Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неизбежность социальной революции↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Поляризация сознания проникла и в солдатские окопы. Во время поездки Передвижного театра П.П.Гайдебурова на Северный фронт осенью 1917 г. на спектаклях "Телль" Р.Моракса, "Женитьба" Н.В. Гоголя и "Не все коту масленица" А.Н.Островского проводилось анкетирование солдат-зрителей, позднее обобщенное А.А. Бардовским. Отзывы разделились - наряду с положительными, были и такие: "У нас свой Тереха хорошо представляет; вы нам не нужны и просим вас уехать отсюда"; "Желательно пьесу на тему дня - по поводу отступления и самовольного покидания позиций солдата- ми"; "Театр - хорошая вещь, но не в такое время. Артисты-буржуи приехали отвлечь массы от главной задачи - войны и революции"; "В этой игре дел мало солдату; это мало нужно; это все что-то подозрительное, начальство чем нас забавляет. Скажу одну правду, что этим нам буржуи головы затемняют, присылают на фронт какие-то развлечения"; "На буржуя сердце кипело весь вечер". 5304 0. Накопленная энергия классовой ненависти могла найти выход только в страшном социальном катаклизме. Он был неизбежен, правительство было под перекрестным огнем - и справа, и слева. В стране наступил паралич власти. О "неизбежной катастрофе" еще летом предупреждал Ю.Мартов: "над всем тяготеет ощущение чрезвычайной "временности" всего, что совершается. Такое у всех чувство, что (...) не сегодня-завтра что-то новое будет в России - то ли крутой поворот назад, то ли красный террор считаю- щих себя большевиками, но на деле настроенных просто пугачевски" 5305 0. Создается впечатление, что открещиваясь от большевизма, его политические противники вообще не понимали утопически-гран- диозных планов коммунистов по переустройству мира. Главные про- тагонисты большевизма - Ленин и Троцкий - воспринимались интел- лигентной Россией не как лидеры грядущей диктатуры, а всего лишь как одиозные экстремисты без политического будущего. Они были объектом политической сатиры, правда, скорее - грустной: "Право стало злой расправой Самосуд царит кровавый... Ленин снова гастролирует. Мстя за прошлые невзгоды Опьяневши от свободы, Раб - свободой спекулирует" 5306 0. Долгожданное социальное "похмелье" в стране никак не нас- тупало. Заинтересованные союзники срочно предлагали свои проек- ты "спасения России", самым неожиданным был американский - пе- рехватить на время лозунги большевиков. Правительство не согла- силось - это было и невозможно, и непорядочно. Не приняло оно и план военного министра А.И. Верховского - объявить немедленное перемирие и переформировать разложившуюся армию на добровольной основе. Министру был дан "отпуск по болезни", он счел за благо отбыть на Валаам - молиться за Россию. А тем временем большевики открыто, не таясь, обсуждали сроки восстания. На заседании Временного Совета (Предпарламен- та) Л.Д.Троцкий демонстративно объявил, что большевики отказы- ваются от "парламентской говорильни" и идут в массы, поднимать их на борьбу за новую жизнь. В критический для себя час Времен- ное правительство не нашло в Петрограде ни одного верного пол- ка, готового защищать власть. ...Октябрьский переворот, позднее - Октябрьская революция, еще позднее - Великая Октябрьская социалистическая революция - совершился в ночь с 24 на 25 октября. "В стране произошли ужасные события", - сообщали "товари- щам-артистам" Известия Совета РТО 5307 0. Реакция "Нивы" была на удивление спокойной: "Хирургическая операция 25 октября была совершена не на живом теле. К моменту своего разгона Временный Совет Российской республики был уже политическим трупом. (...) На политической сцене остаются только две мощных и действенных стихии: стихия большевизма и стихия все грознее и грознее под- нимающейся в стране реакции. Их взаимодействием и будет опреде- ляться в ближайшем будущем ход событий в России" 5308 0. ...Февральская попытка прорыва России в демократически обустроенную Европу не удалась. Октябрь перевел стрелки истории на новый "особый" путь развития, обещая солдатам - мир, кресть- янам - землю, всем трудящимся - близкое и полное счастье. Про- видение К.Н.Леонтьева, что "социализм, понятый как следует, есть не что иное, как новый феодализм уже вовсе недалекого бу- дущего" было отброшено за ненадобностью. Страна начала отраба- тывать вековечные мечтания о счастье, коммунистическая утопия стала воплощаться в жизнь.
Примечания к разделу I.
