Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы, средства и формы организации воспитания

Поиск

При организации воспитательной работы педагогу, исходя из содержательной установки формирования конкретных качеств личности учащегося, необходимо не только определить задачи воспитания, но и наметить методы, средства и формы организации воспитательной деятельности. Последние в свою очередь, составляют процессуальную основу воспитания.

Методы воспитания – это способы организации разнообразной деятельности и общения учащихся с целью формирования у них определенных личностных качеств.

В педагогике сложилась следующая система методов воспитания:

· метод убеждения;

· метод требования;

· метод положительного примера;

· метод поощрения;

· метод осуждения;

· метод приучения;

· метод контроля;

· метод переключения.

Поскольку воспитание любого качества связано с воздействием на потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную и поведенческо-волевую сферы личности, то выбор того или иного метода воспитания определяется прежде всего его функциональной ролью и воспитательными задачами. Поэтому методы воспитания необходимо различать в соответствии с тем, формирование каких структурно-психологических компонентов качества личности они обеспечивают. На основании этого все методы воспитания можно объединить в следующие группы:

* методы стимулирования деятельности и поведения учащихся (убеждение, положительный пример, поощрение, осуждение, требование);

* методы организации познавательной деятельности и формирования у учащихся общественного сознания (убеждение, положительный пример);

* методы организации деятельности и общения учащихся и формирования опыта их социального поведения (приучение, контроль, переключение).

В педагогике до настоящего времени отсутствует единый подход к определению понятия средств воспитания. В одних учебных пособиях оно вообще не упоминается, в других – трактуется как совокупность приемов воспитания, в третьих рассматривается как конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (изобразительные, аудио-, видеозаписи, кинофильмы), которые используются в процессе реализации того или иного метода.

Думается, что первый подход является не совсем правильным; да и второй не проясняет сущность рассматриваемого понятия. Вряд ли можно согласиться и с третьим, так как в нем допускается определенное смешение понятий средств и форм организации воспитания.

Воспитание осуществляется только в деятельности и общении. При этом проявляется активность учащихся, формируются и реализуются потребности и мотивы их поведения. Усвоение знаний о социальных нормах и правилах, а также формирование привычек и волевых свойств личности также осуществляется в познавательной и внеучебной деятельности. Поэтому под средствами воспитания следует понимать учебно-познавательную и различные виды внеучебной деятельности, а также общение учащихся.

Методы и средства воспитания получают свою конструкционную и логическую завершенность в организационных формах (формах организации воспитания). Если первые отражают внутреннюю, процессуально-инструментальную сторону воспитания, приводят в действие педагогические механизмы его осуществления, то в организационных формах проявляется внешняя сторона процесса воспитания, которая характеризуется пространственным и временным режимом, оригинальностью конструкции, последовательностью этапов, определенным содержанием и функциональной спецификой.

Поэтому в качестве форм организации воспитания выступают формы организации учебно-познавательной (уроки, экскурсии, предметные кружки, домашняя учебная работа), а также внеучебной деятельности и общения школьников.

В педагогической теории описано, а в практике организации воспитательной работы используется большое количество форм организации воспитательной работы. К ним относятся беседы, встречи с выдающимися людьми, утренники, выставки, конкурсы, олимпиады, коллективные творческие дела, игры-путешествия, познавательные игры, собрания, конференции, праздники и др.

Все формы организации внеучебной деятельности и общения учащихся можно объединить в следующие группы:

· воспитательные мероприятия;

· коллективные творческие дела;

· воспитательные игры.

Воспитательные мероприятия имеют своей целью организацию непосредственного воспитательного воздействия на учащихся, которым, как правило, отводится роль зрителей или исполнителей. Одни из этих мероприятий проводятся спонтанно, например, после каких-то событий, другие организуются в музеях, на выставках и поэтому не требуют от учащихся длительной подготовительной работы, в третьих используется готовый сценарий. Сегодня в педагогической литературе можно сегодня найти описание большого количества таких мероприятий.

Коллективные творческие дела предполагают организацию совместной деятельности учащихся, в основе которой находятся какие-то общественные события, или события коллективной жизни. Организация в процессе воспитания коллективных творческих дел способствует активизации деятельности школьников, вносит в нее дух соревнования и творчества. В процессе их осуществления учащиеся начинают осознавать свою принадлежность к коллективу, у них воспитываются такие качества личности, как инициативность, организованность, самостоятельность, взаимопомощь, формируются умения сообща наметить цель предстоящей деятельности, распределить обязанности и организовать выполнение работы, определить степень участия каждого в коллективной деятельности и подвести ее итоги.

Воспитательные игры также предполагают организацию совместной деятельности учащихся. Как форма организации воспитания они могут использоваться не только в учебной (учебно-познавательные игры), но и во внеучебной (игры-путешествия) деятельности. Учебно-познавательные игры и игры-путешествия являются традиционными формами организации воспитания школьников. В последнее время в практике организации воспитательной работы широкое распространение получили такие игры, как «КВН», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «О, счастливчик» и др. Однако следует заметить, что эти формы организации воспитания, как правило, направлены на организацию досуга учащихся и чаще всего носят развлекательный характер.

