ТОП 10:

ТЕМА II. МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ



Задачи занятия:1. Раскрыть понятие методологии педагогики и уровни методологического знания. 2. Рассмотреть классификацию методов педагогического исследования и охарактеризовать их. 3. Раскрыть логику и этапы педагогического исследования.

В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:

Знать – понятие «методология педагогики» и уровни методологического знания; характеристику, особенности и возможности различных методов педагогического исследования; логику и этапы педагогического исследования.

Уметь – осуществлять обоснованный выбор методов педагогического исследования с целью изучения педагогических проблем, поиска путей повышения эффективности учебных и учебно-тренировочных занятий и использовать их для сбора материала.

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться новыми знаниями. Объективность полученного знания зависит от выбора методологии исследования.

Методология педагогической науки– это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности. Сферами реализации методологии педагогики являются: система научно-педагогических знаний; процесс научного познания педагогических явлений; практика как сфера реализации педагогических знаний. В целом методология указывает, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность.

В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский (общие принципы познания и категориальный строй науки в целом); общенаучный (теоретические концепции, применяемые во многих науках); конкретно-научный (совокупность принципов /в педагогике – это системный, целостный, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический подходы/, методов и процедур исследования, применяемых в той или иной научной дисциплине); технологический (методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала).

Педагогическое исследование– процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний озакономерностях воспитания и обучения, их структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

Педагогические исследования могут иметь теоретический и экспериментальный характер. По направленности они подразделяются на фундаментальные (направлены на углубление научных знаний, развитие методологии науки, открытие ее новых областей, не преследуют непосредственно практических целей), прикладные (углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей педагогической практики), разработки (создание программ, учебников, пособий, методических рекомендаций по обучению и воспитанию и др.).

При проведении педагогического исследования необходимо руководствоваться следующими требованиями: исходить из объективности и детерминированности педагогических явлений, которые существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий, причинно-следственных связей; обеспечивать целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов; изучать явление в его развитии и в связях и взаимодействии с другими явлениями.

Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Все многообразие методов педагогического исследования можно разделить на три группы:

§ Методы теоретического исследования (необходимы для изучения и сопоставления различных литературных источников по исследуемому вопросу, определения проблем исследования, формулирования гипотез, оценки собранных фактов): теоретический анализ (мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений); синтез (мысленное соединение признаков, свойств педагогических явлений в смысловое целое); сравнение (установление сходства и различия между рассматриваемыми педагогическими явлениями); обобщение (выделение в процессах и явлениях общих черт); абстрагирование (мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств); моделирование (исследование процессов или явлений при помощи их реальных или идеальных моделей); индуктивные (движение мысли от частных суждений к общему выводу) и дедуктивные (от общего суждения к частному выводу) методы и др.

§ Методы эмпирического исследования (необходимы для изучения реального опыта организации педагогического процесса): педагогическое наблюдение (целенаправленное, непосредственное восприятие педагогического явления в естественных условиях с соответствующей фиксацией результатов наблюдения); методы опроса беседа (получение информации из ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем; проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения), анкетирование (метод массового сбора материала с помощью специально разработанной анкеты), интервьюирование (исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности; открыто записывает ответы); тестирование (целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики); рейтинговые методы (оценка и самооценка); изучение творчества учащихся (метод позволяет выявить особенности развития учащихся, уровень их теоретической и практической подготовленности); изучение педагогической документации (личных дел учащихся, классных журналов и др.; метод позволяет собрать фактический материал, освещающий состояние педагогического процесса как в прошлом, так и в настоящем); педагогический эксперимент (специально организованная проверка того или иного метода, приема (методики) работы для выявления его педагогической эффективности).

§ Математические и статистические методы исследования (применяются для обработки полученных данных и установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями).

Выбор методов педагогического исследования определяется конкретными задачами научной работы и основан на необходимости объективного рассмотрения педагогических явлений в совокупности разнообразных связей, отношений к другим явлениям.

Логика педагогического исследования – упорядоченная последовательность процедур исследования, выстроенная на основе соблюдения внутренних существенных связей в исследуемых объектах, явлениях, процессах.

Структура (этапы) педагогического исследования:

1 этап. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение темы исследования (лаконичная формулировка проблемы исследования), формулирование цели исследования (замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования), выбор объекта (то, на что направлен процесс познания; что рассматривается?) и предмета (часть, сторона объекта; как рассматривается объект именно в данном исследовании?) исследования; в соответствии с целью разработка задач исследования.

