Говорить и писать хорошим языком. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Говорить и писать хорошим языком.




бенно, когда на носу день сдачи. Так что необходимо выделять вре­мя с запасом на те трудности, что поддаются прогнозированию.

Что же касается национальных особенностей, то «вовремя» — понятие относительное, зависящее от обычаев, бытующих в деловой жизни данной страны. Так, в латиноамериканских странах никому в голову не придет сердиться на получасовое опоздание, а вот в Герма­нии вашего появления будут ждать минута в минуту.

Смысл второго принципа состоит в том, что необходимо хранить секреты корпорации, учреждения или конкретной сделки так же бе­режно, как тайны личного характера. Все секреты компании — будь то проект совершенно нового изделия или тот факт, что через неде­лю ожидается массовое увольнение, — нужно держать при себе.

Надо очень внимательно следить за тем, что говорить, и четко пред­ставлять, какие последствия может иметь утечка информации для тех, кто с ней работает, и к каким последствиям она может привести.

В общении с деловым партнером никогда не распространяйтесь о своей личной жизни и не расспрашивайте о чужой — ни о семей­ных перипетиях, ни о здоровье кого-либо из родных В большинстве случаев эти темы слишком деликатны, чтобы спрашивать или рас­сказывать о них в учреждении или в обстановке деловых перегово­ров. Если же именно вам некстати задали вопрос о такого рода лич­ных материях, вежливо уклонитесь от ответа, сказав: «Ну, здесь об этом говорить не стоит»; и помните' на вашей совести только ваши ответы, а кто какие вопросы будет задавать — это его дело.

Никогда не рассказывайте в рабочей среде никаких щекотливых подробностей своей интимной жизни: они имеют свойство всплы­вать и портить вам жизнь впоследствии. В деловой обстановке по­добные темы абсолютно неуместны и считаются неприличными во время любых служебных переговоров.

Будьте начеку с человеком, который сообщает вам нечто непри­стойное о себе: это может быть лишь способ спровоцировать вас на подобные же откровения. Не попадитесь на эту удочку. Пусть вы — человек, которому можно доверять, вы не станете распространяться о личных делах коллеги, но он-то может прямо пойти к начальнику, и вы вылетите со службы прежде чем успеете что-нибудь сказать в свое оправдание.

Если беседуете с посторонним лицом (не из вашей фирмы), с ко­торым надеетесь завязать деловое сотрудничество, держитесь по­дальше от скользких или перегретых эмоциями тем, таких, как политика, религия, равноправие женщин, а также конкретных во­просов касательно чьих-либо доходов или стоимости его дома и раз­меров получаемой арендной платы. Вряд ли вам захочется выглядеть излишне любопытным или упустить потенциального клиента или


покупателя из-за того, что вы приметесь горячо спорить о тех пред­метах, которые в действительности не имеют ничего общего с пред­стоящими делами. Это не обязательно будут какие-то заветные, дав­но вынашиваемые вами или вообще важные идеи. Потенциального клиента могут невольно оттолкнуть именно высказываемые вами взгляды. Так, вы можете ввязаться в пылкую дискуссию, осуждая ве­гетарианство, как вдруг выяснится, что патриархального вида биз­несмен, с которым вы разговариваете, рассчитывая завязать контак­ты, уже два года не ест ни мяса, ни птицы, ни рыбы. На самом деле вы вовсе не столь уж ярый приверженец тех доводов, что сейчас с пеной у рта приводили против вегетарианства, однако ущерб отно­шениям нанести уже успели.

Один из способов предупредить такие опасные для вас разговоры — заранее прощупать почву в отношении подобных тем, задавая наво­дящие вопросы. Вопрос «Приходилось ли вам жить в здешних кра­ях?!» — неплохой способ выяснить, насколько вы можете позволить себе хвалить или ругать эти места, не вызывая отрицательной реак­ции. Если вы этих вопросов не задали, а сразу завели разговорите просто рискуете нечаянно попасть впросак, сказав, как вам осточер­тели эти места и с какой радостью вы переселились бы в большой город, а человек, с которым вы говорите, терпеть не может этот го­род и предпочитает сельскую местность и тех, кому там нравится.

