Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проект монополизации кинематографа.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В пользу нашего предположения свидетельствует не только вся совокупность приведенных выше фактов театральной жизни. Буквально через месяц после мертворожденной идеи организации казенных театров художественная интеллигенция России была фрап- пирована "небывалого рода" инициативой власти. После публикации брошюры В.Дементьева "Кинематограф как правительственная религия" (1915 г.) предпринимаются попытки государственной монополизации кинематографа. "В правительственных кругах, - сообщал журнал "Театр и искусство",- закончен разработкой проект (...) монополизации всего кинематографического дела, в виде прави- тельственных кинематографов (!). Проект (...) преследует две основные цели: финансовую - пополнение бюджета и просветитель- ную - воспитание народных масс на известных принципах". Неуди- вительно, что проект "встретил полное сочувствие" у председате- ля Совета министров Б. В. Штюрмера, поспешившего сделать о нем "доклад в сферах, принципиально его одобривших". Реакция подав- ляющей части интеллигенции была иной: "Как известно,- отмечал журнал "Театр и искусство", - мы далеко не принадлежим к пок- лонникам кинематографической индустрии, и полагаем, что этот продукт нашего механического века требует "глаза". Однако про- ект правительственной монополии в области искусства, хотя бы низшего, механического, в области, если не творчества, то сочи- нительства, представляется делом совершенно неслыханным. (...) Вообще, "гомерические идеи", к каковым должно отнести монополию кинематографов, столь блистательные на вид, в действительности являются гомерическим экспериментаторством. Почему не пойти далее? Не монополизировать театры? Литературу? Печать? Живопись?" 5210 0 Пристальный интерес правительства к кинематографу имеет, на первый взгляд, свое естественное - экономическое - объясне- ние: возмещение убытков, причиненных государственному бюджету упразднением винной монополии. Война, губительно отразившаяся на искусстве театра, как это ни парадоксально, одновременно способствовала энергичному росту отечественной кинематографии. Завоз иностранной "фильмы" прекратился, в стране возникало множество мелких полукустарных киностудий и ателье, значительно расширили производство крупные кинофабрики Ханжонкова, Ермольева, Венгерова, Тимана, Харитонова и других. Известно, что если в 1910 г. русский кинематограф выпускал 30 фильмов, то в 1916-уже 500. Ежедневная посещаемость 4000 кинотеатров составляла в этом году 2 млн. зрителей 5211 0. Золотая кинолихорадка вовлекла в свою круговерть артистов театров, которые, к неудовольствию режиссеров, охотно снимались в фильмах и даже участвовали в кинодивертисментах. Артистов, однако, можно понять. В своих воспоминаниях о первых годах ра- боты в МХТ артист В. Гайдаров пишет: "Жажда творческой работы, стремление приобрести имя и популярность и, наконец, простая необходимость пополнить свой тощий кошелек (...) все это вместе взятое толкало в объятия кино" 52120. Действительно, большинство артистов, особенно молодежь, нуждалось в дополнительном прира- ботке. В феврале 1916 г. журнал "Сцена и арена" так комментиро- вал результаты проведенного театральным обществом анкетного оп- роса артистов по поводу их заработка в театрах: "Как выясни- лось, среднее жалованье драматического артиста в России равня- ется 5 руб. 20 коп. в день, а оперного - 11 руб. 05 коп. Таким образом, - подытоживал журнал, - в среднем, русские актеры нем- ного зарабатывают" 5213 0. Но это, на самом деле, статистическая средняя цифра, ариф- метический результат сложения и деления множества совершенно разных по своему уровню заработков, Вообще, ни в какой другой сфере приложения труда этот разрыв в оплате не был столь рази- тельным, как в театре. Если премьеры и премьерши императорских драматических театров получали ежегодно до 13 тыс. рублей, а модные знаменитости в частных театрах зарабатывали и того боль- ше, то основной массе начинающих артистов антрепренеры платили 25-50 руб. в месяц. Понятно, что Ф. И. Шаляпин со своими 40 ты- сячами за 50 ежегодных выступлений на оперной сцене представ- лялся миллионером. Большей части провинциальных артистов не помогали даже распространенные тогда бенефисы. Мы подчеркиваем - провинциальных, так как в мае 1914 г. Дирекция императорских театров пос- тановила окончательно отменить юбилейные бенефисы: "Вместо бе- нефисов юбилярам будут выдаваться наградные в размере годового оклада содержания" 5214 0. Но это - в императорских театрах, во всех остальных ситуация была иной и, думается, был прав критик, утверждая: "Я могу уверено сказать, что 80 процентов работников сцены живут далеко не безбедно, а зачастую и впроголодь" 5215 0. Поэтому для провинциальных актеров, особенно для актрис, чье жалованье