Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неизбежность социальной революцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Поляризация сознания проникла и в солдатские окопы. Во время поездки Передвижного театра П.П.Гайдебурова на Северный фронт осенью 1917 г. на спектаклях "Телль" Р.Моракса, "Женитьба" Н.В. Гоголя и "Не все коту масленица" А.Н.Островского проводилось анкетирование солдат-зрителей, позднее обобщенное А.А. Бардовским. Отзывы разделились - наряду с положительными, были и такие: "У нас свой Тереха хорошо представляет; вы нам не нужны и просим вас уехать отсюда"; "Желательно пьесу на тему дня - по поводу отступления и самовольного покидания позиций солдата- ми"; "Театр - хорошая вещь, но не в такое время. Артисты-буржуи приехали отвлечь массы от главной задачи - войны и революции"; "В этой игре дел мало солдату; это мало нужно; это все что-то подозрительное, начальство чем нас забавляет. Скажу одну правду, что этим нам буржуи головы затемняют, присылают на фронт какие-то развлечения"; "На буржуя сердце кипело весь вечер". 5304 0. Накопленная энергия классовой ненависти могла найти выход только в страшном социальном катаклизме. Он был неизбежен, правительство было под перекрестным огнем - и справа, и слева. В стране наступил паралич власти. О "неизбежной катастрофе" еще летом предупреждал Ю.Мартов: "над всем тяготеет ощущение чрезвычайной "временности" всего, что совершается. Такое у всех чувство, что (...) не сегодня-завтра что-то новое будет в России - то ли крутой поворот назад, то ли красный террор считаю- щих себя большевиками, но на деле настроенных просто пугачевски" 5305 0. Создается впечатление, что открещиваясь от большевизма, его политические противники вообще не понимали утопически-гран- диозных планов коммунистов по переустройству мира. Главные про- тагонисты большевизма - Ленин и Троцкий - воспринимались интел- лигентной Россией не как лидеры грядущей диктатуры, а всего лишь как одиозные экстремисты без политического будущего. Они были объектом политической сатиры, правда, скорее - грустной: "Право стало злой расправой Самосуд царит кровавый... Ленин снова гастролирует. Мстя за прошлые невзгоды Опьяневши от свободы, Раб - свободой спекулирует" 5306 0. Долгожданное социальное "похмелье" в стране никак не нас- тупало. Заинтересованные союзники срочно предлагали свои проек- ты "спасения России", самым неожиданным был американский - пе- рехватить на время лозунги большевиков. Правительство не согла- силось - это было и невозможно, и непорядочно. Не приняло оно и план военного министра А.И. Верховского - объявить немедленное перемирие и переформировать разложившуюся армию на добровольной основе. Министру был дан "отпуск по болезни", он счел за благо отбыть на Валаам - молиться за Россию. А тем временем большевики открыто, не таясь, обсуждали сроки восстания. На заседании Временного Совета (Предпарламен- та) Л.Д.Троцкий демонстративно объявил, что большевики отказы- ваются от "парламентской говорильни" и идут в массы, поднимать их на борьбу за новую жизнь. В критический для себя час Времен- ное правительство не нашло в Петрограде ни одного верного пол- ка, готового защищать власть. ...Октябрьский переворот, позднее - Октябрьская революция, еще позднее - Великая Октябрьская социалистическая революция - совершился в ночь с 24 на 25 октября. "В стране произошли ужасные события", - сообщали "товари- щам-артистам" Известия Совета РТО 5307 0. Реакция "Нивы" была на удивление спокойной: "Хирургическая операция 25 октября была совершена не на живом теле. К моменту своего разгона Временный Совет Российской республики был уже политическим трупом. (...) На политической сцене остаются только две мощных и действенных стихии: стихия большевизма и стихия все грознее и грознее под- нимающейся в стране реакции. Их взаимодействием и будет опреде- ляться в ближайшем будущем ход событий в России" 5308 0. ...Февральская попытка прорыва России в демократически обустроенную Европу не удалась. Октябрь перевел стрелки истории на новый "особый" путь развития, обещая солдатам - мир, кресть- янам - землю, всем трудящимся - близкое и полное счастье. Про- видение К.Н.Леонтьева, что "социализм, понятый как следует, есть не что иное, как новый феодализм уже вовсе недалекого бу- дущего" было отброшено за ненадобностью. Страна начала отраба- тывать вековечные мечтания о счастье, коммунистическая утопия стала воплощаться в жизнь.
Примечания к разделу I.
