культура». М., 1997.

9 Зак. 120


 


«формальностям». В итоге письменные договоры (контракты) не имеют безусловной силы и беспрепятственно нарушаются при возникновении «объективных обстоятельств».

Одновременно с этим чрезвычайно возрастает роль личных свя­зей, разного рода обменов деловыми и личными услугами. В резуль­тате значительная часть экономики остается вне поля зрения как общественного мнения, так и государственного контроля. Хотя эко­номика держится именно на этом, далеко не эфемерном сплетении неформальных связей. Неформальная экономика является прямым наследием советского периода, когда она следовала тенью за каждым административным предписанием, тем самым придавая командной экономике недостающую ей, пусть относительную, гибкость и жиз­неспособность.

Избирательная этика в деловых отношениях. Если говорить о деловой этике как совокупности общепринятых универсальных норм выполнения деловых обязательств, соблюдении «правил игры», то по­добный «кодекс чести» современного российского предприниматель­ства, судя по всему, еще не сложился. В то же время этические нор­мы формируются «локально», в определенных сегментах рынка и в рамках неформальных деловых объединений. Иными словами, со «своими» все же принято вести себя порядочно. В отношении же «чужих» считается допустимым не проявлять особой щепетильности. Подобная избирательность применения этических норм характерна для раннего предпринимательства вообще, особенно если оно фор­мируется в «стесненных» условиях. А новое российское предприни­мательство как раз и находится в подобном положении.

Необязательность в выполнении договоров является одной из наиболее острых проблем сегодняшних деловых отношений. По оп­росу участников Первого Всероссийского съезда представителей ма­лых предприятий (февраль 1996 г.), абсолютному большинству пред­ставителей малого бизнеса (более 9/10) приходится сталкиваться с нарушением деловых обязательств со стороны партнеров, при этом более половины (52,0%) считают это нередким явлением, а 41,2% руководителей считают, что такие нарушения совершаются часто. В качестве оправдания принято апеллировать к объективным внешним обстоятельствам (каковые всегда находятся), даже в тех случаях, ко­гда предприниматель сам нарушает взятые обязательства. Партнерам в подобных случаях часто приписываются негативные деловые или моральные качества (неорганизованность, нечистоплотность). Так, большинство предпринимателей жалуются на необязательность дело­вых партнеров. В то же время из ответов на вопрос о том, как часто респонденты сами нарушают данные ими обязательства (разумеется,


«под давлением объективных обстоятельств»), картина получается чуть ли не обратная — число нарушителей оказывается минималь­ным

Использование силовых методов. Образование сетей нефор­мальных хозяйственных отношений определяет не только зоны от­ветственности, но и способы принуждения к выполнению деловых обязательств. Важную часть механизмов такой поддержки составля­ют силовые методы. По последним данным, каждый четвертый (26,2%) руководитель малого предприятия считает, что случаи сило­вых вымогательств и угроз часты, еще более половины (57,1%) счи­тают это нередким явлением и только 16,7% опрошенных говорят, что подобные явления в малом бизнесе отсутствуют.

Распространение силового воздействия в хозяйственных отноше­ниях между предприятиями одного уровня явление относительно новое, неизвестное в предшествующий советский период. При этом речь идет не только о криминогенных факторах. Во многих случаях насилие применяется как замещение утерянных инструментов вер­тикального давления на партнеров (в том числе давления через пар­тийные органы). Это своего рода «компенсация» за утрату админи­стративной защиты.

В период перестройки было немало разговоров о поборах, кото­рыми рэкетиры облагали новые хозяйственные структуры. Сегодня ситуация в корне не изменилась, но произошло серьезное смещение акцентов. Речь уже идет не о рэкете, а об организованной охране, предоставляемой на коммерческой основе правоохранительными ор­ганами, специальными частными агентствами или криминальными группировками, обеспечивающими так называемые крыши. Бизнес­мены охотнее оплачивают услуги «своих», нежели платят «чужим». Профессиональные охранные группы также широко используются для выяснения отношений с недобросовестными и необязательными партнерами и клиентами. В условиях отсутствия действенного зако­нодательного и судебного регулирования силовые методы стали при­нятым элементом хозяйственных отношений.