2 этап.Выбор методологии:исходной концепции, опорных теоретических положений, единого, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования замысла, исследовательского подхода.

3 этап.Построение гипотезы исследования (научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей теоретической и экспериментальной проверке) – теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать.

4 этап.Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования.

5 этап.Организация и проведение преобразующего эксперимента (вносятся изменения в содержание и ход педагогического процесса, проверяется состоятельность приведенных в гипотезе положений).

6 этап.Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.

7 этап.Выработка практических рекомендаций.

 

Вопросы:

1. Что изучает методология педагогической науки? Какое влияние она оказывает на развитие педагогической теории?

2. Охарактеризуйте уровни методологического знания.

3. Раскройте принципы педагогического исследования.

4. Какие методы исследования относят к теоретическим, а какие - к эмпирическим? Укажите назначение каждой группы методов исследования.

5. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте на примерах методы педагогического исследования.

6. Какова логика организации педагогического исследования? Дайте характеристику его этапов.

7. Нужно ли учителю физической культуры, тренеру самостоятельно проводить научно-педагогические исследования или это дело ученых?

Задания для самостоятельной работы, осмысления и обсуждения на практическом занятии:

1. Дайте характеристику методов педагогического исследования, используя литературу, по следующей форме:

Название метода Сущность метода Требования к применению Виды (при наличии)
Педагогическое наблюдение      
Педагогический эксперимент      
Беседа      
Анкетирование      
Тестирование      

 

 

2. Заполните таблицу. Знак плюс (+) поставьте там, где метод означает наличие, а минус (-) – отсутствие указанного признака (Подласый И.П., 1996)

Метод исследования Предоставляет возможности
создания процесса изменения условий постановки гипотезы
Педагогическое наблюдение      
Естественный эксперимент      
Лабораторный эксперимент      

3.1. Оцените степень сформированности у себя некоторых профессионально-значимых качеств личности. Проанализируйте результаты самооценки и сделайте соответствующие выводы.

Профессионально-значимые качества личности Оценка степени сформированности качеств
Справедливость          
Терпимость          
Отзывчивость          
Организованность          
Целеустремленность          
Аккуратность          
Общительность          
Тактичность          

Критерии оценок: «5» - качество проявляется постоянно и устойчиво; «4» - яркое его выражение проявляется часто; «3» - яркое его выражение проявляется редко, слабое - часто; «2» - выражено слабо, проявляется неустойчиво; «1» - проявляются отрицательные признаки качества.

2.2. Предложите соседу по парте оценить по данным критериям степень сформированности у вас качеств. Проанализируйте результаты рейтинга и сделайте соответсвующие выводы. Сравните результаты ауторейтинга и рейтинга степени сформированности профессионально-значимых качеств личности, сделайте соответствующие выводы.

3. Разработайте вопросы для беседы с целью изучения мотивов (побуждений) занятий спортом у студентов своей группы, проведите устный опрос группы студентов. Охарактеризуйте выявленные в ходе беседы мотивы занятий спортом.

4. На основе аналитического подхода к характеристике одного из учебно-тренировочных занятий выделите 1-2 достоинства и 1-2 недостатка в содержании занятия или в проявлении тренером одного из профессионально-значимых качеств личности. Сформулируйте педагогическую проблему, обоснуйте ее актуальность. Определите тему, объект, предмет исследования, цель, задачи, гипотезу и методы педагогического исследования.

Задания для самостоятельной работы во внеаудиторное время:

Из приведенного списка заданий для самостоятельной работы различного уровня сложности вы можете выбрать одно. Тематику, сроки выполнения и форму отчетности согласуйте с преподавателем.

1. Сформулируйте одну из педагогических проблем, требующих изучения и проведения исследования (предварительно ознакомившись с публикациями журналов «Теория и практика физической культуры», «Физическая культура в школе», «Педагогика» и др.). Определите тему, объект, предмет исследования, цель, задачи, гипотезу, методы педагогического исследования.

2. Разработка одного из методов педагогического исследования (беседы, педагогического наблюдения, анкетирования) и проведение исследования. Тематика, содержание и технология выполнения работ представлены в приложении № 1.

Литература:основная20, 21, 23, 24, 25; дополнительная – 3, 4, 1, 11, 14, 16

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.215.231 (0.007 с.)