Художественная обработка дерева и камня.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественная обработка дерева и камня.



Ювелирное производство

Северный Кавказ является одним из удивительных регионов планеты Земля, благодаря обилию и разнообра­зию растительного и животного мира. Здесь произраста­ют самые разнообразные сорта деревьев, которые исполь­зуются человеком с древнейших времен. Адыги и бал­карцы испокон веков использовали эту богатую кладовую древесины в своих повседневных нуждах. Древесину они применяли как строительный материал, из различных ее сортов изготовляли самую разнообразную посуду, ору­дия труда, предметы первой необходимости. Поэтому они не только знали качество каждого сорта дерева, которых великое множество на Северном Кавказе, но знали, как и для каких нужд обрабатывать их.

Крупнейший знаток Кавказа Хан-Гирей перечислял названия многих сортов деревьев, которые произрастали в крае, и как они использовались. Он, в частности, отме­чал, что здесь целые леса состоят из дубов, лип, тополей, клена, ясеней, ольхи, березы, сосны и ели; эти три послед­них вида растут в особенности в горах. Он далее писал, что сверх этого в горах же есть много таких деревьев, которых названия на русском языке ему не известны. Деревья эти следующие:

Пчье. Из этого дерева делают столы. Хешай, из кото­рого преимущественно делают ложки и другую домаш­нюю утварь. Хгоапххъ, будучи выварено, дает прекрас­ную желтую краску. Еще замечательно негниющее де­рево, или тис, имеющее темно-красный цвет и называемое черкесами Пхемифи («пхъэмыф».- if. У.).

Бергамот, яблоки, сливы, персики, абрикосы, черешня, вишни, грецкие орехи, каштаны и виноград в изобилии растут в горах. В лесах же, на горах и равнинах во мно­жестве прозрастают дикие сливы и виноград, кизил, кис­лица, груша, орехи, калина, ягоды лесные и степные и проч.[69]. Семен Броневский тоже перечисляет целый спи­сок деревьев й кустарников, которые произрастают в боль­шом количестве на Кавказе, из которых адыги и балкар­цы изготовляли различные предметы и изделия, необхо­димые в повседневной жизни. Он отметил дуб, бук, чина­ру, или явор; клен, липу, тис, или карагуш; березу, ольху и разные виды тополей, в том числе итальянский тополь, называемый русскими «рай-дерево»[70].

Такое изобилие разнообразных сортов деревьев до­зволило адыгам и балкарцам широко использовать в хо­зяйстве и в быту древесину. Они издревле изготавлива­ли из дерева чаши, черпаки, тарелки, блюдца, половники, сундуки, музыкальные инструменты, столики, стулья, раз­личные орудия труда, брички, арбы, корыта, основы седел, о различных частях которых сказано выше, и др. То, ка­кой популярностью пользовалось дерево в хозяйстве каж­дой семьи, очень наглядно отражено в адыгской песне, посвященной дереву,- «Песня дерева». В ней в поэти­ческой форме рассказывается о многочисленных изде­лиях, которые изготавливались из дерева.

Мы позволим себе привести несколько строк из этой детской песни:

...к вам спешу я по дороге на быках коротконогих.

Я — мосточек вашей речки, отопечек вашей печи.

Я для взрослого

постель,

для ребенка -

колыбель.

Я и мачта,

Я и лодка,

И башмачная колодка.

Я и стрелы,

Я и лук,

И телега я,

И плуг.

Я и сито,

Я и палка,

И корыто, и мешалка...

Знайте, люди, без меня нет ни дома, ни огня.

Вез меня бы вы пропали,

день бы прожили едва ли [71].

Обработка дерева и использование его для самых раз­нообразных нужд является одним из самых древних промыслов адыгов и балкарцев. Об этом свидетельству­ют многочисленные археологические материалы, обна­руженные в различных регионах Северного Кавказа. Известно, что на нынешней территории КБР, еще задол­го до начала нашей эры, проживали древнейшие предки адыгов. При раскопках Долинского селища эпохи меди обнаружено значительное количество глины с отпечат­ками прутьев и жердей, составлявших основу стен [72].

