ТОП 10:

Русская православная церковь и ее роль в патриотическом воспитании школьников.



Патриотическая позиция и деятельность Православной Церкви имели особое значение для православных христиан СССР, миллионы которых участвовали в боевых операциях на фронте и в партизанских отрядах, трудились в тылу. Такая позиция Церкви была особенно важна в свете значительного роста религиозности в стране в годы войны как среди мирного населения, так и среди военнослужащих. Она создавала, по словам митрополита Алексия (впоследствии – патриарха Алексия I), «нравственные условия победы». Протоиерей Андрей Чесноков,
Спасо-Преображенский приход г. Братска

В книге Н.С. Дробленкова, одним из самых распространённых патриотических призывов, звучащих в тот период, был призыв постоять «за православную веру, и за святыя Божия церкви, и за свои души, и за своё отечество, и за достояние, еже нам Господь дал»5 .

В серьезной научной работе прот.В.В.Зеньковского «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» ,прослеживается значение церкви на формирование гражданско-патриотического понимания у школьников в определенный период его развития (В данной книге автор показывает, что слабость современной педагогической мысли заключается в ее отрыве от христианского восприятия мира и человека. «Преодоление педагогического натурализма... привлечение идей христианской антропологии к освещению основных проблем педагогики» — основная задача этого издания.) – «…духовная жизнь гораздо определеннее и яснее струится через моральную сферу — второе детство есть классическое время оформления моральных идей и правил (конечно, гетерономного характера). Не только житейская трезвость и реализм характеризуют второе детство, но и формирование моральной трезвости «практического разума». Я не хочу отрицать того значительного вклада в моральный мир ребенка, который несет с собой раннее детство, — но печать трезвости, печать «правил» и «законов», объективно предстоящих человеку и подлежащих исполнению, идея «нормы», «долга» — все эти типичные черты моральной психологии определяются и оформляются как раз во втором детстве. Дитя типически «послушно» в эти годы, с интересом и увлечением принимает оно в душе разные правила и законы, вообще «приспособляется» к законам не только физического и социального мира, но и мира морального. Гетерономность моральной жизни определяется не только неспособностью формировать свои собственные моральные идеи и склонностью брать их из традиции, но и устремлением именно к тому, чтобы понять, что «нужно» делать, наслаждением в приспособлении. Это мораль не творчества, а послушания и следования авторитетам, это радостный отказ от случайностей своих моральных выдумок в пользу правил и идей, воплощаемых в ярких героическихобразах. Это мораль подражания и возвеличения героев. Все это очень ценно и полезно, но все это сравнительно с предыдущей эпохой мелко и бедно, узко и бескрыло.

В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы.

 

"Наше дело - нести налагаемые кресты с любовью, детским смирением и христианским упованием»- свт. Филарет Московский

 

Православие, самодержавие и народность как идеологическая основа политики в области просвещения. Революция 1830 года в Европе, польское восстание 1830—1831 годов, массовые волнения внутри России повлекли за собой усиление реакционного курса внутренней политики Николая I.
В 1833 году министром народного просвещения был назначен С. С. Уваров. Обосновав правительственную программу в деле просвещения, он заявил, что необходимо «завладеть умами юношества», которому следует привить «истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего отечества».
Внедрение начал православия, самодержавия и народности в школу стало главным направлением в деятельности министерства просвещения. Оно осуществлялось путем настойчивой борьбы с «разрушительными понятиями», умножением «числа умственных плотин» на пути развития молодежи, обуздания ее порывов и стремлений к приобретению «роскошных» (т. е. широких) знаний.
Герценсчитал, что именно народ является носителем лучших русских национальных качеств. У народа молодые поколения учатся уважению к труду, отвращению к праздности, бескорыстной любви к родине.

1.4 Пути и формы взаимодействия школы и Церкви в патриотическом воспитании школьников.

