Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Говорить и писать хорошим языком.Содержание книги Поиск на нашем сайте
бенно, когда на носу день сдачи. Так что необходимо выделять время с запасом на те трудности, что поддаются прогнозированию. Что же касается национальных особенностей, то «вовремя» — понятие относительное, зависящее от обычаев, бытующих в деловой жизни данной страны. Так, в латиноамериканских странах никому в голову не придет сердиться на получасовое опоздание, а вот в Германии вашего появления будут ждать минута в минуту. Смысл второго принципа состоит в том, что необходимо хранить секреты корпорации, учреждения или конкретной сделки так же бережно, как тайны личного характера. Все секреты компании — будь то проект совершенно нового изделия или тот факт, что через неделю ожидается массовое увольнение, — нужно держать при себе. Надо очень внимательно следить за тем, что говорить, и четко представлять, какие последствия может иметь утечка информации для тех, кто с ней работает, и к каким последствиям она может привести. В общении с деловым партнером никогда не распространяйтесь о своей личной жизни и не расспрашивайте о чужой — ни о семейных перипетиях, ни о здоровье кого-либо из родных В большинстве случаев эти темы слишком деликатны, чтобы спрашивать или рассказывать о них в учреждении или в обстановке деловых переговоров. Если же именно вам некстати задали вопрос о такого рода личных материях, вежливо уклонитесь от ответа, сказав: «Ну, здесь об этом говорить не стоит»; и помните' на вашей совести только ваши ответы, а кто какие вопросы будет задавать — это его дело. Никогда не рассказывайте в рабочей среде никаких щекотливых подробностей своей интимной жизни: они имеют свойство всплывать и портить вам жизнь впоследствии. В деловой обстановке подобные темы абсолютно неуместны и считаются неприличными во время любых служебных переговоров. Будьте начеку с человеком, который сообщает вам нечто непристойное о себе: это может быть лишь способ спровоцировать вас на подобные же откровения. Не попадитесь на эту удочку. Пусть вы — человек, которому можно доверять, вы не станете распространяться о личных делах коллеги, но он-то может прямо пойти к начальнику, и вы вылетите со службы прежде чем успеете что-нибудь сказать в свое оправдание. Если беседуете с посторонним лицом (не из вашей фирмы), с которым надеетесь завязать деловое сотрудничество, держитесь подальше от скользких или перегретых эмоциями тем, таких, как политика, религия, равноправие женщин, а также конкретных вопросов касательно чьих-либо доходов или стоимости его дома и размеров получаемой арендной платы. Вряд ли вам захочется выглядеть излишне любопытным или упустить потенциального клиента или покупателя из-за того, что вы приметесь горячо спорить о тех предметах, которые в действительности не имеют ничего общего с предстоящими делами. Это не обязательно будут какие-то заветные, давно вынашиваемые вами или вообще важные идеи. Потенциального клиента могут невольно оттолкнуть именно высказываемые вами взгляды. Так, вы можете ввязаться в пылкую дискуссию, осуждая вегетарианство, как вдруг выяснится, что патриархального вида бизнесмен, с которым вы разговариваете, рассчитывая завязать контакты, уже два года не ест ни мяса, ни птицы, ни рыбы. На самом деле вы вовсе не столь уж ярый приверженец тех доводов, что сейчас с пеной у рта приводили против вегетарианства, однако ущерб отношениям нанести уже успели. Один из способов предупредить такие опасные для вас разговоры — заранее прощупать почву в отношении подобных тем, задавая наводящие вопросы. Вопрос «Приходилось ли вам жить в здешних краях?!» — неплохой способ выяснить, насколько вы можете позволить себе хвалить или ругать эти места, не вызывая отрицательной реакции. Если вы этих вопросов не задали, а сразу завели разговорите просто рискуете нечаянно попасть впросак, сказав, как вам осточертели эти места и с какой радостью вы переселились бы в большой город, а человек, с которым вы говорите, терпеть не может этот город и предпочитает сельскую местность и тех, кому там нравится. Что касается пятого принципа, известно, что первое впечатление о человеке складывается при первой встрече. Так что произвести его надо сразу же. На каких бы ролях ни находились вы в фирме сейчас, вам надо «вписаться», но при этом вы должны выглядеть самым лучшим образом, т.е. одеваться со вкусом, подбирать цветовую гамму к лицу, не забывать об аксессуарах: от правильно выбранных туфель до красивых и оригинальных галстуков. Каким же должен быть внешний облик делового мужчины? Прежде всего спокойным, не «кричащим», не остро модным. В деловой мир мода входит не так активно и быстро, как в остальной быт. Бизнесмен достаточно консервативен по отношению к моде. Во внешнем облике он придерживается определенного уровня, т.е. одевается так, чтобы не уронить свой престиж. В этом смысле наиболее важно, чтобы одежда и обувь были всегда чистыми и аккуратными. Самая распространенная и наиболее признанная на сегодня одежда бизнесменов — костюм. Костюм — визитная карточка делового человека. Аккуратность и подтянутость в одежде часто ассоциируются с организованностью в работе, с умением ценить свое и чужое время. Расхлябанность — синоним суетливости, забывчивости. В рабочее время в деловом мире не принято носить светлые костюмы. Наиболее распространенные цвета темно-синий и темно- 3 Зак. 120
