Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идейное противостояние в обществе.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
При всем при том созидательного конструктивного единомыс- лия, конечно же, не было. Каждая из многочисленных групп интел- лигенции объединялась на основе своей идеи путей развития Рос- сии. Редкие публицисты, призывавшие к здравому смыслу, к терпи- мости, объявлялись правыми, консерваторами, ретроградами. Об- щественное мнение было не на их стороне. Идейные ориентации ин- теллигенции в массе можно охарактеризовать как левые, даже ра- дикально-левые, и этому во многом способствовала неумная, реп- рессивная политика царского правительства к революционерам. Ин- теллигенция сострадала высылаемым в Сибирь и на каторгу "геро- ям" и "еретикам", в разной форме выражая свое несогласие с по- литикой власти. Центристские позиции в стране были очень слабы, стрелка политического компаса занимала, как правило, крайние идейные позиции. И великие реформы Александра II, и революция "снизу" (1905 г.), и "революция сверху" П.А.Столыпина дали мощный импульс экономическому развитию России. До войны ее экономическое сос- тояние, как впрочем и ее валюта, котировались в мире высоко. Западные страны охотно предоставляли ей займы - еще бы, ежегод- ные темпы роста национального дохода составляли в среднем 8%, или, другими словами, примерно каждое десятилетие страна удваи- вала национальное богатство. Правда, война привела к перенапря- жению экономики: промышленность работала на оборону, жизнь до- рожала, рубль обесценивался. Крестьяне припрятывали продоволь- ствие - продавать его на бумажные рубли стало невыгодно. Тогда государство перешло к административным методам воздействия на экономику: начала эксперименты с продразверсткой, ввела норми- рование продуктов. Уже опыт войны с Японией убедительно показал, что модерни- зация промышленности должна сопровождаться широкими реформами - в армии, в сельском хозяйстве, в идеологии, в социальных отно- шениях. Однако слабые попытки реформ наталкивалась на сопротив- ление; противодействие шло и справа - от властно-бюрократичес- ких структур, и слева - от революционеров, страстно жаждущих понукания неторопливого исторического процесса. Традиционная православная нравственность русского общества разрушалась атеистической интеллигенцией - церковь была слишком близка и зависима от "кесаря". Она оказалась неспособной под- держать своим авторитетом инициативу правящей власти в проведе- нии реформ; неизбежные при этом социальные издержки приписыва- лись злой воле "верхов", и широкая общественность, как правило, принимала сторону революционеров, клеймивших самодержавие. Тра- гический пример - судьба П.А.Столыпина, которому вставляли пал- ки в колеса носители власти, ненавидели революционеры, и даже Лев Толстой - совесть и властитель дум русской интеллигенции - категорически не принял его методов обновления страны. Конечно, дальновидные мыслители предупреждали о возможных трагических последствиях мифологизации революционеров, формиро- вания из них образа героев - мы имеем в виду и "Бесы" Ф.