Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проект экспроприации театров

Поиск

 

В полном соответствии с его логикой прозвучало и предложение А. Я. Таирова об экспроприации театров. Впрочем, здесь необходимо маленькое уточнение. В день открытия конференции в журнале "Театр и искусство" была опубликована статья с проектом радикальной реформы театрального дела России. Автором ее был упомянутый выше Вл.Градов, обвинивший в 1916 г. Немировича в незнании театров провинции. Прочитаем внимательно его текст: "До сих пор театры составляют собственность либо городов, либо частных лиц и служат лишь источником доходов, при каковом усло-

вии общегосударственное значение театров отходило на второй план. (...) Особое зло принесла театру муниципализация театральных зданий, при которой театр являлся не только источником доходов, но и давал отцам города несчастное право издеваться над искусством. Пресловутые городские комиссии (...) и их деятельность по управлению русским искусством - это собрание смешных и в то же время до ужаса жутких анекдотов. Пора этому положить конец! Театры должны составлять государственную собственность. Городам отчуждение театров компенсируется введением налога в пользу города с театральных билетов, например 1/2 коп. с проданного билета. (...) У частных владельцев театральные здания отчуждаются путем уплаты стоимости и с % доходности по справедливой оценке. Право распоряжения государственными театрами передается правительством всероссийскому союзу русских актеров, который и осуществляет это право через особую комиссию, подлежащую избранию общим собранием членов союза" 5141 0.

Как мы уже отмечали, идеи имеют свою судьбу. Напомним, что за 20 лет до описываемых событий А.А.Максимов на I Всероссийском съезде сценических деятелей предложил создать общество, которое с помощью ИРТО приобретает в собственность у всех частных владельцев театральные здания и с его помощью управляет ими на артельных началах. В революционные дни Февраля Вл.Градов модернизировал эту идею ― выкупаются здания не только частных, но и муниципальных театров. Они становятся государственной собственностью, а распоряжается ими артистический союз.

Вот эту градовскую идею отчуждения муниципальной и частной теат­ральной собственности и предложил вниманию делегатов А.Я.Таиров, уточнив лишь, что государство передает театры не Всероссийскому союзу артистов, а Всероссийскому профессиональному союзу. Большинством го­лосов утвердили соответствующую резолюцию, несмотря на протест И.М.Лапицкого "против зарвавшегося большевизма театрально-анархиче­ских конферентов" 5142 0.

Пока театральная общественность России по привычке неторопливо определялась в своем отношении к экстравагантному градовско-таиров­скому предложению, вмешался А.Р.Кугель. Он был возмущен решением конференции, справедливо усматривая в ней конец живительного частного почина в культурной жизни страны и заявку на властную монополию Союза. Весь блеск своего публицистического таланта положил он на борьбу с этим предложением. Он иронизировал, что проект "великолепен, можно сказать, гениален, хотя и отражает явно на себе черты агрикультурной социализации или национализации В.М.Чернова" 5143 0. Он предупреждал: "Если представить (...), что "desiderata" [намерения - Г.Д.] этой конференции осуществились бы, то это означало такой социальный переворот, перед которым даже большевистские утопии представляются детской игрой. Как-никак большевистские претензии не идут дальше переложения организации производственного процесса на государство, 5144 0 тогда как пожелания "конференции" устанавливают ни более ни менее отчуждение всех театральных зданий, как общественных, так и частновладельческих, с передачей их "профессиональным союзам" г.г. Таировых, Мейерхольдов и пр. (...). По-

ка они настаивают на том, чтобы "хватать предпринимателя за горло", и, разоряя предприятия, вести театры к "обобществлению", и затем, во-вторых, лишить предпринимателей "всяких прав на репертуар и художественную сторону", то есть, иначе говоря, столь же прямо и откровенно вести все театральные предприятия к разорению, ликвидации и прекращению". Он отчаянно предостерегал: "Мы отлично (...) из практики, знаем, что таировские и мейерхольдовские театры всегда и неизбежно вели к прогарам и дефицитам 5145 0. Таким образом, театральный капитал, был бы просто сведен к нулю. Плакали денежки, дававших им" 5146 0.

