Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учитывайте, что когда доминируют эмоции, чело-Содержание книги Поиск на нашем сайте
Веку непросто отвечать за свои слова и поступки. Пытайтесь придерживаться многоальтернативного подхода и, настаивая на своей правоте, не отвергайте аргументацию другой стороны, задав себе вопрос: «Разве я никогда не ошибаюсь?». Старайтесь перенести центр тяжести с отношений на проблему, имея в виду вопрос «Что будет, если выход из проблемы не будет найден?». При обоюдном раздражении и агрессивности, най д ите способ снизить напряжение и «выпустить пар». Но если контроль над собой потерян, попытайтесь замолчать, не требуя этого от партнера. Ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке, этим вы обяжете и партнера к ответной реакции. Предложите партнеру встать на ваше место. Это способствует переключению собеседника с эмоций | на осмысление ситуации. Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстри- руйте свое превосходство. He обвиняйте другую сторону и не приписывайте только ей ответственность за возникшую ситуацию. Независимо от результатов разрешения противо- речий старайтесь не разрушить сложившиеся отно- шения. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Причины возникновения конфликта. 2. Дайте типологию конфликтов. 3. Охарактеризуйте стадии и структуру межличностных конфликтов. 4. Расскажите о путях разрешения конфликтов. 5. Какие правила поведения в условиях конфликта вы взяли бы на вооружение? Литература ■-■■;. ■<■•< Зшерт В., Ланг А. Руководитель без конфликтов. М., 1990.- Корнелиус Х-, Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М., 1992. Фишер Р., Юри у. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., 1990. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. Хорни К. Невротическая личность нашею времени. М., 1993.
5 Зак. 120
ля успешного делового общения каждому предпринимателю не-;
обходимо владеть приемами поиска партнеров. Прежде всего на каждой фирме должна быть создана служба, занимающаяся исследованием внешнего рынка и ежемесячно предоставляющая регулярные отчеты с информацией о конкурентах и предполагаемых партнерах. Важно получать нужные сведения и при этом не казаться партнеру назойливым Не следует избегать представителей конкурирующей фирмы, наоборот, полезно искать встреч с ними, чтобы оценить их стратегию и действия, проанализировать их сильные и слабые стороны. Исследование основных компонентов деятельности потенциального партнера (стоимость, сервисное обслуживание, размеры предприятия и тд.) позволяет получить представление о его имидже в целом. Необходимо также выяснить, какие возможности вы можете использовать, учитывая минусы и плюсы партнера (достичь обоюдного согласия, извлечь из ваших контактов максимальную выгоду). Большую часть информации можно получить из ежегодников, в которых публикуются данные об элите бизнеса. Кроме того, часть информации содержится в рекламных изданиях, в газетных публикациях, в других средствах массовой информации. Этот, так называемый легальный сбор информации о предполагаемых партнерах необходим для благополучного делового общения. Существует также другой способ — нелегальный, заключающийся в шпионаже, в прослушивании телефонных линий, установке жучков в офисе и т.п. Этот способ обычно применяют для сбора компрометирующих материалов о противнике, для выявления его слабых мест. Для компрометации противника также довольно часто используют скандальную хронику в средствах массовой информации, поскольку это сильно бьет по имиджу (хотя иногда может и послужить своего рода рекламой, например в шоу-бизнесе). При первом контакте потенциального партнера сажают на равных напротив себя. В этой позиции необходимо разделение территории: нельзя класть бумаги на сторону партнера, переходить невидимую черту, которая делит стол пополам. Кроме того, с боку стола вы можете, если это нужно, посадить эксперта. Ни в коем случае нельзя принимать гостя, сидя на месте руководителя за деловым столом, за которым обычно проходят беседы и совещания с сотрудниками. Раздельная позиция в течение встречи может меняться в зависимости от того, как изменяются отношения между потенциальными партнерами. Если оба готовы к сотрудничеству, один из участников может пересесть на боковую сторону, т.