Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новое в традиционных свадебных обрядахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
У адыгов и балкарцев до настоящего времени сохранились многие свадебные обряды. Тем не менее, как было отмечено выше, появилось в этих обрядах и много нового. Как и прежде, бытуют почти все брачные запреты, которые имели место в прошлом. В частности, в насто-ящее время при заключении брака соблюдается строгая экзогамия, т. е. запрещены браки между родственниками по отцовской и материнской линиям до седьмого колена. По-прежнему запрещены браки при молочном родстве. В настоящее время при брачном выборе во многих случаях негласно учитывается сословная принадлежность: состоятельные семьи стараются породниться с себе подобными. При этом многие родители не обращают внимания на желание своих детей. Да и сами молодые люди зачастую не чужды холодного расчета при брачном выборе. Небезынтересными, на наш взгляд, будут данные, полученные в результате социологических исследований, которые были проведены нами в 2001 г. среди студентов первых и вторых курсов Кабардино-Балкарского гоеуни- верситета. Так, на вопрос: «Учитывать ли мнение родителей и ближайших родственников при выборе невесты или жениха?» - из 500 опрошенных положительно ответили на данный вопрос 75,2 %, отрицательно - 24 % и 0,8 % затруднились ответить. Эти данные свидетельствуют о том, что в настоящее время немало молодых людей предпочитают самостоятельно решать вопрос брачного выбора. А в ответе на вопрос: «Кому должна принадлежать инициатива знакомства между девушкой и юношей?» респонденты распределились следующим образом: инициатива должна принадлежать юноше - 94,9 %; остальные 5,1 % указали, что инициатива должна исходить от девушки. Если в прошлом молодой человек по обычаю не мог прямо сказать о своем желании жениться родителям и сообщал об этом через своего друга или родственника, то теперь этот обычай часто нарушается, и молодой человек говорит об этом сам. Если в прошлом калым был обязательным условием заключения брака, теперь он не обязателен. Часто сами родители невесты отказываются от получения калыма, считая это оскорблением их достоииства, а в Зольском районе КБР калым вообще упразднен. В прошлом свадебным нарядом невесты служило национальное платье. Теперь чаще всего она одета в белое европейское платье. Раньше, забрав невесту из родительского дома, ее на время помещали в «чужой дом», т. е. в дом родственников или друзей жениха. В настоящее время ее везут прямо в дом родителей жениха. В том же доме, т. е. у родителей жениха, собираются все его родственники, друзья, соседи, ожидающие возвращения свадебного поезда. По его возвращении невесту помещают в специально приготовленную для молодоженов комнату, которая, как и прежде, называется «лэгъунэ», «отоу». При заключении брака умыканием свадебные обряды немного отличаются от обрядов, исполняемых при заключении брака по сговору сторон. Когда девушку похищают, ее могут на время поместить у кого-либо из друзей или родственников жениха. О том, что девушку украли, родственники жениха дают знать в тот же вечер родителям невесты. Поручается это сделать, как правило, наиболее уважаемым, авторитетным людям из ближайших родственников жениха. Получив это известие, родители невесты посылают к ней кого-либо из близких родственников (обычно 2-3 человека). Прибыв к ней, они спрашивают, согласна ли она остаться или нет. Если девушка не согласна и ее действительно увезли насильно, ее забирают с собой и уезжают. В случае ее согласия - оставляют. Здесь следует отметить, что в прошлом похищенная девушка считалась опозоренной и не было перспективы выйти замуж за другого, и часто родители были просто вынуждены оставлять ее у похитителя. В настоящее время отношение к похищенной девушке в корне изменилось. Она уже больше не считается опозоренной и свободно может выйти замуж за другого, правда, если между похитителем и девушкой не было никаких интимных отношений. Именно поэтому родители жениха посылают к родным девушки оповестить о случившимся в тот же вечер. В случае согласия девушки ее оставляют, и через несколько дней родственники жениха опять едут в дом невесты, чтобы договориться о дне свадьбы. В прошлом, прежде чем забрать невесту в дом родителей жениха, нужно было обязательно заключить мусульманский брак. Чаще всего он заключался в доме родителей невесты (в случаях брака по сговору), а при заключении брака по умыканию ~ заключался в доме, где была помещена невеста («чужой дом»-). В настоящее время этот обычай не соблюдается и при браке по сговору, и при браке умыканием. До заключения мусульманского брака чаще всего заключается гражданский брак. А некоторые в тот же вечер, когда привезли невесту, заключают мусульманский брак, но позже - и гражданский. Для заключения мусульманского брака родители невесты посылают к родителям жениха родственников и близких друзей семьи - мужчин. Этот обряд