Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интеллигенция и ее роль в обществеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Двадцатый век в истории мировой цивилизации при всей противоречивости и многовариантности путей ее поступательного движения явился закономерным результатом развития человеческой истории, противостояния различных общественных сил. Неоднозначное место занимает в ней Октябрь 1917 г., положивший начало конкретным изменением в судьбах народов многострадальной России, в том числе и национальных окраин. Конец XVIII - первая половина XIX в. является самым трагическим периодом в истории адыгских народов. В результате Русско-Кавказской войны они не только потеряли более 4/5 своей территории, но абсолютное большинство их населения либо было уничтожено в ходе войны, либо изгнано в Османскую империю. Поэтому, при всей противоречивости и неоднозначности в оценке большевистского режима, именно он остановил процесс физического уничтожения горцев Северного Кавказа, в том числе адыгов, которые приняли основной удар колониальной политики России. Большевистское государство не только приостановило этот процесс, но и в короткие исторические сроки создало в крае широкую систему образования, науки, профессионального искусства. На местах, в том числе на Северном Кавказе, была создана большая когорта национальной интеллигенции. Следует отметить, что изменения в жизни народов Северного Кавказа, особенно в социально-классовой структуре, происходили в условиях, весьма отличных от условий, которые были в центральных, более передовых республиках. Это обусловлено своеобразием перехода на новый путь общества, в котором сохранились пережитки предыдущих эпох. Это не могло не наложить соответствующего отпечатка на характер экономических, социальных и культурных преобразований. Своеобразное же осуществление преобразований в области культуры, в свою очередь, обусловило и своеобразие формирования национальной интеллигенции. Культурное строительство на Северном Кавказе в силу конкретных объективных условий (крайняя социально- экономическая отсталость, отсутствие своей литературной письменности, естественно, и своей интеллигенции, пережитки патриархально-феодальных отношений и др.) большого размаха достигло несколько позже, чем в центральных районах и более развитых республиках страны. Осуществлялось оно на базе таких коренных преобразований, как создание высокоразвитой индустрии и механизированного сельского хозяйства, на базе ликвидации всех форм политического, экономического и социального неравенства. Изучение проблемы формирования интеллигенции и ее роли в жизни одной из бывших национальных окраин России, каким является Северный Кавказ, имеет важное значение для обобщения практики национальной политики в нашей стране. При этом следует подчеркнуть, что глубокая специфичность процесса формирования национальной интеллигенции в республиках Северного Кавказа не отменяет, а наоборот, убедительно демонстрирует их всеобщие универсальные черты и закономерности. Научное раскрытие существа этой проблемы позволяет глубже проникнуть в содержание национальной политики нашего государства, его ошибок в этом важном для каждого народа вопросе. В современных условиях возник ряд новых причин, которые настоятельно требуют всестороннего изучения различных аспектов социальной сущности и закономерностей развития интеллигенции. Одна из наиболее важных причин заключается в резком количественном и качественном изменении всей интеллигенции, в дальнейшем повышении ее роли и функций в управлении общественными и производственными процессами в связи с научно-техническим прогрессом и дальнейшей интеллектуализацией труда в обществе. Следующая существенная причина - заметное усиление в нашем обществе такой тенденции, как возрастающее сближение других социальных групп и слоев с интеллигенцией на основе стирания существенных различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней. Под воздействием этих факторов границы между всеми слоями общества и интеллигенции становятся подвижными, относительными. Этот процесс относится к числу важных социальных изменений в нашем обществе. Другая важная причина - серьезное обновление всей кадровой политики в условиях демократических перемен в обществе. Таким образом, чтобы глубже изучить ту эволюцию, которую претерпевает интеллигенция как особый социальный слой, профессионально занимающийся квалифицированным умственным трудом, перспективы ее развития, необходимо ликвидировать пробелы, которые имеются в изучении данной проблемы. По данной тематике в науке сделано немало, ее различные аспекты обстоятельно исследованы в трудах философов, историков и экономистов. Начало разработке проблемы интеллигенции в нашем обществе положили Е. М. Ярославский и др. К этой теме часто обращался великий пролетарский писатель М. Горький. Однако более тщательное исследование началось позже. За последние годы учеными Северного Кавказа, в том числе Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево- Черкесии, проделана