Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неготовность театров к свободе.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Исследуемый нами период российской истории охватывает все- го - навсего восемь месяцев. Первые полтора из них - с учетом времени возобновления спектаклей - театры доигрывали старый ре- пертуар, лето прошло в борьбе за профессиональные союзы, в бес- конечных собраниях, конференциях, заседаниях. Автономия вызвала всплеск групповой борьбы, сценические деятели, независимо от профессии, стремились не упустить своего шанса при этом переде- ле власти. Тем временем приближалось открытие нового сезона (он начинался в сентябре, в Александринке - даже 22 сентября), а от него до 25 октября - рукой подать. Понятно, что для спокойного, углубленного осмысления всего происходящего и его художественного отражения театрам было от- пущено слишком мало времени. По этой причине было бы не совсем корректно ожидать слишком много от театров, ориентированных на подлинное творчество. Более логично - обсудить их готовность к работе в новых условиях. 27 апреля Постановлением Временного Правительства "О над- зоре за публичными зрелищами" отменялась предварительная цензу- ра. Ее сменил принцип регистрации произведений, предназначенных к публичному представлению, в Книжной Палате и местным Комисса- ром Временного Правительства. Дарованная властями свобода застала театры врасплох. Пуб- лика справедливо ожидала обновления репертуара, но что-нибудь достойного и заслуживающего внимания в запасниках у драматургов не оказалось. Ожидания, что в цензурных шкафах полки ломятся от запрещенных пьес, тоже не оправдались. Их количество, констати- ровала пресса, "чрезвычайно ограничено. "Ткачи" Г.Гауптмана, "Заговор Фиеско в Генуе" Ф.Шиллера, "Дурные пастыри" О.Мирбо, "Павел I" Д.Мережковского, "Савва" и "К звездам" Л.Андреева, "Рюи Блаз" В.Гюго - вот, кажется, и все" 5230 0. К этому списку можно добавить еще сатирическую комедию В.С.Курочкина "Принц Лутоня", "Хоровод" А.Шницлера и "Царь Иудейский" вел. кн. К.Ро- манова. Скудость репертуара, отвечающего изменившимся запросам публики, отчетливо проявилась в плане постановок Малого театра на новый сезон. Из 11 рекомендованных репертуарно-художествен- ным комитетом пьес пять были классикой - "Гамлет", "Тартюф",
"Свадьба Фигаро", "Бешеные деньги" и "Шутники"; еще три - сов- ременных зарубежных авторов - "Саломея" и "Женщина без всякого значения" О.Уайльда и "Мезальянс" Б.Шоу, и лишь три пьесы при- надлежали современным российским авторам - "Декабрист" П.Гнеди- ча, "К звездам" Л.Андреева и "Пастухи" Д.Айзмана. Можно предпо- ложить, что на уменьшение доли современных российских пьес пов- лияло принятое решение о повышении отчислений драматургам. Еще большее недоумение у общественности вызвал список пь- ес, одобренный к постановке литературной комиссией "образцово- го" Александринского театра в составе А.А.Блока, П.О.Морозова и П.Н.Сакулина 5 0(в сентябре его сменила Е.К.Леткова): те же "Пас- тухи" Д.Айзмана, "Волк" Л.Урванцева, "Светлое заточение" С.Ра- зумовского, "Конец рода Коростомысловых" и "Кукушкины слезы" А. Н.Толстого. Шокированная таким выбором критика писала: "Кажет- ся, нигде не было проявлено столько убожества художественной мысли, как в вопросе составления репертуара на предстоящий ху- дожественный сезон (...), где без всякой программы, чисто меха- нически были соединены пьесы, совершенно различные по своей ху- дожественной ценности" 5231 0. Неожиданный выбор членов комиссии в какой-то степени можно объяснить мощным давлением труппы, хотя, конечно, это не снима- ет с них ответственность за принятое решение. Бал в театре пра- вила актерская воля, по поводу которой А.Р.Кугель зло иронизи- ровал: "Как известно, мы имеем не только самую "свободную в ми- ре армию" (...), но и самый свободный в мире театр. Мы имели бы, вероятно, как полинизейцы, и самый свободный в мире костюм, если бы не мешали климатические условия" 5232 0. ...Сезон 1916/1917 гг. закончился в государственных теат- рах тускло и невыразительно. Александринцы под занавес выпусти- ли "Зарево" Е.Карпова, имевшей более идейное, чем художествен- ное значение. 5 0В Михайловском театре В.Э. Мейерхольд поставил "Идеальный муж" О.Уайльда, в спектакле были заняты учащиеся школы сценического искусства. Критика отмечала, что пьеса ока- залась не по силам ученикам и ученицам, мало знакомым с основ-