Что касается пятого принципа, известно, что первое впечатление о человеке складывается при первой встрече. Так что произвести его надо сразу же. На каких бы ролях ни находились вы в фирме сейчас, вам надо «вписаться», но при этом вы должны выглядеть самым лучшим образом, т.е. одеваться со вкусом, подбирать цветовую гамму к лицу, не забывать об аксессуарах: от правильно выбранных туфель до красивых и оригинальных галстуков.

Каким же должен быть внешний облик делового мужчины? Прежде всего спокойным, не «кричащим», не остро модным. В дело­вой мир мода входит не так активно и быстро, как в остальной быт. Бизнесмен достаточно консервативен по отношению к моде. Во внешнем облике он придерживается определенного уровня, т.е. оде­вается так, чтобы не уронить свой престиж. В этом смысле наиболее важно, чтобы одежда и обувь были всегда чистыми и аккуратными.

Самая распространенная и наиболее признанная на сегодня одежда бизнесменов — костюм. Костюм — визитная карточка делового человека. Аккуратность и подтянутость в одежде часто ассоциируются с ор­ганизованностью в работе, с умением ценить свое и чужое время. Расхлябанность — синоним суетливости, забывчивости.

В рабочее время в деловом мире не принято носить светлые кос­тюмы. Наиболее распространенные цвета темно-синий и темно-

 

3 Зак. 120


 


серый. Галстуки носят не слишком яркие и без броских узоров. Нос­ки должны быть темных расцветок.

Для женской деловой одежды подходит платье с жакетом в тон. Не следует забывать и еще одну заповедь деловой женщины: чем меньше украшений, тем лучше. Украшение должно быть либо функ­ционально, либо целенаправленно.

И последнее. Тот, кто умеет четко выразить свою мысль, обладает большим преимуществом.

Интерес к родному языку, стремление к совершенному владению его письменной и устной формами всегда характеризуют культурно­го человека. Нет такой сферы общения, где бы не требовалось хоро­шее владение языком и умение пользоваться этим бесценным даром

Если у вас туговато с грамматикой или правописанием, а учебник или компьютерный словарь бессильны помочь вам в данном случае, разыщи­те кого-нибудь из сотрудников (вашего ранга), кому вы доверяете, и дай­те ему проверить то, что написали — письмо, докладную или отчет.

Важное место в деловом общении занимает переписка Все, что вы пишите в процессе решения деловых вопросов, должно отвечать общим принципам этикета.

Деловое письмо должно быть кратким, точным и по существу. Ес­ли нужно охватить несколько вопросов, следует отделить их один от другого визуально (пронумеровать).

Чтобы написать письмо деловому партнеру, желательно иметь:

1) современную оргтехнику;

2) собственный фирменный бланк, состоящий обычно из эмбле­
мы фирмы, ее полного названия, почтового и телеграфного адреса,
телефона, банковских реквизитов.

Желательно (хотя и необязательно) использовать свой фирменный конверт, на котором дублируются реквизиты, указанные на бланке. Необходимо оставлять копии отправленных писем

Деловые письма печатаются либо «в край», либо «с втяжками». Оформление «в край» считается более официальным

Письмо начинается с точного повторения в левом верхнем углу адреса, написанного на конверте.

С правой стороны пишут дату отправления письма — день, месяц и год полностью. Еще ниже — обращение, с левой стороны. Начинается оно с той же вежливой формы, которая использовалась перед фамилией вашего адресата на конверте Фамилию можно указывать без инициалов.

Следующие несколько строк посвящаются обычно краткой фор­мулировке темы письма. В случае рассылки рекламной корреспон­денции и других писем безличного характера фамилию адресата не ставят, а к названию фирмы добавляют название отдела, в который адресовано письмо. Безымянно писать не рекомендуется. Без имени 34


можно писать письмо фирме или учреждению, проставляя в адресе: «Генеральному директору», без указания фамилии и инициалов.

