Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средства и методы военно-физического воспитания. Умственное воспитаниеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
комплексное воспитание подрастающего поколения любого народа является важнейшей задачей семьи и общества. Каждый народ на протяжении своей многовековой истории накопил богатейший опыт в деле воспитания подрастающего поколения. Адыги и балкарцы, как и любой другой народ, задолго до рождения ребенка начинали заботиться о его физическом, интеллектуальном и нравственном здоровье. В этой связи женщина, будущая мать, была окружена всеобщим вниманием и заботой. Ее предостерегали от физических и психических перегрузок, рационально организовывали ее питание и отдыд^В меру, с учетом ее индивидуальных способностей, загружали физически. Все это делалось, чтобы ребенок родился физически и психически здоровым человеком. Система воспитания подрастающего поколения называется народной педагогикой. И совершенно справедливо отмечает крупный специалист по народной педагогике адыгов И. А. Шоров, что «народная педагогика - это, в самом общем плане, веками накопленный традиционный опыт воспитания. Она является результатом коллективного творчества многих поколений. Недооценивать педагогические знания народных масс, противопоставить народную педагогику научной, значит совершить методологическую и практическую ошибку»[165]. Желаемых результатов в таком архиважном для семьи и общества деле, каковым является воспитание подрастающего поколения, можно добиться, если умело соединить средства и методы народной педагогики с деятельностью учебных заведений, научных учреждений и общества в целом. При таком сочетании и с учетом традиций и обычаев каждого народа можно воспитать полноценную личность. Но, к сожалению, приходится констатировать, что при советском режиме государство фактически игнорировало богатейший опыт каждого этноса, накопленный народной педагогикой, и воспитание осуществлялось однобоко. Людей пытались воспитывать с «одним лицом», с одинаковыми ориентирами и ценностями. Словом, взращивали своеобразных манкуртов. Основу всей этой системы воспитания составляла одна культура - «культура трудящихся». Но это противоречило объективному ходу истории. Нельзя было создавать одинаковую культуру для всех советских людей, которые отличались друг от друга традициями, обычаями, религией, образом мышления и образом жизни. Каждый народ воспринимал мир по-своему, и у каждого из них была и своя система воспитания детей. Воспитание должно быть построено таким образом, чтобы наука и народная педагогика взаимодействовали, чтобы научная педагогика критически осваивала народный опыт, ибо вне народных, национальных традиций воспитания у народа нет будущего. Еще в нартеком эпосе на примере детства многих его героев показано, какое внимание уделяли воистину выдающиеся люди воспитанию подрастающего поколения. В частности, в сказании «Детство Бадыноко» мать героя, обращаясь к воспитателям своего сына, говорит: «Теперь я ирошу вас, чтобы вы поселились в подземелье и втайне ото всех нартов, втайне даже от отца моего ребенка, воспитывали Бадыноко до тех пор, пока он не сядет на коня»[166]. А старики, которым она поручила воспитание своего ребенка, ответили: «Клянемся, что вырастим нарта, сильного духом, крепкого телом, могучего в битве; такого витязя, чтобы каждый муж считал для себя высокой честью находиться с ним рядом в ратном деле»[167]. Воспитание детей осуществлялось комплексно, т. е. обращали внимание не только на их физическую подготовку, также заботились о воспитании у мальчиков смелости и отваги, об их нравственных качествах. Как было сказано выше, адыги и балкарцы задолго до рождения ребенка начинали заботиться о его здоровье. В этой связи Хан-Гирей приводит интересные факты. Он пишет, что у черкесов принимаются меры предосторожности для того, чтобы беременная женщина, когда ожидает близкого рождения, не имела случая чего-либо испугаться, как-то: грозы, молнии и т. п., а равно чтобы она не поднимала тяжелых вещей, напрягая чрезмерно свои силы, во избежание преждевременных родов. Здесь и суеверие не бывает посторонним обстоятельством: в присутствии ее не вынимают из ножен кинжала, в особенности же шашки; когда же ее разрешению предшествует тяжелая болезнь, то кладут под ее изголовье саблю и дают ей испить воды, которою облита была эта сабля *. Огромное внимание адыги уделяли военному воспитанию