Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соблюдение делового этикета является одним из главнейших способов вырваться вперед и сохранить лидерство в мире бизнеса.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Соблюдение делового этикета является одним из главнейших способов вырваться вперед и сохранить лидерство в мире бизнеса. Хотим мы того или нет, но возможность достичь вершины и не свалиться с нее может порой зависеть от того, чтобы в нужный момент сказать нужное слово или избежать чего-то, что могло бы повредить карьере: не сказать лишнее в буфете, не выпить лишнего на вечере, не нарушать принятый порядок прихода на службу. Надо уметь правильно говорить по телефону, держаться соответствующим образом во время беседы, владеть законами переписки, знать, как строить отношения между мужчиной и женщиной на работе, как составить приглашение и ответить на него, как устроить прием с угощением, чтобы все ваши действия наиболее благоприятно отражались на вашем положении и делах вашей фирмы. Знание делового этикета важно еще и в психологическом плане. Наверное, многие сами оказывались в неловкой ситуации или наблюдали растерянность человека, не знающего, надо ли ему первому подать руку при встрече или подождать, пока это сделает партнер. Неуверенность, неловкость мешают деловым отношениям, осложняют общую атмосферу встречи, переговоров. Знания общих закономерностей делового общения позволяет анализировать ситуацию, учитывать интересы партнера, говорить с ним на «общем» языке. Мастерство, как известно, в любом деле приходит с практикой, и деловое общение не является исключением. Поиск оптимальных вариантов делового общения необходим прежде всего для повышения экономической эффективности предпринимательства. Но нельзя забывать и о том, что они так или иначе способствуют удовлетворению духовных потребностей человека. Вот почему легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как «деловой этикет»). Так, Джен Ягер в книге «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» выделяет шесть следующих основных принципов. Делать все вовремя. Не болтать лишнего. Быть любезным, доброжелательным и приветли- 4 Думать о других, а не только о себе. 5 Одеваться, как положено. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Дайте определение понятия деловое общение. 2. Охарактеризуйте общие этические принципы делового общения. 3. Современные взгляды на место этикета в деловом общении. 4. Шесть заповедей этики в деловой карьере. 5. Охарактеризуйте морально-этический портрет современного «идеального» Литература Аристотель. Никомахова этика / Соч. в 4 т. М, 1983. Т. 4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990. Карнеги А Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. М., 1989. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона / Пер. с англ. М., 1989. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лаври-ненко. М., 1997. Рюттингер Р. Культура предпринимательства / Пер. с нем. М., 1992. Нестара Д*с. Этика предпринимательства. М., 1993. Шеполь В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М., 1992. Ягер Дж. Деловой этикет как выжить и преуспеть в мире бизнеса / Пер. с англ. М, 1994. Якокка Л. Карьера менеджера. М., 1990.
При постоянном общении становится важным более глубокое понимание партнера — его эмоционального состояния, намерений, динамики его отношений к нам Психологические процессы и образования, возникающие в ходе групповой деятельности людей, постоянно меняют свою конфигурацию. Они меняют ценностные ориентиры и установки, стереотипы, активность, между ними возникают отношения гармонии и дисгармонии, консонанса и диссонанса и тд. Все эти изменения происходят не хаотично, они подчиняются действию определенных закономерностей. Поскольку эти закономерности проявляются и на уровне социальной психологии, они отличаются сильной эмоциональной окрашенностью. Рассмотрим основные из них, которые в различных модификациях действуют во всех социальных группах и ежедневно встречаются в практической деятельности каждого бизнесмена Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную форму. Речь является самым универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения, правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса. Невербальные средства служат для передачи эмоциональных состояний. В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения Поведение человека неразрывно связано с его психологическим состоянием. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психологического содержания общения и совместной деятельности. Понятие группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения — одно из центральных в социальной психологии. Самосознание человека, принятые им ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения его в деятельность самых различных групп. Его психический склад, личностное содержание формируются на пересечении различных групповых влияний, следовательно, невозможно понять человека, исследовать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является. Рабочая группа (коллектив) в своем внешнем выражении — это социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, отношениями товарищества и взаимопомощи. Как и для других социальных групп, для рабочей группы характерны постоянное общение и взаимодействие ее членов друг с другом, чувство принад-