серый. Галстуки носят не слишком яркие и без броских узоров. Носки должны быть темных расцветок. Для женской деловой одежды подходит платье с жакетом в тон. Не следует забывать и еще одну заповедь деловой женщины: чем меньше украшений, тем лучше. Украшение должно быть либо функционально, либо целенаправленно. И последнее. Тот, кто умеет четко выразить свою мысль, обладает большим преимуществом. Интерес к родному языку, стремление к совершенному владению его письменной и устной формами всегда характеризуют культурного человека. Нет такой сферы общения, где бы не требовалось хорошее владение языком и умение пользоваться этим бесценным даром Если у вас туговато с грамматикой или правописанием, а учебник или компьютерный словарь бессильны помочь вам в данном случае, разыщите кого-нибудь из сотрудников (вашего ранга), кому вы доверяете, и дайте ему проверить то, что написали — письмо, докладную или отчет. Важное место в деловом общении занимает переписка Все, что вы пишите в процессе решения деловых вопросов, должно отвечать общим принципам этикета. Деловое письмо должно быть кратким, точным и по существу. Если нужно охватить несколько вопросов, следует отделить их один от другого визуально (пронумеровать). Чтобы написать письмо деловому партнеру, желательно иметь: 1) современную оргтехнику; 2) собственный фирменный бланк, состоящий обычно из эмбле Желательно (хотя и необязательно) использовать свой фирменный конверт, на котором дублируются реквизиты, указанные на бланке. Необходимо оставлять копии отправленных писем Деловые письма печатаются либо «в край», либо «с втяжками». Оформление «в край» считается более официальным Письмо начинается с точного повторения в левом верхнем углу адреса, написанного на конверте. С правой стороны пишут дату отправления письма — день, месяц и год полностью. Еще ниже — обращение, с левой стороны. Начинается оно с той же вежливой формы, которая использовалась перед фамилией вашего адресата на конверте Фамилию можно указывать без инициалов. Следующие несколько строк посвящаются обычно краткой формулировке темы письма. В случае рассылки рекламной корреспонденции и других писем безличного характера фамилию адресата не ставят, а к названию фирмы добавляют название отдела, в который адресовано письмо. Безымянно писать не рекомендуется. Без имени 34 можно писать письмо фирме или учреждению, проставляя в адресе: «Генеральному директору», без указания фамилии и инициалов. Завершить письмо нужно также вежливой формулировкой. В зависимости от цели письма формулировки могут быть разные. При необходимости получить скорый ответ на деловое письмо или запрос можно написать следующее: «Рассчитываем, что Вы ответите при первой же возможности». В конце ставят подпись и фамилию, ниже указывают должность и название фирмы. Если письмо рекламного характера, то фамилия и подпись необязательны Если переписка ведется каким-либо конкретным лицом, то письмо заканчивается обычно оборотом: «Искренне Ваш». Общее правило для любой корреспонденции — письмо должно свободно помещаться в конверт. На любой корреспонденции проставляют обратный адрес Такие корреспонденции, как поздравление человека, которого вы хорошо знаете, выражение соболезнования, благодарственные письма, лучше писать от руки. От руки пишут и письма в случае необходимости принесения извинения. Перед отправкой письма проверьте орфографию. Не стоит начинать письмо с местоимения «Я». Постскриптум (P.S.) выносят вниз, после подписи. Ниже постскриптума ставят свою подпись или инициалы. Почтовые открытки в деловой переписке не используют. Можно послать телеграмму. Любое письмо, полученное вами, требует немедленного ответа. Если вы не можете исполнить просьбу, изложенную в письме, то уведомите об этом сразу же. На поздравления отвечают коротко. Отвечать на письмо с извинениями обязательно. Общее правило для любой корреспонденции — с левого края бумаги по всей длине оставляют свободное поле одинаковой ширины. Для того чтобы послать факс, необходимо: 1) подготовить документы, которые вы будете отсылать. Они 2) указать номер своего факса для того, чтобы с вами могли свя 3) проставить номер факса своего партнера, название города и На бумагах, которые являются официальными, должны