«Брак по расчету» с властями. Отношения с представителями власти (федеральной или местной, в зависимости от масштабов предприятия) — один из самых больных вопросов российского предпринимательства. Власти являются объектом непрекращающей­ся жесткой критики со стороны предпринимателей, но зависимость от их решений — разрешений или запретов, порядка распределения ресурсов и льгот, — как правило, высока. Коррупция традиционно ставится предпринимателями и экспертами на первое место среди незаконных хозяйственных действий. По результатам последнего оп-


роса, 9/10 руководителей малых предприятий обращают внимание на наличие чиновничьих вымогательств, в том числе на частые вы­могательства указывают 40,7%. И лишь 9,4% руководителей не на­блюдают их в хозяйственной практике. Отношения с властями, та­ким образом, трудно назвать партнерскими. Скорее, это отношения вынужденного сотрудничества.

Независимость и отстраненность от политики. Несмотря на обилие партий и специальных организаций, призванных защищать предпринимательские интересы, большинство предпринимателей демонстрируют отстраненность от политики, подчеркивают свою не­зависимость и приоритет бизнеса как чисто профессионального за­нятия. Специфической чертой отечественных предпринимателей яв­ляется также то, что вместо организованного лоббирования группо­вых интересов посредством союзов и ассоциаций они гораздо чаще используют свои индивидуальные связи в органах управления, вплоть до прямого подкупа чиновников. Например, среди малых предпри­ятий лишь 17% входят в региональные объединения и 10% — в об­щероссийские предпринимательские союзы. 58% руководителей за­являют о нежелании вступать в какие-либо объединения. Не случай­но, 91,3% опрошенных на уже упоминавшемся Первом Всероссий­ском съезде представителей малых предприятий заявили, что пред­приниматели сами лоббируют свои интересы. На лоббирующие уси­лия предпринимательских союзов и органов власти указали соответ­ственно лишь 4,9 и 2,7%. Этим предпочтением внеинституциональ-ного лоббирования и объясняется во многом демонстративная от­страненность предпринимателей от политики в ее публичной сфере.

Создание «команд» и централизация управленческих функ­ций. В деловых отношениях высоко ценятся взаимное доверие и личная преданность. Предприниматели редко имеют дело с совер­шенно незнакомыми людьми, когда разворачивают дело. Большинст­во предпочитает привлекать своих родственников, друзей, знакомых или использовать механизм личных рекомендаций и на этой основе формировать свою доверенную «команду». Лишь каждому восьмому приходится связываться в деле организации предприятия с совер­шенно новыми или малознакомыми людьми.

Предприниматель стремится сосредоточить в своих руках (или в руках небольшой команды) максимум функций и полномочий — управленческих и собственнических. Те, кто объединяют в своем ли­це высшее хозяйственное руководство, роль основного организатора и, по крайней мере, одного из собственников предприятия, состав­ляют не менее половины от общего числа руководителей негосудар­ственных предприятий.


Технократизм и патернализм руководства. При анализе сти­лей руководства хозяйственными предприятиями обращают на себя внимание сохранившиеся от советского периода элементы технокра­тизма, ставившего производственно-технологические вопросы выше экономических, а последние — выше социальных. Причем советский технократизм имел милитаристский оттенок, чему способствовало обилие режимных учреждений. Речь, таким образом, идет об отно­шении к подчиненным как к трудовой армии, мобилизуемой с по­мощью полувоенной дисциплины. Впрочем, этот порядок дополняет­ся и смягчается политикой патернализма, сочетающей достаточно жесткие авторитарные методы управления с проявлением «отече­ской заботы» о подчиненных в виде неформальной помощи, различ­ных льгот и поблажек.

Трудоголизм. Поддержание централизованного контроля требует немалых сил. Возник своеобразный культ хронической занятости предпринимателей, призванных работать «на грани инфаркта». Их рабочий день в среднем достигает 11 часов при шестидневной рабо­чей неделе. Не менее 1/4 предпринимателей можно со всеми осно­ваниями отнести к «трудоголикам». При этом чем выше уровень ру­ководителя, тем длиннее его рабочий день, тем чаще у него исчезает разница между буднями и выходными. Эта поглощенность работой, хотя и вызывает уважение, отчасти обусловлена тем, что управленче­ские функции слабо дифференцированы. Руководитель привык сам вникать во все крупные и мелкие дела, а подчиненные обычно бега­ют к первым лицам практически по любому вопросу.