лежности ic данной группе, наличие общих потребностей, интересов и мотивов. В то же время рабочая группа обладает чертами, отсутствующими у других социальных групп, — общественно значимой целью деятельности и наличием органов управления и руководства. Психология рабочей группы — это совокупность определенных гоциально-психологических явлений, возникающих в процессе ее формирования и функционирования на основе любых внутренних, связей, форм и способов взаимоудовлетворения потребностей ее членоа Сюда же относятся морально-психологический климат, способы общения, общественное мнение и настроение, обычаи и традиции, проблемы лидерства, природа внутригрупповых конфликтов и тд. При анализе содержания отношений членов рабочей группы можно выделить три сферы: профессиональную, ценностно-мировозренческую и межличностных отношений. Профессиональная сфера охватывает складывающиеся в процессе решения производственных задач отношения: между руководителем и подчиненными; связанные с координационным совместительством деятельности; в системе «человек—компьютер». Ценностно-мировозренческая сфера связана с взаимоотношениями между личными и корпоративными ценностями, нравственными установками, преобладающими в данной социальной группе Указанные взаимоотношения могут варьироваться от полной поддержки до глубокого несогласия и конфронтации. Сфера межличностных отношений связана с удовлетворением потребностей в общении и самоутверждением личности в рамках коллектива, с удовлетворением своей профессиональной деятельностью, формальным и неформальным статусом. Важной качественной характеристикой рабочей группы является ее зрелость. Она характеризуется прочными связями между членами группы, возникающими на основе общих ценностных ориентации, прочными неформальными отношениями между ними. Личные разногласия быстро устраняются, дисциплина носит сознательный характер, появляется чувство гордости за свой коллектив, складываются устойчивые традиции. Социальные группы могут сильно отличаться друг от друга по степени внутренней сплоченности. На одной и той же фирме могут быть мобильные и превосходно выполняющие все задания подразделения (группы), и здесь же рядом могут существовать слабые, малоэффективные отделы, подразделения. В науке процесс выделения в особую, значимую для индивидов группу психологических образований своей общности и противопоставления их ценностям других групп можно назвать действием соци- ально-психологической закономерности идентификации и дифференциации. Ощущая на психологическом уровне свою связь с социальной группой, индивид идентифицирует свою эталонную группу, свои социальные установки, стереотипы и ценностные ориентации с психологическими образованиями, доминирующими в его социальной группе. Чем выше степень такой идентификации у большинства членов группы, тем выше уровень ее сплоченности. Одновременно идет и процесс дифференциации ценностных образований, осознания их отличий или частичного сходства с такого же типа образованиями других групп. В результате одни группы воспринимаются как абсолютно «чужие», враждебные, другие — как возможные союзники. Закономерность идентификации и дифференциации в жизни социальных групп выполняет чрезвычайно важные функции. Она позволяет им на психологическом уровне, во-первых, ориентироваться в отношениях с другими социальными группами, определять «врагов» и «союзников», и, во-вторых, обеспечивает психологическую сплоченность группы. Сплоченность социальной группы очень важна при решении встающих перед ней жизненных задач и проблем Феномен заражения — бессознательная невольная подверженность членов той или иной группы определенным общим психическим состояниям. Это один из древнейших способов усиления групповой активности, уходящий своими корнями в глубокое прошлое (ритуальные пляски и церемонии перед охотой, обряды посвящения и т.п.). В повседневной Жизни, в практической работе бизнесмена с фактами психического заражения приходится встречаться довольно часто (состояние паники, массового психоза). С действием психического заражения мы сталкиваемся и при совершении массового подвига, резкого повышения социальной активности масс, захваченных каким-либо зрелищем — театральным действием, футболом и т.п. Процесс психического заражения протекает в форме распространения сильного психического импульса от источника возбуждения (оратора, лидера, источника массовой информации), многократно усиливается благодаря взаимным эмоциональным влияниям друг на друга членов группы, возвращается обратно к источнику возбуждения и еще более его активизирует. В результате многократных повторов взаимно заражаются и оратор, и аудитория, и группа, и сам возбудитель — источник заражения. Исследователи отмечают, что, во-первых, социально-психологическая закономерность заражения используется лидерами группы для еще большего усиления групповой сплоченности; во-вторых, психическое заражение является средством компенсации не- 40 Действие закономерности заражения более эффективно, когда решение задачи требует мощного, но кратковременного однократного усилия группы. Если же для решения задачи нужны многократные