е. психологически они уже не по разные стороны стола и не с разными интересами. Если же партнеры переместились оба на одну сторону, скорее всего они уже занимаются делением будущей совместной прибыли, обсуждают общие интересы. Первый визит может проходить как знакомство, визит вежливости, когда руководители беседуют один на один. Такой разговор обычно длится недолго — 20—30 минут. Если же это не визит вежливости, а деловая беседа, которая длится более двух часов, необходим перерыв для снятия нервного напряжения и отдыха обеих сторон. Желательно в перерыве предложить гостю чай или кофе. Самое почетное место для гостя — это мягкий диван, справа от хозяина. В деловом общении, особенно при первом контакте, важно определить круг вопросов, которые должны быть обсуждены. При этом начать беседу, особенно при визите вежливости, можно с тем, не связанных с конкретным делом, например с вопросов о впечатлениях вашего потенциального партнера о городе. При первом контакте непременно поддерживайте вежливый, спокойный, деловой тон. Если гость иностранец, нельзя критиковать политику, нравы, традиции его страны. Вы не должны допустить, чтобы ваш визави во время беседы ска Одним из непременных атрибутов делового общения, который Едва ли партнер, особенно зарубежный, посчитает вас солидным бизнесменом, обнаружив на преподнесенной вами визитной карточке домашний адрес и домашний телефон. Обилие информации на карточке, «пестрота» ее дизайна также будут свидетельствовать против вас: значит, вы человек малоизвестный. (Кстати, даже если это и не так, не нужно спешить с «подтверждением» в своей визитной карточке. Недостающие сведения о себе всегда можно сообщить в процессе деловых переговоров.) Плохо, если самым крупным шрифтом на вашей карточке будет набрано название организации, к которой вы имеете непосредственное отношение (в качестве ее президента, генерального директора или рядового менеджера), а не ваши имя, отчество и фамилия. Визитная карточка должна представлять лично вас, а не фирму, в которой вы работаете. Написание более крупным шрифтом ваших фамилии и имени, а более мелким — наименования фирмы подчеркивает ваше достоинство как делового человека. Указывайте номера всех телефонов, которые имеются в вашем кабинете, а также номер телефона секретаря. Наличие двух-трех телефонов говорит о солидности фирмы. Не сообщайте в карточке все ваши должности и мыслимые и немыслимые звания, коих вы вполне, быть может, заслуженно добились в жизни. Длинный «послужной список» говорит о вашей неуверенности в себе как руководителе и даже, если угодно, — о плохо скрытом комплексе неполноценности. Специалисты полагают, что не имеет особого значения, где размещен фирменный знак, эмблема или логотип вашей фирмы — в левом верхнем углу визитной карточки, с левой стороны посередине (так любят делать некоторые американские бизнесмены) или сверху по центру карточки. Важно, чтобы этот логотип не был слишком крупным, фокусируя тем самым на себе все внимание получателя визитной карточки. Затем пишутся фамилия, имя, отчество (последнее — обязательно в русском тексте карточки, в английском отчество либо опускают, либо, что предпочтительнее, ставят одну первую букву отчества). Ниже — должность. В левом нижнем углу в столбик помещаются номера телефонов. Адрес — внизу справа. Такая последовательность заполнения карточки вошла в практику в деловом мире. Визитную карточку лучше всего печатать на плотной мелованной бумаге — белой, кремовой или чуть-чуть тонированной. Это то, что в свете называется «Bon ton» — хороший вкус. Не следует экономить, делая ее из простой бумаги. Использовать нетрадиционные материалы (металлическую пленку, например), конечно же, не возбраняется, но не нужно забывать, что эстетика визитной карточки воспринимается, Соотношение цвета текста и цвета карточки предпочтительно черно-белое. Это — классический вариант, хотя допустимы и другие цветовые соотношения. Все же на карточке не должно быть более трех цветов, иначе она выглядит безвкусно, пестро. Формат современной визитной карточки варьируется в диапазоне от 40x60 до 60x100 мм. В разных странах приняты различные стандарты. В России применяют европейский — 50x90 мм (На