уходило в основном на обновление гардероба, бенефисы были необходимостью, "актерскими именинами". Они позволяли артисту выступить в выигрышной роли, завоевать или укрепить свое положение в труппе, и, естественно, хоть как-то поправить расстроенные финансы, тем более, что актер, уверенный в сборе, мог рискнуть и назначить "возвышенные" цены на билеты. Вместе с тем не следует думать, что бенефисы всегда обес- печивали артисту материальный прибыток; отнюдь, это достигалось далеко не всегда и далеко не всеми артистами. Были и грошовые суммы, не окупавшие даже расходов. Более того, со временем в театральной практике утвердились и "верхушечные" бенефисы, ког- да артист, кроме расходов, выплачивал антрепренеру обычный сбор от спектакля, были и "номинальные" бенефисы, кассовый сбор ко- торых делился на всех участников спектакля и т. д. И соглаша- лись артисты на все это, лишь бы не объявил антрепренер "форс- мажор", то есть свою полную некредитоспособность. Неудивительно поэтому, что артисты охотно шли в коммерчес- кий кинематограф, который использовал в рекламных целях не только талант и шарм артистов, эксплуатировалась и марка из- вестных театров, где они выступали. Эта беспардонная наглость возмущала руководителей серьезных, имеющих эстетическую прог- рамму театров. В специальном обращении к труппе МХТ Вл. И. Не- мирович-Данченко выговаривал артистам: "Участие в синематогра- фических снимках перешло среди наших в какую-то вакханалию (...). Шарлатанам, вовлекающим в это занятие наши молодые сце- нические силы, конечно, все равно. В огромном большинстве эти люди ничего не смыслят в искусстве (...)" 5216 0. Шарлатаны, или, может быть, энтузиасты или даже родона- чальники русского кино - история рассудит потом. А пока кинема- тографическая курочка исправно несла золотые яйца, кинопромыш- ленники наживали огромные барыши, возбуждающие финансовое вожделение властей. Уже в апреле 1914 г. министерство финансов предписало "всем управляющим казенными палатами представить в самое короткое время подробные сведения о размере арендной пла- ты и о числе мест всех имеющихся в России кинематографов. Это понадобилось, - сообщал журнал, - для решения вопроса о промыс- ловом обложении кинематографа" 5217 0. Монополизация кинематографа мыслилась властями как необре- менительная виктория по приращению доходов казны, и уже это бы- ло достаточно весомой причиной монопольных устремлений госу- дарства. Весомой, но подчеркнем - не единственной; по предложе- нию министра внутренних дел Н.А. Маклакова в 1915 г. были вы- работаны "особые правила по наблюдению за кинематографами. Этими правилами, - отмечала пресса, - установлена цензура кинема- тографических лент" 5218 0. Совсем не случайно либеральная редакция журнала "Театр и искусство" очень глухо упоминала (как о чем-то само собой разумеющемся) об "известных принципах" воспитания, которым будет подчиняться деятельность государственного кинематографа. Есть основания предполагать, что монополизация кинематог- рафа была бы успешно осуществлена, и если этого не произошло, то, как говорится, по не зависящим от правительства обстоятель- ствам - Февральская революция менее чем через два месяца сняла этот вопрос с повестки дня. Проект организации казенных театров провалился еще и пото- му, что у частного театра были свои укоренившиеся традиции в русской культуре. Кинематограф был моложе, гораздо моложе; у него - для многих тогда "испошленного ремесла синематографа" (Вл. И. Немирович-Данченко) - еще не было таких одержимых за- щитников, как у театра. Как бы то ни было, очевидно, что независимо от декларируе- мых целей, в действиях государственной власти достаточно явс- твенно прослеживается стремление к дальнейшей "утилизации" ху- дожественной культуры. "Проект монополизации кинематографа, ка- завшийся шуткой, - писал журнал "Театр и искусство" в самом конце декабря 1916 г. - оказывается, однако, вполне серьезным намерением (...). Куда мы идем, - сетовала редакция, - если та- кие идеи находят сторонников и серьезно обсуждаются?" 5219 0 Больше того, журнал усмотрел в действиях инициатора проек- та, правоверного октябриста, министра внутренних дел А. Д. Про- топопова, чуть ли не крамолу, обвинив его в "своеобразном пре- ломлении идей государственного социализма" 5220 0. Безусловно, важную роль в этих попытках огосударствления культуры свою роль сыграла ситуация военного времени - необхо- димость нормированного учета и распределения ресурсов объектив- но способствала энергичному вмешательству государства в различ- ные сферы общественной жизни. Для нас рассуждения журнала "Театр и искусство" представ- ляют интерес еще и тем, что выражают позицию достаточно внуши- тельной части русской интеллигенции в таком важном вопросе, как взаимоотношения государства, общества и искусства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.20.205 (0.007 с.) |