действия, эта закономерность начинает давать сбои. Возникает необходимость вывести из-под воздействия обратной волны заражения лидеров, которым следует сохранять «ясность» и «трезвость» сознания, иметь возможность менять поведение группы. Оратор может переживать событие вместе с аудиторией, но полководец, теряющий голову в пылу сражения, рискует оказаться прикованным к колеснице победителя. Но здесь уже действует другая закономерность — внушение. Закономерность внушения очень похожа на рассмотренный выше феномен заражения. Внушение также представляет собой особый вид воздействия одного человека на другого (или на группу), для которого характерны целенаправленность, неаргументированность, некритическое восприятие, возникновение общегруппового психического состояния, перерастающего затем в совместную деятельность. Вот три основных различия между закономерностями заражения и внушения. 1. При внушении из-под влияния группового давления выводится 2. В отличие от заражения внушение носит, как правило, вер 3. Заражение необязательно связано с воздействием конкретного I Особенность внушения состоит в том, что оно направлено не к логике и разуму членов социальных групп, которых надо сплотить ради решения жизненно важной задачи, не к их готовности мыслить и рассуждать, а к их готовности в сложившейся ситуации получать распоряжения, инструкции к действию. Некритическая внушаемость может проявляться у всех без исключения людей, но в очень разной степени: у детей — намного больше, чем у взрослых; у людей утомленных и истощенных — сильнее, чем у бодрых и при хорошем самочувствии; при страхе, растерянности, неуверенности — сильнее, чем в спокойном состоянии. Важную роль при внушении играет «эффект доверия». В ситуациях, когда для решения общегрупповой задачи необходимо не усиление сплочения, а его изменение, вступает в действие социально-психологическая закономерность убеждения. Задачи убеждения значительно сложнее, чем задачи заражения и внушения. Действие этой закономерности направлено на изменение ценностных ориентации социальной группы, на замену устаревших по содержанию психологических образований новыми. Эффективность убеждения зависит от целого ряда факторов. 1. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню 2. Система убеждающей аргументации производит большое впе 3. Аргументация в процессе убеждения должна выдвигаться по 4. Необходима гармония общих положений и конкретных при 5. В процессе убеждения необходимы анализ приводимых фак 6. Убеждающий других членов социальной группы должен сам Значительную роль в обучении воспроизводить манеры, действия, поступки, образцы поведения, в усвоении доминирующих социальных установок и ценностных ориентации играет социально-психологическая закономерность подражания. Подражание так же, как заражение и внушение, идет стихийно. В то же время оно обладает некоторыми особенностями: во-первых, выполняет иные социальные функции — не усиления социальных 42 установок и ценностных ориентации, а приобщения к ним, усвоения их; во-вторых, характеризуется и сопровождается определенной эмоциональной и рациональной направленностью. Являясь одним из средств приобщения членов социальной группы к системе групповых ценностей, оно позволяет им избавиться от тяжести персональной i (тветственности и мук выбора за счет предпочтения той или иной манеры поведения. Современная наука различает по крайней мере два плана усвоения новых образцов поведения и ориентации: подражание какому-либо конкретному человеку и подражание нормам поведения, вьгра-(ютанным социальной группой. Стихийный и подчас бессознательный характер закономерности подражания может привести к довольно причудливым и неожиданным результатам. Так, наблюдения за жизнью и деятельностью ныне класть имущих в России, пришедших на волне популистских лозунгов борьбы с «партгоспривилегиями», коррупцией и т.д., показывают, что они начинают подражать нормам бывших проклинаемых ими предшественников. В русле рассматриваемой закономерности лежит и так называемая мерседесовская болезнь, охватившая определенную и значительную часть людей, причисляющих себя к деловым людям, бизнесу, к «новым русским». Все это говорит о том, что закономерность подражания не такая уж безобидная вещь в общественной жизни. Существует и еще одна закономерность — закономерность моды, часто не воспринимаемая серьезно. И тем не менее, заинтересовавшись таким явлением, как мода, взглянув на нее как на одну из форм социально-психологического общения людей, как на стихийно, изменяющуюся форму всеобщего вкуса, можно выявить ряд интересных и важных моментов. Прежде всего оказывается, что надо расстаться с привычным представлением о моде как о смене форм и образцов одежды, и тогда она предстанет перед нами как временное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни и культуры, а следовательно, и в деловом общении. При этом мода выполняет ряд социальных функций. 1. Коммуникативная функция, которая проявляется в обмене 2. Функция взаимодействия, когда мода выступает как средство pax общественной жизни. Она ориентирует социальную группу на признанных лидеров, аудиторию, кумиров и любимцев публики. 