Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Патриотическое воспитание в России: исторические традиции, направления, формы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. Духовно-нравственное воспитание в России исторически связано с деятельностью религиозных организаций. В дореволюционной России в системе образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины Х1Х в. в российской педагогике получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности - «Отчизноведение» (Н.Х. Вессель), «Отечествоведение» (К.Д. Ушинский). В советской России воспитание имело классовый характер и было построено на основе коммунистической идеологии. В Советском Союзе одним из популярных направлений патриотического воспитания стало школьного краеведение. Краеведческое движение приобрело массовый характер. В послевоенные годы получила развитие такая форма, как историко-краеведческая экспедиция «Моя Родина – СССР». Становление новой российской государственности, новые политические и социально-экономические реальности, демократические перемены в жизни страны повлияли на ситуацию в сфере гражданско-патриотического воспитания. В начале 1990-х г. в нашей стране в сфере воспитания произошел кризис патриотического воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. Во второй половине 1990-х годов в сфере патриотического воспитания постепенно началось преодоление кризисных явлений. В начале ХХI-века в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях произошло возрождение системы гражданского и патриотического воспитания. В военно-патриотическом и гражданско-патриотическом воспитании, краеведческой и поисковой деятельности, деятельности школьных музеев обозначались новые тенденции и подходы. В России получили развитие организации патриотической направленности, военно-патриотические организации ветеранов, был создан Союз краеведов России.
По книге: Игумен Георгий (Шестун).Православная педагогика. Издание 4-е.- М.: ПРО-ПРЕСС,2010.- 672 с. ТРАДИЦИЯ «Православное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию. Духовная жизнь реализуется как личностное бытие в традиции. Качественную определенность личностного бытия образуют творчество и одаренность человека. Через направление и характер творческой активности проявляется содержание его духовной жизни.» 10с. «Божественные заповеди образуют условия, при соблюдении которых только и возможно духовно-нравственное становление личности. К соблюдению этих норм нельзя принудить, их можно только свободно принять и сознательно строить по ним собственную жизнь.» 10с. «…воссоздание всего строя жизни на началах духовной свободы.»10с. «Таким образом, содержание духовной традиции воспитания ориентировано на развитие личностного начала в человеке и укоренение его в духовной и нравственной жизни.»10с. ЛИЧНОСТЬ «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»(Мф.5,48). 11с. «Христианская традиция открывает для человека его собственную личностную глубину, бездонность личностного бытия, превосходящего товарный мир. В христианском миропонимании личность не «развивается»- она сбывается.»13. «В православной традиции духовно-нравственное становление человека направлено на раскрытие его творческого потенциала, его уникального бытия как «лица», в котором преодолевается социальная обусловленность «личности». «…Человек не ограничен своей индивидуальной природой; он не только часть целого - каждый человек потенциально содержит в себе целое…» 13с. «Церкви как соборного единства, в котором раскрывается соборная природа восстановленного естества человека: «Церковь – это множественность лиц, каждое из которых получает дар Духа Святого, который сообщает каждой человеческой ипостаси в Церкви полноту благодати, превращая каждого в сознательного работника Богу, даруя каждому возможность реализовать его неповторимое призвание». 13-14с. ЦИВИЛИЗАЦИЯ «Элементы этой традиции, такие, как творение мира и человека, иерархическое построение мира и семьи, нравственные заповеди и предписания, хождение перед лицом личностного Бога, являясь общими для всех, позволяют на уровне социальном и личностном объединить всех в единый народ, единую цивилизацию…»17с. «Современные реформы образования, отмечает игумен Георгий, ориентируя образование на рынок труда, разрушают позитивные достижения советского периода. Реальное восстановление исторической преемственности поколений средствами образования возможно при условии выстраивания иерархии целей образования, которые при сохранении фундаментальных знаниевых ориентаций советского периода будут включать иерархически более высокие цивилизационные смысловые доминанты: «осознание целей и смысла жизни, человеческого предназначения в мире, ответственность за жизнь перед лицом вечности». 18-19с. СЕМЬЯ «Семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций, более всего воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось нам от предыдущих поколений. С духовной точки зрения, вернее будет сказать: не умножать, а поднимать на новый уровень. Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и переделывать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную, отечественную традицию. В современном обществе в силу отрыва семьи от культурообразующей традиции Православия произошел переход от семьи, основанной на духовных отношениях, к семье, основанной на душевных (психологических) и, далее, плотских отношениях, что открывает поле для действия сил эгоизма и себялюбия. Здесь автор видит главный фактор распада семьи в современном обществе, так как союз людей, основанный на плотских отношениях, в существовании собственно семьи не нуждается. В такой среде не создается почва для духовно-нравственного становления ребенка.»19с. «Воспитание в православной семье является основой духовно-нравственного становления в православной традиции. Согласно Церковному Преданию православная семья рассматривается как «малая Церковь». Она рождается в таинстве Брака; в таинстве Брака благословляется потомство супругов и им даруется благодать на воспитание детей. В символическом сравнении земной брак (муж, жена, дети) уподобляется «браку небесному» (Господь, Церковь, христиане- чада Церкви). Духовная связь, возникающая в Церкви, описывается словами и понятиями семейных отношений: батюшка, матушка, духовный отец, духовные чада, братья, сестры. Крепость православной семьи покоится на совместном исполнении воли Божией, выраженной особо к каждому члену семьи и соединяющей их души между собой и со Христом, семейный союз скрепляет общее стремление к единому предмету любви- к Богу. Главой «малой Церкви», так же, как и главой Вселенской Церкви, является Господь. Семья устроена иерархически: муж- глава жене, жена- помощница мужу, дети находятся в послушании у родителей. Иерархическое устроение семьи способствует духовному становлению личности в различные периоды ее развития и раскрытию ее психофизических сил при условии признания каждым членом семьи этих Богом установленных обязанностей спасительными и обязательными. Человеческий индивидуализм, себялюбие создают в браке особые трудности. Преодолеть их можно только усилиями обоих супругов, решимостью занять в браке свое место. Ни один из супругов не имеет в браке друг над другом абсолютной власти. Принятие семейной иерархии и нахождение своего места в ней должно быть актом свободной воли каждого члена семьи. Насилие над волею другого, хотя бы во имя любви, убивает саму любовь.»19-20с. ШКОЛА «Для каждого ребенка из православной семьи в школе происходит встреча Церкви и жизни. Здесь может состояться, а может и не состояться опыт преобразования жизни в духе Церкви, что является важным моментом в процессе духовно-нравственного становления человека. Вопрос о взаимоотношениях Церкви и школы в православной традиции ставится шире, нежели преподавание религиозного учения или совместная деятельность в образовательной сфере. Определяющее значение имеет не формальное подчинение школы церковному уставу, а внутреннее, духовное влияние Церкви на школу. Смысл церковной школы в том, что она внутренне должна быть пронизана духом веры. Сопоставляя систему церковного образования и систему государственной (светской) школы, автор приходит к выводу, что эти системы не могут быть абсолютно различными. Они вырастают на едином цивилизационном базисе, внутри одной культуры и должны ориентироваться на единые ценностные доминанты. В истории отечественного образования присутствует несколько стереотипных представлений о духовном образовании: его рассматривают как узкоклерикальное, чуждое науке, ограничивающее культурную активность человека, замыкающее его духовную жизнь в рамки исполнения церковного культа. Эти стереотипы обусловлены непростой историей взаимоотношений государства и Церкви. В послепетровскую эпоху духовное образование развивалось как преимущественно сословное, нацеленное на подготовку священнослужителей, либо как начальное образование для простого народа (церковноприходские школы), либо в русле предмета «Закон Божий», обязательно присутствовавшего в образовательных программах всех школ. Следует, однако, отметить, что, несмотря на организационную обособленность духовного образования, в его реальной истории мы обнаруживаем заметные тенденции к охвату всего поля истории и культуры. Именно духовное образование выполняло интеграционную роль в формировании единого образовательного пространства в России, тогда как светское образование стремилось дистанцироваться от духовного и замкнуться в собственных границах. В советский период на первом этапе духовные школы были закрыты и отечественное образование отлучено от православной традиции. В 1943 году деятельность некоторых духовных школ была восстановлена, однако органы государственного надзора строго следили за учебным планом, не допуская