Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направленность личности педагога и типы педагоговСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его «личностная направленность». Согласно Н.В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности: 1) истинно педагогическую; 2) формально педагогическую и 3) ложно педагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. «Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог». Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности. Л. Фестингер классифицирует учителей на основе их заключений о результативности учащихся. По его мнению, существуют два вида заключений о результативности: а) заключение о достижениях на основе сравнения результатов кого-либо с прежними достижениями (индивидуальная относительная норма); б) заключение о достижениях на основе сравнения достигнутого результата кого-либо с
соответствующими результатами других людей (социальная относительная норма, критерий различий). В первом случае сравнение производится в определенной временной перспективе развития человека (ориентация на «развитие»); во втором — на основе сравнения результата по отношению к результатам других людей, причем нередко в определенном временном срезе (ориентация на «результативность»). Результаты эмпирических наблюдений у нас в стране и за рубежом подтверждают существование различий в стратегиях и тактиках учителей, ориентированных на «развитие» и на «результативность» школьников. Учителя, ориентированные на «развитие», сравнительно чаще обращают внимание на изменчивые факторы учебных достижений (для них имеет первостепенное значение прилежание или старательность школьников); учителя, ориентированные на «результативность», больше внимания обращают на устойчивые факторы достижения в учебе (для них значимыми являются способности или задатки, школьников). В соответствии с этим учителя, ориентированные на «результативность», считают возможным делать длительные прогнозы школьной успеваемости и будущей профессиональной карьеры школьников. Педагоги, ориентированные на «развитие» и на «результативность», по-разному подкрепляют успех ученика. В соответствии с данными различиями в «Я-концеп-ции» будущих учителей первые озабочены установлением и поддержанием хороших отношений в учебной группе, с преподавательским составом учебного педагогического заведения; вторые — планированием своей профессиональной карьеры. Учителя, ориентированные на «результативность», отзываются с похвалой о школьниках, показатели которых превосходят средние, даже тогда, когда их успеваемость снижается. Педагоги, ориентированные на «развитие», в этом случае порицают таких учеников. Вместе с тем, лишь последние реагируют похвалой на едва заметные успехи своих учеников. Кроме того, они осуществляют позитивное подкрепление и оказывают помощь ученикам в процессе учебной деятельности. В противоположность этому, учителя, ориентированные на «результативность», хвалят или порицают в том случае, когда учебный результат (правильный или неправильный) уже получен. Существование в любой выборке работающих учителей двух крайних типов преподавателей (ориентированных на «развитие» и на «результативность») было подтверждено данными эмпирических исследований Д. Райнса, который соответственно обозначил эти типы как тип X и тип Y. Тип X стремится, прежде всего, развивать личность ребенка, опираясь на эмоциональные и социальные факторы. Придерживается гибкой программы, не замыкается на содержании изучаемого предмета. Ему свойственны непринужденная манера преподавания, индивидуальный подход, искренний, дружеский тон общения. Тип Y заинтересован только в умственном развитии учащихся. Строго придерживается содержания изучаемой программы. Работает по детально разработанной программе, предъявляет высокие требования к учащимся, строго проверяет усвоенный материал. Держится отчужденно, подход к ученикам сугубо профессиональный. Первым шагом в создании относительных мер оценки эффективности труда учителей является разработанная Исидорой Сонер система оценки эффективности деятельности учителя, построенная на основе двух векторов: когнитивных (познавательных) достижений учеников и их эмоционального отношения к урокам. Когнитивные достижения учеников определяются на основе получаемых ими оценок, которые свидетельствуют либо о том, что ученик освоил большой по объему материал (в этом случае ученик оценивается как поддающийся обучению), либо незначительный по объему материал (в этом случае ученик оценивается как не поддающийся обучению). Эмоциональное отношение учеников к урокам в данной модели может быть позитивным, нейтральным и негативным. Эффективность преподавания учителя, следовательно, может, с одной стороны, определяться количеством поддающихся обучению учеников, с другой — количеством
