Поиски преемника В.А.Теляковского



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поиски преемника В.А.Теляковского



 

Понятно, что в этой ситуации комиссару необходимо было

срочно найти Теляковскому достойного преемника. Задача была не

из легких - требовался деловой, энергичный, хорошо известный в

театральных кругах человек. Ф.А.Головин сделал предложение А.И.

Южину-Сумбатову, но тот отказался - слишком много хлопотных дел было у него в Малом театре. Следующей была кандидатура С.П. Дягилева, но премьеры отвергли ее. Видимо, они не забыли, как в 1901 г. он метил на должность "действительного директора императорских театров" и затеял - при поддержке вел. кн. Сергея Михайловича - многоходовую интригу против занимавшего этот пост С.М.Волконского. Дело, правда, не выгорело и в итоге получился грандиозный скандал - его уволили с государственной службы с "волчьим билетом"... Кроме того, в работе он был крутоват,

больше о деле, чем о людях думал. Так что кандидатура С.П.Дяги-

лева у артистов сочувствия не вызвала.

Поразмыслив, комиссар пригласил на переговоры Вл.И.Немиро-

вича-Данченко и поручил ему подготовить проект перестройки го-

сударственных театров. В.А.Теляковский, далеко небезразличный к

судьбе этих театров, выбор одобрил - еще бы, в разные годы он

сам вел переговоры с Немировичем о переходе в императорские те-

атры, - но, памятуя об их неутешительных результатах, предупре-

дил комиссара, что Немирович, скорее всего откажется: "его, на-

верное, будет смущать страшно малое содержание, ибо в Художест-

венном театре он получает около 30.000 рублей" 5170 0. Немирович, однако, не отверг сделанное ему предложение, он колебался, потому что, по свидетельству В.А.Теляковского, "хотел заниматься

теорией и боялся, что мелочи этого громадного управления семью

труппами будут занимать у него весь день" 5171 0. О переговорах уз-

нали артисты - шила в мешке не утаишь - и поспешили продемонс-

трировать будущему директору свои верноподданические чувства.

Р.Б.Аполлонский опубликовал в "Петроградской газете" статью, в

которой заявил, что работает с Немировичем "в одной плоскости".

Это дало В.А.Теляковскому повод зло съязвить: "Или Аполлонский

плохой математик и не знает, что такое плоскость, или он заве-

домо на этот раз любезно подстилает свою плоскость под ступни

Немировича. (...) Как революция делает людей гибкими" 5172 0.

Неизвестно, чем бы все это закончилось, но вмешался К.С.

Станиславский - он был категорически против ухода Немировича из

Художественного театра. Немирович послал телеграмму Ф.А. Головину: "С чувством глубокого смущения, что я не могу ответить на

лестное и почетное для меня доверие, должен отказаться от Ваше-

го предложения. Я напрягу все силы создать (...) проект (...). Быть может, этот проект пригодится в свое время правительству. Но я не считаю себя способным разрабатывать его в существующих условиях бывших императорских театров" 5173 0.

Получив очередной отказ, комиссар обратился к С.М.Волконс-

кому, имевшего опыт директорства в императорских театрах. Но С.

М.Волконский отказался, думается, именно по этой самой причине.

Можно посочувствовать Ф.А.Головину - некогда более чем

престижная должность директора императорских театров фактически оставалась около двух месяцев вакантной. Тогда он начал переговоры с Ф.Д.Батюшковым.

Насколько удачен был выбор комиссара? Отвечала ли кандида-

тура именно Ф.Д.Батюшкова требованиям этого сложного и конф-

ликтного времени?

В нашей литературе с начала 30-ых годов утвердилась нега-

тивная оценка Ф.Д.Батюшкова, что, безусловно, объясняется его

оппозицией Советской власти в конце 1917 - начале 1918 г. В ме-

муарах артистов Ф.Д.Батюшков выглядит человеком далеким от те-

атра - "опять Батюшков падугу с пагодой спутал" - вроде бы пос-

меивались в кулуарах артисты Александринки, если верить Я.О.Ма-

лютину 5174 0. Сегодня трудно судить - была ли это обычная теат-

ральная байка, придуманная злыми на язык артистами, или это го-

раздо поздняя верноподданническая придумка мемуариста. Как бы

то ни было, сын гродненского губернатора, приват-доцент Петрог-

радского университета, полиглот (он знал более 10 языков) и ис-

торик западноевропейской литературы Ф.Д. Батюшков был отнюдь не чужд театральному искусству: с 1900 г. он был членом театраль-

но-литературного комитета, позже - его председателем, часто

выступал в прессе как критик.

Когда В.А.Теляковский по просьбе комиссара начал перегово-

ры с Ф.Д.Батюшковым, тот "долго не соглашался, не имея точно

представления, что от него будут требовать и какую ответствен-

ность придется нести. Особенно его смущает материальная часть -

о которых он совсем не имеет понятия. Лишь желая в данном труд-

ном случае выручить (...), он соглашается временно принять эту

должность, пока не найдут более подходящее лицо" 5175 0.

Ф.Д.Батюшков хорошо понимал в какой сложной ситуации ему

придется возглавить руководство государственными театрами: в

них пышным цветом расцвели групповщина, закулисные склоки и

интриги. Младшие служащие требовали повышения зарплаты, артисты жаждали автономии, все занялись политикой, забыв о деле, о своих прямых обязанностях. Строгий и чинный порядок в бывших императорских театрах рушился - кражи уже перекинулись в Москву, и Л.В. Собинов был даже вынужден издать строгий приказ "ввиду участившейся пропажи верхнего платья". Совет солдатских и рабочих депутатов грозился запретить военнообязанным артистам играть, если не отменят "буржуйские привилегии" - абонементы и еще многое другое.

