Воспитание в Древней Руси в дохристианский период.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание в Древней Руси в дохристианский период.



Воспитание в Древней Руси в дохристианский период.

В произведениях фольклора формулировалось представление о воспитательном идеале - главное средство воспитательного воздействия. Сказка - органичный сплав народного, житейского, обыденного сознания с духовными переживаниями человека. Сказка воздействует прямо в душу своими образами, эмоциональным строем, языком.

Важным средством воспитательного воздействия на ребенка в древние времена был труд и совместная деятельность семьи. Семья и община были естественными учителями детей. Участие в их жизни помогало обрести необходимые навыки и умения, формировало представления о мире физическом и духовном, о человеке и обществе, природе и хозяйстве. Важную роль в воспитании играли совместные культовые действия, танцы, игры, забавы.

Просветительская деятельность свв. Кирилла и Мефодия. Крещение Руси - начало нового этапа просвещения.

На рубеже 8-9 веков Киеве возникла христианская община, а позже начала распространяться грамотность на славянском языке, алфавит которого был разработан византийскими монахами свв. Кириллом и Мефодием. Обучение грамоте русских детей происходило, таким образом на родном языке, который одновременно был и языком церковным.

Принятие киевским князем Владимиром I христианской веры как государственной положило начало христианскому воспитанию и книжному просвещению.

Князь Владимир I открыл в Киеве «школы ученья книжного», куда повелел отдавать детей «нарочитой чади» (приближенных к князю людей, дворцовой знати): школы эти по своей принадлежности, по-видимому, были государственными.

Но главным проводником просвещения в средние века было, как и везде, духовное сословие.

На Руси после крещения появилось греческое духовенство, которое принесло с собой культурные традиции Византии. Христианская культура Византии впитала в себя все богатство античных и древневосточных цивилизаций, которое и было передано молодому православному русскому государству.

Учительная роль Церкви и церковнослужителей.

Постепенно на Руси воспитывались свои служители Церкви. Передача знаний, а как правило, и замещение священнослужительских мест происходили семейных, частным порядком – дети священников наследовали дело отцов.

Церковно-приходское обучение в виде частного обучения у священника или диакона возникло на Руси вместе с Церквями. Оно было бесплатно, внесословно и доступно каждому.

Отражение воспитательного идеала в русском фольклоре.

Представление о развитии педагогической мысли Древней Руси дают жития святых, летописи/, сказания. Педагогические идеалы наших предков наиболее рельефно выразились в русском фольклоре. Образы древнерусских сказок несут в себе и языческие, и христианские представления в самых причудливых сочетаниях. Русский былинный эпос основывается на христианских идеалах: доброте, любви к ближнему, смирении, защите законной власти. Действие былин обычно разворачивачивается в стольном граде Киеве, во времена крестителя Руси Владимира I. Былина искусно связывала старое и новое, вечное и преходящее, торжественное и веселое. Былина во всем дидактична.

Первые монастыри - центры просвещения

Монашеский образ жизни имел большое воспитательное влияние на современников.

В Киеве выросли монастыри, среди которых ведущую роль занял Печерский монастырь – центр книжного знания, летописания и обучения.

В Печерском монастыре переписывались и изучались греческие духовные книги, составлялись и оригинальные произведения, в которых осмысливалось своеобразие развития Руси как православно–христианского государства.

Начавший свою деятельность в Печерском монастыре митрополит Киевский Илларион в замечательном произведении «Слово о законе и благодати» говорит о различии и взаимосвязи внешних и внутренних законов человеческой жизни, сопоставляет князя Владимира I как крестителя Руси с апостолами Петром и Павлом.

Первые киевские монастыри, ставшие важнейшим культурно-просветительными учреждениями древнерусского государства.

Ярослав Мудрый и его роль в просвещении.

В правление киевского князя Ярослава Мудрого (1019-1054) просвещение приобрело широкий размах: строились грандиозные киевские храмы- его центры, разворачивалась систематическая переводческая деятельность, появились библиотеки. Князь заботился о том, чтобы священники, назначаемые в приходы, были грамотными и могли бы учить паству. Был принят Устав Ярослава – законодательство, в котором важное место занял брачный кодекс, упорядочивший семейные отношения. В кодексе было запрещено умыкание невест, многоженство, принуждение при вступлении в брак.

Возникали школы и при княжеских дворах в Переславле, Владимире, Чернигове, Турове, Ростове и др. городах.

Воспитательное значение житий.

У ремесленного люда, мастеров, детей обучали практическими навыками ремесла и торговли. По необходимости учили чтению и письму: среди берестяных грамот были найдены ученические прописи. Обучение на бересте было дорогим: чаще учили с помощью вощеных табличек, так как написанное на них легко стиралось и не требовало поэтому большого количества дорогого материала для письма.

