Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Художественная обработка дерева и камня.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ювелирное производство Северный Кавказ является одним из удивительных регионов планеты Земля, благодаря обилию и разнообразию растительного и животного мира. Здесь произрастают самые разнообразные сорта деревьев, которые используются человеком с древнейших времен. Адыги и балкарцы испокон веков использовали эту богатую кладовую древесины в своих повседневных нуждах. Древесину они применяли как строительный материал, из различных ее сортов изготовляли самую разнообразную посуду, орудия труда, предметы первой необходимости. Поэтому они не только знали качество каждого сорта дерева, которых великое множество на Северном Кавказе, но знали, как и для каких нужд обрабатывать их. Крупнейший знаток Кавказа Хан-Гирей перечислял названия многих сортов деревьев, которые произрастали в крае, и как они использовались. Он, в частности, отмечал, что здесь целые леса состоят из дубов, лип, тополей, клена, ясеней, ольхи, березы, сосны и ели; эти три последних вида растут в особенности в горах. Он далее писал, что сверх этого в горах же есть много таких деревьев, которых названия на русском языке ему не известны. Деревья эти следующие: Пчье. Из этого дерева делают столы. Хешай, из которого преимущественно делают ложки и другую домашнюю утварь. Хгоапххъ, будучи выварено, дает прекрасную желтую краску. Еще замечательно негниющее дерево, или тис, имеющее темно-красный цвет и называемое черкесами Пхемифи («пхъэмыф».- if. У.). Бергамот, яблоки, сливы, персики, абрикосы, черешня, вишни, грецкие орехи, каштаны и виноград в изобилии растут в горах. В лесах же, на горах и равнинах во множестве прозрастают дикие сливы и виноград, кизил, кислица, груша, орехи, калина, ягоды лесные и степные и проч.[69]. Семен Броневский тоже перечисляет целый список деревьев й кустарников, которые произрастают в большом количестве на Кавказе, из которых адыги и балкарцы изготовляли различные предметы и изделия, необходимые в повседневной жизни. Он отметил дуб, бук, чинару, или явор; клен, липу, тис, или карагуш; березу, ольху и разные виды тополей, в том числе итальянский тополь, называемый русскими «рай-дерево»[70]. Такое изобилие разнообразных сортов деревьев дозволило адыгам и балкарцам широко использовать в хозяйстве и в быту древесину. Они издревле изготавливали из дерева чаши, черпаки, тарелки, блюдца, половники, сундуки, музыкальные инструменты, столики, стулья, различные орудия труда, брички, арбы, корыта, основы седел, о различных частях которых сказано выше, и др. То, какой популярностью пользовалось дерево в хозяйстве каждой семьи, очень наглядно отражено в адыгской песне, посвященной дереву,- «Песня дерева». В ней в поэтической форме рассказывается о многочисленных изделиях, которые изготавливались из дерева. Мы позволим себе привести несколько строк из этой детской песни: ...к вам спешу я по дороге на быках коротконогих. Я — мосточек вашей речки, отопечек вашей печи. Я для взрослого постель, для ребенка - колыбель. Я и мачта, Я и лодка, И башмачная колодка. Я и стрелы, Я и лук, И телега я, И плуг. Я и сито, Я и палка, И корыто, и мешалка... Знайте, люди, без меня нет ни дома, ни огня. Вез меня бы вы пропали, день бы прожили едва ли [71]. Обработка дерева и использование его для самых разнообразных нужд является одним из самых древних промыслов адыгов и балкарцев. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические материалы, обнаруженные в различных регионах Северного Кавказа. Известно, что на нынешней территории КБР, еще задолго до начала нашей эры, проживали древнейшие предки адыгов. При раскопках Долинского селища эпохи меди обнаружено значительное количество глины с отпечатками прутьев и жердей, составлявших основу стен [72]. Большой популярностью пользовались в народе мастера по художественной обработке дерева. Особенно ценились у адыгов аробщики, которые делали арбы («выгу»), столь необходимые в прошлом каждой крестьянской семье. Мастера изготовляли красивые и добротные чаши для напитков и первых блюд. Они украшались различной резьбой. Г. X. Мамбетов отмечает, что из грузовых транспортных средств наибольшее значение в жизни адыгов имела воловья арба, состоявшая полностью из дерева- Здесь он приводит слова Е. Маркова, который утверждал, что простота и бесхитростность этого экипажа доходит до гениальности: в нем нет ни одной лишней палочки, в нем только то, что крайне необходимо, без чего экипаж катиться не будет, или скотина не будет везти. Т. Ла пи иск ий писал, что в черкесских телегах не найдешь ни гвоздя, ни кусочка железа, но тем не менее они долго держатся и могут везти от восьми до десяти центнеров. На равнине телега приходится на каждые две семьи, в горной части — 2 на каждые пять семей; в