Новое в традиционных свадебных обрядах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новое в традиционных свадебных обрядах



У адыгов и балкарцев до настоящего времени сохра­нились многие свадебные обряды. Тем не менее, как было отмечено выше, появилось в этих обрядах и много нового. Как и прежде, бытуют почти все брачные запреты, кото­рые имели место в прошлом. В частности, в насто-ящее время при заключении брака соблюдается строгая экзо­гамия, т. е. запрещены браки между родственниками по отцовской и материнской линиям до седьмого колена. По-прежнему запрещены браки при молочном родстве.

В настоящее время при брачном выборе во многих случаях негласно учитывается сословная принадлежность: состоятельные семьи стараются породниться с себе по­добными. При этом многие родители не обращают вни­мания на желание своих детей. Да и сами молодые люди зачастую не чужды холодного расчета при брачном вы­боре. Небезынтересными, на наш взгляд, будут данные, полученные в результате социологических исследований, которые были проведены нами в 2001 г. среди студентов первых и вторых курсов Кабардино-Балкарского гоеуни- верситета. Так, на вопрос: «Учитывать ли мнение роди­телей и ближайших родственников при выборе невесты или жениха?» - из 500 опрошенных положительно отве­тили на данный вопрос 75,2 %, отрицательно - 24 % и 0,8 % затруднились ответить. Эти данные свидетельству­ют о том, что в настоящее время немало молодых людей предпочитают самостоятельно решать вопрос брачного выбора. А в ответе на вопрос: «Кому должна принадле­жать инициатива знакомства между девушкой и юно­шей?» респонденты распределились следующим обра­зом: инициатива должна принадлежать юноше - 94,9 %; остальные 5,1 % указали, что инициатива должна исхо­дить от девушки. Если в прошлом молодой человек по обычаю не мог прямо сказать о своем желании жениться родителям и сообщал об этом через своего друга или родственника, то теперь этот обычай часто нарушается, и молодой человек говорит об этом сам. Если в прошлом калым был обязательным условием заключения брака, теперь он не обязателен. Часто сами родители невесты отказываются от получения калыма, считая это оскорб­лением их достоииства, а в Зольском районе КБР ка­лым вообще упразднен.

В прошлом свадебным нарядом невесты служило национальное платье. Теперь чаще всего она одета в бе­лое европейское платье. Раньше, забрав невесту из роди­тельского дома, ее на время помещали в «чужой дом», т. е. в дом родственников или друзей жениха. В насто­ящее время ее везут прямо в дом родителей жениха. В том же доме, т. е. у родителей жениха, собираются все его родственники, друзья, соседи, ожидающие возвраще­ния свадебного поезда. По его возвращении невесту по­мещают в специально приготовленную для молодоженов комнату, которая, как и прежде, называется «лэгъунэ», «отоу».

При заключении брака умыканием свадебные обря­ды немного отличаются от обрядов, исполняемых при за­ключении брака по сговору сторон. Когда девушку по­хищают, ее могут на время поместить у кого-либо из дру­зей или родственников жениха. О том, что девушку украли, родственники жениха дают знать в тот же вечер родителям невесты. Поручается это сделать, как прави­ло, наиболее уважаемым, авторитетным людям из бли­жайших родственников жениха. Получив это известие, родители невесты посылают к ней кого-либо из близких родственников (обычно 2-3 человека). Прибыв к ней, они спрашивают, согласна ли она остаться или нет. Если де­вушка не согласна и ее действительно увезли насильно, ее забирают с собой и уезжают. В случае ее согласия - оставляют. Здесь следует отметить, что в прошлом похи­щенная девушка считалась опозоренной и не было пер­спективы выйти замуж за другого, и часто родители были просто вынуждены оставлять ее у похитителя.

В настоящее время отношение к похищенной девуш­ке в корне изменилось. Она уже больше не считается опозоренной и свободно может выйти замуж за другого, правда, если между похитителем и девушкой не было никаких интимных отношений. Именно поэтому роди­тели жениха посылают к родным девушки оповестить о случившимся в тот же вечер. В случае согласия девуш­ки ее оставляют, и через несколько дней родственники жениха опять едут в дом невесты, чтобы договориться о дне свадьбы. В прошлом, прежде чем забрать невесту в дом родителей жениха, нужно было обязательно заклю­чить мусульманский брак. Чаще всего он заключался в доме родителей невесты (в случаях брака по сговору), а при заключении брака по умыканию ~ заключался в доме, где была помещена невеста («чужой дом»-).