ными принципами какой-либо артистической техники. В Москве те- атры доигрывали старый репертуар: в Малом шли "Без вины винова- тые", "Сестры Кедровы", "Светлый путь", "Ночной туман"; в МХТ - "Три сестры", "Вишневый сад", "Нахлебник", "Смерть Пазухина", "На дне", "На всякого мудреца...", "Хозяйка гостиницы"; в теат- ре им.В.Ф.Комиссаржевской - "Электра", "Гимн рождеству", "Коме- дия об Алексее", "Ванька-ключник и паж Жеан", "Трагедия об Иу- де, принце Искариотском" и т.д. Посещаемость театров в радужные весенние месяцы была не очень высокой. Это было неожиданно - в предыдущем сезоне "Моск- ва, и глазом не моргнув, внесла три миллиона в кассы", 5233 0 хотя честно признавалось, что "деньги плачены "зря". Не стоил мос- ковский сезон тех миллионов, которых он скушал" 5234 0. Равнодушие публики объясняется не только бесцветными пос- тановками - вряд ли они были намного хуже, чем в предшествующем сезоне. Изменились не постановки - изменилась жизнь, ценностные ориентиры, изменилась система общественных ожиданий к искусс- тву, которое в первые месяцы свободы не могло еще вырваться из плена старых, привычных тем и идей.
Репертуар фарсовых театров
Первыми на "злобу дня" откликнулись мобильные фарсовые и миниатюрные театры, и откликнулись соответствующим репертуаром. Можно допустить, что и в социальных процессах действует ка- кой-то аналог ньютоновского закона - "действие равно противо- действию". В Феврале в репертуаре господствует логика перевер- тывания. Цензурные ограничения на изображение августейших особ были отменены, и фарсово-кабаретные театры во-всю изгилялись над "священной" еще вчера особой императора, его семьи, Распутина и их ближайшего окружения. На сценических подмостках разыгрыва- лись охотно посещаемые пьески, такие, как "Крах торгового дома "Романов и К°", "У отставного... царя", "Гришка Распутин, му- жик всероссийский", "Как Гришку с Николкой мир рассудил", "Царскосельский чудотворец", "Гришкин гарем", "Распутин весе- лится", "Распутин в аду", "Чай у Вырубовой", "Сегодня ты, а завтра я" с легко узнаваемыми персонажами - Распутник, Горемы- ка, Штюрмерфон, Протопопкин и т.д. Поставленная Б.А.Горин-Горя- иновым в Литейном театре "Комедия двора" была в том же ряду - "клубнички" в ней мало, но пошлости много", - писала пресса 5235 0. Такая небрезгливая охота копаться в чужом грязном белье вызывала естественное отвращение у людей воспитанных и интелли- гентных. В.Д.Набоков, например, обвинил прессу, что она ведет "не к чистым высотам, где веет свободой и разумом, а вводит в вонючую атмосферу старой крепостнической лакейской, где свобод- ные от барского глаза рабы судачат о своих господах" 5236 0. Эти слова с полным правом можно отнести и к репертуару фарсово-ка- баретных театров. Отдавая должное воспитанности и благородству В.Д.Набокова, нельзя все же не удивиться защищаемым им правилам поведения - в стране всего лишь 65 лет назад было отменено рабство. Мы лишь краешком коснемся такого большого вопроса, как революция и нравственность - это тема отдельного самостоятельного исследо-
вания. Скажем только, что в претензиях В.Д.Набокова, - безус- ловно, справедливых - есть удивительная для политика наивность, но есть и брезгливость барина, откровенно отдающая высокомерным снобизмом, не совсем уместным в это смутное время. Летом скандальные "разоблачения" тайн царской семьи стали охотно разыгрываемой "козырной картой" фарсовых театров. "Рас- тет (...) черный список вульгарно-бессмысленных пьес, творцы которых подобно пиявкам присосались к свободному слову" 5237 0 - на смену дневному распутинскому непотребству предлагаются его "Ночные оргии", "Светлый черт", "Судьба Николая II", "Наместни- ки Николая", "Последние монархисты" и "Царскосельская блудни- ца". Кроме "скандально-разоблачительной" линии репертуара в этих театрах получило мощное ускорение и распространение другое направление - порнографическое. Напомним - начало этому процес- су положила война. В первые дни революции критик возмущался, что при самодержавии "обыватель приучался краснеть, созерцая на сцене раздевальное "искусство" и предвкушать смак сальной кухни такого театра, читая названия пьес вроде "Покажите, что у вас есть" и т.