56 0 Луначарский А. В. Несколько воспоминаний о Ю. М. Юрьеве, с. 383- 384. 57 0 В письме к Вл. И. Немировичу-Данченко (август 1916 г.) Ста- ниславский так характеризует свое отношение к модным репертуар- ным авторам: "Относительно сезонных пьес и успехов - так точно, как и относительно перекрашивания собак в енотов - Вы мое мне- ние знаете. Я считаю это очень невыгодным и для театра и для кассы". (Станиславский К. С. Собр., соч., т. 7. с. 629). 58 0 Маленькая хроника. - Театр и искусство, 1917, 5, с. 96. 59 0 Homo novus (Кугель A. P.). Заметки.-Театр и искусство, 1916, N 42, с. 848 (Далее везде: Кугель А. Р. - прим. авт.) 510 0 Маленькая хроника. - Театр и искусство, 1916, N 34, с. 690. 511 0Невероятное.- 5 0Обозрение театров, 1916, N 3198-3199, с. 10. 512 0 В сезоне 1915/16 гг. по приглашению А.Г. Алексеева на сцене "Павильон де Пари" в старинных водевилях выступал В.Н. Давыдов. Об этом подробнее см.: Алексеев А. Г. Серьезное и смешное. Пол- века в театре и на эстраде. М.: Искусство, 1972, с. 59-76. 513 0 Подробно эта история рассказана в воспоминаниях Н.Н. Ходото- ва. См.: Близкое-далекое. Л.-М.: Искусство, 1962, с. 254. 514 0Мичурин Г. Горячие дни актерской жизни. Л.: Искусство, 1972, с. 36. 515 0 Островский А. Н. Полн. собр. соч. М.: Искусство, 1974, т. 3, с. 337. 516 0Леонидов Л. М. Воспоминания, статьи, беседы, переписка, за- писные книжки. М., 1960, с. 98. 517 0Гиацинтова С. В. С памятью наедине. М.: Искусство, 1985, с. 126. 518 0Кугель А. Р. Заметки.- Театр и искусство, 1917, N 1, с. 10-11. 519 0Там же, с. 11. 520 0 Перестиани И. 75 лет жизни в искусстве. М.: Искусство, 1962, с. 239. 521 0 Ц и т. по: Рудницкий К. Мейерхольд. М.: Искусство, 1981, с. 203. 522 0 См.: Московские вести. - Театр и искусство, 1917, N 34, с. 693. 523 0Накатов И. Преображение театра. - Журнал журналов, 1915, N 35, с. 10. 524 0 Там же, с. 11. 525 0 Марков П. А. Книга воспоминаний. М.: Искусство, 1983, с. 79. 526 0 Обозрение театров, 1916, N 3171-3172, с. 21. 527 0Маленькая хроника. - Театр и искусство, 1916, N 27, с. 540. 528 0Ярон Г. М. О любимом жанре. М.: Искусство, 1960, с. 84. Ис- тины ради добавим, что авторами либретто упомянутой выше "Мес- салинетты" были Г. Ярон и Л. Пальмский. 529 0Амфитеатров А. Девятидесятники. В 2-х т. СПб.: Прометей, 1910, т. 1, с. 145. 530 0 Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В ЗО-ти т. Л.: Наука, 1981, т. 23. с. 132. 531 0 Короленко В. Г. Старые традиций и новый орган. - Русские за писки, 1916, N 8, с. 255. 532 0 Теляковский В. А. Воспоминания. Л.-М.: Искусство, 1965, с. 70-71. 533 0Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 20, с. 100. 534 0 Там же, т. 3, с. 560. 535 0 Островский А. Н. Пьесы. Л.: Лениздат, 1977, с. 255. 536 0 Южин-Сумбатов А. И. Личные заметки об общих вопросах. - Театр и искусство, 1902, N 40, с. 716. 537 0 Истины ради отметим, что статья "Грядущий Хам" Д.С.Мережковского (1906), - своеобразный панегирик русской интеллигенции, "нечто единственное в современной европейской культуре". В ней он писал, что "у этого Хама в России - три лица. Первое, настоящее - над нами, лицо самодержавия (...). Второе лицо прошлое - рядом с нами, лицо православия, воздающего кесарю Божие (...). Третье лицо - под нами, лицо хамства идущего снизу - хулиганства, босячества, черной сотни - самое страшное из всех этих лиц". (Ц и т по: Д.С. Мережковский. 14 декабря. З.Н. Гиппиус. Дмитрий Мережковский. М.: Моск. рабочий, 1991, с. 535, 542). Иной точки зрения придерживались авторы сборника "Вехи" (1909), обвинившие русскую интеллигенцию в "обоженьи" народа. 538 0К подробному ее рассмотрению мы вернемся при анализе проблем организации театрального дела в пореволюционное время - в учебном пособии, посвященном этому периоду. 539 0 Хайченко Г. А. Народный театр. - В кн.: Русская художествен- ная культура конца XIX-начала XX века (1895--1905). М.: Наука, 1968, кн. первая, с. 231. 540 0 А. А. Яблочкина - председатель театрального общества с 1915 г., после смерти М. Г. Савиной. 541 0Яблочкина А. А. 75 лет в театре. М.: ВТО, 1960, с. 344-345. 542 0 Секцией руководил энергичный В. В. Тихонович, возглавивший в апреле 1919 г. рабоче-крестьянскую секцию ТЕО Наркомпроса, а позднее - ТЕО в последние два месяца его существования, до реорганизации Наркомпроса в 1921 г. 543 0 Цит. по: Клейнборт Л. М. Очерки рабочей интеллигенции. Пет- роград: Начатки знаний, 1923, т. 2, с. 35. 544 0 Правда, 1912, 12 сентября. 545 0 Рубакин 5 0Н. А. Избранное. В 2-х т. М.: Книга, 1975, т. 1, 5 0с. 89-90. 546 0Гайдебуров П. П. Литературное наследие. Выступления. Статьи. Режиссерские экспликации. Воспоминания. М.: ВТО, 1977, с. 195. 547 0Подробно этот вопрос рассмотрен в кандидатской диссертации Кокшеневой К.А. "Зритель театра революционной эпохи. 1917-1924". 548 0 Макарий, Митрополит Московский и Коломенский. О зрелищах в дни св.Пасхи. Единое на потребу. Типогр. Св.Тр.Сергиевой 5 0Лавры, 1914, N 29, с. 5. 