Показатели родительского поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели родительского поведения



Выделяют следующие показатели родительского пове­дения (Эйдемиллер).


 




1. Уровень протекции в процессе воспитания. Речь

идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уде­ляют воспитанию подростка. Наблюдаются два отклоне­ния уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и не­достаточная (гипопротекция). О гиперпротекции говорим тогда, когда родители уделяют подростку слишком много сил, времени, внимания, когда его воспитание стало цент­ральным делом в жизни родителей, основным, чему посвя­щена жизнь. Гипопротекция — случай крайне понижен­ного уровня протекции. Подросток при этом оказывается на периферии внимания родителей, до него «руки не дохо­дят», родителям «не до него». За него берутся лишь вре­мя от времени, когда случается что-то серьезное.

2. Степень удовлетворения потребностей подростка: в
какой мере деятельность родителей настроена на удовлетво­
рение потребностей подростка — как материально-бытовых
(в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных
(и прежде всего — в его общении с родителями и их любви
и внимании). Так называемое «спартанское воспитание» —
пример высокого уровня протекции (родитель много занима­
ется воспитанием, уделяет ему большое внимание) и низко­
го удовлетворения потребностей подростка. В степени удов­
летворения потребности также возможны два отклонения.

1) О потворстве"говорят в том случае, когда родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потреб­ностей подростка. Они «балуют» его. Любое его желание для них — закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной раци­онализацией: «слабость» ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам ро­дитель, то, что подросток растет один, без отца и т. п.

2) Игнорирование потребностей подростка: данный стиль воспитания характеризуется недостаточным стрем­лением родителя к удовлетворению потребностей подро­стка. Чаще страдают при этом духовные потребности, осо­бенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви.

3. Количество требований к подростку в семье. Тре­
бования к подростку — неотъемлемая часть воспитатель-


ного процесса. Во-первых, это и «обязанности» подростка, т. е. задания, которые подросток выполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим чле­нам семьи). Во-вторых, это — требования-запреты (то, чего подросток не должен делать). Невыполнение требования подростком предусматривает санкции (от мягкого осуж­дения до сурового наказания). Формы нарушения системы требований к подростку различны.

Рассмотрим нарушения в системе обязанностей подро­стка — в количестве этих обязанностей:

Чрезмерность требований (обязанностей);

Повышенная моральная ответственность. Требова­ния к подростку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию личности, а напротив, ставят его под угрозу. Осо­бенно важны два случая чрезмерности обязанностей. В од­ном на подростка перекладывается более или менее значи­тельная часть обязанностей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родители, как прави­ло, осознают, что подросток очень загружен, но не видят чрезмерности нагрузки. Они уверены к тому же, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в дан­ный момент. В другом случае от подростка ожидают зна­чительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе или других престижных занятиях (художественная самодеятельность, спорт и т. п.).

Недостаточность обязанностей подростка. В этом случае подросток имеет минимальное количество обязан­ностей в семье, трудно привлечь подростка к какому-ни­будь делу по дому.

.4. Количество требований-запретов. Требования-зап­реты, т. е. указания на то, чего подростку делать нельзя, оп­ределяют, прежде всего, степень самостоятельности подро­стка, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны два отклонения: чрезмерность и недоста­точность требований-запретов.

Чрезмерность требований-запретов (доминирование). В этом случае подростку «все нельзя». Перед ним ставит­ся огромное количество требований, ограничивающих его


 




свободу и самостоятельность. Такое положение стимули­рует у астеничных подростков развитие реакции эмансипа­ции (протеста против родителей и любого авторитета), у менее стеничных провоцирует развитие черт сензитивнои и психастенической акцентуаций. Родители стремятся по­давить даже самостоятельность мысли подростка.

Недостаточность требований-запретов к подростку. В этом случае подростку «все можно». Даже если и существу­ют какие-то запреты, подросток легко нарушает их. Он сам определяет время возвращения вечером домой, круг друзей, вопрос о курении и употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие под­ростка по гипертимному и особенно неустойчивому типам.

5. Санкции. Чрезмерность санкций — также жесто­кий стиль воспитания. Для родителей характерна привер­женность таких строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения. Минимальность сан­кций — родители склонны обходиться без наказаний или применяют их редко. Они уповают на поощрения, сомне­ваются в результате любых наказаний.

6. Неустойчивость стиля воспитания. Резкая смена сти­ля воспитания (см"ена воспитательных приемов) — переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, переход от зна­чительного внимания к эмоциональному отвержению — от­носительно часто встречается в семьях подростков с откло­нениями характера. Такой стиль, по наблюдению немецкого психиатра К. Леонгарда, содействует формированию таких черт, как упрямство, склонность противостоять любому авто­ритету. Родители таких подростков, как правило, признают значительные колебания в воспитании подростка, однако не­дооценивают размах и частоту этих колебаний.

Негативные особенности родительского поведения яв­ляются причиной формирования отклоняющегося поведе­ния и невротичного состояния детей. Например, потвор­ствующая гиперпротекция (потворство + повышенная про­текция): подросток в центре внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его потребно-


стей. Этот тип воспитания содействует развитию истеро-идных и гипертимных черт характера у подростка. Доми­нирующая гиперпротекция (доминирование + гиперпро­текция): подросток в центре внимания родителей, которые отдают ему массу сил и времени, в то же время лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такое воспитание усиливает реакцию эмансипации. При психастенической, сензитивнои, астеноневротическои акцентуации характера оно усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение образуется сочетанием по­ниженной протекции, игнорированием потребностей ре­бенка и нередко проявляется в жестоком обращении с под­ростком. В крайнем варианте — это воспитание по типу «Золушки». При таком типе воспитания усиливаются чер­ты эпилептоидной акцентуации характера, а у подростков с эмоционально^лабильной, сензитивнои и астеноневротиче­скои акцентуациями характера могут формироваться про­цессы декомпенсации и невротические расстройства.

Повышенная моральная ответственность образуется со­четанием высоких требований к подростку с пониженным вниманием к нему родителей, меньшей заботой о нем. Этот тип воспитания стимулирует развитие черт психа­стенической акцентуации характера.

Безнадзорность: пониженная протекция + понижен­ный уровень удовлетворения потребностей + пониженный уровень требований к подростку + пониженное число зап­ретов. Подросток предоставлен сам себе, родители не ин­тересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях по гипертим­ному, неустойчивому и конформному типам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.006 с.)