п." 5238 0. Отчасти так оно и было, но только отчасти. "Смак сальной кухни" объясняется ситуацией военного времени - "каждый день войны уносит культуру" (А.Блок), а не самодержави- ем. Скорее даже наоборот, при авторитарном царском режиме пре- делы одобренного и допустимого в искусстве контролируются нед- реманным оком цензуры, революция рушит заборы ограничений - на сцене под громкие крики о свободе торжествует репертуарная все- дозволенность. Нужна длительная традиция, нужен мощный пласт культуры, нужны усвоенные с детства нормы нравственности, чтобы художественная жизнь могла выдержать соблазн различных, в том числе - эротических, искушений. И - одновременно - необходима добровольная общественная поддержка искусства. Без такой весо- мой финансовой помощи искусство, прежде всего - зрелищное, не- избежно склоняется перед экономическим интересом. Чтобы удержаться на плаву, владельцы фарсовых театров ста- рались заманить и ублажить публику всеми возможными способами. Еще не успели просохнуть чернила на царском отречении, как со- держатели шантанов подали петицию "о разрешении торговли до 3 часов ночи и о разрешении виноградных вин". Правительство на это не пошло - продажа алкоголя крепостью свыше 1,5° запреща-
лась. Предприниматели отыгрались на репертуаре - его "злачная" линия была представлена как никогда широко: от гривуазной "Ку- рортной плутовки", "Любовных шалостей", "Любовного кавардака", "Веселого рогоносца", "Аромата греха", "Шальной бабенки" через "Гетеру", "Прелюбодейку", "Содержанку на паях", "Дамочку с ус- ловием", "Любовь в ванной", "Ночи любви", "Гаремного надзирате- ля", "Шпанской мушки", "Пуговки от штанов", "Развратницу Митро- дору" к "Леде" А.Каменского, "Двум Ледам" С.Беловой вплоть до откровенно скабрезной "Царскосельской благодати", автор который спрятался под псевдонимом "соч. Маркизы для окон". Этот последний "фарс-эпизод из жизни Гр.Распутина" стал гвоздем сезона. Пресса возмущалась, критика негодовала, а пос- тановка делала битковые сборы. Рецензент возмущался: "Мы комби- нировали на все лады все новые благодатные условия: и падение цензуры, и театральную автономию, и театральные союзы - и ра- достно вздыхали: - Ну, теперь пойдет музыка не та! Теперь на театр снизой- дет благодать! ... И дождались! Снизошла "Царскосельская благодать"... Публика, "оскорбленная действием", спешила покинуть театр. Вот, стало быть, какая "благодать" пришла. (...) Мы ругали старый театр - театр цензуры и "рабского слова". Но теперь, после постановок, подобных "Царскосельской благодати", мы не имеем права ругать старый театр! Нам всякий теперь скажет: - Помилуйте, даже прежде, в дни рабства, никогда не было такой гадости в театре" 5239 0. Оставим в стороне эмоции и пафос критика, зададимся прос- тым вопросом - если публика "спешила покинуть театр", почему тогда эта постановка шла практически ежедневно? Неужели антреп- ренер сознательно работал себе в убыток?.. Все имеет издержки, даже демократия. Условия военно-рево- люционного времени были "благодатны" для "заразы порнографии", заполонившей подмостки фарсово-кабаретных театров. Репертуарное непотребство было столь явным, что критика растерялась: "Неуже- ли наш (...) осиянный революционными лучами театр не сможет удержаться (...) на краю той чистой свободы, за которой начина- ется яма свободы порнографической и идиотски грязной?" 5240 0 Все эти ламентации, призывы "не переступать черту", "быть достойным" и т.д. были гласом вопиющего в пустыне, и вот поче- му. Есть лишь несколько способов регулирования репертуара - ад- министративно-командный, идеологический и экономический. Если общество выбрало путь самоорганизации культурной жизни, то - при отсутствии цензуры и весомой финансовой поддержки театрального искусства - содержание репертуара зависит от интересов (в том числе - меркантильных) антрепренера и запросов (как правило, неразвитых) массовой публики. Можно сколько-угодно возмущаться, но в Феврале на сценах шло то, что должно было идти, потому что в революции оказался выброшенным за борт за ненадобностью нравственный опыт страны, а желание театральных предпринимателей "сорвать куш" совпало с неразборчивым вкусом новой публики. И разве случайно, что именно в конце февраля 1917 г. закрывается Камерный театр?