56 0 Луначарский А. В. Несколько воспоминаний о Ю. М. Юрьеве, с. 383- 384. 57 0 В письме к Вл. И. Немировичу-Данченко (август 1916 г.) Ста- ниславский так характеризует свое отношение к модным репертуар- ным авторам: "Относительно сезонных пьес и успехов - так точно, как и относительно перекрашивания собак в енотов - Вы мое мне- ние знаете. Я считаю это очень невыгодным и для театра и для кассы". (Станиславский К. С. Собр., соч., т. 7. с. 629). 58 0 Маленькая хроника. - Театр и искусство, 1917, 5, с. 96. 59 0 Homo novus (Кугель A. P.). Заметки.-Театр и искусство, 1916, N 42, с. 848 (Далее везде: Кугель А. Р. - прим. авт.) 510 0 Маленькая хроника. - Театр и искусство, 1916, N 34, с. 690. 511 0Невероятное.- 5 0Обозрение театров, 1916, N 3198-3199, с. 10. 512 0 В сезоне 1915/16 гг. по приглашению А.Г. Алексеева на сцене "Павильон де Пари" в старинных водевилях выступал В.Н. Давыдов. Об этом подробнее см.: Алексеев А. Г. Серьезное и смешное. Пол- века в театре и на эстраде. М.: Искусство, 1972, с. 59-76. 513 0 Подробно эта история рассказана в воспоминаниях Н.Н. Ходото- ва. См.: Близкое-далекое. Л.-М.: Искусство, 1962, с. 254. 514 0Мичурин Г. Горячие дни актерской жизни. Л.: Искусство, 1972, с. 36. 515 0 Островский А. Н. Полн. собр. соч. М.: Искусство, 1974, т. 3, с. 337. 516 0Леонидов Л. М. Воспоминания, статьи, беседы, переписка, за- писные книжки. М., 1960, с. 98. 517 0Гиацинтова С. В. С памятью наедине. М.: Искусство, 1985, с. 126. 518 0Кугель А. Р. Заметки.- Театр и искусство, 1917, N 1, с. 10-11. 519 0Там же, с. 11. 520 0 Перестиани И. 75 лет жизни в искусстве. М.: Искусство, 1962, с. 239. 521 0 Ц и т. по: Рудницкий К. Мейерхольд. М.: Искусство, 1981, с. 203. 522 0 См.: Московские вести. - Театр и искусство, 1917, N 34, с. 693. 523 0Накатов И. Преображение театра. - Журнал журналов, 1915, N 35, с. 10. 524 0 Там же, с. 11. 525 0 Марков П. А. Книга воспоминаний. М.: Искусство, 1983, с. 79. 526 0 Обозрение театров, 1916, N 3171-3172, с. 21. 527 0Маленькая хроника. - Театр и искусство, 1916, N 27, с. 540. 528 0Ярон Г. М. О любимом жанре. М.: Искусство, 1960, с. 84. Ис- тины ради добавим, что авторами либретто упомянутой выше "Мес- салинетты" были Г. Ярон и Л. Пальмский. 529 0Амфитеатров А. Девятидесятники. В 2-х т. СПб.: Прометей, 1910, т. 1, с. 145. 530 0 Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В ЗО-ти т. Л.: Наука, 1981, т. 23. с. 132. 531 0 Короленко В. Г. Старые традиций и новый орган. - Русские за писки, 1916, N 8, с. 255. 532 0 Теляковский В. А. Воспоминания. Л.-М.: Искусство, 1965, с. 70-71. 533 0Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 20, с. 100. 534 0 Там же, т. 3, с. 560. 535 0 Островский А. Н. Пьесы. Л.: Лениздат, 1977, с. 255. 536 0 Южин-Сумбатов А. И. Личные заметки об общих вопросах. - Театр и искусство, 1902, N 40, с. 716. 537 0 Истины ради отметим, что статья "Грядущий Хам" Д.С.Мережковского (1906), - своеобразный панегирик русской интеллигенции, "нечто единственное в современной европейской культуре". В ней он писал, что "у этого Хама в России - три лица. Первое, настоящее - над нами, лицо самодержавия (...). Второе лицо прошлое - рядом с нами, лицо православия, воздающего кесарю Божие (...). Третье лицо - под нами, лицо хамства идущего снизу - хулиганства, босячества, черной сотни - самое страшное из всех этих лиц". (Ц и т по: Д.С. Мережковский. 14 декабря. З.Н. Гиппиус. Дмитрий Мережковский. М.: Моск. рабочий, 1991, с. 535, 542). Иной точки зрения придерживались авторы сборника "Вехи" (1909), обвинившие русскую интеллигенцию в "обоженьи" народа. 538 0К подробному ее рассмотрению мы вернемся при анализе проблем организации театрального дела в пореволюционное время - в учебном пособии, посвященном этому периоду. 539 0 Хайченко Г. А. Народный театр. - В кн.: Русская художествен- ная культура конца XIX-начала XX века (1895--1905). М.: Наука, 1968, кн. первая, с. 231. 540 0 А. А. Яблочкина - председатель театрального общества с 1915 г., после смерти М. Г. Савиной. 541 0Яблочкина А. А. 75 лет в театре. М.: ВТО, 1960, с. 344-345. 542 0 Секцией руководил энергичный В. В. Тихонович, возглавивший в апреле 1919 г. рабоче-крестьянскую секцию ТЕО Наркомпроса, а позднее - ТЕО в последние два месяца его существования, до реорганизации Наркомпроса в 1921 г. 543 0 Цит. по: Клейнборт Л. М. Очерки рабочей интеллигенции. Пет- роград: Начатки знаний, 1923, т. 2, с. 35. 544 0 Правда, 1912, 12 сентября. 545 0 Рубакин 5 0Н. А. Избранное. В 2-х т. М.: Книга, 1975, т. 1, 5 0с. 89-90. 546 0Гайдебуров П. П. Литературное наследие. Выступления. Статьи. Режиссерские экспликации. Воспоминания. М.: ВТО, 1977, с. 195. 547 0Подробно этот вопрос рассмотрен в кандидатской диссертации Кокшеневой К.А. "Зритель театра революционной эпохи. 1917-1924". 548 0 Макарий, Митрополит Московский и Коломенский. О зрелищах в дни св.Пасхи. Единое на потребу. Типогр. Св.Тр.Сергиевой 5 0Лавры, 1914, N 29, с. 5. 