Развал в государственных театрах



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развал в государственных театрах



 

В августе на крутом конфликте с труппой по поводу нового репертуара сложил свои полномочия репертуарно-художественный комитет Александринки - он разошелся в вопросе о возобновлении "Царя Федора" (пост. А.А. Санина) к 100-летию со дня рождения А.К. Толстого. Его функции перешли к Ф.Д.Батюшкову и - де-факто - к Е.П.Карпову.

В сентябре александринцы предприняли последнюю, можно сказать, отчаянную попытку вырваться из заколдованного круга опостылевшей свободы, образовав очередную комиссию - для разработки проекта реорганизации государственных театров.

К работе комиссии, наряду с артистами, привлекли политиков, литераторов, деятелей искусства - В.Д.Набокова, А.В.Луначарского, С.О. Грузенберга и других. На первом заседании выступили Ф.Д. Батюшков, А.В. Луначарский и В.Д. Набоков, об этом мы писали в первой части настоящей работы.

Комиссия приняла соломоново решение: государственный театр должен быть не народным, а национальным, его следует приблизить к демократическим массам самого низкого уровня, он должен быть академическим, но не должен наглухо замыкаться от художественных исканий 5216 0. Рекомендации повисли в воздухе - для их претворения в жизнь не было ни соответствующих условий в стране, ни общей созидательной воли в театрах.

Обещанная в мае Ф.Д.Батюшковым возможность "единства на объединении без единоначалия" не сбылась. Летом начался исход артистов из государственных театров. И.В.Тартаков подал прошение Батюшкову об уходе из Мариинки, в июне ушел А.Я.Головин, которому Главноуполномоченный заявил: "пока наш рубль будет стоить по курсу 30 коп., от новых постановок придется воздержаться" 5217 0. В августе "в связи с осложнениями во внутренней жизни театра" Л.В. Собинов отказался от должности главноуполномоченного в Большом; из труппы Александринки вышел Н.П. Шаповаленко, проработавший в театре 35 лет; ушли Усачев и Казарин; в начале сезона взял отпуск В.Н.Давыдов и уехал на гастроли в провинцию; Е.Н. Рощина-Инсарова энергично искала "помещение для себя"; в сентябре подал прошение об увольнении И.В.Лерский, не находя возможности "продолжить службу в Александринской говорильне" 5218 0.

Вернувшийся из длительного отпуска Н.Н.Ходотов в письме к труппе печалился, что Александринский театр напоминает какую-то захудалую провинцию. Он попросил освободить его от службы в театре, где он чувствовал себя "легальным дезертиром". (Неисповедимы пути Господни! В 1905 г. М.Г. Савина назвала его, раздававшего революционные листовки в театре, "социалистом Его Величества").

Примерно в это же время труппа Мариинки приняла какое-то вздорное, чтобы не сказать резче, решение: для новых постановок "дирижер, режиссер, художник и исполнители главных партий избираются либо самим автором, либо его наследниками". "Это уже из области анекдотов, - веселилась пресса. - Шутники товарищи-автономисты" 5219 0.

Есть полный резон согласиться с критиком, который в конце сентября писал, что положение в театрах "можно назвать развалом. Что же это такое, как не развал, если часть труппы восстает против другой части той же труппы? Нам говорят: "Это автономия". (...) В результате мы видим, что развал начинает принимать формы разложения" 5220 0.

Сбылось мрачное майское пророчество А.Р.Кугеля: "То, что воздвигнуто попустительством комиссара Временного Правительства г. Головина, при участии едва ли сознающих всю силу своей ответственности членов комиссий, есть просто анархическое неустройство государственных театров, разложение, распад" 5221 0.

Необходимого для созидательной работы согласия в театрах не было, наступало время торжества гегелевских "мстящих сил" природы, в небе Плутон вставал под знак Марса, и театр тоже жил под знаком беды. И это, видимо, закономерно - перефразируя Шекспира, скажем, что театр - краткая летопись своего времени. А это время - сентябрь-октябрь 1917 г. - начало конца демократического пути развития России. Уже прозвенел второй удар колокола по русской свободе - корниловский мятеж, правительство услышало, но не поняло по ком звенит колокол...

