Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современное состояние российской деловой и общественной жизни↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
егодня предпринимательство, основанное на частной собственности и личном интересе, — неотъемлемая и важнейшая часть современной экономики России. Далеко не просто происходит становление предпринимательства. Наряду с объективными причинами, затрудняющими цивилизованный бизнес в России, есть немало субъективных факторов, осложняющих деловую жизнь, представляющих имидж предприимчивого человека в искаженном виде. Многие из аспектов современной российской деловой культуры не могли сформироваться в прежней системе, а складывались стихийно в процессе перестройки экономики. Несовпадение стандартов российской деловой культуры с общемировыми наносит ущерб репутации российского бизнесмена. Остановить развитие отрицательных тенденций возможно лишь при условии улучшения социально-политической обстановки, совершенствования законодательства, а также целенаправленной разработки системы практических мероприятий по формированию надлежащей деловой культуры отечественных предпринимателей. Существует целый ряд факторов, тормозящих развитие российской деловой культуры: незначительный опыт ведения дел в условиях рынка; несовершенное законодательство; отсутствие политической стабильности; переходный характер экономики; ее криминализация. Влияют на этот процесс и социокультурные факторы: исторически сложившиеся традиции, психология, привычки, склад ума. В России формирование нового экономического законодательства идет медленно, неровно, а уж приобретение нового опыта в сфере делового общения, переход от привычек, накопленных в условиях командно-административной системы, к привычкам, необходимым для эффективного ведения дел в современной развитой экономической системе, — процесс еще более длительный и стихийный. Деловая культура современных российских предпринимателей находится в процессе становления. Она представляет собой довольно пеструю смесь стереотипов поведения, перенесенных из эпохи командной экономики, заимствований из западной деловой культуры и не вполне оформившихся «правил игры», еще только складывающихся в процессе перехода России к подлинно рыночной экономике2. Состояние деловой культуры во многом определяется отношением предпринимателей к правовым нормам. Важным элементом всей российской хозяйственной деятельности и деловой культуры является отсутствие привычки строго следовать букве закона. Это вовсе не означает, что предпринимательство сплошь проникнуто криминальным духом. Разумеется, существует и предпринимательство чисто криминального толка. Но для большинства деловых людей речь идет скорее о другом. Не выходя в чисто криминальные области, они постоянно действуют в так называемых серых, или полулегальных, зонах. Большинство хозяйственников предпочли бы соблюдать законы, но фактически они вынуждены обходить их во множестве случаев, когда нормативные установления существенно ущемляют их интересы (наиболее распространенный случай — уклонение от уплаты многочисленных налогов и сборов). По опросным данным, семеро из 10 руководителей предприятий стараются «по возможности» не нарушать закон (это означает, что если обстоятельства складываются не слишком благоприятно, им приходится его обходить). Несовершенство и противоречивость самого хозяйственного законодательства дают массу возможностей для уклонения от соблюдения закона. Невозможность следовать всем разноречивым законодательным положениям служит для предпринимателя оправданием собственных нарушений. Суд и Арбитражный суд не признаются эффективными средствами разрешения конфликтных ситуаций (они зачастую и не являются таковыми). К судебным и арбитражным органам предприниматели обращаются относительно редко, поскольку постановления этих инстанций выполняются, как правило, с длительными задержками либо не выполняются вовсе. Сила неформальных отношений. Вследствие того, что хозяйственная деятельность разворачивается в полуправовом контексте, существенно усиливается роль неформальных экономических отношений. Слабость юридического подкрепления деловых контактов и редкое реальное применение санкций против нарушителей порождают столь хорошо известное нам российское пренебрежение к 2 В этом разделе использованы материалы из кн.: Национальная программа «Российская деловая культура». М., 1997. 9 Зак. 120
