Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нравственно-этическое воспитаниеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Нравственно-этическое воспитание подрастающего поколения является важнейшей задачей в формировании полноценной личности с высокими морально-этическими, эстетическими качествами. Поэтому народная педагогика адыгов и балкарцев всегда обращала огромное внимание на этот аспект формирования личности/ И при оценке личности для нее важна была не только сама связь человека с другими членами общества, а какая эта связь, на каких нравственно-этических принципах она зиждется.^Нравственная культура, чувства чести и долга, толерантность и воспитанность, справедливость, смелость и отвага были первоочередными в деле воспитания подрастающего поколения. Все эти качества человека находили свое конкретное воплощение в адыгэ хабзэ и тау адет^А как справедливо отмечает Ю. К. Намитлоков, понятие «адыгагъэ» означает совокупность лучших нравственных качеств, которые должны быть воспитаны у молодого человека. Когда говорят «Адыгагъи, ц1ыхугъи хэлъкъым»,- это значит «Нет в нем ни адыгства, ни человечности»; такая характеристика является резко осуждающей, отрицательной характеристикой личности. Наоборот, изречение «Щыхугъи, адыгагъи хэлъщ» — которое значит «Есть в нем и человечность, и адыгство»,— является выражением самой высокой похвалы нравственных качеств человека. «Адыгагъэ, - пишет он, - совокупность лучших нравственных качеств, которые должны быть присущи и присущи на самом деле истинному черкесу: человечность, почтительность, гостеприимство, верность данному обязательству»[188]. Нравственно-этические качества человека В период феодализма в социальной структуре адыгского общества стал занимать доминирующее положение класс профессиональных воинов-рыцарей - «уэркъ». В некоторых областях Черкесии (в Кабарде, Весланее, Те- миргое, Бжедугии, Хатукае и др.) он составлял едва ли не треть всего населения. Уорки несли службу у киязей (пщы) и первостепенных дворян (л1акъуэл1эш). Принимая рыцаря на службу, князь или тлякотлеш одаривал его боевым конем, оружием, земельным участком, рабами, крестьянами. Этот дар, или бенефиций, так и назывался «уэркъ тын» - дарение рыцарю. Условия несения службы закреплялись присягой: уорк давал клятву служить сеньору верой и правдой, считая его врагов своими врагами. Деревням с подвластным уорку населением присваивалось имя их владельца, что поднимало авторитет воина, престиж рыцарского звания. Отношения уорков между собой и с другими сословиями определялись и регулировались обычным феодальным правом. Но дополнительно к этому сложились и действовали такие институты, как «уэркъыгъэ» - рыцарская этика (или рыцарский моральный кодекс) и «уэркъ хабзэ» - рыцарско-дворянский этикет. Уэркъы- гъэ строится на тех же заповедях, что и адыгагъэ: человечность, почтительность, мудрость, мужество, честь. Специфический характер рыцарской этики обнаруживается лишь при близком рассмотрении, когда выявляется вес и практическая значимость всего наличия заявленных моральных ценностей [189]. С, Мафедзев справедливо отмечает, что главным в нравственном воспитании были выработка и закрепление у подрастающего поколения таких качеств, как уважение к старшим, к родителям, к лицам противоположного пола, чувство долга и чести, честность, скромность,чувство собственного достоинства и т. д.[190]. Все это находило свое отражение и закрепление в общественных и семейных традициях, а также в устном народном творчестве, которое в воспитательной практике адыгов и балкарцев составляло важный элемент нравственной культуры. Мир личности ребенка был неотделим от семьи и родни, соседей и односельчан, от чувства долга по отношению к родителям, но отношению к старшим. И наоборот, адыги и балкарцы не в меньшей степени уважали и любили младших по возрасту. Старшие в первую очередь показывали младшим пример уважительного отношения к личности. Задача нравственного воспитания включала в себя не только формирование в сознании нравственных идей, но и умение осуществлять их на деле, в практике поведения по отношению ко всем окружающим так, чтобы ситуативная реакция не расходилась с принятыми нравственными нормами. Уличенный в безнравственном поведении человек покрывал позором не только собственное имя, но и честь всей фамилии, народа. Дж. Интериано писал, что черкесы держатся того мнения, что никто не должен