Групповые форш учебной деятельности как фактор интенсификации обучения 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповые форш учебной деятельности как фактор интенсификации обучения



Теоретические исследования и практический опыт по­казывают, что знание предмета оказывается более проч­ным, когда предмет учебной деятельности выступает как


 




средство общения. В этой ситуации в процессе обучения возникают отношения учащихся между собой по поводу предмета, то есть по схеме: субъект (студент) — объект (предмет) — субъект (студент). При этом в ходе обучения знания должны быть получены учащимися более или ме­нее самостоятельно. Правильное соотношение деятельно­сти и общения позволяет органично сочетать обучающую и воспитывающую функции учебного процесса. Преиму­щества индивидуально-групповой формы обучения особен­но наглядно проявляются при умело разработанной мето­дике интенсивного обучения иностранному языку с ис­пользованием игровых ситуаций и ролевых игр.

При групповом интенсивном обучении возникает учеб­ный коллектив, благотворно влияющий на становление лич­ности каждого. Чисто индивидуальная работа по схеме «преподаватель — учащийся» лишает учебный процесс важнейшего звена — межличностного общения и меж­личностного взаимодействия через обучение. Межлично­стный контекст порождает в группе особую ауру, которую А. С. Макаренко называл атмосферой «ответственной зави­симости». Без нее немыслимы активизация личностных качеств учащихся и плодотворная воспитательная работа преподавателя.

Учебную группу следует прежде всего рассматривать как коллектив, занимающийся совместной учебной дея­тельностью, а процессы общения в группе во время заня­тий — как процессы, формирующие межличностные отно­шения в этом творческом коллективе.

-При интенсивном групповом обучении общение ста­новится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются ее продукты: учащиеся непосредственно в процессе усвоения знаний обменивают­ся результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют. Межличностное общение в учебном про­цессе повышает мотивацию путем включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в уче­нии. Все это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к


общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.

jr Групповое обучение возможно, если: >^

- Общая познавательная задача решается общими усилиями студенческой группы.

- Если каждая микрогруппа получает задание, являющееся составной частью общегрупповой задачи.

- Каждая микрогруппа в зависимости от количества членов и уровня их подготовки получает задания определенной степени трудности. С заданием должны ознакомиться' все члены группы, каждый приступает к решению и должен сообщить свой результат; если результат совпал с результатами остальных, группа перехо­дит к решению следующей задачи, если не совпал, группа присту­пает к обсуждению.

- Во время работы групп преподаватель ходит по аудитории, следит за работой групп, удалось ли группе найти самый рацио­нальный путь решения, не остались ли какие ошибки неисправлен­ными, в случае затруднения педагог включается в работу группы.

- Для предметов физико-математического цикла групповую работу целесообразно использовать для закрепления матери­ала, а для гуманитарного цикла групповую работу можно исполь­зовать при изложении нового материала, носящего проблемный характер.

- При групповой работе усиливается активнрсть, интерес и уровень получаемых знаний и развивается умение делового общения, взаимодействия.с людьми при решении разнообразных проблем.

- Около 40% учебного времени полезно отводить на группо­вую работу.

- Оптимальная численность микрогруппы - 3—5 чело­век. С возрастанием численности группы ее продуктивность снижается.

- По физико-математическим предметам целесообразно со­здавать микрогруппы с примерно одинаковым уровнем знаний и умений и давать задания группе с учетом уровня подготовки ее членов.

- Нужно в каждой группе выделять «ответственного руково­дителя», который руководит работой группы, процессом обмена и обсуждения информации. Выбор «руководителя» полезно предо­ставить самой группе, возможно наличие «технического» и «эмо­ционального» лидера в микрогруппе.

- Необходимо изучить и учитывать характер межличностных отношений между студентами для правильного комплектования групп; в одну группу не включать студентов, которые взаимно

, отвергают друг друга; студентов малопопулярных, неуважаемых,


 




направлять в такие группы, в которых отношение к ним было ней­тральным.

- При дифференцированной групповой работе каждому сту­денту даются индивидуальные задания с учетом его способ­ностей и знаний.

- Каждой группе дается набор учебных материалов для ра­боты, где указаны цель задания, перечень литературы и матери­алов, которыми должны пользоваться студенты, порядок выполне­ния задания - какую часть задания выполняют индивидуально, какую - коллективно, перечень контрольных вопросов для само­проверки.

- Для организации рабочего места используют легкие сто­лики, которые сдвигаются так, чтобы могли вместе работать по 5 человек и чтобы отделить одну группу от другой.

При организации коллективной работы учащихся воз­никает ряд трудностей организационного, педагогическо­го и социального плана. Чтобы групповая работа по добы­ванию новых знаний была по-настоящему продуктивной, нужно предложить учащимся совместную деятельность — интересную, личностно и социально значимую, обществен­но полезную, допускающую распределение функций по ин­дивидуальным способностям.

К понятию «интенсификация обучения» примыкает понятие «активизация обучения». Под активизацией учебной деятельности понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разра­ботку и использование таких форм, содержания, при­емов и средств обучения, которые способствуют повы­шению интереса, самостоятельности, творческой ак­тивности студента в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом применении, а также формировании способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоя­тельные решения.

Одним из наиболее перспективных направлений раз­вития творческих способностей личности, столь необходи­мых современному специалисту, является проблемное обучение.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.005 с.)