«формальностям». В итоге письменные договоры (контракты) не имеют безусловной силы и беспрепятственно нарушаются при возникновении «объективных обстоятельств». Одновременно с этим чрезвычайно возрастает роль личных связей, разного рода обменов деловыми и личными услугами. В результате значительная часть экономики остается вне поля зрения как общественного мнения, так и государственного контроля. Хотя экономика держится именно на этом, далеко не эфемерном сплетении неформальных связей. Неформальная экономика является прямым наследием советского периода, когда она следовала тенью за каждым административным предписанием, тем самым придавая командной экономике недостающую ей, пусть относительную, гибкость и жизнеспособность. Избирательная этика в деловых отношениях. Если говорить о деловой этике как совокупности общепринятых универсальных норм выполнения деловых обязательств, соблюдении «правил игры», то подобный «кодекс чести» современного российского предпринимательства, судя по всему, еще не сложился. В то же время этические нормы формируются «локально», в определенных сегментах рынка и в рамках неформальных деловых объединений. Иными словами, со «своими» все же принято вести себя порядочно. В отношении же «чужих» считается допустимым не проявлять особой щепетильности. Подобная избирательность применения этических норм характерна для раннего предпринимательства вообще, особенно если оно формируется в «стесненных» условиях. А новое российское предпринимательство как раз и находится в подобном положении. Необязательность в выполнении договоров является одной из наиболее острых проблем сегодняшних деловых отношений. По опросу участников Первого Всероссийского съезда представителей малых предприятий (февраль 1996 г.), абсолютному большинству представителей малого бизнеса (более 9/10) приходится сталкиваться с нарушением деловых обязательств со стороны партнеров, при этом более половины (52,0%) считают это нередким явлением, а 41,2% руководителей считают, что такие нарушения совершаются часто. В качестве оправдания принято апеллировать к объективным внешним обстоятельствам (каковые всегда находятся), даже в тех случаях, когда предприниматель сам нарушает взятые обязательства. Партнерам в подобных случаях часто приписываются негативные деловые или моральные качества (неорганизованность, нечистоплотность). Так, большинство предпринимателей жалуются на необязательность деловых партнеров. В то же время из ответов на вопрос о том, как часто респонденты сами нарушают данные ими обязательства (разумеется, Использование силовых методов. Образование сетей неформальных хозяйственных отношений определяет не только зоны ответственности, но и способы принуждения к выполнению деловых обязательств. Важную часть механизмов такой поддержки составляют силовые методы. По последним данным, каждый четвертый (26,2%) руководитель малого предприятия считает, что случаи силовых вымогательств и угроз часты, еще более половины (57,1%) считают это нередким явлением и только 16,7% опрошенных говорят, что подобные явления в малом бизнесе отсутствуют. Распространение силового воздействия в хозяйственных отношениях между предприятиями одного уровня явление относительно новое, неизвестное в предшествующий советский период. При этом речь идет не только о криминогенных факторах. Во многих случаях насилие применяется как замещение утерянных инструментов вертикального давления на партнеров (в том числе давления через партийные органы). Это своего рода «компенсация» за утрату административной защиты. В период перестройки было немало разговоров о поборах, которыми рэкетиры облагали новые хозяйственные структуры. Сегодня ситуация в корне не изменилась, но произошло серьезное смещение акцентов. Речь уже идет не о рэкете, а об организованной охране, предоставляемой на коммерческой основе правоохранительными органами, специальными частными агентствами или криминальными группировками, обеспечивающими так называемые крыши. Бизнесмены охотнее оплачивают услуги «своих», нежели платят «чужим». Профессиональные охранные группы также широко используются для выяснения отношений с недобросовестными и необязательными партнерами и клиентами. В условиях отсутствия действенного законодательного и судебного регулирования силовые методы стали принятым элементом