считаться благородным, если о нем имеются слухи, что он когда-либо занимался недостойным делом, хотя бы то был (человек) из самого древнего, даже царского рода[191]. Из этого высказывания видно, что общественное мнение имело огромное влияние на формирование нравственного поведения человека. Ему не прощался ни один безнравственный поступок. Поэтому одной из главных проблем в нравственном воспитании было взаимоотношение личности и общества. Во многих произведениях устного народного творчества проводится мысль о том, что человек зависит от общества в образе своих мыслей, в нравах, а поэтому вся его деятельность должна быть направлена на то, чтобы теснейшим образом быть связанным с народом, служить ему. Эту мысль мы часто находим в героическом нартеком эпосе, особенно в цикле сказаний о Сосруко. Сосруко - неизменный друг людей. Все свои подвиги он совершает для людей. Он похищает огонь у великана ради блага своих сограждан, он спасает нартов от засухи, он первым бросается на врага. В одном из сказаний о Сосруко говорится, что в праздник урожая Тхамада нартов Нэсрэнжьак1э (Насрен Длиннобородый) должен был вручить первую чашу Хасы самому достойному из нартов. По решению совета им оказался Сосруко. Завистники и враги, будучи не в состоянии одолеть Сосруко силой, хитростью зарывают его живым в землю. Крепко держится плотная земля. Но и скованный старой крепкой землей, Сосруко вечно живет. Он продолжает думать о людях, о возвращающемся весеннем обновлении, когда снова и снова цветет земля. В это время он рвется наверх, на землю, но не может вырваться из- под земли. Сосруко задыхается, земля его душит, из глаз льются слезы. Родники, бьющие у подножья Эльбруса,~ это горькие слезы Сосруко. Й он говорит: «Сэ ц1ыхум еэбэп сащыхуэмыхъужыфк1э, си нэпе гуащ1эхэр абыхэм сэбэп яхурехъу» (Раз я уже не в силах помочь людям, то пусть им помогут мои горькие слезы). Личное счастье человека и интересы общества считаются в народном творчестве нераздельными. Честный человек не может быть счастливым, когда окружающие его сограждане страдают. Взгляд народа на соотношение личного счастья человека с интересами общества получил отражение во многих пословицах и поговорках. Например, «Хьэндыр- къуакъуэрэ пэт Сызыхэс псыр кууэ щытарэт»,- же1э»* (Лягушка и та говорит: «Была бы глубже вода, в которой я обитаю»). Невольно напрашивается аналогия: у многих наших современников и в помине нет ни совести, ни чести, ни чувства сострадания к своим согражданам. Воспользовавшись тем, что сплошь криминализированное государство создало все условия для безнаказанного расхищения народного добра, они отгородились от общества и, создав себе земной рай на фоне всеобщего обнищания народа, живут для себя и для своих детей. Но они забывают одну простую истину, что отдельно взятый человек не может построить себе счастье вне общества. И самое интересное то, что именно такие люди чаще всего говорят с большой трибуны о чести и достоинстве, о нравственности. С раннего возраста адыги и балкарцы учили своих детей творить добро, быть справедливым, честно и добросовестно выполнять свой долг перед родителями, близкими, друзьями обществом в целом. Воспитывали в детях честь, достоинство, совестливость, приучали ценить в каждом человеке эти же качества. Многочисленные поговорки и пословицы очень метко характеризуют существенные стороны понятия совести («укГытагъэ»): «Нала зиГэм насып и1эщ» (У.кого есть совесть, у того есть счастье). Никогда не уважали того человека, Который вступил в сделку со своей совестью. Поэтому в народе говорится: «Ук1ытэр ц1ыхугъэм и дамыгъэщ» (Совесть - метка человечности). Важнейшей составной частью нравственного воспитания является интернациональное воспитание. С ранних лет детям рассказывали о соседних народах, о кунаках, о побратимах его семьи из числа соплеменников, о представителях других народов. Им объясняли, что нет плохих народов, а есть плохие и хорошие люди всех народов. И в устном народном творчестве адыгов и балкарцев сохранилось много примеров таких дружеских отношений между народами. Например, в кабардинском фольклоре немало песен, посвященных героям - выходцам из соседних народов: «Агурби Гетегежев» (об ингуше), «Зелимхан* (о чеченце), «Тау- кан» (о балкарце). Методы и средства нравственного воспитания были самыми разнообразными. Основными из них были следующие: пример, убеждение, упражнение, испытание, поощрение. В народной педагогике адыгов и балкарцев считается, что пример старших и родителей является главным условием нравственного воспитания. Старшие и родители показывали своим образом жизни, каким должен быть человек, человек высокой нравственности. Живой пример гораздо больше влиял на сознание ребенка. Важным моментом в воспитании подрастающего поколения является метод убеждения. Недостаточно одного примера и простого объяснения, что необходимо быть хорошим человеком,- необходимо убеждать, и не один раз. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, недостаточно использовать перечисленные методы, но также необходимо, чтобы старшие и родители, осуществляющие этот процесс, обладали необходимым авторитетом. Дети должны видеть в воспитателе непререкаемый авторитет в семье и обществе. В деле воспитания детей огромное значение имеют поощрение их добрых и, напротив, порицание Плохих поступков. Им далеко небезразлично, как к их поведению относятся старшие и родители. Ни одно их действие нельзя оставлять без внимания. Поощрение всегда вызывает чувство уверенности и удовлетворенности. Оно ценно тем, что помогает закрепить положительные формы поведения, а поощряемые поступки служат образцами поведения для других. Одним из главных видов поощрения были одобрение, похвала. Поэтому желание прославиться было основной чертой характера горцев. Отличиться храбростью стремились не только представители княжеско-дворянского сословия, но и выходцы из простых семей. В этом плане Хан-Гирей приводит любопытный пример. Однажды молодые люди, собравшись над пропастью, разговорились между собою и забавлялись играми. Один из этих молодых людей предложил вопрос: существует ли человек, который для славы, не боясь смерти, бросится в страшную пропасть? В это время некий пастух, слышавший все споры молодежи, вступает в их середину и, произнеся: «Прошу сказать бжедугцам, что я погиб для их славы», - бросается в пропасть и там погибает. Такое страшное понятие черкесов о славе показывает некоторым образом сходство нравов этого народа с правами спартанцев»1. Таким образом, народная педагогика адыгов и балкарцев придавала огромное значение нравственному воспитанию подрастающего поколения. В этом процессе они использовали различные методы и средства. Детям с ранних лет прививали такие важные для человека качества, как совесть, честь, долг, патриотизм, интернационализм, честность и др., без которых немыслима полноценная личность. Эстетическое воспитание Человек с раннего периода своей истории фантазировал, любовался красотой окружающей его природы. Он наблюдал за природными явлениями, как сменяется зима весной, как пробуждается природа, как жизнь ее снова затихает к зиме. Адыги и балкарцы, окруженные уникальной по своей красоте природой, всегда находились среди прекрасного. Они жили в окружении густых лесов и величественных гор, бурлящих горных рек, плодородных степей с разнообразной растительностью и животным миром. Все это влияло на настроение и способствовало развитию эстетических чувств. С раннего возраста горцы учили своих детей замечать и понимать изу- мительность природы, среди которой они жили. Их учили не только понимать всю ее красоту, но и бережно относиться к ней, не наносить ей вреда. Поэтому не случайно в народной педагогике адыгов и балкарцев такое важное место занимает эстетическое воспитание подрастающего поколения. Адыги и балкарцы, как и другие народы, выработали свои эстетические взгляды, эстетическую культуру в целом. Эти взгляды и понятия у бесписьменных народов передавались устно из поколения в поколение и наглядным образом - красотой и опрятностью одежды, функциональностью орудий труда, декоративностью предметов обихода и многим другим, сотворенным руками человека. Народная педагогика предполагает через эстетическое воспитание формирование эстетического отношения к жизни: труду, окружающим людям, личному поведению, вещам, природе. Воспитывалось сознательное отношение к прекрасному, умение понять и оценить его. Детей старались учить различать прекрасное и безобразное, замечать красоту человека и природы. При этом обращали внимание не только на внешнюю сторону, но и на внутреннюю красоту вещей самого человека. Как справедливо отмечает М. Г. Загазежев, народ в эстетическом воспитании детей большое значение придавал поэтическим произведениям для детей, которые передавались из поколения в поколение. Он видел, что такие произведения