Завершить письмо нужно также вежливой формулировкой. В за­висимости от цели письма формулировки могут быть разные.

При необходимости получить скорый ответ на деловое письмо или запрос можно написать следующее: «Рассчитываем, что Вы отве­тите при первой же возможности».

В конце ставят подпись и фамилию, ниже указывают должность и на­звание фирмы. Если письмо рекламного характера, то фамилия и подпись необязательны Если переписка ведется каким-либо конкретным лицом, то письмо заканчивается обычно оборотом: «Искренне Ваш».

Общее правило для любой корреспонденции — письмо должно свободно помещаться в конверт.

На любой корреспонденции проставляют обратный адрес Такие корреспонденции, как поздравление человека, которого вы хорошо знаете, выражение соболезнования, благодарственные пись­ма, лучше писать от руки. От руки пишут и письма в случае необхо­димости принесения извинения.

Перед отправкой письма проверьте орфографию. Не стоит начинать письмо с местоимения «Я». Постскриптум (P.S.) выносят вниз, после подписи. Ниже пост­скриптума ставят свою подпись или инициалы.

Почтовые открытки в деловой переписке не используют. Можно послать телеграмму.

Любое письмо, полученное вами, требует немедленного ответа. Если вы не можете исполнить просьбу, изложенную в письме, то уведомите об этом сразу же.

На поздравления отвечают коротко. Отвечать на письмо с извинениями обязательно. Общее правило для любой корреспонденции — с левого края бу­маги по всей длине оставляют свободное поле одинаковой ширины. Для того чтобы послать факс, необходимо:

1) подготовить документы, которые вы будете отсылать. Они
должны отвечать требованиям делового письма и иметь все необхо­
димые реквизиты;

2) указать номер своего факса для того, чтобы с вами могли свя­
заться;

3) проставить номер факса своего партнера, название города и
его код, название фирмы и обязательно фамилию и имя адресата

На бумагах, которые являются официальными, должны стоять пе­чать и подпись ответственного лица.

Самое главное требование к факсам — краткость. Необходимо тщательно сформулировать предложения, проверить, не повторяется ли дважды одна и та же мысль.

               
   
     
 
 
 
   


Наилучший вариант факса — когда он помещается на одном лис­те машинописного формата.

Не стоит посылать факс два раза подряд, лучше еще раз созво­ниться и поинтересоваться, нормально ли прошла копия.

Еще одной существенной стороной делового общения являются те­лефонные переговоры. Звонок по телефону должен подчиняться тем же требованиям краткости, что деловая переписка и отправка факса

Первым всегда представляется тот, кто звонит. Если интересую­щего вас человека нет на месте, следует узнать, когда он будет, или попросить что-либо передать ему и повесить трубку. Если на другом конце никто не отвечает, трубку долго держать не нужно. Не стоит спрашивать, с кем вы говорите, можно лишь уточнить, правильно ли вы набрали номер и дозвонились ли туда, куда хотели.

Если к телефону просят вашего коллегу, нельзя выяснять, кто его спрашивает.

Если вы ошиблись номером, то при следующем его наборе сразу уточните, тот ли это номер, что вам нужен.

В том случае, если вы очень заняты, телефон лучше отключать или попросить секретаря отвечать на телефонные звонки.

Заканчивает разговор тот, кто звонил.

Предприниматели, заинтересованные в продолжительном успехе, не могут игнорировать проблемы этики вообще и деловой этики в частности, они должны не только хорошо знать правила этикета, но и неукоснительно соблюдать их в своей практической деятельности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Дайте определение понятия деловое общение.

2. Охарактеризуйте общие этические принципы делового общения.

3. Современные взгляды на место этикета в деловом общении.

4. Шесть заповедей этики в деловой карьере.

5. Охарактеризуйте морально-этический портрет современного «идеального»
предпринимателя.