хозяйственных отношений. «Брак по расчету» с властями. Отношения с представителями власти (федеральной или местной, в зависимости от масштабов предприятия) — один из самых больных вопросов российского предпринимательства. Власти являются объектом непрекращающейся жесткой критики со стороны предпринимателей, но зависимость от их решений — разрешений или запретов, порядка распределения ресурсов и льгот, — как правило, высока. Коррупция традиционно ставится предпринимателями и экспертами на первое место среди незаконных хозяйственных действий. По результатам последнего оп- роса, 9/10 руководителей малых предприятий обращают внимание на наличие чиновничьих вымогательств, в том числе на частые вымогательства указывают 40,7%. И лишь 9,4% руководителей не наблюдают их в хозяйственной практике. Отношения с властями, таким образом, трудно назвать партнерскими. Скорее, это отношения вынужденного сотрудничества. Независимость и отстраненность от политики. Несмотря на обилие партий и специальных организаций, призванных защищать предпринимательские интересы, большинство предпринимателей демонстрируют отстраненность от политики, подчеркивают свою независимость и приоритет бизнеса как чисто профессионального занятия. Специфической чертой отечественных предпринимателей является также то, что вместо организованного лоббирования групповых интересов посредством союзов и ассоциаций они гораздо чаще используют свои индивидуальные связи в органах управления, вплоть до прямого подкупа чиновников. Например, среди малых предприятий лишь 17% входят в региональные объединения и 10% — в общероссийские предпринимательские союзы. 58% руководителей заявляют о нежелании вступать в какие-либо объединения. Не случайно, 91,3% опрошенных на уже упоминавшемся Первом Всероссийском съезде представителей малых предприятий заявили, что предприниматели сами лоббируют свои интересы. На лоббирующие усилия предпринимательских союзов и органов власти указали соответственно лишь 4,9 и 2,7%. Этим предпочтением внеинституциональ-ного лоббирования и объясняется во многом демонстративная отстраненность предпринимателей от политики в ее публичной сфере. Создание «команд» и централизация управленческих функций. В деловых отношениях высоко ценятся взаимное доверие и личная преданность. Предприниматели редко имеют дело с совершенно незнакомыми людьми, когда разворачивают дело. Большинство предпочитает привлекать своих родственников, друзей, знакомых или использовать механизм личных рекомендаций и на этой основе формировать свою доверенную «команду». Лишь каждому восьмому приходится связываться в деле организации предприятия с совершенно новыми или малознакомыми людьми. Предприниматель стремится сосредоточить в своих руках (или в руках небольшой команды) максимум функций и полномочий — управленческих и собственнических. Те, кто объединяют в своем лице высшее хозяйственное руководство, роль основного организатора и, по крайней мере, одного из собственников предприятия, составляют не менее половины от общего числа руководителей негосударственных предприятий. Технократизм и патернализм руководства. При анализе стилей руководства хозяйственными предприятиями обращают на себя внимание сохранившиеся от советского периода элементы технократизма, ставившего производственно-технологические вопросы выше экономических, а последние — выше социальных. Причем советский технократизм имел милитаристский оттенок, чему способствовало обилие режимных учреждений. Речь, таким образом, идет об отношении к подчиненным как к трудовой армии, мобилизуемой с помощью полувоенной дисциплины. Впрочем, этот порядок дополняется и смягчается политикой патернализма, сочетающей достаточно жесткие авторитарные методы управления с проявлением «отеческой заботы» о подчиненных в виде неформальной помощи, различных льгот и поблажек. Трудоголизм. Поддержание централизованного контроля требует немалых сил. Возник своеобразный культ хронической занятости предпринимателей, призванных работать «на грани инфаркта». Их рабочий день в среднем достигает 11 часов при шестидневной рабочей неделе. Не менее 1/4 предпринимателей можно со всеми основаниями отнести к «трудоголикам». При этом чем выше уровень руководителя, тем длиннее его рабочий день, тем чаще у него исчезает разница между буднями и выходными. Эта поглощенность работой, хотя и вызывает