глубоко затрагивают эмоциональную жизнь ребенка, который реагирует на окружающий мир больше чувством, нежели умом. С учетом особенностей детской психики народ создавал детский фольклор, отвечающий эстетическим вкусам ребенка. Огромна роль матери и бабушки в эстетическом воспитании ребенка. Именно с матерью, а затем с бабушкой сталкивается ребенок с первых дней его жизни. Такие детские жанры, как колыбельные песни, считалки и прибаутки являются первыми методами эстетического воспитания детей. Колыбельные песни не только успокаивали ребенка, но и способствовали накоплению у него чувственных восприятий - ритма и мелодии песни. Через колыбельные песни ребенок учился восхищаться красотой мелодии. Они обогащали духовный мир ребенка. Именно первые два-три года в его жизни колыбельная песня является одним из действенных инструментов эстетического воспитания. Затем на смену им приходят различные игры, прибаутки. Они оперируют образами, понятными и близкими детям. С помощью прибауток создавалось доброе, жизнерадостное настроение, воспитывалось чувство юмора, умение мыслить самостоятельно. Огромную роль в умственном и эстетическом воспитании детей играли сказки. Сказочники придавали своему повествованию драматический характер, выявляя различные оттенки сказки, и тем самым усиливая ее эстетический и эмоциональный колорит. Адыги и балкарцы учили детей не только восприятию всего прекрасного, но также добивались от них жизненной активности, развивали способность самим творить красоту в трудовой деятельности, в быту, в общественной и личной жизни. Через трудовое и физическое воспитание старшие показывали на конкретных примерах, что важно не просто создать что-либо, но важно было показать, как необходимо создавать красиво, со вкусом. Это касается одежды, различных предметов обихода. Например, девочек обучали не просто золотошвейному делу или другим занятиям, но также стремились развить их эстетические чувства. Создаваемые предметы должны были отличаться не только качеством, но и радовать глаз. Об эстетическом вкусе адыгов можно судить на примере их одежды и других предметов материальной культуры, которые с удовольствием перенимали все народы Кавказа. В эстетическом воспитании подрастающего поколения огромную роль играли танцевальное и музыкальное искусство. Молодежь учили танцевать грациозно, с соблюдением всех правил И тонкостей этого искусства. Юношам и девушкам внушали, что в красивом танце человек преображается, становится одухотвореннее, красивее. Поэтому движения танца способствовали развитию эстетики человека. Молодежь, заучивая старинные народные песни, училась слушать и понимать их философию. Таким обиразом, адыги и балкарцы уделяли огромное внимание эстетическому воспитанию подрастающего поколения. С ранних лет они учили детей понимать красоту колыбельной песни, танцев, мелодий народных песен. Приучали их не только к трудовой деятельности, но прививали им эстетический вкус при создании тех или иных предметов, видов одежды, орудий труда и т. д. Детей учили видеть красоту природы, восхищаться ею и беречь ее; различать в каждом человеке его внешнюю и внутреннюю красоту. Им внушали, что человек - самое прекрасное создание природы, что подлинной красотой человека является его внутренний мир. Именно при таком воспитании можно было рассчитывать на появление в человеке чувства любви к другому человеку. Именно такой человек является высоконравственным и эстетически развитым - культурным. Всему этому обучали на конкретном примере поведения старших и родителей, через их практическую деятельность. Трудовое воспитание Недаром Ф. Энгельс указывал, что труд - источник всякого богатства. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека[192]. Действительно, вне труда нет человечества. Именно умение трудиться отличает человека от животного мира. И каждый народ, ныне существующий и Давно исчезнувший, вырабатывал свои системы трудового воспитания подрастающего поколения. Именно через это воспитание человечество передает богатейший опыт трудовой деятельности, который накоплен за многовековую его историю. Адыги и балкарцы, как и любой другой народ, с раннего возраста приучали своих детей к трудовой деятельности. Им объясняли, что труд - основное условие жизни человека, что он должен постоянно трудиться, что необходимо любить труд. Именно трудом человек достигает счастья, в труде проявляет все свои возможности. Дети видели, что