Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первые отряды адыгской интеллигенции в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В формировании «высокой», «профессиональной» культуры адыгов и балкарцев, как и других народов бывшего Советского Союза, у которых отсутствовала своя литературная письменность до XX в., исключительную и главную роль играла русская культура, а через нее и мировая. Дело в том, что те контакты горцев Северного Кавказа, которые были установлены с Руеским государством в далеком прошлом, несмотря на многие драматические эпизоды этих взаимоотношений, объективно оказали огромное влияние на становление «высокой» культуры горцев, в том числе адыгов и балкарцев. Процесс становления и развития «высокой» культуры адыгов имеет свою специфику, отличающую его от других кавказских народов. В этом плаве следует отметить, что становление культуры адыгов началось за пределами страны черкесов, именно в самой России, с формирования отдельных отрядов интеллигенции адыгов в условиях русской действительности. Речь идет о том, что после того как Темрюк Идаров - Верховный князь Кабарды в далеком XVI в. — «пробил» для адыгов «окно в Россию», заключив между Кабардой и Русским государством военно-политический союз (1557), многие адыги приезжают в Россию и становятся крупными военными, государственными деятелями Русского государства, чему способствовал в значительной степени именно этот важный военно-политический пакт. Поэтому можно сказать, что именно Темрюк Идаров положил начало созданию в Русском государстве отрядов адыгской интеллигенции. Потомки Темрюка Идарова, начиная с его сыновей и племянников, которые выезжали на русскую службу, заложили основы образования в Русском государстве могущественного княжеского рода Черкасских. А вообще связи адыгов с Русью были установлены задолго до XVI в. Между восточными славянами - руса- ми - и предками адыгов существовали определенные взаимоотношения задолго до того, как они нашли свое отражение в письменных источниках. Об этом красноречиво свидетельствует археологический материал могильников IV~XII вв. на Кавказе, где элементы восточно-славянской культуры прослеживаются в инвентаре и обряде погребений. Различные предметы этих погребений позволяют говорить о тесных торговых связях между народами Северо-Западного Кавказа и Южной Русью. Об активной и регулярной торговле предков адыгов с другими народами, в том числе с Древней Русью, говорится также в арабских письменных источниках ГХ-Х вв. В частности, арабские историки Баладзори, Ибн- ал-Факих зафиксировали непосредственное проживание русов на Северо-Западном Кавказе в пределах Хазарского каганата. Отечественные исследователи пришли к выводу, что предки адыгов имели тесные связи с восточными славянами еще до возникновения Тьмутараканского княжества. Академик Б. А. Рыбаков на основе изучения адыгского эпоса «Нарты», славянских сказаний и византийских источников пришел к выводу, что в северо-западной части Кавказа в середине I тысячелетия н. э. находились значительные массы славян, которые сохраняли эпические сказания о событиях в Причерноморье и на Дунае, а впоследствии они растворялись среди адыгов (зихов-керкетов). Профессор Л. И. Лавров археологическими, этнографическими и лингвистическими материалами аргументировал тезис о глубоких связях адыгов и славян, и, на его взгляд, из всех кавказских народов этнографически наиболее близкими восточным славянам являются именно адыги. Как свидетельствуют древнерусские летописи, еще в 1022 г. князь Мстислав предпринимает поход против адыгов — касогов. После того как в единоборстве, обманным путем, он одолел касожского князя Редедю и по условиям поединка наложил дань на касогов, забрал с собой семью Редеди - жену и двух сыновей. Сыновья были крещены Мстиславом и получили православные имена - Роман и Юрий. Впоследствии Роман женился на дочери Мстислава Владимировича. К Роману и Юрию Редедичам возводят свое начало русские дворянские роды Лопухиных, Белоусовых, Глебовых, Сорокоумовых, Ушаковых (предки знаменитого флотоводца). Однако династия Черкасских в основном создается в России уже с конца XVI - начала XVII в. В 1557 г. в возрасте 17- 18 лет в Москву приехал младший сын Темрюка Идаро- ва - Солтан. Иван IV велел его крестить (в крещении - Михаил) и учить грамоте. Таким образом, можно определенно утверждать, что Михаил Темрюкович был первым кабардинцем, получившим высокое для того времени образование в России. В 1559 г. Михаил начинает военную