549 0Артистический мир, 1917, N 36, с. 5. Полный текст законода- тельного предположения см. там же, с. 5-6. 550 0 Театр и искусство, 1916, N 48, с. 966. 551 0 Дмитриев М.А. Московские элегии. М.: Моск. 5 0рабочий, 1985, с. II. 552 0К введению всеобщего обучения. - Киевский театральный курь- ер, 1916, N 2468, с. 5. 553 0 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 23, с. 127. 554 0 Клейнборт Л. М. Очерки рабочей интеллигенции, с. 18. 555 0Горький М. О футуризме. - Журнал журналов, 1915, N 1, с. 3. 556 0 Радлов Н. О футуризме и "Мире искусства". 5 0- Аполлон, 1917, N 1, с. 1. 557 0 Некоторое представление о литературных манифестах предреволюционного десятилетия дает сб. "Литературные манифесты: От символизма к Октябрю" (М.: Федерация, 1929). 558 0 Шершеневич В. Г. Великолепный очевидец. - В кн.: Встречи с прошлым. М.: Сов. Россия, 1986, вып. 2, с. 147. 559 0 Скиталец. Встречи. - Красная новь, 1934, N 10, с. 163. 560 0 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Л.: 1978, т. 18, с. 76. 561 0 Грабарь И. Э. Письма. 1891-1917. М.: Наука, 1974, с. 192. 60 562 0 Аполлон, 1917, N1. с. V. 563 0 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Л.: 1981, т. 22, с. 44. 564 0 Бунин И. А. Автобиографическая заметка. - Собр. соч.: В 9-ти т. М.: Худож. лит, 1967, т. 9, с. 266. 565 0Тютчев Ф. И. Стихотворения. Письма. М., 1957, с. 403-404. 566 0 Станиславский К. С. Собр. соч, т. 7, с. 488. 567 0Пыжова О. И. Призвание. М.: Искусство, 1974, с. 15, 12. 568 0 Грабарь И. Э. Письма. 1891-1917, с. 304. 569 0 Здесь мы касаемся сложной темы, сколько-нибудь подробно до сих пор еще не исследованной в нашей науке. Мы тоже не претен- дуем на ее подробное рассмотрение, однако дальнейшее изложение материала нуждается в кратком обсуждении этого вопроса. 570 0 Герцен А.И. Соч.: В 2-х т. М.: Мысль, 1986, с. 355. 571 0Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Л.: 1973, т. 5, с. 174. 572 0 Цит. по: Марков П.А. Книга воспоминаний. М.: Искусство, 1983, с. 355. 573 0 Шаляпин Ф.И. Душа и маска.- 5 0В кн.: Федор Иванович Шаляпин. В 3-х т. М.: Искусство, 1976, т. 1, с. 291. 574 0 Бенуа А. Н. Итоги 1909 г. Художественная жизнь. - Речь, 1910, 1 января. 575 0Дорошевич В.М. Рассказы и очерки. М.: Моск. рабочий, 1962, с. 35. 576 0 Гумилев Н. 5 0Наследие символизма и акмеизм. - В кн.: Литера- турные манифесты, с. 42. 577 0 Ц и т. по: Мейерхольд В. Э. Переписка. М.: Искусство, 1976, с. 59. 578 0 В философской системе Ф. Ницше это было противопоставление "аполлонического" человека "дионисийскому". 579 0 Цит. по: Театр. Книга о новом театре. СПб.: Шиповник, 1908, с. 172. 580 0 Там же, с. 28. 581 0 Фриче В. Театр в современном и будущем обществе.- В кн.: Кризис театра. М.: Проблемы искусства, 1908, с. 185. 582 0 Дорошевич В. М. Рассказы и очерки, М.: с. 130. 583 0 Блок А. А. Записные книжки. М.: ГИХЛ, 1965, с. 317. 584 0 "Действительно, как это ни печально, но следует сознаться, что художественный уровень большинства наших театров за послед- нее время приобретает больше и больше характер провинциальных театральных представлений. Новшества и искания отсутствуют, пь- есы ставятся наспех, преимущественно сенсационные, ансамбль па- дает и замечается бегство из столицы в Москву и в провинцию це- лого ряда больших артистических сил." (Вл. С. (Соловьев) Петро- градские театры. - Аполлон, 1917, N 1, с. 67.) 585 0Павлов Ал. Артисты в кавычках. - Сцена и Арена, 1916, N4, с. 2. 586 0Шверубович В.В. О людях, о театре, о себе. М.: Искусство, 1976, с. 155. 587 0 Долгов Н. Хам пришел. - Театр и искусство, 1916, N 32. 588 0 Обозрение театров, 1916, N 3182, с. 6. 589 0 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч., Л.: 1981, т. 23, с. 142, т. 22, с. 101. 590 0Иванов Ив. Горе героям. - Русская мысль, 1900, N 2, с. 294. 591 0 Успенский Г. Собр. соч.: В 9-ти т. М.: Худож. лит., 1957, т. 7, с. 427- 428. 592 0 Труды I Всероссийского съезда сценических деятелей. В 2-х частях. М., 1898, ч. 2, с. 64. 593 0И. Н. Певцов. 1879-1934. Л., 1935, с. 31. 594 0 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. II, с. 59. 595 0 И. Н. Певцов, с. 52. 596 0 Собрание узаконений и распоряжений правительства, 1915, отд. 1 N 348, с. 2563. 597 0 Театр и искусство, 1916, N 2, с. 30. 598 0 Южин-Сумбатов А. И. Мысли о театре - Рампа и жизнь, 1916, N 9, с. 6. 599 0 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 22, с. 25. 5100 0 См.: Мы и планета. Цифры, факты. М.: Политиздат, 1972, с. 60. 5101 0 Киевский театральный курьер, 1916, N 2464, с. 2. 5102 0 Киевский театральный курьер, 1915, N 2331, с. 2. 