реализации образовательных программ, обеспечивающих высокий уровень общего научного образования воспитанников. Современная ситуация требует решительного переосмысления стереотипов, противопоставляющих светское и духовное образование. Игумен Георгий раскрывает понятие духовного образования в универсальной перспективе: духовным является то образование, которое учитывает духовное призвание человека, уникальное бытие личности и опирается на понимание определяемых традиций закономерностей духовно-нравственного становления человека. Образование, укоренное в православной традиции, не может быть недуховным. Мы должны избегать исторически обусловленных стереотипов понимания духовного образования как противоположного светскому, или как образование, направленного только на подготовку церковнослужителей, или как образования, отвергающего научные подходы к познанию мира. Понимание церковной жизни важно вывести за рамки узкоклерикальной трактовки; необходимо увидеть ее как полноту личностного бытия человека, в каждом действии и мысли обнаруживающего себя предстоящим Богу. Задачи церковной школы не могут ограничиваться только внешней стороной введения в строй церковной жизни, а цели и идеалы светской школы не могут игнорировать ценностные доминанты цивилизации, сложившейся в лоне православной традиции. В образовании цель освоения традиции является иерархически главенствующей по отношению к цели передачи новым поколениям основных знаний, умений и навыков, обеспечивающих воспроизведение всей совокупности цивилизационной жизни. Освоение традиции в формах образования предполагает три элемента- знание традиции, опыт ее освоения и построение личного бытия на основе этого опыта. Освоить традицию- это значит приобрести искусство соизмерять опыты собственной жизни, здесь и сейчас совершающейся, с духовными, ценностными ориентирами, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Это значит войти в традицию, стать ее носителем, «своим среди своих», познать действенность смыслов и ценностей традиции, практически испытать их энергию и созидательную власть. Чтобы школа была способна решать задачу освоения традиции, в образовательном процессе необходимо обеспечить освоение, кроме знаний, умений и навыков, также других содержательных элементов, таких как: -опыт трудовой деятельности; -опыт творческой деятельности; -ценности и смыслы традиции; - опыт межчеловеческого общения на основе ценностей и смыслов традиции; - опыт духовной жизни, условий обретения которого передаются в формах традиции. Если школа не обеспечивает этого, она не выполняет задачи освоения традиции. Следует, однако, понимать, что школа в одиночку не способна осуществить эту задачу. Ей необходимо опираться на воспитание в семье и в Церкви. МЕТОДОЛОГИЯ В русской педагогической терминологии наиболее сокровенное значение деятельности учителя связано с категорией наставничества. Учитель «наставляет на путь», который начинается на земле, но ведет к небу. Разумение пути духовного подвига необходимо учителю, но может ли знать путь не идущий им сам? В нашей культуре укоренен тип учителя- подвижника. С 27. ПРАВОСЛАВНАЯ ТРАДИЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ДУХОВНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА Духовное исцеление совершается в таинстве Крещения – таинстве духовного рождения человека. С.30 Обычай, быт, традиции народа России складывались в лоне православной веры и хранились в простом народе. Подлинность народных воззрений выражается в самой жизни. Их не встретишь в трактатах, они не выдуманы искусственно – люди ими живут. Появляются обычаи в повседневности, они устойчивы и входят в самые основания разных областей жизнедеятельности.с.34 Окружающий мир православный человек всегда воспринимает как мир, Богом сотворенный, а значит, мир Божий. Да, он претерпел изменения в процессе грехопадения человека, но при этом сохранил изначальное свое происхождение как творение. Если ты рожден на этой земле, в этом конкретном месте, не случайно Господь призвал тебя из небытия в бытие именно здесь. На этой земле ты рожден, это и есть твоя родина, место жизни твоих отцов – Отчизна. В этом мы видим истоки патриотизма православного человека сберечь возможно только в том случае, когда ты будешь расточителен, будешь брать от природы только то, что потребно для жизни. В этом истоки самоограничения и воздержания наших соотечественников.