В настоящее время этот обычай не соблюдается и при браке по сговору, и при браке умыканием. До заключе­ния мусульманского брака чаще всего заключается граж­данский брак. А некоторые в тот же вечер, когда привез­ли невесту, заключают мусульманский брак, но позже - и гражданский. Для заключения мусульманского брака родители невесты посылают к родителям жениха род­ственников и близких друзей семьи - мужчин. Этот об­ряд называется «нэчыхьытх». Причем количество по­сылаемых людей не ограничено, но и слишком большое их число также не одобряется. По прибытии в дом роди­телей жениха гостей рассаживают по комнатам с уче­том их возраста. С ними садятся за стол и родственники жениха - «хэгъэрей». Из числа гостей выбираются два человека, которым поручается пойти к невесте, разу­знать, всем ли она довольна, и попросить показать им свидетельство о заключении брака. Вернувшись к стар­шим, они докладывают обо всем, показывают брачное сви­детельство или подтверждают его наличие в доме жени­ха. После этого приступают к заключению мусульман­ского брака, если он не заключен в тот же вечер, когда невесту привезли.

Для этой церемонии приглашается мулла. Выбира­ются два свидетеля: один со стороны жениха, другой со стороны невесты. Затем мулла, заключающий брак, пра­вой рукой обхватывает соединенные пальцы свидетелей и поочередно трижды задает вопрос: «По велению Бо­жьему множить род человеческий и по установленному для этого закону пророком нашим Мухаммедом такую- то дочь такого-то отца отдаешь в замужество такому-то сыну такого-то?» Свидетель со стороны жениха отвеча­ет: «Взята». Обряд регистрации мусульманского брака на этом завершается. В перерывах между застольем, го­стям устраивают танцы, стараются окружить их внима­нием и почетом. Когда же пиршество подходит к концу, родители жениха и самые близкие его родственники за­ходят в комнату, где находятся старшие. В руках у во­шедших должен быть поднос с угощением. Они знако­мятся с родственниками невесты, по этому случаю про­износятся тосты, благопожелания. Затем родители и родственники жениха, вошедшие с ними, уходят из ком­наты гостей. После всего этого тамада за столом произ­носит тост и завершает торжество. Гостям в дорогу пре­подносят различные кушанья, живого барана, соответству­ющие напитки. Родственники невесты на второй день пос­ле заключения мусульманского брака собираются опять у родителей невесты, чтобы отведать полученное накану­не угощение.

Одним из новшеств в традиционной свадебной об­рядности является так называемый щыгъынхьыж. Суть его заключается в следующем: родители невесты до бра­косочетания посылают к родителям жениха родствен­ниц, которые отвозят личные вещи, одежду невесты, подарки близким родственникам жениха. Гостей встре­чают со всеми почестями, для них накрывают стол, устраивают танцы и т. д. Затем две наиболее авторитет­ные женщины из числа гостей отправляются к старшим женщинам - родственницам жениха. Там они с при­страстием демонстрируют личные вещи, одежду невес­ты, подарки и говорят, кому из родственников жениха какой адресован. После того как женщины-родственни­цы невесты завершают свою миссию, они возвращаются домой.

Все эти обряды обязательно исполняются при любой форме заключения брака: и при браке умыканием, и при браке по сговору. Но следует отметить, что обряд «щы­гъынхьыж» соблюдается не на всей территории респуб­лики. Например, в Малой Кабарде такого обряда нет. Там личные вещи, одежду невесты и подарки родствен­никам жениха отвозят мужчины, которые едут заклю­чать мусульманский брак. Наряду с новыми элементами в традиционных свадебных обрядах сохранены и старые (ввод невесты в дом жениха, обряд примирения ново­брачного с родными и др.), но и они претерпели значи­тельные изменения, многие из них упрощены, как, ска­жем, обряд «ввода невесты в большой дом». Для того что­бы осуществить этот обряд, невесту теперь уводят к соседям или в дом, находящийся в том же дворе родите­лей жениха, и оттуда вводят в большой дом. Правда, как и прежде, это сопровождается свадебной песней «уэреда- да». Невесту ведут под руку; голова ее под покрывалом. Невесту вводят в комнату, где собираются старшие жен­щины, свекровь, другие родственницы, приподнимающие покрывало, чтобы присутствующие могли видеть ее лицо. Затем все женщины поочередно подходят к ней, ей их представляют. Одним из нововведений в этом обряде у кабардинцев является то, что, когда свекровь подходит к невесте, их привязывают одну к другой. Присутству­ющие женщины требуют выкуп с родственников жени­ха и, когда получают его, они разъединяют связанных. Тут же друзья жениха устраивают танцы, причем при­глашают тех жещцнн, которые должны «заплатить» за танец. Плата за танец называется «къафэбжьэ» (кафа и «бжьэ» - выпивка).

