Педагогическая деятельность и труды свт. Тихона Задонского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая деятельность и труды свт. Тихона Задонского.



Святитель Тихон Задонский (1724-1783), его педагогические взгляды продолжали древние традиции, идущие от восточных отцов Церкви. Тихон Задонский напоминает, что путь к Богу – это не сам факт крещения, но «правильное житие», благочестие, борьба с грехом.

-Семья воспитывает больше делом, чем словом, и примером, чем наставлением.

-Дитя, как сосуд – чем его сразу наполнить, «то и будет источать».

-Недопустимо отдавать с раннего возраста детей для обучения языкам иностранным педагогам, поскольку вместе с языком ребенку прививают чужие взгляды на жизнь, чужое мировоззрение.

-Говорил о самовоспитании воспитателей.

-У родителей больше прав, но больше и ответственности – они отвечают за души своих детей.

Образовательная реформа Александра I. Гимназический устав 1828 г.

Централизация управления Александра 1положила начало созданию национальной системы образования в Российской империи. В 1802 году был издан манифест об учреждении министерства народного просвещения. Россия была поделена на шесть учебных округов –Петербургский, Московский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. Центральным педагогическим и учебным учреждением округа являлся университет.

Было установлено четыре основных типа учебных заведений: низший – приходские училища, повышенный – уездные училища, средний – гимназии и университеты.

Важная роль в развитии школ предоставлялось духовенству в организации низшего школьного звена.

Приходские училища – один год.

В уездных училищах – два года.

В гимназиях – четыре года. Школа, дававшая право поступления в университет. Учебный план носил энциклопедический характер. В 1819 году сложился предмет Закон Божий.

В ходе реформы были открыты еще 2 университета: Казанский (1804) и Харьковский (1805), а в 1819 г. – С-П-ий университет.

Система учебных заведений носила всесословный и единый характер, обучение – бесплатное.

Разделение общества на сословия сказалось и на появлении закрытых дворянских учебных заведений – лицеев, Царскосельский, в котором учился Пушкин (1799-1837) – приравнено к университетскому.

В 1803 г. Петербургская учительская семинария была преобразована в Петербургский учительский институт – первое высшее педагогическое учебное заведение. Подготовка учителей приобрела систематизированный и научный характер.

26. Педагогическое творчество свят. Филарета (Дроздова).

Московский Филарет (Дроздов) (1782 – 1867) занимал должность ректора Петербургской духовной академии и долгое время являлся членом комиссии духовных училищ Св. Синода.

-Усовершенствовал прием переводных экзаменов, провел реформу содержания образования в академии.

Педагогические воззрения митрополита Филарета содержатся в его «Отзывах и мнениях», а так же в проповедях и письмах. Он говорит о безмерности и одновременно об осознании, сдержанности в родительской любви к детям, о родительском долге заботиться о христианском воспитании ребенка.

Школьное воспитание также стало предметом размышлений святителя Филарета – он понимал его, по христианско–православной традиции, как целостный процесс, охватывающий все три составляющие человеческой личности – дух, душу и тело. Если физическому воспитанию интеллекта и чувств уделяют обычно много внимания, писал святитель, то духовное воспитание остается за пределами внимания педагогов.

Митрополит Филарет обращал внимание на неразборчивость многих родителей в воспитании детей, которое осуществляется с помощью разных видов искусств, и призывая предпочтения тем из них, которые действуют не только на душу человека, но и на его дух, укрепляя и поднимания его, питая не столько земные, сколько возвышенные чувства.

27. Взгляды славянофилов и западников на культурное развитие России и на вопросы образования.

В. Ф. Одоевский определял разницу между «любомудрием» и «философией»

- до сих пор философа не могут представить иначе, как в образе французского говоруна 18 века, - много ли таких, которые могли измерить, сколь велико расстояние между истинною, небесною философией и философией Вольтеров и Гельвециев… Посему-то мы для отличия и называем истинных философов – «любомудрами». Очевидно, что любомудрие основывалось на православном мировоззрении.