М. Дос- тоеского, и вышедший в 1909 г. сборник "Вехи", полный трагичес- ких предчувствий. И если "бесовщина", благодаря таланту писате- ля, интеллигенцией обсуждалась, то "Вехи" прошли для нее неза- меченными, хотя его идеи подверглись критике и правыми и левы- ми. Россия по-прежнему оставалась страной преимущественно крестьянской (80 % населения), но именно на селе рушилась века- ми налаженная жизнь, разваливались ее устои. Война ускорила процессы разложения патриархального жизненного уклада. Вообще трагедия этой войны не только в миллионах погибших, увечных и пленных; она обозначила слом европейских гуманистических идей, во всяком случае - в их традиционном понимании. Она способство- вала росту люмпенов и маргиналов, людей, потерявших свои корне- вые устои и не обретших новых начал жизни. Естественное ожидание быстрых общественных перемен при медлительной неповоротливости верховной власти сопровождалось ростом радикальных настроений. Но такое революционное нетерпе- ние смещало и корежило истинный масштаб социальных явлений. Предреволюционные годы - время брожения самых немыслимых идей, какого-то самоодурманивания прогрессистскими концепциями, дис- куссиями об "особых путях" российского развития. Если правящая власть недальновидно противилась необходимым социальным реформам, то революционерам выход виделся не в усво- ении уроков истории, а в немедленном проведении в жизнь книжных теорий, заманчиво сулящих скорое царство справедливости на зем- ле. Неизбежные в процессе общественного развития социальные конфликты и противоречия получали простое и доходчивое объясне- ние - в немудреной логике классового противостояния. Надо от- дать должное революционерам - в ситуации ценностного вакуума их агитация была успешной: трудящиеся чувствовали себя обделенны- ми, но зато хорошо знали своих классовых врагов - помещиков и капиталистов. Как жесткое рентгеновское излучение изменяет ге- нетический код, так и жесткие условия войны, разрухи, анархии меняли культурный код общества - по стране прокатились погромы, заполыхали подожженные усадьбы, начались самосуды и расправы. В обществе не было иммунитета к насилию, поэтому цена человечес- кой жизни упала до самого ничтожного уровня. В годы войны страна переживала глубокий кризис - структур- ный, экономический, нравственный, а общество по-прежнему оста- валось разделенным. В этой ситуации долгожданное "свободное" бесцензурное слово лишь усиливало противостояние сторон. Не по- могли и призывы горьковской "Новой жизни": "переживая эпидемию политического импрессионизма, подчиняясь впечатлениям "злобы дня", мы употребляем "свободное слово" только в бешеном споре на тему о том, кто виноват в разрухе России. А тут и спора нет, ибо - все виноваты. И все - более или менее лицемерно - обвиня- ют друг друга, и никто ничего не делает, чтобы противопоставить буре эмоций силу разума, силу доброй воли" 572 0. Русскую интеллигенцию объединяло ее неприятие настоящего и устремленность в будущее, в котором она надеялась увидеть "небо в алмазах". Естественным, даже мозолящим глаза идеалом-вызовом была Европа с ее демократическими гражданскими институтами, хо- тя мало кто задумывался, что это было результатом длительного - не одно столетие - эволюционного развития. Каждая из многочис- ленных интеллигентных групп знала свой ответ на все болевые вопросы российской жизни, и только он один признавался единс- твенно верным. Потому-то, видимо, и считали они все А.П.Чехова аполитичным либералом, что наперекор всем он не только сам не претендовал на априорное знание п р а в и л ь н ы х норм об- щественной жизни, но и отказывал в таком знании всем остальным. "Норма мне неизвестна, - утверждал он в письме к А.Н.Плещееву (9 апреля 1889 г.), - как неизвестна никому из нас". Но таких, как А.П.Чехов, было считанные единицы, все остальные считали себя обладателями "истины" - пути к человеческому счастью были им известны и возведены в абсолют. Как писал Д.Н.Овсянико-Кули- ковский, "норму" хорошо знали либералы, радикалы, народники, социалисты, революционеры всех оттенков". Дело оставалось за малым - немедленно воплотить их в жизнь. С таким мироощущением интеллигенция и вошла в Февральскую революцию.