Литература

Аристотель. Никомахова этика / Соч. в 4 т. М, 1983. Т. 4.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990.

Карнеги А Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. М., 1989.

Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона / Пер. с англ. М., 1989.

Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лаври-ненко. М., 1997.

Рюттингер Р. Культура предпринимательства / Пер. с нем. М., 1992.

Нестара Д*с. Этика предпринимательства. М., 1993.

Шеполь В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М., 1992.

Ягер Дж. Деловой этикет как выжить и преуспеть в мире бизнеса / Пер. с англ. М, 1994.

Якокка Л. Карьера менеджера. М., 1990.

3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.


В психологии общение определяется как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффектного (т.е. эмоционально-оценоч­ного) характера. В качестве субъекта общения может выступать как индивид, так и группа.

При постоянном общении ста­новится важным более глубокое по­нимание партнера — его эмоцио­нального состояния, намерений, ди­намики его отношений к нам

Психологические процессы и об­разования, возникающие в ходе груп­повой деятельности людей, постоянно меняют свою конфигурацию. Они меняют ценностные ориентиры и ус­тановки, стереотипы, активность, ме­жду ними возникают отношения гармонии и дисгармонии, консонанса и диссонанса и тд. Все эти изменения происходят не хаотично, они подчиняются действию определенных закономерностей. Поскольку эти закономерности проявляются и на уровне социальной психологии, они отличаются сильной эмоциональной окрашенностью. Рассмотрим ос­новные из них, которые в различных модификациях действуют во всех социальных группах и ежедневно встречаются в практической деятель­ности каждого бизнесмена

Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные

(словесные) и невербальные.

Содержание информации передается при помощи языка, т.е.

принимает вербальную форму.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения, правда, этому должна сопутствовать вы­сокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.


Невербальные средства служат для передачи эмоцио­нальных состояний. В социально-психологических исследованиях раз­работаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характери­стики голоса, тактильное воздействие, пространственную организа­цию общения

Поведение человека неразрывно связано с его психологическим состоянием. На основе невербального поведения раскрывается внут­ренний мир личности, осуществляется формирование психологиче­ского содержания общения и совместной деятельности.

Понятие группы как важнейшей формы социального объедине­ния людей в процессе совместной деятельности и общения — одно из центральных в социальной психологии. Самосознание человека, принятые им ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения его в деятельность самых раз­личных групп. Его психический склад, личностное содержание фор­мируются на пересечении различных групповых влияний, следова­тельно, невозможно понять человека, исследовать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является.

Рабочая группа (коллектив) в своем внешнем выражении — это социальная группа, общность людей, объединенных совместной дея­тельностью, отношениями товарищества и взаимопомощи. Как и для других социальных групп, для рабочей группы характерны постоянное общение и взаимодействие ее членов друг с другом, чувство принад-


 


лежности ic данной группе, наличие общих потребностей, интересов и мотивов. В то же время рабочая группа обладает чертами, отсутст­вующими у других социальных групп, — общественно значимой це­лью деятельности и наличием органов управления и руководства.

Психология рабочей группы — это совокупность оп­ределенных гоциально-психологических явлений, возникающих в про­цессе ее формирования и функционирования на основе любых внут­ренних, связей, форм и способов взаимоудовлетворения потребностей ее членоа Сюда же относятся морально-психологический климат, способы общения, общественное мнение и настроение, обычаи и традиции, про­блемы лидерства, природа внутригрупповых конфликтов и тд.

При анализе содержания отношений членов рабочей группы можно выделить три сферы: профессиональную, ценностно-мировозренческую и межличностных отношений.

Профессиональная сфера охватывает складывающиеся в процессе решения производственных задач отношения: между руководителем и подчиненными;

связанные с координационным совместительством деятельности; в системе «человек—компьютер».

Ценностно-мировозренческая сфера связана с взаимоотношениями между личными и корпоративными ценностями, нравственными уста­новками, преобладающими в данной социальной группе Указанные взаимоотношения могут варьироваться от полной поддержки до глубо­кого несогласия и конфронтации.