 

Православные монастыри и приходы России рассмотрены в работе как социальные институты общества, традиционные духовно-нравственные центры в жизни русского народа и государства. Выполненный в ходе исследования ретроспективный анализ социально-культурного служения православных монастырей и приходов России показал, что с начала своего возникновения (X век) они были включены в учебно-воспитательную, духовно-развивающую, социально-педагогическую и культурно-просветительскую деятельность. Учебно-воспитательная деятельность реализовывалась через организацию школ, духовных семинарий и академий, воспитание паствы посредством литературного слова. Духовно-развивающая деятельность была связана с духовным окормлением мирян, личным примером духовно-нравственной жизни священнослужителей и монашествующих. Социально-педагогическая деятельность осуществлялась через организацию в стенах монастырей и храмов больниц, приютов, благотворительность для обездоленных, малоимущих, заключенных. Культурно-просветительская деятельность была связана с развитием в стенах монастырей ремесел, книгописания и книгоиздания, библиотек, иконописных школ и т. п. Особой педагогической заслугой монастырей было наглядное ознакомление русского общества с идеалами христианской жизни — воспитание в духовной общности, послушание, четкое распределение обязанностей насельников, дисциплина, единомыслие, отказ от излишних мирских благ. Важнейшими педагогическими средствами были каждодневная совместная деятельность, которая выражалась и в духовном (молитве), и в физическом труде, личный пример.

«Необходимо спасти личность от неверного ее погружения в себя, от фатального ее обособления — но не так, как думал Л. Толстой, доходивший до мысли, что личность вообще должна быть подавлена для того, чтобы добро могло в ней проявиться, — а так, как это дано в Церкви. Оцерковление личности — это и есть ее спасение, — и это и есть основная педагогическая проблема. В Церкви постепенно, через процесс внутренней жизни и через благодатное срастание с Церковью в таинствах, в молитве, мы начинаем понемногу опытно опознавать изначальное единосущие, которое ныне лишь в Церкви и может быть реализовано. Вся сложная работа над самим собой — как она идет через жизнь в Церкви — возвращает нас к этому уже воскресшему к Церкви, но лишь через жизненное врастание становящемуся «нашим» единосущию. И так происходит постепенное отрешение наше от обособления. И мы, взрослые, не можем дать этого юности — ни через беседы, ни через прямые приказания, а лишь через тот неуловимый процесс оцерковления, в котором вся суть педагогического процесса.» - Один из путей воссоединения учеников с Церковью описал В.В.Зеньковский.

«…перед нами лежит время, еще не тронутое, время, которое перед нами расстилается, как снежная равнина — чистая, незапятнанная»- митрополит Антоний Сурожский

 

Статья 29 Конвенции о правах ребенка обязывает государство создать условия для воспитания уважения к национальным ценностям страны проживания ребенка, отличной от его собственной национальности и вероисповедания. Согласно статье 15 Конституции РФ Конвенция как международный договор России имеет приоритет перед соответствующими пунктами законов РФ об образовании, о свободе совести, на которые ссылаются противники воспитания молодежи, опирающегося на духовно-нравственные ценности нашей страны.

Более 80% россиян разных национальностей относят себя к Православной Церкви. История показала, что Православие объединило различные народы в большое государство Святая Русь. Без знания основ православной культуры невозможно понять истинного смысла шедевров подавляющего большинства российских авторов, невозможно понять развитие российской цивилизации в мировой истории.

Чтобы получить шанс на спасение молодежи, страны в целом, необходимо с детского сада знакомить детей и их родителей с православной культурой — национальной ценностью мирового значения.

 

В духовной беседе «Школа и церковь» диакон Андрей Кураев в Екатеринбурге в декабре 2002года рассматривал вопрос о взаимодействии школы и церкви, а поводом к дискуссии послужило письмо министра Образования России Филиппова, в котором разрешалось вводить курс Православной культуры в качестве школьного компонента образования. Уточнил, что по закону РФ «Закон о свободе совести» по статье 5 пункту 4 сказано: «религиозные организации могут преподавать религии в школах по желанию родителей, по программе согласованной с местным самоуправлением».

Нужно ли детей знакомить с православием? И А.Кураев поясняет, что «если русский человек проживет жизнь ничего не зная о православной культуре и истории своей страны – это будет весьма досадный изъян».