В результате, свободного времени, как правило, остается не так много. И способы проведения досуга пока достаточно традиционны. В основном они связаны с пассивным времяпрепровождением в кру­гу семьи (телевизор, чтение, домашнее хозяйство). Вместе с тем в использовании свободного времени появились и качественно новые элементы (например, проведение отпуска за границей).

Повышенная склонность к риску и диверсификация дея­тельности. Риск является тяжелым бременем для любого предпри­нимателя (кроме особого типа — «игроков»). Однако ситуация, в ко­торой развивается российский бизнес, приучает предпринимателей к неизбежности повышенного риска. Деловым людям присуща сме­лость, с которой они разворачивают новые, достаточно масштабные проекты зачастую без детального планирования и должной подго­товки.

Испытанным способом распределения и снижения риска служит диверсификация хозяйственной деятельности. Зачастую она является вынужденной стратегией борьбы за элементарное выживание. Одна-


 
 


ко необходимость браться одновременно за множество разнородных проектов, порою переходящая во всеядность, нередко приводит к разбросанности усилий. При этом у предпринимателей обнаружива­ется склонность считать себя специалистами во всем и демонстриро­вать пренебрежительное отношение к экспертному знанию. Если при этом им удается добиться успеха, то такая позиция еще больше укрепляется.

Высокая степень адаптации и быстрота реакции. Привычка бороться за выживание, жить в постоянном напряжении порождает изобретательность и умение выходить из безысходных ситуаций. Адаптационные способности российских предпринимателей прояви­лись, в частности, в успешной деятельности за пределами России, в быстром освоении чужих деловых правил и норм поведения зачас­тую при плохом знании иностранных языков.

Типичный российский предприниматель — блестящий мастер си­туативных решений. Он погружен в текучку и суету, обеспокоен проблемами выживания, сиюминутного функционирования и быст­рой экспансии. Состояние общей неопределенности и неуверенности в завтрашнем благополучии способствует, конечно, утверждению именно таких ориентации. Разработка долгосрочных стратегий соб­ственной деятельности зачастую просто не считается реальным де­лом и на нее не отводится специального времени. Это не означает, что предприниматель не принимает решений, касающихся общих вопросов роботы предприятия, просто их обдумывание совершается «на ходу», «между делами».

Отношение к благотворительности. Богатые традиции дорево­люционной филантропической деятельности российских предприни­мателей хорошо известны. Отношение сегодняшних деловых людей к благотворительности достаточно сдержанное. Впрочем, и налоговое законодательство не стимулирует иного отношения. Среди благотво­рительных акций на первый план отчетливо выдвигается помощь де­тям, поддержка малообеспеченных и нетрудоспособных, развитие медицинских услуг. Соответственно детские и медицинские учреж­дения получают самое большое число пожертвований. При этом прямая адресная поддержка, как правило, оказываемая личным зна­комым, предпочитается сотрудничеству со специальными благотво­рительными фондами, которые большей частью не внушают особого доверия.

Зачастую имеет место «залихватская» благотворительность, свя­занная с растрачиванием огромных сумм на разовые акции без ка­кой-либо серьезной цели, рассчитанной на сколько-нибудь долго­срочный эффект, а иногда преследуются чисто рекламные цели. По-


 


рой благотворительность становится вынужденной — местные власти попросту заставляют выделять средства на социальную сферу и коммунальное хозяйство. Но в целом благотворительность, направленная на нужды, связанные с охраной жизни и здоровья занимает довольно важное место.