трудолюбивый человек - уважаемый человек в обществе, а тунеядца црезирают все, т. е. они убеждались, что вне общественного мнения не существует ни один человек и о нем судят по тому, как он трудится, как относится к своим функциональным обязанностям. Старшие всячески старались укреплять в сознании детей чувство любви к труду, поднимая сознание молодежи до понимания важности и необходимости ежедневно трудиться, воспитывая и развивая в ней чувство глубокой ненависти к людям, которые жили за счет труда других. Народные педагогические идеи о роли труда в жизни человека и общества в целом, в формировании полноценной личности, во многом близки идеям, высказанным многими выдающимися людьми о труде и трудовом воспитании. Например, Н. Г. Чернышевский писал, что жизнь имеет своим главным источником труд. Придавая большое значение физическому труду в умственном развитии человека, Л. Н. Толстой писал: «Телесный труд не только не исключает возможность умственной деятельности, не только улучшает ее достоинство, но и поощряет ее»[193]. В. Белинский утверждает, что «...только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство с самим собой»[194]. Как справедливо отмечает М. А. Меретуков, трудолюбие в крестьянских семьях являлось одним из критериев определения воспитанности человека. Труд был самым главным элементом формирования личности, он был не только целью, но и средством воспитания подрастающего поколения, а трудолюбие, умение работать хорошо и в свое удовольствие, - это итог, результат трудового воспитания. К тем, кто пренебрегал физическим трудом или занимался им с неохотой, народ относился неуважительно[195]. Трудолюбие адыгов было подмечено многими иностранными авторами, которые изучали их быт, нравы, обычаи, жизнь в целом. Например, Ф. Дюбуа де Монпере отмечал, что «воспитательницы (аталычки) обучают девушек вышивать, делать позументы, шить платья, плести корзинки, соломенные циновки и выполнять другие работы, присущие их полу»[196]. Дж. Белл также писал, что черкесы «очень искусны и трудолюбивы. Мужчины занимаются уходом за лошадьми и земледелием: старшие женщины занимаются ежедневными заботами по хозяйству, присматривают за садами, обрабатывают шерсть, лен, коноплю для изготовления одежды, молодые девушки занимаются также прилежно шитьем, пряжей, тканьем и другими подобными работами»[197]. О трудолюбии любого народа можно судить по многим показателям, по тому, что он создал в материальной и духовной сферах своей жизни. Адыги и их предки на протяжении своей многовековой истории создали немало. Например, хатты - древнейшие предки абхазо-адыгов - первыми научились выплавлять из руды железо, они же впервые применили военную колесницу; есть предположение, что они были первыми мореплавателями на планете. О культуре Древней Синдики - первой государственности синдо-меот- ских племен — можно говорить много. Это знаменитые породы кабардинских лошадей, овец, различные виды холодного оружия и военных доспехов; адыгские чер- кеека и бурка, в целом одежда, перенятая всеми народами Кавказа и казачеством, многое другое. Нетрудолюбивый народ и его предки не достигли бы таких успехов в материальной и духовной культуре. Ш. Ногмов писал о трудолюбии адыгов: «Древние адыги одарены были благородством души и хорошими умственными способностями, славились деятельностью и сметливостью, они были известны своим трудолюбием»[198]. В адыгском обществе в воспитании подрастающего поколения соблюдался классовый принцип: в воспитании детей княжеско-дворянского происхождения приоритет отдавался военно-физическому и умственнонравственному воспитанию, и меньше - трудовому, а в крестьянских семьях приоритет отдавался трудовому воспитанию. Однако Зто вовсе не означает, что на другие формы воспитания у тех или других сословий не обращали внимания. Наоборот, воспитание осуществлялось в целом комплексно, но с приоритетом того или иного направления. Народная педагогика адыгов и балкарцев как коллективный опыт воспитания была универсальной системой, опирающейся на живой пример окружающей среды, черпающей из нее свои методы. Народная педагогика отличалась своим, более устойчивым консерватизмом, хотя и она пользовалась самыми различными методами, применяла самые различные средства воздействия на детей, начиная от непосредственного их участия в работе, от показа и разъяснения до просьбы, увещевания, убеж- дения, приказания, принуждения. Поэтому