5103 0 На начало века цены билетов в театр равнялись, (в коп.): --------------T-------------------------------------------------- ¦ ложи кресла галереи амфитеатр балкон раек --------------+-------------------------------------------------- Александринка ¦ утро ¦363- 946 148-341 24 - 60 - - 13-24 вечер ¦473-1276 176-780 35 -120 - - 13-35 --------------+-------------------------------------------------- Малый ¦ обыкновен. ¦440-1540 220-550 - - - 33-66 возвышен. ¦550-1650 275-660 - - - 55-83 --------------+-------------------------------------------------- Малый (Сувор.)¦700-1500 175-450 40 - 85 40-85 - - --------------+-------------------------------------------------- Корша ¦ утро ¦325-1050 80-170 10 - 35 65-100 45-100 - вечер ¦700-1600 180-330 40 - 90 180-230 120-230 - --------------+-------------------------------------------------- MXT ¦ утро ¦400-1500 50-200 - - 20-125 - вечер ¦900-2500 100-400 - - 25-175 - --------------+-------------------------------------------------- В периферийных театрах цена билетов дифференцировалась так: в Казани - от 10 коп. до 8 руб.; в Вятке - от 30 коп. до 10 руб.; в Вологде - от 25 коп. до 6 руб.; в Бердичеве - от 30 коп. до 4 руб. и т. д. Средняя цена одного билета равнялась (в руб.); в Александринке - 1,08; в Малом - 1,83; Корша - 1,68; MXT - 1,50; в Астрахани - 1,02; в Казани - 0,66; Киеве - 1,11; Нижнем-Новгороде - 1,00; Омске - 0,88; Одессе - 1,03; Рязань - 1,05; Царицыне -1,05. См.: Пчельников П. М. Справочная книжка по театральному делу. М., 1900, с. 195-206, 233-236. 5104 0 К вопросу о налоге. - Театр и искусство, 1916, N 1, с. 6. 5105 0 Резолюция театральных деятелей о налоге на театральные би- леты. - Рампа и жизнь, 1916, N3, с. 10. 5106 0 См., напр.: А. П. Налог на... спячку.- Рампа и жизнь, 1916, N 6, с. 4. 5107 0 См.: Театр и искусство, 1916, N 32, с. 639. 5108 0 Боголюбов Н. Театральный ансамбль.-Театр и искусство, 1916, N 41, с. 820. 5109 0 Кугель А. Р. Заметки.- Театр и искусство, 1916, N 4, с. 82. В декабре 1916 г. журнал "Театр и искусство" сообщал, что "и во Франции вводится военный налог на театральные билеты. [...] По предварительному подсчету, новый театральный налог даст госу- дарству, по крайней мере, 15.000.000 франков в год". Редакция, (судя по тону заметки, ее автором был А.Р. Кугель, так комменти- ровала новость: "И на столько же миллионов франков, если не на больше, понизит французскую театральную культуру". (Театр и ис- кусство, 1916, N 52, с. 1049.) 5110 0 Театр и искусство, 1917, N 1, с. 5. 5111 0Ленч Э. Записки рассудительного человека.- Киевский теат- ральный курьер, 1916, N 2459, с. 10. 5112 0 Театральный налог.- Обозрение театров, 1916, N 3171-3172, с. 8. -----------T------------------------------------------------------ Цена билета¦менее 10- 50- 1р.- 2- 3- 4- 5- 8- св. Ставки ¦10 к. 50 к. I p. 1p.50 3p. 4p. 5p. 8 p. 10p. 10 p. -----------+------------------------------------------------------ I вариант ¦100% 10 к. 20 к. 30 к. 60к. 80 к. 1p. 1p.60 2 p. 20% II вариант ¦5 к. 5 к. 10 к. 20 к. 50к. 80 к. 1p. 1p.60 2 p. 20% -----------+------------------------------------------------------ См.: Театр и искусство, 1916, N 31, с. 619. 5114 0 От редакции. - 5 0Театр и искусство, 1916, N 31, с. 618. 5115 0 Незлобин К. Н. К введению нового театрального налога.- 5 0Те- атр и искусство, 1916, N6, с. 114. 5116 0 Театр и искусство, 1917, N8, 151 5 0- 5 0152. 5117 0 Там же, с. 161. 5118 0 Наумов С. Провинциальная летопись.- 5 0Театр и искусство, 1916, N 5 046, с. 936. 5119 0 Итоги сезона. - Театр и искусство, 1917, N 9, с. 181. 5120 0Немирович-Данченко Вл.И. Из прошлого. Л.: Academia, 1936, с.229. 5121 0 Провинциальная хроника. - Театр и искусство, 1916, N 45, с. 914. 5122 0 Отметим, что для более или менее состоятельной публики это запрещение было чисто номинальным. Так, в кафешантанах водку "подавали загримированной под чай". (Алексеев А.Г. Серьезное и смешное, с. 64). 5123 0 Киевский театральный курьер, 1915, N 2396, с. 3. 5124 0 Станиславский К. С. Собр. соч., т. 7, с. 619. 5125 0Немирович-Данченко Вл.И. Избранные письма. В 2-х т. М.: Искусство 1979, т. 2, с. 186. 5126 0 Кугель А. Р. Заметки. - Театр и искусство, 1916, N 52, с. 1052. 5127 0 Южин-Сумбатов А.И. Воспоминания. Записи. Статьи. Письма. М.- Л.: Искусство, 1941, с. 146. 5128 0Марков П.А. Книга воспоминаний. М.: Искусство, 1983, с. 5 078 5 0- 79. 5129 0 Соболев Ю. Театральная жизнь Москвы. - Искусство, 1916, N 2, с. 18. 5130 0 Рабинович М. Письмо из Киева. - 5 0Театр и искусство, 1916, N 6, с. 124. Некоторое представление дает описание публики, при- сутствовавшей на опере "Дон Карлос" Дж. 5 0Верди 10 февраля 1917 г. в Большом театре с участием Ф. И. Шаляпина: "Публика партера, в массе, представляла невиданное зрелище: в смокингах и во фраках сидели такие типично-мародерские личности, что страшно станови- лось" (Хроника. - Артистический мир, 1917, N37). 