Сказать, что ламентации А.Р. Кугеля были гласом вопиющего в пустыне ― неверно, но также неверно было бы утверждать, что театральная общественность горячо поддержала его. Ситуация была сложнее, но как бы то ни было семя сомнения было брошено, шел вегетационный процесс его развития. Делегаты конференции утвердили нормы представительства на Всероссийский съезд профессиональных театральных союзов: организации до 100 человек посылают одного делегата, а остальные ― по одному от каждых 100 5147 0.

Конференция близилась к своему благополучному завершению, оставалось только принять устав, но именно по этому вопросу разгорелись нешуточные страсти и яростные баталии. Яблоком раздора стал первый пункт проекта устава, провозглашавший – в редакции И.Веритэ – что "во всех областях своей жизни союз стоит на точке зрения международной классовой борьбы пролетариата" 5148 0. Однако далеко не все делегаты разделяли его марксистскую фразеологию. Долго совещались, обсуждали, искали компро-

мисс и в конце концов записали, что союз "руководствуется принципами профессиональной борьбы трудящихся масс" 5149 0. Но и эта формулировка не устроила часть делегатов по причине своей классовой лексики, и "возмущенная большевиками сторона вышла из зала заседаний" 5150 0. 5 0Недовольная всем этим Л.Яворская от имени делегации союза русских драматических актрис демонстративно покинула конференцию.

Она имела на это моральное право ― ее гражданская позиция была вне подозрений: в 1901 г. она, вместе с мужем, князем В.В.Барятинским открыла и до 1906 г. держала фрондирующий Новый театр; при ее участии издавалась прогрессивная газета "Северный курьер", позже закрытая властями; она демонстративно выразила протест против юдофобской пьесы С.К. Литвина и В.А.Крылова "Контрабандисты", а на своем бенефисе в 1906 г. сказала, что возрождение театра невозможно, "пока не падет весь старый режим, ненавистный и бездарный". Так что ее возмущение понять можно ― где были тогда И.Веритэ и иже с ними?!

Чрезвычайное общее собрание РТО, открывшееся 27 августа, обсуждало свой круг вопросов: о положении театров в связи с дороговизной в стране, регламентации театральной жизни, реорганизации РТО, новом уставе, средствах общества, сроках созыва съезда и т.д. Избрали Совет, решили вопрос о фонде помощи "на случай безработицы, могущей возникнуть либо по причинам обычным, либо на почве организованной борьбы с капиталом" 5151 0. В связи с усиливающейся в стране дороговизной Совет РТО разослал в города телеграммы, в которых просил управы и думы "для спасения сезона оказать всевозможное содействие предприятиям, а также ― разрешение повысить цены на места, что является необходимым и справедливым" 5152 0.

Двоевластие в театральном деле сохранялось, но пафос радужных надежд весенних месяцев как-то стих и увял. Уже Чрезвычайное собрание РТО прошло вяло, без особого энтузиазма. На докладе С.А.Корсикова-Андреева, "призывавшего быть достойным великой революции (...), аудитория постепенно таяла, и к концу доклада осталось десятка полтора слушателей" 5153 0.

Причина этого не в консерватизме РТО, ведь и на собрании

петроградского союза сценических деятелей (18 октября) не хва-

тило делегатов для принятия устава, без которого бессмысленно

собирать съезд. Руководство союза по-прежнему делало ставку на

борьбу с антрепренерами: "Член Союза не может заключить договор

с антрепренером без согласия Союза. Совет может отозвать своих

актеров из труппы, объявлять бойкот или забастовку (...). Если

член нарушит приказ - Совет исключает его из союза и лишает

права играть не только на Петроградских сценах, но и (...) во

всех российских театрах. Затем во всех театрах столицы и ее ок-

рестностей могут играть только члены Союза. Не член - выгоняет-

ся вон. (...) Шаляпин с Собиновым не будут выступать ни в Мари-

инке, ни в Народном доме, если не предъявят членских билетов,

подписанных тов. Лапицким или Левитаном" 5154 0.

Столь явная и откровенная ориентация союза на монополию

власти возмутила общественность. "Даже тов. рабочие Путиловско-

го завода, - комментировал журналист, - и те понимают, что

нельзя всех рабочих обязать быть большевиками, эсерами, и т.п.

Даже рабочие бывают разнопартийные и беспартийные, состоящие в профессиональных союзах и бессоюзные" 5155 0.

