Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и структура личностных качествСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В психологической и педагогической литературе до сих пор нет однозначного определения сущности и структуры качеств личности, механизмов их формирования и интеграции. Поэтому в педагогической теории и практике существует противоречие между декларируемым принципом личностно-ориентированного воспитания и невозможностью его реализации в рамках сложившихся стереотипов старой отношенческо-деятельностной педагогической концепции воспитания. Для выяснения сущности личностных качеств весьма важным является вопрос об их внутренней (психологической) структуре. Этот вопрос затрагивался в некоторых социологических, психологических и педагогических исследованиях (И.С.Кон, И.С.Марьенко, Л.И.Рувинский, И.Ф.Харламов и др.). Несмотря на некоторые различия в трактовке учеными структуры личностных качеств, в ней можно выделить следующие психологические компоненты: § потребностно-мотивационный – представляет собой систему доминирующих потребностей и мотивов деятельности и поведения; § интеллектуально-чувственный – определяет уровень развития сознания (знания, взгляды, убеждения, идеалы, эмоции и чувства); § поведенческо-волевой – выражает степень сформированности и устойчивости умений, навыков и привычек поведения, а также волевых свойств личности. По мнению И.Ф.Харламова, «под личностным качеством следует понимать закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях»[2]. Однако данное определение сущности личностного качества раскрывает только его социальный аспект и не отражает его психологическую природу. Личностные качества как психологические и поведенческие признаки личности представляют собой динамичную систему, содержательные и структурные компоненты которой постоянно и непрерывно расширяются, обогащаются, объединяются (интегрируют) в более сложные личностные образования. Речь идет о том, что изменения, происходящие в образе жизни, деятельности и поведении человека, а также непосредственные воздействия, в том числе и воспитательные, могут при соответствующих условиях вызвать определенные количественные и качественные изменения в психологической сфере личности, которые, в свою очередь, приведут к изменениям в ее поведении и деятельности. Поэтому под личностным качеством следует понимать динамичную интегративную совокупность психических процессов, состояний и свойств, характеризующих потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную и поведенческо-волевую сферы личности, содержание и структура которых определяют его субъективные отношения человека к окружающей действительности и соответствующим образом проявляются в его поведении и деятельности. Из данного определения следует, что любое качество личности выступает как неразрывное единство двух ее сторон: внутренней и внешней, которые выражаются в его структурной и содержательной характеристиках. Структурная характеристика личностного качества отражает ее психологическую сторону и определяется полнотой сформированности и степенью интегрированности его психологических компонентов. Содержательная характеристика качества выражается в субъективных отношениях личности к окружающему миру, обществу, другим людям и к самому себе и проявляется в ее поведении и деятельности. Другими словами, если о воспитанности человека, как правило, судят по внешним проявлениям, то их предпосылкой выступают образования внутренней (психологической) сферы – личностные качества. Обратимся к более детальной характеристике психологических компонентов качеств личности и составляющих их элементов, покажем их особенности, взаимосвязи и функции, а также проявление в поведении и деятельности. Известно, что внутренним источником активности личности являются потребности. Как особые состояния психики, как внутренние переживания человека потребности внешне проявляются в его стремлении совершать определенные действия и поступки и тем самым инициируют и активизируют его деятельность и поведение. Потребности как исходные стимулы активности личности выражают внутренне переживаемую нужду в определенном действии или поступке. На основе потребностей формируются мотивы личности, которые также выступают в качестве субъективных стимулов ее поведения и деятельности. Мотив является формой проявления потребности, выражающей цель и прогнозируемый результат, которого намерен достичь человек в процессе удовлетворения возникшей потребности. Следовательно, в структуре личностных качеств потребностно-мотивационный компонент, представляющий собой систему доминирующих потребностей и мотивов деятельности и поведения личности, выполняет стимулирующую функцию. Чтобы совершать определенные поступки, вести себя нравственно, ребенок должен знать нормы человеческих взаимоотношений, правила поведения в