Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жизнь пронесется, как одно мгновенье,↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ее цени, в ней черпай наслажденье. Как проведешь ее - так и пройдет, Не забывай: она - твое творенье. Омар Хайям
Рецензенты: Давидович В. Б., заслуженный деятель науки РФ, академик, доктор философских наук, профессор; Дзамихов К. Ф., доктор исторических наук, профессор; Емузова Н. Г., доктор педагогических наук, профессор. Работа «Культура адыгов (черкесов) и балкарцев» посвящена роли культуры в жизни народа. В книге рассматриваются вопросы традиционной культуры адыгов (черкесов) и балкарцев. Отдельно исследуются проблемы материальной культуры, сущности адыгэ хабзэ (адыгского этикета), нартского эпоса, в целом устного народного творчества, религиозных верований. В ней также рассматриваются вопросы становления и развития светского образования в крае. Показана роль учебных заведений в подготовке кадров национальной интеллигенции, исследуются вопросы общественно-политической мысли, роль просветителей в развитии культуры народов. Книга может быть использована в качестве учебного пособия для учащихся общеобразовательных школ, колледжей, техникумов, студентов высших учебных заведений.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, учащихся лицеев, колледжей и общеобразовательных школ ISBN 5-881196-585-4 © Издательский центр «ЭльФа», 2003 Содержание Введение
Глава 1. Культура и ее роль в обществе § 1. Духовная культура адыгов и балкарцев и ее роль в жизни народа § 2. Культура адыгов и балкарцев в системе кавказской цивилизации § 3. Взаимосвязь культуры и среды обитания народа
Глава 2. Культура жизнеобеспечения адыгов и балкарцев § 1. Поселения и жилища адыгов и балкарцев § 2. Одежда адыгов и балкарцев § 3. Традиционная пища адыгов и балкарцев
Глава 3. Декоративно-прикладное искусство адыгов и балкарцев § 1, Кузнечное и оружейное производство § 2. Шерстяное производство § 3. Художественная обработка дерева и камня. Ювелирное производство
Глава 4. Религиозные верования адыгов и балкарцев § 1. Языческие верования § 2. Христианство § 3. Ислам
Глава 5. Устное народное творчество адыгов и балкарцев § 1. Нартский эпос и его историко-культурное значение § 2. Предания, легенды, сказки-важнейшие жанры устного народного творчества адыгов и балкарцев § 3. Институт джэгуакГуэ
Глава 6. Семейный быт адыгов и балкарцев § 1. Формы семьи, брака. Брачные запреты § 2. Брачный выбор. Сватовство § 3. Свадебные обряды § 4. Внутрисемейные отношения. Влияние женщины § 5. Новое в традиционных свадебных обрядах
Глава 7. Система воспитания подрастающего поколения у адыгов и балкарцев § 1. Средства и методы военно-физического воспитания § 2. Умственное воспитание § 8. Нравственно-этическое воспитание § 4. Эстетическое воспитание § 5. Трудовое воспитание
Глава 8. Народное образование в конце XIX - начале XX вв. § 1. Становление светского образования § 2. Нальчикская окружная горская школа и ее преобразование в реальное училище § 3. Роль общественных культурно-просветительских органи заций в системе образования
Глава 9. Адыгэ хабзэ (адыгский этикет) и традиционные общественные институты § 1. Сущность адыгэ хабзэ (адыгского этикета) и его роль в жизни народа § 2. Аталычество и его роль в обществе § 3. Институт наездничества — образ жизни адыгских феодалов § 4. Гостеприимство адыгов н балкарцев § 5. Куначество и его роль в обществе § 6. Абречество § 7. Адыгская хаса и балкарское тёре § 8. Институт кровной мести
Глава 10. Образование и культура в XX — начале XXI в, § 1. Образование и наука § 2. Интеллигенция и ее роль в обществе
Глава 11. Общественно-политическая мысль и просветительские взгляды адыгов и балкарцев в XVIII — начале XX в. § 1. Первые отряды адыгской интеллигенции в России § 2. Адыгские общественные деятели и просветители XVIII в. и первой половины XIX в.: Александр Бекович-Черкасский, Жабаги Казаноко, Хан-Гирей, Измаил-Бей Атажукин, Шора Ногмов, Умар Берсей, Султан Казы-Гирей § 3. Общественные деятели Кабарды и Балкарии второй половины XIX — начала XX в.: JI. М. Кодзоков, К. Атажукин, Адиль-Гирей Кешев, Измаил и Сафар Уруебиевы. Исторические труды М. Абаева, В. Кудашева и публицистика Б. Шаханова
