Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы, средства и формы организации воспитанияСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При организации воспитательной работы педагогу, исходя из содержательной установки формирования конкретных качеств личности учащегося, необходимо не только определить задачи воспитания, но и наметить методы, средства и формы организации воспитательной деятельности. Последние в свою очередь, составляют процессуальную основу воспитания. Методы воспитания – это способы организации разнообразной деятельности и общения учащихся с целью формирования у них определенных личностных качеств. В педагогике сложилась следующая система методов воспитания: · метод убеждения; · метод требования; · метод положительного примера; · метод поощрения; · метод осуждения; · метод приучения; · метод контроля; · метод переключения. Поскольку воспитание любого качества связано с воздействием на потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную и поведенческо-волевую сферы личности, то выбор того или иного метода воспитания определяется прежде всего его функциональной ролью и воспитательными задачами. Поэтому методы воспитания необходимо различать в соответствии с тем, формирование каких структурно-психологических компонентов качества личности они обеспечивают. На основании этого все методы воспитания можно объединить в следующие группы: * методы стимулирования деятельности и поведения учащихся (убеждение, положительный пример, поощрение, осуждение, требование); * методы организации познавательной деятельности и формирования у учащихся общественного сознания (убеждение, положительный пример); * методы организации деятельности и общения учащихся и формирования опыта их социального поведения (приучение, контроль, переключение). В педагогике до настоящего времени отсутствует единый подход к определению понятия средств воспитания. В одних учебных пособиях оно вообще не упоминается, в других – трактуется как совокупность приемов воспитания, в третьих рассматривается как конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (изобразительные, аудио-, видеозаписи, кинофильмы), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Думается, что первый подход является не совсем правильным; да и второй не проясняет сущность рассматриваемого понятия. Вряд ли можно согласиться и с третьим, так как в нем допускается определенное смешение понятий средств и форм организации воспитания. Воспитание осуществляется только в деятельности и общении. При этом проявляется активность учащихся, формируются и реализуются потребности и мотивы их поведения. Усвоение знаний о социальных нормах и правилах, а также формирование привычек и волевых свойств личности также осуществляется в познавательной и внеучебной деятельности. Поэтому под средствами воспитания следует понимать учебно-познавательную и различные виды внеучебной деятельности, а также общение учащихся. Методы и средства воспитания получают свою конструкционную и логическую завершенность в организационных формах (формах организации воспитания). Если первые отражают внутреннюю, процессуально-инструментальную сторону воспитания, приводят в действие педагогические механизмы его осуществления, то в организационных формах проявляется внешняя сторона процесса воспитания, которая характеризуется пространственным и временным режимом, оригинальностью конструкции, последовательностью этапов, определенным содержанием и функциональной спецификой. Поэтому в качестве форм организации воспитания выступают формы организации учебно-познавательной (уроки, экскурсии, предметные кружки, домашняя учебная работа), а также внеучебной деятельности и общения школьников. В педагогической теории описано, а в практике организации воспитательной работы используется большое количество форм организации воспитательной работы. К ним относятся беседы, встречи с выдающимися людьми, утренники, выставки, конкурсы, олимпиады, коллективные творческие дела, игры-путешествия, познавательные игры, собрания, конференции, праздники и др. Все формы организации внеучебной деятельности и общения учащихся можно объединить в следующие группы: · воспитательные мероприятия; · коллективные творческие дела; · воспитательные игры. Воспитательные мероприятия имеют своей целью организацию непосредственного воспитательного воздействия на учащихся, которым, как правило, отводится роль зрителей или исполнителей. Одни из этих мероприятий проводятся спонтанно, например, после каких-то событий, другие организуются в музеях, на выставках и поэтому не требуют от учащихся длительной подготовительной работы, в третьих используется готовый сценарий. Сегодня в педагогической литературе можно сегодня найти описание большого количества таких мероприятий. Коллективные творческие дела предполагают организацию совместной деятельности учащихся, в основе которой находятся какие-то общественные события, или события коллективной жизни. Организация в процессе воспитания коллективных творческих дел способствует активизации деятельности школьников, вносит в нее дух соревнования и творчества. В процессе их осуществления учащиеся начинают осознавать свою принадлежность к коллективу, у них воспитываются такие качества личности, как инициативность, организованность, самостоятельность, взаимопомощь, формируются умения сообща наметить цель предстоящей деятельности, распределить обязанности и организовать выполнение работы, определить степень участия каждого в коллективной деятельности и подвести ее итоги. Воспитательные игры также предполагают организацию совместной деятельности учащихся. Как форма организации воспитания они могут использоваться не только в учебной (учебно-познавательные игры), но и во внеучебной (игры-путешествия) деятельности. Учебно-познавательные игры и игры-путешествия являются традиционными формами организации воспитания школьников. В последнее время в практике организации воспитательной работы широкое распространение получили такие игры, как «КВН», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «О, счастливчик» и др. Однако следует заметить, что эти формы организации воспитания, как правило, направлены на организацию досуга учащихся и чаще всего носят развлекательный характер.