Развал имел системный характер - он затронул все стороны

театрального дела в стране. В июне московский комитет по топли-

ву запланировал - временно, в целях экономии - закрыть на 10

дней все зрелища в городе. Артисты устроили митинг протеста и

обратились за помощью в Совет рабочих депутатов. Вроде бы все

обошлось, но в августе широко распространились слухи, что в

связи с тяжелым положением в стране предполагается вообще зак-

рыть все театры на неопределенное время. Чрезвычайное общее

собрание членов РТО приняло по этому поводу специальную резолю-

цию: "как только возникают затруднения в общественной жизни,

взоры властей и общественных деятелей прежде всего направляются

на театры, как на якобы бесполезные для общества учреждения,

подлежащие упразднению в видах различного рода экономии" 5222 0.

Интересен заключительный пассаж этого заявления: "При су-

ществующем социально-экономическом строе театр нельзя не расс-

матривать как разновидность производства с огромным количеством

трудящихся, коих никто не вправе лишать труда как источника

жизни" 5223 0. Можно предположить, что именно антрепренеры, сотруд-

ничающие с РТО, нашли убедительные, хотя и не совсем привычные

для этой организации, аргументы.

Комментируя протест РТО, Эд.Старк писал: "Нам кажется, что

одного прекращения книгопечатания совершенно достаточно, чтобы

всем возопить страшным голосом: "Книгу взяли, оставьте хоть те-

атр!" 5224 0

Протест возымел действие - закрытие не состоялось, но было

принято решение, что зрелища будут начинать работу не в 20, а в

19 часов, и заканчивать - не позднее 23, кинематограф - не

позднее 22 часов. За нарушение грозил штраф в 3 тыс. рублей или

3 месяца тюрьмы 5225 0.

Циркулирующие в обществе слухи о закрытии театров были не-

беспочвенны. В октябре культурно-просветительная секция Совета

рабочих депутатов созвала представителей театров для обсуждения

предложения городского головы о закрытии театров легкого жанра.

По расчетам властей это сулило примерно 2% экономии топлива по

городу.

Театральная общественность - в очередной раз - заняла круговую оборону. "Доколе все это будет продолжаться? - возмущалась пресса. - По-видимому, русскому театру и при новом строе остаться тем же пасынком, каким он был при старом режиме. Но прежние властелины были, пожалуй, милостивее. Они душили театр, так сказать, "в розницу" (...) а теперь наши "товарищи" (...) при всяком удобном и неудобном поводе требуют полного закрытия всех театров" 5226 0.

В ответ на инициативу властей со всех сторон посыпались протесты - от московских антрепренеров, Союза деятелей искусства, Общего собрания представителей всех московских театров, Комитета общества русских драматических писателей, Чрезвычайного общего собрания профсоюза московских актеров и т.д. Протестующие приводили и такой аргумент: "театры даже с материальной стороны (...) дают сумму в 10 раз превышающую расход по топливу и электрической энергии, не говоря о том, что в прошлом сезоне благотворительная бесплатная деятельность - 600 концертов - да-

ла более 2 млн. рублей только в одной Москве.

Закрытием театров (...) наносится непоправимый ущерб всей русской культуре" 5227 0.

В конце концов театры удалось отстоять, "но надолго ли?" - резонно сомневалась пресса.

В начале осени появились упорные слухи, правда, тщательно

опровергаемые, что контракты с артистами заключаются только на

один сезон потому, что государственные театры - по предложению

Ф.А.Головина - упраздняются и будут переданы в частные руки.

Артисты волновались, выступивший на комиссии александринцев Ф.Д. Батюшков заверил их, что "это только результат частного мнения Ф.А. Головина, имеющего в виду создание после Учредительного собрания какого-либо нового статуса для Государственных театров" 5228 0. Пресса тоже утешала артистов, правда, с юмором висельника: "Прежде всего, мало ли что будет через год. (...) может быть сам Петроград упразднится, а не одни только казенные театры" 5229 0.

Развал, как мы отмечали, имел системный характер, и, конечно, в первую очередь он проявился в специфической направленности репертуара театров.

Напомним, как славно все начиналось - апофеозом "Свободная Россия", сколько было надежд, что наконец-то свободное, нескованное слово мощно прозвучит со сценических подмостков и "нужно ли что-нибудь добавлять к этим прекрасным и гордым словам: "Свободный театр в свободной России" 5 0(Ю.Соболев). Жизнь, как всегда, разительно разошлась с этими возвышенными, романтическими надеждами.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.130 (0.008 с.)