определенная работа по исследованию отдельных сторон проблемы социально-классовой структуры, культурного строительства, по изучению подготовки и воспитания кадров интеллигенции. В их трудах рассматриваются вопросы истории формирования рабочего класса, отдельных отрядов интеллигенции и их вклад в экономическое и культурное строительство региона. Самые разнообразные и интересные материалы по культуре, обычаям, традициям адыго-черкесов, об их просветите лях и государственных деятелях прошлого, об их вкладе в воспитание подрастающего поколения содержатся и в других ценных работах ученых, писателей и поэтов адыго-черкесов, балкарцев. Однако авторы этих ценных трудов не ставили своей целью изучение проблемы социально-классовой структуры, в том числе интеллигенции и ее роли в условиях демократических перемен. Как было отмечено выше, особое место занимает интеллигенция в социально-классовой структуре общества. Идет всемерное повышение ее роли в экономической, политической и духовной жизни общества. Формирование кадров интеллигенции Северного Кавказа, в том числе Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии, проходило в специфических условиях* Это обусловлено тем, что здесь горские народы не имели ни своей литературной письменности, ни своих светских учреждений культуры. Естественно, не было и науки и кадров интеллигенции. Решение национального вопроса, бескорыстная помощь братских народов нашей страны сделали возможным экономическое и культурное развитие края и формирования кадров интеллигенции. Велика роль интеллигенции в формировании общественного сознания, в управлении всеми сферами жизни общества. Особенно ее роль и ответственность возросли в современных условиях, когда идет всестороннее переосмысление всего прошлого в истории любого народа, многих идеологических, политических установок и ориентиров. Роль интеллектуальной силы любого народа возрастает еще и потому, что идет бурный процесс демократизации общества и на этой основе происходит невиданный рост национального самосознания каждой нации и народности нашего государства. Поэтому не случайно многие из них восприняли нашу перестройку, процесс демократизации с воодушевлением. Следует отметить, что не каждый представитель интеллигенции нашел свое место в тех общественно-политических процессах, которые происходят в нашем обществе. К сожалению, немалое число интеллигентов ударилось в национальный экстремизм, в нетерпимость к мнению других. В этой связи очень важно рассматривать каждый из отрядов интеллигенции и его отношение к тем переменам, которые происходят у нас. Не менее важное значение имеет исследование проблемы бюрократии, ее отрицательного влияния на жизнь общества, вопросов кадровой политики и демократии. Решение национального вопроса связано с социально-экономическими условиями любого общества. Хотя капитализм породил нации, как историческую форму общности людей, он оказался не в состоянии решить национальный вопрос. Социализм же должен был не только уничтожить экономическую основу несправедливого положения классов и народов, но и создать все необходимые условия для свободного объединения и полнокровного развития каждой нации и народности. «Чтобы народы могли действительно объединиться, - указывали К* Маркс и Ф. Энгельс,- у них должны быть общие интересы. Чтобы их интересы могли быть общими, должны быть уничтожены существующие отношения собственности, ибо существующие отношения собственности обусловливают эксплуатацию одних народов другими». Однако жизнь показала, что новые отношения собственности, созданные в стране, не смогли полностью уничтожить неравноправие народов и исключить возможные конфликты. Это в немалой степени было обусловлено унитарным характером советского государства, значительно ограничивавшего свободу выбора каждого народа. Классики марксизма указывали: «В той же мере, в какой будет уничтожена эксплуатация одного индивидуума другим, уничтожена будет и эксплуатация одной нации другой. Вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения наций между собой». Социализм должен был создать не только мощную экономику, но и новую культуру, вобравшую в себя и опыт прошлого, и многоцветное богатство, смелость, оригинальность талантов ярких индивидуальностей. Вот почему непреходящее значение имеет изучение опыта национальной политики нашего государства, его просчеты в этом плане: чтобы учесть это сейчас в разрешении всех спорных вопросов по этим проблемам. Наш строй должен был обеспечить полное равноправие всех наций и народностей. Большевистская партия и социалистическое государство должны были последовательно проводить линию на ликвидацию не только юридического, но и фактического неравенства народов нашей страны. Каждая национальная республика, область должны были получить возможность свободного развития в рамках бывшего Союза или вне его. На первых этапах истории нашего государства действительно было немало сделано в этом направлении. Исчезли отсталые окраины, где зачастую