Недееспособность власти
Сегодня, анализируя постфактум это время, видно, что мало кто из них понимал тогда главное - в этой революции менялись не формы власти, переламывалась вся прошлая российская жизнь, ее духовные, нравственные, ценностные устои. Революция поставила перед интеллигенцией массу вопросов, они решались на ходу, и ответы чаще всего были неверными - довлели новомодные ценности и идеалы, очень далекие от российской действительности тех лет. Страна проходила испытание безвластием, но ее политические лидеры оставались рабами революционной фразы, хотя еще А. де Токвиль предупреждал: "Свобода тем страшнее, чем она новее. На- род, никогда не слыхавший, чтоб перед ним рассуждали о госу- дарственных делах, верит первому встречному народному орато- ру" 573 0. За бесконечными речами и шумными аплодисментами никто из них, кажется, так и не усмотрел потаенного страшного портрета времени - из него уходила культура, совесть, честь, сострада- ние. Традиционная для массового религиозного сознания России восприимчивость к нравственности - в ее бытовом, общежитейском смысле - пошла прахом в кострах военных и классовых битв. Нас- тупало время торжествующего русского нигилизма, о котором В.В.Розанов писал, что у него две постоянные сквозные идеи: "до нас ничего важного не было" и "мы построим все сначала" 574 0. Страна нуждалась в срочной реорганизации общественной жиз- ни, всех ее институтов, однако неуверенное в своей легитимности правительство оттягивало время, опираясь на успех популярных лидеров и митинговых ораторов. Проводимые демократические пре- образования - запрещение "Союза русского народа", отмена смерт- ной казни и т.д. - не затронули принципиальных основ социальной и экономической жизни. И это закономерно - до июльских событий каждый шаг правительства контролировался Исполкомом Совета ра- бочих и солдатских депутатов. И есть правда в словах кн. Г. Е. Львова, что "правительство - власть без силы, а СРД - сила без власти". Сознание масс было пропитано авторитарным мышлением, обер- нувшимся в эти революционные месяцы кровавой анархической воль- ницей. В мае 1917 г., задумываясь о судьбе арестованной царской семьи, но, в действительности, размышляя в более широком кон- тексте, А.Блок провидчески писал: "трагедия еще не началась: она или вовсе не начнется, или будет ужасна, когда они встанут лицом к лицу с разъяренным народом (не скажу с "большевиками", потому что это неверное название; это - группа, действующая на поверхности, за ней скрывается многое, что еще не прояви- лось)" 575 0. Эту тяжкую правду жизни не поняла, не захотела понять ни крупная буржуазия, ни либеральная интеллигенция, ни их поли- тические партии. В любезных сердцу интеллигентного россиянина бесконечных разговорах, на бурных митингах, в множестве спешно создаваемых комиссиях и общественных комитетах как-то само собой отошло на самый дальний план даже не понимание, а чувствование ужаса бездны, на краю которой очутилась страна. Там, внизу, ширилось массовое народное требование справедливости, которое имело са- мый широкий спектр толкований - от примитивной уравнительности до гарантий самоуправления, требований мира, земли, хлеба. Мощ- ные рабочие демонстрации были сначала выражением воли, а затем - благодаря непрерывной и успешной агитации левых партий, и, прежде всего, большевиков - переросли в угрожающую демонстрацию силы. Взрывная радость первых дней и недель революции постепен- но сменялась нетерпимостью, ожесточением и озлоблением народа. Не будем рядиться в тогу запоздалых ревнителей общественной нравственности. Даже В. В.Розанов признавал: "Демократия имеет под собою одно п р а в о (...) хотя, правда оно очень огромно (...), проистекающее из г о л о д а (...). О, это такое чудо- вищное право: из него проистекает убийство, грабежи, вопль к небу и ко всем концам земли" 576 0. Это поистине "чудовищное" и страшное право из российской действительности не выкинешь. Перефразируя В.Хлебникова, ска- жем: "Горе политикам, взявшим неверный угол сердца" в это судь- боносное для страны время. Увы, все четыре сменивших друг друга правительства потому и остались навечно "временными", что буду- чи неопытными, близорукими политиками, взяли "неверный угол" к народу. Народ по-прежнему признавался объектом мечтательных поклонений, но кровавая пугачевщина народных масс страшила. Не случайно А.Р.