3. Компенсаторная функция, пожалуй, самая важная, позволяющая восполнить неудовлетворенные или недостаточно удовлетворенные потребности индивида или даже целой социальной группы. Так, каждый нормальный человек стремится повысить свой жизненный статус, приблизиться к лидирующей группе в обществе. Однако в жизни бывает так, что или место пока занято, или навыков не достает, или еще что-то мешает. Одним словом, лидером стать трудно, но ^ можно стать лидером моды, быть на самом ее гребне и таким образом удовлетворить Свое честолюбие. Сопротивляться веяниям моды почти всегда бесполезно. Как остроумно заметил американский социолог Д. Шибутани, «в политической революции имеется некто, представляющий правительство и определяемый как враг, но в движении моды свергать некого. Если нарушение конвенциональных норм приводит к возмущению и наказанию, то нарушение моды вызывает скорее смех и сострадание. Отказываясь подчиниться, человек причиняет вред самому себе, но не моде». Феномен лидерства давно рке находится в поле зрения таких наук, как психология и социология. Многочисленные эксперименты и наблюдения за данным феноменом дали ученым убедительный материал для вывода о том, что лидерство не столько личностная, сколько групповая проблема. В малой социальной группе лидер выделяется не потому, что какой-то ее член «хочет» занять руководящее положение и навязывает ей свою волю. Выделение лидера — это групповая потребность. Столкнувшись с жизненно важной задачей, социальная группа для ее решения вынуждена самоорганизоваться. В результате этого процесса она выделяет лидера или несколько лидеров. Преследуя общегрупповую цель (выполнение конкретной задачи), большинство членов группы более или менее добровольно принимают лидерство одного из членов и вступают с ним в отношения, которые предполагают, что он будет их вести, т.е. они станут ведомыми. Группу при этом объединяет общее, правда, различной степени ясности осознание того факта, что только при таком взаимодействии стоящая перед ней задача может быть решена. О групповом характере проблемы лидерства говорит и то, что оно может проявляться только в рамках социальной группы: лидером нельзя быть в одиночку, он выдвигается только в группе. Даже Робинзон Крузо Даниэля Дэфо становится лидером только после того, как на его острове появляется Пятница. Наконец, о групповом характере проблемы лидерства свидетельствуют эксперименты -и наблюдения, показывающие, что мера влия- ния лидера на выдвинувшую его социальную группу — величина непостоянная. При одних обстоятельствах она может возрастать, при других — резко падать. Выражаясь языком науки, мера «притязаний» лидера (социальная установка лидера на группу) и мера готовности, предрасположенности группы подчиняться лидеру, «принимать» лидера (социальная установка группы на лидера) могут не совпадать. Выделяют следующие различия между лидером и руководителем. 1. Лидер в своей деятельности в основном регулирует межлично 2. Лидерство проявляется в условиях микросферы, к которой от 3. Лидер выдвигается стихийно. Руководитель либо назначается,
4. Лидерство характеризуется меньшей стабильностью, выбор 5. Лидер в отличие от руководителя не обладает определенной 6. Лидер принимает решения, касающиеся групповой деятельно В современной социологии специалисты выделяют три основные теории, пытающиеся объяснить происхождение лидерства 1. Теория черт. Делает акцент на изучение врожденных ка 2. Ситуационная теория лидерства. Не отбрасывая I группы может реализовать присущие ему черты В числе этих черт чаще выделяют такие, как инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие, бдительность, популярность, красноречие и ТД. Наличие этих черт в принципе не отвергается и у других членов социальной группы. Просто в конкретной ситуации тот или иной член группы проявляет большую готовность к лидирующей роли и быстрее раскрывает заложенные в нем указанные свойства Признавая наличие определенных личностных черт, необходимых для лидерства, эта теория делает основное ударение на роли ситуации, в которой происходит выдвижение лидера. Один из сторонников «ситуационной теории лидерства» Хартли предложил несколько моделей,* позволяющих объяснить, почему именно тот или иной человек становится лидером. Так, если определенный член группы стал лидером в одной ситуации, то не исключается возможность того, что он же станет лидером и в другой ситуации. Далее, вследствие сложившегося у группы стереотипа лидера, он таковым может рассматриваться ею и в новой ситуации. Наконец, определенные личностные качества члена группы сказываются на процессе его выдвижения в лидеры: тот, кто в своей деятельности «ищет посты», ведет себя так, что в конце концов «получает их». 3. Синтетическая теория лидерства Является компромиссным вариантом, исключающим крайности двух предыдущих концепций. Согласно этой теории, лидерство является функцией группы, ее целей, задач и потребностей, но при этом личностные характеристики лидера не сбрасываются со счета. В центре внимания сторонников «синтетической теории лидерства» находится уже не ситуация, а вся совместная групповая деятельность, ее конкретные задачи и условия, в рамках которых определенные черты социальной группы могут способствовать ее самоорганизации для решения вставших перед нею задач. Лидеры при этом отличаются от рядовых членов группы не столько наличием у них определенных личностных черт, сколько способностью к более высокому уровню влияния на группу в сложившейся обстановке. В социальной группе может быть несколько лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец По стилю выделяют следующие типы лидеров авторитарный (харизматический), демократический и попустительский (анархический). Некоторые ученые предлагают иные термины, не меняющие однако самой сути понятий: «директивный», «коллегиальный» и «разрешительный» («либеральный»). Рассмотрим краткие их характеристики. 