Стремление к учению удовлетворялось частным обучением на дому у священников, в приходах и монастырях, чтением книг духовного содержания, беседами с духовниками. В крупных городах, центрах торговли и ремесел, появились и училища. Обучение мирян и духовенства было примерно одинаковым по содержанию и включало вероучение, церковное пение, грамоту, письмо и счет. В архиерейских домах учили еще и греческому языку, риторике, диалектике (тривиуму). В городах дети обучались ремеслам и торговому делу.

Русские жития сочетали в себе духовные наставления и мирские рассуждения. Жития учили не с помощью моральных сентенций, а примерами из жизни известного всем святого русской земли.

Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона.

Поучения» Владимира Мономаха».

Памятником древнерусской педагогической мысли является «Поучение» Владимира Мономаха, вошедшее составной частью в «Повесть временных лет». Князь Владимир Мономах (1053-1125), один из последних сильных киевских князей, делом жизни которого было объединение древнерусских земель под единой властью, оставил свое «Поучение» не только детям своим, но всему своему народу. Написано оно «на дальнем пути, да на санях сидя».

«Поучение» состоит из трех текстов, которые на первый взгляд совершенно самостоятельны.

В первом излагаются традиционные наставления в христианской жизни. Как в сознании человека жизненно важное сливается с житейским , так и в «Поучении» наставления духовные перемежаются с бытовыми.

Особо отмечена князем высокая ценность учения. «Учеба» - это не только знание, но, прежде всего, духовное возрастание, мудрость, которая добывается всем жизненным опытом. Цель воспитания в «Поучении» определяется целью жизни, а цель земной жизни – неразрывна с представлением о жизни вечной. Библейское основание мудрости – благоговение перед Богом и любовь к людям.

Второй текст содержит описание военной жизни самого князя Владимира – походов, военных подвигов, опасностей, которым он подвергался, - все это без комментариев, сухим «военным» языком.

Третий текст – письмо Владимира Мономаха к своему двоюродному брату, Олегу Святославовичу, в битве с которым был убит сын Владимира – молодой князь Муромский Изяслав. Князь призывал помириться брата во имя единства Русской земли, общей ответственности за нее перед Богом, во имя братской любви.

«Поучение» стало образцом сочинений подобного жанра, которые были любимы как знатью, так и простым народом.

Преп. Сергий Радонежский и воспитание в его монастыре.

Образовательная реформа Александра I. Гимназический устав 1828 г.

Централизация управления Александра 1положила начало созданию национальной системы образования в Российской империи. В 1802 году был издан манифест об учреждении министерства народного просвещения. Россия была поделена на шесть учебных округов –Петербургский, Московский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. Центральным педагогическим и учебным учреждением округа являлся университет.

Было установлено четыре основных типа учебных заведений: низший – приходские училища, повышенный – уездные училища, средний – гимназии и университеты.

Важная роль в развитии школ предоставлялось духовенству в организации низшего школьного звена.

Приходские училища – один год.

В уездных училищах – два года.

В гимназиях – четыре года. Школа, дававшая право поступления в университет. Учебный план носил энциклопедический характер. В 1819 году сложился предмет Закон Божий.

В ходе реформы были открыты еще 2 университета: Казанский (1804) и Харьковский (1805), а в 1819 г. – С-П-ий университет.

Система учебных заведений носила всесословный и единый характер, обучение – бесплатное.

Разделение общества на сословия сказалось и на появлении закрытых дворянских учебных заведений – лицеев, Царскосельский, в котором учился Пушкин (1799-1837) – приравнено к университетскому.

В 1803 г. Петербургская учительская семинария была преобразована в Петербургский учительский институт – первое высшее педагогическое учебное заведение. Подготовка учителей приобрела систематизированный и научный характер.

26. Педагогическое творчество свят. Филарета (Дроздова).

Московский Филарет ( Дроздов) (1782 – 1867) занимал должность ректора Петербургской духовной академии и долгое время являлся членом комиссии духовных училищ Св. Синода.

-Усовершенствовал прием переводных экзаменов, провел реформу содержания образования в академии.

Педагогические воззрения митрополита Филарета содержатся в его «Отзывах и мнениях», а так же в проповедях и письмах. Он говорит о безмерности и одновременно об осознании , сдержанности в родительской любви к детям, о родительском долге заботиться о христианском воспитании ребенка.

Школьное воспитание также стало предметом размышлений святителя Филарета – он понимал его, по христианско–православной традиции, как целостный процесс, охватывающий все три составляющие человеческой личности – дух, душу и тело. Если физическому воспитанию интеллекта и чувств уделяют обычно много внимания, писал святитель, то духовное воспитание остается за пределами внимания педагогов.