обществе. Только при наличии этих знаний возможен осознанный поступок и его социальная оценка: в какой степени он соответствует или же противоречит принятым в обществе требованиям, правилам и нормам поведения. С другой стороны, знания в структуре качеств личности образуют в сознании некоторую ориентировочную основу, так называемый образец поведения. Желание следовать этому образцу, подражание ему выступают предпосылкой и одним из условий формирования вначале умений, навыков и привычек поведения, а затем и целостных личностных качеств. При характеристике знаний как одного из структурных компонентов личностных качеств очень важно установить, насколько учащиеся способны осознать их социальную и личностную значимость, использовать для анализа и оценки конкретных поступков в соответствии с существующими в обществе нормами и принципами поведения. Наличие такой способности у школьников является необходимым психологическим условием превращения знаний в соответствующие взгляды, убеждения и идеалы. Взгляды, убеждения и идеалы как компоненты личностных качеств представляют собой субъективные оценочные суждения и отношения человека к социальным требованиям, правилам и нормам, а также к своим поступкам и поведению других людей. Знания и соответствующие им взгляды, убеждения и идеалы приобретают социальную ценность лишь в силу их органического слияния с эмоциями и чувствами. Эмоции как психические состояния представляют собой внутренние переживания, возникающие в результате оценки человеком значимых для него ситуаций и явлений. Чувства в структуре личностных качеств являются психическими состояниями личности более высокого уровня, чем эмоции. Чувства выражают целостное отношение человека к окружающему миру, к тому, что он испытывает и делает в нем, в форме относительно продолжительного непосредственного внутреннего переживания. Знания, взгляды, убеждения, идеалы, чувства и эмоции образуют интеллектуально-чувственный компонент личностных качеств, который в структуре личности выполняет ориентационно-оценочную функцию. В педагогической литературе описано так называемое явление «разрыва между сознанием и поведением», часто встречающееся в практике воспитания учащихся. Однако данное явление не является закономерностью возрастного развития ребенка, а обусловлено несформированностью у него соответствующих умений, навыков и привычек, отсутствием волевых свойств в структуре личностных качеств, которые являются основой социального поведения ребенка выступают сформированные у него умения, навыки и привычки, а также волевые свойства личности. Умение следует рассматривать как первоначальную ступень овладения определенными действиями и поступками на основе усвоенных социальных требований, правил и норм. О сформированности умения можно говорить в том случае, когда ребенок усвоил то или иное социальное требование (правило, норму) и может выполнить в соответствии с ним определенное действие. Навык поведения выступает как освоенные ребенком умение, которое характеризуется непроизвольностью проявления. Умения и навыки являются основой для формирования соответствующих первичных личностных качеств (привычек), которые включают в себя совокупность действий и поступков и являются психологическими образованиями, возникающими как результат условнорефлекторной деятельности индивида. Обратимся теперь к вопросу о том, являются ли волевые свойства личности составляющими элементами ее личностных качеств, входят ли они непосредственно в их психологическую структуру? Не вдаваясь в подробный анализ существующих на этот счет мнений, ответим на поставленный вопрос утвердительно: во-первых, наблюдения за поведением и деятельностью школьников показывают, что практическая реализация даже простейшего умения нередко требует от них значительного волевого усилия; во-вторых, качества характеризуются действенностью, детерминируют поведение личности, а это значит, что их практическая реализация в тех или иных условиях и ситуациях зависит от того, как будет функционировать воля. Именно в поведении, в практической реализации умений, навыков и привычек, волевых свойств личности в конкретных ее поступках проявляется действенность личностных качеств, наиболее четко выступает их содержательно-процессуальная сторона, отражающая связь субъективных психологических образований в сознании индивида с объективным миром. Другими словами, в поведении ребенка происходит процесс «опредмечивания» его личностных качеств, благодаря этому и обеспечивается тесное единство сознания и поведения. Следовательно, поведенческо-волевой компонент в психологической структуре личностных качеств выполняет содержательно-процессуальную функцию и играет весьма важную роль в оценке уровня их сформированности и проявления в поведении и деятельности учащихся.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.49 (0.01 с.) |