 

10.6. Структура и содержание процесса воспитания личностных качеств

Одной из проблем воспитания, имеющих непосредственное отношение к педагогической практике, является организация процесса воспитания личностных качеств. «Качества личности, – указывала Л.И.Божович, – нельзя воспитывать только путем убеждений, требований, поощрений и наказаний. Способам устойчивого поведения надо учить ребенка так же, как мы учим его русскому языку и арифметике»[4].

Как уже отмечалось, формирование личностных качеств учащихся осуществляется в учебной и внеучебной деятельности. Воспитательная функция учебной деятельности реализуется прежде всего через содержание образования. Включенный в него социальный опыт человечества является источником формирования личности, воспитания ее качеств. Поэтому при моделировании содержания образовательных дисциплин следует учитывать воспитательный аспект и включать в него всю совокупность социальных отношений, овладение которыми в процессе обучения обеспечивает не только усвоение учащимися социальных норм и правил поведения, но и формирование определенных личностных качеств.

Воспитывающий характер носит и процесс обучения. Организованный педагогами соответствующим образом, он способствует формированию у учащихся положительного отношения к учебной деятельности, к учителю и одноклассникам, требует выполнения определенных требований и правил, способов поведения. Поэтому для того, чтобы в полной мере реализовать воспитательную функцию обучения, необходимы как особое построение его содержания, так и специальная организация усвоения этого содержания учащимися.

Однако возможности учебной деятельности в формировании личности школьника не являются безграничными и не позволяют воспитать всю совокупность необходимых личностных качеств. В этой связи процесс их формирования должен продолжаться вне учебных занятий, в других эффективных в воспитательном отношении видах внеучебной деятельности.

Использование воспитательного потенциала содержательной и процессуальной сторон обучения и установление тесной связи и преемственности между учебной и внеучебной практической деятельностью учащихся в процессе формирования личностных качеств исключают дублирование в воспитательной работе, позволяют осуществлять ее более целенаправленно и педагогически действенно.

 

 

    ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ    
   
       
Учебная деятельность   Внеучебная деятельность и общение  
         
       
I этап Стимулирование активности учащихся и формирование потребностно-мотивационного компонента личностных качеств  
       
II этап Организация познавательной деятельности учащихся по усвоению социальных норм и правил и формирование на их основе интеллектуально-чувственного компонента личностных качеств  
       
    III этап Организация практической деятельности и общения учащихся и формирование поведенческо-волевого компонента личностных качеств   → Выработка умений и навыков поведения  
     
Укрепление волевых свойств личности  
                         

 

Рис.5. Этапы процесса формирования личностных качеств

 

 

Этапы процесса формирования личностных качеств (см. рис. 5) обусловлены их структурными компонентами. Более подробнее основные положения их реализации в воспитательной работе будут раскрыты в следующей главе.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. На каких представлениях основан личностно-ориентированный подход к воспитанию?

2. Какие компоненты выделяют в структуре личностных качеств?

3. Докажите, что личностное качество не является отношением, а представляет собой динамичную интегративную совокупность психических процессов, состояний и свойств.

4. Раскройте сущность интегративного характера формирования личностных качеств.

5. Какие выводы для воспитательной практики следует сделать на основе интегративного характера формирования личностных качеств?

6. Какие этапы включает в себя процесс формирования личностных качеств?

7. Что следует понимать под методами воспитания?

8. Какие методы в настоящее время сложились в педагогической теории и используются в воспитательной практике?

9. На основании какого признака необходимо классифицировать методы воспитания?

10. Составьте характеристику методов воспитания и покажите их функциональную направленность.

11. Что следует понимать под средствами и формами организации воспитания?

12. Охарактеризуйте формы организации внеучебной деятельности и общения учащихся.

 

Литература для самостоятельного изучения

1. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. – М., 1979.

2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989,

3. Канцэпцыя адукацыi i выхавання у Беларусi// Адукацыя i выхаванне. – 1992. – №7-8.

4. Концепция развития детского движения в Республике Беларусь// Настаўнiцкая газета. – 1998. – 28 лютага.

5. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. – М.. 1974.

6. Макаренко А.С. Книга для родителей// Соч.: В 7 т. – М., 1960. – Т.4.

7. Мир детства: Младший школьник. – М., 1981.

8. Мир детства: Подросток. – М., 1982.

9. Мир детства: Юность. – М., 1988.

10. Паркинсон К.Н. Дети. Как их воспитывать/ Пер. с англ. – СПб, 1992.

11. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.. 1975.

12. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания// Собр. соч.; В 2 т. – М., 1950. – Т.2.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 826; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.195.128 (0.011 с.)