Сфера межличностных отношений связана с удовлетворением потребностей в общении и самоутверждением личности в рамках коллектива, с удовлетворением своей профессиональной деятельно­стью, формальным и неформальным статусом.

Важной качественной характеристикой рабочей группы является ее зрелость. Она характеризуется прочными связями между членами группы, возникающими на основе общих ценностных ориентации, прочными неформальными отношениями между ними. Личные раз­ногласия быстро устраняются, дисциплина носит сознательный ха­рактер, появляется чувство гордости за свой коллектив, складываются

устойчивые традиции.

Социальные группы могут сильно отличаться друг от друга по степени внутренней сплоченности. На одной и той же фирме могут быть мобильные и превосходно выполняющие все задания подразде­ления (группы), и здесь же рядом могут существовать слабые, мало­эффективные отделы, подразделения.

В науке процесс выделения в особую, значимую для индивидов группу психологических образований своей общности и противопос­тавления их ценностям других групп можно назвать действием соци-


ально-психологической закономерности идентификации и диффе­ренциации.

Ощущая на психологическом уровне свою связь с социальной группой, индивид идентифицирует свою эталонную группу, свои со­циальные установки, стереотипы и ценностные ориентации с психо­логическими образованиями, доминирующими в его социальной группе. Чем выше степень такой идентификации у большинства чле­нов группы, тем выше уровень ее сплоченности. Одновременно идет и процесс дифференциации ценностных образований, осознания их отличий или частичного сходства с такого же типа образованиями других групп. В результате одни группы воспринимаются как абсо­лютно «чужие», враждебные, другие — как возможные союзники.

Закономерность идентификации и дифференциации в жизни со­циальных групп выполняет чрезвычайно важные функции. Она по­зволяет им на психологическом уровне, во-первых, ориентироваться в отношениях с другими социальными группами, определять «вра­гов» и «союзников», и, во-вторых, обеспечивает психологическую сплоченность группы.

Сплоченность социальной группы очень важна при решении встающих перед ней жизненных задач и проблем Феномен зараже­ния — бессознательная невольная подверженность членов той или иной группы определенным общим психическим состояниям. Это один из древнейших способов усиления групповой активности, ухо­дящий своими корнями в глубокое прошлое (ритуальные пляски и церемонии перед охотой, обряды посвящения и т.п.).

В повседневной Жизни, в практической работе бизнесмена с фак­тами психического заражения приходится встречаться довольно час­то (состояние паники, массового психоза). С действием психического заражения мы сталкиваемся и при совершении массового подвига, резкого повышения социальной активности масс, захваченных ка­ким-либо зрелищем — театральным действием, футболом и т.п.

Процесс психического заражения протекает в форме распростра­нения сильного психического импульса от источника возбуждения (оратора, лидера, источника массовой информации), многократно усиливается благодаря взаимным эмоциональным влияниям друг на друга членов группы, возвращается обратно к источнику возбужде­ния и еще более его активизирует. В результате многократных по­второв взаимно заражаются и оратор, и аудитория, и группа, и сам возбудитель — источник заражения.

Исследователи отмечают, что, во-первых, социально-психологическая закономерность заражения используется лидерами группы для еще большего усиления групповой сплоченности; во-вторых, психическое заражение является средством компенсации не- 40


достаточной организованности, нехватки каких-то материальных ре­сурсов для выполнения жизненно необходимых для группы задач. 11оследняя функция чрезвычайно важна, так как чаще всего соци­альная группа, сталкиваясь с серьезной проблемой, решает ее на пределе своих физических возможностей, и в успехе немалую роль играет сплоченность, компенсирующая ее реальную слабость.