службу в Русском государстве на южных, самых беспокойных его пограничных рубежах, подвергавшихся нападениям со стороны Крыма. Михаил Черкасский при Иване Грозном стоял на самых высоких ступенях государственной власти. В 1567 г. князь Михаил в возрасте тридцати лет стал боярином, первым из когорты кабардинских князей, ставших русскими боярами и принимавших самое активное участие в становлении и укреплении российской государственности. Фактически сын главного князя Кабарды Темрюка Идарова - Михаил Черкасский - стал первым человеком в государстве после царя. Сидел первым в Боярской думе, и при перечислении думных списков всегда назывался первым. В России в течение долгого времени жила память о том, что князь Михаил Темрюкович Черкасский тогда был человек великий и управы на него не было. Следует отметить, что в XVII в. в России было 16 «первостепенных» и 25 «второстепенных» родов, из которых 20 были княжескими. Знатность и родовитость определялись по месту, занимаемому родом среди 31 фамилии. Известный историк С. М. Соловьев в своей работе «Чтения и рассказы по истории России» приводит этот список в следующем порядке: «1. Черкасские. 2. Воротынские. 3. Трубецкие. 4. Голицыны» и т. д. Как видим, князья Черкасские в начале XVII в. занимали видное место при царском дворе и в правительстве. Дмитрий Мамстрюкович (внук Темрюка Идарова) был видным деятелем Земского освободительного движения и даже являлся кандидатом от земщины на царский престол в 1613 г. Он же возглавлял с 1624-го по 1630 г. приказ Казанского дворца, в управление которого входили восточные области Русского государства. Два внука Камбулата Идарова - Яков Куденетович (Урус- кан) и Иван Борисович - возглавляли приказы Большой Казны - Стрелецкий и Поместный. Якова Куденетовича причисляют к самым выдающимся русским полководцам периода царствования Алексея Михайловича. Сын Сунчалея - Григорий, в 1660-е гг. был первым воеводой в Астрахани, а Михаил Алегукович Черкасский занимал пост казанского воеводы, затем стал первым русским генералиссимусом. Все они входили в разное время в состав Боярской думы, т. е. явились членами русского правительства. Черкасские, служившие в России, входили в число самых крупных землевладельцев. Так, например, в 1638 г. в их собственности находилось 3140 крепостных дворов, тогда как у династии Романовых было 3202, а к концу XVII в. уже было 12 032, т. е. больше, чем у каждой из других боярских фамилий России. § 2. Адыгские общественные деятели и просветители XVin " первой половины XIX в.: Александр Бекович-Черкасский, Жабаги Казаяоко, Хан-Гирей, Измаил-Бей Атажукин, Шора Ногмов, Умар Берсей, Султан Казы-Гнрей В числе представителей первых отрядов адыгской интеллигенции, которые сыграли огромную роль в истории Русского государства, находится Александр Бекович-Черкасский. С юношеских лет до трагической смерти он был верным сподвижником Петра Ь К. Ф. Дзами- хов утверждает, что самые ранние сведения об Александре Бековиче мы находим в документах, где говорится о передаче власти в Терской крепости бывшим воеводой Иваном Борисовичем Мартьяновым своему преемнику - «стольнику и полковнику и воеводе» Афанасию Ивановичу Козлову. При передаче был составлен список, где отмечалось, что в крепости находились аманаты от князей Кабарды и владетелей Эндеры, от уцмия Кайдацкого и тпамхала Тарковского. «В аманатных избах аманатных мурз: кабардинской - Давлет-Гирей (до крещения Александра Бековича звали Давлет-Гирей.- К. У.), андреевской — Чугук, хайдацкой - Амир, Тарковской — Хашбек». «Это^дервое упоминание о Давлет-Гирее Бековиче датируется 24 мая 1689 r.»J - пишет К. Дзамихов. Далее он отмечает, что Александр Бекович- Черкасский мог появиться в Москве не раннее 1690 г. и, естественно, он не мог быть «одним из первых молодых дворян, начавших службу в «потешных войсках», созданных Петром в селе Преображенском»[281]. Здесь| юноша принял православную веру и получил имя Александр Бекович-Черкасский. Воспитывался он в доме дядьки Петра I, князя Алексея Голицына^ В его семье он получил хорошее домашнее образование. Вместе с другими молодыми дворянами/Александр Бекович начал службу в Преображенском полку, а в 1707 г. был отправлен на учебу за границу,Jk ак одаренный молодой человек, для изучения разных наук, особенно мореплавания. ЦХосле завершения учебы Александр Бекович женится по воле царя на княжне Марии Борисовне Голицыной, и его зачисляют в армию в чине капитана гвардии Преображенского полка. С этого момента он начинает играть огромную роль во внутренней и внешней политике Русского государства) Он проводит большую работу по укреплению позиций России на Кавказе, в других регионах.