роль народной педагогики и семейного воспитания не снижается и в настоящее время, а наоборот, даже возрастает. Практика показывает, что ни одно государство, ни одна школа, ни один молодежный клуб и т. д. не воспитает высоконравственного, трудолюбивого, эстетически развитого человека, если в семье он не получил соответствующего воспитания. Основы нравственности и интеллекта закладываются прежде всего в семье. Именно она формирует человека как личность, а общество дальше развивает эти полученные качества человека. Воспитание адыгов и балкарцев делилось, таким образом, на семейное и общественное. Мальчиков, естественно, воспитывали несколько иначе, чем девочек. Однако воспитание как семейное, так общественное, как мальчиков, так и девочек, происходило не изолированно друг от друга, а было взаимосвязано. В процессе воспитания детей в семье особая ответственность ложилась на женщин. Выполняя свои посильные обязанности в семье по уборке дома, двора, уходу за домашним скотом и птицей, Приготовлению пищи, обработке шерсти, обеспечению членов семьи одеждой, обувью, женщины непосредственно прививали детям трудовые, нравственные и эстетические навыки, честность, трудолюбие, мужество, уважение к людям. Семья представляла собой маленький коллектив, члены которого были связаны трудовой деятельностью и общими жизненными интересами, где каждый человек имел свои конкретные обязанности. В семье дети познавали систему взаимоотношений ее членов, обязанности, обычаи и обряды своего народа. Семейное воспитание было тесно связано с дополнявшим его общественным. Общество влияло на детей через самые различные каналы - кунацкую, институт аталычества, на различных торжественных и ритуальных мероприятиях, при домашних и полевых работах и т. д. Адыги и балкарцы рассматривали воспитание де- тей не как семейное, а как общественное дело. Все члены фамилии были ответственны за поступки каждого своего сородича. Все они принимали участие в уплате калыма и плате за кровь. Каждое преступление ложилось позором на всю семью или фамилию, село или аул. Огромную роль в трудовом воспитании подрастающего поколения играли пословицы, легенды, сказки, рассказы о труде. Однако какими бы поучительными и содержательными они ни были, все они лишь подготавливали детей к труду, создавали благоприятные условия для уважительного отношения к труду. Самым же главным, определяющим фактором в трудовом воспитании является сам труд во всем его многообразии, причем труд напряженный, не допускающий расслабления, не зависящий от настроения, обязательный, ибо, как отмечал В. А- Су- хомлинский: «Труд только тогда воспитывает, когда он нелегок»[199]. Основными требованиями трудового воспитания подрастающего поколения в народной педагогике адыгов и балкарцев были: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доступность трудовой деятельности детей; постепенное усложнение трудовой деятельности детей; опора на детскую самостоятельность и инициативу; обеспечение беспрерывности выполнения детьми трудовых поручений; руководство и контроль со стороны взрослых за трудовой деятельностью детей и подростков; поощрение или порицание за выполненную работу; развлекательное и опосредованное приобщение детей к физическому труду. Считалось, что детей необходимо тщательно воспитывать с самых ранних лет, так как в более позднем возрасте трудно будет прививать трудовые и нравственные качества. Мысль эта выражалась в адыгской народной поговорке: «Чы щ1ык1э къыумыгъэшар, баш хъуа нэужьк1э къыпхуэгъэшыжынукъым» (Сгибай прут, пока он молодой). Детей начинали приобщать к труду уже с 2-3 лет. В этом возрасте их учили систематически выполнять посильную работу: подать ложку, тарелку, поднять упавший со стола предмет. С семи лет начинали приобщать к труду более серьезно и целенаправленно. Летом родители и родственники брали с собой мальчиков на горные пастбища и учили их ухаживать за скотом, готовить пищу- Мальчиков 13-14 лет привлекали к участию в ночном выпасе скота- С 15-16 лет мальчик трудился, как взрослый: пахал, косил, ездил один за дровами в лес и т. д. Многие подростки постигали основы ремесла, которым занимались их отцы и старшие братья. Они овладевали мастерством кузнеца, ювелира, илот- ника, оружейника, шорника. Во многих семьях эти профессии были наследственными. Девочек тоже учили различным ремеслам. Их привлекали к трудовой деятельности даже раньше мальчиков. К 15-16 годам девочка уже могла самостоятельно вести домашнее хозяйство, Ф.