5131 0 Провинциальная жизнь. Казанские письма. 5 0- 5 0Кулисы, 1917, N 12, с. 14. 5132 0 Абрамович Н. Девятый вал пошлости (Война и современная теа- тральщина). - Кулисы, 1917, N2, с. 4. 5133 0 Скорбящий. Об украинском театре.-Киевский театральный курьер, 1915, N 2352, с. 1-2. 5134 0Кугель A.P. Заметки.-Театр и искусство, 1916, N 40, с. 809. 5135 0 Котэ Марджанишвили. Творческое наследие. Письма. Воспомина- ния и статьи о К. А. Марджанишвили. Тбилиси, 1966, с. 68. 5136 0 Пильский П. Размышления у театрального подъезда. - Театр и искусство, 1916, N 40, с. 805. 5137 0 Никулин Л. В дни имитаций. 5 0- 5 0Кулисы, 1917, N 8, с. 16. 5138 0 Василевский И. М. Храм театра. - Журнал журналов, 1916, N 37, с. 3. 5139 0 Рабинович М. Письмо из Киева. - Театр и искусство, 1916, N 6, с. 124. 5140 0 Неужели не стыдно?.. - Кулисы, 1917, N 4, с. 16. 5141 0 Марков П.А. Книга воспоминаний, с. 530 5 0- 5 0531. 5142 0 Гидони Г. Аукцион собрания К. В. Охочинского. 5 0- 5 0Аполлон, 1917, N 4-5, с. 74. 5143 0 Райлен Ф. О влиянии войны на творчество. - Петроградская га- зета, 1917, N 4, 5 января. 5144 0 Всемирная история: В 10-ти т. М., 1960, т. VII, с. 561. 5145 0 Кугель А.Р. Заметки.- 5 0Театр и искусство, 1917, N 5, с. 96. 5146 0 Пастернак Л.О. Записи разных лет. М.: Сов. художник, 5 01975, с. 84. 5147 0 Ц и т. по: Встречи с прошлым. М.: Сов. Россия, 1978, вып. 3 5 0, с. 140. 5148 0 Ц и т. по: Андреева М.Ф. Переписка. 5 0Воспоминания. Статьи. Документы. М.: Искусство, 1963, с. 236. 5149 0 Гиацинтова С. В. С памятью наедине, с. 134. 5150 0 По России. Протест артистов против роскоши. 5 0- 5 0Киевский театральный курьер, 1916, N 2467, с. 13. 5151 0 Театр и искусство, 1916, N 33, с. 669. 5152 0 Новый. Актерская печаль. - Обозрение театров, 1916, N 3191, с. 6. 5153 0 Работу в театре В. 5 0И. 5 0Рассудов-Кулябко 5 0начинал артистом. В сезон 1901/1902 гг. он был в труппе Н.И. Собольщикова-Самарина, который писал: "Среди артистов второго положения выделялись такие опытные работники с многолетним стажем, как (...) В.И. 5 0Рассудов-Кулябко" (Собольщиков-Самарин Н. И. Записки. Горький., 1960, с. 203). 5154 0 Новый. Актерская печаль, с. 5. 5155 0 Кугель А.Р. Заметки.- 5 0Театр и искусство, 1916, N 42, с. 840. 5156 0 Чтоб "Кривое зеркало" никогда не меркло. - Зритель, 1916, N 6, с. 8. 5157 0 Маленькая хроника. - Театр и искусство, 1916, N 37. с. 750. 5158 0 Хроника. - Зритель, 1916, N 5 06, с. 9. 5159 0 По России. Совещание о желтом труде. - Киевский театральный курьер, 1916, N 2468, с. 4. 5160 0 Театр и искусство, 1916, N 33, с. 659. 5161 0 Там же, N 40, с. 799. 5162 0 Депутация была представительной по составу участников - А.А.Яблочкина и Ю.Э.Озаровский. Третьим был выбран Вл. И. Немирович-Данченко, но вместо него в Петербург поехал антрепренер Д.И.Басманов. 5163 0 Хроника. Слухи и вести. 5 0- 5 0Театр и искусство, 1916, N 42, с. 840. 5164 0 Там же, N 43, с. 862. 5165 0 Там же, с. 5 0944. 5166 0 Маленькая хроника. - Там же, N 39, с. 790. 5167 0 См.: Русский провинциальный театр. Воспоминания. Л.-М.: Искусство, 1937; На провинциальной сцене. Воспоминания. Л.-М.: Искусство, 1937; Данилов С.С., Португалова М.Г. Русский драматический театр XIX века. Л.: Искусство. 1974, т. 2; История русского драматического театра: В 7-ми т. М.: Искусство, 1977 - 198. 5168 0 Актриса О.А.Голубева, работавшая у М. М. Бородая, так характеризует его: "Он считался распорядителем товарищества, но по существу был полновластным директором и хозяином дела. (...) Он один ведал всем хозяйством театра и с помощью кассирши вел счетную часть, имел дело с городскими властями и с полицией; он читал все пьесы, сам составлял репертуар, сам раздавал роли; (...) смотрел все спектакли. Он прекрасно знал всех актеров и умел с ними ладить; знал свойства таланта каждого и, обладая громадным художественным вкусом, умел каждому дать интересную работу и использовать каждого в интересах дела". (Цит. по: Русский провинциальный театр. - Л.-М.: Искусство, 1937, с. 100-101.) 5169 0 Труды I съезда, ч. 2, с. 218. 5170 0 Гайдебуров П.П. Литературное наследие, с. 198. 5171 0 Театр и искусство, 1916, N 8, с. 114. 5172 0 Синельников Н.Н. Шестьдесят лет на сцене. Харьков, 1935, с. 206. 5173 0 Собольщиков-Самарин Н.И. Записки, с. 81. 5174 0 Саксаганский П. 5 0К. Из прошлого украинского театра. М.- 5 0Л.: Искусство, 1938, с. 122. 5175 0 Соболыциков-Самарин Н. И. Записки, с. 86. 5176 0 Велизарий М.И. Путь провинциальной актрисы. Л.-М.: Искусство, 1938, с. 127. 5177 0 Труды I съезда, ч. 2, с. 67. 5178 0 Велизарий М.И. Путь провинциальной актрисы, с. 135. 5179 0 Собольщиков-Самарин Н. И. Записки, с. 146. 