После этого невесту заводят в ее комнату. Что же касается обряда «примирения новобрачных с родными», то он также претерпел изменения. Одно из существен­ных изменений, которое, казалось бы, должно было силь­но повлиять на обряд,- «возвращение жениха» - состо­ит в том, что сейчас, как правило, во время свадьбы же­них не покидает родительского дома, он лишь формально избегает старших семьи и рода. Тем не менее и сейчас обряд «возвращение жениха» на адыгской свадьбе счи­тается почти обязательным. Теперь жениха на время, обыч­но пока не пройдет обряд «унэишэ», отправляют к одно­му из соседей. Элементы Традиционной свадьбы медлен­но, но неуклонно изживаются в процессе переустройства семейного быта. Многие обычаи избегания ушли в про­шлое. Например, новобрачные раньше не имели права появляться вместе в обществе, а сейчас это не соблюдает­ся, как и многое другое. С 70-х гг. XX столетия начали входить в обыкновение так называемые двойные свадьбы. Речь идет о том, что через несколько дней или на следующий день после тра­диционной свадьбы (заключения брака), в доме родите­лей новобрачного устраивается празднество для молоде­жи как со стороны жениха, так и со стороны невесты. На нем теперь присутствуют сами молодожены. «Вто­рая свадьба», в которой участвуют и новобрачные, одобря­ется ныне и старшим поколением. По установившемуся обычаю в ходе такой свадьбы молодежь отправляет своих представителей для приветствия и поздравления к роди­телям жениха, которые брали на себя все заботы о моло­дежи. В свою очередь родители жениха наносят ответ­ный визит молодежи. В наши дни на «второй свадьбе» музыка, танцы нередко бывают современными - евро­пейскими. На «второй свадьбе», в отличие от традицион­ной, юноши и девушки сидят за одним столом. За пос­ледние годы изменилось отношения людей, в том числе и молодежи, к формам проведения свадебных обрядов. В частности, в обряде бракосочетания появились новые эле­менты. Об этом красноречиво свидетельствуют резуль­таты социологических исследований, которые проведе­ны среди студентов 1-2 курсов Кабардино-Балкарского госуниверситета. Так, например, только 5 % респонден­тов согласны провести бракосочетание по старинному обы­чаю, а 72,1 % указали, что хотели бы устроить свадьбу в сочетании старых обычаев с новыми формами.

Небезынтересные данные получены по вопросу: «Хо­тите ли вы жить с родителями после создания семьи?» Отрицательно ответили на этот вопрос 73,4 % респон­дентов и только 21,5 % изъявили желание жить со свои­ми родителями. В современной свадьбе появились эле­менты, которые ранее не имели места. Например, за пос­ледние годы получил широкое распространение обычай проведения своеобразных аукционов. Суть его состоит в следующем: по завершении обрядов «вводе невесты в большой дом» и «примирение жениха с родными», моло­дежь собирается в одной комнате, где для нее накрыт стол. Причем за столом юноши и девушки сидят вме­сте. К этому времени молодые родственницы и соседки жениха наряжают кукол, другие игрушки, а иногда даже живого ягненка. Для украшения используются всевоз­можные предметы и материалы (отрез ткани, платки, духи, конфеты и т. д.). Каждая девушка, используя свою фан­тазию, старается нарядить свою куклу поярче и со вку­сом, чтобы она выделялась среди других. И вот наступа­ет момент, когда девушек с их куклами созывают в ком­нату, где сидит молодежь. Они становятся вдоль стены так, чтобы все видели их самих и их «произведения *. Тамада молодежного стола громко объявляет имя и фа­милию первой девушки, говорит, кем она доводится же­ниху, затем берет из ее рук наряженную куклу и кра­сочно, в шутливой форме расписывает ее достоинства. Кто-нибудь из сидящих за столом называет начальную цену куклы, и ведущий начинает еще более расхвали­вать игрушку. Цена возрастает с поразительной быстро­той и, наконец, назвавший самую высокую, передает день­ги и получает куклу. Как правило, обладатель куклы тут же вручает ее понравившейся ему девушке из сидящих за столом. Затем наступает очередь второй, третьей и т. д. «Аукцион» сопровождается песнями, плясками и т. п. Часть денег, вырученных на «аукционе», остается в доме жениха в качестве подарка, оставшуюся тратят на кушанья, выпивку, и на другой день друзья и родствен­ники жениха собираются вместе и веселятся.