него, кстати, рассчитано большинство альбомов для карточек.) Располагать текст на визитной карточке специалисты по дизайну рекомендуют горизонтально, вдоль длинной стороны. Это строго и элегантно — тот же Bon ton. Впрочем, некоторые деловые женщины, а также люди, близкие к артистическим кругам, выбирают вертикальное расположение текста (вдоль короткой стороны). В России и в странах третьего мира хорошим тоном считается применение двусторонних карточек на двух языках: на английском и местном. Однако для тех, кому приходится регулярно встречаться с представителями какой-то конкретной страны, лучше заказать два комплекта с односторонними текстами: на русском и иностранном (при общении с французами — на французском, американцами — на английском и та.) языках. Это будет лишним свидетельством вашего уважения к собеседнику. Односторонняя визитная карточка имеет и еще одно преимущество: она позволяет вам в случае необходимости записать на оборотной стороне нужные дополнительные сведения (например, если вы руководитель фирмы, — свой домашний телефон). Важно, чтобы текст для карточки подготовил профессиональный переводчик, а не сотрудник вашей фирмы, пусть и полиглот, но все же любитель, ибо названия должностей, отделов и подразделений часто не имеют в иностранных языках прямых аналогов. Существует несколько видов визитных карточек: деловая (или представительская), о которой, собственно, и идет речь, личная, совместная карточка мужа и жены. В личной визитной карточке дается минимум информации — имя, отчество, фамилия. В Англии еще принято писать в нижней части карточки домашний адрес Остальную информацию (например номер телефона) вписывают, если нужно, от руки. В совместной с супругой визитной карточке указываются имя и отчество супруги, имя и отчество супруга, их фамилия и домашний адрес. Существует определенный этикет вручения визитной карточки, принятый в международной практике. Например, при приеме деле-
обмен карточками начинают самые высокопоставленные пред- ставители договаривающихся сторон и далее — по ранжиру. Старшие по возрасту первыми дают карточки младшим, женщины — мужчинам, хозяева — гостям Не исключено, что на вашу визитную карточку не отреагируют и не вручат вам свою. Причины могут быть самые разные: откровенное нежелание поддерживать с вами контакты, намерение «сэкономить» на вас карточку ради более важных персон, наконец, просто отсутствие ее у вашего собеседника (что, кстати говоря, должно вас насторожить — либо этот человек как деловой партнер может оказаться не очень надежным, либо финансовое положение его фирмы оставляет желать лучшего). Вручают визитную карточку правой рукой (в Японии — обеими руками) и повернутой к получателю так, чтобы сразу можно было прочитать текст. Специалисты по этикету рекомендуют при этом произносить вслух свои имя, отчество и фамилию. Правда, есть и оппоненты этой рекомендации: во всяком случае в России между соотечественниками, полагают они, ей следовать необязательно. Визитной карточкой пользуются при установлении контактов, поддержании их- Она может быть использована для заочного представления ее владельца. С помощью визитной карточки можно поздравить с тем или иным праздником, как личным, так и национальным, с повышением должности, каким-либо семейным торжеством и тд. Визитной карточкой можно выразить соболезнование, передать благодарность, установить знакомство, в определенных случаях можно послать визитную карточку в ответ на нанесенный визит. С ней удобно послать сувенир, цветы и книгу и т.п. В международном деловом этикете установились следующие краткие символы, выражающие то или иное отношение владельца визитной карточки к лицу, которому она посылается. Эти символы (буквы латинского алфавита) пишутся в левом нижнем углу карточки: p.p. (pour presentation) — напоминание о себе. Если при краткой встрече или при представлении партнеру визитной карточки не оказалось, ее хорошо бы дослать, написав на ней эту аббревиатуру. Первым, однако, должен дослать карточку тот, чей статус ниже, либо кто моложе. При «равных условиях» первым оказывается тот, кто лучше воспитан; p.f.c. (pour faire connaissanse) — выражение удовлетворения знакомством; р.г. (pour remercier) — выражение благодарности (по любому поводу). Причем в двух случаях визитная карточка с этой аббревиатурой используется обязательно: в ответ на поздравление с праздником посылается поздравительная открытка и «карточка» с р.г., вложен-