преобладали еще феодально-патриархальные и даже родовые отношения. Качественно изменилась социальная структура республик, созданы национальные отряды интеллигенции. Жизнь показала, что экономический и культурный прогресс наций и народностей сопровождается ростом их национального самосознания. Это закономерный объективный процесс, породивший новые сложные проблемы в межнациональных отношениях. Ответственность и мудрость ученых и руководящих кадров всей интеллигенции заключается в том, чтобы своевременно выявлять эти новые проблемы, тщательно анализировать и решать их на демократической основе. В социально-классовой структуре общества значительное место занимает интеллигенция. Маркс и Энгельс не использовали термин «интеллигенция* при характеристике работников умственного труда, но раскрыли глубинную сущность этой социальной прослойки. Характеристика ими труда как объективной основы общественного прогресса, анализ причин и социальных последствий его разделения на умственный и физический составляют незыблемый фундамент для объективной оценки природы и взаимосвязи классов и социальных групп в системе общественных отношений. Они выявили специфику и социальные функции умственного и физического труда, исследовали причины противоположности между ними, указали на исторически преходящий характер закрепления людей за экономически неравноценными видами труда, дали научную классификацию умственного труда в зависимости от сфер его приложения и уровня сложности. В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса содержатся глубокие характеристики различных отрядов интеллигенции буржуазного общества, ярко обрисована их материальная и духовная зависимость от капиталистов. Многие их положения об интеллигенции не утратили своей значимости и сейчас, в условиях нашей действительности. Особенно это касается бесправного положения отдельных отрядов интеллигенции в обществе. Понятие «интеллигенция* (от латинского intelligens - «понимание*, «ум*) в качестве термина, обозначающего общественную группу, стало употребляться в России в 60-е гг. XIX столетия и впоследствии из русского языка перешло в другие языки и приобрело международное признание. В современном понимании это понятие сформировалось при капитализме, ибо интеллигенция как значительный социальный слой, состоящий из образованных людей, профессионально занятых умственным трудом, складывается именно тогда. Это, конечно, не означает, что людей, специально занятых умственным трудом, не было в предшествующие эпохи истории человечества. Такие люди, а вместе с ними зачатки интеллигенции как социальной прослойки, появляются вместе с отделением труда умственного от труда физического. При этом следует отметить, что употребляемые выражения «физический труд» и «умственный труд» не означают отсутствия умственных усилий в труде физическом, равно как физических усилий в труде умственном. Труд является основной формой человеческой деятельности, которая и отличает человеческое общество от животного мира, «Еще на заре человечества произошло общественное разделение труда, которое имело своей основой, - как указывал Ф. Энгельс, - крупное разделение труда между массой, занятой простым физическим трудом, и немногими привилегированными, которые руководят работами, занимаются торговлей, государственными делами, а позднее также искусством и наукой». Вместе с возникновением классов и государства различие между физическим и умственным трудом превратилось в их противоположность. Наличие противоречия антагонистического характера между эксплуататорскими классами, которые монополизировали умственный труд, и классами эксплуатируемыми, на долю которых остается труд физический, породило эту противоположность. Первоначально возникшие исторические формы этой противоположности носили более грубый Характер. Идеология рабовладельческого общества отражала и закрепляла существующий порядок, при котором физический труд считался уделом только «говорящего орудия» раба, занятием, не достойным свободного гражданина, а умственный труд и война - делом, действительно его достойным. Таким образом, было доказано, что исторически первым и важнейшим условием возникновения интеллигенции явилось разделение производства на материальное и духовное, отделение физического труда от умственного. В первобытном обществе, которое базировалось на примитивной технике и едва обеспечивало минимум средств существования, материальное и духовное производство органически сливалось в деятельности всех производителей. В процессе труда они осуществляли и интеллектуальные функции. «Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порождением материального отношения людей». До образования классов общественная жизнь была не дифференцирована. Материальное и идеальное, объективное и субъективное не расчленялось в жизни первобытных людей. Они еще не выделялись из окружающей их дикой природы, не выработали общественного сознания, не имели системы знаков — «языков» для фиксации, сохранения и передачи своего социального опыта последующим поколениям. Примитивные условия жизни древнейших людей на протяжении многих тысячелетий исключали возможность и потребность выделения духовной жизни в относительно самостоятельную сферу деятельности. Разделение труда на умственный и физический положило конец единому универсальному труду в рамках примитивных общественных отношений, ускорило развитие производительных сил, ознаменовало собой отделение духовного производства от материального. Оно породило экономическое, политическое и.