За последние годы широкое распространение полу­чила так называемая смешанная свадьба. Суть ее состо­ит в том, что по предварительной договоренности сто­роны жениха и невесты собираются на «нейтральной территории» (ресторан, кафе или другое общественное помещение) и там справляют свадьбу. В этот же день происходит регистрация в ЗАГСе и обмен кольцами, пос­ле чего молодежь садится за свой стол, старшие - отдель­но, но в одном здании, и отмечают свадьбу. Здесь род­ственники жениха и невесты знакомятся, родители не­весты знакомятся со своим зятем и т. д. Словом - все элементы свадьбы в один день. Правда, до этого заклю­чается мусульманский брак.

Время, постоянные контакты адыгов и балкарцев с другими народами привнесли много нового в их культу­ру. Это объективный процесс. Диалог культур - это их взаимовлияние, взаимообогащение. Главное - не рассо­риться в этом диалоге, сохранить в каждой культуре су­губо «национальное», которое «работает» на сегодняш­ний день, на сближение народов, на человеколюбие, кото­рое призывает к добру и терпимости друг к другу.

Свадебные обряды, как важнейшая составная часть культуры каждого народа, являются одним из главных рычагов этого культурного диалога.

Бларамберг Иоганн. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992.

Бромевский Семен. Новейшие географические и историче­ские известия о Кавказе. Нальчик, 1999.

Гарданов В. К. Общественный строй адыгских народов (XVIII - первая половина XIX в.) М., 1967.

Цуманов X. М. Социальная структура кабардинцев в нормах адата. Нальчик, 1990.

Косвен. Семейная община и патронимия. М., 1963.

Кудаев М. Ч. Карачаево-балкарский свадебный обряд. Нальчик, 1988.

Культура адыгов (По свидетельствам европейских авторов)/ Сост. X. М. Казанов. Нальчик, 1993.

Ланге Б. А Валкария и балкарцы// Кавказ. 1903. № 301.

Лапинский Теофил. Горцы Кавказа и их освободительная борь­ба против русских. Нальчик. Т. 1, 2.

Лонгвортп Дж. А. Год среди черкесов// АБКИЕА. Нальчик, 1974.

Люлье Л. Я. Черкесия. Историко-этнографические статьи. Краснодар, 1997.

Мамбетов Г. X. Традиционная культура кабардинцев и бал­карцев. Нальчик, 1997.

Мариньи Жак-Виктор-Эдуард Тебу де. Путешествие в Чер­кесию// АБКИЕА. Нальчик, 1974.

Мафедзев Сараби. Адыги. Нальчик, 2000.

Миллер Б. В. Карачае-этнографическое обозрение. 1899. №1, 2.

Монпере Фредерик Дюбуа де. Путешествие по Кавказу, к чер­кесам и абхазцам, в Колхидию, Грузию, Армению и Крым// АБКИЕА. Нальчик, 1974.

Муеукаев А. И. и Цершиц А И. Народные традиции кабар­динцев и балкарцев. Нальчик, 1992.

Нарты. М., 1957.

Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и бал­карцев. Нальчик,1986.

Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа. Нальчик, 1958.

Паллас Пьер Симон. Заметки о путешествиях в южные наме­стничества Российского государства в 1793-м и 1794 г.// АБКИЕА. Нальчик, 1974.

Мамхегова Раиса. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993.

Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кав­каза. Вторая половина XIX-XX в. М., 1983.

Тепцов В. Я. По истокам Кубани и Терека// Сборник мате­риалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1892. Вып. 19.

Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978.

Шикова Т. Г. Об условиях и формах заключения брака у ка­бардинцев в дореволюционном прошлом// Ученые записки КЕНИИ. Т. 16. С. 131.


Глава 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.024 с.)