р.р.с. (pour prende conge) — прощание при окончательном отъезде. Карточка с данной аббревиатурой посылается при невозможности нанести личный прощальный визит; р.с. (роит condoleances) — выражение соболезнования. В менее официальных случаях на визитных карточках, в зависимости от повода, внизу обязательно в третьем лице пишется: «...поздравляет с национальным праздником»; «...поздравляет с Новым годом»; «...благодарит за внимание» (в качестве ответа на присланные сувенир, цветы, книгу и т.п.); «...благодарит за поздравление». «с наилучшими пожеланиями» (при посылке сувенира, цветов и т.д.). После знакомства с предполагаемым партнером сразу же на его визитной карточке сделайте пометки (дата знакомства, особые внешние приметы, которые помогут вам вспомнить человека: рост, телосложение, цвет волос, откуда родом, что закончил, чем увлекается). Карточка — вещь конфиденциальная, поэтому не позволяйте в нее заглядывать посторонним Именно деловая беседа является одной из самых эффективных форм организации межличностных отношений в общении, активизации интеллектуальных возможностей ее участников для совместного поиска оптимального решения, доведения этого решения до заинтересованных лиц и в конечном счете для его реализации. Предприниматель тратит на беседы от 50 до 90 % своего времени, поэтому необходимо уметь извлекать из них максимальную пользу, знать и использовать психологические основы ведения деловых бесед и требования к ним, эффективно преодолевать возникающие барьеры, правильно оценивать состояние партнера и уметь влиять на его поведение. Деловые беседы могут быть незапланированные и спланированные заранее. Запланированные беседы, как правило, тщательно готовятся, чтобы обеспечить благоприятный исход, в спонтанных же — на первое место часто выходит так называемый подготовленный экспромт. Поэтому к беседам можно и нужно готовиться. Особенно тщательной подготовки требуют беседы, цель которых — изменить мнение собеседника. Остановимся на некоторых психологических и процедурных моментах. Структура процесса беседы может меняться, быть более расширенной или более сжатой, однако присутствуют обязательно следующие стадии: 1) начало беседы; 2) передача информации 3) аргументирование 4) опровержение доводов собеседника; 5) заключительная стадия. как «эффект края», известный из курса психологии общения, свидетельствует о том, что особенно хорошо запоминаются начало и конец любого события, — неудачное начало и скомканная концовка снижают общее впечатление и подрывают авторитет предпринимателя. Успешное «прохождение» через вторую, третью и четвертую стадии (высказывание мнений, обмен информацией, уточнение позиций, совместный анализ обсуждаемой проблемы) предполагает владение знанием психологии, определенные умение и навык На первой стадии участник беседы подвергается воздействию четырех факторов: 1) авторитета инициатора беседы; 2) содержания беседы; 3) информации по теме беседы; 4) силы личности оппонента Для успешного завершения этой стадии необходимы: 1) достаточное время на подготовку; 2) наличие плана, схемы беседы — дерево ветвления беседы. Как 3) составление психологического портрета собеседника. Нет какого-то одного рецепта правильно начать беседу, но существуют ряд способов, выработанных практикой, которые позволяют приступить к обсуждению основного вопроса. Метод снятия напряжения важен для установления тесного контакта с собеседником. Достаточно сказать несколько теплых слов — и вы легко этого добьетесь. Не забывайте при этом, что значительную часть информации человек получает не из слов, а из интонации, мимики, жестов. Разрядке напряженности способствует добрая шутка, пользоваться которой, однако, следует осторожно, чтобы не обидеть человека, не поставить его в неудобное положение. Метод «зацепки», или ассоциации, предполагает использование какого-то актуального события, необычного случая, сравнения, посредством которых можно было бы, «зацепившись», перебросить мостик к основной теме беседы. Этой же цели служит