высоких горах она уже не встречается [73]. До середины XIX в. кабардинцы делали арбу целиком из дерева, она состоит из: Двух толстых оглобель («гуфэ»; «арыш»), соединяющихся в передней части; Кузова («гуфз 1унэ», «кюбюр»); Оси («гулъэмыж»; «кечер агъач»); Двух колес («шэрхъ»; «чарх»); «Гублащхьэдэсэ»; «арба арыш»; Ярма с пятью отверстиями («бжьы»; «боюнсха»). Со временем значительные изменения претерпели колеса и ось. Дело в том, что до конца XIX - начала XX в. колеса изготовлялись из обыкновенной толстой деревянной круглой пластинки с отверстием для надевания на ось. А с начала XX в. деревянная ось заменяется железной. В результате этого кабардинская арба становится более прочной и удобной [74]. Средства передвижения и прочие изделия из дерева производились не только для внутренних нужд, но и на продажу. Эти товары высоко ценились на рынках и ярмарках Северного Кавказа. Центрами производства средств передвижения были в Кабарде такие населенные пункты, как Докшоково, Джажхотово, Кашероково, Абаево, Дейское, Старый Лес- кен и др. Кроме этого, адыги и балкарцы занимались изготовлением мебели. Ее украшали самой разнообразной резьбой. Важное место в прикладном искусстве адыгов и балкарцев занимало производство разнообразных циновок и плетеных изделий из прутьев, соломы и куги. У мастеров по дереву были свои секреты в технологии изготовления того или иного предмета, которые передавались от отца к сыну. Далеко за пределами своих селений были известны имена многих мастеров. Это Гетежеев и Умов из старого Лескена, Жабалиев и Битоков из Аупшгера, Барагунов из Кенже, Апшацев и Ханичев из Псыгансу и многие другие. В резьбе по дереву находили отражение различные мотивы, но преобладающим был растительный орнамент. Мастера делали фигурки разных животных в качестве детских игрушек. Фигурки, которые служили мишенями во время состязаний юношей и во время праздников. Жители страны гор - Кавказа - всегда находили самое широкое применение камню. Край изобилует различными породами камней. Они применялись в строительстве жилых помещений и различных хозяйственных построек, из них производились различные орудия труда и предметы быта. Поэтому резьба по камню была традиционно одним из видов декоративного искусства народов Северного Кавказа, в том числе адыгов и балкарцев. Камень широко использовался как материал для изготовления надмогильных памятников. Адыги и их предки с древнейших времен применяли камень для строительства гробниц, дольменов. Генрих-Юлиус Клапрот (1783-1835) - русский академик - и Ян Потоцкий (1761-1815) писали, что на берегу р. Сунжа в Малой Кабарде находится надгробный памятник со сводчатой крышей, состоящей из шестиугольной гробницы, каждая сторона которой имеет ширину в одну сажень и высоту в полторы. Памятник сооружен из камней квадратной формы и скреплен по углам твердой известью. В этой местности, в нескольких верстах от этой гробницы, на восточных берегах Сунжи видны могилы, покрытые грудой камней или ветхими каменными сооружениями пирамидальной формы. Далее они пишут, что примерно в десяти верстах в сторону от гробницы, на берегу Сунжи, на небольшом холме находится надгробный камень из песчаника толщиной в несколько вершков, в который вделан крест в форме розы. Совершенно особенная гробница, по всей видимости, самая древняя в Малой Кабарде, находится на восточной стороне ручья Яман-кул, примерно в трех верстах от Боташева-кабак, в северной долине под вторым гребнем. Эта гробница состоит из камней квадратной формы, и вокруг нее имеется еще около 100 небольших холмов земли, так называемые бугры, которые, вероятно, были могилами слуг князей, лежащих в гробнице. На камне, стоящем над дверью, вырублена надпись из трех строк Ч Обнаружены и более древние каменные памятники на территории Кабарды и других адыгских племен. В частности, Иоганн Бларамберг пишет, что в горах Бештау, вблизи ручья Етока, в долине под названием Темир-Кубчек, можно видеть каменную статую, которую черкесы называют Дука-Беган. Она изображает мужчину, вооруженного на черкесский манер; на ней видны надписи, сделанные по-гречески и славянскими буквами. Статуя выполнена из темно-серого песчаника. Несколько крестообразная форма этой статуи говорит о том, что ее создание — это дело рук христиан. В этих краях иногда встречаются деформированные изваяния, сходные с Дука-Беган. Встречаются здесь также и надгробные камни с надписями на греческом языке Ч Эти данные говорят о том, что камень использовался широко, в том числе и при строительстве гробниц и надмогильных памятников. Естественно, при таком широком использовании камня наши предки хорошо умели обрабатывать его и искусство резьбы по камню достигло больших высот. Адыги и балкарцы придавали камню особые свойства, почитали его. Каменные гробницы строились для людей знатных и зажиточных. Надгробные камни тоже