1. Авторитарный, или директивный: а) по форме — деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Язык четкий, тон строгий, неприветливый. 46 Похвала и порицание субъективны. Эмоции в расчет не принимаются. Показ примеров — не система Позиция лидера — вне группы; б) по содержанию — дела в группе планируются заранее (во всем объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальнейшие — неизвестны. Голос лидера решающий. 2. Демократический, или коллегиальный: а) по форме — инструкции в форме предложений. Речь не сухая, б) по содержанию — мероприятия планируются не заранее, а в 3. Попустительский, или разрешительный: а) по форме — тон конвенциональный, т.е. произвольный. Отсут б) по содержанию — дела в группе идут сами собой. Лидер не да Существует иная типологизация стилей лидерства, другими словами, иная модель типологии лидерства. В чем она заключается? В качестве основных ее параметров назовем содержание, стиль и характер деятельности: а) по содержанию деятельности лидеры могут быть вдохновителя б) по стилю деятельности — авторитарными, демократическими, в) по характеру деятельности — универсальными и ситуацион ОСНОВНЫЕ СОЧЕТАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ЛИДЕРОВ
Стиль деятельности
Авторитарный
Авторитарный
Демократический
Демократический
Авторитарный
Авторитарный
Демократический
Демократический Практическая значимость стиля лидерства для делового человека достаточна ясна и не нуждается в особых комментариях. Так, при распределении заданий следует учитывать и характер, и склонности того, кому они поручаются. Если необходимо разработать программу решения возникшей задачи, то верный способ провалить дело — это поручить его не человеку, обладающему характеристиками программиста, вдохновителя, а члену группы с ярко выраженными склонностями к исполнительской работе. Руководитель после «завала» задания может сколько угодно распекать подчиненного, но виноват в неуспехе прежде всего он сам. Следует также учитывать, что многие программисты, разработчики, решив задачу, теряют к ней интерес и не очень охотно занимаются, а иногда и не способны заниматься претворением найденных решений в жизнь. В данном случае целесообразно своевременное подключение исполнителя, который чувствует себя очень «неуютно» на стадии разработки программы, но находится в «своей тарелке» на этапе ее реализации. Современный руководитель также должен знать, каков темперамент у каждого из его подчиненных. Темперамент проявляется уже в раннем возрасте, он относительно устойчив и слабо поддается воспитанию. Основными разновидностями темперамента считаются четыре классических типа, предложенных древнегреческим врачом Гиппократом СООТНОШЕНИЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА И НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Тип темперамента по Гиппократу
Флегматик
Сангвиник
Холерик
Меланхолик Знание действия социально-психологических закономерностей важно не только для более точной оценки психологической атмосферы в своем коллективе, своей социальной группе, но и для непосредственной деятельности в своем деле, в своем бизнесе. В практике делового человека нередки случаи, когда в резко изменившейся ситуации необходимо дать быструю оценку новой обстановки и найти решение проблемы. В этих случаях использование социально-психологических закономерностей часто бывает единственной возможностью. Один из методов, который рекомендуется принять в данной критической ситуации, получил название «мозговой атаки». Суть его заключается в том, что для выработки быстрого и коллективного решения неожиданной задачи руководитель разбивает рабочую группу по крайней мере на две части: «генераторов идей» и «критиков». На первом этапе решения задачи активно действуют «генераторы идей», которые стремятся выдвинуть как можно больше предложений, направленных на решение проблемы. Проекты решений могут быть абсолютно неаргументированными, необычными, даже фантастическими. Но при этом соблюдается одно условие — на данном этапе от них никто не отказывается и никто не подвергает их критике. Главная цель первого этапа — получить как можно больше вариантов или предложений решения задачи.
На втором этапе в процесс принятия решения вступают «критики», они классифицируют выдвинутые предложения, отсеивают и отвергают непригодные проекты, откладывают спорные решения, принимают и поддерживают очевидные удачи. При последующих анализах отобранных предложений обсуждаются и спорные предложения, из них берется максимум возможного. Метод «мозговой атаки» варьируется в зависимости от характера и численности группы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.247.59 (0.016 с.) |