Это событие дало Н.Россову право обвинить публику в том, что она "в сущности не любит никакого искусства, кроме буржуаз- ной фотографии своих личных ощущений, услужливо так предоставляемых для нее буржуазными актерами на сцене" 5241 0. Не стоит поминать всуе "буржуазию" - вряд ли именно это понятие характеризует всю новую публику того времени, когда неумолимо перерождался воздух времени, размывалась нравственность, рушились традиционные ценности. Для теоретиков-идеалистов человек представляется существом ангелоподобным; для практиков-реалистов он изначально греховен, потому и разрабатывают они самые разнообразные - этические, экономические, идеологические, ценностные - механизмы интегра- ции эгоистических целей и устремлений человека в коллективную общественную жизнь. При самодержавии низменные инстинкты публики сдерживались цензурой, ее отмена в условиях военно-революционного времени привела к закономерному результату. По сценам российских театров самоуверенно дефилировали об- наженные "Леды". Упомянутый выше П.Кохманский организовал на паях с А.Каменским ни много ни мало "Театр дерзаний и парадоксов" и лихо прокатывал в провинции его "Леду" и "Хоровод" А.Шницлера. Это дало повод прессе позлословить: "В Самаре "дерзания и парадоксы", а мы, грешные, в Москве, думали просто порнография. (...) Голая баба с лекцией! Самарские банщики, трепещите!" 5242 0 Осенью, в полном согласии с уже новыми веяниями, А.Каменский завлекал публику на "Вечера социализированной красоты", которые были ни чем иным, "как обычной порнографией, к которой наклеен модный и ходкий по теперешним временам ярлык" 5243 0. Всплеск так называемой порнографии коробил российскую интеллигенцию. Вообще это очень интересная и совершенно неразработанная в нашей культурологической науке тема - табуированное отношение российской интеллигенции к чувственно-эротическому началу в искусстве и к нарушению этого табу. Будем откровенны, выросшее в строгих этических нормах пра- вославной ортодоксии общество было в этом вопросе традиционно пуританским. Ведь даже очаровательную Анастасию Вяльцеву чопорная критика упрекала в эротичности ее песенной музы. А.Р.Кугель был вынужден растолковывать доморощенным святошам, что "элементы эротики вообще неразлучны с большей частью художественных впечатлений" 5244 0. Он прав - и в целом, и в частности: утвердившийся в начале века стиль modern в самых разнообразных символах обыгрывал элементы эротики. Но, думается, есть и другая причина анализируемого явления. В это смутное, тревожное время люди жили с ощущением распада империи, надвигающейся катастрофы, что подтверждается резким всплеском самоубийств и необычным ростом преступности. В стране вдруг объявилось множество ведунов, прорицателей и других носителей оккультного знания. Газеты и журналы широко рекламировали "ясновидящую Олю Зубареву, 8 лет", "знаменитую ясновидящую Люцию, 9 лет", "гениальное дитя - ясновидящую и угадчицу чужих мыслей Маню Умницкую, 6 лет"; давала спиритические сеансы "гений мнемотехники и телепатии медиум м-сс Бетти и ее индуктор м-р Джек"и многое другое, аналогичное.
Анафема порнографии.