Метод стимулирования игры воображения близок к предыдущему методу и может быть использован как в начале беседы, так и при анализе основной темы. Данный метод дает хорошие результаты, когда собеседник отличается оптимизмом и трезвым взглядом на ситуацию. Метод прямого подхода означает непосредственный переход к делу без какого-то вступления. Этот прием «холоден» и рационален, он годится прежде всего для кратковременных и не слишком важных деловых контактов и применяется, как правило, не между малознакомыми людьми, а в общении между начальником и подчиненным. Пока не определилось, в какую сторону клонится беседа, рекомендации самые общие: начинайте с предметного уровня, имеющего наибольшую область пересечения интересов (к спорным вопросам лучше переходить, уже достигнув в чем-то согласия); по возможности «держите паузу», предоставляя больше говорить партнеру, иначе вы будете двигаться вслепую; не перебивайте его, поскольку, если человек не успел высказаться, он будет не столько слушать вас, сколько ждать момента продолжить свою речь, постепенно закипая; не демонстрируйте свою недостаточную уполномоченность на принятие решения, пытаясь проконсультироваться с шефом по телефону (лучше «замните» вопрос); ни в коем случае не переходите на личности, давая понять, что ваши с партнером разногласия вызваны его деловыми или человеческими качествами. Вообще говоря, идеально было бы, если еще на начальном этапе беседы вы сумели определить — а для этого есть соответствующие методики, — к какому типу людей относится ваш партнер. Современное научное направление, именуемое нейролингвистическим программированием, выделяет три основных типа: «визуалы», т.е. люди, которые максимум информации получают через зрение; «аудиторы», для которых главенствующей является информация, воспринимаемая на слух; «кинестетики», которым важнее всего их ощущения и чувства. Если ваш партнер «визуал», а большей частью именно они занимаются бизнесом, вы должны, убеждая его в чем-то, постоянно чертить графики, схемы, диаграммы, как можно чаще употреблять слова типа «я вижу», «как видите», «посмотрите», «это видно», «ясно», «прозрачно», «очевидно», т.е. все, что связано со зрительным восприятием. Язык для общения с «аудитором» будет совершенно иным: «послушайте», «я слышал», «говорят», «повторяю» — все для слуха, включая интонации и артикуляцию. Сложнее с «кинестетиками», правда, среди бизнесменов их меньшинство. Но кое-что можно сделать и здесь. Например, если беседа ведется на вашей или нейтральной территории, убедитесь, что партнеру максимально удобно. Можно улучшить атмосферу, дав ему в руки что-нибудь приятное на ощупь, например кожаную папку, или поместив на виду яркий предмет, предпочтительно «теплой» цветовой гаммы. Может, однако, случиться, что, несмотря на все ваши старания, беседа не удается. Срочно вносите коррективы в ее сценарий, используя следующие режиссерские приемы. Попробуйте сменить предметный уровень беседы, перейдя на наиболее привлекательный для партнера. Не оспаривайте неприемлемую для вас идею, а выдвигайте альтернативную. Апеллируйте к уже достигнутому успеху, вернувшись как бы для уточнения деталей к вопросу, который вы разрешили к взаимному удовлетворению: покажите, что не все так плохо, мостик между вами уже перекинут и молено идти дальше. Ранее уже говорилось о том, что не следует позволять партнеру произносить слово «нет». Наоборот, заставляйте его несколько раз сказать вам «да», задавая такие вопросы, на которые ни один здравомыслящий человек не способен ответить отрицательно. В крайнем случае пойдите на маленькую хитрость, известную под названием парафраз. Вы произносите: «Если я правильно вас понял...». И далее излагаете мысль собеседника своими словами, завершая фразу вопросом: «Да?». Если ваши отношения еще не безнадежно испорчены, он, естественно, ответит утвердительно. Несколько таких завоеванных вами «да» значительно улучшат психологический климат и подготовят партнера к тому, чтобы сказать «да» и по более существенному поводу. Это так называемый сократический метод, и сам великий философ, и многие после него неоднократно пользовались им с неизменным успехом. Как упоминалось выше, успеху беседы способствует составление психологического портрета собеседника. Принято выделять восемь психотипов людей по их особенностям мышления и реакциям на раздражители окружающего мира. Эти психотипы делятся на четыре полярные пары. I. Экстраверты (Е) — интроверты (I). II. Сенсорный (S) тип — интуитивный (N) тип. III. Мыслительный (Т) тип — чувствующий (F) тип. IV. Решающий (J) тип — воспринимающий (Р) тип. Каждому человеку свойственны в той или иной мере черты каждой из четырех пар. Таким образом, на деле психотипов не восемь, а значительно больше, и психологическая характеристика каждого состоит из четырех элементов. Определить психотип можно по ключевым словам, характеризующим каждый из них. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, ОТРАЖАЮЩИЕ РАЗНИЦУ МЕЖДУ ПСИХОТИПАМИ КАЖДОЙ ПОЛЯРНОЙ ПАРЫ
Полезно знать и свой психотип, чтобы вносить коррективы в свое деловое поведение. Психологи О. Крегер и Дж. Тьюсон в книге «Типы людей и бизнес» предлагают для этого вполне конкретные рекомендации. Экстраверты. Оставляйте другим время подумать над обсуждаемыми вопросами. Необязательно заполнять тишину разговором Возьмите за правило прислушиваться к идеям и предложениям других, а также немного думать перед тем, как высказывать свое мнение о них. Формулируйте цели и задачи в письменном виде и знакомьте с ними тех, кто в этом нуждается, чтобы они могли заранее их обдумать. Почаще старайтесь говорить: «Дайте-ка я повторю то, что вы сейчас сказали, чтобы убедиться, что я все понял правильно». При постановке задачи в группе убедитесь, что каждый получил возможность выразить свое мнение о ней в целом, по отдельным вопросам всем высказываться необязательно. Интроверты. Предоставляйте экстравертам свободу высказаться до конца, не заостряя их внимания на том, что они говорят. Принуждайте себя активнее участвовать в общем разговоре, а не только высказывайте свое окончательное мнение. Не считайте свои размышления слишком тривиальными, чтобы предлагать их всеобщему вниманию, позвольте судить об этом другим. Выражайте согласие с тем или иным мнением, если не словами, то хотя бы мимикой: кивками, улыбкой, покачиванием головы. Люди сенсорного типа. Не мешайте другим высказывать предложения, которые кажутся вам притянутыми за уши. Не отметайте их преждевременно. Позволяйте другим какое-то время перебирать различные идеи, не имеющие, на ваш взгляд, смысла, — позже он может проявиться. Помните, что заключенная в задаче идея может иметь дальнейшее развитие. Вы предпочитаете заниматься конкретным, сиюминутным делом, но придет время, когда надо будет подумать о будущем Интуитивисты. Помните о деталях. Достигнуть долгосрочной цели можно только поэтапно. Не отрывайтесь от реальности. Хотя вас одолевает искушение помечтать о запредельном, говорить нужно и важно на практичном, общедоступном языке. Прежде чем вынести свое суждение, старайтесь вникнуть в подробности. Избегайте общих фраз и общих вопросов типа: «Что вы об этом думаете?» Когда спрашиваете чужое мнение, формулируйте свою мысль конкретно. Люди мыслительного типа. Обращайте внимание на детали, которые кажутся вам излишними. Чуткость и внимание к другим создают для работы благоприятную психологическую атмосферу. Помните, что сплоченность коллектива сильно влияет на ко- Люди чувствующего типа. Не страшно, если не все приходят к согласию по тому или иному вопросу. Хорошая дискуссия порождает немало прекрасных идей. Хотя гармония, конечно, важна, каждый отдельный вопрос нельзя решить ко всеобщему удовольствию. Не каждое слово, произнесенное по поводу сделанного вами предложения, относится лично к вам Помните, что вы не несете персональной ответственности за предлагаемые вами решения. Цель может быть успешно достигнута, даже если не все с ней согласны. Люди решающего типа. Оставляйте время для обсуждения отличных от вашей точек зрения; не хватайтесь за первую же высказанную хорошую идею. Помните, что не все цели достигаются мгновенно, и это хорошо. Не думайте, что те, кто не согласен с вашими целями и задачами, не станут их решать. Некоторые люди умеют прекрасно ко всему приспосабливаться. Люди воспринимающего типа. Старайтесь держаться определенного мнения, пока вам в голову не придет другое предложение. По возможности прямо заявляйте о том, что вы думаете по поводу задачи. Принять твердое решение и держаться