549 0Артистический мир, 1917, N 36, с. 5. Полный текст законода- тельного предположения см. там же, с. 5-6. 550 0 Театр и искусство, 1916, N 48, с. 966. 551 0 Дмитриев М.А. Московские элегии. М.: Моск. 5 0рабочий, 1985, с. II. 552 0К введению всеобщего обучения. - Киевский театральный курь- ер, 1916, N 2468, с. 5. 553 0 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 23, с. 127. 554 0 Клейнборт Л. М. Очерки рабочей интеллигенции, с. 18. 555 0Горький М. О футуризме. - Журнал журналов, 1915, N 1, с. 3. 556 0 Радлов Н. О футуризме и "Мире искусства". 5 0- Аполлон, 1917, N 1, с. 1. 557 0 Некоторое представление о литературных манифестах предреволюционного десятилетия дает сб. "Литературные манифесты: От символизма к Октябрю" (М.: Федерация, 1929). 558 0 Шершеневич В. Г. Великолепный очевидец. - В кн.: Встречи с прошлым. М.: Сов. Россия, 1986, вып. 2, с. 147. 559 0 Скиталец. Встречи. - Красная новь, 1934, N 10, с. 163. 560 0 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Л.: 1978, т. 18, с. 76. 561 0 Грабарь И. Э. Письма. 1891-1917. М.: Наука, 1974, с. 192. 60 562 0 Аполлон, 1917, N1. с. V. 563 0 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Л.: 1981, т. 22, с. 44. 564 0 Бунин И. А. Автобиографическая заметка. - Собр. соч.: В 9-ти т. М.: Худож. лит, 1967, т. 9, с. 266. 565 0Тютчев Ф. И. Стихотворения. Письма. М., 1957, с. 403-404. 566 0 Станиславский К. С. Собр. соч, т. 7, с. 488. 567 0Пыжова О. И. Призвание. М.: Искусство, 1974, с. 15, 12. 568 0 Грабарь И. Э. Письма. 1891-1917, с. 304. 569 0 Здесь мы касаемся сложной темы, сколько-нибудь подробно до сих пор еще не исследованной в нашей науке. Мы тоже не претен- дуем на ее подробное рассмотрение, однако дальнейшее изложение материала нуждается в кратком обсуждении этого вопроса. 570 0 Герцен А.И. Соч.: В 2-х т. М.: Мысль, 1986, с. 355. 571 0Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Л.: 1973, т. 5, с. 174. 572 0 Цит. по: Марков П.А. Книга воспоминаний. М.: Искусство, 1983, с. 355. 573 0 Шаляпин Ф.И. Душа и маска.- 5 0В кн.: Федор Иванович Шаляпин. В 3-х т. М.: Искусство, 1976, т. 1, с. 291. 574 0 Бенуа А. Н. Итоги 1909 г. Художественная жизнь. - Речь, 1910, 1 января. 575 0Дорошевич В.М. Рассказы и очерки. М.: Моск. рабочий, 1962, с. 35. 576 0 Гумилев Н. 5 0Наследие символизма и акмеизм. - В кн.: Литера- турные манифесты, с. 42. 577 0 Ц и т. по: Мейерхольд В. Э. Переписка. М.: Искусство, 1976, с. 59. 578 0 В философской системе Ф. Ницше это было противопоставление "аполлонического" человека "дионисийскому". 579 0 Цит. по: Театр. Книга о новом театре. СПб.: Шиповник, 1908, с. 172. 580 0 Там же, с. 28. 581 0 Фриче В. Театр в современном и будущем обществе.- В кн.: Кризис театра. М.: Проблемы искусства, 1908, с. 185. 582 0 Дорошевич В. М. Рассказы и очерки, М.: с. 130. 583 0 Блок А. А. Записные книжки. М.: ГИХЛ, 1965, с. 317. 584 0 "Действительно, как это ни печально, но следует сознаться, что художественный уровень большинства наших театров за послед- нее время приобретает больше и больше характер провинциальных театральных представлений. Новшества и искания отсутствуют, пь- есы ставятся наспех, преимущественно сенсационные, ансамбль па- дает и замечается бегство из столицы в Москву и в провинцию це- лого ряда больших артистических сил." (Вл. С. (Соловьев) Петро- градские театры. - Аполлон, 1917, N 1, с. 67.) 585 0Павлов Ал. Артисты в кавычках. - Сцена и Арена, 1916, N4, с. 2. 586 0Шверубович В.В. О людях, о театре, о себе. М.: Искусство, 1976, с. 155. 587 0 Долгов Н. Хам пришел. - Театр и искусство, 1916, N 32. 588 0 Обозрение театров, 1916, N 3182, с. 6. 589 0 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч., Л.: 1981, т. 23, с. 142, т. 22, с. 101. 590 0Иванов Ив. Горе героям. - Русская мысль, 1900, N 2, с. 294. 591 0 Успенский Г. Собр. соч.: В 9-ти т. М.: Худож. лит., 1957, т. 7, с. 427- 428. 592 0 Труды I Всероссийского съезда сценических деятелей. В 2-х частях. М., 1898, ч. 2, с. 64. 593 0И. Н. Певцов. 1879-1934. Л., 1935, с. 31. 594 0 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. II, с. 59. 595 0 И. Н. Певцов, с. 52. 596 0 Собрание узаконений и распоряжений правительства, 1915, отд. 1 N 348, с. 2563. 597 0 Театр и искусство, 1916, N 2, с. 30. 598 0 Южин-Сумбатов А. И. Мысли о театре - Рампа и жизнь, 1916, N 9, с. 6. 599 0 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 22, с. 25. 5100 0 См.: Мы и планета. Цифры, факты. М.: Политиздат, 1972, с. 60. 5101 0 Киевский театральный курьер, 1916, N 2464, с. 2. 5102 0 Киевский театральный курьер, 1915, N 2331, с. 2. 