духовное неравенство между людьми, занятыми различными видами труда, явилось исходным пунктом возникновения интеллигенции как особой социальной группы, профессионально занятой умственным трудом. С дальнейшим ростом производительных сил, расширением сферы жизнедеятельности и форм общения людей, усложнения всей общественной жизни и возрастанием объема социального опыта умственный труд все более резко обособляется, дифференцируется на отдельные виды и, главное, становится монополией господствующих классов. Разделение труда на умственный и физический носило антагонистический характер, ибо эти виды труда наделялись различными социальными атрибутами и за ними стояли непримиримо противоположные и политически неравноправные классы и социальные группы. Умственный труд, как труд высшего порядка, становился сферой деятельности командующих, привилегированных групп, а физический труд, в котором элементы духовного содержания сведены до минимума, - уделом эксплуатируемых классов. Господствующие классы располагали средствами и временем, необходимыми для занятий умственным трудом, например, таким, как «управление трудом, государственные дела, правосудие, науки, искусства и т. д.». В рабовладельческом обществе интеллигенция еще не выделялась из среды господствующего класса, органически сливалась с ним по экономическому положению, образу жизни, социально-политическим взглядам и нравственным ориентациям, Интеллигенция была идеологическим штабом рабовладельцев. Ее социальные функции целиком определялись интересами и волей этого класса. Юридический статус и рабовладелецев, и людей умственного труда был одним и тем же. При этом умственный труд не носил характера всеобщей обязанности класса рабовладельцев, не являлся источником их существования, а был формой их досуга. Об автономности и специфических чертах рабовладельцев-интеллек- туалов не могло быть и речи: их бытие и сознание сплетались с социальным организмом их класса и не отпочковывались от него. Поэтому с точки зрения современных критериев можно лишь условно говорить о наличии интеллигенции в рабовладельческом обществе, например, в смысле фиксации и обобщения этой группой многогранного социального опыта в форме философских, политических, этических и тому подобных теорий и в виде воплощения их видения мира в произведениях искусства. По всей вероятности, столь же условно можно говорить об интеллигенции периода средневековья с его феодально-сословным строем, иерархической системой социально-политических отношений и господством церковно- догматической идеологии. Культурно-идеологические функции интеллигенции в эту эпоху выполняло сначала преимущественно духовенство, верхний слой которого сливался экономически и юридически со светской земельной аристократией, а позднее, в период формирования абсолютизма, наряду с.духовенством, - аристократия, выдвинувшая собственный слой администраторов, ученых, теоретиков - не церковнослужителей. Как церковная, так и светская интеллигенция рекрутировалась почти исключительно из среды господствующих сословий. Причины и условия возникновения интеллигенции, как и любого другого класса или сословия, надо искать в изменениях материальной жизни общества, т. е. необходимо исследовать с материалистических позиций. Ф. Энгельс писал: «Материалистическое понимание истории исходит из того положения, что производство и обмен его продуктов составляет основу всякого общественного строя: что в каждом выступающем в истории обществе распределение продуктов, а вместе с ним и разделение общества на классы или сословия, определяется тем, что и как производится и как эти продукты производства обмениваются. Таким образом, конечные причины всех общественных изменений и политических переворотов надо искать не в головах людей, не в возрастающем понимании ими вечной истины и справедливости, а в изменениях способа производства й обмена; их надо искать не в философии, а в экономике соответствующей эпохи». Исходя из этого основополагающего положения марксизма - материалистического понимания истории, нужно рассматривать и появление интеллигенции, как особой социальной прослойки общества. Возникновение и развитие капитализма создало все необходимые условия для формирования огромной армии работников умственного труда. Капиталистическая эпоха ознаменовалась невиданным прежде возрастанием потребностей общества в специалистах различных сфер общественной жизни, и это способствовало превращению интеллигенции в массовую социальную прослойку общества. Невиданный рост