его — это не так уж трудно. Напоминайте себе, что некоторые задачи решаются за один день. Это небольшие, краткосрочные задачи, из которых состоят и без которых невозможны более крупные. В деловой беседе, как в фокусе, сходятся эрудиция и культура лиц, участвующих в ней, их политические и профессиональные знания, подготовка, широкое образование, владение языком. Беседа ведется без досье, поэтому необходимо держать в памяти огромный запас фактов. Очень важно знать: основные моменты истории и современного состояния культуры и искусства. Без таковых знаний невозможны отношения с представителями других городов, регионов, государств. Согласно протокольной практике, беседу обычно начинают с разговора «не о политике», а о событиях театральной жизни, художественных выставках, новых книгах, фильмах и т.д.; что вежливое, внимательное отношение, общительность, сдержанность, незаносчивость, умение завязать и поддержать разговор, быть приятным собеседником помогут в установлении и расширении связей. У угрюмых и необщительных шансы весьма малы. Тон официальной деловой беседы должен быть спокойным даже в случае, когда тема беседы неприятна. Необходимо стремиться устранять из дискуссии все, что не относится к делу. Дипломатическую фразу: «Примите мои искренние уверения в моем величайшем к Вам уважении» произносят даже тогда, когда хочется послать собеседника к черту. В любой беседе нельзя критиковать внутреннюю и внешнюю политику страны гостя, нравы и обычаи этой страны, неодобрительно отзываться об отдельных лицах. Будет ошибкой превращать деловую беседу в викторину: один все время спрашивает, другой отвечает. Официальное лицо не должно говорить неправду. Если он чего-то не знает или известная ему информация не подлежит оглашению, следует уклониться от ответа или сослаться на неосведомленность. В дипломатической практике по окончании официальной деловой беседы — по прошествии 2—3 часов, но не позднее 24 часов — составляется «запись беседы». Подобное правило может оказаться полезным и при ведении деловой беседы. Исход деловой беседы нередко зависит от того, как партнеры сидят за столом Рассмотрим ситуацию со стандартным четырехугольным столом. Угловая позиция (Bj) обычно используется людьми, которые находятся в дррке-ских отношениях и ведут непринужденную беседу. Она позволяет смотреть друг на друга и видеть не только глаза, но и жесты другого человека. Угол стола представляет собой частичный барьер в случае, если один из собеседников начинает чувствовать угрозу. Это наиболее успешная стратегическая позиция. В ней можно излагать свою позицию, концепцию и т.д. Передвинув стул в позицию Bt, можно снять напряжение и тем самым увеличить шансы на успешный исход беседы.
Позиция сотрудничества (Вг). Когда два человека ориентированы друг на друга, т.е. оба работают над одной и той же задачей или одинаково думают, чаще всего оказывается, что они сидят именно таким образом Это одна из наиболее часто используемых позиций, позволяющая достичь успеха. Основным условием здесь, однако, является следующее: Вг должен таким образом занять эту позицию, чтобы А не почувствовал, что кто-либо вторгается на его территорию. Эксперт сидит напротив А. "" ^ Партнер А по беседе может сидеть или же на месте В2, что говорит о сотрудничестве, или на месте Вг (угловая позиция). Это позволяет ему быть на стороне клиента и задавать эксперту во- _ просы как бы от его имени. Такую позицию часто называют «присоединение к стану противника». Если люди сидят непосредственно друг против друга, то это создает атмосферу соревнования или обороны — соревнователъно-пборонителъная позиция (Вз), и может привести к тому, что каждая сторона займет жесткую позицию, останется при своей точке зрения, так как стол представляет собой барьер между ними. Такая позиция занимается обычно людьми, которые или в чем-то соревнуются друг с другом, или один упрекает другого. Если же дело происходит в кабинете А, то расположение собеседников свидетельствует о существовании взаимоотношений «начальник—подчиненный». Например, если В находится в подчиненном положении по отношению к А, то соревновательная позиция усиливает положение А. Экспериментальным путе
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.148 (0.014 с.) |