Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-культурная ситуацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Артисты императорского Александринского театра встречали новый 1917 г. без творческого подъема. Театральная жизнь военных лет шла ни шатко, ни валко, без нечаянной радости. Труппа Александринки была сильная, с первоклассными актерами, во главе художественного руководства стоял небесталанный Е.П. Карпов, в режиссуре работал В.Э. Мейерхольд, ему помогал молодой Н.В. Петров, в репертуаре широко была представлена русская и мировая классика. Не совсем благополучно обстояли дела с современными пьесами, но ведь гремели пушки, и драматургическая муза молчала. Из современных авторов в репертуаре шли апробированные пь- есы А. Косоротова, В. Крылова, П. Невежина, И. Потапенко, В.Рышкова, Е. Чирикова и других второстепенных драматургов.[7] Но не было главного - идеи, одухотворяющей театральную жизнь и дающей нравственный смысл ежедневной работе. Даже спектакли самого высокого художественного уровня все больше отставали от духа и веяний времени. И хотя казалось, что все обстоит вполне благополучно, но радости - такой, чтобы ощутить себя молодыми, а зрителя - удивить, потрясти, увлечь, - такой радости у артистов не было. И не только в сановном Петрограде, в первопрестольной столице точно такая же ситуация сложилась в Малом театре. Даже художественники в сезоне 1915/1916 г. выпустили только одну премьеру, а в новом сезоне - ни одной. Вл. И. Немирович-Данченко публично объявил, что тем абонентодержателям, "которым надоело ждать [новых постановок. - Г. Д.] или которые перестали верить в театр, и которые поэтому пожелают получить деньги обратно, будут выдаваться и те проценты, которые наросли за год и 5 месяцев в Купеческом банке".[8] Конечно, и в этих нелегких репертуарных условиях актеры и режиссеры старались "претворить драматическую воду в театральное вино" (А. Блок). Некоторым 5 0- 5 0талантливым, как, например, Е.Б. Вахтангову, А.Я. Таирову, К.А. Марджанишвили и другим режиссерам, это удавалось. Однако отсутствие в репертуаре театров военных лет современных пьес со сколько-нибудь значимой общественной идеей, сопрягающей настоящее с будущим, неизбежно сказывалось на творческом самочувствии театров и его работников, на идейно-эстетическом значении театра в обществе. Подобная ситуация сложилась для театра не вдруг и не сразу. "Моральное обнищание нашего общества идет гигантскими шагами, - писал критик, - мы дожили уже до внутреннего, не стесненного ничем, собственноручного, так сказать, блаженства - блаженства духовной нищеты, когда все возможно, потому что нет ничего невозможного и все дозволено, потому что нет ничего запрещенного".[9] И ведь как в воду глядел: даже артистка казенного императорского (!) Александринского (!) театра, сама Е.Н. Рощина-Инсарова, можно сказать, "премьерша театра", согласилась взять на себя руководство "художественной" частью кафе-шантана "Павильон де Пари". Невероятно! Журналисты иронизировали: "Какими, собственно, "художествами", будет руководить талантливая актриса?",[10] "репутация этого учреждения такова, что как будто г-же Рощиной-Инсаровой тут делать решительно нечего".[11] И не она ведь одна - сам знаменитый "дед", почтенный В. Н. Давыдов, не гнушался выступать там же в водевилях.[12] А было еще и скандальное собрание в фойе, когда Аполлонский назвал деятельность Мейерхольда в театре "распутинщиной"! Мейерхольд, конечно, оскорбился и вызвал его на дуэль, так что пришлось секунданту Н.Н.Ходотову вынести дело на третейский суд.[13] Воистину, все стало дозволено и нет уже ничего невозможного... В чем же причины этой артистической растерянности? Попробуем разобраться. Художественное творчество индивидуально, и даже в коллективном театральном творчестве артист сохраняет и, более того, по мере сил и возможностей защищает свою индивидуальность. Это необходимое условие профессии, которое формирует определенный тип личности - актера-эгоцентрика, ориентированного преимущественно на себя. Сознание актера, его интересы, его жизненный мир замыкаются обычно на спектаклях, выигрышных ролях - своих и чужих, отношении коллег, успехе и признании критики, хотя критиков по обыкновению принято поругивать - за непонимание. Чем больше ограничены интересы артиста своим театральным миром, тем значимее для него все перипетии отношений в этом мире, утверждение себя и своего места в "раскладе" труппы. Особенно это характерно для дореволюционного театра с его системой амплуа, определявшей во многом положение актера. Артист, добившийся признания, мог даже отказываться от выигрышных ролей, если они не соответствовали его "достигнутому "положению". И ежели актер подписывал контракт на сезон как Чацкий, то ему казалось зазорным играть какую-нибудь характерную роль, даже если она прямо соответствовала его индивидуальности и даже очень ему нрави- лась: ведь он же потеряет себе цену, если "разменяет" своего Чацкого".