мальчиков. Для этой цели была создана целая система, по признанию многих иностранных и русских авторов, подобная спартанской. Нанример, итальянский монах Джиованни Лукка в своей книге «Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и Грузни в 1625 году» писал: «Постоянное беспокойство, которое причиняют им татары и ногайцы, приучило их очень к войне и сделало из них лучших наездников во всех этих странах. Они мечут стрелы вперед и назад и ловко действуют шашкой. Голову защищают они кольчатым шишаком, покрывающим лицо. Орудием для нападения, кроме лука, служат им копья и дротики. В лесу один черкес обратит в бегство 20 татар»[168]. ^Постоянные физические упражнения и обучение военному делу адыгских мальчиков было обусловлено необходимостью постоянно защищать свою родину и сделало этот народ одним из влиятельнейших и храбрых народов на Северном Кавказе. И недаром так восхищались смелостью и отвагой черкесов все иностранные авторы. Еще в конце XVI в. польский дипломат Мартин Броневский отмечал, что адыги «весьма ловки, крепки, храбры и воинственны»[169]. О воинской доблести черкесов писал также и Джорджио Интериано: «Они постоянно воюют с татарами, которые окружают их почти со всех сторон. Ходят даже за Босфор вплоть до Херсонеса Таврического, той провинции, где находится колония Каффа, основанная в древности генуэзцами. Охотнее всего совершают походы в зимнее время, когда море замерзает, чтобы грабить приморских жителей - скифов, и горсточка черкесов обращает в бегство целую толпу скифов, так как черкесы гораздо проворнее и лучше вооружены, лошади у них лучше, да и сами они выказывают больше храбрости»1. Даже царские генералы, которые воевали против адыгов, вынуждены были признать высокие моральные и боевые качества черкесов. «Храбрые по природе, - писал генерал Дубровин, — привыкшие с детства бороться с опасностями, кабардинцы в высшей степени пренебрегали самохвальством». jO своих подвигах кабардинец никогда ие говорил, никогда не прославлял их, считая такой поступок неприличным. Самые сильные джигиты отличались необыкновенной скромностью: говорили тихо, не хвалились своими подвигами, готовы были каждому уступать место и замолчать в споре, зато за действительное оскорбление отвечали оружием с быстротой молнии, но без угрозы, без брани и крика* И в то же время черкес был в обращении с людьми вежлив, почтителен, откровенен, говорил мало и редко и то, что думал, относился с неподкупной любовью к родине, сохранял твердую веру в блестящую будущность своего народа. Любовь к родине развила у адыга глубокое сознание необходимости ее защиты от врагоНедаром кабардинские народные певцы (джэгуакХуэ) в своих поздравительных хохах, обращенных к новобрачному, желают «детям его долгой жизни» и «быть славными защитниками родины»2. ^С раннего детства адыги учили своих детей владеть всеми видами оружия^ И. Бларамберг, восхищаясь искусством черкесов в обращении с оружием, писал: «Можно было бы подумать, увидев воина, настолько перегруженного оружием, что его движения должны быть стесненными и неуклюжими, однако черкес на коне со всем этим оружием являет собой пример подвижности, ловкости и прекрасных качеств всадника»[170]. Адыги обучали мальчиков не только умению владеть оружием, но также с первых их шагов обучали искусству верховой езды. Адыги создали специальную систему выращивания лошадей и ухода за ними. О лошади адыг заботился, как о себе. Он ее никогда не подковывал и никогда не использовал шпор, как это имело место у других народов; никогда не наказывал свою лошадь, ибо лошадь для черкеса была не просто средством передвижения, скорее, она была для него боевым товарищем. В бою всадник и лошадь составляли единое целое, единый орган. Дж. Интериано отмечал: «...черкесы значительную часть времени проводят на коне. Дарят охотно все свое имущество, за исключением коня и оружия. Всегда знатные черкесы одеты хуже других, за исключением обуви, оружия и коня, которых никогда не дарят. В этом имуществе заключается вся их роскошь, и часто случается, что отдают все свое состояние за коня, который им понравится, и нет у них ничего дороже хорошегоконя»[171]. Из этих высказываний иностранных авторов видно: чтобы быть привязанным к лошади до такой степени, необходимо приучать человека к ней чуть ли не с младенчества. Как справедливо отмечает Г. X. Мамбетов, основным родом войск у адыгов была кавалерия. Поэтому они с древнейших времен выращивали боевого