5103 0 На начало века цены билетов в театр равнялись, (в коп.): --------------T-------------------------------------------------- ¦ ложи кресла галереи амфитеатр балкон раек --------------+-------------------------------------------------- Александринка ¦ утро ¦363- 946 148-341 24 - 60 - - 13-24 вечер ¦473-1276 176-780 35 -120 - - 13-35 --------------+-------------------------------------------------- Малый ¦ обыкновен. ¦440-1540 220-550 - - - 33-66 возвышен. ¦550-1650 275-660 - - - 55-83 --------------+-------------------------------------------------- Малый (Сувор.)¦700-1500 175-450 40 - 85 40-85 - - --------------+-------------------------------------------------- Корша ¦ утро ¦325-1050 80-170 10 - 35 65-100 45-100 - вечер ¦700-1600 180-330 40 - 90 180-230 120-230 - --------------+-------------------------------------------------- MXT ¦ утро ¦400-1500 50-200 - - 20-125 - вечер ¦900-2500 100-400 - - 25-175 - --------------+-------------------------------------------------- В периферийных театрах цена билетов дифференцировалась так: в Казани - от 10 коп. до 8 руб.; в Вятке - от 30 коп. до 10 руб.; в Вологде - от 25 коп. до 6 руб.; в Бердичеве - от 30 коп. до 4 руб. и т. д. Средняя цена одного билета равнялась (в руб.); в Александринке - 1,08; в Малом - 1,83; Корша - 1,68; MXT - 1,50; в Астрахани - 1,02; в Казани - 0,66; Киеве - 1,11; Нижнем-Новгороде - 1,00; Омске - 0,88; Одессе - 1,03; Рязань - 1,05; Царицыне -1,05. См.: Пчельников П. М. Справочная книжка по театральному делу. М., 1900, с. 195-206, 233-236. 5104 0 К вопросу о налоге. - Театр и искусство, 1916, N 1, с. 6. 5105 0 Резолюция театральных деятелей о налоге на театральные би- леты. - Рампа и жизнь, 1916, N3, с. 10. 5106 0 См., напр.: А. П. Налог на... спячку.- Рампа и жизнь, 1916, N 6, с. 4. 5107 0 См.: Театр и искусство, 1916, N 32, с. 639. 5108 0 Боголюбов Н. Театральный ансамбль.-Театр и искусство, 1916, N 41, с. 820. 5109 0 Кугель А. Р. Заметки.- Театр и искусство, 1916, N 4, с. 82. В декабре 1916 г. журнал "Театр и искусство" сообщал, что "и во Франции вводится военный налог на театральные билеты. [...] По предварительному подсчету, новый театральный налог даст госу- дарству, по крайней мере, 15.000.000 франков в год". Редакция, (судя по тону заметки, ее автором был А.Р. Кугель, так комменти- ровала новость: "И на столько же миллионов франков, если не на больше, понизит французскую театральную культуру". (Театр и ис- кусство, 1916, N 52, с. 1049.) 5110 0 Театр и искусство, 1917, N 1, с. 5. 5111 0Ленч Э. Записки рассудительного человека.- Киевский теат- ральный курьер, 1916, N 2459, с. 10. 5112 0 Театральный налог.- Обозрение театров, 1916, N 3171-3172, с. 8. -----------T------------------------------------------------------ Цена билета¦менее 10- 50- 1р.- 2- 3- 4- 5- 8- св. Ставки ¦10 к. 50 к. I p. 1p.50 3p. 4p. 5p. 8 p. 10p. 10 p. -----------+------------------------------------------------------ I вариант ¦100% 10 к. 20 к. 30 к. 60к. 80 к. 1p. 1p.60 2 p. 20% II вариант ¦5 к. 5 к. 10 к. 20 к. 50к. 80 к. 1p. 1p.60 2 p. 20% -----------+------------------------------------------------------ См.: Театр и искусство, 1916, N 31, с. 619. 5114 0 От редакции. - 5 0Театр и искусство, 1916, N 31, с. 618. 5115 0 Незлобин К. Н. К введению нового театрального налога.- 5 0Те- атр и искусство, 1916, N6, с. 114. 5116 0 Театр и искусство, 1917, N8, 151 5 0- 5 0152. 5117 0 Там же, с. 161. 5118 0 Наумов С. Провинциальная летопись.- 5 0Театр и искусство, 1916, N 5 046, с. 936. 5119 0 Итоги сезона. - Театр и искусство, 1917, N 9, с. 181. 5120 0Немирович-Данченко Вл.И. Из прошлого. Л.: Academia, 1936, с.229. 5121 0 Провинциальная хроника. - Театр и искусство, 1916, N 45, с. 914. 5122 0 Отметим, что для более или менее состоятельной публики это запрещение было чисто номинальным. Так, в кафешантанах водку "подавали загримированной под чай". (Алексеев А.Г. Серьезное и смешное, с. 64). 5123 0 Киевский театральный курьер, 1915, N 2396, с. 3. 5124 0 Станиславский К. С. Собр. соч., т. 7, с. 619. 5125 0Немирович-Данченко Вл.И. Избранные письма. В 2-х т. М.: Искусство 1979, т. 2, с. 186. 5126 0 Кугель А. Р. Заметки. - Театр и искусство, 1916, N 52, с. 1052. 5127 0 Южин-Сумбатов А.И. Воспоминания. Записи. Статьи. Письма. М.- Л.: Искусство, 1941, с. 146. 5128 0Марков П.А. Книга воспоминаний. М.: Искусство, 1983, с. 5 078 5 0- 79. 5129 0 Соболев Ю. Театральная жизнь Москвы. - Искусство, 1916, N 2, с. 18. 5130 0 Рабинович М. Письмо из Киева. - 5 0Театр и искусство, 1916, N 6, с. 124. Некоторое представление дает описание публики, при- сутствовавшей на опере "Дон Карлос" Дж. 5 0Верди 10 февраля 1917 г. в Большом театре с участием Ф. И. Шаляпина: "Публика партера, в массе, представляла невиданное зрелище: в смокингах и во фраках сидели такие типично-мародерские личности, что страшно станови- лось" (Хроника. - Артистический мир, 1917, N37). 