ТУ читыв ая, что в начале XVIII в. Кабарда играла главную роль на Северном Кавказе, и многое зависело от ее политики, Петр I направил 4 марта 1711 г. Александра Бековича в качестве личного посланника по восточным вопросам на Северный Кавказ Д «Главная цель миссии Бековича-Черкасского,- пишет К. Ф. Дзамихов,- воспрепятствовать враждебным действиям турецкого султана, который враждовал не только с Россией* но и с Кабардой. Зная об этой вражде, Петр I стремился привлечь кабардинцев в качестве союзников в борьбе с «кубанцами». С этой целью и был направлен в Кабарду с царской грамотой Александр Черкасский». После переговоров с кабардинскими князьями он доносил Петру, что «они рады служить великому государю всею Кабардою». Около года пробыл Александр Бекович-Черкасский на Северном Кавказе! Здесь князь Черкасский занимался установлением прочных связей и с Дагестаном, а также выяснением местонахождения рудных и других природных богатств края. Весной 1714 г. Чекасский вновь выступает как политический деятель, он пишет донесение Петру I, где высказывает свои мысли об обстановке на Северном Кавказе и как следовало бы действовать там России, чтобы народы этого обширного и стратегически важного края «не допустить под руку турецкого султана, но привести под область свою». Далее он сообщает, что из Порты через Крымского хана к «вольным князьям», имеющим владения близ гор, между Черным морем и Каспийским, направлены были посланцы с целью склонить их на свою сторону, за что каждый бы из них получил от султана всякие «милости» и «жалование». В Кабарде миссия турецких эмиссаров не имела успеха^Александр Черкасский в своем «донесении» предупреждает Петра об опасных последствиях того, если Т^РЦИИ удастся подчинить Дагестан;] В то же время в донесении Черкасского проходит 'мысль о том, что укрепление российских позиций на Кавказе принесет пользу как самой России, так и местным народам, и сделать это будет несложно, «понеже тот народ вольный». «По сути дела, - пишет К. Дзамихов, - «Донесение» Бе- ковича-Черкасского было проектом мирного присоединения Северного Кавказа к России»[282]. ^Здесь он проводит переговоры с кабардинскими и другими горскими правителями^] которые дали обязательство выступить на стороне России в случае войны с Турцией. [Александр Бекович первым составил карту Каспийского моря^Кстати сказать, эта работа была выполнена им на таком значительном научном уровне, что, когда Петр I показал ее французским ученым, они дали ей высокую оценку, а его приняли Почетным членом французской Академии наук. [Александр Бекович был назначен Петром I в 1717 г. руководителем Русского посольства в Среднюю Азию (Хивинское ханство), где он был убит хивинцами. Так погиб, отстаивая' интересы Русского государства, крупный ученый, политический деятель России конца XVII - начала XVIII в. Александр Бекович-Черкасский, выходец из Кабарды. Таким образом, можно с определенной'уверенностью сказать, что формирование национальной интеллигенции адыгов началось в специфических условиях, а именно за пределами страны черкесов, в Русском государстве, куда они выезжали на постоянное местожительство. Именно плеяда Черкасских - государственных чиновников и военнослужащих Русскогр государства - была среди первых представителей адыгской интеллигенции. Как показывает история, Черкасские сформировались как государственные деятели и военачальники в русской среде и под непосредственным воздействием русской культуры, русской действительности. Более того, они яе только «осели» в России и действовали на ее благо, они даже приняли православие, после крещения обрели новые имена, а впоследствии многие из них, особенно их потомки, ассимилировались и полностью оторвались от корней своих предков. Несмотря на то, что они не были «востребованы» на земле своих предков, на что были свои объективные причины, многие из них сыграли определенную роль в сближении России и адыгов, а через последних — и остальных народов Северного Кавказа, на которых они имели огромное влияние. Следующим й наиболее существенным этапом, или «волной» становления национальной интеллигенции адыгов, культуры в целом, является период деятельности первых адыгских просветителей. В отличие от первого отряда адыгской интеллигенции, воспитанной в русской среде и главным образом занимавшей важные государственные и военные посты Русского