Кугель в июле 1917 г. писал: "Как проиграна демок- ратическая ставка на народ, оказавшийся "взбунтовавшимся ра- бом", безумною и слепою яростью ненавидящим все, что в России есть просвещенного и культурного, так проиграна ставка на "де- мократизацию искусства". Подсолнух - вот орхидея современного театра. Куда девалась русская интеллигенция? Одних уж нет, ибо перебиты на полях Галиции - выстрелами в спину, которыми их угощали взбунтовавшиеся солдаты. Другие - влачат жалкое существование, будучи нищи в буквальном смысле слова. И театр они воздвигали по образу и подобию своему – убогий до гадости, цинический до скандала, грязный, как угол Обводного канала" 577 0. Справедливо, что в годы военного безвременья, распада им- перии, мощной приливной волны коммерциализации художественной жизни, театр растерялся: старые привычные ориентиры он расте- рял, новых - еще не нашел. Однако в своих лучших проявлениях русский театр первого десятилетия ХХ века не был ни "убогим", ни "циническим", ни "грязным". Наоборот, его творческий поиск, его художественные достижения стояли, как минимум, вровень с лучшими европейскими образцами, а иногда и задавали тон в миро- вом сценическом искусстве. Широкое разнообразие театральных те- чений, великолепный букет режиссеров, навсегда вписавших свое имя в историю искусства, выдающиеся артисты балета, оперы, опе- ретты, удивительное созвездие разнообразных драматических та- лантов, целая когорта замечательных художников. Разве можно на- зывать все это "убогим"? ... Между тем события в столицах развивались своей не сов- сем ожиданной чередой. На следующий день после митинга худо- жественной общественности в Михайловском дворце, отвергнутая на нем идея министерства стала потихоньку, явочным бюрократическим порядком, воплощаться в жизнь: по предложению Ф.А.Головина "ко- миссия Горького" была преобразована в "Особое совещание по де- лам искусств". В его состав дополнительно был включен П.М.Мака- ров и кооптированы И.Я.Билибин, Э.И.Гржебин, И.Э.Грабарь, А.А.Зилоти, Е.Е.Лансере, Т.И.Нарбут, В.А.Щуко и А.В.Щусев. Со- вет рабочих и солдатских депутатов признал "Совещание" состоя- щей "при Совете комиссией" и ввел в его состав П.М.Неведомско- го, Н.Д.Соколова и А.В.Тихонова. Председателем "Совещания" ос- тался М.Горький. Лелеемая Ф.А.Головиным мечта начинала приобретать весьма зримые очертания. Поэтому "Союз деятелей искусств" (СДИ), орга- низованный 21 марта на общем собрании федерации деятелей ис- кусства "Свобода искусству", повел решительную борьбу с ново- рожденным "Особым совещанием". На имя Временного Правительства стали поступать обращения, письма, телеграммы и петиции протес- та. Вскоре СДИ мог праздновать победу - 19 апреля "Особое сове- щание", "огорченное, - как заявил М.В.Добужинский, - недовери- ем, незаслужено ему высказанным рядом организаций", 578 0 прекрати- ло свою деятельность. Но то была пиррова победа: буквально че- рез месяц с небольшим - 28 апреля - при Ф.А.Головине образуется новая организация - "Совет по делам искусств", состав которого - 38 человек - формируется уже не выборно, самими художниками, а личным комиссарским назначением 579 0. Вполне допустимо, что именно это послужило причиной отказа - в конце мая - М.Горького от обязанностей Председателя "Совета по делам искусств", хотя в заявлении прессе он никак не прокомментировал свое решение. Итак, на первом этапе развернувшейся борьбы попытка созда- ния министерства не удалась, хотя бы формально. Нужно отметить, что особого идейного единства по этому поводу между творческими единомышленниками не было. Так, С.Маковский резко и аргументи- ровано возражал: "Учредить министерство искусств не так хитро. Юридически и практически это вполне осуществимо (люди действи- тельно, найдутся)... но что, если от этого произойдет не поль- за, а вред для искусства, что, если это именно то, чего н е н а д о делать, дабы уберечь искусство от рутины и патентованного безвкусия, что, если государственная опека в широких размерах не создаст "великолепия, достойного самых славных страниц прош- лого", а только помешает развиться частной и общественной ини- циативе, во сто крат, быть может, более призванной в наши дни к художественному творчеству? (...) Надо же смотреть правде в глаза. Централизация художест- венного управления не удалась культурнейшей из европейских де- мократий [имеется в виду Франция - Г.Д.]. Что же будет у нас? Какой бы партией ни была призвана новая власть на Руси, что сможет она дать искусству? (...) Не диктаторствовать должна власть, а - не мешать, поддерживать и защищать по мере возмож- ности и разумения" 580 0.
Программа самоуправления.