Пиетет к иностранцам и гостеприимство. Отношение к партнерам, оказавшимся в качестве гостей на предприятии, не стеснено обычно рамками протокола. Для российского предприниматели характерны традиции хлебосольства, выходящие за пределы чисто деловой необходимости. Традиционной чертой российской деловой культуры можно считать и подчеркнутое уважение к представителям дальнего зарубежья. Поиск зарубежных партнеров рассматривается не только как источник серьезных материальных вложений, но и как символ делового престижа предприятия. Пиетет к иностранцам со­храняется, несмотря на зачастую негативный опыт общения с ино­странными партнерами.

В зоне довольно неопределенных установок находятся и религи­озные ориентации предпринимателей. Десятилетия усилий по атеи­стической пропаганде не прошли даром. Несмотря на то что сего­дняшняя демонстрация религиозных чувств нечто большее, чем про­сто мода1, глубоко верующих среди предпринимателей, как и среди прочих групп населения, все равно немного. По эмпирическим дан­ным верующими людьми считают себя лишь чуть более трети пред­принимателей. Еще почти каждый четвертый затрудняется с ответом. А регулярно соблюдают религиозные обряды лишь считанные еди­ницы. В формировании норм экономического поведения ведущая роль остается за иными, социокультурными и этническими факто­рами.

Высокое значение образования как ценности. Основную часть российских предпринимателей характеризует высокая образо­ванность, хотя образование часто является «не профильным». Не­смотря на заявления о том, что главное в работнике сегодня — не диплом, а реальная квалификация, предприниматели уделяют особое внимание обучению собственных детей, для которых родители тща­тельно выбирают лучшие детские сады и школы, а для получения дальнейшего образования стремятся послать их за рубеле

Слабо выраженное потребительство. Потребительство в узком смысле не является выраженной чертой предпринимательской куль­туры в России. Многие достаточно обеспеченные люди выказывают скромность и умеренность в личном потреблении. Распространенные случаи показного расточительства в первую очередь преследуют цель


повысить престиж. Более всего российские предприниматели располо­жены к сохранению привычного уклада жизни и работы, а не к без­думной погоне за наслаждениями. Судя по их высказываниям, они также в большей степени обеспокоены упрочением своих социальных позиций, нежели материальным вознаграждением как таковым. Впро­чем, материальные требования, судя по всему, имеют большее значение, нежели пытаются показать сами предприниматели. Однако чаще всего это связано со стремлением оказать поддержку родным и близким, а также с необходимостью развивать собственное дело.

Каковы же суть делового общения и этика бизнеса в «нашей» российской предпринимательской среде?

Налаживание экономических связей с зарубежными партнерами осложняется такими объективными факторами, как нестабильность политической ситуации в стране и затянувшаяся неконвертируе­мость рубля. Кроме того, существует целый ряд субъективных при­чин, делающих сегодня отечественный бизнес ущербным.

Во-первых, практически полное отсутствие у наших предприни­мателей традиций и привычки услужить, обслужить, наиболее оче­видно проявляющееся у работников сферы сервиса. Не случайно при наборе персонала в многочисленные совместные предприятия (мага­зины, кафе, отели) обязательным требованием к претендентам явля­ется отсутствие опыта работы в государственной торговле, общест­венном питании, гостиничном хозяйстве.

Во-вторых, комплекс «неполноценности», покорность, боязнь пой­ти «до конца», рискуя по-крупному. Психология не победителя, а вечно проигрывающего до начала игры. И вместе с тем — надежда на почти мгновенное сказочное улучшение дел без расчета на собст­венные силы и упорство.

В-третьих, рабская агрессивность, нетерпимость, нездоровое же­лание «растоптать», унизить. Иностранцы отмечают повышенную конфликтность наших людей, нежелание искать компромиссы.

В-четвертых, отчетливо выраженная у наших бизнесменов психо­логия рантье, объясняющаяся, с одной стороны, низким уровнем жизни, а с другой — неуверенностью в завтрашнем дне.

В-пятых, стремление к ограничению конкуренции, монополизму с опорой на «блат».

В-шестых, отсутствие имиджа делового человека, что проявляется в стиле мышления, манере одеваться, вести себя. На Западе много внимания уделяется тому, чтобы произвести хорошее впечатление. С человеком, неопрятно одетым, просто дело иметь не станут.

На формирование отечественного стиля поведения и общения с иностранными партнерами в первую очередь оказывают влияние черты русского национального характера.