государства, первые адыгские просветители были зачинателями научной и художественной мысли Северного Кавказа в целом, и адыгской в частности. Побудительной силой и основой движения передовой общественной мысли адыгской интеллигенции явились национально-патриотические настроения, зревшие в народе, откуда они произошли в этот знаменательный этая истории Кавказа, а также влияние на горцев передовой русской общественной мысли, литературы и культуры. Именно российская передовая общественная мысль, ее наука и культура явились той богатой базой, отправной точкой, на которую опирались первые адыгские просветители, как и другие народы Кавказа. Адыгское просветительство зародилось в конце XVIII - начале XIX в* Обучаясь в русских учебных заведениях, они не только восприняли русскую культуру, но благодаря ей познакомились и с мировой культурой и литературой, приобщили к ней свой народ. Они создавали свои произведения на национальном материале и — прежде всего - для своего народа. Первые адыгские просветители, в отличие от их предшественников - Черкасских, не только учились и служили в России, они почти все вернулись на родину, жили со своим народом и работали на его благо. Более того, они несли образование своему народу конкретным кропотливым трудом. Они писали не только научные труды и художественные произведения, многие из них явились также непосредственными участниками открытия первых светских учебных заведений, культурно-просветительских учреждений, создателями профессионального искусства. Они работали в сложных общественно-политических, социальных и иных условиях. Народ понимал их не всегда, особенно представители духовенства, поэтому начинать приходилось «с нуля», да еще при сопротивлении реакционной части населения. Первые просветители были теми, кто занимался «первоначальным накоплением духовного капитала», они, подобно первопроходцам, совершившим великие географические открытия средневековья, открыли мир цивилизации через просвещение - для себя и для своих соплеменников. Они, изучив историю и культуру не только других народов, но прежде всего своего этноса, совершили интеллектуальное чудо: усвоив русский и другие европейские языки (многие из них владели несколькими иностранными языками), изучили и свой язык; первыми поставили вопрос о научном исследовании своей истории, культуры, языка; создали первые учебники и издали обобщающие труды по этим направлениям знаний и этим положили начало научной мысли среди адыгов. Поэтому одной из особенностей их научной деятельности является то, что они обратились к социальногуманитарным проблемам своего народа. Именно по этим отраслям знаний они проводили свою просветительскую работу среди соотечественников. Один из крупных специалистов по адыгскому просветительскому движению профессор А. X. Хакуашев пишет, что «...своеобразный опыт первых деятелей адыгского просветительства не «мертвый капитал», а живая реальность, связанная многочисленными и невидимыми нитями с современностью»-(В огромном влиянии русской культуры на процесс становления и развития адыгского просветительского движения, на его пионеров, можно убедиться на примере Жабаги Казаноко, одного из первых литераторов, ученых и общественных Деятелей адыгов. Жабаги Казаноко был также одним из ярких представителей общественной мысли адыгов конца XVH - первой половины XVIII в. Крупный мыслитель, дипломат и гуманист, он всегда был в числе адыгских феодалов, которые выступали за тесное сближение и сотрудничество Кабарды с Россией. Жабаги Казаноко родился на правом берегу р. Баксая, напротив нынешнего сел. Заюково Баксанского района. До сих пор сохранилось название того места, где он родился и жил- (Казаноко) Л Существуют разные предположения по поводу года ёго рождения, из которых можно сделать вывод, что[он родился в 1686 г. и прожил до 1750 т‘ Он был по происхождению дворянином^ Из архивных документов видно, что уоркская фамилия Казаноковых происходит от бжедугов, что она существовала уже в XVII- XVIII вв. В Кабарде имя Жабаги Казаноко в письменных источниках упоминается впервые у Шоры Ногмова в работе «История адыхейского народа». Ш. Ногмов пишет, что князь Асланбек Кайтукин «...всегда руководствовался советами уздения Жабаги Ка- занокова, человека благоразумного». Жабаги Казаноко был советником Асланбека Кайтукина - влиятельного князя Кабарды XVIII в. Последний укрепил свои позиции среди адыгских феодалов, всего адыгского общества не без помощи Жабаги Казаноко, который всегда давал ему дельные, мудрые советы по самым разным проблемам его деятельности. Более того, есть сведения, что Жабаги был его воспитателем.