Безысходность и подсознательный страх смерти обусловливали в эти месяцы ситуацию проживания (прожигания) жизни во всей ее чувственной полноте. Фарсовые театры лишь обслуживали эти глу- бинные ожидания публики в низовых, площадных формах. Сколько благородного гнева, пафоса, язвительной иронии выражено в прессе в эти месяцы в бессчетных рецензиях о засилье порнографии. Видимо, больно задела она за что-то очень живое, уж коли вызвала такой широкий общественный резонанс. Конечно, масштабы самого явления оказались нежданно-пугающими, но только ли в этом дело? Лика Авилова в голодном 1921 г. перечитывает арцыбашевскую "Жену" и записывает в дневнике: "И возмущена еще острее, чем раньше. И ненавижу еще ярче, чем раньше: ненавижу (...) всю эту грязь и мерзость, распущенность, грубость и бессмысленность" 5245 0. Отдадим должное их воспитанности и интеллигентности, но попробуем все-таки разобраться - истина дороже. Понять и объяснить эту яростную нетерпимость части российской интеллигенции - невозможно, если исходить лишь из собственно порнографического момента в искусстве. Рассуждая строго, ни в арцыбашевских писаниях, ни в умеренно обнаженных артистках Каменской и Кастальской, игравших Леду, не было ни грязной эротики, ни особой "клубнички", даже с учетом всех последовавших нравственных и эстетических поправок на границы "дозволенного" в искусстве. Думается, что кроме воспитанности, порядочности, скромности и естественной брезгливости было и что-то другое, что вызывало у них такую реакцию неприятия и отторжения. Что? Можно предложить гипотезу, что среди творческих деятелей России была представительная группа, которая ощущала свое слу- жение искусству как гражданский долг, как выполнение ответс- твенной художнической миссии перед обществом, народом. Предс- тавление об искусстве как деятельности художника в сфере чистой эстетической формы не было в России преобладающим. Более расп- ространенным был воспринятый от XIX века завет "служения наро- ду", который давал творцам мощное психологическое оправдание своей деятельности как общественно важной и нужной работы, как благородного труда по просвещению и окультуриванию народа. Только при этом то, чем они занимались, их "жизнь в искусстве" была не блажью сытых людей, не личными забавами, нет, совсем нет - они несли народу Свет, Добро, Красоту и многое другое возвышенное с таких же прописных букв. А арцыбашевы, порнографические спектакли и все иже с ними торгаши от искусства снижали эту благородную мотивацию, перево- дили священность художнического служения народу в разряд вуль- гарной коммерции. Тем самым у части творческой интеллигенции рушились механизмы психологической защиты и морального самооправдания своей деятельности. Думается, что по этой самой причи- не она столь яростно отвергала так называемую порнографию, уни- жающую их благородную миссию служения народу. Главный объект критических стрел - П.Кохманский - попробо- вал объясниться: "Цель, которую преследует "Леда" - оправдание публичного выявления красоты человеческого тела; в этой цели, если отбросить существующую мещанскую мораль, ничего порнографического не заключается". Оппонируя своим хулителям, "людям с загрязненным воображением", он делает сильный ход и обвиняет их в том, что во фрейдизме называется "проекцией": "в реалистической и правдивой картине нравов Шницлера они узнают в герое (...) свои собственные черты, свое собственное искривленное похотью лицо" 5246 0. В принципе, так бывает - в середине 50-ых годов в СССР бдительные коменданты молодежных общежитий срывали со стен репродукции "Спящей Венеры" Джорджоне, усмотрев в ней "голую бабу". Поэтому трудно в общем виде судить - кто прав: антрепренер или критик, увидевший в спектакле "женщину в одних туфельках. Одетую "во все голое" 5247 0. Как бы то ни было, но абсолютное большинство сочло спектакль порнографией, а владельцы здания на Тверском бульваре бр. Паршины, который арендовал П.