стоять печать и подпись ответственного лица. Самое главное требование к факсам — краткость. Необходимо тщательно сформулировать предложения, проверить, не повторяется ли дважды одна и та же мысль. Наилучший вариант факса — когда он помещается на одном листе машинописного формата. Не стоит посылать факс два раза подряд, лучше еще раз созвониться и поинтересоваться, нормально ли прошла копия. Еще одной существенной стороной делового общения являются телефонные переговоры. Звонок по телефону должен подчиняться тем же требованиям краткости, что деловая переписка и отправка факса Первым всегда представляется тот, кто звонит. Если интересующего вас человека нет на месте, следует узнать, когда он будет, или попросить что-либо передать ему и повесить трубку. Если на другом конце никто не отвечает, трубку долго держать не нужно. Не стоит спрашивать, с кем вы говорите, можно лишь уточнить, правильно ли вы набрали номер и дозвонились ли туда, куда хотели. Если к телефону просят вашего коллегу, нельзя выяснять, кто его спрашивает. Если вы ошиблись номером, то при следующем его наборе сразу уточните, тот ли это номер, что вам нужен. В том случае, если вы очень заняты, телефон лучше отключать или попросить секретаря отвечать на телефонные звонки. Заканчивает разговор тот, кто звонил. Предприниматели, заинтересованные в продолжительном успехе, не могут игнорировать проблемы этики вообще и деловой этики в частности, они должны не только хорошо знать правила этикета, но и неукоснительно соблюдать их в своей практической деятельности. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Дайте определение понятия деловое общение. 2. Охарактеризуйте общие этические принципы делового общения. 3. Современные взгляды на место этикета в деловом общении. 4. Шесть заповедей этики в деловой карьере. 5. Охарактеризуйте морально-этический портрет современного «идеального» Литература Аристотель. Никомахова этика / Соч. в 4 т. М, 1983. Т. 4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990. Карнеги А Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. М., 1989. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона / Пер. с англ. М., 1989. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лаври-ненко. М., 1997. Рюттингер Р. Культура предпринимательства / Пер. с нем. М., 1992. Нестара Д*с. Этика предпринимательства. М., 1993. Шеполь В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М., 1992. Ягер Дж. Деловой этикет как выжить и преуспеть в мире бизнеса / Пер. с англ. М, 1994. Якокка Л. Карьера менеджера. М., 1990.
При постоянном общении становится важным более глубокое понимание партнера — его эмоционального состояния, намерений, динамики его отношений к нам Психологические процессы и образования, возникающие в ходе групповой деятельности людей, постоянно меняют свою конфигурацию. Они меняют ценностные ориентиры и установки, стереотипы, активность, между ними возникают отношения гармонии и дисгармонии, консонанса и диссонанса и тд. Все эти изменения происходят не хаотично, они подчиняются действию определенных закономерностей. Поскольку эти закономерности проявляются и на уровне социальной психологии, они отличаются сильной эмоциональной окрашенностью. Рассмотрим основные из них, которые в различных модификациях действуют во всех социальных группах и ежедневно встречаются в практической деятельности каждого бизнесмена Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную форму. Речь является самым универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения, правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса. Невербальные средства служат для передачи эмоциональных состояний. В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения Поведение человека неразрывно связано с его психологическим состоянием. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психологического содержания общения и совместной деятельности. Понятие группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения — одно из центральных в социальной психологии. Самосознание человека, принятые им ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения его в деятельность самых различных групп. Его психический склад, личностное содержание формируются на пересечении различных групповых влияний, следовательно, невозможно понять человека, исследовать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является. Рабочая группа (коллектив) в своем внешнем выражении — это социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, отношениями товарищества и взаимопомощи. Как и для других социальных групп, для рабочей группы характерны постоянное общение и взаимодействие ее членов друг с другом, чувство принад-