(Жабаги Казаноко прославился не только как гуманист, мыслитель, но и как очепь любознательный человек. Легенда гласит, что однажды, будучи еще юношей, он заметил, что гора, под которой располагался аул, образовала трещину, и он настоял на том, чтобы жители немедленно покинули его- Но не все поверили ему, а гора действительно обвалилась и накрыла весь аул^ В результате межфеодальной борьбы в 20-х гт. XVIII в. из-за притеснений баксанских княжеских фамилий Мисостовых и Кургокиных, князья Кайтукины и Бек- мурзины, е кем был в тесных связях Жабаги Казаноко, переселились в урочище Кашхатау и там образовали укрепленный лагерь, получивший в документах название «Черекского городка». Большой интерес представляет деятельность Жабаги Казаноко и на дипломатическом поприще! Ему поручались самые ответственные переговоры от имени Кабарды с другими народами и самой Россией; В частности, есть сведения, что он вел переговоры в Астрахани с Петром по проблемам взаимоотношений Кабарды с великим северным соседом и по вопросам Северного Кавказа в целом. Жабаги был известен далеко за пределами Кабарды и у соседних народов. Он всегда выступал за дружбу между народами, ратовал за мирное решение всех сложных проблем между различными княжескими фамилиями и соседними народами. Он выступал против кровной мести, указывая на ее пагубные последствия; был демократом в семейной жизни, всегда защищал честь и достоинство женщин и детей. Жабаги Казаноко являлся большим знатоком устного народного творчества. Был остроумным и мудрым человеком, владел многими языками, в том числе и русским. Все эти достоинства снискали ему большой авто- ритет*не только среди кабардинцев, но и соседних народов. Как было сказано выше, он умер в 1750 г. в Казаноко (рядом с сел. Заюково) и похоронен там же. Позже его надгробный памятник перевезен в г. Нальчик и установлен в парке Свободы возле здания медицинского факультета КБГУ. Измаил-Бей Атажукин (Хатакшоков). Существуют различные версии по поводу года его рождения. Но можно предположить, что он родился на рубеже 50-60-х гг. XVIII в. Измаил-Бей Атажукин* как многие его соотечествен- ники-адыги, получил образование и жил в России, честно служил ей, отважно защищал ее интересы на различных фронтах многих войн. Он получил общее й специальное военное образование в Петербургу Измаил-Бей Атажукин оставил в истории России и Северного Кавказа заметный след как военный деятель, просветитель, специалист судопроизводства и его реформы в Кабарде. Патриот, по признанию многих авторитетных людей России XVIII в., он был одним из образованнейших людей своего времени, владел многими языками, прекрасно знал русскую и зарубежную историю и культуру. Измаил-Бей не раз показывал отвагу и мужество в войнах России с другими государствами!, за что был отмечен различными наградами российского государства. Он, в частности, принимал активное участие в Русско- Турецкой войне 1787-1791 гг* Измаил-Бей участвовал в ней в числе 5 тысяч воинов кабардинского полка в чине секунд-майора под командованием бригадира Ивана Большого-Горича. В 1788 г. принимал активное участие в штурме турецкой крепости Очаков, За проявленные мужество и отвагу в этом сражении ему было присвоено звание премьер-майора. Вот что писал Григорий Александрович Потемкин- Таврический, всегда проявлявший большой интерес к личности Измаил-Бея Атажукина, 10 июля 1789 г. Екатерине II: «Измаил-Бей из лучшей фамилии кабардинской, подполковник в службе Вашего Императорского Величества, ревностно и храбро служил под Очаковом и на штурме оного, желает показать себя против шведов. Я, его отправляя, вееподданейше прошу о награждении его убранной каменьями медалью». Измаил-бей попал на русско-шведский фронт в сентябре 1789 г., но почему-то вскоре его возвращают обратно на русско-турецкий фронт. Находясь в составе Бурского казачьего полка, в декабре 1790 г. принимает участие в штурме турецкой крепости Измаил под командованием А. В. Суворова, который высоко оценил мужество Измаил-Бея и представил его к награде. В списке награжденных напротив его фамилии великий военачальник сделал пометку, что он «оказал храбрость, усердие». За проявленные храбрость и мужество в этой военной операции он был награжден Орденом Георгия 4-й степени, где в списке награжденных числился как Измаил-Бей. Он также принимал участие в переговорах по заключению Ясского мирного договора, заключенного 