Митрополит Филарет обращал внимание на неразборчивость многих родителей в воспитании детей, которое осуществляется с помощью разных видов искусств, и призывая предпочтения тем из них, которые действуют не только на душу человека, но и на его дух, укрепляя и поднимания его, питая не столько земные, сколько возвышенные чувства.

27. Взгляды славянофилов и западников на культурное развитие России и на вопросы образования.

В. Ф. Одоевский определял разницу между «любомудрием» и «философией»

- до сих пор философа не могут представить иначе, как в образе французского говоруна 18 века, - много ли таких, которые могли измерить, сколь велико расстояние между истинною, небесною философией и философией Вольтеров и Гельвециев… Посему-то мы для отличия и называем истинных философов – «любомудрами». Очевидно, что любомудрие основывалось на православном мировоззрении.

Д. Веневитинов (1805-1827) определил суть просвещения как самопознания личности, народа, человечества, которое предполагает каждодневную самостоятельную внутреннюю работу.

П. Я. Чаадаев (1793-1856)

Хомяков обосновал роль религии и религиозного мировоззрения как основы всякого просвещения и роль православной веры – как основы русского просвещения.

Цельное познание, по Хомякову, - это органическая совместимость истин науки и веры.

Н.В. Гоголь о просвещении.

Педагога.

36.​ Н.И. Пирогов как практик и теоретик педагогической науки. Статьи «Вопросы жизни», «Быть и казаться»,

«Школа и жизнь».

37.​ Яснополянская школа Л.Н. Толстого; организация и преподавание, разработка учебных пособий;

Публицистика.

38.​ Обоснование религиозно-нравственной основы воспитания по Л.Н. Толстому. Отношение Церкви.

39.​ Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви.

40.​ Учебный предмет «Закон Божий» (содержание, методы преподавания, съезды законоучителей).

41.​ К.Н. Леонтьев о просвещении России.

42.​ Свят. Феофан (Вышенский Затворник) о воспитании.

43.​ Н.И. Ильминский и просвещение нерусских народов России.

44.​ Педагогическая теория и практика архиепископа Фаддея (Успенского).

45.​ Св. прав. Иоанн Кронштадский и его педагогическая деятельность.

46.​ С.А. Рачинский и его педагогическая деятельность. Творческий путь педагога.

47.​ Теоретическое обоснование К.П. Победоносцевым церковно-приходской школы как основного типа

Труда.

51.​ Экспериментальная педагогика в России (А.П. Нечаев, И.А.Сикорский).

52.​ Прот. В. Зеньковский и его взгляды на воспитание.

53.​ И.А. Ильин о душе и духовности русского народа. Педагогическая мысль С. Куломзиной.

54.​ Создание единой школьной системы в начале 30-х годов.

55.​ Судьбы американских педагогических идей в СССР («Дальтон-план», метод проектов, лабораторный метод

И др.).

56.​ «Индустриальная педагогика» А.К. Гастева.

57.​ Педология (Л.С. Выготский, П.П. Блонский и др).

В педологии роль школы, воспитателя, педагога сводилась к корректированию саморазвития ученика, что хорошо выразил П. П. Болконский (1884-1941): «Итак, народная школа – место рациональной организации самовоспитания творца новой русской жизни».

Блонский был инициатором внедрения в школу «студийной системы», когда организиционную и учебную работу ученики проводили самостоятельно, организуясь в коллективы для решения той или иной задачи.

Положительная сторона педологии заключалась в разработке всевозможных статистических способов наблюдения, как за отдельным учеником, так и за коллективом, оценки класса как сложной социальной системы, выполняющей коммуникативные функции общения со сверстниками и окружающей средой.

Взяв за основу программы тестирования учащихся, разработанные за рубежом, отечественные педологи, основываясь на собственной практике, занимались применением их в конкретных учебных учреждениях. Слабая сторона педологии состояла в трудности практического применения их разработок. Живая человеческая личность не укладывалась в схемы и программы педологических исследований и рекомендаций.

58.​ Педагогическая деятельность А. С. Макаренко в воспитательных учреждениях закрытого типа.

«Педагогическая поэма».

А. С. Макаренко (1888-1939), видный педагог, занимался воспитанием подростков в учреждениях закрытого типа – детских колониях для беспризорников и малолетних правонарушителей им. А. М. Горького и им. Ф. Э. Дзержинского. Его книги «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях» стали любимым чтением современников на педагогическую тему в духе Макаренко писал об органическом единстве воспитания и жизни общества, развивал мысль о воспитании коллективом, педагогами и соучениками. В школе, по его мысли, должен создаваться микромир, тесно сообщающийся с внешней средой, мир, в котором происходит становление личности. Педагог должен определить «перспективные линии его развития» и влиять на них, отсекая все побочное, мешающее воспитательной практике.