5180 0 Труды I съезда, ч. 2, с. 67. 5181 0 Кригер В.А. Актерская громада. М.: Искусство, 1976, с. 75. Об этом же пишет Н.И.Собольщиков-Самарин. Организовав товари щество, он надеялся, что "все лучшее, все самое талантливое без размышлений и колебаний бросится в Нижегородское товарищество, лишь только узнает о моих художественных планах". Но оказалось, что он "жестоко ошибся. (...) Актер боялся "паев". Он выжидал антрепренера". (Собольщиков-Самарин Н. И. Записки, с. 98-100.) 182 Ц и т. по: Нежный И. Былое перед глазами. М.: ВТО, 1963, с. 57. 5183 0 Приведем знаменательную запись из дневника Е.Б.Вахтангова: "К.С.Станиславский сказал. - Покойный Морозов говорил мне: если хотите, чтобы вас бо- ялись, - выдавайте жалованье сами". Цит. по: Евг.Вахтангов. Ма- териалы и статьи. М.: 1959, с.66. 5184 0 Яблочкина А.А. 75 лет в театре, с. 346. 5185 0 Подробнее об этом см.: Пчельников П. М. Справочная книжка по театральному делу, с. 65-70. 5186 0 Русский провинциальный театр, с. 145. 5187 0 Пчельников П.М. Справочная книжка по театральному делу, с. 70. 5188 0 В.Погожев. Экономический обзор десятилетия императорских Санкт-Петербургских театров после реформы 1882 г. СПБ.: 1892, с. 29 5189 0 Труды I съезда... СПб., 1898, ч. 1, с. 108. 5190 0 Там же, с. 236. 5191 0 Там же, ч. 2, с. 355. 5192 0 Там же, с. 10. 5193 0 Там же, ч. I. с. 132. 5194 0 Там же, с. 94. 5195 0 Там же, ч. 2, с. 339. 5196 0 Там же, ч. 1, с. 240. 5197 0 Там же, с. 51. 5198 0 Там же, ч. 2, с. III. 5199 0 Там же, ч. I, с. 55. 5200 0 Там же, с. 185. 5201 0 Там же, с. 214. 5202 0 Театральная комиссия (комитет) имела право не допускать к постановке пьесу, разрешенную цензурой, требовать замены акте- ров после трех дебютных выступлений и т. д. "Руководство теат- ров от этого художественного контроля лезло на стену", - пишет Н.И.Собольщиков-Самарин и приводит пример, как казанский коми тет "забраковал В.И.Сука" на должность главного дирижера. Из- вестному антрепренеру пришлось долго доказывать, что В.И.Сук - огромная величина в музыкальном мире. Милостиво согласились прослушать три дебюта" (Собольщиков-Самарин Н. И., Записки, с. 189). 5203 0 Наумов С. Провинциальная летопись. - Театр и искусство, 1916, N 4, с. 936. 5204 0 Боголюбов Н. Муниципализация театра. - Искусство, 1916, N 4 - 5 с.15. 5205 0 Налоговая дань обошлась театрам в 8 млн. рублей в 1915 г. Об этом подробнее см: Марков Е. А. Простая речь. - Театр и искусс- тво 1916 N 8, с. 153,, 5206 0 Ц и т. по: Комиссаржевская В. Ф. Письма актрисы. Воспоминания о ней. Материалы. Л.-М., Искусство, 1964, с. 119. 5207 0 Из дневника С.И.Смирновой-Сазоновой. - В кн.: В. Ф. Комиссаржевская, с. 311. 5208 0 Станиславский К.С. Собр. соч., т. 5, с. 586. 5209 0 Маленькая хроника. - Театр и искусство, 1916, N 39, с. 790. 5210 0 Театр и искусство, 1916, N 42, с. 840. 5211 0 Подробнее об этом см.: Гинзбург С.С. Кинематография дорево- люционной России. М.: Искусство, 1963, с. 158-159. 5212 0 Гайдаров В. В театре и кино. Л.-М.: Искусство, 1966, с. 103. 5213 0 Сколько зарабатывает русский актер. - Сцена и Арена, 1916, N 4, с. 22. 5214 0 Хроника.- Вестник театра. Екатеринослав, 1914, N 10, с. 8. 5215 0 Там же, с. 2. 5216 0 Немирович-Данченко Вл.И. О творчестве актера. М.: Искусство, 1984, с. 88 - 89. 5217 0 Факты и слухи. - Вестник театра, Екатеринослав, 1914, N 8 с. 12 5218 0 Там же, 1915, N 3 - 4, с. II. 5219 0 Театр и искусство, 1916, N 51, с. 108. 5220 0 Там же, N 52, с. 1048. 5221 0 Немирович-Данченко Вл.И. Из прошлого, с. 285. 5222 0 Письма А.А.Суворина к В.В.Розанову. СПб., 1913, с. 85. 5223 0 Буржуазный театр. - Рампа и жизнь, 1917, N 7, с. 5. 5224 0 Каэль. Заметки. - Обозрение театров, 1916, N 3182, с. 6. 5225 0 Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: В 14-ти т. М.: АН СССР, 1951 т. 6 с. 35. 5226 0 Подробнее об этом см.: Рампа и жизнь, 1917, N 9 с. 5. 5227 0 Звезда, 1910, 10 декабря. 5228 0 Гайдебуров П.П. Литературное наследие, с. 37. 5229 0 Накатов И. Перед свободным словом. - Журнал журналов 1915, N 20, с. 4. 5230 0 Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М.: Ху- дож.лит. 1959 т. 1, с. 317, 330-331. 5231 0 Бьюкенен Дж. Мемуары дипломата. - М.: Международные отношения, 1991, с. 191. 5232 0 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 32, с. 364. 5233 0 Шульгин В. В. Дни. 1920. - 5 0М.: Современник, 1989, с. 171 5234 0 Бенуа А. Н. Чудеса и благоразумие. - Цит по: Александр Бенуа размышляет... М.: Искусство, 1968, с. 58.