29 декабря 1791 г. (9 января 1792 г.) между Россией и Турцией. Екатерина II тоже обратила внимание на храброго и грамотного горца и решила использовать его талант в кавказских делах. В 1774 г. Измаил-Бей был направлен в Кабарду для решения российских проблем на Северном Кавказе^ Это время на Северном Кавказе было сложным и для России и для самих горцев. По сути дела, это было началом столетней Русско-Кавказской войны, в которой особое место отводилось Кабарде- Россия не случайно начала ату войну именно с покорения Кабарды. В этом важном и критическом деле для всего Северного Кавказа Измаил-Бей Атажукин занял антиколониальную позицию. Более того, он конкретно выразил свое недовольство политикой России на Северном Кавказе, выразившейся в антиколониальных событиях, происходивших в 90-е гг. XVIII в. (1795 г. в Кабарде). Это и послужило причиной того, что царское правительство в качестве наказания за такое поведение высылает его с братом Адиль-Гиреем и майором Хамурзиным в Екате- ринослав (ныне Днепропетровск). Суть вопроса состояла в том, что еще в 1793 г. в целях укрепления своих позиций царская администрация обнародовала указ о проведении в Кабарде судебной реформы, против которой выступили влиятельные кабардинские князья и дворяне, которых поддержал Измаил-Бей Атажукин. В справке, составленной по поводу причины удаления из Кабарды Измаил-Бея Атажукина, его брата Ада ль- Гирея и Хамурзина Атажукина говорилось, что названные три человека были высланы в Екатеринослав «за оказанную в усердии к службе российской ненадежность». Это по сути дела было подтверждением того, что все три Атажукина принимали участие в антиколониальном восстании, происходившем в эти годы в Кабарде. В 1801 г., когда царский престол занял Александр I, Измаил-Бею Атажукину разрешили переехать в Петербург. После этого он просит императора, чтобы ему разрешили вернуться на родину. Александр I дал ему это разрешение в 1807 г. Более того, Измаил-Бею было присвоено звание полковника. Измаил-Бей Атажукин в эти годы много работает над тем, как решить мирно, без кровопролитий, кавказские проблемы. Пишет много обращений в различные властные структуры. Вообще он всегда интересовался проблемами Кабарды, ее взаимоотношениями с Россией. Еще в 1789 г. в своем плане от 24 марта на имя заведующего личной канцелярией Екатерины II В. С. Панова Атажукин просил напомнить генерал-аншефу Г. А. Потемкину об «...известных Вам кабардинских делах». О них Атажукин вспоминал в своем письме на имя Александра I в 1802 г. Оказывается, что через Г. А. Потемкина (он умер 1796 г.) Измаил-Бей Атажукин представил Екатерине II «Сведения о некоторых важнейших политических обстоятельствах, до всего края горских черкес касательных». До возвращения на Кавказ, в начале 1804 г., Атажукин подает в Министерство внутренних дел «Записку о беспорядках ца Кавказской линии и способах прекращения оных»! Эта «записка» являлась итогом многолетних наблюдений за событиями на Кавказе, социально- политической, экономической и культурной жизнью кабардинцев и горцев в целом. Свои суждения по этим проблемам он еще раньше излагал в таких материалах, как «Краткое описание жителей горских черкес...», «Записка о жителях Кавказа» и т. д. В них он исследовал вопросы взаимоотношений Кабарды с соседними народами и Россией с 1557 г.; о роли Кабарды на Северном Кавказе; о расселении горцев в регионе, о социальном строе; о Кавказской линии; о политике Турции по отношению к Кавказу; об обычном праве и народном собрании; о судопроизводстве и проблемах аннексированных кабардинских земель Россией; о беглых кабардинских крестьянах и применении к горцам меры «кротости» в т. д. По возвращении на Кавказ Измаил-Бей Атажукин сразу же развернул активную общественно-политическую деятельность. В отличие от своего брата Адиль- Гирея, он критиковал ислам. Очень много он работал над проблемами судопроизводства и осуществлением его реформы в Кабарде! Он выдвигал по этим вопросам много интересных идейгв частности, предложил учитывать особенности быта кабардинцев. В своих предложениях в судебной реформе, как сын своего класса, он защищал интересы феодалов- Он полагал, что с помощью судебной реформы Кабарду можно вывести из состояния хаоса и раздробленности, укрепить союз Кабарды и России; вместе с тем - ограничить вмешательство царских чиновников в дела Кабарды. Настало время, на наш взгляд, тщательного исследования проекта судебной реформы Агажукина, его подходов к этому важному вопросу юриспруденции, с