Макаренко пробовал возродить высокий личный авторитет учителя, некоторую свободу его творчества, освободить коллектив воспитанников от мелочной административной опеки.

Активной критике подверглась концепция наказаний Макаренко. На фоне всплеска идей свободного воспитания в первые годы советской власти, когда проступки детей считались следствием ошибок в педагогическом воздействии, взгляд педагога на воспитательное значение наказания выглядел безнадежно устаревшим. Однако Макаренко настаивал на необходимость наказаний в школе, которые должен назначать сам детский коллектив. Для этого в его колонии существовал детский суд.

59.​ Школа в СССР во время и после Великой Отечественной войны.

В школе в 1943 был введен предмет «военное дело» и раздельное обучение мальчиков и девочек. В том же году для обучения подростков, которые заменили на производстве ушедших в армию отцов, были учреждены школы рабочей молодежи, а в 1944 году – школы сельской молодежи, работавшие по вечерам и дававшие неполное и полное среднее образование. Были открыты и заочные школы, где можно было продолжить образование, прерванное из-за начавшейся войны.

В школах военного времени усилено было военно-патриотическое воспитание, коммунистическое воспитание, включавшее регулярные политические информации, митинги и собрания, лекции, стенные листки и газеты, встречи с воинами, вернувшимися с фронта.

Война дала импульс к развитию наук, прежде всего военно-технических и связанных с ними фундаментальных. Молодежь, прошедшая войну, пережившая тяжкие годы испытаний, тянулась к знаниям. Общество и власть осознали потребность в развитии образования, как общего, так и специального.

Во время войны было законодательно установлено обязательное всеобщее семилетнее обучение.

 

Педагогическая наука в послевоенное время в силу жестких идеологических рамок развивалась односторонне. Были сделаны успехи в развитии дидактики.

60.​ Педагогика В.А. Сухомлинского.

В современной педагогике особое место занимает концепция В. А. Сухомлинского (1918-1970), попробовавшего отойти от казенного отношения к детям и нормативов партийного воспитания. Сухомлинский попытался восстановить лучшие традиции отечественного воспитания и обучения. Он утверждал понятие гуманности воспитания как основополагающее в школе. Раскрытие особенностей личности ученика и ее совершенствование педагог провозгласил целью воспитательного процесса в учебном заведении.

В педагогике Сухомлинского возродились понятия внутреннего нравственного закона, совести, ответственности.

Изучение души ребенка, воздействие на нее педагога – главное в педагогике, считал Сухомлинский. Инструмент такого воздействия – любовь к детям, своей профессии и какому-либо занятию. Воздействие на душу осуществляется с помощью общего дела, увлечения, общего для учителя и ученика.

Традиционно для отечественной педагогики и отрицание назидания в общем виде, которое Сухомлинский также отвергал. Словесное воздействие на ребенка должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, быть правдивым и искренним.

Вопрос взаимоотношения семьи и школы также решался В. А. Сухомлинским в духе традиции: он писал, что основы нравственности закладываются в семье, так как родители ответственны за будущее своих детей; советовал избегать крайностей воспитания, не допускать лжи и бессердечия.

61.​ Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

Занков Л. В. (1901-1977) – автор дидактической концепции, которая состоит в выявлении максимальных способностей младших школьников в обучении. Она основывалась на двух главных принципах – обучении на высоком уровне трудности и его быстрые темпы. Педагог сделал ставку на творческие начала, присутствующие в каждом ребенке, а так же на достаточно высокий уровень общего развития, специальных знаний и психологической подготовки учителя. Учение не ради отметок, а ради любви к знанию – цель педагогики Занкова. По системе Л. В. Занкова некоторые школы работают до сего времени.

62.​ Современная школа и педагогика.

Послевоенным обществом остро ощущалась потребность в знаниях – во время войны было физически уничтожено огромное число специалистов, ученых, педагогов. Здания учебных заведений на оккупированной немцами территории были разрушены и разорены. Учителя во время войны были призваны в армию, переведены на другую работу. В школе практически не осталось учителей-мужчин.

 

Воспитание в Древней Руси в дохристианский период.

В произведениях фольклора формулировалось представление о воспитательном идеале - главное средство воспитательного воздействия. Сказка - органичный сплав народного, житейского, обыденного сознания с духовными переживаниями человека. Сказка воздействует прямо в душу своими образами, эмоциональным строем, языком.

Важным средством воспитательного воздействия на ребенка в древние времена был труд и совместная деятельность семьи. Семья и община были естественными учителями детей. Участие в их жизни помогало обрести необходимые навыки и умения, формировало представления о мире физическом и духовном, о человеке и обществе, природе и хозяйстве. Важную роль в воспитании играли совместные культовые действия, танцы, игры, забавы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.112.123 (0.018 с.)