лежности ic данной группе, наличие общих потребностей, интересов и мотивов. В то же время рабочая группа обладает чертами, отсутствующими у других социальных групп, — общественно значимой целью деятельности и наличием органов управления и руководства. Психология рабочей группы — это совокупность определенных гоциально-психологических явлений, возникающих в процессе ее формирования и функционирования на основе любых внутренних, связей, форм и способов взаимоудовлетворения потребностей ее членоа Сюда же относятся морально-психологический климат, способы общения, общественное мнение и настроение, обычаи и традиции, проблемы лидерства, природа внутригрупповых конфликтов и тд. При анализе содержания отношений членов рабочей группы можно выделить три сферы: профессиональную, ценностно-мировозренческую и межличностных отношений. Профессиональная сфера охватывает складывающиеся в процессе решения производственных задач отношения: между руководителем и подчиненными; связанные с координационным совместительством деятельности; в системе «человек—компьютер». Ценностно-мировозренческая сфера связана с взаимоотношениями между личными и корпоративными ценностями, нравственными установками, преобладающими в данной социальной группе Указанные взаимоотношения могут варьироваться от полной поддержки до глубокого несогласия и конфронтации. Сфера межличностных отношений связана с удовлетворением потребностей в общении и самоутверждением личности в рамках коллектива, с удовлетворением своей профессиональной деятельностью, формальным и неформальным статусом. Важной качественной характеристикой рабочей группы является ее зрелость. Она характеризуется прочными связями между членами группы, возникающими на основе общих ценностных ориентации, прочными неформальными отношениями между ними. Личные разногласия быстро устраняются, дисциплина носит сознательный характер, появляется чувство гордости за свой коллектив, складываются устойчивые традиции. Социальные группы могут сильно отличаться друг от друга по степени внутренней сплоченности. На одной и той же фирме могут быть мобильные и превосходно выполняющие все задания подразделения (группы), и здесь же рядом могут существовать слабые, малоэффективные отделы, подразделения. В науке процесс выделения в особую, значимую для индивидов группу психологических образований своей общности и противопоставления их ценностям других групп можно назвать действием соци- ально-психологической закономерности идентификации и дифференциации. Ощущая на психологическом уровне свою связь с социальной группой, индивид идентифицирует свою эталонную группу, свои социальные установки, стереотипы и ценностные ориентации с психологическими образованиями, доминирующими в его социальной группе. Чем выше степень такой идентификации у большинства членов группы, тем выше уровень ее сплоченности. Одновременно идет и процесс дифференциации ценностных образований, осознания их отличий или частичного сходства с такого же типа образованиями других групп. В результате одни группы воспринимаются как абсолютно «чужие», враждебные, другие — как возможные союзники. Закономерность идентификации и дифференциации в жизни социальных групп выполняет чрезвычайно важные функции. Она позволяет им на психологическом уровне, во-первых, ориентироваться в отношениях с другими социальными группами, определять «врагов» и «союзников», и, во-вторых, обеспечивает психологическую сплоченность группы. Сплоченность социальной группы очень важна при решении встающих перед ней жизненных задач и проблем Феномен заражения — бессознательная невольная подверженность членов той или иной группы определенным общим психическим состояниям. Это один из древнейших способов усиления групповой активности, уходящий своими корнями в глубокое прошлое (ритуальные пляски и церемонии перед охотой, обряды посвящения и т.п.). В повседневной Жизни, в практической работе бизнесмена с фактами психического заражения приходится встречаться довольно часто (состояние паники, массового психоза). С действием психического заражения мы сталкиваемся и при совершении массового подвига, резкого повышения социальной активности масс, захваченных каким-либо зрелищем — театральным действием, футболом и т.