уважение, отчасти обусловлена тем, что управленческие функции слабо дифференцированы. Руководитель привык сам вникать во все крупные и мелкие дела, а подчиненные обычно бегают к первым лицам практически по любому вопросу. В результате, свободного времени, как правило, остается не так много. И способы проведения досуга пока достаточно традиционны. В основном они связаны с пассивным времяпрепровождением в кругу семьи (телевизор, чтение, домашнее хозяйство). Вместе с тем в использовании свободного времени появились и качественно новые элементы (например, проведение отпуска за границей). Повышенная склонность к риску и диверсификация деятельности. Риск является тяжелым бременем для любого предпринимателя (кроме особого типа — «игроков»). Однако ситуация, в которой развивается российский бизнес, приучает предпринимателей к неизбежности повышенного риска. Деловым людям присуща смелость, с которой они разворачивают новые, достаточно масштабные проекты зачастую без детального планирования и должной подготовки. Испытанным способом распределения и снижения риска служит диверсификация хозяйственной деятельности. Зачастую она является вынужденной стратегией борьбы за элементарное выживание. Одна- ко необходимость браться одновременно за множество разнородных проектов, порою переходящая во всеядность, нередко приводит к разбросанности усилий. При этом у предпринимателей обнаруживается склонность считать себя специалистами во всем и демонстрировать пренебрежительное отношение к экспертному знанию. Если при этом им удается добиться успеха, то такая позиция еще больше укрепляется. Высокая степень адаптации и быстрота реакции. Привычка бороться за выживание, жить в постоянном напряжении порождает изобретательность и умение выходить из безысходных ситуаций. Адаптационные способности российских предпринимателей проявились, в частности, в успешной деятельности за пределами России, в быстром освоении чужих деловых правил и норм поведения зачастую при плохом знании иностранных языков. Типичный российский предприниматель — блестящий мастер ситуативных решений. Он погружен в текучку и суету, обеспокоен проблемами выживания, сиюминутного функционирования и быстрой экспансии. Состояние общей неопределенности и неуверенности в завтрашнем благополучии способствует, конечно, утверждению именно таких ориентации. Разработка долгосрочных стратегий собственной деятельности зачастую просто не считается реальным делом и на нее не отводится специального времени. Это не означает, что предприниматель не принимает решений, касающихся общих вопросов роботы предприятия, просто их обдумывание совершается «на ходу», «между делами». Отношение к благотворительности. Богатые традиции дореволюционной филантропической деятельности российских предпринимателей хорошо известны. Отношение сегодняшних деловых людей к благотворительности достаточно сдержанное. Впрочем, и налоговое законодательство не стимулирует иного отношения. Среди благотворительных акций на первый план отчетливо выдвигается помощь детям, поддержка малообеспеченных и нетрудоспособных, развитие медицинских услуг. Соответственно детские и медицинские учреждения получают самое большое число пожертвований. При этом прямая адресная поддержка, как правило, оказываемая личным знакомым, предпочитается сотрудничеству со специальными благотворительными фондами, которые большей частью не внушают особого доверия. Зачастую имеет место «залихватская» благотворительность, связанная с растрачиванием огромных сумм на разовые акции без какой-либо серьезной цели, рассчитанной на сколько-нибудь долгосрочный эффект, а иногда преследуются чисто рекламные цели. По-
рой благотворительность становится вынужденной — местные власти попросту заставляют выделять средства на социальную сферу и коммунальное хозяйство. Но в целом благотворительность, направленная на нужды, связанные с охраной жизни и здоровья занимает довольно важное место. Пиетет к иностранцам и гостеприимство. Отношение к партнерам, оказавшимся в качестве гостей на предприятии, не стеснено обычно рамками протокола. Для российского предприниматели характерны традиции хлебосольства, выходящие за пределы чисто деловой необходимости. Традиционной чертой российской деловой культуры можно считать и подчеркнутое уважение к представителям дальнего зарубежья. Поиск зарубежных партнеров рассматривается не только