Кохманский, предъявили ему иск на расторжение контракта, ссылаясь на нарушение условий договора - "художественное воплощение на сцене всех отраслей серьезного искусства" 5248 0. Вообще, интеллигенция России оказалась совершенно неподго- товленной к вызову "теневой культуры", отражавшей вкусы разно- шерстной публики этого смутного, переходного времени. Пресса и архивные материалы тех лет наглядно демонстрируют их наивные романтические иллюзии о революции, которая делается "по Шилле- ру". Увы, шквал социальной революции сметает, не замечая, все аптекарски выверенные в немецких кабинетах рецепты, кипящая ла- ва революции торит себе дорогу стихийным путем. Грубая проза жизни разительно разошлась с красивой мечтой, шокированная ин- теллигенция была близка к панике: "Хам пришел! Хам пришел!" 5249 0 Революция гуляла по России разинско-пугачевской вольницей, культурная жизнь резонировала этой вседозволенности, и интелли- генции оставалось только печалиться: "В темные мрачные дни русский актер говорил как Шиллер и презирал подъячих, а теперь у него какие-то рыбьи и слова и рыбье дело" 5250 0. Убеждать хватких театральных предпринимателей прекратить показ срамного, но прибыльного репертуара - дело бесполезное. Можно понять некоторую растерянность и даже нравственное смущение А.Р.Кугеля, который всю жизнь воевал с цензурой, но в сло- жившихся обстоятельствах был вынужден хоть частично признать ее правоту: "Театр пока что получил от "свободы" полную свободу порнографии. (...) "Хоровод" Шницлера цензура запрещала. Умно она делала или нет? Я всегда спорил с цензорами, доказывая, что "Хоровод" - грандиознейшая поэма, что она проникнута неким мис- тическим началом рока... "Настолько я изучил Шницлера"... - говорил я обыкновенно. Но любезные цензора меня прерывали: "Вы знаете Шницлера, но вы не знаете наших антрепренеров". И, ка- жется, что они понимали своих клиентов лучше, чем я" 5251 0. А че рез две недели, досадуя на "всеобщую растерянность" правитель- ства, на "нежелание пользоваться теми же законами, которое оно само же издало", он недвусмысленно подталкивал их "власть упот- ребить" против "порнографических безобразий Кохмано-Каменского содружества... А местные комиссары хоть бы что, и в ус себе не дуют" 5252 0. Думается, однако, что запретительные меры правительства были бы малоэффективны в эти дни хаотической русской свободы. "Власти, - отмечал критик, - при осуществлении своих законных прав, в настоящее время вряд ли встретят необходимую поддержку зрителя, разнузданного и развращенного, алчущего и жаждущего всего пошлого, ультрапикантного и прямо циничного" 5253 0. Не совсем корректно обвинять во всех грехах публику в целом, однако вывод, что "порнография на сцене уже пустила глубокие корни" - в общем виде справедлив, естественно, при условии, что порног- рафия понимается в контексте прошлых, а не современных предс- тавлений. Власть совсем не спешила с цензурно-карательными акциями - то ли по причине своего полного бессилия, то ли из-за предан- ности идеям демократии. Тогда вмешалась совсем другая властная сила. Труппа Троицкого фарса получила решительный отпор в Кронштадте, в котором восставшие матросы захватили заложников и не признавали никакой власти. Труппа намеревалась показать в городе "Царскосельскую благодать", однако "артистам (...) было объявлено от имени местного Совета солдатских и рабочих депута- тов, что ежели только они вздумают пьесу исполнить, то (...) будут арестованы. "Царскосельскую благодать" пришлось экстренно везти обратно". Изложив этот инцидент, редакция порадовалась: "Многое простится кронштадскому Совету (...) за то, что они приняли "благодать" в штыки" 5254 0. Не остались в стороне и союзы. После сравнительно недолгой раскачки Исполком московского союза артистов "пришел к убежде- нию", что театр Кохманского "не преследует никаких целей, кроме исключительно порнографических" 5255 0. В итоге бурных дебатов Исполком "заклеймил деятельность Кохманского и выразил порицание артистам, выступившим в "Леде" и "Хороводе" 5256 0. Однако на общую театральную ситуацию в стране это решение никак не повлияло - чуть ли не каждую неделю возникали всевозможные экзотические театры, как например, "Театр красивой жизни", театр изящной комедии "Пэл-Мэл", театр "Улыбка", "Веселый" театр, "Театр смеха и веселья", "Молодой театр", театр "Мозаика", "Интимный театр", театр "Ренессанс", театр художественной сатиры "Ко всем чертям", "Театр для всех", какой-то совсем непонятный "Народно-семейный театр "Шут", "артистическое предприятие совершенно интимного характера - товарищество "вечеринки Коломбины" и т.д.
"Злоба дня" в репертуаре.