Профессиональная независимость артиста - а это важнейшая

составляющая его мироощущения и мироповедения - была в РТО

больше, чем отмеренная ему благодетелями из союзов степень со-

циальной свободы. Известная певица Клара Юнг имела неосторож-

ность отказаться вступить в союз еврейских солистов и хористов.

Как и некоторые популярные артисты, она не желала зависеть от

его инструкций и указаний. Ответные санкции Союза последовали

незамедлительно: он запретил солистам и хористам вступать в

труппу К. Юнг. "За неповиновение - бойкот" - возмущалась прес-

са 5156 0. И.Г.Веритэ на августовской конференции хвастался властью

возглавляемого им союза, наказавшего упрямую актрису - гордячка

"сидит без труппы и без дела" 5157 0.

Стремление лидеров союзов сосредоточить в своих руках всю

полноту власти, все рычаги регулирования и нормирования профес-

сиональной жизни сценических деятелей было, во многом, обуслов-

лено традициями авторитаризма, отсутствием в стране устойчивых

демократических принципов общежития. Наполеоновские замашки ли-

деров союзов в какой-то мере опирались на явные или тайные ам-

биции широкой актерской массы, получившей в условиях хаотичес-

кой демократии долгожданный шанс "выбиться в люди" или, на ху-

дой конец, попытаться укротить талантливую знаменитость. "Преж-

де бывало, - писала пресса, - какая-нибудь застоявшаяся корде-

балетка (...) или какой-нибудь господин из последних рядов

(...) смотрели на ту же Гельцер с обожанием, завистью, восхище-

нием, озлоблением... Теперь же, в эпоху товарищей, гг. кордеба-

летные запрудили своими представлениями разные комиссии, коми-

теты и чувствуют себя вершителями судеб" 5158 0. Есть грустная

правда в горьковском размышлении в эти дни: "Всюду - внутри и

вне человека - опустошение, расшатанность, хаос и следы како-

го-то длительного Мамаева побоища. Наследство, оставленное ре-

волюции монархией - ужасно. (...) монархическая власть в своем

стремлении духовно обезглавить Русь добилась почти полного ус-

пеха" 5159 0.

К концу сентября актеры разуверились в громких лозунгах и

торжественных декларациях новообразованных союзов: надежды и

обещания остались в прошлом, а время свершений не только не

наступало, а, наоборот, отодвигалось все дальше. Надо было зак-

лючать контракты на зимний (активный) сезон, а все оставалось

по-прежнему неясным и неопределенным. И.В.Тартаков, например,

не решался брать антрепризу - ведь "постановлено было исключать

таких из союза. Но как только Тартаков потеряет свои антрепре-

нерские капиталы (...) так он сейчас же, механически, восста-

навливается в своих союзных правах, берется под защиту актерс-

кого союза" 5160 0.

Действительно, вероятнее всего, исключат - для острастки,

потом, может быть, восстановят, не Бог весть какая архисложная

процедура. Хотя дело, конечно, не в исключении-восстановлении,

это всего лишь частный случай; более важным нам представляется

разочарование и неверие актерской массы в реальную, а не про-

возглашенную дееспособность союзов.

Вообще, есть грустный парадокс, своего рода социальная ло-

вушка для возникающих в революционные дни партий, союзов, объ-

единений: чтобы привлечь на свою сторону большинство и утвер-

диться, они нуждаются в максималистских лозунгах и обязательст-

вах, но со временем со всей очевидностью обнаруживется нереаль-

ность всех громких обещаний. Можно допустить, что лидеры артис-

тических союзов никого сознательно не вводили в обман, скорее,

это был общий самообман на волне революционных надежд.

Время шло, радужные ожидания театральной общественности не

сбылись, наступало время разочарований. Эту очередную смену

настроений опять-таки раньше почувствовали в РТО. Оно вновь

предложило Совету Союза московских актеров компромисс, на этот

раз - честный, без всяких тайных умыслов. По плану РТО оно пе-

реименовывалось в Союз союзов актеров, состоящий из антрепрене-

ров и всех остальных работников театра. "Новая организация, -

радовалась пресса, - опровергнет существующее мнение, что ак-

терство не может объединяться". 5161 0

Итак, после всех попреков и раздоров, после многомесячной

борьбы и противостояния здравый смысл брал верх: сотрудничество

между новыми союзами и РТО начинало налаживаться. При всех из-

держках и перипетиях этого долгого конфликта дело шло к мирному

сотрудничеству, и можно было надеяться, что наконец-то появятся

условия для согласованных, взаимоприемлемых действий между ак-

терами и антрепренерами, сценическими деятелями и их выборными

организациями, театром и городом, театром и новой властью. В

этой ситуации было немаловажно какую позицию займут актеры го-

сударственных театров - вершины театральной пирамиды России.