коня: выносливого, быстроногого, неприхотливого, послушного воину друга, способного на многокилометровые переходы. Еще со времен нартского эпоса известны замечательные кони Сосрыкъуэ - ТхъуэжьеЙ, Щауея - Джэмыдэжь, которые часто помогали им совершать героические подвиги. Адыги за свою многовековую историю вывели великолепную породу лошадей, известную под названием «кабардинская», к которой относились «щолэхъу», «бекъан», «къундет», «трамэ» и другие, хорошо известные не только среди русского казачества, но и в Польше, Венгрии, Турции, в Крыму и т. д. Адыгский воин на своем коне покрывал в сутки до 100 км. По обычаю адыг не имел права сдаваться в плен. К этому его приучали с самого детства. Сдаться в плен считалось большим позором. Если он оказывался в неприятельском окружении и видел, что положение безвыходно, то убивал свою лошадь и залегал за ее трупом с винтовкой на присошке, отстреливался до последнего патрона, затем ломал винтовку и шашку и встречал смерть с кинжалом в руках, зная, что с этим оружием его невозможно было взять в плен,[172]. О чувстве собственного достоинства, о горской воинской чести и преданности обычаям своих предков, об отсутствии права сдаваться в плен по древнему обычаю адыгов, которые закладывались в характер е детских лет, мы можем судить по воспоминаниям декабриста Н. И. Лорера, который записал разговор старого черкесского князя с генералом Раевским во время Русско-Кавказской войны. Мы приведем лишь небольшую, во весьма примечательную часть обширной беседы двух достойных друг друга людей - непримиримых врагов. «Раз мы были у палатки Раевского, - вспоминал Лорер, - когда к нему привели горского князя (из западных адыгов — черкесов.— К. У.), приехавшего просить о выдаче тел убитых горцев (адыги ни в коем случае не оставляли тела своих убитых соплеменников на поле боя). Я никогда не забуду разговора их, - пишет он далее и переходит, собственно, к разговору: «Зачем: вы не покоряетесь нашему великому государю, - спросил Раевский князя, - а заставляете нас проливать кровь напрасно? Знаю, что у вас в горах скрывается англичанин Белл, мутит вас и обнадеживает помощью Англии; поверьте мне, что он вас обманывает, помощи вы ни от кого не получите, а лучше выдайте мне его с руками и ногами и получите за это много серебра от нашего государя, который очень богат». Тогда горский князь с достоинством отвечал через толмача: «Удивляюсь я словам генерала. Ежели это правда, что царь ваш так богат, то для чего же он так завидует нашей бедности и не йозволяет нам спокойно сеять наше просо в наших бедных горах? Ваш царь, должно быть, очень корыстолюбив. Что же касается англичанина Белла, то мы не можем его выдать. Потому что он наш друг и гость и много делает нам добра. И у вас, как и у нас, есть негодяи, которых можно купить, но мы, князья, дворяне, всегда останемся честны, и нет у вас столько золота и серебра, чтоб совратить нас с пути чести». Я заметил, что Раевскому сделалось как-то неловко, и он поторопился кончить этот щекотливый разговор, приказав выдать князю прошенные им тела соотечественников, лежащих в куче, как дрова. На нарочно присланной за ними арбе отправились покойники восвояси, чтобы быть похороненными на земле, не оскверненной пятою гяура. Горцы отобрали только тела убитых пулями: смерть от штыка они считают бесчестною. На руках некоторых трупов я заметил красные шерстяные шнурки, и мне разъяснили, что это обыкновение соблюдается всегда при отправлении на войну. Жены и возлюбленные дают мужьям и любимыми этот амулет с пожеланием победить или умереть. Это - «со щитом или на щите», как в древней Греции, как в рыцарской Европе 14-го столетия дамы украшали шарфами защитников феодальных замков своих»[173]. Таков был закон войны черкесов, которому обучался каждый мальчик с самого раннего возраста. 1 Как известно, адыги не допускали малейших проявлений нежности и ласки к своим детям в присутствии посторонних, хотя они беззаветно любили их. Взрослые старались приучать детей безропотно переносить бессонницу, голод, труд, опасности./Яркое тому подтверждение - рассказ, оставленный нам Крым-Гиреем (Ипатовым): «...