ставились людям богатым. А простой народ обходился обкладкой могилы гладким камнем. Надгробные камни покрывались надписями и орнаментом. Основные центры резьбы по камню находились в предгорных населенных пунктах Кабарды: Лечинкай, Заюково, Шалушка, Кызбурун и др. Широко использовались валуны для изготовления жерновов водяных мельниц. По утверждению Алима Ке- шокова, даже название его родного селения Шалушка произошло от слова «щхьэлмывэкъуэ», т. е. в этом селении традиционно изготовляли эти каменные круги и название его переводится как место изготовления жерновов. Также широко использовали адыги и балкарцы валуны для производства каменных кругов и для ручной мельницы. Они имелись во многих семьях. В настоящее время, к сожалению, утрачены многие способы резьбы по камню. Зато широко стали использовать резаный туф, гранит, мрамор. За последние годы стали использовать в строительстве цветной вулканический туф - как стеновой материал и для ограды. Выходит, камень испо- кон веков широко использовался человеком, жителям гор этот материал дарила сама природа. Далеко за пределами края были известны имена выдающихся мастеров по камню в XIX-XX вв. К. Сижажева, Г. Хаджиева, М, Ша- нибеева, 3. Хитова и других. Среди крестьянских ремесел адыгов и балкарцев важное место занимало ювелирное производство. Ювелиры («дыщэк!»; «кюмюшчю») достигли значительных успехов в отделке различных предметов и частей женской национальной одежды. Они красиво и прочно отделывали золотом и серебром пояса, кинжалы, шашки, ножны, нагрудники, корсеты, шапочки, принадлежности конской сбруи. В конце XIX - начале XX в. в одной только Большой Кабарде было около 50 профессиональных ювелиров. Их имена были известны далеко за ее пределами. Вот имена некоторых мастеров серебряного дела, которые приводятся Э. Аствацатуряном в работе «Оружие народов Кавказа»: Бегаев Натшао (вторая половина XIX в.), сел. Хамидия; Догужаев Кады (вторая половина XIX в.), сел. Урожайное; Саблиров X. (вторая половина XIX в.), сел. Старая Крепость; Тумов Ф. (середина XIX в.), сел. Нижний Акбаш; Хабеков Нафедз (вторая половина XIX в.), сел. Дейское и др.[75] Изделия этих мастеров пользовались большим спросом у представителей многих народов. «Главная промышленность черкесов, - писал Н. Ф. Дубровин, - доведенная до довольно высокой степени, было ювелирство. Они имели искусных золотых дел мастеров». Аналогично высказывались и другие иностранные и русские авторы. Фредерик Дюбуа де Мон- пере писал, в частности, что среди черкесов есть очень искусные мастера, в особенности в деле обработки серебра в виде черных рисунков сернистого серебра; они покрывают ими рукоятки пистолетов, шашек, ножны кинжалов; они умеют также украшать насечкой стволы ружей... они делают замечательные коробочки, пуговицы, пояса, застежки, кольца, кубки, чаши и т. д.2. Адыгские женщины занимались вышиванием золотыми и серебряными нитями, которыми украшались платья, постельные принадлежности, занавески, шапочки, кошельки и другие предметы первой необходимости. Ш. Ногмов отмечает, что адыги уже с 7 лет учили девочек вышивать золотом и шелком, делать тесемки, галуны, шить платья. Данным искусством в основном занимались представительницы знати. Существовали различные виды шитья. Традиционное ювелирное производство у адыгов и балкарцев приходит в упадок к концу XIX — началу XX в. Тем не менее этот вид прикладного искусства долгое время занимал в их жизни особое место, и мастера-ювелиры оставили заметный след в культуре адыгов и балкарцев. ЛИТЕРАТУРА Асвацатурян Э. Оружие народов Кавказа. Москва—Нальчик, 1996. С. 16. Белл Джеймс. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838,1839 гг.// АБКИЕА. Нальчик, 1974. Бларамберг Иоганн. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992. Броневский Семен. Новевшие географические и исторические известия о Кавказе. Нальчик, 1999. Гарданое В. К. Общественный строй адыгских народов. М., 1967. С. 110. Интериано Джорджио. Быт и страна зихов// АБКИЕА. Нальчик,1974. Клапрот. Генрих-Юлиус, Путешествие по Кавказу и Грузии// АБКИЕА. Нальчик, 1974. Коков Дж. Н. и Кокова Л. Дж. Кабардино-черкесские фамилии. Нальчик, 1993. Мамбетов Г. X. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик,1997. Монпере Фредерик Дюбуа. Путешествие по Кавказу//АБКИЕА. Нальчик, 1974. Нарты. М., 1957. Пейсонель М. Исследование торговли на черкесско-абхазском берегу Черного моря в 1750-1762 гг. МИТК «Возрождение», 1999. Пушкин А. С. Сочинения, В 3 т. М., 1986. Т. 2. Сабанчиев Х.-М.А. Пореформенная Балкария в отечественной историографии. Нальчик, 1989. Фонвилъ. Последний год войны Черкесии за независимость 1863-1864. Нальчик,1999. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978. ЯхтаниговХ. X. Экспонаты повествуют. Нальчик, 1984.
Глава 4
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.79.146 (0.013 с.) |