Большой популярностью пользовались в народе ма­стера по художественной обработке дерева. Особенно це­нились у адыгов аробщики, которые делали арбы («выгу»), столь необходимые в прошлом каждой крестьянской се­мье. Мастера изготовляли красивые и добротные чаши для напитков и первых блюд. Они украшались различ­ной резьбой. Г. X. Мамбетов отмечает, что из грузовых транспортных средств наибольшее значение в жизни адыгов имела воловья арба, состоявшая полностью из де­рева- Здесь он приводит слова Е. Маркова, который ут­верждал, что простота и бесхитростность этого экипажа доходит до гениальности: в нем нет ни одной лишней палочки, в нем только то, что крайне необходимо, без чего экипаж катиться не будет, или скотина не будет везти. Т. Ла пи иск ий писал, что в черкесских телегах не найдешь ни гвоздя, ни кусочка железа, но тем не менее они долго держатся и могут везти от восьми до десяти центнеров. На равнине телега приходится на каждые две семьи, в горной части — 2 на каждые пять семей; в высоких горах она уже не встречается [73].

До середины XIX в. кабардинцы делали арбу цели­ком из дерева, она состоит из:

Двух толстых оглобель («гуфэ»; «арыш»), соединя­ющихся в передней части;

Кузова («гуфз 1унэ», «кюбюр»);

Оси («гулъэмыж»; «кечер агъач»);

Двух колес («шэрхъ»; «чарх»);

«Гублащхьэдэсэ»; «арба арыш»;

Ярма с пятью отверстиями («бжьы»; «боюнсха»).

Со временем значительные изменения претерпе­ли колеса и ось. Дело в том, что до конца XIX - начала XX в. колеса изготовлялись из обыкновенной толстой де­ревянной круглой пластинки с отверстием для надева­ния на ось. А с начала XX в. деревянная ось заменяется железной. В результате этого кабардинская арба стано­вится более прочной и удобной [74]. Средства передвиже­ния и прочие изделия из дерева производились не толь­ко для внутренних нужд, но и на продажу. Эти товары высоко ценились на рынках и ярмарках Северного Кав­каза. Центрами производства средств передвижения были в Кабарде такие населенные пункты, как Докшоково, Джажхотово, Кашероково, Абаево, Дейское, Старый Лес- кен и др. Кроме этого, адыги и балкарцы занимались изготовлением мебели. Ее украшали самой разнообраз­ной резьбой.

Важное место в прикладном искусстве адыгов и бал­карцев занимало производство разнообразных циновок и плетеных изделий из прутьев, соломы и куги. У масте­ров по дереву были свои секреты в технологии изготов­ления того или иного предмета, которые передавались от отца к сыну. Далеко за пределами своих селений были известны имена многих мастеров. Это Гетежеев и Умов из старого Лескена, Жабалиев и Битоков из Аупшгера, Барагунов из Кенже, Апшацев и Ханичев из Псыгансу и многие другие. В резьбе по дереву находили отражение различные мотивы, но преобладающим был раститель­ный орнамент. Мастера делали фигурки разных живот­ных в качестве детских игрушек. Фигурки, которые слу­жили мишенями во время состязаний юношей и во вре­мя праздников.

Жители страны гор - Кавказа - всегда находили са­мое широкое применение камню. Край изобилует раз­личными породами камней. Они применялись в строи­тельстве жилых помещений и различных хозяйствен­ных построек, из них производились различные орудия труда и предметы быта. Поэтому резьба по камню была традиционно одним из видов декоративного искусства народов Северного Кавказа, в том числе адыгов и балкар­цев. Камень широко использовался как материал для изготовления надмогильных памятников. Адыги и их предки с древнейших времен применяли камень для стро­ительства гробниц, дольменов.