называется «нэчыхьытх». Причем количество посылаемых людей не ограничено, но и слишком большое их число также не одобряется. По прибытии в дом родителей жениха гостей рассаживают по комнатам с учетом их возраста. С ними садятся за стол и родственники жениха - «хэгъэрей». Из числа гостей выбираются два человека, которым поручается пойти к невесте, разузнать, всем ли она довольна, и попросить показать им свидетельство о заключении брака. Вернувшись к старшим, они докладывают обо всем, показывают брачное свидетельство или подтверждают его наличие в доме жениха. После этого приступают к заключению мусульманского брака, если он не заключен в тот же вечер, когда невесту привезли. Для этой церемонии приглашается мулла. Выбираются два свидетеля: один со стороны жениха, другой со стороны невесты. Затем мулла, заключающий брак, правой рукой обхватывает соединенные пальцы свидетелей и поочередно трижды задает вопрос: «По велению Божьему множить род человеческий и по установленному для этого закону пророком нашим Мухаммедом такую- то дочь такого-то отца отдаешь в замужество такому-то сыну такого-то?» Свидетель со стороны жениха отвечает: «Взята». Обряд регистрации мусульманского брака на этом завершается. В перерывах между застольем, гостям устраивают танцы, стараются окружить их вниманием и почетом. Когда же пиршество подходит к концу, родители жениха и самые близкие его родственники заходят в комнату, где находятся старшие. В руках у вошедших должен быть поднос с угощением. Они знакомятся с родственниками невесты, по этому случаю произносятся тосты, благопожелания. Затем родители и родственники жениха, вошедшие с ними, уходят из комнаты гостей. После всего этого тамада за столом произносит тост и завершает торжество. Гостям в дорогу преподносят различные кушанья, живого барана, соответствующие напитки. Родственники невесты на второй день после заключения мусульманского брака собираются опять у родителей невесты, чтобы отведать полученное накануне угощение. Одним из новшеств в традиционной свадебной обрядности является так называемый щыгъынхьыж. Суть его заключается в следующем: родители невесты до бракосочетания посылают к родителям жениха родственниц, которые отвозят личные вещи, одежду невесты, подарки близким родственникам жениха. Гостей встречают со всеми почестями, для них накрывают стол, устраивают танцы и т. д. Затем две наиболее авторитетные женщины из числа гостей отправляются к старшим женщинам - родственницам жениха. Там они с пристрастием демонстрируют личные вещи, одежду невесты, подарки и говорят, кому из родственников жениха какой адресован. После того как женщины-родственницы невесты завершают свою миссию, они возвращаются домой. Все эти обряды обязательно исполняются при любой форме заключения брака: и при браке умыканием, и при браке по сговору. Но следует отметить, что обряд «щыгъынхьыж» соблюдается не на всей территории республики. Например, в Малой Кабарде такого обряда нет. Там личные вещи, одежду невесты и подарки родственникам жениха отвозят мужчины, которые едут заключать мусульманский брак. Наряду с новыми элементами в традиционных свадебных обрядах сохранены и старые (ввод невесты в дом жениха, обряд примирения новобрачного с родными и др.), но и они претерпели значительные изменения, многие из них упрощены, как, скажем, обряд «ввода невесты в большой дом». Для того чтобы осуществить этот обряд, невесту теперь уводят к соседям или в дом, находящийся в том же дворе родителей жениха, и оттуда вводят в большой дом. Правда, как и прежде, это сопровождается свадебной песней «уэреда- да». Невесту ведут под руку; голова ее под покрывалом. Невесту вводят в комнату, где собираются старшие женщины, свекровь, другие родственницы, приподнимающие покрывало, чтобы присутствующие могли видеть ее лицо. Затем все женщины поочередно подходят к ней, ей их представляют. Одним из нововведений в этом обряде у кабардинцев является то, что, когда свекровь подходит к невесте, их привязывают одну к другой. Присутствующие женщины требуют выкуп с родственников жениха и, когда получают его, они разъединяют связанных. Тут же друзья жениха устраивают танцы, причем приглашают тех жещцнн, которые должны «заплатить» за танец. Плата за танец называется «къафэбжьэ» (кафа и «бжьэ» - выпивка). После этого невесту заводят в ее комнату. Что же касается обряда «примирения новобрачных с родными», то он также претерпел изменения. Одно из существенных изменений, которое, казалось бы, должно было сильно повлиять на обряд,- «возвращение жениха» - состоит в том, что сейчас, как правило, во время свадьбы жених не покидает родительского дома, он лишь формально избегает старших семьи и рода. Тем не менее и сейчас обряд «возвращение жениха» на адыгской свадьбе считается почти обязательным. Теперь жениха на время, обычно пока не пройдет обряд «унэишэ», отправляют к одному из соседей. Элементы Традиционной свадьбы медленно, но неуклонно изживаются в