И так вопрос об общественном значении определяется философски. А чем интересуется общество? Что ему важно? И тут мы подходим к одному очень важному принципу системы образования и выясняем, что любая система образования является шовинистической, определяющая национальную культуру, самобытность- ценностью ,т.к. в любой стране мира свой язык, своя литература, своя культура изучается серьезнее, чем культура чужеземная. И если наши дети не научаться понимать красоту своего языка и своей поэзии, они никогда не поймут красоту Шекспира или Гете. Поэтому любая система образования строится на приоритетах – свое изучается подробнее, так вот и также когда речь идет об изучении православной культуры и религии. Государство оказывает поддержку тем религиям, которые оставили наибольший след в культуре и истории нашей страны, нашего народа.

Задача школы проста – задача состоит, чтобы наши дети остались нашими детьми, чтобы наши дети не стали соросятами – питомцами зарубежных фондов виде сороса ( в переводе с греч.яз. слово сорос – могильная урна), чтобы наши дети смотрели на мир нашими глазами, чтобы любили то, что любим мы, боялись то, что боимся мы и в конце концов высшая задача школы, она очень проста и по-своему эгоистична, школа нам нужна для того, чтобы нам не было страшно стареть в окружении детей, которых мы воспитали. Задача школы – воспроизводство языка национальной культуры, культурный генофонд, чтобы он передавался из поколения в поколение, только тогда здесь будет Россия, а не Соединенные Штаты Евразии и это понятная задача школы и надо к этой цели стремиться. Из закона совести, указывается, что православие является неотъемлемой частью культуры и истории России.

Подчеркнул, что опасен не управляемый, не уравновешенный человек, человек у которого нет стержня. А если у человека будет стержень – духовно-нравственный православный, такой человек предсказуем и с таким человеком легче общаться. Высшая цель религиозного обучения – привлечь детей к религиозной практике, к культурологической практики; научить детей думать, а не просто научить молиться и все. Нельзя понять историю России не изучая христианскую веру. Поэтому необходимо ознакомление с учебным материалом, а не религиозным. Здесь педагог должен тактично различать проповедь и рассказ; доказательство и объяснение, т.е. в речи такого учителя Основ православной культуры должно быть минимум императивов, точнее императив должен быть приказ только одно – думать, пробовать понять. Мы можем в светской школе на светском уроке православной культуры объяснить почему, например, у иконы золотой фон, или почему на иконе обратная перспектива, или почему Андрей Рублев такую деталь изобразил, а вот эту, напротив, убрал, почему православные свой символ веры сформулировали вот так, почему у православных принято осуждать такой поступок и напротив оправдывать вот такое поведение – мы можем объяснить, но мы не даем детям задание, что вот вы сами должны потом также себя вести. И по-этому преподаваемый предмет основ православной культуры может быть обязателен в школе. Я полагаю, что знакомство с Основами Православной культуры не одному гражданину России - не повредит. Из строгой формальной логики отрицание ОПК обратиться в безосновательное не православное безкультурье. Так, что знакомство с культурой никому еще не помешало, а тем более с культурой того народа, с людьми которого рядом живешь. И почему у нас считают, что если ребенок живет в православном окружении, если ему расскажут в школе о православии, то это будет чем то крайне вопиющим и расскажет об этом обычная учительница Мария Ивановна на вполне светском языке. Я не вижу здесь препятствий с точки зрения закона. Вопрос о целесообразности вновь и вновь говорю – надо задуматься. А какая альтернатива? Да иногда не хочется куда-то идти и что-то делать( холодно и погода не та), а дома у телевизора теплее. А если я не пойду? То что? С работы уволят, значит надо идти. Вот так и здесь давайте подумаем: легче сказать « спи спокойно русский народ без православной культуры, без этого урока, спи спокойно слушай дальше свой телевизор – это легче всего сказать, а что будет дальше? И именно сейчас, когда во всем мире обсуждается религиозный экстремизм Экстреми́зм (от лат. extremus — крайний, чрезмерный) — приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике)[1]. Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, преимущественно политические. Среди политических экстремистских действий можно отметить провокацию беспорядков[2],террористические акции, ведение партизанской войны., уместно поставить проблему этого государства и с усилиями ученых мужей и людей церкви составило бы соответствующую программу, учебники о культуре православия, причем это не просто культура живописи, а эта культура мыслей, культура чувства, культура действий, культура покояния.

Как замечательно сказал академик С.С.Аверинцев: «Православие создало поистине виртуозную культуру – усмотрение собственной виновности».

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.215.231 (0.006 с.)