Генрих-Юлиус Клапрот (1783-1835) - русский ака­демик - и Ян Потоцкий (1761-1815) писали, что на бе­регу р. Сунжа в Малой Кабарде находится надгробный памятник со сводчатой крышей, состоящей из шести­угольной гробницы, каждая сторона которой имеет ши­рину в одну сажень и высоту в полторы. Памятник со­оружен из камней квадратной формы и скреплен по уг­лам твердой известью. В этой местности, в нескольких верстах от этой гробницы, на восточных берегах Сунжи видны могилы, покрытые грудой камней или ветхими каменными сооружениями пирамидальной формы. Да­лее они пишут, что примерно в десяти верстах в сторону от гробницы, на берегу Сунжи, на небольшом холме на­ходится надгробный камень из песчаника толщиной в несколько вершков, в который вделан крест в форме розы. Совершенно особенная гробница, по всей видимости, са­мая древняя в Малой Кабарде, находится на восточной стороне ручья Яман-кул, примерно в трех верстах от Боташева-кабак, в северной долине под вторым гребнем. Эта гробница состоит из камней квадратной формы, и вокруг нее имеется еще около 100 небольших холмов земли, так называемые бугры, которые, вероятно, были могила­ми слуг князей, лежащих в гробнице. На камне, стоящем над дверью, вырублена надпись из трех строк Ч Обнару­жены и более древние каменные памятники на террито­рии Кабарды и других адыгских племен. В частности, Иоганн Бларамберг пишет, что в горах Бештау, вблизи ручья Етока, в долине под названием Темир-Кубчек, мож­но видеть каменную статую, которую черкесы называют Дука-Беган. Она изображает мужчину, вооруженного на черкесский манер; на ней видны надписи, сделанные по-гречески и славянскими буквами. Статуя выполнена из темно-серого песчаника. Несколько крестообразная форма этой статуи говорит о том, что ее создание — это дело рук христиан. В этих краях иногда встречаются деформированные изваяния, сходные с Дука-Беган. Встречаются здесь также и надгробные камни с надпи­сями на греческом языке Ч

Эти данные говорят о том, что камень использовался широко, в том числе и при строительстве гробниц и над­могильных памятников. Естественно, при таком широ­ком использовании камня наши предки хорошо умели обрабатывать его и искусство резьбы по камню достигло больших высот. Адыги и балкарцы придавали камню особые свойства, почитали его. Каменные гробницы стро­ились для людей знатных и зажиточных. Надгробные камни тоже ставились людям богатым. А простой народ обходился обкладкой могилы гладким камнем. Надгроб­ные камни покрывались надписями и орнаментом. Ос­новные центры резьбы по камню находились в предгор­ных населенных пунктах Кабарды: Лечинкай, Заюково, Шалушка, Кызбурун и др.

Широко использовались валуны для изготовления жерновов водяных мельниц. По утверждению Алима Ке- шокова, даже название его родного селения Шалушка произошло от слова «щхьэлмывэкъуэ», т. е. в этом селе­нии традиционно изготовляли эти каменные круги и название его переводится как место изготовления жер­новов. Также широко использовали адыги и балкарцы валуны для производства каменных кругов и для руч­ной мельницы. Они имелись во многих семьях. В насто­ящее время, к сожалению, утрачены многие способы резь­бы по камню. Зато широко стали использовать резаный туф, гранит, мрамор. За последние годы стали использо­вать в строительстве цветной вулканический туф - как стеновой материал и для ограды. Выходит, камень испо- кон веков широко использовался человеком, жителям гор этот материал дарила сама природа. Далеко за предела­ми края были известны имена выдающихся мастеров по камню в XIX-XX вв. К. Сижажева, Г. Хаджиева, М, Ша- нибеева, 3. Хитова и других.

Среди крестьянских ремесел адыгов и балкарцев важ­ное место занимало ювелирное производство. Ювелиры («дыщэк!»; «кюмюшчю») достигли значительных успе­хов в отделке различных предметов и частей женской национальной одежды. Они красиво и прочно отделыва­ли золотом и серебром пояса, кинжалы, шашки, ножны, нагрудники, корсеты, шапочки, принадлежности конской сбруи.