герой рассказа никогда не видел своих детей и не позволял никому, кто принадлежал к его семье, показываться на глаза ему при посторонних. Между прочим у него был сын, красивый и ловкий парень. В одной битве горцев с русскими старик начальствовал партией. Эти потерпели поражение и, подобрав свои трупы, бежали в дальние горы. Не имея за собой погони, горцы расположились для отдыха на прекрасной поляне у опушки леса, где протекал журчавший ручей. Начальник партии сел под деревом, а около него расположили на траве трупы. Один из них отличался редкой красртой и возбудил в уздене любопытство узнать, кто он был. Чей этот труп? - спросил он черкесов. Это труп вашего сына, - отвечали те. Унесите его отсюда, - продолжал с невозмутимым хладнокровием, - я никогда не любил сообщества с моими детьми. Труп унесли. И история суровых учеников Ликурга или бойцов Рима не может представить такого примера детоотвержения», - заключает автор рассказа[174]. Именно сызмальства мальчиков учили переносить холод и голод, презирать смерть. Регулярные физические упражнения и обучение военному искусству стали необходимой составной частью воспитания подрастающего поколения адыгов. «Требования, предъявляемые к князю,- писал И. Бларамберг, - следующие: уважение к старости, импозантная внешность и физиономия с правильными чертами, физическая сила и особенно неустрашимость; не обладающий этими качествами не может рассчитывать на уважение своих соплеменников и могущество. Воспитание состоит из различного рода физических упражнений, призванных развить силу и ловкость - это верховая езда, обучение искусству воровства, военные походы, стрельба из лука, ружья, пистолета и тому подобное с самого юного возраста,- пишет он далее.- Воспитатель приучает своего воспитанника к упражнениям, которые закаливают его тело и развивают в нем ловкость; с этой целью он предпринимает с ним небольшие вылазки за добычей, учит его ловко воровать сначала у своих крестьян: барана, корову, лошадь, а позднее посылает его к соседям - воровать их скот и даже людей»[175]. Итальянский автор Ксаверио Главани обратил внимание на один черкесский обычай воспитания мальчиков. «С наступлением весны молодые дворяне образуют общества в 50-100 человек. Они веселятся, пьют, едят и посылают в другие округа отряды отборных наездников, которые подкрадываются к селениям, прячутся в кустарниках, а вечером, когда дети отправляются по воду, набрасываются на них, выбирают самых красивых девочек и мальчиков и мчатся с ними обратно в свой округ. Захваченные обращаются в рабство и продаются. Обычай этот у них существует издавна. Я спрашивал у одного черкесского бея,— продолжает Главани,— почему позволяются подобные набеги дворянству. Он отвечал мне: «Помимо всего остального прочего, это дает нам возможность развивать воинственный дух молодежи»[176]. Все это напоминает нам порядок, установленный Ликургом - спартанским законодателем. В Спарте было два сословия - «сдартиаты», или «община равных», вое- визированное объединение господствующего рабовладельческого класса, и противостоящий им класс, или сословие рабов-илотов. Держать илотов в повиновении было трудно, так как их было в несколько раз больше, чем спартиатов. Чтобы количество рабов не увеличивалось, спартиаты устраивали периодические массовые убийства илотов, так называемые криптии. Это рассматривалось как «военные упражнения для молодежи». Как пережиток военной демократии (переходный период от родового строя к классовому), в Спарте существовал корпус «всадников», своего рода корпорация «сверстников», среди молодежи в возрасте старше 20 лет. «Всадники» - особый охранительный орган, соединивший в себе функции (если можно назвать применительно к условиям того времени) тайной полиции, разведки и т. д. Служба в корпусе была своего рода отдушиной, дававшей выход политической энергии молодежи. В обязанности «всадников» входила также криптия Греки-лаконцы, как и адыги, не лелеяли своих детей. Они утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Плутарх пишет: «Отец не имел права воспитывать свое дитя, но должен был принбсить новорожденного в назначенное место, называемое лесхой, где восседали старейшины филы. Внимательно осмотрев его и найдя крепким и сильным, они разрешали его вскармливать, назначив ему участок земли (клер) из числа 9 тыс. наделов. Если же дитя оказывалось безобразным и хилым, они приказывали выбросить его в место, называвшееся Апотеты (пропасть вблизи Тангета), так как считали, что ему самому лучше будет не жить и для государства станет только обузой человек, который с рождения оказывался слабым и безобразным [177]. О наличии этого обычая у древних греков свидетельствуют и данные фольклора. В мифе о Гефесте говорится: «Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе. Он родился слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей, богине, некрасивого хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю»[178]. Аналогичный случай мы находим и в нартеком эпосе, где неполноценных детей умерщвляли сами матери. Например, в сказании «Детство Шауея» мы читаем: «Как все молодые нарты, Канж и после женитьбы много времени проводил на охоте, дома бывал редко. Возвращаясь, он всякий раз думал: «Быть может, жена моя На- рибгея уже родила сына? Бог жизни, великий Псатха, сделай, чтоб это было так!» Но желание Канжа не сбывалось. Годы шли, и Канж старел, оставаясь бездетным. А на самом деле у жены Канжа рождались дети, но об этом никто не знал. Всякий раз, когда наступали роды, Нарибгея ложилась перед пылающим очагом, и ребенок падал прямо в огонь. Когда малютка метался и кричал, погибая в пламени, мать говорила: «Этот не достоин быть моим сыном, он горит в огне». Так жена Канжа рожала девять раз, и все девять сыновей ее погибли в пламени очага»[179], то есть каждый раз, когда она видела, что ее ребенок не такой сильный и здоровый, какого бы она хотела, она убивала его. В Древней Греции, когда мальчики достигали семилетнего возраста, их отбирали у родителей и отдавали на воспитание чужим людям. Можно провести аналогию с обычаем адыгов отдавать своих детей на воспитание в другую семью - с аталычеством. Ксенофонт пишет, что в Спарте «вместо того, чтобы изнеживать детей обувью, Ликург потребовал укреплять их ноги хождением босиком. Он считал, что, отказавшись от обуви, они гораздо легче будут подниматься в гору и более безопасно спускаться вниз. Ликург предпочитал, чтобы пища способствовала росту юношей и делала их тела более гибкими, полагая, что это будет лучше, чем если они будут толстеть от питания»8. Общеизвестно, что адыги тоже были умеренны в еде и поэтому отличались стройностью фигуры. В 1829 г. венгерский ученый Шарль де Бесс писал: «Черкесы очень сдержанны, они умеренны в пище и, за исключениям торжественных случаев, обычно питаются вареным и под- соленным просом... Благодаря своей умеренности, черкесы яе знают многих болезней и доживают до глубокой старости...»1. «Прекрасная фигура черкеса, - писал И. Бларамберг,- сохраняется скромной жизнью и частыми упражнениями на воздухе»2. У адыгов важнейшими средствами военно-физического воспитания детей были различные народные игры (играв мяч, соревнования в прыжках, беге, борьбе; в метании камня, перетягивании каната, лазанье по канату или шесту, в борьбе леших и конных; скачки, джигитовка, стрельба в цель, восхождение на гору и т. р,.у Ж.-В.-Э. Тебу де Мариньи отмечал у черкесов их воспитанность и крайнюю любовь к независимости, которую никто не может укротить... Привыкшие с самого нежного возраста к суровой закалке тела, к пользованию оружием и управлению лошадью, черкесы не знают другой славы, кроме победы над врагом, и другого позора, кроме отступления перед неприятелем3. И так, черкесы и балкарцы учили мальчиков преодолевать страх, прививали непоколебимость в выполнении своего долга перед родиной, говоря словами Платона, за- _ каляли характер со «стойкостью в исполнении должного»4 перед своими предками. Причем большое внимание уделялось развитию у подрастающего поколения решительности. Главный упор в этом процессе делали не только на физической закалке мальчиков, но и учитывали, что без тренировки самого сердца, как важнейшего органа человека, невозможно добиться никаких результатов в этом деле. Поэтому ие случайно у адыгов присутствует слово «сердце» во многих выражениях, характеризующих смелость и отвагу человека. К примеру - выражения, которые приводит Б. Бгажноков: «Дыгьу- жьыгу к1уэц1ылыц» (В его груди сердце волка); «Дыгъ- ужьыгу ишхащ» (Сердце волка съел); «Гу к1уэц!