Жизнь пронесется, как одно мгновенье, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизнь пронесется, как одно мгновенье,



Ее цени, в ней черпай наслажденье.

Как проведешь ее - так и пройдет,

Не забывай: она - твое творенье.

Омар Хайям

 

 


 

Рецензенты: Давидович В. Б., заслуженный деятель науки РФ, академик, док­тор философских наук, профессор;

Дзамихов К. Ф., доктор истори­ческих наук, профессор;

Емузова Н. Г., доктор педагоги­ческих наук, профессор.

Работа «Культура адыгов (черкесов) и балкарцев» по­священа роли культуры в жизни народа. В книге рассматри­ваются вопросы традиционной культуры адыгов (черкесов) и балкарцев. Отдельно исследуются проблемы материальной культуры, сущности адыгэ хабзэ (адыгского этикета), нартского эпоса, в целом устного народного творчества, религиоз­ных верований.

В ней также рассматриваются вопросы становления и развития светского образования в крае. Показана роль учеб­ных заведений в подготовке кадров национальной интелли­генции, исследуются вопросы общественно-политической мысли, роль просветителей в развитии культуры народов. Книга может быть использована в качестве учебного посо­бия для учащихся общеобразовательных школ, колледжей, техникумов, студентов высших учебных заведений.

 

Учебное пособие для студентов

высших учебных заведе­ний,

учащихся лицеев, колледжей

и общеобразовательных школ

ISBN 5-881196-585-4 ©

Издательский центр

«ЭльФа», 2003


Содержание

Введение

 

Глава 1. Культура и ее роль в обществе

§ 1. Духовная культура адыгов и балкарцев и ее роль в жизни народа

§ 2. Культура адыгов и балкарцев в системе кавказской циви­лизации

§ 3. Взаимосвязь культуры и среды обитания народа

 

Глава 2. Культура жизнеобеспечения адыгов и балкарцев

§ 1. Поселения и жилища адыгов и балкарцев

§ 2. Одежда адыгов и балкарцев

§ 3. Традиционная пища адыгов и балкарцев

 

Глава 3. Декоративно-прикладное искусство адыгов и балкарцев

§ 1, Кузнечное и оружейное производство

§ 2. Шерстяное производство

§ 3. Художественная обработка дерева и камня. Ювелирное производство

 

Глава 4. Религиозные верования адыгов и балкарцев

§ 1. Языческие верования

§ 2. Христианство

§ 3. Ислам

 

Глава 5. Устное народное творчество адыгов и балкарцев

§ 1. Нартский эпос и его историко-культурное значение

§ 2. Предания, легенды, сказки-важнейшие жанры устного

народного творчества адыгов и балкарцев

§ 3. Институт джэгуакГуэ

 

Глава 6. Семейный быт адыгов и балкарцев

§ 1. Формы семьи, брака. Брачные запреты

§ 2. Брачный выбор. Сватовство

§ 3. Свадебные обряды

§ 4. Внутрисемейные отношения. Влияние женщины

§ 5. Новое в традиционных свадебных обрядах

 

Глава 7. Система воспитания подрастающего поколения у адыгов и балкарцев

§ 1. Средства и методы военно-физического воспитания

§ 2. Умственное воспитание

§ 8. Нравственно-этическое воспитание

§ 4. Эстетическое воспитание

§ 5. Трудовое воспитание

 

Глава 8. Народное образование в конце XIX - начале XX вв.

§ 1. Становление светского образования

§ 2. Нальчикская окружная горская школа и ее преобразова­ние в реальное училище

§ 3. Роль общественных культурно-просветительских органи­

заций в системе образования

 

Глава 9. Адыгэ хабзэ (адыгский этикет) и традиционные

общественные институты

§ 1. Сущность адыгэ хабзэ (адыгского этикета) и его роль в

жизни народа

§ 2. Аталычество и его роль в обществе

§ 3. Институт наездничества — образ жизни адыгских феода­лов

§ 4. Гостеприимство адыгов н балкарцев

§ 5. Куначество и его роль в обществе

§ 6. Абречество

§ 7. Адыгская хаса и балкарское тёре

§ 8. Институт кровной мести

 

Глава 10. Образование и культура в XX — начале XXI в,

§ 1. Образование и наука

§ 2. Интеллигенция и ее роль в обществе

 

Глава 11. Общественно-политическая мысль и просветительские взгляды адыгов и балкарцев в XVIII — начале XX в.