Проблема заключалась в том, что при общих корпоративных

интересах актерской громады, была в ней своя неформальная ие-

рархия, причем не только иерархия талантов, но и места службы.

Артисты императорских театров ощущали себя "белой костью", изб-

ранными счастливчиками по сравнению с провинциальными и даже

столичными актерами, выступавшими в антрепризе и товариществах.

Гарантированные социальные блага, устойчивость жизненного укла-

да и творческой работы формировало у них своего рода кастовое

мышление, которое вызывало законное раздражение у остальной ак-

терской громады, недолюбливавшей высокомерных "царедворцев".

Даже в ситуации революционного слома и радостных надежд на

обновление жизни артисты бывших императорских театров не забы-

вали о своей "инаковости", о той дистанции, которая отделяла их

от остальной массы артистов. Так, в Москве они спешно создали

комиссию для разработки проекта артистического клуба-собрания

"исключительно для артистов государственных театров". А в Пет-

рограде хваленое актерское братство "разделилось на два боль-

ших, скрыто враждебных лагеря - артистов государственных теат-

ров и артистов частных театров. (...) между обеими этими груп-

пировками сразу же образовалась пропасть, ощущавшаяся во всех

общественных выступлениях, во всех действиях" 5162. 0

В пику "царедворцам" самые горячие артистические головы из

частных театров решили пожертвовать не только искусством, но и

собой - они начали агитацию за закрытие театров, роспуск трупп

и отправку артистов на фронт. Большинство, однако, этих акте-

ров-камикадзе не поддержало.

 

Апофеоз "Свободная Россия"

 

Февральскую революцию артисты императорских театров встретили с восторгом и воодушевлением, как, впрочем, и и вся интеллигентная Россия. Некоторое – хотя и очень приблизительное – представление о переполнявшем их чувстве радости дает описание "небывало торжественного" открытия спектаклей в Большом театре 13 марта: "занавес поднялся под звуки "Марсельезы". На сцене, на фоне декорации, изображающей лазурное небо с ярко горящим солнцем, – прекрасная женщина с разорванными кандалами в руках. Это ― "Освобожденная Россия". У ног ее ― лейтенант Шмидт. Вокруг ― плеяда русских писателей: Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Гоголь, Некрасов, Достоевский, Толстой; тут же Чернышевский, Белинский, Писарев, Добролюбов; сидит, скрестив руки Бакунин; стоит Петрашевский; опустив голову, глубокую думу думает Шевченко; в черном платье Перовская; а вокруг них изможденные лица в серых арестантских халатах... Дальше, в мундирах александровских времен ― декабристы, и среди них кн. Волконская, кн. Трубецкая. Дальше ― студенты, крестьяне, солдаты, матросы, рабочие, представители всех классов и народностей России.

Теперь все они победно поют "Марсельезу". Впереди этой живой картины стоят навытяжку А.И.Сумбатов и его помощник Л.В.Собинов. Публика рукоплещет. У многих на глазах слезы" 5163 0. Добавим к этому, что одетый в "боярские" одежды хор пел "Марсельезу", на текст К.Бальмонта "Гимн свободной России".

А за день до этого "Эй, ухнем" по единодушному требованию публики была хором бисирована, "Марсельеза" ― повторена восемь раз: трижды ― в зале, а в антрактах ― еще пять раз.

В Малом театре живую картину "Апофеоз свободе" венчала Свобода (А.А.Яблочкина) "со снопом в одной руке и цепями в другой", рядом с ней - комиссар Москвы Н.М.Кишкин и командующий войсками Московского военного округа А.Е.Грузинов, прибывшие из Большого театра. И здесь публикум с воодушевлением исполнила "Марсельезу", а затем устроила овацию и качала на руках А.И.Южина и присутствующих солдат" 5164 0. В Киеве тоже решено было устроить во всех театрах по одной и той же программе "Утро свободы".