ылъщ» (С мощным сердцем в груди); «Гушхуэ к1уэц1ылъщ» (Большое сердце в груди). Таким образом, адыги придавали решающее значение воспитанию духа. Большое и широкое сердце — «гушхуэ», делает человека мужественным, храбрым, отважным, даже благородным. Человек с маленьким или, как говорят обычно, узким сердцем («гу- зэв») становится боязливым, пугливым, малодушным (гу- ззвэх)[180]. Все это учитывалось в жизни подрастающего поколения. Как было отмечено выше, между системами военнофизического воспитания подрастающего поколения адыгов и древних греков часто проводили параллели многие иностранные авторы, хорошо знавшие быт и культуру этих народов. Об этом еще раз напоминает и адыгский ученый И. А. Шоров. «Оценивая взгляд адыгов на физическое воспитание подрастающего поколения; условия, образ жизни, - пишет он, - которые имели важное значение в физическом воспитании; саму систему физического воспитания у адыгов, многие ученые отмечали немало общего с античной Грецией^[181]. Аналогичную мысль высказывал в своем дневнике в 1868 г. и Тебу де Мариньи. Много раз бывавший в Черкесии, он писал: «Воспитание состоит из всякого рода упражнений для тела, чтобы сделать его сильным и ловким; из обучения верховой езде, борьбе, стрельбе из лука, ружья, пистолета, ребенка учат искусству руководить набегом, ловкости в кражах и умению переносить голод и усталость, стараются развить в них красноречие и способность к рассуждению, с тем чтобы они могли иметь влияние на собраниях. Подобное воспитание напоминает нам героические времена Греции, и оно пользовалось таким признанием, что татарские ханы посылали своих детей в Черкесию на воспитание»[182]. При этом следует отметить, что, такое воспитание начиналось в раннем детстве. Дж. Белл писал: «Прошлую ночь младший сын моего хозяина, десяти лет, провел в горах, где он стерег лошадей, это составляет как бы предмет воспитания... Мальчик был уже на войне так же, как и его брат четырнадцати лет»*. Много внимания уделял исследованию военно-физического воспитания подрастающего поколения черкесов и Хан-Гирей. Он писал, что «воспитатель прилагает свои попечения о том, чтобы его воспитанник был ловок, учтив в обхождении со старшими, а с младшими соблюдал приличие своего звания, равно как неутомим в верховой езде и искусен в употреблении оружия*[183]. Чтобы научить молодых людей переносить трудности и лишения, взрослые люди брали их с собой в военные походы, где они проходили своеобразную «практику». Г. Ю. Клапрот писал по этому поводу, что занятие знатных людей - обычно охота и военные упражнения; они (черкесы. - К. У.) часто предпринимают походы, направляясь на несколько дней в леса и горы, где их единственной пищей служит немного проса, которое они берут с собой. Такой образ жизни и свобода имеют для них столько привлекательного, что они ни за что не хотят менять его и охотно отказались бы от всего, чтобы иметь возможность вернуться обратно к настоящему положению [184]. \Зоспитатели приобщали своих воспитанников к различным мероприятиям, развивали в них навыки верховой езды, ориентации в местности в ночное время и в ненастную погоду и т. д. Для воспитания смелости и выносливости использовали различные методы и средства. Например, аталык будил своего воспитанника темными ненастными ночами, вручал ему оружие, уводил в глухой лес, в горы или степь, где воспитанник учился ориентироваться, находить нужную тропинку и т. д. Испытывая твердость духа воспитанника, аталык рассказывал ему страшные истории. При этом сам незаметно исчезал, оставляя воспитанника одного во мраке ночи, ожидая, не закричит ли, не позовет ли своего воспитателя 3. Многие нартские сказания дают представление о средствах и методах воспитания детей, как их приучали к различным лишениям, выносливости, не бояться ни огня, ни холода и т. д. Например, в сказании «Детство Шауея» мы читаем такие строки: «Нарибгея (будущая мать Шауея), как только почувствовала предродовые муки, улеглась перед пылающим очагом. Сатаней подбежала к огню, подставила подол, чтобы подхватить рождающегося ребенка. Но мальчик прорвал подол Сатаней и упал в самое полыхание огня* Его пеленало пламя, но он не плакал, Сатаней с Канжем (отцом Шауея) тут же решили, что мальчика, играющего с огнем, следует воспитывать на ледяной вершине Ошхамахо». Далее сказано, что он воспитывался на вершине Горы Счастья. «Сатаней (воспитательница Шауея) поставила колыбель так, - говорится в сказании, - чтобы студеная вода канала в рот мальчику, заменяя ему материнское молоко. Вечером сосульки замерзали, и мальчик засыпал. Вскармливая волшебной влагой, баюкая в ледяной колыбели, растила Сатаней сына Канжа, пока у него не прорезались зубы. Тогда его пищей стали орехи и фазанье мясо*-. Далее в процессе воспитания видно, как его рационально кормили и как менялся рацион его питания, т. е. сначала преобладала жидкая пища, потом - птица и орехи, позже начинают давать оленину и, наконец,- мясо кабана. Юношу обучали джигитовке и метанию тяжелых камней. И до тех пор, пока он по-настоящему не научился искусству верховой езды, его держали на вершине Горы Счастья и воспитывали Дж. Интериано отмечал, что черкесы новорожденного несут к реке и там купают, не обращая внимания на мороз и холод, весьма обычные в тех краях* И благородному черкесу подобает лишь править своим народом и защищать его да заниматься охотой и военным делом г. А кавказский генерал-губернатор П.