Зная об этой ситуации, Ф.Д.Батюшков все же свое согласие дал, но задолго до официального объявления о его назначении артисты начали активно интриговать против него - в двадцатых числах апреля труппа передала Ф.А.Головину свой список кандидатов. "Говорят против Батюшкова, - записывал в "Дневнике" В.А.Теляковский. - Я думаю, теперь безразлично, кого назначить – все равно не угодишь" 5176 0. Действительно, уже 23 апреля главный режиссер Александринки Е.П.Карпов заявил комиссару, что по его и артистов мнению "нельзя назначать во главу Государственных театров уполномоченного, не запросив мнения артистов. Они решили, что и комиссар должен быть выборный, - записывал в "Дневник" В.А.Теляковский, - остается, значит, только, выбирать Правительство" 5177 0.

Их поддержали москвичи: Л.В.Собинов и А.И.Южин демонстративно отказались от постов комиссаров - они считали, что назначение на эту должность петербуржца усиливает влияние северной столицы. 28 апреля Большой театр во главе с Л.В.Собиновым объявил "забастовку-протест в связи с известием, что театр будет существовать на новых началах, причем не сказано - каковы эти начала и кем они вырабатываются" 5178 0. Во время спектакля "Искатели жемчуга" возник митинг, на котором Собинов от имени театра призвал представителей общественных организаций и Совета рабочих и солдатских депутатов поддержать театр "и не дать его на

административные эксперименты петроградским реформаторам" 5179 0.

Ф.А.Головин обратился через прессу к Л.В.Собинову: "Очень сожалею, что Вы по недоразумению сложили свои полномочия. Убедительно прошу продолжать работу до выяснения дела. На-днях выйдет новое общее положение об управлении, известное Южину, отвечающее пожеланиям деятелей театра" 5180 0.

29 апреля Ф.Д.Батюшков был назначен "Главноуполномоченным комиссара Временного Правительства над бывшим Министерством Двора по Государственным театрам". А за день до этого ушел в отставку В.А. Теляковский, оставив в "Дневнике" своего рода театральное завещание: "Ухожу с ясным представлением, что много потрудился для Театра, и если что не выходило, то не из-за недостатка желания, а вследствии особенно трудных условий работы, находясь между Двором, печатью, публикой с одной стороны, чиновниками и артистами - с другой. Дальнейшее течение театральной жизни укажет, в чем я ошибался и что нужно для успеха дела театров. Думаю, что теперь временно прежние театры нужно закрыть на ключ, а заняться народным театром, столь необходимым в настоящее время для (...) развития общей доступной культуры массы народной. Тонкостями вкуса и изящества теперь не время заниматься. Дело это впереди, через несколько лет, когда улягутся страсти и настанет покой созидательной работы" 5181 0.

Напомним, как в марте, в связи в связи с арестом В.А.Теляковского, кое-кто радовался, что его "театральному владычеству положен конец". Когда первая волна бездумной эйфории по поводу свободы несколько спала, пресса уже более объективно оценивала его деятельность: "Теляковский занимал пост директора долго именно потому, что он нашел равнодействующую, он был идеальным "антрепренером в мундире " (...) и добросовестным хозяином миллионного бюджета (...); в придворную среду бездарных, ленивых и раболепных чиновников он принес трезвую рабочую голову, отличную русскую смекалку и честность чистоплотного человека" 5182 0.

Его отставку связывали с изменившимися нравами, сумбуром и не-

разберихой, воцарившейся в государственных театрах: "Казенные

театры при нем по праву сохраняли свою репутацию образцовых.

Можно только пожелать, чтобы преемники В.А.Теляковского не уро

нили этой репутации и в погоне за всяческими автономиями не

угасили духа настоящего искусства" 5183 0.

Тем временем, пока под руководством Ф.Д.Батюшкова спешно

готовился проект такой автономии, Союз деятелей искусств пред-

ложил провести в Петрограде муниципализацию - передать в веде-

ние города Василеостровский театр, цирк и все театры общества

"Попечительства о народной трезвости". Театральная обществен-

ность в очередной раз разделилась - так, А.Я.Таиров выступил

резко против национализации или муниципализации театров: "не-

мыслимо отдавать театр под опеку государства либо городов, ибо

это лишь смена старых уз на новые" 5184 0. И это были отнюдь не

эмоции; отношение А.Я.Таирова объяснялось культурно-экономическими реалиями того времени: финансовый успех театров в годы войны возбуждал аппетиты городских властей, соблазняя их рассматривать театр как возможный источник дополнительных доходов местного бюджета. В Петрограде, Киев, Нижнем Новгороде, Анапе, Витебске и многих других городах управы, не сговариваясь, установили дополнительные местные налоги на театральные билеты. Не устоял перед финансовым искушением и такой известный театральный город, как Воронеж: "очевидно, блестящие материальные итоги последних двух сезонов (60 и 65 тыс.руб.) разожгли аппетит нашей недавно родившейся театральной комиссии, которая (...) предлагает (...) взимать за аренды городских театров раза в ½ больше прежнего". Кроме арендной платы в 2 тыс. руб., город "по условию получает еще 10% с валового сбора каждого спектакля, и доход с так называемых доходных статей (вешалка, аренда буфета) тоже отходит в пользу города" 5185 0.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.012 с.)