Действие закономерности заражения более эффективно, когда решение задачи требует мощного, но кратковременного однократного усилия группы. Если же для решения задачи нужны многократные дей­ствия, эта закономерность начинает давать сбои. Возникает необходи­мость вывести из-под воздействия обратной волны заражения лидеров, которым следует сохранять «ясность» и «трезвость» сознания, иметь возможность менять поведение группы. Оратор может переживать со­бытие вместе с аудиторией, но полководец, теряющий голову в пылу сражения, рискует оказаться прикованным к колеснице победителя. Но здесь уже действует другая закономерность — внушение.

Закономерность внушения очень похожа на рассмотренный выше феномен заражения. Внушение также представляет собой особый вид воздействия одного человека на другого (или на группу), для ко­торого характерны целенаправленность, неаргументированность, не­критическое восприятие, возникновение общегруппового психиче­ского состояния, перерастающего затем в совместную деятельность. Вот три основных различия между закономерностями заражения

и внушения.

1. При внушении из-под влияния группового давления выводится
возбудитель, который своим воздействием стремится заразить группу
определенным настроением, но сам остается вне воздействия зара­
жения со стороны группы. Для заражения характерно переживание
всей социальной группой общего психического состояния, оно имеет
двустороннюю направленность: от источника возбуждения на группу и
обратно. При внушении такого сопереживания нет.

2. В отличие от заражения внушение носит, как правило, вер­
бальный характер, в процессе же заражения, помимо речевого воз­
действия, применяются и такие средства, как восклицания, смена
ритма, жестикуляция, наглядная символика и т.д. Вербальный харак­
тер внушения позволяет предположить, что эта социально-
психологическая закономерность исторически моложе заражения.

3. Заражение необязательно связано с воздействием конкретного
лидера группы. Спонтанная тонизация психического состояния груп­
пы может быть вызвана какой-либо критической ситуацией (природ­
ная или социальная катастрофа, порождающая панику, массовый пси­
хоз и т.д.), внушение же всегда персонифицировано, определенный ин­
дивид оказывает воздействие на психическое состояние группы.


I


Особенность внушения состоит в том, что оно направлено не к логике и разуму членов социальных групп, которых надо сплотить ради решения жизненно важной задачи, не к их готовности мыслить и рассуждать, а к их готовности в сложившейся ситуации получать распоряжения, инструкции к действию.

Некритическая внушаемость может проявляться у всех без ис­ключения людей, но в очень разной степени: у детей — намного больше, чем у взрослых; у людей утомленных и истощенных — силь­нее, чем у бодрых и при хорошем самочувствии; при страхе, расте­рянности, неуверенности — сильнее, чем в спокойном состоянии. Важную роль при внушении играет «эффект доверия».

В ситуациях, когда для решения общегрупповой задачи необхо­димо не усиление сплочения, а его изменение, вступает в действие социально-психологическая закономерность убеждения.

Задачи убеждения значительно сложнее, чем задачи заражения и внушения. Действие этой закономерности направлено на измене­ние ценностных ориентации социальной группы, на замену уста­ревших по содержанию психологических образований новыми. Эффективность убеждения зависит от целого ряда факторов.

1. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню
развития членов группы, их опыту, имеющимся у них знаниям.

2. Система убеждающей аргументации производит большое впе­
чатление, если она развертывается с учетом индивидуальных особен­
ностей членов социальной группы и особенностей самой группы.

3. Аргументация в процессе убеждения должна выдвигаться по­
следовательно, логично, приводимые доводы следует развернуть с
максимумом доказательств.

4. Необходима гармония общих положений и конкретных при­
меров, общие положения не просто постулируются, а наглядно ил­
люстрируются конкретным примером.

5. В процессе убеждения необходимы анализ приводимых фак­
тов, аргументированная оценка их значимости.

6. Убеждающий других членов социальной группы должен сам
верить в развертываемую систему аргументации; малейшая фальшь
чутко улавливается аудиторией, и сна перестает с доверием отно­
ситься даже к очевидным доводам.

Значительную роль в обучении воспроизводить манеры, действия, поступки, образцы поведения, в усвоении доминирующих социаль­ных установок и ценностных ориентации играет социально-психологическая закономерность подражания.