Во многом справедливые, на наш взгляд, рассуждения влия- тельного критика еще не образуют позитивной программы, альтер- нативной идее министерства. А такая программа существовала. Ее выдвинул 21 марта в Троицком театре на общем собрании федерации деятелей "Свобода искусству" В.А. Денисов. В 14 тезисах он обосновывал принципы организации художественной жизни России на демократических самоуправляемых началах. Попробуем - неизбежно кратко - проследить за его логикой: "Ни регулирование, ни управление художественными делами не должно находиться в руках государственной власти. Как нет ми- нистерства науки и министерства религии, так не нужно и минис- терства искусств, которое никакой положительной роли в жизни искусства все равно не может играть. Ему противопоставляется идея независимых художественных учреждений и обществ, свободно конкурирующих или согласующихся между собой. (...) Решение воп- роса о материальной поддержке различных учреждений, музеев, те- атров, оркестров, капелл и т.п. (...) подсказывается самой жизнью. (...) во всех городах они станут содержаться на средс- тва их самоуправлений. Эта идея аналогична демократической же идее в области государственно-правовой: (...) децентрализации управления. Осуществление ее обещает оживление местной жизни повсюду в провинции, из которой все лучшие силы выкачивались в столицы. (...) Итак, полнейшая децентрализация и автономия... В каждой местности образуются из представителей всех художествен- ных учреждений и обществ, (...) всех течений, художественные советы для сношения с городскими и общественными самоуправлени- ями и для испрошения у них необходимых кредитов. (...) Для ре- шения вопросов искусства общегосударственного значения, которые будут выдвигаться самой жизнью, (...) созываются съезды и орга- низуется всероссийский союз деятелей искусства" 581 0. Прервем цитирование, ибо главная идея В.Денисова - переход к принципам децентрализации и самоорганизации культурной жизни - очевидна, остальные тезисы касаются, скорее, частностей - роспуска академий, организации художественных школ, музейного дела и т.д. Насколько продумана и реальна выдвинутая программа? Имела ли она хоть какие-нибудь шансы на свое воплощение в жизнь? Это не риторические вопросы - мы должны соотносить наш ответ с рос- сийской реальностью тех лет. Идея министерства искусств не противоречила всей предшест- вующей истории России. Тотальность самодержавно-бюрократического управления страной сформировала объективные предпосылки для создания такого органа государственного управления искусством. Более того, в условиях слома старых структур управления министерство мыслилось как властно-организующее начало, способное противостоять развалу культуры. Укорененная традиция государственного решения общественных проблем определяла выбор и части художников, и деятелей Временного правительства. И хотя художники, поддерживающие эту идею, не получили большинства в спонтанно возникающих митингах, шансы на организацию министерства были, как мы показали, реальны. Однако это отнюдь не означает, что никакой альтернативы министерству не было. К Февральской революции Россия пришла, накопив определен- ный опыт самоорганизации культурной жизни. Местное самоуправление обеспечивало развитие культуры; благодаря деятельности го- родских дум и земств в стране возникали "очаги" культуры, тепло и свет в которых поддерживали энергичные предприниматели, меце- наты, благотворительные организации, различные общества, фонды и просто бескорыстные радетели российской культуры. Рядом с традиционными культурными центрами, такими как Киев, Харьков, Одесса, Вятка, Орел, Курск, Казань, Воронеж, Саратов, Самара, Нижний Новгород, Омск, Томск, Иркутск и т.д. вырастали новые - Керчь, Сумы, Полтава, Липецк, Козлов, Уфа, Челябинск, Пяти- горск, Кавминводы. Принимали зрителей летние театры в Гжатске, Подольске, Мытищах, Малаховке и т.п. Разумеется, бремя местного самоуправления было не легким: мешали бескультурие, чиновно-бю рократические рогатки центральной власти, не всегда хватало средств и опыта работы. И, все же, культурная жизнь России - в столицах и крупных центрах - была интересной, напряженной, ищу- щей. Без этой подпочвы никогда не было бы "серебряного века" нашего искусства. Понятно поэтому, что предложенный В.Денисовым принцип де- централизации художественной жизни тоже имел определенные шансы на успех. Более того, возможная в дальнейшем демократизация общественной жизни в значительной мере "работала" бы на эту идею.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.244.41 (0.018 с.) |