5131 0 Провинциальная жизнь. Казанские письма. 5 0- 5 0Кулисы, 1917, N 12, с. 14. 5132 0 Абрамович Н. Девятый вал пошлости (Война и современная теа- тральщина). - Кулисы, 1917, N2, с. 4. 5133 0 Скорбящий. Об украинском театре.-Киевский театральный курьер, 1915, N 2352, с. 1-2. 5134 0Кугель A.P. Заметки.-Театр и искусство, 1916, N 40, с. 809. 5135 0 Котэ Марджанишвили. Творческое наследие. Письма. Воспомина- ния и статьи о К. А. Марджанишвили. Тбилиси, 1966, с. 68. 5136 0 Пильский П. Размышления у театрального подъезда. - Театр и искусство, 1916, N 40, с. 805. 5137 0 Никулин Л. В дни имитаций. 5 0- 5 0Кулисы, 1917, N 8, с. 16. 5138 0 Василевский И. М. Храм театра. - Журнал журналов, 1916, N 37, с. 3. 5139 0 Рабинович М. Письмо из Киева. - Театр и искусство, 1916, N 6, с. 124. 5140 0 Неужели не стыдно?.. - Кулисы, 1917, N 4, с. 16. 5141 0 Марков П.А. Книга воспоминаний, с. 530 5 0- 5 0531. 5142 0 Гидони Г. Аукцион собрания К. В. Охочинского. 5 0- 5 0Аполлон, 1917, N 4-5, с. 74. 5143 0 Райлен Ф. О влиянии войны на творчество. - Петроградская га- зета, 1917, N 4, 5 января. 5144 0 Всемирная история: В 10-ти т. М., 1960, т. VII, с. 561. 5145 0 Кугель А.Р. Заметки.- 5 0Театр и искусство, 1917, N 5, с. 96. 5146 0 Пастернак Л.О. Записи разных лет. М.: Сов. художник, 5 01975, с. 84. 5147 0 Ц и т. по: Встречи с прошлым. М.: Сов. Россия, 1978, вып. 3 5 0, с. 140. 5148 0 Ц и т. по: Андреева М.Ф. Переписка. 5 0Воспоминания. Статьи. Документы. М.: Искусство, 1963, с. 236. 5149 0 Гиацинтова С. В. С памятью наедине, с. 134. 5150 0 По России. Протест артистов против роскоши. 5 0- 5 0Киевский театральный курьер, 1916, N 2467, с. 13. 5151 0 Театр и искусство, 1916, N 33, с. 669. 5152 0 Новый. Актерская печаль. - Обозрение театров, 1916, N 3191, с. 6. 5153 0 Работу в театре В. 5 0И. 5 0Рассудов-Кулябко 5 0начинал артистом. В сезон 1901/1902 гг. он был в труппе Н.И. Собольщикова-Самарина, который писал: "Среди артистов второго положения выделялись такие опытные работники с многолетним стажем, как (...) В.И. 5 0Рассудов-Кулябко" (Собольщиков-Самарин Н. И. Записки. Горький., 1960, с. 203). 5154 0 Новый. Актерская печаль, с. 5. 5155 0 Кугель А.Р. Заметки.- 5 0Театр и искусство, 1916, N 42, с. 840. 5156 0 Чтоб "Кривое зеркало" никогда не меркло. - Зритель, 1916, N 6, с. 8. 5157 0 Маленькая хроника. - Театр и искусство, 1916, N 37. с. 750. 5158 0 Хроника. - Зритель, 1916, N 5 06, с. 9. 5159 0 По России. Совещание о желтом труде. - Киевский театральный курьер, 1916, N 2468, с. 4. 5160 0 Театр и искусство, 1916, N 33, с. 659. 5161 0 Там же, N 40, с. 799. 5162 0 Депутация была представительной по составу участников - А.А.Яблочкина и Ю.Э.Озаровский. Третьим был выбран Вл. И. Немирович-Данченко, но вместо него в Петербург поехал антрепренер Д.И.Басманов. 5163 0 Хроника. Слухи и вести. 5 0- 5 0Театр и искусство, 1916, N 42, с. 840. 5164 0 Там же, N 43, с. 862. 5165 0 Там же, с. 5 0944. 5166 0 Маленькая хроника. - Там же, N 39, с. 790. 5167 0 См.: Русский провинциальный театр. Воспоминания. Л.-М.: Искусство, 1937; На провинциальной сцене. Воспоминания. Л.-М.: Искусство, 1937; Данилов С.С., Португалова М.Г. Русский драматический театр XIX века. Л.: Искусство. 1974, т. 2; История русского драматического театра: В 7-ми т. М.: Искусство, 1977 - 198. 5168 0 Актриса О.А.Голубева, работавшая у М. М. Бородая, так характеризует его: "Он считался распорядителем товарищества, но по существу был полновластным директором и хозяином дела. (...) Он один ведал всем хозяйством театра и с помощью кассирши вел счетную часть, имел дело с городскими властями и с полицией; он читал все пьесы, сам составлял репертуар, сам раздавал роли; (...) смотрел все спектакли. Он прекрасно знал всех актеров и умел с ними ладить; знал свойства таланта каждого и, обладая громадным художественным вкусом, умел каждому дать интересную работу и использовать каждого в интересах дела". (Цит. по: Русский провинциальный театр. - Л.-М.: Искусство, 1937, с. 100-101.) 5169 0 Труды I съезда, ч. 2, с. 218. 5170 0 Гайдебуров П.П. Литературное наследие, с. 198. 5171 0 Театр и искусство, 1916, N 8, с. 114. 5172 0 Синельников Н.Н. Шестьдесят лет на сцене. Харьков, 1935, с. 206. 5173 0 Собольщиков-Самарин Н.И. Записки, с. 81. 5174 0 Саксаганский П. 5 0К. Из прошлого украинского театра. М.- 5 0Л.: Искусство, 1938, с. 122. 5175 0 Соболыциков-Самарин Н. И. Записки, с. 86. 5176 0 Велизарий М.И. Путь провинциальной актрисы. Л.-М.: Искусство, 1938, с. 127. 5177 0 Труды I съезда, ч. 2, с. 67. 5178 0 Велизарий М.И. Путь провинциальной актрисы, с. 135. 5179 0 Собольщиков-Самарин Н. И. Записки, с. 146. 