Культура - одно из самых обширных понятий гуманитарной научной мысли. Мы часто слышим в повседневной жизни такие выражения, как «культура поведения», «культура труда», «культура питания», «культура семейной жизни», «культураобщения», «духовная культура», «материальная культура», «культурное растение» и т. д. На сегодняшний день понятие «культура» имеет более 400 определений. Образование, наука, искусство принадлежат к «высокой» (профессиональной) культуре, но это не вся культура, ибо до ее создания любой народ имел свои традиции и обычаи, т. е. традиционную культуру. Человек может, быть грамотным, образованным, но безнравственным, бездуховным, т. е. бескультурным. С другой стороны, безграмотный человек может быть высоконравственным, обладать высокой духовностью, внутренней культурой, переданной ему по наследству (в том числе, генетически) его предками, которые всегда жили по строгим законам традиций и обычаев, т. е. традиционной культуры своего этноса. Таким образом, культура в самом широком смысле слова - это традиционная культура, наука, образование, искусство, литература, язык народа. Перефразируя слова И. Канта, можно сказать, что культура - это «созидание» интеллекта человека через свободу его творчества, культура - это «взрыв» интеллекта человека. Каждое малое и великое его открытие всегда было настоящим «взрывом» человеческого разума. «Догадка» наших древнейших предков о том, что целенаправленной деятельностью можно «окультурить» различные виды растений и животных - это и есть «взрыв» интеллекта. И каждое дальнейшее открытие человека в познании окружающего мира и самого себя складывалось в последовательность не менее значимых «взрывов» его разума, а эти «взрывы» невозможны без творчества, т. е. культуры. Именно через свободу творчества пролегает путь человеческой истории — от первых шагов в приручении животных и окультуривании растений, от начала использования силы огня до открытия атомной энергии и современной генетики. Человек не только расширял горизонты своих представлений об окружающей его природе, но столь же неуклонно обогащал свои знания о самом себе как неотъемлемой части этой природы. Во все времена большие и малые войны между народами всегда заканчивались за столом мирных переговоров, давая начало культурному диалогу. Говоря иначе, любые контакты различных племен и народов сопровождались взаимовлиянием их материальной и духовной культур. Культура всегда выступала и выступает «послом» мира, не разъединяет, а сближает различные народы, культурный же диалог только обогащает принимающих в нем участие. Культурное пространство не знает преград и границ. Главное — толерантно, т. е. терпимо относиться к культуре каждого народа, брать из нее то, что сближает народы, превозносит человека — самое драгоценное творение природы, создателя и носителя культуры, Культура любого народа — это его собственное имя, его душевное состояние, образ жизни и образ мышления. Благодаря собственной культуре, особенно культуре традиционной, народы столь различны, а ценность рода человеческого заключается еще и в том, что ни один народ не похож на другой, хотя многое нас и объединяет. У каждого народа свое мировосприятие, свои представления о чести и достоинстве человека. Каждый народ по-своему радуется жизни и переносит ее тяготы, обустраивает свой быт в строгом соответствии с природно-климатическими условиями расселения. Мир культуры человечества похож на разноцветье горных трав. В атом его ценность и привлекательность. И глубочайшим заблуждением, если не преступлением, явилось стремление большевистского государства создать единую, «одноцветную* культуру народов бывшего Советского Союза. Не только разные народы, но даже двух разных людей нельзя научить, тем более — заставить одинаково воспринимать мир, одинаково радоваться жизни, одинаково мыслить, одеваться и т. п. Попытка обезличить целые народы была величайшей авантюрой, противоестественным явлением, нарушением логики человеческой эволюции. Культура любого народа вечна. Она останется человечеству, даже если исчезнет с лица земли ее создатель. В истории таких примеров предостаточно: давно уже нет ни шумеров, ни инков, ни хаттов, как и многих других народов, но человечество с благодарностью сохранило многие