В конце XIX - начале XX в. в одной только Большой Кабарде было около 50 профессиональных ювелиров. Их имена были известны далеко за ее пределами. Вот име­на некоторых мастеров серебряного дела, которые при­водятся Э. Аствацатуряном в работе «Оружие наро­дов Кавказа»: Бегаев Натшао (вторая половина XIX в.), сел. Хамидия; Догужаев Кады (вторая половина XIX в.), сел. Урожайное; Саблиров X. (вторая половина XIX в.), сел. Старая Крепость; Тумов Ф. (середина XIX в.), сел. Нижний Акбаш; Хабеков Нафедз (вторая половина XIX в.), сел. Дейское и др.[75] Изделия этих мастеров пользовались большим спросом у представителей мно­гих народов. «Главная промышленность черкесов, - пи­сал Н. Ф. Дубровин, - доведенная до довольно высокой степени, было ювелирство. Они имели искусных золо­тых дел мастеров». Аналогично высказывались и другие иностранные и русские авторы. Фредерик Дюбуа де Мон- пере писал, в частности, что среди черкесов есть очень искусные мастера, в особенности в деле обработки сереб­ра в виде черных рисунков сернистого серебра; они по­крывают ими рукоятки пистолетов, шашек, ножны кин­жалов; они умеют также украшать насечкой стволы ру­жей... они делают замечательные коробочки, пуговицы, пояса, застежки, кольца, кубки, чаши и т. д.2.

Адыгские женщины занимались вышиванием золо­тыми и серебряными нитями, которыми украшались пла­тья, постельные принадлежности, занавески, шапочки, кошельки и другие предметы первой необходимости. Ш. Ногмов отмечает, что адыги уже с 7 лет учили дево­чек вышивать золотом и шелком, делать тесемки, галу­ны, шить платья. Данным искусством в основном зани­мались представительницы знати. Существовали различ­ные виды шитья.

Традиционное ювелирное производство у адыгов и балкарцев приходит в упадок к концу XIX — началу XX в. Тем не менее этот вид прикладного искусства долгое время занимал в их жизни особое место, и мастера-юве­лиры оставили заметный след в культуре адыгов и бал­карцев.

ЛИТЕРАТУРА

Асвацатурян Э. Оружие народов Кавказа. Москва—Нальчик, 1996. С. 16.

Белл Джеймс. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838,1839 гг.// АБКИЕА. Нальчик, 1974.

Бларамберг Иоганн. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992.

Броневский Семен. Новевшие географические и историче­ские известия о Кавказе. Нальчик, 1999.

Гарданое В. К. Общественный строй адыгских народов. М., 1967. С. 110.

Интериано Джорджио. Быт и страна зихов// АБКИЕА. Нальчик,1974.

Клапрот. Генрих-Юлиус, Путешествие по Кавказу и Грузии// АБКИЕА. Нальчик, 1974.

Коков Дж. Н. и Кокова Л. Дж. Кабардино-черкесские фами­лии. Нальчик, 1993.

Мамбетов Г. X. Традиционная культура кабардинцев и бал­карцев. Нальчик,1997.

Монпере Фредерик Дюбуа. Путешествие по Кавказу//АБКИЕА. Нальчик, 1974.

Нарты. М., 1957.

Пейсонель М. Исследование торговли на черкесско-абхазском берегу Черного моря в 1750-1762 гг. МИТК «Возрождение», 1999.

Пушкин А. С. Сочинения, В 3 т. М., 1986. Т. 2.

Сабанчиев Х.-М.А. Пореформенная Балкария в отечественной историографии. Нальчик, 1989.

Фонвилъ. Последний год войны Черкесии за независимость 1863-1864. Нальчик,1999.

Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978.

ЯхтаниговХ. X. Экспонаты повествуют. Нальчик, 1984.

 

Глава 4



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.91 (0.016 с.)