5180 0 Труды I съезда, ч. 2, с. 67. 5181 0 Кригер В.А. Актерская громада. М.: Искусство, 1976, с. 75. Об этом же пишет Н.И.Собольщиков-Самарин. Организовав товари щество, он надеялся, что "все лучшее, все самое талантливое без размышлений и колебаний бросится в Нижегородское товарищество, лишь только узнает о моих художественных планах". Но оказалось, что он "жестоко ошибся. (...) Актер боялся "паев". Он выжидал антрепренера". (Собольщиков-Самарин Н. И. Записки, с. 98-100.) 182 Ц и т. по: Нежный И. Былое перед глазами. М.: ВТО, 1963, с. 57. 5183 0 Приведем знаменательную запись из дневника Е.Б.Вахтангова: "К.С.Станиславский сказал. - Покойный Морозов говорил мне: если хотите, чтобы вас бо- ялись, - выдавайте жалованье сами". Цит. по: Евг.Вахтангов. Ма- териалы и статьи. М.: 1959, с.66. 5184 0 Яблочкина А.А. 75 лет в театре, с. 346. 5185 0 Подробнее об этом см.: Пчельников П. М. Справочная книжка по театральному делу, с. 65-70. 5186 0 Русский провинциальный театр, с. 145. 5187 0 Пчельников П.М. Справочная книжка по театральному делу, с. 70. 5188 0 В.Погожев. Экономический обзор десятилетия императорских Санкт-Петербургских театров после реформы 1882 г. СПБ.: 1892, с. 29 5189 0 Труды I съезда... СПб., 1898, ч. 1, с. 108. 5190 0 Там же, с. 236. 5191 0 Там же, ч. 2, с. 355. 5192 0 Там же, с. 10. 5193 0 Там же, ч. I. с. 132. 5194 0 Там же, с. 94. 5195 0 Там же, ч. 2, с. 339. 5196 0 Там же, ч. 1, с. 240. 5197 0 Там же, с. 51. 5198 0 Там же, ч. 2, с. III. 5199 0 Там же, ч. I, с. 55. 5200 0 Там же, с. 185. 5201 0 Там же, с. 214. 5202 0 Театральная комиссия (комитет) имела право не допускать к постановке пьесу, разрешенную цензурой, требовать замены акте- ров после трех дебютных выступлений и т. д. "Руководство теат- ров от этого художественного контроля лезло на стену", - пишет Н.И.Собольщиков-Самарин и приводит пример, как казанский коми тет "забраковал В.И.Сука" на должность главного дирижера. Из- вестному антрепренеру пришлось долго доказывать, что В.И.Сук - огромная величина в музыкальном мире. Милостиво согласились прослушать три дебюта" (Собольщиков-Самарин Н. И., Записки, с. 189). 5203 0 Наумов С. Провинциальная летопись. - Театр и искусство, 1916, N 4, с. 936. 5204 0 Боголюбов Н. Муниципализация театра. - Искусство, 1916, N 4 - 5 с.15. 5205 0 Налоговая дань обошлась театрам в 8 млн. рублей в 1915 г. Об этом подробнее см: Марков Е. А. Простая речь. - Театр и искусс- тво 1916 N 8, с. 153,, 5206 0 Ц и т. по: Комиссаржевская В. Ф. Письма актрисы. Воспоминания о ней. Материалы. Л.-М., Искусство, 1964, с. 119. 5207 0 Из дневника С.И.Смирновой-Сазоновой. - В кн.: В. Ф. Комиссаржевская, с. 311. 5208 0 Станиславский К.С. Собр. соч., т. 5, с. 586. 5209 0 Маленькая хроника. - Театр и искусство, 1916, N 39, с. 790. 5210 0 Театр и искусство, 1916, N 42, с. 840. 5211 0 Подробнее об этом см.: Гинзбург С.С. Кинематография дорево- люционной России. М.: Искусство, 1963, с. 158-159. 5212 0 Гайдаров В. В театре и кино. Л.-М.: Искусство, 1966, с. 103. 5213 0 Сколько зарабатывает русский актер. - Сцена и Арена, 1916, N 4, с. 22. 5214 0 Хроника.- Вестник театра. Екатеринослав, 1914, N 10, с. 8. 5215 0 Там же, с. 2. 5216 0 Немирович-Данченко Вл.И. О творчестве актера. М.: Искусство, 1984, с. 88 - 89. 5217 0 Факты и слухи. - Вестник театра, Екатеринослав, 1914, N 8 с. 12 5218 0 Там же, 1915, N 3 - 4, с. II. 5219 0 Театр и искусство, 1916, N 51, с. 108. 5220 0 Там же, N 52, с. 1048. 5221 0 Немирович-Данченко Вл.И. Из прошлого, с. 285. 5222 0 Письма А.А.Суворина к В.В.Розанову. СПб., 1913, с. 85. 5223 0 Буржуазный театр. - Рампа и жизнь, 1917, N 7, с. 5. 5224 0 Каэль. Заметки. - Обозрение театров, 1916, N 3182, с. 6. 5225 0 Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: В 14-ти т. М.: АН СССР, 1951 т. 6 с. 35. 5226 0 Подробнее об этом см.: Рампа и жизнь, 1917, N 9 с. 5. 5227 0 Звезда, 1910, 10 декабря. 5228 0 Гайдебуров П.П. Литературное наследие, с. 37. 5229 0 Накатов И. Перед свободным словом. - Журнал журналов 1915, N 20, с. 4. 5230 0 Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М.: Ху- дож.лит. 1959 т. 1, с. 317, 330-331. 5231 0 Бьюкенен Дж. Мемуары дипломата. - М.: Международные отношения, 1991, с. 191. 5232 0 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 32, с. 364. 5233 0 Шульгин В. В. Дни. 1920. - 5 0М.: Современник, 1989, с. 171 5234 0 Бенуа А. Н. Чудеса и благоразумие. - Цит по: Александр Бенуа размышляет... М.: Искусство, 1968, с. 58.