Описывая особенности русского национального характера, акаде­мик Д.С. Лихачев подчеркивает, что в течение многих веков Россия находилась на перекрестке торговых путей, идущих с севера на юг (от Балтийского моря к берегам Средиземноморья — «из варяг в греки») и с запада на восток (из Европы в Китай и Индию). В ре­зультате «русская культура уже по одному тому, что она включает в свой состав культуры десятков других народов и издавна была связа­на с соседними культурами Скандинавии, Византии, южных и за­падных славян, Германии, Италии, народов Востока и Кавказа, — культура универсальная и терпимая к культурам других народов». Это также способствовало формированию интереса в России к дру­гим культурам, включению элементов этих культур, в первую очередь западноевропейской, в российскую. Многие нововведения Петра I могут служить тому яркой иллюстрацией. Ф.М. Достоевский описал эту черту русского национального характера очень точно: «Да, назна­чение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть и зна­чит только (в конце концов это подчеркните) стать братом всех лю­дей, всечеловеком, если хотите».

Применительно к переговорам, деловым отношениям это означа­ет прежде всего способность достаточно легко вести дела с предста­вителями различных стран и национальностей, умение чувствовать партнера, быть открытым к его переговорному стилю. Одновременно Д.С. Лихачев называет и другую черту — стремление доводить все «до крайностей, до пределов возможного». На переговорах это мо­жет проявиться по-разному: и как постоянное следование очень же­сткой позиции, и как неожиданное для партнера полное принятие его предложений. "Именно с этой чертой, видимо, связана такая осо­бенность поведения отечественных участников переговоров, подме­ченная американским автором Р. Смитом, как быстрая смена на­строений и установок в отношении партнера: то крайне дружеское расположение, то вдруг проявление официальности, исключающее любые личные симпатии. Вообще многими отмечалось, что эмоцио­нальная сторона является важной составной частью советского стиля ведения переговоров.

Обсуждая конкретную проблему, отечественные участники пере­говоров обращают внимание скорее на общие цели и относительно мало уделяют внимания тому, как их осуществлять, в то время как для иностранных партнеров именно эти вопросы достижения той или иной цели остаются ключевыми. Такое расхождение может за­тягивать выработку общих договоренностей, а в некоторых случаях и вообще вести к срыву переговоров.


При описании российского стиля делового общения следует обра­тить внимание на ряд особенностей, обусловленных недостатком опыта в этой области у многих российских предпринимателей.

Американский юрист и бизнесмен Кирк Ректор на одном из се­минаров в 1994 году высказал ряд практических рекомендаций предпринимателям России с целью повышения эффективности их деятельности, своего рода «десять заповедей для российских пред­принимателей».

1. Выдайте всем сотрудникам фирмы календарь встреч — это своеобразная
«карта времени» перед глазами.

Проинструктируйте работника, как им пользоваться. Он должен записывать в нем время каждой назначенной встречи, каждого планируемого мероприятия. Здесь же записываются и его обязательства, точное время их исполнения, а также обязательства, данные ему другими людьми.

2. Выдайте каждому сотруднику по записной книжке, с тем чтобы они
прекратили делать пометки на разрозненных клочках бумаги. Информация
должна быть сосредоточена в одном «носителе». Только тогда ей удобно пользо­
ваться и нет нужды тратить время на ее поиски.

3. Каждое утро, прежде чем на вас обрушится поток дел, уделите 15 минут
составлению плана на день, определив приоритеты:

группа «А» — дела, не терпящие отлагательств; группа «Б» — срочные дела, но их могут сделать ваши сотрудники; группа «С» — все те дела, необходимость выполнения которых пока «под вопросом» или которые могут подождать, пока вы не освободитесь.

4. Никогда не опаздывайте. Залог успешной работы бизнесмена — доверие
к нему партнеров по бизнесу. Если вы обещаете прибыть в 10.00, а появляетесь
в 10.15, это значит, что ваш партнер целых 15 минут подсчитывал, сколько у вас
недостатков. Возведите пунктуальность в подобие религиозного культа.