п. Процесс психического заражения протекает в форме распространения сильного психического импульса от источника возбуждения (оратора, лидера, источника массовой информации), многократно усиливается благодаря взаимным эмоциональным влияниям друг на друга членов группы, возвращается обратно к источнику возбуждения и еще более его активизирует. В результате многократных повторов взаимно заражаются и оратор, и аудитория, и группа, и сам возбудитель — источник заражения. Исследователи отмечают, что, во-первых, социально-психологическая закономерность заражения используется лидерами группы для еще большего усиления групповой сплоченности; во-вторых, психическое заражение является средством компенсации не- 40 Действие закономерности заражения более эффективно, когда решение задачи требует мощного, но кратковременного однократного усилия группы. Если же для решения задачи нужны многократные действия, эта закономерность начинает давать сбои. Возникает необходимость вывести из-под воздействия обратной волны заражения лидеров, которым следует сохранять «ясность» и «трезвость» сознания, иметь возможность менять поведение группы. Оратор может переживать событие вместе с аудиторией, но полководец, теряющий голову в пылу сражения, рискует оказаться прикованным к колеснице победителя. Но здесь уже действует другая закономерность — внушение. Закономерность внушения очень похожа на рассмотренный выше феномен заражения. Внушение также представляет собой особый вид воздействия одного человека на другого (или на группу), для которого характерны целенаправленность, неаргументированность, некритическое восприятие, возникновение общегруппового психического состояния, перерастающего затем в совместную деятельность. Вот три основных различия между закономерностями заражения и внушения. 1. При внушении из-под влияния группового давления выводится 2. В отличие от заражения внушение носит, как правило, вер 3. Заражение необязательно связано с воздействием конкретного I Особенность внушения состоит в том, что оно направлено не к логике и разуму членов социальных групп, которых надо сплотить ради решения жизненно важной задачи, не к их готовности мыслить и рассуждать, а к их готовности в сложившейся ситуации получать распоряжения, инструкции к действию. Некритическая внушаемость может проявляться у всех без исключения людей, но в очень разной степени: у детей — намного больше, чем у взрослых; у людей утомленных и истощенных — сильнее, чем у бодрых и при хорошем самочувствии; при страхе, растерянности, неуверенности — сильнее, чем в спокойном состоянии. Важную роль при внушении играет «эффект доверия». В ситуациях, когда для решения общегрупповой задачи необходимо не усиление сплочения, а его изменение, вступает в действие социально-психологическая закономерность убеждения. Задачи убеждения значительно сложнее, чем задачи заражения и внушения. Действие этой закономерности направлено на изменение ценностных ориентации социальной группы, на замену устаревших по содержанию психологических образований новыми. Эффективность убеждения зависит от целого ряда факторов. 1. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню 2. Система убеждающей аргументации производит большое впе 3. Аргументация в процессе убеждения должна выдвигаться по 4. Необходима гармония общих положений и конкретных при 5. В процессе убеждения необходимы анализ приводимых фак 6. Убеждающий других членов социальной группы должен сам Значительную роль в обучении воспроизводить манеры, действия, поступки, образцы поведения, в усвоении доминирующих социальных установок и ценностных ориентации играет социально-психологическая закономерность подражания. Подражание так же, как заражение и внушение, идет стихийно. В то же время оно обладает некоторыми особенностями: во-первых, выполняет иные социальные функции — не усиления социальных 42 установок и ценностных ориентации, а приобщения к ним, усвоения их; во-вторых, характеризуется и сопровождается определенной эмоциональной и рациональной направленностью. Являясь одним из средств приобщения членов социальной группы к системе групповых ценностей, оно позволяет им избавиться от тяжести персональной i (тветственности и мук выбора за счет предпочтения той или иной манеры поведения. Современная наука различает по крайней мере два плана усвоения новых образцов поведения и ориентации: подражание какому-либо конкретному человеку и подражание нормам поведения, вьгра-(ютанным социальной группой. Стихийный и подчас бессознательный характер закономерности подражания может привести к довольно причудливым и неожиданным результатам. Так, наблюдения за жизнью и деятельностью ныне класть имущих в России, пришедших на волне популистских лозунгов борьбы с «партгоспривилегиями», коррупцией и т.д., показывают, что они начинают подражать нормам бывших проклинаемых ими предшественников. В русле рассматриваемой закономерности лежит и так называемая мерседесовская болезнь, охватившая определенную и значительную часть людей, причисляющих себя к деловым людям, бизнесу, к «новым русским». Все это говорит о том, что закономерность подражания не такая уж безобидная вещь в общественной жизни. Существует и еще одна закономерность — закономерность моды, часто не воспринимаемая серьезно. И тем не менее, заинтересовавшись таким явлением, как мода, взглянув на нее как на одну из форм социально-психологического общения людей, как на стихийно, изменяющуюся форму всеобщего вкуса, можно выявить ряд интересных и важных моментов. Прежде всего оказывается, что надо расстаться с привычным представлением о моде как о смене форм и образцов одежды, и тогда она предстанет перед нами как временное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни и культуры, а следовательно, и в деловом общении. При этом мода выполняет ряд социальных функций. 