с. 34. Высшего единения достигал православный народ в Церкви, участвуя в таинстве Святого причащения. Причащаясь Плотью и Кровью христовой, все несли в себе единую Плоть и единую Кровь, все становились братьями и сестрами во Христе. Вот почему в православном мире принято обращение «братья и сестры». Таинство объединяло не только людей между собой, но и соединяло каждого и всех с самим Христом. Главным критерием благоприятности условий, созданных обществом для правильного развития человека в процессе его духовного становления, является душевный покой человека. Состояние душевного покоя наступает только в том случае, если человека не обличает его совесть. Совесть не мучает человека, если он не переступает дозволенных границ по отношению к Богу, природе, другому человеку и к себе. Воспринимая жизнь человека как непрестанное развитие в процессе духовного становления (что, собственно, и обеспечивает личностный рост человека), назовем этот процесс «непрерывным образованием» и рассмотрим его с точки зрения личностного роста. Непрерывное образование представляет собой систему, включающую в себя процесс развития, процесс духовного становления и условия, в которых они совершаются. В условия входят содержательная часть процесса, формы, в которых он совершается, целенаправленные педагогические воздействия. Семья является основной средой, в которой совершается процесс непрерывного образования. Семья, является частью общества, несет в себе традиции, обычаи и предания этого общества. Мы уже говорили, что в основе традиции лежат религиозные воззрения народа. Семья вместе с Церковью создает условия правильного развития и духовного становления. По мере роста ребенка образовательные учреждения помогают семье осуществить прочее непрерывного образования в линиях семейного образования. Мы считаем, что субъектом образовательного процесса является семья. Таким образом, семья- главный элемент системного непрерывного образования. Системообразующей основой являются традиции, обычаи и предания, сформировавшиеся на основе религиозных воззрений народа. С.35-36. ЦЕЛИ ДУХОВНО0НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАВОСЛАНОЙ ПЕДАГОГИКЕ. Духовно-нравственное становление человека Духовное становление как непременное условие для развития личности. «По-новому оценивается роль православия в истории России и признается его большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. С.37 Воцерковление как создание условий для духовно-нравственного становления личности. «Мы можем говорить о том, что духовное становление представляет собой процесс обретения человеком личностного бытия в церковной жизни. С точки зрения, воцерковление и есть создание условий для духовно-нравственного становления, поэтому мы вправе определить воспитание как воцерковление.»с.41 «Только в личностном бытии становится возможным истинное развитие, которое проявляет себя как сотворчество, синергия Бога и человека в обожании, достижении высшего Я, в очищении и открытии образа Божьего в человеке, святости. С.41. Предмет православной педагогики. Особенности православной педагогики. «Христианство, по словам В.В. Зеньковского, больше знает о человеке, больше верит в него, глубже понимает его, чем философия просвещения(4.17.)»с.43 «Православная педагогика, прежде всего антологична. Цель жизни православного человека состоит в его духовном единении с Богом через воцерковление своей жизни. Воцерковление есть одухотворение жизни, преображение жизни силой Святого Духа.»с.43 «В основе православной традиции лежит понимание того, что вне Церкви, вне церковной жизни достичь основной цели воспитания не представляется возможным. Основная цель воспитания и образования достигается не властью Церкви над человеком, но образом жизни, проникнутой духом Церкви, духом Православия. Церковная сторона жизни есть средство стяжания Святого Духа, метод познания Божественной истины, и надо признать - единственный, проверенный, достоверный и, главное, безопасный для человека метод.»с.43 «Мы считаем, что православная педагогика – это педагогика Православной цивилизации. Она и есть научная педагогика для Православной цивилизации, в которой мы живем. Православная педагогика – воцерковленная педагогика и педагогика воцерковления. Воцерковить педагогику- это значит наполнить православным смыслом уже сложившийся научный и категориальный строй педагогики как реории, как науки. Педагогика воцерковления – педагогика преображения, направленная на прояснение образа Божия в человеке, явление Его миру посредством духовно-нравственного совершенствования человека, в добродетели, в святости, в достижении даров Святого Духа.»с.44 Основные понятия православной педагогики. Православная педагогика как часть христианского богословия. «Путь православной педагогики – это путь от мышления к созерцанию, от познания к опыту»(6.33-34)с.44. Воспитание как спасение «Воспитание может быть правильно поставлено, когда оно понимается как спасение. Только в такой обстановке воспитание обретает смысл как подготовка к жизни в вечности уже здесь, на земле. В основе православного миросозерцания коренится мысль о невозможности спасения вне Церкви. Воцерковление личности приводит к ее спасению – это и является основной педагогической проблемой.!