5. Стиль общения должен быть таким, чтобы избежать недопонимания. И
если задание не будет выполнено, следует задуматься боссу — как оно было
сформулировано.

6. Научитесь работать с телефоном.

Если фирма не отвечает на звонки и не обслуживает клиента во время и вежливо, она теряет деньги — часть вашего бизнеса уйдет к конкуренту. Вот не­которые правила, которые необходимо знать вашим сотрудникам на случай ве­дения беседы по телефону:

а) быстрота реакции имеет большое значение — снять трубку и ответить
необходимо после третьего звонка;

б) сняв трубку, следует назвать свою фирму, а затем поприветствовать своего
абонента;

в) переданную информацию следует записывать как можно подробнее;

г) если вы уходите на деловую встречу, предупредите секретаря, когда вы
сможете сделать ответный звонок тем, кто позвонит в ваше отсутствие. Всегда
«возвращайте» звонки. Это необходимое условие установления доверительных
отношений с партнерами и клиентами. Умейте «эффектно звонить» — это так
же важно, как и уметь правильно ответить. Телефонная беседа особенно важна в
малом бизнесе, когда возможности быстрого заработка налицо. При этом лучше
сначала посылать факс, а звонить на следующий день.


7. Умейте перепоручать дела другим служащим — это не означает «спих­
нуть» их. Наличие в вашей фирме менеджера предполагает, что вы умеете орга­
низовать «разделение труда». В идеале перепоручается распоряжение (то есть
право на распоряжение), а не само дело. Когда подчиненный ощущает ответст­
венность за определенный участок работы, он становится «сам себе менеджер».
Это пробуждает в нем инициативу и усиливает прочность деловых отношений.

Серьезной проблемой для руководителей в России является их неумение и боязнь наделять подчиненных правом принимать самостоятельные решения. Русские — великие труженики. Их единственный изъян — в «специфическом» отношении к проявлению инициативы, однако, отказавшись от сковывающих стереотипов, они, безусловно, реализуют свой неимоверный потенциал.

8. Личный пример — это вернейшее средство повысить эффективность ра­
боты.

9. Создавайте атмосферу, в которой каждый ориентирован на выполнение за­
дач и последующее вознаграждение В России отношения на работе строятся на ос­
нове негативной обратной связи: если человек работает хорошо, вознаграждения он
не получает, а если порученное дело «заваливает», его наказывают. В такой атмосфе­
ре от работника требуется минимальное умственное и физическое напряжение И
он думает не столько об эффективности своего труда, сколько о том, как ему избе­
жать наказания.

Преуспевающий российский предприниматель нового типа должен заинте­ресовать каждого работника результатами его труда Существует целый ряд сти­мулирующих факторов:

а) достижение цели, выполненное предназначение (здесь фирма играет роль,
которую раньше в России играло государство);

б) материальная заинтересованность;

в) чувство товарищества;

г) личное удовлетворение.

Самореализация занимает верхнюю строчку в списке мотивов деятельности. Люди, занимающиеся тем, что им по душе, всегда работают продуктивно. Мы на Западе превратили деловую мотивацию в своего рода искусство.

Менеджер обязан постоянно осуществлять «тонкую настройку» системы «план—вознаграждение».

10. Создавайте, развивайте и сохраняйте корпоративную культуру. Не скры­
вайте ни целей фирмы, ни ее ценностей. Создавайте атмосферу коллективизма, в
которой всех работников объединяет единство цели.

Еще одно, в чем отечественные предприниматели уступают ино­странным партнерам, — умение «вести торг». «Новые русские» за границей переплачивают за все колоссальные деньги именно в силу своей склонности заключать сделки не торгуясь, и даже не разузнав как следует реальные уровни цен. Иностранцы этим умело пользу­ются.

Строить деловые отношения с иностранным партнером, не учи­тывая его национальных особенностей, значит заранее осложнять ваше сотрудничество.

Так, при контактах российского предпринимателя с американцем следует избегать следующего.


1. Жаловаться на страну, в которой вы живете, жизнь, которую вы ведете,
правительство, стоящее у власти, и прочее, ибо, с точки зрения американца, вы
сами виноваты в том, что так живете, что у вас такое правительство, что у вас
такие законы. Поэтому не рассчитывайте на сочувствие.