учетом сегодняшних проблем российского федерализма и судопроизводства. Но можно надеяться, что и современные Юристы скажут свое веское слово о научном наследии Измаил-Бея Атажукина в области юриспруденции. Он глубоко и всесторонне изучал Северный Кавказ - от социально-политической, экономической и культурной жизни до его этнической карты. Хотя он не употребляет термин «Балкария», упоминает о чегемцах и балкарцах («чегем», «малкар»). Он указывал также, что адыги стояли на различных экономических и социально-политических уровнях. Он впервые вводит в научный оборот понятия «аристократические» и «демократические» адыги. К первым он относил кабардинцев и бжедугов, а ко вторым - натухайцев, шапсугов и абадзехов. Он делил их по уровню экономического и политического развития. Атажукин отмечал, что в Кабарде феодализм был более развит, чем у западных адыгов (шапсугов, абадзехов и натухайуцев, которые являлись, по его мнению, республиканцами). Он резко выступал против междоусобицы в адыгском обществе, которая задерживала процесс его консолидации и Дальнейшего процветания. Он призывал своих соотечественников сплотиться в единый и могущественный союз; резко выступил против тех кабардинских феодалов, которые призывали к сближению с Турцией, и всегда доказывал необходимость и выгодность союза с Россией А В январе 1812 г. при таинственных обстоятельствах он был убит своим двоюродным братом Росланбе- ком Мисостовым-Атажукиным. Так преждевременно закончилась жизнь замечательного человека, патриота, талантливого политика и общественного деятеля Изма- ил-Бея Атажукина, который был убежден, что только в союзе с Россией Кабарда сможет развиваться. Это, в свою очередь, не мешало ему критиковать ее колониальную политику на Северном Кавказе, методы осуществления этой политики. Одним из ярких представителей первых отрядов адыгской интеллигенции, который внес неоценимый вклад в дело создания профессиональной, «высокой» культуры народа, является Шора Бекмурзин Ногмов (1794- 1844). Он был одним из первых историков, филологов и просветителей адыгского народа. Родился Ш. Ногмов в селении Джуца (одном из более 200 кабардинских населенных пунктов, уничтоженных русскими войсками), недалеко от Пятигорска. Первоначально он получил духовное образование в Дагестане. После этого некоторое время работал в родном селе муллой., Однако эта работа не вполне его устраивала, и в 1818 Т. он поступил, как и многие его соотечественники, в русскую армию. Спустя некоторое время он опять возвратился в родное село и вплотную занялся изучением родного языка, культуры, устного народного творчества, обычаев и традиций своего народа; собрал обширный материал по истории и культуре адыгов; работал учителем начальной школы, где прививал детям любовь к знаниям, к родному языку. В 1830 г. он вновь поступил на русскую службу в Кавказско-горский полуэскадрон в Петербурге. Здесь он продолжал изучать историю, язык, русскую и мировую культуру. Некоторое время служил в Кавказском корпусе в Тифлисе.^С 1839-го по 1843 г. Ш. Ногмов работал секретарем Кабардинского Временного суда. А в мае 1844-го вновь уехал в Петербург, где 10 (22) нюня 1844 г. умер от паралича и был похоронен. Несмотря на короткую жизнь, Ш. Ногмов многое сделал как ученый. По свидетельству С. Д. Нечаева, непосредственно знавшего Ш, Ногмова, os владел пятью языками: арабским, турецким, абазинским, персидским и русским, не считая родного кабардинского. Ногмов в 1825 г. составил кабардинскую азбуку, но не успел опубликовать ее. К 1840 г. он закончил свою научную работу по языку «Начальные правила кабардинской грамматики»}'В 1843 г. он составил ее второй вариант. Провел огромную работу по записи старинных народных песен. В общей сложности собрал более 20 кабардинских исторических песен и сказаний Ногмов - автор «Кабардино-русского словаря».