как источник серьезных материальных вложений, но и как символ делового престижа предприятия. Пиетет к иностранцам сохраняется, несмотря на зачастую негативный опыт общения с иностранными партнерами. В зоне довольно неопределенных установок находятся и религиозные ориентации предпринимателей. Десятилетия усилий по атеистической пропаганде не прошли даром. Несмотря на то что сегодняшняя демонстрация религиозных чувств нечто большее, чем просто мода1, глубоко верующих среди предпринимателей, как и среди прочих групп населения, все равно немного. По эмпирическим данным верующими людьми считают себя лишь чуть более трети предпринимателей. Еще почти каждый четвертый затрудняется с ответом. А регулярно соблюдают религиозные обряды лишь считанные единицы. В формировании норм экономического поведения ведущая роль остается за иными, социокультурными и этническими факторами. Высокое значение образования как ценности. Основную часть российских предпринимателей характеризует высокая образованность, хотя образование часто является «не профильным». Несмотря на заявления о том, что главное в работнике сегодня — не диплом, а реальная квалификация, предприниматели уделяют особое внимание обучению собственных детей, для которых родители тщательно выбирают лучшие детские сады и школы, а для получения дальнейшего образования стремятся послать их за рубеле Слабо выраженное потребительство. Потребительство в узком смысле не является выраженной чертой предпринимательской культуры в России. Многие достаточно обеспеченные люди выказывают скромность и умеренность в личном потреблении. Распространенные случаи показного расточительства в первую очередь преследуют цель повысить престиж. Более всего российские предприниматели расположены к сохранению привычного уклада жизни и работы, а не к бездумной погоне за наслаждениями. Судя по их высказываниям, они также в большей степени обеспокоены упрочением своих социальных позиций, нежели материальным вознаграждением как таковым. Впрочем, материальные требования, судя по всему, имеют большее значение, нежели пытаются показать сами предприниматели. Однако чаще всего это связано со стремлением оказать поддержку родным и близким, а также с необходимостью развивать собственное дело. Каковы же суть делового общения и этика бизнеса в «нашей» российской предпринимательской среде? Налаживание экономических связей с зарубежными партнерами осложняется такими объективными факторами, как нестабильность политической ситуации в стране и затянувшаяся неконвертируемость рубля. Кроме того, существует целый ряд субъективных причин, делающих сегодня отечественный бизнес ущербным. Во-первых, практически полное отсутствие у наших предпринимателей традиций и привычки услужить, обслужить, наиболее очевидно проявляющееся у работников сферы сервиса. Не случайно при наборе персонала в многочисленные совместные предприятия (магазины, кафе, отели) обязательным требованием к претендентам является отсутствие опыта работы в государственной торговле, общественном питании, гостиничном хозяйстве. Во-вторых, комплекс «неполноценности», покорность, боязнь пойти «до конца», рискуя по-крупному. Психология не победителя, а вечно проигрывающего до начала игры. И вместе с тем — надежда на почти мгновенное сказочное улучшение дел без расчета на собственные силы и упорство. В-третьих, рабская агрессивность, нетерпимость, нездоровое желание «растоптать», унизить. Иностранцы отмечают повышенную конфликтность наших людей, нежелание искать компромиссы. В-четвертых, отчетливо выраженная у наших бизнесменов психология рантье, объясняющаяся, с одной стороны, низким уровнем жизни, а с другой — неуверенностью в завтрашнем дне. В-пятых, стремление к ограничению конкуренции, монополизму с опорой на «блат». В-шестых, отсутствие имиджа делового человека, что проявляется в стиле мышления, манере одеваться, вести себя. На Западе много внимания уделяется тому, чтобы произвести хорошее впечатление. С человеком, неопрятно одетым, просто дело иметь не станут. На формирование отечественного стиля поведения и общения с иностранными партнерами в первую очередь оказывают влияние черты русского национального характера. Описывая особенности русского национального характера, академик Д.