Примечания к разделу II. 51 0 Здесь и далее даты приводятся по старому стилю. 52 0 Дневник В.А.Теляковского. - Государственный центральный театральный музей им.А.А.Бахрушина, фонд 280, ед. хран. 1325, N 50, 1 марта, с. 46 (3739). [Далее - Дневник. - Г.Д.] 53 0 Реквизиция Теляковского. - Артистический мир, 1917, N 37, март, с. 11 54 0 Маленькая хроника. - Театр и искусство, 1917, N 10 - 11, 12 марта, с. 199. 55 0 В Москве.- Театральная газета, 1917, N 10 - 11, 12 марта, с. 6. 56 0 Хроника Петрограда.- Рампа и жизнь, 1917, N 31, 6 авгус- та, с.12 57 0 Маленькая хроника. - Театр и искусство, 1917, N 10 - 11, 12 марта, с. 199. 58 0 Брянчанинов А.И. Заем как свобода. - Во имя свободы (Од- нодневная газета Союза деятелей искусств. Птг.) 25 мая 1917. 59 0 Временные правила по наблюдению за театрами и прочими разного рода сценическими предприятиями и зрелищами в г.Москве. - Театральная газета, 1917, N 13 - 14, 2 апреля, с. 7. 510 0 Проект московской театральной регламентации. - Театр и искусство, 1917, N 15, 9 апреля, с. 234. 511 0 Бескин Эм. Листки. - Там же, с. 13. 512 0 Там же, с. 3. 513 0 Там же, с. 4. 514 0 Театр в революционные дни. - Театр и искусство, 1917, N 10 - 11, с. 190. 515 0 Там же, с. 190. 516 0 Там же, с. 190. 517 0 Дневник, 3 марта, с. 49. 518 0 Реквизиция Теляковского. - Артистический мир, 1917, N 37, с. 12. 519 0 Журнал распоряжений по Московским государственным теат- рам. 1917, март, N 1, с. 1. 520 0 Хроника. - Артистический мир, 1917, N 37, с. 6. 521 0 Дневник, 1 апреля, с. 86. 522 0 Малютин Я.О. Актеры моего поколения. М.-Л., 1959, с.342. 523 0 В Москве.- Театральная газета, 1917, N 10 - 11, с. 5. 524 0 В Петрограде. - Там же, с. 7. 525 0 Правление союза. Письмо в редакцию. - Театральная газе- та, 1917, N 12, 19 марта, с. 9. 526 0 Там же, с. 9. 527 0 12 марта 1917 г. (Редакционная) - Кулисы, 1917, N 9 - 11, 12 марта, с. 3. 528 0 У рампы. - Новости сезона, 1917, N 3382, с. 10. 529 0 Революция и свобода театра. - Театр и искусство, 1917, N 10 - 11, с. 188. 530 0 Там же, с. 188. Истины ради отметим, что согласно цен- зурным положениям, на сцене нельзя было показывать высших са- новников и административных "ни в слишком парадной форме, ни в слишком домашнем неглиже". Подробнее об этом см.: К.С.Станис- лавский. Собр. соч. в 8-ми т., т. 5, с. 275 - 276. 531 0 Революция и национальный театр. - Театр и искусство, 1917, N 10 - 11, с. 188 - 189. 532 0 Теляковский В.А. Воспоминания. Л.-М.: Искусство, 1965, с. 93. 533 0 Цит. соч., с. 91. 534 0 Цит. соч., с. 97. 535 0 Цит. соч., с. 100. 536 0 Арбенин Ник. Об автономии императорских театров.- Театр и искусство, 1906, N 1, с. 11. 537 0 От редакции. - Театр и искусство, 1906, N 3, с. 33. 538 0 Южин-Сумбатов А.И. Воспоминания. Записи. Статьи. Пись- ма. М.-Л., 1941, с. 213. 539 0 Цит. соч., с. 214. 540 0 Цит. соч., с. 221. 541 0 Цит. соч., с. 582. 542 0 Кугель А.Р. Заметки. - Театр и искусство, 1917, N 15, 9 апреля, с. 236 - 238. 543 0 Там же, с. 239. 544 0 Цит. по: Театральная газета, 1917, N 13 - 14, 2 апреля, с. 8. 545 0 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В трех томах. М., 1961, т. 1, с. 130. 546 0 Мейерхольд В.Э. Переписка. М.: Искусство, 1976, с. 51. 547 0 Сергей Дягилев и русское искусство. В 2-х тт. М.: Изоб- разительное искусство, 1982, т. 2, с. 95. 548 0 Цит. по: Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900 - 1910 годов. М.: Искусство, 1988, с. 40 - 41. 549 0 Бенуа А.Н. Художественные реформы. - Слово, N 353, 14 января 1906. 550 0 Бенуа А.Н. Художественные реформы. - Слово, N 348, 8 января 1906. 551 0Цит. по: Маковский С. Министерство искусств. - Аполлон, 1917, N 2 - 3, с. III. 552 0 Там же, с. IV. 553 0 Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 30 т. Л.: Наука, т. 21, 1980, с. 256. 554 0 Цит. по: Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России... с.41 555 0 В Петрограде. - Рампа и жизнь, 1917, N 12, с.6. 556 0 Зиновьев К. Не медлите! - Кулисы, 1917, N 9 - 11. с. 5. 557 0 Цит. по: Театральная газета, 1917, N 12, с. 4. 558 0 Там же, с. 4. 559 0 Боголюбов Ник. - Министерство изящных искусств. - Ис- кусство, 1917, N 5 - 6, с. 10 - 11. 560 0 Гуревич Л. Организация художественного труда. - Речь, N 66, 8 марта 1917. 561 0 Маковский С. Министерство искусств. - Аполлон, 1917, N 2 - 3, с. I - II. 562 0 Слухи и факты. - Театральная газета, 1917, N 13 - 14, с. 8. 563 0 Театр в дни революции. Редакционная. - Рампа и жизнь, 1917, N 10 - 11, с.5. 564 0 День, 12 марта 1917. 565 0 Театр в дни революции. Редакционная. - Рампа и жизнь, 1917, N 12, 19 марта, с.6. 566 0 Маковский С. Министерство искусств. - Аполлон, 1917, N 2 - 3, с. 2. 567 0 Стенограмма собрания деятелей искусств всех отраслей. - ЦГАЛИ, ф. 336, оп. 7, ед. хран. 3, л. 1 - 13. 568 0 Кугель А.Р. Заметки. - Театр и искусство, 1917, N 12, с. 215 - 217. Отметим, что А.Р.