С. Потемкин в 1784 г. отмечал, что «кабардинцы при рождении младенца... его оставляют на воздухе без всякого призрения». Это все говорит о том, что адыги и балкарцы уделяли самое пристальное внимание физическому развитию ребенка, поэтому, в частности, у адыгов было много обрядов, связанных с рождением детей и их совершеннолетием, в которых самое активное участие принимала молодежь, где она показывала свою ловкость, храбрость, умение владеть всеми видами оружия, навыки в верховой езде и т. д. В честь рождения мальчика адыги устраивали торжества - состязания молодежи «къуейплъыжьк1эрыщ1э*>. Во дворе на высокой деревянной перекладине подвешивали копченый сыр, рядом — промасленную кожаную веревку. По этой веревке необходимо было подняться до перекладины, добраться до сыра и откусить кусочек, и юноша, достигший этой цели, получал приз.'Призами могли быть кисеты, чехлы, уздечки или другие предметы, которые заранее готовились членами семьи новорож- денногоЗв этой игре проверяли силу и ловкость участ- ников-подростков. Как правило, эта игра устраивалась спустя 2-3 дня после рождения мальчика, и в ней участвовала вся молодежь села. Через несколько дней после рождения ребенка устраивался обряд «завязывания ребенка в люльку» («гущэхэпхэ», «бешик башларгъа»). Для девочек он был иным, чем для мальчиков, и его организовывали для женщин-родственниц и соседок семьи ребенка. Например, у балкарцев перед первым пеленанием мать ребенка пекла три или пять пирогов с начинкой из мяса или сыра. Это угощение называлось «отоу тюбю» (пол комнаты). Два пирога клали в изголовье колыбели, один посередине и два в ногах. После этого мать и женщина, которая перерезала пуповину ребенка, молча (иначе ребенок, считали, будет плаксивым), съедали три пирога, а два других, лежащих в ногах, выбрасывали в какое-нибудь укромное место, полагая, что с ними удалится из колыбели все недоброе, что может повлиять на здоровье и судьбу ребенка. Г. X. Мамбетов пишет, что перед завязыванием ребенка, которое поручалось опытной, многодетной и доброй женщине, в приготовленную постель укладывали кошку, делая вид, что завязывают ее. Эта игра должна была способствовать хорошему, спокойному и продолжительному сну. Обычно люльку ставили изголовьем на юго-запад. Мать новорожденного, находившаяся рядом, внимательно следила за процедурой завязывания и слушала объяснения исполнительницы обряда. При этом строго учитывалось положение органов тела ребенка, чтобы правильно формировалась его фигура. В частности, испо- кон веков знали, что если подушка была высокой, то шея ребенка становилась короткой, низкая способствовала удлинению шеи. При пеленании и завязывании руки ребенка вытягивали вдоль туловища, но не слишком сильно, так как плечи при этом могли сформироваться опущенными. Таким образом с первых дней после рождения ребенка родители заботились о его физической красоте, правильном формировании его фигуры, о его здоровье в целом *. У адыгов и балкарцев был и обряд, связанный с первым шагом ребенка, под названием «лъэтеувэ». В этом обряде участвовали женщины и дети. Наряду с традиционными национальными блюдами для этого обряда готовили и специальную национальную халву. Обряд открывала бабушка или старшая из женщин - специальной обрядовой песней. После песни ребенка подводили к столику с обрядовой халвой, покрытой покрывалом, поверх которого лежали ножи, газыри, кинжал, Коран и т. д. В зависимости от того, к какому предмету притрагивался ребенок, «определялась» его будущая профессия. Кроме этого, адыги и балкарцы торжественно отмечали начало выпадения молочных зубов ребенкаУ Очень торжественно и пышно отмечали совершеннолетие юноши. На этом мероприятии присутствовала своеобразная комиссия, которая строго проверяла военнофизическую подготовку молодого человека, его умение владеть всеми видами оружия, его навык в верховой езде, смелость, отвагу. Также эта «комиссия» проверяла знание им адыгэ хабзэ и тау адет. Словом, это был своеобразный экзамен, который приурочивался к какому-нибудь общенародному праздник^ Ритуал посвящения в совершеннолетие заканчивался тем, что рядом е посвященным ставили