С. Лихачев подчеркивает, что в течение многих веков Россия находилась на перекрестке торговых путей, идущих с севера на юг (от Балтийского моря к берегам Средиземноморья — «из варяг в греки») и с запада на восток (из Европы в Китай и Индию). В результате «русская культура уже по одному тому, что она включает в свой состав культуры десятков других народов и издавна была связана с соседними культурами Скандинавии, Византии, южных и западных славян, Германии, Италии, народов Востока и Кавказа, — культура универсальная и терпимая к культурам других народов». Это также способствовало формированию интереса в России к другим культурам, включению элементов этих культур, в первую очередь западноевропейской, в российскую. Многие нововведения Петра I могут служить тому яркой иллюстрацией. Ф.М. Достоевский описал эту черту русского национального характера очень точно: «Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть и значит только (в конце концов это подчеркните) стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите». Применительно к переговорам, деловым отношениям это означает прежде всего способность достаточно легко вести дела с представителями различных стран и национальностей, умение чувствовать партнера, быть открытым к его переговорному стилю. Одновременно Д.С. Лихачев называет и другую черту — стремление доводить все «до крайностей, до пределов возможного». На переговорах это может проявиться по-разному: и как постоянное следование очень жесткой позиции, и как неожиданное для партнера полное принятие его предложений. "Именно с этой чертой, видимо, связана такая особенность поведения отечественных участников переговоров, подмеченная американским автором Р. Смитом, как быстрая смена настроений и установок в отношении партнера: то крайне дружеское расположение, то вдруг проявление официальности, исключающее любые личные симпатии. Вообще многими отмечалось, что эмоциональная сторона является важной составной частью советского стиля ведения переговоров. Обсуждая конкретную проблему, отечественные участники переговоров обращают внимание скорее на общие цели и относительно мало уделяют внимания тому, как их осуществлять, в то время как для иностранных партнеров именно эти вопросы достижения той или иной цели остаются ключевыми. Такое расхождение может затягивать выработку общих договоренностей, а в некоторых случаях и вообще вести к срыву переговоров. При описании российского стиля делового общения следует обратить внимание на ряд особенностей, обусловленных недостатком опыта в этой области у многих российских предпринимателей. Американский юрист и бизнесмен Кирк Ректор на одном из семинаров в 1994 году высказал ряд практических рекомендаций предпринимателям России с целью повышения эффективности их деятельности, своего рода «десять заповедей для российских предпринимателей». 1. Выдайте всем сотрудникам фирмы календарь встреч — это своеобразная Проинструктируйте работника, как им пользоваться. Он должен записывать в нем время каждой назначенной встречи, каждого планируемого мероприятия. Здесь же записываются и его обязательства, точное время их исполнения, а также обязательства, данные ему другими людьми. 2. Выдайте каждому сотруднику по записной книжке, с тем чтобы они 3. Каждое утро, прежде чем на вас обрушится поток дел, уделите 15 минут группа «А» — дела, не терпящие отлагательств; группа «Б» — срочные дела, но их могут сделать ваши сотрудники; группа «С» — все те дела, необходимость выполнения которых пока «под вопросом» или которые могут подождать, пока вы не освободитесь. 4. Никогда не опаздывайте. Залог успешной работы бизнесмена — доверие 5. Стиль общения должен быть таким, чтобы избежать недопонимания. И 6. Научитесь работать с телефоном. Если фирма не отвечает на звонки и не обслуживает клиента во время и вежливо, она теряет деньги — часть вашего бизнеса уйдет к конкуренту. Вот некоторые правила, которые необходимо знать вашим сотрудникам на случай ведения беседы по телефону: а) быстрота реакции имеет большое значение — снять трубку и ответить б) сняв трубку, следует назвать свою фирму, а затем поприветствовать своего в) переданную информацию следует записывать как можно подробнее; г) если вы уходите на деловую встречу, предупредите секретаря, когда вы 7. Умейте перепоручать дела другим служащим — это не означает «спих Серьезной проблемой для руководителей в России является их неумение и боязнь наделять подчиненных правом принимать самостоятельные решения. Русские — великие труженики. Их единственный изъян — в «специфическом» отношении к проявлению инициативы, однако, отказавшись от сковывающих стереотипов, они, безусловно, реализуют свой неимоверный потенциал. 