производительных сил, связанный с промышленной революцией, необычайно расширил потребность в инженерно-технических работниках, призванных компетентно руководить производственными процессами и обеспечивать их непрерывное совершенствование. Интенсивное развитие товарно-денежных отношений, коммуникативных средств, городов, прогрессирующее расширение и усложнение бюрократического аппарата государства явились предпосылкой быстрого роста численности различных служащих, чиновников, юристов, журналистов и других работников умственного труда. Прогрессирующее возрастание роли науки стимулировало увеличение числа научных работников. Расширение сферы услуг и сети культурных учреждений,повышение образовательного уровня населения и создание современных форм и средств получения, обработки и распространения разнообразной информации дали мощный толчок росту численности инженеров, ученых, учителей, врачей, работников литературы и искусства и т. д. Таким образом, первые зачатки интеллигенции, как особого социального слоя, появляются вместе с зарождением пока еще в недрах феодального общества капитализма из поднимающегося бюргерства, купечества, городских ремесленников и крестьян. Что же такое интеллигенция? Какое определение можно дать ей? Одним из важнейших признаков интеллигенции является то, что она представляет людей умственного труда, а не физического. Основным критерием выделения интеллигенции в особый социальный слой служит ее место в общественном разделении труда - профессиональная занятость специфическим умственным трудом, ее роль в общественной организации труда, выполнение ею специфических функций управления в производстве и других сферах общественной жизни. В вашей литературе в основном правильно подчеркивается, что интеллигенцию составляют люди умственного труда, но при этом иногда можно встретиться с оговорками, согласно которым речь идет, мол, только о людях «высокоразвитых, высокообразованных специалистах». Думается, что такой подход искусственно суживает рамки социального слоя интеллигенции, ибо есть интеллигенция высокой квалификации, есть кадры среднего звена со средним специальным образованием. В некоторых определениях отсутствует и такой существенный признак нашей интеллигенции, как ее многонациональный характер, притом не только относительно интеллигенции в целом, но и национальных отрядов интеллигенции. На наш взгляд, более точное определение сущности интеллигенции (применительно к нашей интеллигенции) дали М. Н. Руткевич и П. П. Амелин. Первый, в частности, к интеллигенции относит специалистов, занятых умственным трудом, или совокупность лиц, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом, требующим специального среднего или высшего образования. П. П. Амелин указывает, что интеллигенция - особый, внутренне дифференцированный социальный слой, состоящий из людей, для которых высококвалифицированный и квалифицированный умственный труд в любой сфере общественно-исторической деятельности является единственным или, по крайней мере, главным источником существования. Не претендуя на исчерпывающую полноту, попытаемся дать следующее определение сущности нашей интеллигенции: интеллигенция - это многонациональный, особый, внутренне дифференцированный социальный слой, обладающий специальным средним или высшим сообразованием, для которого в основном профессиональный квалифицированный умственный труд является главным источником существования и основной формой самовыражения. Это такой социальный слой, члены которого имеют более или менее одинаковое экономическое положение, одинаковый образ жизни, одинаковые социально-политические взгляды и одинаковые нравственные ориентиры. Но нельзя не выделять из интеллигенции вообще такой ее особый (выделено авт.- К. У.) отряд, как аппарат управления. Дело в том, что этот аппарат управления, начиная со второй половины 20-х гг. XX в., когда произошли деформации социализма, постепенно превратился в своеобразный класс. Этот процесс выделения аппарата управления из общей массы населения и превращения его в своеобразный класс происходил в условиях отчуждения рабочего класса и трудового крестьянства от собственности и управления обществом. Общественная собственность постепенно превратилась в государственную, управление обществом было сосредоточено в руках административно-командного аппарата, который, в свою очередь, подчинил себе почти все функции государства. Рабочий класс и крестьянство превратились в его инструмент для достижения своих целей, и эти два класса фактически потеряли ^вои специфические признаки как класса и, по сути дела, слились автоматически в один слой исполнителей воли аппарата управления. Не случайно эта практика встретила осуждение в нашей стране и за рубежом. Сложились командно-административные методы управления, которые оказали пагубное воздействие на развитие нашего общества. Стало характерным сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Серьезный недостаток сложившейся политической системы заключался и в чрезмерном огосударствлении