[14] Конечно, выдающиеся артисты могли позволить себе нарушить эти стеснительные правила корпоративного поведения, но, во-первых, выдающиеся потому и считаются таковыми, что их всегда мало; а, во-вторых, отказ от правил "социальной игры", действительных для данного уровня отношений, означает на самом деле утверждение себя как артиста-профессионала на другом, более высоком уровне отношений, недоступном подавляющему большинству актеров. "Правила игры" при этом изменяются, но система остается той же. У артиста в дроби "я и мир" числитель, отражающий его представления о своей личности, своих творческих возможностях и достижениях, его актерское самомнение (в безоценочном смысле этого слова) всегда больше, чем у работников любой другой сферы. "Образ Я" у артиста тем выше, чем больше успех, признание, популярность, - то, что принято называть "сладким ядом аплодисментов". Оговорим, что все это тоже закономерное условие профессии. Однако такое самовозвышение "Я" отнюдь не безразлично для жизненной позиции актера; воспользовавшись сравнением можно сказать, что свою личность артист подробно и любовно рассматривает в мощный приближающий телескоп, зато остальной мир существует для него, как в перевернутом бинокле, - далеко и мелко. Другая, большая, внетеатральная жизнь воспринимается артистом через призму своего "образа Я", или, что то же самое, через призму театра. Далеко не все лучи жизни пробиваются через нее, а пробившиеся - по вполне понятным психологическим причинам - отклоняются, создают искаженную картину реального мира. Более того, согласно неписанным, но общепринятым в артистической среде корпоративным нормам, суетное внимание к делам внешнего мира есть своего рода измена священной идее актерской свободы. Актер отказывается отдавать свою художественную свободу в обмен на чечевичную похлебку мещанского благополучия. Сколькие из них в тяжелые минуты жизни гордо декламировали монолог Несчастливцева: "Брат Аркадий, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать! Пусть их живут, как им хочется!".[15] Здесь не только естественная для актера поза; сохраняя дистанцию между творчеством и будничной мещанской жизнью, артист защищал единственным возможным для него способом свое человеческое достоинство, честь своей свободной профессии. И хотя отношение к артисту, к актерской профессии в обществе постепенно изменялось, не следует забывать, что нормы и представления, как правило, более живучи, чем ситуации их создавшие. Конечно, в реальной жизни все было сложнее, были нюансы и обертоны отношений, как были и художники, выходившие в большую жизнь с ее общественными делами и заботами, но для нас важнее подчеркнуть здесь, что эгоцентризм артиста, его преимущественное внимание к своей персоне, преувеличенное представление о значении своей личности - явление нормальное. В своих воспоминаниях о дореволюционном провинциальном театре Л.М. Леонидов пишет: "Актерская жизнь была малосодержательна (...). Всеми политическими событиями, литературой, даже своим искусством мало интересовались. Книг не читали, лекций не посещали, в газетах читали рецензии только тогда, когда о них пишут хорошее или ругают соперника. В разговорах сплошное ячество, рассказы о своих успехах".[16] У С. В. Гиацинтовой мы находим такое признание: "Занятые только театром и Студией, мы как-то не слишком интересовались происходящими вне театральной жизни событиями".[17] Конечно, в предреволюционное десятилетие у отдельных деятелей сценического искусства время от времени возникало ощущение кризиса, но ситуация кризиса осмыслялась скорее в контексте самой театральной жизни - как кризис эстетических идей, театральных направлений и т. д. Однако идея кризиса театра – тоже своего рода традиция, к которой, в принципе, уже успели привыкнуть и притерпеться. Поэтому размышления о кризисе театра большинство актеров не ставило в более общий социально-исторический контекст, в котором и осуществляется театральная жизнь. Общественные события воспринимались артистической громадой отраженно - через их преломление театром. Однако в бурные месяцы 1917 г. сама театральная жизнь изменялась по каким-то новым, непривычным и потому пугающим законам. В новогоднем (за 1917 г.) номере влиятельного еженедельника "Театр и искусство" его редактор А. Р. Кугель жестко и точно охарактеризовал театральную ситуацию военных лет: "Скудость театрального репертуара поразительная (...). Сейчас в искусстве, подобно промотавшимся кутилам, мы переписываем векселя. Валюта давно уже не соответствует обязательствам" 518 0. Эти провидческие строки (они неоднократно цитировались) имеют свое логическое продолжение: "Должна зародиться новая литература, новая образность, новая идеология. А свое скудное время мы как-нибудь уже доживем" 519 0. Действительно, именно в это время на смену агонизирующей самодержавной идеологии приходит новая, буржуазная идеология. Главными движущими силами этого процесса были, бесспорно, социально-экономические условия развития России, но свою особенную роль сыграла и Первая мировая война.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.130 (0.009 с.) |