Становление педагогики в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление педагогики в России



Активно разрабатывались идеи воспитания в россий­ской педагогике. Необходимо отметить, что в России с дав­них времен открывались школы. Сохранились сведения об открытии школы для 300 детей в Новгороде в 1030 году.

Весьма плодотворной была теоретическая и практичес­кая деятельность в области педагогики выходца из Бело­руссии Симеона Полоцкого (1629—1680). В 1667 году он был назначен воспитателем царских детей и обучал царе­вичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблю­дением воспитывался Петр I. Симеон Полоцкий разрабо­тал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году, уже после его смерти, и значи­тельно расширила высшее образование в российском го­сударстве. С. Полоцкий считал главными факторами вос­питания пример родителей и учителей, а также окружаю­щую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.

Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М.В. Ломоносов (1711—1765). Он создал ряд учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую граммати­ку» (1755) и др.

Заметный след в российской педагогике оставил Н.И. Новиков (1744—1818). Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просве­тительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. В статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения об-


щеполезных знаний и всеобщего благополучия» Н. И. Но­виков впервые в русской педагогической литературе объя­вил педагогику наукой.

С XVIII века начинается профессиональная подготовка учителей. В 1732 году, в частности, открывается первая учи­тельская семинария в Германии (г. Штеттин). В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало от­крытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой науч­ной дисциплины, а в 1840 году в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Тол­стой, который в своем имении Ясная Поляна организо­вал начальную школу для детей крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самосто­ятельности детей, стремился к воплощению теории «сво­бодного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука».

3.6.1. Дидактическая система К. Д. Ушинского

В России цельную дидактическую систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870). Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Ушинский отмечал: «Если пе­дагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». Он показал, что знать человека во всех отношениях — это значит изучить его физические и психические особеннос­ти. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог бу­дет не только учителем, но и психологом. В своем капи­тальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868—1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти,


 




воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходи­мость их учета в процессе обучения. Особое внимание об­ратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и пере­довых общественных идеалов. Цель воспитания, по Ушин-скому, — формирование активной и творческой личнос­ти, подготовка человека к физическому и умственному тру­ду как высшей форме человеческой деятельности. Считая роль религии в формировании общественной морали поло­жительной, он выступал в то же время за независимость ее от науки и школы, выступал против руководящей роли духовенства в школе.

Проблемы нравственного воспитания представлены у Ушинского как общественно-исторические. В нравствен­ном воспитании он отводил одно из главных мест патри­отизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга — «высказать смелое слово истины» против гнета и насилия. Его система нравственного воспи­тания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. (Вот где корни педагогики сотрудничества.)

Новой педагогической идеей Ушинского была поста­новка перед учителем задачи научить учеников учить­ся: «...Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность са­мостоятельно, без учителя, приобретать новые позна­ния».

Ушинский утвердил принцип воспитывающего обуче­ния, который представляет собой единство обучения и воспитания: «Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека». Таким образом, К. Д. Ушинский по праву считается ос­новоположником научной педагогики в России.

Педагогические принципы. К. Д. Ушинского

1. Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно дол­жно быть посильным и последовательным.


 

2. Обучение должно строиться на основе принципа на­глядности.

3. Ход обучения от конкретного к абстрактному, от­влеченному, от представлений к мысли — естественен и основывается на ясных психологических законах челове­ческой природы.

4. Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания.

ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.205.166 (0.094 с.)