§ 1. Первые отряды адыгской интеллигенции в России

§ 2. Адыгские общественные деятели и просветители XVIII в. и первой половины XIX в.: Александр Бекович-Черкас­ский, Жабаги Казаноко, Хан-Гирей, Измаил-Бей Атажу­кин, Шора Ногмов, Умар Берсей, Султан Казы-Гирей

§ 3. Общественные деятели Кабарды и Балкарии второй по­ловины XIX — начала XX в.: JI. М. Кодзоков, К. Атажу­кин, Адиль-Гирей Кешев, Измаил и Сафар Уруебиевы. Исторические труды М. Абаева, В. Кудашева и публи­цистика Б. Шаханова

 

Культура - одно из самых обширных понятий гуманитарной научной мысли. Мы часто слышим в повседневной жизни такие выражения, как «культура поведения», «культура труда», «культу­ра питания», «культура семейной жизни», «культураобщения», «ду­ховная культура», «материальная культура», «культурное растение» и т. д. На сегодняшний день понятие «культура» имеет более 400 определений. Образование, наука, искусство принадлежат к «вы­сокой» (профессиональной) культуре, но это не вся культура, ибо до ее создания любой народ имел свои традиции и обычаи, т. е. тра­диционную культуру. Человек может, быть грамотным, образован­ным, но безнравственным, бездуховным, т. е. бескультурным. С дру­гой стороны, безграмотный человек может быть высоконравствен­ным, обладать высокой духовностью, внутренней культурой, переданной ему по наследству (в том числе, генетически) его пред­ками, которые всегда жили по строгим законам традиций и обы­чаев, т. е. традиционной культуры своего этноса.

Таким образом, культура в самом широком смысле слова - это традиционная культура, наука, образование, искусство, литера­тура, язык народа.

Перефразируя слова И. Канта, можно сказать, что культура - это «созидание» интеллекта человека через свободу его творчества, культура - это «взрыв» интеллекта человека. Каждое малое и ве­ликое его открытие всегда было настоящим «взрывом» человечес­кого разума. «Догадка» наших древнейших предков о том, что це­ленаправленной деятельностью можно «окультурить» различные виды растений и животных - это и есть «взрыв» интеллекта. И каждое дальнейшее открытие человека в познании окружающего мира и самого себя складывалось в последовательность не менее значимых «взрывов» его разума, а эти «взрывы» невозможны без творчества, т. е. культуры.

Именно через свободу творчества пролегает путь человече­ской истории — от первых шагов в приручении животных и окуль­туривании растений, от начала использования силы огня до откры­тия атомной энергии и современной генетики. Человек не только расширял горизонты своих представлений об окружающей его при­роде, но столь же неуклонно обогащал свои знания о самом себе как неотъемлемой части этой природы.

Во все времена большие и малые войны между народами все­гда заканчивались за столом мирных переговоров, давая начало культурному диалогу. Говоря иначе, любые контакты различных племен и народов сопровождались взаимовлиянием их матери­альной и духовной культур. Культура всегда выступала и выступа­ет «послом» мира, не разъединяет, а сближает различные народы, культурный же диалог только обогащает принимающих в нем уча­стие. Культурное пространство не знает преград и границ. Глав­ное — толерантно, т. е. терпимо относиться к культуре каждого на­рода, брать из нее то, что сближает народы, превозносит человека — самое драгоценное творение природы, создателя и носителя куль­туры, Культура любого народа — это его собственное имя, его ду­шевное состояние, образ жизни и образ мышления. Благодаря соб­ственной культуре, особенно культуре традиционной, народы столь различны, а ценность рода человеческого заключается еще и в том, что ни один народ не похож на другой, хотя многое нас и объединя­ет. У каждого народа свое мировосприятие, свои представления о чести и достоинстве человека. Каждый народ по-своему радуется жизни и переносит ее тяготы, обустраивает свой быт в строгом соответствии с природно-климатическими условиями расселения.

Мир культуры человечества похож на разноцветье горных трав. В атом его ценность и привлекательность. И глубочайшим за­блуждением, если не преступлением, явилось стремление больше­вистского государства создать единую, «одноцветную* культуру народов бывшего Советского Союза. Не только разные народы, но даже двух разных людей нельзя научить, тем более — заставить одинаково воспринимать мир, одинаково радоваться жизни, одина­ково мыслить, одеваться и т. п. Попытка обезличить целые народы была величайшей авантюрой, противоестественным явлением, на­рушением логики человеческой эволюции.