-Ф. Торнау писал, что у адыгов основным достоинством девушек считалось, после красоты, умение хорошо работать. Специфика трудового обучения в животноводстве в прошлом обусловливалась особенностями этой хозяйственной отрасли. Мальчиков туда брали с подросткового возраста - 12-15 лет. До этого они познавали труд пастуха, чабана, табунщика в домашних условиях, ухаживая за животными. К труду животноводов дети приобщались, наблюдая за работой взрослых, которые иногда привлекали их к работе в качестве помощников. Немаловажное значение имели рассказы о нелегкой, во благородной работе табунщиков, пастухов, чабанов, об особенностях их труда. Немалую роль играли сведения о повадках животных в различных ситуациях, их болезнях, методах кормления, об их охране и т. д. Детей с ранних лет приучали к обращению с животными, так, чтобы они их не боялись, но были терпеливы и осторожны. Мальчиков с 3-4 лет сажали на коня, давали погладить лошадей, жеребят, телят, ягнят. Настоящие трудовые навыки подростки получали на кошах, когда их туда брали. Здесь они усваивали не только знания о животных, об их повадках, но и как экономнее использовать пастбищные угодья, как ориентироваться во времени и на местности. Мальчик обязан был знать, что нельзя быстро гонять маточных животных, пасти там, где сквозит; уметь организовать водопой у теплых источников (родников) с некрутыми подступами. Ребятам объясняли, что лошадей нельзя поить водой перед дальней дорогой и после нее. Нельзя сразу распрягать коня после дороги, пока не остынет его тело. Подростки - помощники табунщиков, знали, что нельзя смешивать кровь кобылицы и жеребца, а необходимо обмениваться жеребцами с другими табунщиками. Такие же требования предъявлялись и к остальным типам животных. В трудовом воспитании большое значение имели народные игры - игровая форма воспитания, являющаяся промежуточной между идеальными представлениями и опосредованными методами воспитания, заключенными в пословицах и поговорках. Игра составляла один из наиболее ранних и наиболее доступных методов, посредством которых ребенка обучали общению с внешним миром, его социализации. Она закладывала первые трудовые навыки, развивала умение, вырабатывала привычки, совершенствовала мастерство. Игра оказывала благотворное влияние на формирование характера ребенка, воспитывала в нем самостоятельность, смелость, находчивость, самообладание, терпение, хладнокровие, аккуратность, развивала дух коллективизма, солидарности. Вообще, у алыгов было много интересных игр, связанных с земледельческим и животноводческим бытом, которые были хорошей школой воспитания подрастающего поколения. С. Мафедзев приводит много примеров таких обрядовых игр. К ним относятся: национальная борьба («ба- нэ»), «дамэкъуэшэс» («дамэкъуэ» - палки, вставляемые в воловье ярмо, «шэсын» - сесть верхом), «зыкъих» (обернуться вокруг чего-либо) и др. Игра «дамэкъуэшэс»- проходила в три тура. Играющий выбирает ровную площадку. Ноги он ставит вместе, руки вытягивает вперед. В каждой руке по одному «дамэкъуэ» (палка длиной 40-60 см), которые берутся чуть ниже, чем посередине, и вытягиваются в продолжение рук. Теперь играющий наклоняется вперед, опираясь на палки, которые ставятся на землю вертикально. После этого, передвигая палки вперед, игрок постепенно вытягивает туловище, пока тело его не принимает горизонтального положения. Таким образом, играющий становится в стойку человека, отжимающегося от земли, с той лишь разницей, что в «дамэкъуэшэс» опорой для рук служат палки. Исходное положение играющий принимает, совершая обратное поочередное передвижение палок. Этот тур проходил так же, только когда игрок вытягивал туловище, передвигая палки вперед, он должен был оторванной от земли палкой касаться (попеременно) другой палки. Возвращался в исходное положение игрок так же, как и в первом туре. Здесь игрок принимал стойку и занимал исходное положение, попеременно касаясь палкой пешки. Бывали случаи, когда все туры не выявляли победителя. Тогда перед игроками, ставшими в стойку, клали шапку, которую они поднимали зубами. Для этого надо было обладать очень сильными руками [200]. По своему характеру, целям, задачам, многочисленные детские игры можно разделить на несколько групп: трудовые, военно-прикладные, игры-забавы. Примером игр с трудовой направленностью может служить игра- борьба