10.6. Структура и содержание процесса воспитания личностных качеств Одной из проблем воспитания, имеющих непосредственное отношение к педагогической практике, является организация процесса воспитания личностных качеств. «Качества личности, – указывала Л.И.Божович, – нельзя воспитывать только путем убеждений, требований, поощрений и наказаний. Способам устойчивого поведения надо учить ребенка так же, как мы учим его русскому языку и арифметике»[4]. Как уже отмечалось, формирование личностных качеств учащихся осуществляется в учебной и внеучебной деятельности. Воспитательная функция учебной деятельности реализуется прежде всего через содержание образования. Включенный в него социальный опыт человечества является источником формирования личности, воспитания ее качеств. Поэтому при моделировании содержания образовательных дисциплин следует учитывать воспитательный аспект и включать в него всю совокупность социальных отношений, овладение которыми в процессе обучения обеспечивает не только усвоение учащимися социальных норм и правил поведения, но и формирование определенных личностных качеств. Воспитывающий характер носит и процесс обучения. Организованный педагогами соответствующим образом, он способствует формированию у учащихся положительного отношения к учебной деятельности, к учителю и одноклассникам, требует выполнения определенных требований и правил, способов поведения. Поэтому для того, чтобы в полной мере реализовать воспитательную функцию обучения, необходимы как особое построение его содержания, так и специальная организация усвоения этого содержания учащимися. Однако возможности учебной деятельности в формировании личности школьника не являются безграничными и не позволяют воспитать всю совокупность необходимых личностных качеств. В этой связи процесс их формирования должен продолжаться вне учебных занятий, в других эффективных в воспитательном отношении видах внеучебной деятельности. Использование воспитательного потенциала содержательной и процессуальной сторон обучения и установление тесной связи и преемственности между учебной и внеучебной практической деятельностью учащихся в процессе формирования личностных качеств исключают дублирование в воспитательной работе, позволяют осуществлять ее более целенаправленно и педагогически действенно.
Рис.5. Этапы процесса формирования личностных качеств
Этапы процесса формирования личностных качеств (см. рис. 5) обусловлены их структурными компонентами. Более подробнее основные положения их реализации в воспитательной работе будут раскрыты в следующей главе.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. На каких представлениях основан личностно-ориентированный подход к воспитанию? 2. Какие компоненты выделяют в структуре личностных качеств? 3. Докажите, что личностное качество не является отношением, а представляет собой динамичную интегративную совокупность психических процессов, состояний и свойств. 4. Раскройте сущность интегративного характера формирования личностных качеств. 5. Какие выводы для воспитательной практики следует сделать на основе интегративного характера формирования личностных качеств? 6. Какие этапы включает в себя процесс формирования личностных качеств? 7. Что следует понимать под методами воспитания? 8. Какие методы в настоящее время сложились в педагогической теории и используются в воспитательной практике? 9. На основании какого признака необходимо классифицировать методы воспитания? 10. Составьте характеристику методов воспитания и покажите их функциональную направленность. 11. Что следует понимать под средствами и формами организации воспитания? 12. Охарактеризуйте формы организации внеучебной деятельности и общения учащихся.
Литература для самостоятельного изучения 1. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. – М., 1979. 2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989, 3. Канцэпцыя адукацыi i выхавання у Беларусi// Адукацыя i выхаванне. – 1992. – №7-8. 4. Концепция развития детского движения в Республике Беларусь// Настаўнiцкая газета. – 1998. – 28 лютага. 5. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. – М.. 1974. 6. Макаренко А.С. Книга для родителей// Соч.: В 7 т. – М., 1960. – Т.4. 7. Мир детства: Младший школьник. – М., 1981. 8. Мир детства: Подросток. – М., 1982. 9. Мир детства: Юность. – М., 1988. 10. Паркинсон К.Н. Дети. Как их воспитывать/ Пер. с англ. – СПб, 1992. 11. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.. 1975. 12. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания// Собр. соч.; В 2 т. – М., 1950. – Т.2.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 826; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.73.221 (0.007 с.) |