Д. Веневитинов (1805-1827) определил суть просвещения как самопознания личности, народа, человечества, которое предполагает каждодневную самостоятельную внутреннюю работу.

П. Я. Чаадаев (1793-1856)

Хомяков обосновал роль религии и религиозного мировоззрения как основы всякого просвещения и роль православной веры – как основы русского просвещения.

Цельное познание, по Хомякову, - это органическая совместимость истин науки и веры.

Н.В. Гоголь о просвещении.

Н.Я. Данилевский и теория культурно-исторических типов цивилизаций.

Данилевский писал, что одним из культурно-исторических типов, является славянство, славянская культура.

В.Г. Белинский о воспитании. Педагогическая деятельность В.Ф. Одоевского.

Вклад в пед. науку был сделан Одоевским (1804-1869) – выдающимся просветителем своего времени. Одоевский обращал внимание на тесную взаимосвязь духовного и светского начал в образовании, подчеркивая, что невоспитанность и необразованность делают невозможными исполнение ребенком христианских заповедей.

Одоевский писал, что цель спасения души, поставленная как главная задача воспитания, должна обязательно дополняться подготовкой человека к здешним делам.

Одоевский выступил за национальные основы образования в школе, которые не могу, по его убеждению, выразиться в каком-либо предмете, или даже цикл предметов; на этих основах должно покоиться преподавание всех дисциплин, даже естественных и математических.

Белинский (1811-1848) оставил заметный след в пед. науке. Он преподавал в гимназии, давал частные уроки, преподавал в Московском межевом институте русский язык и словесность. Его пед. взгляды тесно были связаны с политическими и общефилософскими: так в то время залог культурного развития России виделся многими мыслителями в освобождении крестьянства от крепостной зависимости, которая унижала личность человека.

Белинский опирается на христианское понимание истоков и задач воспитания, находя их только в человеческой личности. В воспитании, в традициях отечественной педагогики, мыслитель на первое место ставит нравственное воспитание в семье, которое произрастает из сердца, но питается «разумом и знаниями».

Разумная, человеческая любовь и воспитание, основанное на ней, строится на доверии, а значит, исключает жестокость, строгость, наказания.

31​ Влияние крестьянской, судебной, административной реформ Александра П на развитие образования.

60-70-е годы – решение организационных проблем в образовании, упорядочением школьного дела и руководства им. В состав училищного совета входили представители Министерства народного просвещения, духовного ведомства, Министерства духовного ведомства

В 1864

32.​ Создание системы земских школ. Изменения в гимназическом образовании.

33.​ Развитие системы церковно-приходских школ. Правила о церковно​приходских школах 1887 г.

34.​ Жизненный путь и основные научные труды К.Д.Ушинского.

35.​ Учебники К.Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» - практическое осуществление дидактики

Педагога.

36.​ Н.И. Пирогов как практик и теоретик педагогической науки. Статьи «Вопросы жизни», «Быть и казаться»,

«Школа и жизнь».

37.​ Яснополянская школа Л.Н. Толстого; организация и преподавание, разработка учебных пособий;

Публицистика.

38.​ Обоснование религиозно-нравственной основы воспитания по Л.Н. Толстому. Отношение Церкви.

39.​ Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви.

40.​ Учебный предмет «Закон Божий» (содержание, методы преподавания, съезды законоучителей).

41.​ К.Н. Леонтьев о просвещении России.

42.​ Свят. Феофан (Вышенский Затворник) о воспитании.

43.​ Н.И. Ильминский и просвещение нерусских народов России.

44.​ Педагогическая теория и практика архиепископа Фаддея (Успенского).

45.​ Св. прав. Иоанн Кронштадский и его педагогическая деятельность.

46.​ С.А. Рачинский и его педагогическая деятельность. Творческий путь педагога.

47.​ Теоретическое обоснование К.П. Победоносцевым церковно-приходской школы как основного типа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.011 с.)