из-за кожи. Это был красочный праздник всех пас- тухов-всадников. Они соревновались в умении применять те основные приемы, которые связаны с их повседневной работой: отбивание от стада бычка и ловля барана или козла, проявление сноровки в забивании и снятии шкуры без повреждения, езда на необъезженной лошади. Сначала эта игра была командной. В разных местах поля выстраивались команды. Их могло быть несколько, но не больше 10 человек. По сигналу судьи наездники устремлялись к туше козла или барана, каждый старался первым подхватить тушу и унести, но ввиду того, что конкуренты мешали это делать, туша перекидывалась членам команды. Спохватившиеся соперники бросались в погоню за тем, у кого была туша, и отнимали ее, тем временем на помощь приходили товарищи по команде, которые оттесняли конкурентов. Все это проводилось на поляне до тех пор, пока какая-либо из команд не клала тушу в обозначенное для этого место. Были и другие народные игры, которые носили характер трудового воспитания. Все вышеизложенное - свидетельство тому, что народная педагогика адыгов и балкарцев уделяла особое внимание трудовому воспитанию подрастающего поколения. К физическому труду приобщали детей с ранних лет, он носил непринужденный, но посильный характер. Детям объясняли, что именно в труде - основа благополучия человека, общества в целом, что трудолюбивый человек всегда в почете. Современная наука может успешно решать вопросы воспитания подрастающего поколения при широком использовании богатейшего педагогического опыта любого народа, выработанного веками. АБКИЕА. Нальчик, 1974. Бгажноков Б. X. Адыгская этика. Нальчик, 1999. Белинский В. Г. Письма. М., 1914. Т. 1. БеллДж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837,1838, 1839 гг.// АБКИЕА. Нальчик, 1974. Бесс Жан-Шарль де. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1829-м и 1830 г. Бетрозов Р. Ж. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. Нальчик, 1991. Бларамберг И. Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа// АБКИЕА. Нальчик,1974. Броневский Мартин. Описание татар// АБКИЕА. Нальчик, 1974. Джиованни Лукка. Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и Грузии в 1625 г.// АБКИЕА. Нальчик, 1974. Загазежев М. Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик, 1996. Интериано Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами// АБКИЕА. Нальчик, 1974. Клапрот Генрих-Юлиус. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг.// АБКИЕА. Нальчик, 1974. Кокиев Г. А. Военное воспитание у кабардинцев в прошлом. Ученые записки кабардинского научно-исследовательского института. Нальчик, 1946. Кон И. С. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1983. Ксенофонт. О быте и воспитании спартанцев. Хрестоматия по истории Древней Греции// Под ред. Д. П. Каллистова. М., 1964. С. 131. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции- Владикавказ, 1993. Мамбетов Г. X. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик,1997. Мариньи Жак-Виктор-Эдуард Тебу де. Путешествие в Черкесию// АБКИЕА. Нальчик, 1974. Мафедзее С. X. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1991. Мемуары декабристов. М., 1988. Меретуков М. А. Семья и семейный быт у адыгских народов. Майкоп, 1987. Монпере Фредерик Дюбуа де. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазцам, в Колхидню, Грузию, Армению и в Крым// АБКИЕА. Нальчик, 1974. Намитлоков Ю. К. Адыгская народная педагогика о воспитании детей. Сб. ст. кафедры педагогики и психологии Адыгейского пединститута. Майкоп, 1957. Вып. 1. Платон. Диалоги. М., 1986. Плутарх. Хрестоматия по истории Древней Греции// Под ред. Д. П. Каллистова. М., 1964. Рейнеггс Якоб. Всеобщее историко-топографическое описание Кавказа// АБКИЕА. Нальчик, 1974. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1979. Т. 1. Толстой Л. Н. Соч. М., 1928. Т. 41. Хам-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978. Шоров И. А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989. Шоров И. А. Идеи умственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов н/Д, 1987. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т, 20. Глава 8 НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в. § 1. Становление светского образования. $ 2, Нальчикская окружная горская школа
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 9937; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.119 (0.015 с.) |