учеников, положительно относящихся к урокам данного учителя. Таким образом, в идеале — самый высокий уровень педагогического мастерства преподавателя должен характеризоваться тем, что число поддающихся обучению учеников и число положительно относящихся к обучению равно 100 процентам. Поскольку оценка успеваемости школьников преимущественно является мерой их когнитивных достижений и получается при сравнении со стандартами усвоения материала, а оценка эмоционального отношения к урокам является преимущественно мерой мотиваци-онных установок и получается путем сравнения текущих достижений ребенка с его предыдущими достижениями, то данную относительную меру оценки эффективности деятельности учителя можно рассматривать как сбалансированную и приводящую различия стиля к нулю по общему результирующему зффекту обучения. Другими словами, данные стили, несмотря на различные стратегии и тактики, дают одинаково высокие результаты в обучении. Хороший учитель — это тот, у которого «все дети хотели и могли с помощью учителя хорошо учиться». 2.7, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Педагогическая культура — это часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлены духовные и материальные ценности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности. Главная ценность педагогической культуры — ребенок, его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав. Педагогическую культуру следует рассматривать как способ творческого освоения педагогической деятельности. Одним из наиболее привлекательных образцов педагогической культуры современного учителя выступает педагогика сотрудничества. Педагогическая культура — это динамическая система ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя. В качестве компонентов этой системы выделяются: а) педагогическая позиция и личностные качества; б) профессиональные знания и культура педагогического мышления; в) профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности; г) саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога. Уровень педагогической культуры характеризуется степенью сформированное™ ее компонентов: педагогической позиции, профессиональных знаний и педагогического мышления, профессиональных умений и опыта творческой деятельности, саморегуляции личности и профессионального поведения педагога. Компоненты педагогической культуры Педагогическая позиция и профессионально-личностные качества педагога Позиция — ценностное, личностное отношение к действительности, проявляющееся в соответствующем поведении. Позиция характеризует определенный уровень развития личности (Рубинштейн). По Леонтьеву, позиция — это условие развития личности. Осозназ свою позицию, личность поднимается на новый уровень развития. В структуре педагогической позиции выделяется ее мировоззренческая и поведенческая стороны. Мировоззренческая сторона включает осознание общественной значимости педагогической позиции, убежденность в правильности профессионального выбора, сформированность системы педагогических принципов и гуманистически ценностных ориентации на работу с детьми. Поведенческая сторона педагогической позиции — это способность учителя самостоятельно принимать решения в различных ситуациях обучения, воспитания и жизни детей и нести за них ответственность, это активность в
защите интересов детей и оказание им помощи, создание благоприятных условий для их развития. Позиция педагога зависит от отношения к своей профессиональной деятельности, отношения к педагогическому труду как главному смыслу жизни, любви и уважения к детям, проявления ответственности за судьбу каждого ребенка. Ш. Амонашвили определил педагогическую позицию как личностно-гуманный подход к ребенку, основанный на профессиональных знаниях, профессиональном опыте, творческом подходе к педагогическому труду. В позиции проявляется индивидуальность учителя, его индивидуальная педагогическая культура. Формирование педагогической позиции учителя происходит в педагогическом коллективе. Педагогическая культура учителя предполагает наличие следующих групп профессиональнозначимых качеств личности: 1) направленность личности: наличие убеждений, социальная активность, гражданственность; 2) профессионально-нравственные качества: гуманизм, коллективизм, справедливость, доброжелательность, честность, искренность, требовательность, любовь и уважение к детям, принципиальность, интеллигентность, объективность; 3) отношение к педагогическому труду: добросовестность, ответственность, способность к самоотдаче в педагогической работе, увлечённость и удовлетворенность собственной педагогической деятельностью, отношение к ней как к главному смыслу своей жизни; 4) интересы и духовные потребности: познавательная активность, широта и глубина мышления, эстетическая культура, разносторонность интересов и духовных потребностей, наличие любимого творческого дела, культура внешнего вида, речи. Профессиональные знания и культура педагогического мышления I. Методологические знания (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации, обучения и воспитания). П. Теоретические знания (знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка). III. Методические знания (знания способов и приемов обучения и воспитания). IV. Технологические знания (знания способов и приемов обучения и воспитания). Педагогическая культура учителя определяется отношением к этому знанию, умением учителя использовать их. Неотъемлемой чертой педагогической культуры является новое — педагогическое мышление. Мышление критическое, мышление с позиции ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса, ориентированное на его интересы, потребности и развитие. Для педагогического мышления характерна его творческая, созидательная направленность на разработку эффективных технологий и методик. Педагогическое мышление проблемно-вариативное, предполагающее возможность многовариантного достижения целей обучения и воспитания. Профессиональные умения Классификация педагогических умений, в основе которых положены характеристики воспитательного процесса: 1) умения целеполагания; 2) умения организаторские (организация воспитания); 3) умения руководства, управления; 4) информационные умения (умения передачи информации); 5) коммуникативные умения; 6) умения саморегуляции своей деятельности, чувств и поведения; 7) умения анализа и самоанализа воспитательной деятельности и результатов воспитания; 8) умения педагогической техники; 9) прикладные умения.