С лета репертуар фарсовых театров видоизменяется - в соот- ветствии с политической злобой дня. На сценах идут "Дезертир" Шабельского, "Вова - революционер" и "Революция в городе Голо- вотяпове" плодовитого Е.Мировича, "Иванов Павел - анархист" С.Надеждина и В.Раппопорта, пьесы на политическую злобу дня - "Большевик и меньшевик", "Аннексия и контрибуция" и т.д. После июльских событий к привычным персонажам фарсовых те- атров прибавился новый - вождь большевиков В.И.Ленин. На сценах замелькали "Последние монархисты" с подзаголовком "Штюрмер, Ленин и К°", "Царские грешки" с легко узнаваемыми прототипами: Матильда Федоровна Пшесинская, Бенин-циммервальдец и т.д. В "Трагедии глупых людей" некоего Эпикура проезжались по адресу В.И.Ленина. На какое-то время он стал героем расхожих куплетов, скетчей, цирковых реприз. Так, в Севастополе В.Дуров вывел на арену свинью с плакатом: "Вождь большевиков - Ленин". В ответ на это "местные большевики явились к нему с протестами и угро- зами. Но Дуров им ответил, что он не боялся царей и царского правительства, которые не могли закрыть ему рот на цирковой арене, а поэтому тем более их не боится". 5 0Трюк, по свидетельст- ву журнала, настроенного, впрочем, антиленински, "имел у севас- топольцев большой успех" 5257 0. Представляется, что критика имела полное право подытоживать, что "распутиниаду" сменила "лениниада", но насколько она будет долговечнее?" 5258 0 С "Царскими грешками" вышел казус - после очередного пока- за группа монархистов ворвалась за кулисы и потребовала "для объяснений артиста Емельянова, изображавшего царя Николая. Ар- тист предусмотрительно скрылся". Однако на следующий день доморощенные роялисты явились за кулисы уже во время спектакля и вызвали артиста на дуэль. Емельянов, естественно, отказался. Вмешалась дирекция, "которая почему-то сочла нужным извиниться перед монархистами". Ободренные монархисты ввалились к артисту домой и заявили, что они "без крови не обойдутся и будут прес- ледовать его до тех пор, пока он не даст удовлетворения" 5259 0. Артиста, надо полагать, спас Октябрь. В эти восемь недолгих месяцев фарсовый театр в России ве- село и бесшабашно праздновал свой короткий "золотой век". Спрос рождает предложение - театры малых форм росли как грибы после дождя: "такого количества "миниатюр" в Москве, кажется, никогда не было. (...) когда все откроются - то их будет около трех дюжин. (...) Публика, как говорится, "валом валит", но, к сожалению, не все миниатюры - на высоте художественных требований" 5260 0. Если учесть, что фарсы интриговали публику зазывными пьес- ками вроде "Ниночка ложится спать", "Спальня", "В разных спаль- нях", то суждение рецензента следует признать интеллигентным. Более определенно по поводу фарсового репертуара выразился дру- гой критик: "Радий в чужой постели", "В разных постелях", "Пар- ные кровати" - удивительно постельный репертуар. (...) И какой пол больше всего влечет к этому половому репертуару?" 5261 0 Сегодня нам трудно дать точный ответ на этот вопрос, но, думается, что в залах были представлены обе половины рода чело- веческого. Иначе никак не объяснить унылых сетований прессы, что осенью 1917 г. Москва веселилась "как никогда". Девизом этой публики было изречение - "Ко всем чертям!" 5262 0 Впрочем, не будем торопиться осуждать этих людей; вспомним, какие страшные испытания выпали потом на их долю и пожалеем их.