Примечания к разделу II. 51 0 Здесь и далее даты приводятся по старому стилю. 52 0 Дневник В.А.Теляковского. - Государственный центральный театральный музей им.А.А.Бахрушина, фонд 280, ед. хран. 1325, N 50, 1 марта, с. 46 (3739). [Далее - Дневник. - Г.Д.] 53 0 Реквизиция Теляковского. - Артистический мир, 1917, N 37, март, с. 11 54 0 Маленькая хроника. - Театр и искусство, 1917, N 10 - 11, 12 марта, с. 199. 55 0 В Москве.- Театральная газета, 1917, N 10 - 11, 12 марта, с. 6. 56 0 Хроника Петрограда.- Рампа и жизнь, 1917, N 31, 6 авгус- та, с.12 57 0 Маленькая хроника. - Театр и искусство, 1917, N 10 - 11, 12 марта, с. 199. 58 0 Брянчанинов А.И. Заем как свобода. - Во имя свободы (Од- нодневная газета Союза деятелей искусств. Птг.) 25 мая 1917. 59 0 Временные правила по наблюдению за театрами и прочими разного рода сценическими предприятиями и зрелищами в г.Москве. - Театральная газета, 1917, N 13 - 14, 2 апреля, с. 7. 510 0 Проект московской театральной регламентации. - Театр и искусство, 1917, N 15, 9 апреля, с. 234. 511 0 Бескин Эм. Листки. - Там же, с. 13. 512 0 Там же, с. 3. 513 0 Там же, с. 4. 514 0 Театр в революционные дни. - Театр и искусство, 1917, N 10 - 11, с. 190. 515 0 Там же, с. 190. 516 0 Там же, с. 190. 517 0 Дневник, 3 марта, с. 49. 518 0 Реквизиция Теляковского. - Артистический мир, 1917, N 37, с. 12. 519 0 Журнал распоряжений по Московским государственным теат- рам. 1917, март, N 1, с. 1. 520 0 Хроника. - Артистический мир, 1917, N 37, с. 6. 521 0 Дневник, 1 апреля, с. 86. 522 0 Малютин Я.О. Актеры моего поколения. М.-Л., 1959, с.342. 523 0 В Москве.- Театральная газета, 1917, N 10 - 11, с. 5. 524 0 В Петрограде. - Там же, с. 7. 525 0 Правление союза. Письмо в редакцию. - Театральная газе- та, 1917, N 12, 19 марта, с. 9. 526 0 Там же, с. 9. 527 0 12 марта 1917 г. (Редакционная) - Кулисы, 1917, N 9 - 11, 12 марта, с. 3. 528 0 У рампы. - Новости сезона, 1917, N 3382, с. 10. 529 0 Революция и свобода театра. - Театр и искусство, 1917, N 10 - 11, с. 188. 530 0 Там же, с. 188. Истины ради отметим, что согласно цен- зурным положениям, на сцене нельзя было показывать высших са- новников и административных "ни в слишком парадной форме, ни в слишком домашнем неглиже". Подробнее об этом см.: К.С.Станис- лавский. Собр. соч. в 8-ми т., т. 5, с. 275 - 276. 531 0 Революция и национальный театр. - Театр и искусство, 1917, N 10 - 11, с. 188 - 189. 532 0 Теляковский В.А. Воспоминания. Л.-М.: Искусство, 1965, с. 93. 533 0 Цит. соч., с. 91. 534 0 Цит. соч., с. 97. 535 0 Цит. соч., с. 100. 536 0 Арбенин Ник. Об автономии императорских театров.- Театр и искусство, 1906, N 1, с. 11. 537 0 От редакции. - Театр и искусство, 1906, N 3, с. 33. 538 0 Южин-Сумбатов А.И. Воспоминания. Записи. Статьи. Пись- ма. М.-Л., 1941, с. 213. 539 0 Цит. соч., с. 214. 540 0 Цит. соч., с. 221. 541 0 Цит. соч., с. 582. 542 0 Кугель А.Р. Заметки. - Театр и искусство, 1917, N 15, 9 апреля, с. 236 - 238. 543 0 Там же, с. 239. 544 0 Цит. по: Театральная газета, 1917, N 13 - 14, 2 апреля, с. 8. 545 0 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В трех томах. М., 1961, т. 1, с. 130. 546 0 Мейерхольд В.Э. Переписка. М.: Искусство, 1976, с. 51. 547 0 Сергей Дягилев и русское искусство. В 2-х тт. М.: Изоб- разительное искусство, 1982, т. 2, с. 95. 548 0 Цит. по: Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900 - 1910 годов. М.: Искусство, 1988, с. 40 - 41. 549 0 Бенуа А.Н. Художественные реформы. - Слово, N 353, 14 января 1906. 550 0 Бенуа А.Н. Художественные реформы. - Слово, N 348, 8 января 1906. 551 0Цит. по: Маковский С. Министерство искусств. - Аполлон, 1917, N 2 - 3, с. III. 552 0 Там же, с. IV. 553 0 Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 30 т. Л.: Наука, т. 21, 1980, с. 256. 554 0 Цит. по: Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России... с.41 555 0 В Петрограде. - Рампа и жизнь, 1917, N 12, с.6. 556 0 Зиновьев К. Не медлите! - Кулисы, 1917, N 9 - 11. с. 5. 557 0 Цит. по: Театральная газета, 1917, N 12, с. 4. 558 0 Там же, с. 4. 559 0 Боголюбов Ник. - Министерство изящных искусств. - Ис- кусство, 1917, N 5 - 6, с. 10 - 11. 560 0 Гуревич Л. Организация художественного труда. - Речь, N 66, 8 марта 1917. 561 0 Маковский С. Министерство искусств. - Аполлон, 1917, N 2 - 3, с. I - II. 562 0 Слухи и факты. - Театральная газета, 1917, N 13 - 14, с. 8. 563 0 Театр в дни революции. Редакционная. - Рампа и жизнь, 1917, N 10 - 11, с.5. 564 0 День, 12 марта 1917. 565 0 Театр в дни революции. Редакционная. - Рампа и жизнь, 1917, N 12, 19 марта, с.6. 566 0 Маковский С. Министерство искусств. - Аполлон, 1917, N 2 - 3, с. 2. 567 0 Стенограмма собрания деятелей искусств всех отраслей. - ЦГАЛИ, ф. 336, оп. 7, ед. хран. 3, л. 1 - 13. 568 0 Кугель А.Р. Заметки. - Театр и искусство, 1917, N 12, с. 215 - 217. Отметим, что А.Р.