1. Коммуникативная функция, которая проявляется в обмене 2. Функция взаимодействия, когда мода выступает как средство pax общественной жизни. Она ориентирует социальную группу на признанных лидеров, аудиторию, кумиров и любимцев публики. 3. Компенсаторная функция, пожалуй, самая важная, позволяющая восполнить неудовлетворенные или недостаточно удовлетворенные потребности индивида или даже целой социальной группы. Так, каждый нормальный человек стремится повысить свой жизненный статус, приблизиться к лидирующей группе в обществе. Однако в жизни бывает так, что или место пока занято, или навыков не достает, или еще что-то мешает. Одним словом, лидером стать трудно, но ^ можно стать лидером моды, быть на самом ее гребне и таким образом удовлетворить Свое честолюбие. Сопротивляться веяниям моды почти всегда бесполезно. Как остроумно заметил американский социолог Д. Шибутани, «в политической революции имеется некто, представляющий правительство и определяемый как враг, но в движении моды свергать некого. Если нарушение конвенциональных норм приводит к возмущению и наказанию, то нарушение моды вызывает скорее смех и сострадание. Отказываясь подчиниться, человек причиняет вред самому себе, но не моде». Феномен лидерства давно рке находится в поле зрения таких наук, как психология и социология. Многочисленные эксперименты и наблюдения за данным феноменом дали ученым убедительный материал для вывода о том, что лидерство не столько личностная, сколько групповая проблема. В малой социальной группе лидер выделяется не потому, что какой-то ее член «хочет» занять руководящее положение и навязывает ей свою волю. Выделение лидера — это групповая потребность. Столкнувшись с жизненно важной задачей, социальная группа для ее решения вынуждена самоорганизоваться. В результате этого процесса она выделяет лидера или несколько лидеров. Преследуя общегрупповую цель (выполнение конкретной задачи), большинство членов группы более или менее добровольно принимают лидерство одного из членов и вступают с ним в отношения, которые предполагают, что он будет их вести, т.е. они станут ведомыми. Группу при этом объединяет общее, правда, различной степени ясности осознание того факта, что только при таком взаимодействии стоящая перед ней задача может быть решена. О групповом характере проблемы лидерства говорит и то, что оно может проявляться только в рамках социальной группы: лидером нельзя быть в одиночку, он выдвигается только в группе. Даже Робинзон Крузо Даниэля Дэфо становится лидером только после того, как на его острове появляется Пятница. Наконец, о групповом характере проблемы лидерства свидетельствуют эксперименты -и наблюдения, показывающие, что мера влия- ния лидера на выдвинувшую его социальную группу — величина непостоянная. При одних обстоятельствах она может возрастать, при других — резко падать. Выражаясь языком науки, мера «притязаний» лидера (социальная установка лидера на группу) и мера готовности, предрасположенности группы подчиняться лидеру, «принимать» лидера (социальная установка группы на лидера) могут не совпадать. Выделяют следующие различия между лидером и руководителем. 1. Лидер в своей деятельности в основном регулирует межлично 2. Лидерство проявляется в условиях микросферы, к которой от 3. Лидер выдвигается стихийно. Руководитель либо назначается,
4. Лидерство характеризуется меньшей стабильностью, выбор 5. Лидер в отличие от руководителя не обладает определенной 6. Лидер принимает решения, касающиеся групповой деятельно В современной социологии специалисты выделяют три основные теории, пытающиеся объяснить происхождение лидерства 1. Теория черт. Делает акцент на изучение врожденных ка 2. Ситуационная теория лидерства. Не отбрасывая I группы может реализовать присущие ему черты В числе этих черт чаще выделяют такие, как инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие, бдительность, популярность, красноречие и ТД. Наличие этих черт в принципе не отвергается и у других членов социальной группы. Просто в конкретной ситуации тот или иной член группы проявляет большую готовность к лидирующей роли и быстрее раскрывает заложенные в нем указанные свойства Признавая наличие определенных личностных черт, необходимых для лидерства, эта теория делает основное ударение на роли ситуации, в которой происходит выдвижение лидера. Один из сторонников «ситуационной теории лидерства» Хартли предложил несколько моделей,* позволяющих объяснить, почему именно то
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.96 (0.015 с.) |