Саморегуляция личности и культура профессионального поведения Саморегуляция — это педагогическое поведение, соответствующее профессиональным требованиям. Деятельно-стная саморегуляция — это регуляция, осуществляемая человеком как субъектом деятельности, направленная на приведение возможностей человека в соответствии с требованиями этой деятельности. В личностной саморегуляции проявляется активно-действенное отношение личности к себе и другим, ее нравственные и социальные установки, профессиональная направленность, ее социальный и нравственный опыт, умение соотносить себя и другого в процессе совместной деятельности. Саморегуляция — это педагогическая активность, направленная на удовлетворение интересов и потребностей детей. Нравственная саморегуляция — это процесс, характеризующий способность личности приводить свое поведение в соответствии с общепринятыми моральными нормами, оценками и профессиональными требованиями. Структурный механизм нравственной саморегуляции поведения, состоящий из следующих взаимодействующих компонентов: нормативный компонент: нравственные знания, профессиональные требования к личности учителя, к его поведению; оценочный — оценка и самооценка, осознанные критерии оценки личности и ее поведения; деятельно-поведенческий — волевые процессы, усилия личности, направленные на самоконтроль и коррекцию поведения. Все они подчинены главному, регулятивному компоненту. Уровень педагогической культуры характеризуется степенью сформированности ее компонентов: а) педагогических позиций; б) профессиональности знаний и педагогического мышления; в) профессиональных умений и опыта творческо-педагогической деятельности; г) способности //'Структура педагогической культуры может быть представлена в виде пентаграммы (всего 116 характеристик): к саморегуляции и культуры профессионального поведения педагога. Уровни: высокий, средний, низкий. Высокий уровень педагогической культуры характеризует учителя, который обладает необходимыми для педагогической деятельности личностными качествами, осуществляя ее на профессиональном уровне, ведет творческий поиск решения педагогических задач, имеет устойчиво проявляющуюся потребность'в творческом росте, добивается высоких результатов в обучении и воспитании всех учащихся. Этот уровень может быть назван профессионально-творческим. Средний уровень педагогической культуры характеризует учителя, который обладает необходимыми качествами, осуществляет педагогическую деятельность, опорой на профессиональные знания, но не ведет творческий поиск и не испытывает устойчивой потребности в творческом росте, имеет средние результаты обучения и воспитания. Этот уровень может быть назван профессионально-адаптивным. Низкий уровень педагогической культуры характеризует учителя, который не имеет высокоразвитых профессионально-личностных качеств, осуществляет педагогическую деятельность без достаточной опоры на профессиональные знания и умения, не ведет творческий поиск и не имеет потребности в творческом росте, получает невысокие результаты в обучении и воспитании. Этот уровень может быть назван репродуктивно непрофессиональным. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Охарактеризуйте методологическую и психологическую структуру педагогической деятельности. 2. Что представляет собой профессия педагога? К какому типу профессий она относится и какие требования предъявляет к человеку? 3. Какие педагогические способности необходимы педагогу?
4. Можно ли диагностировать педагогические способности и как осуществить диагностику? 5. Какой тип педагогов — ориентированных на «развитие» или «результативность», вам больше нравится и почему? 6. Что такое педагогическая культура? Каковы структура и уровни педагогической структуры? РАЗДЕЛ3
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1927; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.011 с.) |