Подражание так же, как заражение и внушение, идет стихийно. В то же время оно обладает некоторыми особенностями: во-первых, выполняет иные социальные функции — не усиления социальных 42


установок и ценностных ориентации, а приобщения к ним, усвоения их; во-вторых, характеризуется и сопровождается определенной эмо­циональной и рациональной направленностью. Являясь одним из средств приобщения членов социальной группы к системе групповых ценностей, оно позволяет им избавиться от тяжести персональной i (тветственности и мук выбора за счет предпочтения той или иной манеры поведения.

Современная наука различает по крайней мере два плана усвое­ния новых образцов поведения и ориентации: подражание какому-либо конкретному человеку и подражание нормам поведения, вьгра-(ютанным социальной группой.

Стихийный и подчас бессознательный характер закономерности подражания может привести к довольно причудливым и неожидан­ным результатам. Так, наблюдения за жизнью и деятельностью ныне класть имущих в России, пришедших на волне популистских лозун­гов борьбы с «партгоспривилегиями», коррупцией и т.д., показывают, что они начинают подражать нормам бывших проклинаемых ими предшественников.

В русле рассматриваемой закономерности лежит и так называе­мая мерседесовская болезнь, охватившая определенную и значитель­ную часть людей, причисляющих себя к деловым людям, бизнесу, к «новым русским». Все это говорит о том, что закономерность под­ражания не такая уж безобидная вещь в общественной жизни.

Существует и еще одна закономерность — закономерность моды, часто не воспринимаемая серьезно. И тем не менее, заинтересовав­шись таким явлением, как мода, взглянув на нее как на одну из форм социально-психологического общения людей, как на стихийно, изменяющуюся форму всеобщего вкуса, можно выявить ряд инте­ресных и важных моментов.

Прежде всего оказывается, что надо расстаться с привычным представлением о моде как о смене форм и образцов одежды, и то­гда она предстанет перед нами как временное господство опреде­ленного вкуса в какой-либо сфере жизни и культуры, а следователь­но, и в деловом общении.

При этом мода выполняет ряд социальных функций.

1. Коммуникативная функция, которая проявляется в обмене
знаковой информацией. Принятие или отвержение определенных
стилей моды воспринимается членами социальной группы как осо­
бый знак. Следуя моде или отвергая ее, человек либо уподобляется
какой-нибудь социальной группе, отождествляет, идентифицирует себя
с нею либо, наоборот, обособляется от нее — дифференцируется.

2. Функция взаимодействия, когда мода выступает как средство
согласованных действий людей, как способ их взаимодействия в сфе-


pax общественной жизни. Она ориентирует социальную группу на признанных лидеров, аудиторию, кумиров и любимцев публики.

3. Компенсаторная функция, пожалуй, самая важная, позволяю­щая восполнить неудовлетворенные или недостаточно удовлетворен­ные потребности индивида или даже целой социальной группы. Так, каждый нормальный человек стремится повысить свой жизненный статус, приблизиться к лидирующей группе в обществе. Однако в жизни бывает так, что или место пока занято, или навыков не доста­ет, или еще что-то мешает. Одним словом, лидером стать трудно, но ^ можно стать лидером моды, быть на самом ее гребне и таким обра­зом удовлетворить Свое честолюбие.

Сопротивляться веяниям моды почти всегда бесполезно. Как остроумно заметил американский социолог Д. Шибутани, «в поли­тической революции имеется некто, представляющий правительст­во и определяемый как враг, но в движении моды свергать некого. Если нарушение конвенциональных норм приводит к возмущению и наказанию, то нарушение моды вызывает скорее смех и состра­дание. Отказываясь подчиниться, человек причиняет вред самому себе, но не моде».