Конечно, все эти "живые картинки" были сделаны лубочно и

по-детски наивно. Потом все это повторится - уже как вызов но-

вой пролетарской власти - 28 ноября, когда в Петрограде в Ми-

хайловском театре будет показан "Апофеоз Учредительному собра-

нию": шествие артистов в костюмах всех населяющих Россию народ

ностей на фоне Кремля.

День открытия государственных театров после революции был

первым и последним днем единения всех его работников в общем

порыве, все остальные восемь месяцев свободы такое уже больше

ни разу не повторилось.

Правда, в самом начале революции творческие деятели были достаточно единодушны в своих устремлениях. Так, 3 - 5 марта в Большом театре проходили общие собрания всех трупп, и было признано совершенно неприемлемым подчинение художественного учреждения конторе. Постановлено было, что "впредь театр должен управляться выборной коллегией". При этом выборная коллегия (совет) получала решающие права и в вопросах формирования репертуара, который должен был складываться "заблаговременно", чтобы каждый артист знал заранее, "что он играет в следующем сезоне, каково его участие в общей работе" 5165 0.

Артисты еще объединялись в борьбе за самоуправление, но со временем в государственных театрах все более явственно стал звучать и другой мотив - сведение личных счетов. Больше всех досталось самобытным, талантливым актерам. "Суфлер Большого театра Овчинников привлекает к судебной ответственности Ф.И.Шаляпина за оскорбление словами на представлении "Дон Карлоса" 10 февраля, - сообщалось в мартовской прессе. - Это первый случай привлечения Шаляпина к законному суду" 5166 0.

Ф.И.Шаляпину вообще не везло: его попытка исполнить на

благотворительном концерте-митинге в Мариинке гимн свободной

России собственного сочинения закончилась конфузом: хор, кото-

рый сводил с ним какие-то старые счеты, отказался петь 5167 0.

Досталось и В.Э.Мейерхольду - в марте "Петроградский листок", недовольный постановкой "Маскарада", пустил в оборот хлесткое словечко "мейерхольдовщина"; правда, соответствующих оргвыводов не последовало. А в апреле в Александринке "сцепились Аполлонский, Мейерхольд и Лаврентьев, - записывал в "Дневнике" В.А.Теляковский, - причем Мейерхольд заявил (...), что бы ни говорили, он из театра не уйдет, "пускай в меня стреляют – я как офицер на посту останусь" 5168 0. Вот тогда-то Аполлонский и сравнил Мейерхольда с Распутиным, заявив, что влияние "режиссера-модерниста" на театр так же растлевающе, как Распутина на бывший царский двор, за что и получил вызов на дуэль.

В.А.Теляковской не участвовал в этой ярмарке тщеславия. Он демонстративно держался сторонним наблюдателем, хотя на его глазах рушилось дело, которым он управлял почти 20 лет твердой, уверенной рукой. Он бесстрастно фиксировал в своем дневнике начало распада образцовых в прошлом императорских театров. Особенно его удивляло, какие метаморфозы претерпела идея "равенства" в сознании театрального сообщества: "Из разговоров с артистами я вижу, что все почти они друг к другу плохо относятся. (...) Каждый старается о другом сказать дурное, и каждый заботится исключительно о себе. Власть в руки забирают наименее даровитые - более даровитые держатся в стороне и даже не прочь уйти из театра. (...) К крупным артистам большая зависть, и равенство понимается в смысле (...), что менее способные должны сравняться со способными и на равных с ними получать содержание и чередоваться в ролях. Искусство, - подытоживает он, - не потерпит такого равенства, и более даровитым при таком порядке придется уходить" 5169 0.

Брожение охватило не только артистов - рабочие тоже роптали и отказывались дежурить по ночам, что было весомой угрозой - в столицах было неспокойно.

Роптала публика - если первую неделю билеты шли в свобод-

ную продажу, вне абонемента и по дешевой цене, то вскоре все

вернулось на круги своя. Вдобавок, случилось невероятное - в

государственных театрах стали пропадать пальто, калоши, у само-

го В.А.Теляковского из директорской ложи украли часы. И какая

дикость - "никто за это не хочет отвечать", возмущался он.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.127.59 (0.01 с.)