Культура любого народа вечна. Она останется человечеству, даже если исчезнет с лица земли ее создатель. В истории таких примеров предостаточно: давно уже нет ни шумеров, ни инков, ни хаттов, как и многих других народов, но человечество с благодарно­стью сохранило многие их творения как духовной, так и матери­альной культуры.

В условиях современной «глобализации* необходима научно обоснованная культурная политика для так называемых малых народов, которые подошли к реальной опасности «растворения* их культуры в культуре численно превосходящих народов. Они долж­ны иметь свою «духовную нишу* в культурном пространстве не только одного государства, но и во всемирном культурном про­странстве. Это возможно при условии постоянной государственной поддержки культуры малых народов, к которым принято относить адыгов (черкесов) и балкарцев.

Адыги (кабардинцы, абадзехи, бжедуги, натухаезцы, убыхи, те­миргоевцы, махоши, бесленеевцы, шапсуги и др.) известны во всем мире как «черкесы*, самоназвание же их - «адыгэ*. Места их ком­пактного проживания в Российской Федерации: Республика Ады­гея, Кабардино-Балкарская Республика и Карачаево-Черкесская Республика. Кабардинцев в РФ околе 500 тыс., адыгейцев - около 160 тыс. и черкесов — 60 тыс. человек; численность адыгов (черке­сов), проживающих в зарубежных странах, - от 3 до 5 млн человек; балкарцев в РФ - более 70 тыс.

В системе кавказской цивилизации значительное и достой­ное место занимает культура этих народов, оказавших большое вли­яние на культуру региона в целом (как и стран проживания диас­пор). К примеру, всему миру известен адыгский этикет (свод не­писаных законов адыгов) ~ один из замечательных памятников духовной культуры адыгского этноса. Национальная форма одеж­ды адыгов перенята почти всеми народами Кавказа, а также дон­скими, кубанскими и терскими казаками. Знаменитая порода ка­бардинской лошади является не только олицетворением красоты


и выносливости, она пользуется огромной популярностью среди знатоков и любителей конного спорта; многие отдают ей предпоч­тение из-за ее неприхотливости и практичности в хозяйстве. Мо­нументальный нартский эпос является заметной составной частью мировой культуры.

Материальная и духовная культура любого народа соответ­ствует тем природно-климатическим условиям, в которых он про­живает. Соблюдая строгие законы, сохраняя традиции и обычаи предков, выстояв в неисчислимых невзгодах, адыги (черкесы) и бал­карцы составляют гармонию со средой их проживания. Благодаря традиционной культуре они сохранили свой национальный облик; при братской помощи других народов, за считанные десятилетия они создали свою «высокую* (профессиональную) культуру, — имена многих представителей национальной интеллигенции известны далеко за пределами нашей страны и получили мировое при­знание.

Сущности культуры, ее роли в обществе, материальной и ду­ховной культуре адыгов (черкесов) и балкарцев посвящена данная книга. В ней рассматриваются проблемы кавказской цивилизации, место в ней культуры адыгов (черкесов) и балкарцев, взаимосвязь среды обитания народов с их культурой. Отдельно рассматривает­ся феномен «адыгэ хабзэ» (адыгского этикета) и его роль в жизни народа. Также рассматриваются традиционные общественные ин­ституты адыгов (черкесов) и балкарцев и их функции, религиоз­ные верования этих народов в различные исторические эпохи.

Во второй части книги исследуются проблемы становления и развития «высокой профессиональной* культуры, общественно- политической мысли и просветительского движения адыгов (чер­кесов) и балкарцев, роль национальной интеллигенции. Автор не обошел стороной и некоторые недостатки, которые, на его взгляд, имеют место в развитии образования и науки в республиках ком­пактного проживания адыгов (черкесов) и балкарцев.

Прочитав эту книгу, многие читатели проникнутся особым мироощущением, духовностью этих народов.

Автор выражает благодарность следующим руководителям трудовых коллективов, которые оказали спонсорскую помощь в издании данного учебного пособия:

Артур Султанович Абазов (сел. Дугулубгъуей), Руслан Ка- тутович Соблиров (г. Нальчик), Станислав Кушбиевич Нартоков {г. Нальчик), Владимир Султанович Жамборов (г. Нальчик), Алий Абдулахович Соттаев (г. Нальчик), Азрет Анатольевич Маргушев (г. Баксан), Мухамед Владимирович Эздеков (г. Нальчик), Ху- сен Мусабиезич Дикинов (г. Нальчик), Мухамед Барович Шаов (г. Нальчик).

Глава I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.023 с.)