Молчание искусства
Агрессия фарсового репертуара оттеснила коллективы худо- жественных исканий на самую далекую обочину театральной жизни. Это было несложно - ни одной сколько-нибудь талантливой или достойной пьесы в летние месяцы не появилось, что, впрочем, то- же не удивительно: в стране бушевали социальные страсти, камни раздора были разбросаны, а время их собирать еще не пришло. "Скудость нового репертуара - безгранична, - писал А.Р.Кугель. (...) Где же вы, страдавшие от стеснения, покажите, как на вас отразилась свобода, взмахните освобожденными крыльями" 5263 0. Взмахнуть - не сложно, но для полета крыло должно опирать- ся на атмосферный воздух. Увы, социально-политическая и куль- турная атмосфера тех дней никак не способствовала творческому взлету. Свобода оказалась с двойным дном: радость освобождения быстро улетучилась, наступила вакханалия какого-то лихорадочно- го прожигания жизни. "Каждый вечер, - свидетельствует очевидец, - толпа... самодовольных, несмотря на то, что родина летела к гибели, богатых, несмотря на то, что русский рубль стоил тогда 10 копеек, людей (...), платя бешеные цены, по 100 рублей за ложу и по 20 за кресло, наполняли представления разных миниатюр и кабаре. (...). Это был пир, поистине, во время чумы" 5264 0. Демократически ориентированная интеллигенция в эти дни му- чительно размышляла - почему отечественное искусство не прошло испытание свободой? Разрыв между чаяниями и жесткой правдой переживался ею тяжело, она была вынуждена признать, что ее ожидания не оправдались: "Еще ни один истинный талант не заговорил языком свободы в это свободное время. Молчит поэзия. Молчит беллетристика. Молчит театр. Живопись тоже молчит. То, что появляется нового в печати, на сцене, в живописи - недостойно ни переживаемого времени, ни своих титулов" 5265 0. Такое нетерпение сердца русской интеллигенции представля- ется несколько странным: плоды искусства созревают медленно. Молчание искусства в это время объясняется сложным переп- летением причин. Исторически так сложилось, что животворящая энергия художника получала постоянный стимул в преодолении раз- нообразных властных запретов. Вольтова дуга высокого искусства возникала между двумя противоположными полюсами - творцом и властью. В Феврале второго полюса - власти - не стало, напряже- ние сопротивления упало, а новые стимулы творчества еще не оформились в самой жизни. Нравственным императивом русского искусства всегда была его великая боль за "униженных и оскорбленных", защита малых и сирых от произвола власти. В этом видели свою непреложную граж- данскую миссию передовые художники, в этом их поддерживала "прогрессивная" критика, этого требовала от них демократически настроенная общественность. Социальный посыл в русском дорево- люционном искусстве был, как правило, важнее изысканности эсте- тической формы. Конечно, была и другая, противоположная линия: был Пушкин - "античный век России" (М.Гершензон) и фантасмаго- рический Н.Гоголь, были Ф.Тютчев и А.А.Фет, были Л.Толстой, А.П. Чехов, А.А. Блок, были П.И. Чайковский и А.Н. Скрябин, были М.А. Врубель и мирискусники, был замечательный взлет русского авангарда первой четверти ХХ века - все это вошло в золотой фонд мирового искусства, обогатило его новыми художественными идеями. Однако мощный ствол русского искусства уходил своей раз- ветвленной корневой системой в глубокие пласты народной жизни. В этой линии и "Станционный смотритель" Пушкина, и "Шинель" Гоголя, и "Бедные люди" Ф.Достоевского, творчество Н.Некрасова, Г. Успенского, М.Горького, товарищества передвижников и многое, многое другое. И система ценностей интеллигенции (впрочем, надо брать более широкий пласт российского общества - вся читающая публика), и сложившаяся практика бытования искусства объективно способствовали формированию определенного - социально-ориенти рованного - типа мышления художника: "гражданином быть обязан!" Русское общество не накопило к Февралю достаточного запаса внутренней свободы, о чем мечтал еще А.И.Герцен, оно оказалось не готовым воспользоваться плодами наступившей свободой. Нельзя приказать себе проснуться наутро свободным гражданином, выдав- ливание из себя по каплям раба - трудный и исторически долгий процесс. А в Феврале, как мы уже отмечали, времени катастрофи- чески не хватало. Февраль порушил еще одну абстрактно-гуманистическую идею интеллигенции, доставшуюся ей в наследство от ХIХ века: он по- казал, что демократизация культуры сама по себе еще не создает в широких массах потребность в приобщении к искусству. Надежда, что в условиях свободы люди начнут штурмовать музеи, галереи, библиотеки и т.д., что оставшись один на один с искусством они станут лучше, чище, благороднее, что оно их "выпрямит" и оду- хотворит - все это, увы, не оправдалось. Незнание народа восполнялось у интеллигенции разного рода мифологемами. Вообще такое нерасчлененное мифологизированное представление о народе - носителе всех возможных добродетелей, народе-богоносце было очень широко распространено среди русской интеллигенции. Отсюда понятны мартовские мечтания А.Я.Таирова, считавшего, что "народ - вот тот сказочный принц, что может вернуть к ж
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.157.233 (0.024 с.) |