Кугель, вообще недолюбливавший режиссеров и режиссерский театр, после этого собрания не упус- кал даже самого малейшего повода, чтобы не проехаться по адресу В.Э.Мейерхольда в редактируемом им журнале - вплоть до закрытия последнего в феврале 1918 г. 569 0 Речь, 15 марта 1917. 570 0Аскольдов С.А. Религиозный смысл русской революции. - В сб.: Из глубины. Париж, 1967, с. 61. 571 0 Рид Дж. Рождение нового мира. М., 1987, с. 90. 572 0 Новая жизнь N 36, 31 мая 1917. 573 0 де Токвиль А. О демократии в Америке.- М., 1897, с. 141 - 149. 574 0 Розанов В.В. Опавшие листья. Короб 2. Птг., 1915, с. 325. 575 0 Блок А.А. Записные книжки. М., 1965, с. 346. 576 0 Розанов В.В. Цит. соч., с. 48 - 49. 577 0 Кугель А.Р. Заметки. - Театр и искусство, 1917, N 31, с. 531 - 532. 578 0 Архитектурно-художественный еженедельник, 1917, N 15/17, с. 95 579 0 В "Совет" был приглашен и председатель СДИ архитектор А.Таманов (Таманян), а А.Н.Бенуа - нет. Читателей, интересую- щихся взаимоотношениями СДИ и "Особым совещанием" рекомендуем книгу В.П.Лапшина "Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 г." М.: Сов. художник, 1983. 580 0 Маковский С. Цит. соч., с. V, XII. 581 0Цит. по: Аполлон, 1917, N 2 - 3, с. XIII - XIV. 582 0 Провинция. - Театральная газета, N 26 - 27, 2 июля 1917. 583 0 Маковский С. Цит. соч., с. XV. 584 0 Маковский С. Цит. соч., с. XV. 585 0 Ростиславов А. Революция и искусство. - Аполлон, 1917, N 6 - 7, с. 71 - 72. 586 0 Там же, с. 73. 587 0 Как сообщала 8 июня "Новая жизнь" (N 43) анонимное аме риканское общество "ассигновало 20 млн. долл. для скупки в Рос- сии старинных художественных вещей из золота, серебра, а также картин, бронзы, фарфора и вообще предметов искусства". 588 0 Ростиславов А. Цит. соч., с. 72. 589 0 Ростиславов А. Цит. соч., с. 75. 590 0 Напомним, что Московское отделение Совета ИРТО организовалось в 1913 г., а в феврале 1916 г., после смерти М.Г.Сави- ной (7 сентября 1915 г.) Совет ИРТО был переведен из Петрограда в Москву. 591 0 Как неожиданны исторические совпадения! В октябре 1986 г. на XV съезде ВО А.И.Гельман предложил съезду самораспуститься и провести перевыборы делегатов. Съезд аплодировал А.И. Гельману, но самораспуститься отказался. 592 0 Бескин Эм. Листки. - Театральная газета, 1917, N 13 - 14, с. 14. 593 0 Там же, с. 4. 594 0 Редакционная. - Театр и искусство, 1917, N 13 - 14, с. 228. 595 0 Подробнее об этом см: К делегатскому съезду. - Рампа и жизнь, 1916, N 10, с. 5 - 8, а также "Театр и искусство", 1916, N 11. 596 0 К делегатскому съезду.- Рампа и жизнь, 1916, N 10, с. 6. 597 0 Витвицкая Б. На собрании сценических деятелей. - Театр и искусство, 1917, N 10 - 11, с. 190. 598 0 А.Г-овъ. Театральное общество. - Кулисы, 1917, N 13, 26 апреля, с. 14. 599 0 Революция и театральное общество. - Театр и искусство, 1917, N 10 - 11, с. 189. 5100 0 Устав профессионального союза петроградских сценических деятелей. - Рампа и жизнь, 1917, N 16, 16 апреля, с. 5. 5101 0 Театральная газета, 1917, N 13 - 14, с. 5. 5102 0 Первый Российский профессиональный союз работников сцены. - Рампа и жизнь, 1917, N 16, 16 апреля, с. 4. 5103 0 Там же, с. 16. 5104 0 Там же, с. 4. 5105 0 Воззвание I-го профессионального союза работников сце- ны. - Театр и искусство, 1917, N 18, 30 апреля, с. 302. 5106 0 Театр и искусство, 1917, N 19, 7 мая, с. 309. 5107 0 Устав ССД. - Рампа и жизнь, 1917, N 22, 28 мая, с. 4. 5108 0 Актеры и союзы. - Рампа и жизнь, 1917, N 18 - 19, 7 мая, с. 11. 5109 0 Опыт театральной регламентации в Москве. - Театр и ис- кусство, 1917, N 13 - 14, с. 229. 5110 0 Так как в публикациях отсутствуют инициалы членов коми тета, автору не удалось идентифицировать артиста Карпова в связи с многочисленностью однофамильцев. 5111 0 Аналогичные процессы происходили во всех без исключения отраслях народного хозяйства. Так, в кинематографе возникли ОКО - объединенное кинематографическое общество, СРХК - союз работников художественной кинематографии, Союз механиков, Союз служащих в кинотеатрах, конторах и ателье и т.д. 5112 0 Театральная газета, 1917, N 15, 2 апреля, с. 5. 5113 0 Театр и искусство, 1917, N 18, 30 апреля, с. 291. 5114 0 Театр и искусство, 1917, N 18, с. 302. 5115 0 В театре А.С.Суворина. - Театр и искусство, 1917, N 16, с. 253. 5116 0 К бойкоту Малого театра. - Театр и искусство, 1917, N 25, 18 июня, с. 437 - 438. 5117 0 Зиновьев К. На митинге. - Кулисы, 1917, N 12, 19 марта, с. 5. 5118 0 Бескин Эм. Листки. - Театральная газета, 1917, N 13 - 14, с. 14. 5119 0 Люшин К.О. Реорганизация Русского Театрального обще- ства. - Известия Совета Русского Театрального общества, 1917, N 23, с. 4. 5120 0 Театр и искусство, 1917, N 4, 22 января, с. 65. 5121 0 Театр и искусство, 1917,
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.021 с.) |