2. Пускать пыль в глаза, попусту транжирить деньги и время. Для амери­
канца это крайнее проявление глупости.

3. Казаться легковесным и легковерным, что для американцев также явля­
ется свойствами недалеких людей.

4. Обнажать свою душу, поверять тайны, откровенничать. Все это покажет­
ся американцу пустым и неумным, ибо нельзя быть откровенным с тем, кого
недостаточно хорошо знаешь.

5. Быть излишне эмоциональным, суетливым, несдержанным, захлебываю­
щимся в словах. Американцы, как правило, спокойны, уравновешены, умеренны
и не склонны ко всяческим «излишествам».

6. Проявлять мечтательность, романтичность, казаться витающим в облаках.
Американцам такие черты характера кажутся попросту провинциальными.

7. Слишком усердствовать в том, чтобы понравиться, быть услужливым.
Американцам чужды эти черты. Но если они обнарркили их у вас — береги­
тесь: американцы могут использовать ваше сверхусердие (часто весьма элегант­
но) в своих целях.

8. Хвалить все американское без разбора. Американцы трезвы, и при всем
своем патриотизме, вполне реалистически и порой с чувством юмора смотрят на
свои недостатки.

9. Пытаться перехитрить американца, ^га затея заведомо обречена на про­
вал и чревата для вас непредсказуемыми последствиями.

 

10. Демонстрировать свое превосходство над американцами в чем бы то ни
было (знания, умение что-либо делать и та). Американцы за многие десятиле­
тия своей истории привыкли чувствовать себя первыми. У них на этот счет свой
«комплекс». Не следует лишать их этой иллюзии.

11. В соответствии с вышесказанным не следует учить американца. Он как
вежливый человек вас горячо поблагодарит, но ему это не понравится.

12. Утверждать, что вы настолько много работаете, что вам приходится тру­
диться в выходные дни и праздники. Подобное откровение приведет американ­
ца к мысли, что вы не умеете работать и не умеете отдыхать.

13. Стесняться или стыдиться своей национальности. Американцы — нация
эмигрантов, и они, как правило, помнят и даже часто культивируют все связан­
ное со своими предками, прибывшими в Америку много лет назад.

14. Интересоваться доходами американца. Вопросы подобного рода могут
быть расценены как крайне бестактные в силу своей интимности.

В нынешней России предприниматели вошли в число ключевых фигур общества.

Каковы же существенные социально-экономические роли, кото­рые исполняют в реальной жизни те или иные предприниматели? Рассмотрим лишь наиболее заметные из них.

Производитель — лицо, изготавливающее товар или предостав­ляющее услугу с целью получения прибыли.

Коммерсант — лицо, занимающееся торговлей (коммерцией).



Инвестор — частный предприниматель, организация или госу­дарство, осуществляющие долгосрочное вложение капитала в какое-либо дело, предприятие с целью получения прибыли.

Партнер — участник совместной деятельности в экономической сфере, в производстве, торговле, сбыте, совместном предпринима­тельстве.

Доверитель — физическое или юридическое лицо, назначаемое арбитражем или избираемое на собрании кредиторов, для управле­ния имуществом банкрота на период ликвидации или реорганизации его предприятия; тот, кто выдал кому-либо доверенность.

Спонсор — лицо или предприятие, участвующее в финансирова­нии каких-либо мероприятий безвозмездно или частично безвоз­мездно.

Менеджер — наемный управляющий, обладающий высокими профессиональными знаниями, человек, который организует конкрет­ную работу, руководствуясь современными методами управления.

Контрагент — каждая из сторон в договоре по отношению друг к другу.

Посредник — лицо (фирма), стоящее между производителем и потребителями товаров и содействующее обращению товаров.

Комиссионер — посредник в сделках; физическое или юридиче­ское лицо, совершающее за обусловленное вознаграждение сделки от своего имени, но в пользу и за счет поручившего их.

Поверенный — лицо, имеющее полномочия на совершение ка­ких-либо действий; лицо, занимающееся вед



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.253.21 (0.015 с.)