8. Личный пример — это вернейшее средство повысить эффективность ра 9. Создавайте атмосферу, в которой каждый ориентирован на выполнение за Преуспевающий российский предприниматель нового типа должен заинтересовать каждого работника результатами его труда Существует целый ряд стимулирующих факторов: а) достижение цели, выполненное предназначение (здесь фирма играет роль, б) материальная заинтересованность; в) чувство товарищества; г) личное удовлетворение. Самореализация занимает верхнюю строчку в списке мотивов деятельности. Люди, занимающиеся тем, что им по душе, всегда работают продуктивно. Мы на Западе превратили деловую мотивацию в своего рода искусство. Менеджер обязан постоянно осуществлять «тонкую настройку» системы «план—вознаграждение». 10. Создавайте, развивайте и сохраняйте корпоративную культуру. Не скры Еще одно, в чем отечественные предприниматели уступают иностранным партнерам, — умение «вести торг». «Новые русские» за границей переплачивают за все колоссальные деньги именно в силу своей склонности заключать сделки не торгуясь, и даже не разузнав как следует реальные уровни цен. Иностранцы этим умело пользуются. Строить деловые отношения с иностранным партнером, не учитывая его национальных особенностей, значит заранее осложнять ваше сотрудничество. Так, при контактах российского предпринимателя с американцем следует избегать следующего. 1. Жаловаться на страну, в которой вы живете, жизнь, которую вы ведете, 2. Пускать пыль в глаза, попусту транжирить деньги и время. Для амери 3. Казаться легковесным и легковерным, что для американцев также явля 4. Обнажать свою душу, поверять тайны, откровенничать. Все это покажет 5. Быть излишне эмоциональным, суетливым, несдержанным, захлебываю 6. Проявлять мечтательность, романтичность, казаться витающим в облаках. 7. Слишком усердствовать в том, чтобы понравиться, быть услужливым. 8. Хвалить все американское без разбора. Американцы трезвы, и при всем 9. Пытаться перехитрить американца, ^га затея заведомо обречена на про
10. Демонстрировать свое превосходство над американцами в чем бы то ни 11. В соответствии с вышесказанным не следует учить американца. Он как 12. Утверждать, что вы настолько много работаете, что вам приходится тру 13. Стесняться или стыдиться своей национальности. Американцы — нация 14. Интересоваться доходами американца. Вопросы подобного рода могут В нынешней России предприниматели вошли в число ключевых фигур общества. Каковы же существенные социально-экономические роли, которые исполняют в реальной жизни те или иные предприниматели? Рассмотрим лишь наиболее заметные из них. Производитель — лицо, изготавливающее товар или предоставляющее услугу с целью получения прибыли. Коммерсант — лицо, занимающееся торговлей (коммерцией). Инвестор — частный предприниматель, организация или государство, осуществляющие долгосрочное вложение капитала в какое-либо дело, предприятие с целью получения прибыли. Партнер — участник совместной деятельности в экономической сфере, в производстве, торговле, сбыте, совместном предпринимательстве. Доверитель — физическое или юридическое лицо, назначаемое арбитражем или избираемое на собрании кредиторов, для управления имуществом банкрота на период ликвидации или реорганизации его предприятия; тот, кто выдал кому-либо доверенность. Спонсор — лицо или предприятие, участвующее в финансировании каких-либо мероприятий безвозмездно или частично безвозмездно. Менеджер — наемный управляющий, обладающий высокими профессиональными знаниями, человек, который организует конкретную работу, руководствуясь современными методами управления. Контрагент — каждая из сторон в договоре по отношению друг к другу. Посредник — лицо (фирма), стоящее между производителем и потребителями товаров и содействующее обращению товаров. Комиссионер — посредник в сделках; физическое или юридическое лицо, совершающее за обусловленное вознаграждение сделки от своего имени, но в пользу и за счет поручившего их. Поверенный — лицо, имеющее полномочия на совершение каких-либо действий; лицо, занимающееся вед
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.253.21 (0.015 с.) |