Кугель, вообще недолюбливавший режиссеров и режиссерский театр, после этого собрания не упус- кал даже самого малейшего повода, чтобы не проехаться по адресу В.Э.Мейерхольда в редактируемом им журнале - вплоть до закрытия последнего в феврале 1918 г. 569 0 Речь, 15 марта 1917. 570 0Аскольдов С.А. Религиозный смысл русской революции. - В сб.: Из глубины. Париж, 1967, с. 61. 571 0 Рид Дж. Рождение нового мира. М., 1987, с. 90. 572 0 Новая жизнь N 36, 31 мая 1917. 573 0 де Токвиль А. О демократии в Америке.- М., 1897, с. 141 - 149. 574 0 Розанов В.В. Опавшие листья. Короб 2. Птг., 1915, с. 325. 575 0 Блок А.А. Записные книжки. М., 1965, с. 346. 576 0 Розанов В.В. Цит. соч., с. 48 - 49. 577 0 Кугель А.Р. Заметки. - Театр и искусство, 1917, N 31, с. 531 - 532. 578 0 Архитектурно-художественный еженедельник, 1917, N 15/17, с. 95 579 0 В "Совет" был приглашен и председатель СДИ архитектор А.Таманов (Таманян), а А.Н.Бенуа - нет. Читателей, интересую- щихся взаимоотношениями СДИ и "Особым совещанием" рекомендуем книгу В.П.Лапшина "Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 г." М.: Сов. художник, 1983. 580 0 Маковский С. Цит. соч., с. V, XII. 581 0Цит. по: Аполлон, 1917, N 2 - 3, с. XIII - XIV. 582 0 Провинция. - Театральная газета, N 26 - 27, 2 июля 1917. 583 0 Маковский С. Цит. соч., с. XV. 584 0 Маковский С. Цит. соч., с. XV. 585 0 Ростиславов А. Революция и искусство. - Аполлон, 1917, N 6 - 7, с. 71 - 72. 586 0 Там же, с. 73. 587 0 Как сообщала 8 июня "Новая жизнь" (N 43) анонимное аме риканское общество "ассигновало 20 млн. долл. для скупки в Рос- сии старинных художественных вещей из золота, серебра, а также картин, бронзы, фарфора и вообще предметов искусства". 588 0 Ростиславов А. Цит. соч., с. 72. 589 0 Ростиславов А. Цит. соч., с. 75. 590 0 Напомним, что Московское отделение Совета ИРТО организовалось в 1913 г., а в феврале 1916 г., после смерти М.Г.Сави- ной (7 сентября 1915 г.) Совет ИРТО был переведен из Петрограда в Москву. 591 0 Как неожиданны исторические совпадения! В октябре 1986 г. на XV съезде ВО А.И.Гельман предложил съезду самораспуститься и провести перевыборы делегатов. Съезд аплодировал А.И. Гельману, но самораспуститься отказался. 592 0 Бескин Эм. Листки. - Театральная газета, 1917, N 13 - 14, с. 14. 593 0 Там же, с. 4. 594 0 Редакционная. - Театр и искусство, 1917, N 13 - 14, с. 228. 595 0 Подробнее об этом см: К делегатскому съезду. - Рампа и жизнь, 1916, N 10, с. 5 - 8, а также "Театр и искусство", 1916, N 11. 596 0 К делегатскому съезду.- Рампа и жизнь, 1916, N 10, с. 6. 597 0 Витвицкая Б. На собрании сценических деятелей. - Театр и искусство, 1917, N 10 - 11, с. 190. 598 0 А.Г-овъ. Театральное общество. - Кулисы, 1917, N 13, 26 апреля, с. 14. 599 0 Революция и театральное общество. - Театр и искусство, 1917, N 10 - 11, с. 189. 5100 0 Устав профессионального союза петроградских сценических деятелей. - Рампа и жизнь, 1917, N 16, 16 апреля, с. 5. 5101 0 Театральная газета, 1917, N 13 - 14, с. 5. 5102 0 Первый Российский профессиональный союз работников сцены. - Рампа и жизнь, 1917, N 16, 16 апреля, с. 4. 5103 0 Там же, с. 16. 5104 0 Там же, с. 4. 5105 0 Воззвание I-го профессионального союза работников сце- ны. - Театр и искусство, 1917, N 18, 30 апреля, с. 302. 5106 0 Театр и искусство, 1917, N 19, 7 мая, с. 309. 5107 0 Устав ССД. - Рампа и жизнь, 1917, N 22, 28 мая, с. 4. 5108 0 Актеры и союзы. - Рампа и жизнь, 1917, N 18 - 19, 7 мая, с. 11. 5109 0 Опыт театральной регламентации в Москве. - Театр и ис- кусство, 1917, N 13 - 14, с. 229. 5110 0 Так как в публикациях отсутствуют инициалы членов коми тета, автору не удалось идентифицировать артиста Карпова в связи с многочисленностью однофамильцев. 5111 0 Аналогичные процессы происходили во всех без исключения отраслях народного хозяйства. Так, в кинематографе возникли ОКО - объединенное кинематографическое общество, СРХК - союз работников художественной кинематографии, Союз механиков, Союз служащих в кинотеатрах, конторах и ателье и т.д. 5112 0 Театральная газета, 1917, N 15, 2 апреля, с. 5. 5113 0 Театр и искусство, 1917, N 18, 30 апреля, с. 291. 5114 0 Театр и искусство, 1917, N 18, с. 302. 5115 0 В театре А.С.Суворина. - Театр и искусство, 1917, N 16, с. 253. 5116 0 К бойкоту Малого театра. - Театр и искусство, 1917, N 25, 18 июня, с. 437 - 438. 5117 0 Зиновьев К. На митинге. - Кулисы, 1917, N 12, 19 марта, с. 5. 5118 0 Бескин Эм. Листки. - Театральная газета, 1917, N 13 - 14, с. 14. 5119 0 Люшин К.О. Реорганизация Русского Театрального обще- ства. - Известия Совета Русского Театрального общества, 1917, N 23, с. 4. 5120 0 Театр и искусство, 1917, N 4, 22 января, с. 65. 5121 0 Театр и искусство, 1917,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.198 (0.018 с.) |