с.45 «Воцерковить- научить не только жить по-христиански, но и мыслить по-христиански, то есть обращаться за руководством прежде всего к учению Церкви, а не только к науке. Воцерковить- это значит преодолеть разлад между мыслью и чувством, плотью и духом, знанием и верой; обрести полноту бытия в мире духовном; не исправлять и формировать, а освящать и преображать личность в духе истины и любви.»с.46 Образование как восстановление образа Божия в человеке. «Мы рассматриваем образование как восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил, всех его сторон, соблюдающее иерархический принцип в строении человека. Иерархический принцип требует такого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте.»с.46 «С течением времени сформировались понятия «светское образование» и «духовное образование», которые стали друг другу противопоставляться. Рассматривая историю этого противопоставления, А.Д.Червяков пишет о том, что понятие «светское образование» сложилось в России в XVII столетии в придворной среде, когда двор не только был ориентирован на европейские традиции, но и состоял в значительной своей части из выходцев из европейских стран, в основном протестантов. Однако и тогда понятие «светское» никогда не мыслилось как противоположное духовному. Светское образование было иным по своей конфессиональной ориентации. Духовное образование называлось так потому, что имело сословный характер – в духовных школах обучались в основном дети из духовного сословия, и выпускники становились, как правило, священнослужителями.»с.48 «если говорить о научном образовании, то оно нацелено на овладение системой развивающихся знаний о явлениях и законах внешнего мира или духовной деятельности людей(16.403.). наука, как и философия, уже на протяжении нескольких веков претендует на полную независимость от Церкви, она не ищет ни основания, ни поддержки в религиозных верованиях.»с.48 ВОСПИТАНИЕ КАК СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ История поиска педагогического идеала и практической постановки цели православного воспитания. Различные оценки влияния Церкви на судьбу русского народа. «…русский народ принял православную веру и грамотность, не освоив византийскую систему образования. Формирование педагогического идеала и осознание цели воспитания происходило под влиянием Православной Церкви на историческую судьбу русского народа. Результаты этого влияния не всегда оценивались однозначно. Мы склонны рассматривать преобладающую роль Церкви как национальную самобытность именно русского народа. И этот подход является наиболее распространенным. По мнению русских философов И.В.Кириевского, А.С.Хомякова, К.С. Аксакова, Ю.С.Самарина, называемых славянофилами, русскому характеру изначально присущи качества истинного христианина. Русскому человеку свойственны в высшей степени преданность воле Божией, любовь и смирение, общительность с ближними и устремление всех помыслов к миру горнему. Такое полное совпадение христианских качеств с народными- залог великого будущего русского народа. Противоположный взгляд выражал П.Я. Чаадаев. Отставание России от Европы, по его мнению, есть вина «растленной Византии». Оттуда, то есть из отправленного источника, мы взяли великую идею христианства. Жизненная сила этой идеи была в корне подрезана византийским формализмом и казенщиной. Влияние византийской церковности на русскую культуру, как считает Чаадаеве, действительно было велико, но это было влияние разрушительное».(14.9-10)с.51-52 «…Любимой распространенной и наиболее часто читаемой книгой на Руси была Псалтирь.с.55 «…Феофан Затворник пишет: «Главная цель христианского воспитания, чтобы человек вследствие этого сказал в себе, что он христианин…возникши к самостоятельности, или к свое личному разумному учреждению жизни, он поставит для себя первым существенным делом – самостоятельно хранить и взгревать дух благочестия, в котором ходил прежде по чужому руководству»(22.46)с.55 ГРЕХ КАК ОТКЛОНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТ ИСТИННОЙ ЦЕЛИ ЖИЗНИ «Слово «Грех» в его библейском смысле означает ошибку, заблуждение, падение и отклонение от истинной цели. В своем конкретном содержании грех- это нечестность, неблагодарность, распущенность, невоздержанность и вообще всякая нечистота, нечестие и несправедливость. Грех состоит в отступлении как от естественных, так и от религиозных норм жизни.»с.61 «Начало преодоления греха и обретения человеком спасительного духовного опыта происходит в таинстве Покаяния, когда кающийся при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. В исповеди человек исправляет свою жизнь. Исповедь – это не только название греха, не просто признание, а желание жить без этого греха. Подготовка к исповеди- это подготовка к исправлению жизни. Покаяние- грань, лежащая между пленом греха и свободой. Человек становится свободным от своего бесцельного, беспутного и бессмысленного прошлого лишь тогда, когда это прошлое остается за порогом покаяния. Покаяние совершается под воздействием свободной воли, определяющей обращение личности к Божественной благодати. Благодать переплавляет естество души из ветхого состояния в новое, происходит процесс формирования нового мир созерцания и вместе с ним – всего нравственного строя жизни.»с.61 «В состоянии благодати человек не может переступить границы недозволенного или недолжного. Но это не значит, что его свобода ограничена. Напротив, она неизмеримо полнее и совершеннее свободы ослепленного страстью грешника.»с.61