общественной жизни. Расширение управленческих функций должно достигаться не за счет усиления власти, опирающейся на администрирование и принуждение, а прежде всего путем активизации демократического фактора, вовлечения в управление широких народных масс. Государственное регулирование было распространено на непомерно широкую сферу общественной деятельности. Стремление охватить детальным, централизованным планированием и контролем все уголки жизни буквально спеленало общество, стало серьезным тормозом для инициативы людей, общественных организаций и коллективов. Действующая политическая система десятилетиями приспосабливалась не к организации общественной жизни в рамках законов, а, главным образом, к выполнению волевых распоряжений и указаний. Провозглашение демократических принципов на словах и авторитарность на деле, нарушение социалистической законности, репрессии, дефицит критики и гласности - все это получило широкое распространение и способствовало отчуждению человека труда от собственности и управления. На чем основано утверждение автора, что аппарат управления превратился в своеобразный класс, который выделился из общей массы населения? Этот слой находится в особом отношении к средствам производства (обладает почти неограниченными правами и возможностями распоряжаться ими), занимает особое место в организации общественного производства, управляет им, отличается от остальной части населения, в том числе от вышеназванных отрядов интеллигенции, и по способам и фактическим размерам получаемой части общественного богатства. Непростая история у интеллигенции. Значительная ее часть, в том числе демократическая, проклинавшая царский режим, даже боровшаяся против него, испугалась октябрьских потрясений, была подхвачена волной белой эмиграции и оказалась за границей, отдав свой талант и знания другим народам. Это была большая потеря для молодого советского общества. Невосполнимые потери понесла интеллигенция, в том числе партийная, в результате нарушений социалистической законности и репрессий 30-х гг. И это тоже было серьезным ударом по интеллектуальному потенциалу страны. Тем не менее процесс формирования советской интеллигенции продолжался и нарастал, отражая объективную закономерность развития общества и его жизненную потребность. Страна превратилась в одну из самых образованных в мире. Однако в период застоя сложилась парадоксальная ситуация: общество не могло должным образом использовать огромный культурный потенциал. Причина опять же в том, что развитие демократии было искусственно заторможено. Не могли не сказаться всякого рода запреты, боязнь нового, творческого подхода к работе. Это тоже послужило тому, что многие представители интеллигенции покинули страну, не выдержав диктата со стороны аппарата управления. Правда, рядом с трезво мыслящими представителями интеллигенции оказались и такие, которые свои личные интересы ставили выше интересов общества, или даже такие, которые просто были враждебно настроены против существующего режима. В подтверждение того, что государство не всегда умело использовало интеллигенцию на благо общества, говорят такие данные: например, за полгода 1989 г. из Советского Союза в Израиль уехало 30 тысяч советских евреев. Как свидетельствуют факты, эмиграция евреев из СССР процесс не стихийный, им управляют из Израиля, куда за последние двадцать лет XX в. переехало свыше 100 тысяч граждан. Среди них - многие тысячи высококвалифицированных специалистов. Это сколько лет должен работать далеко не самый маленький вуз, чтобы подготовить столько специалистов? Соединенные Штаты Америки удовлетворили половину своих потребностей в математиках за счет эмигрантов из СССР. Здесь нужно отметить, что приезжие специалисты занимают 15 % мест на секретной работе в системе военно-промышленного комплекса США. В приложении к сборнику «Евреи в Советском Союзе», выпускаемому в Париже сионистской федерацией Франции, говорится, что уже к началу 80-х гг. XX в. в Израиле работало 15 тысяч врачей, приехавших из СССР. К 1989 г. эти цифры удвоились, и их число достигло свыше 70 тысяч специалистов. По данным ЮНЕСКО подготовка такого специалиста обходится в 50 тысяч долларов, а в течение каждых 10 лет работы он приносит своим нанимателям около 250 тысяч долларов прибыли. Изданный в Вашингтоне статистический сборник «Иммигранты - ученые и инженеры» (1985) свидетельствует, что в среднем в США ежегодно приезжают на жительство по 10 тысяч химиков, физиков, математиков, биологов и других специалистов. Иммигранты составляют пятую часть всех ученых и инженеров, работающих в США. Организовав приток врачей из-за рубежа, США избавили себя от необходимости строить 15 медицинских колледжей для удовлетворения потребности нации в медиках. По данным Лондонской школы экономики, только лишь в затратах на подготовку научно-технических кадров в США экономят благодаря иммигрантам 4 млрд долларов в год. А некоторые авторы указывают, что эта цифра доходит до 5 млрд долларов. Характерен пример с компьютерной