их творения как духовной, так и материальной культуры. В условиях современной «глобализации* необходима научно обоснованная культурная политика для так называемых малых народов, которые подошли к реальной опасности «растворения* их культуры в культуре численно превосходящих народов. Они должны иметь свою «духовную нишу* в культурном пространстве не только одного государства, но и во всемирном культурном пространстве. Это возможно при условии постоянной государственной поддержки культуры малых народов, к которым принято относить адыгов (черкесов) и балкарцев. Адыги (кабардинцы, абадзехи, бжедуги, натухаезцы, убыхи, темиргоевцы, махоши, бесленеевцы, шапсуги и др.) известны во всем мире как «черкесы*, самоназвание же их - «адыгэ*. Места их компактного проживания в Российской Федерации: Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика и Карачаево-Черкесская Республика. Кабардинцев в РФ околе 500 тыс., адыгейцев - около 160 тыс. и черкесов — 60 тыс. человек; численность адыгов (черкесов), проживающих в зарубежных странах, - от 3 до 5 млн человек; балкарцев в РФ - более 70 тыс. В системе кавказской цивилизации значительное и достойное место занимает культура этих народов, оказавших большое влияние на культуру региона в целом (как и стран проживания диаспор). К примеру, всему миру известен адыгский этикет (свод неписаных законов адыгов) ~ один из замечательных памятников духовной культуры адыгского этноса. Национальная форма одежды адыгов перенята почти всеми народами Кавказа, а также донскими, кубанскими и терскими казаками. Знаменитая порода кабардинской лошади является не только олицетворением красоты и выносливости, она пользуется огромной популярностью среди знатоков и любителей конного спорта; многие отдают ей предпочтение из-за ее неприхотливости и практичности в хозяйстве. Монументальный нартский эпос является заметной составной частью мировой культуры. Материальная и духовная культура любого народа соответствует тем природно-климатическим условиям, в которых он проживает. Соблюдая строгие законы, сохраняя традиции и обычаи предков, выстояв в неисчислимых невзгодах, адыги (черкесы) и балкарцы составляют гармонию со средой их проживания. Благодаря традиционной культуре они сохранили свой национальный облик; при братской помощи других народов, за считанные десятилетия они создали свою «высокую* (профессиональную) культуру, — имена многих представителей национальной интеллигенции известны далеко за пределами нашей страны и получили мировое признание. Сущности культуры, ее роли в обществе, материальной и духовной культуре адыгов (черкесов) и балкарцев посвящена данная книга. В ней рассматриваются проблемы кавказской цивилизации, место в ней культуры адыгов (черкесов) и балкарцев, взаимосвязь среды обитания народов с их культурой. Отдельно рассматривается феномен «адыгэ хабзэ» (адыгского этикета) и его роль в жизни народа. Также рассматриваются традиционные общественные институты адыгов (черкесов) и балкарцев и их функции, религиозные верования этих народов в различные исторические эпохи. Во второй части книги исследуются проблемы становления и развития «высокой профессиональной* культуры, общественно- политической мысли и просветительского движения адыгов (черкесов) и балкарцев, роль национальной интеллигенции. Автор не обошел стороной и некоторые недостатки, которые, на его взгляд, имеют место в развитии образования и науки в республиках компактного проживания адыгов (черкесов) и балкарцев. Прочитав эту книгу, многие читатели проникнутся особым мироощущением, духовностью этих народов. Автор выражает благодарность следующим руководителям трудовых коллективов, которые оказали спонсорскую помощь в издании данного учебного пособия: Артур Султанович Абазов (сел. Дугулубгъуей), Руслан Ка- тутович Соблиров (г. Нальчик), Станислав Кушбиевич Нартоков {г. Нальчик), Владимир Султанович Жамборов (г. Нальчик), Алий Абдулахович Соттаев (г. Нальчик), Азрет Анатольевич Маргушев (г. Баксан), Мухамед Владимирович Эздеков (г. Нальчик), Ху- сен Мусабиезич Дикинов (г. Нальчик), Мухамед Барович Шаов (г. Нальчик). Глава I
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1764; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.72 (0.013 с.) |