Основные положения, выносимые на защиту: ·Целенаправленное возвращение к традиционным отечественным истокам воспитания патриотизма и гражданственности как ценности бытия является задачей государственной значимости. Патриотизм есть внутреннее качество личности, образ мыслей и убеждений, составляющих ее нравственную сущность, в основании которой находятся религиозные ценности служения Отчизне. Патриотизм проявляется в деятельностном начале личности – готовности выступить на защиту своей Родины и служить на благо ей; потребности в знаниях истории, традиций, культуры, языка своей страны; гордости за принадлежность к земле, где ты родился, своему народу, нации. Гражданственность – это честное исполнение своего долга по отношению к своей семье, обществу, уважение к властям, проявление ответственности в выборе жизненной позиции. Гражданско-патриотическое воспитание – это совместная деятельность семьи, школы, государства, церкви, направленная на формирование у человека духовно-нравственных ценностей служения на благо Отечеству и ближнему. ·Концептуальными идеями воспитания гражданственности и патриотизма в отечественной педагогической культуре конца XVIII – начала XX веков являются: соборность как единство духа народа, выражающееся в стремлении объединяться в православно-патриотическом движении; организация духовно-религиозного воспитания личности во взаимодействии с русской православной церковью; сохранение русской политической системы «Православие, Самодержавие, Народность», как опоры фундаментальных устоев российской государственности; внедрение в российское образование церковно-приходской школы; использование принципа народности воспитания и образования; воспитание национально-патриотических чувств, которые проявляются в готовности служить своей стране. ·В современном российском образовании проявляются тенденции к возвращению и осмыслению философско-педагогических идей отечественных ученых, раскрывающих проблему гражданско-патриотического воспитания; диалогу государственных структур и русской православной церкви в духовно-нравственном воспитании молодого поколения. Перспективами развития образования являются необходимость включения в школы принципа народности как методологического; обращение к духовно-нравственным, традиционным ценностям воспитания; объединение усилий всех структур по принципу соборности в выработке конструктивных решений в деле воспитания гражданина и патриота; возведение российского патриотизма в ранг государственной идеологии. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: - выявлены и систематизированы концептуальные идеи воспитания гражданина и патриота в трудах отечественных ученых конца XVIII – начала XX веков; - охарактеризованы ценности гражданско-патриотического воспитания в истории отечественной педагогической культуры исследуемого периода; - представлен анализ исследуемой проблемы в контексте светской и православной педагогики в современной России; - обоснованы и раскрыты тенденции и перспективы развития концептуальных идей отечественных ученых конца XVIII – начала XX веков в решении современных проблем воспитания гражданина и патриота России. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: - дано уточнение категориальных понятий патриотизма и гражданственности как духовно-нравственных ценностей, консолидирующих все общественные структуры, государство и церковь в процессе возрождения России; - представлены анализ и характеристика проблемы воспитания гражданственности и патриотизма в современной России, сформулированы выводы о ее состоянии; - охарактеризована роль русской православной церкви в воспитании гражданственности и патриотизма в истории развития Российского государства и на современном этапе. Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут быть использованы при чтении курса лекций и проведении практических занятий по истории педагогики и образования; в качестве базиса для разработки курсов по выбору и факультативов; для переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Достоверность и обоснованность полученных в ходе диссертационного исследования научных результатов обеспечивается его методологической оснащенностью, комплексностью методов исследования проблемы, адекватных целям и задачам исследования, отбором изучаемых материалов из разнообразных достоверных источников, преемственностью и последовательностью в реализации исходных теоретико-методологических положений работы. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством их обсуждения в ходе научно-практических конференций и семинаров: «Теория и практика модернизации образования в российских регионах: Третьи Покровские образовательные чтения» (г. Рязань, 2004), «Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: Четвертые, Пятые, Шестые, Седьмые Покровские образовательные чтения» (г. Рязань, 2005, 2006, 2007, 2008), «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Международная научно-практическая конференция» (г. Рязань, 2006); «Семья – культура – образование в изменяющейся России: Всероссийская научно-практическая конференция» (г. Балашов, 2009), представления материалов исследования в межвузовских сборниках научных трудов и материалах научно-практических конференций и при изучении курса педагогики на факультете русской филологии и национальной культуры на стационаре и заочном отделении. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 179 наименований и 1 приложения. Основное содержание изложено на 190 страницах текста.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; формулируется проблема; представлены этапы, методы исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; выдвигаются положения, выносимые на защиту. В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования проблемы воспитания гражданственности и патриотизма в трудах отечественных ученых конца XVIII – начала XX веков» представлен анализ становления, развития и субъективное видение решения проблемы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения исследуемого периода в социальном контексте функционирования педагогической системы в России отечественными учеными, педагогами, философами, священнослужителями. Анализ категориальных понятий «воспитание», «патриотизм», «гражданственность», «гражданско-патриотическое воспитание», «светскость», «духовность», «нравственность», «духовно-нравственные ценности» позволяет переосмыслить и уточнить их с позиций светской и православной педагогики. Воспитание – целенаправленный процесс воздействия на детей со стороны родителей, школы, общества с целью формирования ребенка как личности, способной к активному и творческому усвоению социального опыта, национально-культурных, исторических, христианских ценностей и готовой служить на благо своему Отечеству и ближнему. С точки зрения православной педагогики воспитание – это явление духовное, выражающееся в приведении человека к тому, чем он должен быть согласно своему предназначению. Это не только пробуждение в ребенке дремлющих (заложенных Создателем) способностей, но придание им направления, «способного вывести воспитанника из состояния повреждения природы» (Арх. Евсевий (Орлинский)). Патриотизм – нравственная категория и одна из наиболее значимых ценностей. Это – любовь, понимание, знание, уважение своей Родины, ее традиций, истории, культуры. Это внутреннее качество личности, ее духовное достояние, характеризующее высший уровень развития; опора, образ мыслей, убеждения, в основе которых положены христианские начала – служение Отечеству, ближнему как самому себе, ответственность за свои поступки, семью, народ. Это важная и внешняя движущая сила, призванная сформировать активную жизненную позицию у человека, которая проявляется в деятельности на благо государства, общества, народа. Гражданственность – это личностное образование социально значимых нравственных ценностных ориентиров: причастности к судьбе своего Отечества, ответственности за его настоящее и будущее, которая проявляется в неравнодушии по отношению к несправедливости, безнравственности. Это честное исполнение своего долга, уважение начальствующих и властей. В православном понимании гражданственность – это служение Правде Божией, основанной на конкретной и деятельной любви к Богу, своим ближним, стране, ибо «худой гражданин в своем Отечестве и для Отечества Небесного негоден» (свт.Филарет Московский). Гражданско-патриотическое воспитание – это совместная деятельность семьи, школы, государства, церкви, направленная на формирование у человека чувства долга, внутреннего стремления служить на благо своей Родины, своего народа. С христианских позиций – это научение служить Богу, постоянно сверять свои мысли, поступки, помыслы в соответствии с заповедями. Светскость – высвобождение от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности человека и общества, «это качественная характеристика государства, выражающаяся… в разделенииполномочий и функций органов государственной власти с управленческими структурами религиозных организаций» (Метлик, И.В. Об актуальных вопросах изучения религиозной культуры в российской школе. – Рязань, 2005. – С. 24). С точки зрения православия – само понятие «с
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2050; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.116 (0.014 с.) |