(В нем более четырех тысяч слов. «История ады- хейсКого народа» - это огромный научный труд, который был завершен им в 1843 г., т. е. за год до смерти. Этот исторический труд охватывает период с древнейших времен до XIX в. В нем показаны основные вехи истории адыгского народа.; Правда, работа увидела свет после смерти автора, в 1861 г., благодаря стараниям известного кавказоведа А. П. Берже. Она издавалась в общей сложности 8 раз, в том числе в 1866 г. в Лейпциге на немецком языке. В «Истории адыхейского народа» исключительно огромное место занимают материалы об обычаях адыгского народа, о его взаимоотношениях с Другими народами, но, на наш взгляд, трудно согласиться с его концепцией об аптек ом происхождении адыгского народа. Кстати сказать, на это указывал и Адиль-Гирей Кешев в своей рецензии на этот труд Ш, Ногмова. Известный кавказовед прошлого века П. К. УеЛар назвал Ш, Б. Ногмова «достопочтенным поборником просвещения». Просвещение народа, идея дружбы, расширения и укрепления связи между народами были важ- нейпгами мотивами создания грамматики и «Истории адыхейского народа». «Цель моя будет достигнута, ~ писал Ногмов, - если мои соотечественники начнут изучать адыгейский язык и русский по моей грамматике, и если русские, столь способные к изучению языков, обратят также внимание на наш язык, обильный, древний, европейцам неизвестный, представляющий богатую жатву для филологии и истории». Таким образом, Ш. Ногмов вошел в историю адыгского народа как крупный ученый с широким кругозором, как поборник просвещения своего народа, сторонник сближения народов. Он, как и остальные адыгские просветители XIX в., открыл мир своего народа для многих народов. Он не только верил, что его прогресс лежит через образование, науку, культуру в целом, но и сделал очень многое для становления этой культуры. Следующим замечательным представителем адыгского просветительского движения и одним из первых ученых является Хан-Гирей (полное имя: Крым-Гирей Махмет (Мамат) Гиреев Хан-ГирейК Он воспитывался у аталыков. Хан-Гирей, хотя и прожил короткую жизнь - всего 34 года (1808-1842), прожил ее ярко и насыщенно.| Прежде чем заняться научной деятельностью и художественным творчеством, Хан-Гирей добился за короткий период блестящих успехов в военной карьере- В определенной степени на его судьбу повлиял А. П. Ермолов. По завещанию отца Хан-Гирея доставили к Ермолову, а тот, в свою очередь, отправил мальчика в Петербург, в кадетский корпус. По завершении последнего, он был зачислен в январе 1825 г. сотенным есаулом в Черноморский казачий эскадрон. Хан-Гирей принимал участие в важнейших военных кампаниях сзоего времени: в 1826-1828 гг. - в Русско-Турецкой войне и получил медаль; в 1828-1829 гг. - в Русско-Турецкой войне, в которой, будучи адъютантом главнокомандующего (сначала А. С. Меньшикова, затем В. А. Перовского)* был представлен к награде и произведен в поручики; в 1830- 1831 гг. - в военных действиях в Польше, где был произведен в штаб-ротмистры. В ноябре 1832 г. в чине штаб-ротмистра Хан-Гирея назначают командиром Кавказско-горского полуэскадрона. В последующие годы Хан-Гирей был произведен в ротмистры, а затем, в 1837 г.,- в полковники и получил придворное звание флигель- адъютанта. Таким образом, в возрасте 29 лет он был уже полковником русской армии. Одновременно с ним в Кавказско-горском полуэскадроне служили и такие известные впоследствии его земляки-просветители, ученые, как Шора Ногмов и Казы-Гирей. Профессор P. X. Хашхожева пишет, чтоСХая-Гирей был блестящим офицером, с восемнадцати лет участвовавшим во всех войнах своего времени, (стремительно продвигавшимся по службе, завершившемся вступлением в должность командира далеко небезызвестного в столице специализированного горского полуэскадрона, составлявшего конвой царя, снискавшего особое внимание Николая, а также императрицы Александры Федоровны, которая «на небольших придворных балах постоянно удостаивала Гирея выбором в мазурке». «Светская образованность столь развита в нем, что его можно было ставить з пример многим гвардейским офицерам», «милый характер и приличный в высшей степени тон» - все это создавало ему широкую известность, открывало двери «во многие блистательные петербургские дома». В столице его называли «очаровательным черкесом». Хан-Гирей был не только храбрым военачальником, которой в возрасте 29 лет дослужился до звания полковника, но и исключительно образованным человеком. Он превосходно знал историю, мифологию и литературу. Не хуже знал русскую и зарубежную историческую, кавказоведческую и художественную литературу, был в курсе новейших научных открытий, философских течений. Кроме этого, он в совершенстве знал много языков, в том числе западноевропейские, арабский, турецкий и т. д. Он вращался в кругу многих столичных ученых, литераторов, которые оказывали огромное влияние на его мировоззрение, научные поиски. Живя в столице и выполняя обязанности военнослужащего ^ан-Гирей глубоко интересовался прошлым своего народа^ его настоящим положением. Бывая на своей родине, он собирал материалы устного народного <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.127 (0.022 с.) |