Феномен лидерства давно рке находится в поле зрения таких на­ук, как психология и социология. Многочисленные эксперименты и наблюдения за данным феноменом дали ученым убедительный мате­риал для вывода о том, что лидерство не столько личностная, сколько групповая проблема. В малой социальной группе лидер выделяется не потому, что какой-то ее член «хочет» занять руководящее положение и навязывает ей свою волю. Выделение лидера — это групповая по­требность. Столкнувшись с жизненно важной задачей, социальная группа для ее решения вынуждена самоорганизоваться. В результате этого процесса она выделяет лидера или несколько лидеров. Преследуя общегрупповую цель (выполнение конкретной задачи), большинство членов группы более или менее добровольно принимают лидерство одного из членов и вступают с ним в отношения, которые предпола­гают, что он будет их вести, т.е. они станут ведомыми. Группу при этом объединяет общее, правда, различной степени ясности осознание того факта, что только при таком взаимодействии стоящая перед ней задача может быть решена.

О групповом характере проблемы лидерства говорит и то, что оно может проявляться только в рамках социальной группы: лидером нельзя быть в одиночку, он выдвигается только в группе. Даже Ро­бинзон Крузо Даниэля Дэфо становится лидером только после того, как на его острове появляется Пятница.

Наконец, о групповом характере проблемы лидерства свидетель­ствуют эксперименты -и наблюдения, показывающие, что мера влия-


ния лидера на выдвинувшую его социальную группу — величина не­постоянная. При одних обстоятельствах она может возрастать, при других — резко падать. Выражаясь языком науки, мера «притяза­ний» лидера (социальная установка лидера на группу) и мера готов­ности, предрасположенности группы подчиняться лидеру, «прини­мать» лидера (социальная установка группы на лидера) могут не совпадать.

Выделяют следующие различия между лидером и руководителем.

1. Лидер в своей деятельности в основном регулирует межлично­
стные отношения (психологические, личностно-эмоционально окра­
шенные). Руководитель регулирует официальные отношения группы
как определенной социальной организации.

2. Лидерство проявляется в условиях микросферы, к которой от­
носится малая группа. Руководство больше проявляется в макросре­
де (больших социальных группах) и связано со всей системой обще­
ственных отношений.

3. Лидер выдвигается стихийно. Руководитель либо назначается,
либо избирается, его выдвижение сопровождается различными в
данной группе процедурами.

 

4. Лидерство характеризуется меньшей стабильностью, выбор
лидера в значительной степени определяется настроениями группы.
Руководство более стабильно.

5. Лидер в отличие от руководителя не обладает определенной
системой официально признанных санкций.

6. Лидер принимает решения, касающиеся групповой деятельно­
сти непосредственно. Руководитель, принимая решение, должен учи­
тывать множество различных обстоятельств, в том числе и выходя­
щих за рамки его группы.

В современной социологии специалисты выделяют три основные теории, пытающиеся объяснить происхождение лидерства

1. Теория черт. Делает акцент на изучение врожденных ка­
честв лидера. Сторонники этой теории утверждают, что лидером
может быть только такой человек, который обладает некоторой со­
вокупностью психологических черт, определенных набором личност­
ных качеств. Эта теория носит явно выраженную социальную на­
правленность, в ее рамках были сделаны попытки экспериментально
выделить психологические характеристики, послужившие бы основой
для разработки тестов, с помощью которых можно было бы отби­
рать людей, пригодных для лидерства.

2. Ситуационная теория лидерства. Не отбрасывая
основных положений «теории черт», считает, что лидерство в основ­
ном результат ситуации Главное же положение этой теории сводится к
тому, что лидер в данной ситуации лучше других членов социальной


I


группы может реализовать присущие ему черты В числе этих черт ча­ще выделяют такие, как инициативность, общительность, чувство юмо­ра, энтузиазм, уверенность, дружелюбие, бдительность, популярность, красноречие и ТД. Наличие этих черт в принципе не отвергается и у других членов социальной группы. Просто в конкретной ситуации тот или иной член группы проявляет большую готовность к лидирующей роли и быстрее раскрывает заложенные в нем указанные свойства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.107 с.)