длинный шест («къурагь»; «къурукъ»). Молодого человека поздравляли с его совершеннолетием, желали ему успехов на всем жизненном пути и объявляли, что он стал полноправным членом общества. Особо отличившийся в проверке юноша, ловкий, умело владеющий оружием, получал от старейших право танцевать с избранной им девушкой. Можно сказать, адыги и балкарцы создали целую систему физического и военного воспитания подрастающего поколения, которая была на протяжении веков серьезной школой подготовки к будущей нелегкой жизни, ожидавшей его. «В здоровом теле - здоровый дух» - это очень хорошо знали предки адыгов и балкарцев и первостепенное внимание уделяли физическому и нравственному облику молодого человека. Умственное воспитание Адыги и балкарцы, как и любой другой народ, с древнейших времен высоко ценили ум, мудрость, знания в каждом человеке, с раннего возраста старались развить умственные способности своих детей. Для этого была создана целая система интеллектуального воспитания подрастающего поколения. Такую важнейшую задачу, какой является воспитание всесторонне развитой личности, невозможно успешно решить без учета и использования богатейшего опыта народной педагогики. Именно при умелом сочетании ее со школьным воспитанием можно добиться существенных результатов в этом важном для любого общества вопросе. Как известно, у каждого народа существовали свои нравственные идеалы, собственное понимание цели и задач воспитания, как и практика его осуществления. В формах и методах всей системы воспитания подрастающего поколения выражались национальные чувства и психология народа, его бытовые устои. В деле воспитания детей огромная ответственность ложится на семью. Поэтому адыги и балкарцы считали, что основная цель семьи - рождение и воспитание детей. Эта мысль внушалась молодым людям, вступающим в брак с помощью традиционных благопожеланий (хохов), песен, которые пелись на свадьбах. Задача семьи, по народным воззрениям, заключается не только в том, чтобы иметь детей, но и вырастить и воспитать их, передать детям богатейший социальный опыт своего народа (здания, убеждения, жизненные цели, правила поведения в обществе и т. д.), накопленный до их рождения. Систему интеллектуального воспитания молодого поколения, совокупность знаний, которые давались адыгской молодежи в прошлом, можно подразделить на две группы:
Традиции умственного, нравственно-эстетического, военно-физического и трудового воспитания передавались из поколения в поколение. Народная память сохранила много морально-этических формул в устном народном творчестве, которые отражают отношение к детям в семье, их воспитанию, к взаимоотношениям родителей и детей, детей и старших членов семьи, общества в целом. Пословицы как одна из форм философского мышления народа выражали и морально-этическую сторону воспитания детей, У каждого народа существует много пословиц, связанных с воспитанием подрастающего поколения, в том числе и по развитию умственных способностей детей, показывающих значение интеллекта для каждого человека. Вот некоторые из них: «Глупец рассказывает о себе раньше, чем ты его спросишь»; «Говори - подумав, садись - оглядевшись»; «Лучше умный враг, чем глупый друг»; «И дурак умен, пока молчит»; «Когда голове ума недостает, страдают ноги»; «Дважды подумай - один раз скажи» и т. д. Как справедливо отмечал И. С. Кон, «не зная, как тот или иной народ воспитывает своих детей, невозможно понять его образ жизни, ни особенности его социальной истории»[186]. Приемы воспитания ребенка, выработанные народом в неразрывной связи с другими компонентами культурного наследия, являются ценным, сохранившимся с древнейших времен памятником культуры народа. Проблемы воспитания - в широком смысле слова — относятся к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. «Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического, нравственного и культурного развития испытывает потребность в личности с определенным уровнем знаний и принципов поведения»,- отмечает К. Шварцман. Взгляды адыгов и балкарцев на умственное воспитание формировались, как уже отмечено, в течение многих веков, народ выработал свою систему интеллектуального развития подрастающего поколения. Большое значение в воспитании детей придавали изучению истории своего народа. Старшие растили младших патриотами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 8852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.122 (0.015 с.) |