технологией. В 80-е гг. спрос на специалистов в этой престижной области резко возрос, увеличиваясь ежегодно на 20 %. Он удовлетворялся за счет иностранцев, в первую очередь, бывших советских евреев. В августе 1989 г., как сообщило агентство Ассошиэй- тед Пресс, СССР покинули 6756 евреев, что является рекордным показателем с 1979 г. Из этого числа только 793 человека отправились в Израиль, а остальные - в США. В связи с этим американская администрация рассматривала тогда цоложение, по которому лицам еврейской национальности, не имеющим родственников в США, было предложено выехать из страны из-за резкого увеличения еврейской иммиграции из СССР. Если в 1986 г. их выехало заграницу 914 человек, то в 1988 г. - 18 965 человек, а в 1989 г. — уже 33 444 человека. На 1 мая 1989 г. в различных государствах мира проживало более 20 млн человек — выходцев из Советского Союза, в том числе людей с двойным гражданством. В СТТТА живут более 7 млн русских, украинцев, евреев, литовцев, латышей. Во Франции проживает около 750 тысяч, в странах Латинской Америки - около полумиллиона, Австралии - более 200 тысяч человек - выходцев из нашей страны. В Иордании, Сирии, Ливане живет болёе 1 млн армян, грузин, узбеков, представителей народностей Дагестана, кабардинцев и балкарцев. Иммиграция наносила огромный экономический, физический и нравственный ущерб нашей стране. В 1960 г. евреев в СССР с высшим образованием насчитывалось 291 тысяча, в 1970-м - 357 тысяч. Это число увеличилось на 28 тысяч к 1975 г., несмотря на то, что за пятилетие выехало 113,5 тысяч евреев, и продолжало расти неуклонно: на 4 тысячи к 1977 г. и на б тысяч к 1981 г. С 1976 г. но 1981 г. из Советского Союза уехало 142,4 тысяч евреев. Основная причина нарастания иммиграционного процесса заключается в тяжелом состоянии экономического положения страны, неудовлетворенности части интеллигенции социальным статусом, отсутствии возможности реализовать себя как личность, получить удовлетворение от работы. В настоящее время «бег» молодежи на запад еще более усилился. Демократические перемены охватили все слои общества, в том числе и интеллигенцию, которая призвана создавать новый морально-политический климат, оказывать огромное влияние на все процессы, происходящие во всех сферах общественной жизни. В немалой степени благодаря ее усилиям в обществе удалось разрушить многолетние стереотипы мышления, застоявшееся мировоззрение, преодолеть политическую апатию. С углублением демократии, преодолением ею кризиса будет возрастать роль интеллигенции в теоретических исследованиях по вопросам формирования новых представлений об обществе, путях перехода к качественно новому состоянию общества, в совершенствовании социальных и национальных отношений, формировании социально-активной личности. Возрастает роль интеллигенции в духовном возрождении общества, разработке актуальных проблем отечественной истории, развитии и взаимодействии национальных культур, использовании традиций и обычаев в решении воспитательных задач. Время высветило те проблемы, которые унаследованы от прошлого, накапливались годами и загонялись внутрь. Но надо иметь в виду и то, что на ошибках и просчетах перестройки пытаются паразитировать и спекулировать экстремисты, всякого рода безответственные элементы. Недооценивать возможность возникновения острых политических, социальных, национальных, иных конфликтов опасно. Их очаги находятся во многих регионах нашей страны. Первые шаги демократизации, выразившиеся в расширении гласности, прав и свобод человека, породили не только демократические, но и шовинистические, националистические, антинародные и другие группы. В их основе лежит прежде всего низкий уровень политической культуры, отсутствие в стране длительных демократических традиций, недостаточная зрелость общественного сознания, его засоренность множеством предрассудков и догм; несформированность, некомпетентность общественного мнения; низкий уровень нравственности многих людей. Духовная ржавчина проникла исключительно глубоко. В общественном сознании некоторых групп стерлись грани между добром и злом, милосердием и жестокостью, гуманностью и отчуждением друг от друга. Чтобы преодолеть эти явления, потребуются большие усилия и со стороны интеллигенции, ибо она прежде всего призвана решать эти нелегкие задачи. Связанные с демократизацией нашей жизни задачи чрезвычайно сложны. Этот путь проходит через массу препятствий, причем решение одних проблем часто порождает новые, более сложные. Поэтому требуется глубоко продуманная стратегия, в создании которой принимает самое активное участие интеллигенция. И сейчас, когда общество перешло в Плоскость конкретных, практических дел, как никогда нужна консолидация наших сил, максимальное их сосредоточение на решении всех проблем на созидательной работе. И наша интеллигенция призвана консолидировать наше общество не любой ценой, а на принципиальной основе общечеловеческих ценностей, <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.69.138 (0.023 с.) |