процессе переустройства семейного быта. Многие обычаи избегания ушли в прошлое. Например, новобрачные раньше не имели права появляться вместе в обществе, а сейчас это не соблюдается, как и многое другое. С 70-х гг. XX столетия начали входить в обыкновение так называемые двойные свадьбы. Речь идет о том, что через несколько дней или на следующий день после традиционной свадьбы (заключения брака), в доме родителей новобрачного устраивается празднество для молодежи как со стороны жениха, так и со стороны невесты. На нем теперь присутствуют сами молодожены. «Вторая свадьба», в которой участвуют и новобрачные, одобряется ныне и старшим поколением. По установившемуся обычаю в ходе такой свадьбы молодежь отправляет своих представителей для приветствия и поздравления к родителям жениха, которые брали на себя все заботы о молодежи. В свою очередь родители жениха наносят ответный визит молодежи. В наши дни на «второй свадьбе» музыка, танцы нередко бывают современными - европейскими. На «второй свадьбе», в отличие от традиционной, юноши и девушки сидят за одним столом. За последние годы изменилось отношения людей, в том числе и молодежи, к формам проведения свадебных обрядов. В частности, в обряде бракосочетания появились новые элементы. Об этом красноречиво свидетельствуют результаты социологических исследований, которые проведены среди студентов 1-2 курсов Кабардино-Балкарского госуниверситета. Так, например, только 5 % респондентов согласны провести бракосочетание по старинному обычаю, а 72,1 % указали, что хотели бы устроить свадьбу в сочетании старых обычаев с новыми формами. Небезынтересные данные получены по вопросу: «Хотите ли вы жить с родителями после создания семьи?» Отрицательно ответили на этот вопрос 73,4 % респондентов и только 21,5 % изъявили желание жить со своими родителями. В современной свадьбе появились элементы, которые ранее не имели места. Например, за последние годы получил широкое распространение обычай проведения своеобразных аукционов. Суть его состоит в следующем: по завершении обрядов «вводе невесты в большой дом» и «примирение жениха с родными», молодежь собирается в одной комнате, где для нее накрыт стол. Причем за столом юноши и девушки сидят вместе. К этому времени молодые родственницы и соседки жениха наряжают кукол, другие игрушки, а иногда даже живого ягненка. Для украшения используются всевозможные предметы и материалы (отрез ткани, платки, духи, конфеты и т. д.). Каждая девушка, используя свою фантазию, старается нарядить свою куклу поярче и со вкусом, чтобы она выделялась среди других. И вот наступает момент, когда девушек с их куклами созывают в комнату, где сидит молодежь. Они становятся вдоль стены так, чтобы все видели их самих и их «произведения *. Тамада молодежного стола громко объявляет имя и фамилию первой девушки, говорит, кем она доводится жениху, затем берет из ее рук наряженную куклу и красочно, в шутливой форме расписывает ее достоинства. Кто-нибудь из сидящих за столом называет начальную цену куклы, и ведущий начинает еще более расхваливать игрушку. Цена возрастает с поразительной быстротой и, наконец, назвавший самую высокую, передает деньги и получает куклу. Как правило, обладатель куклы тут же вручает ее понравившейся ему девушке из сидящих за столом. Затем наступает очередь второй, третьей и т. д. «Аукцион» сопровождается песнями, плясками и т. п. Часть денег, вырученных на «аукционе», остается в доме жениха в качестве подарка, оставшуюся тратят на кушанья, выпивку, и на другой день друзья и родственники жениха собираются вместе и веселятся. За последние годы широкое распространение получила так называемая смешанная свадьба. Суть ее состоит в том, что по предварительной договоренности стороны жениха и невесты собираются на «нейтральной территории» (ресторан, кафе или другое общественное помещение) и там справляют свадьбу. В этот же день происходит регистрация в ЗАГСе и обмен кольцами, после чего молодежь садится за свой стол, старшие - отдельно, но в одном здании, и отмечают свадьбу. Здесь родственники жениха и невесты знакомятся, родители невесты знакомятся со своим зятем и т. д. Словом - все элементы свадьбы в один день. Правда, до этого заключается мусульманский брак. Время, постоянные контакты адыгов и балкарцев с другими народами привнесли много нового в их культуру. Это объективный процесс. Диалог культур - это их взаимовлияние, взаимообогащение. Главное - не рассориться в этом диалоге, сохранить в каждой культуре сугубо «национальное», которое «работает» на сегодняшний день, на сближение народов, на человеколюбие, которое призывает к добру и терпимости друг к другу. Свадебные обряды, как важнейшая составная часть культуры каждого народа, являются одним из главных рычагов этого культурного диалога. Бларамберг Иоганн. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992. Бромевский Семен. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Нальчик, 1999. Гарданов В. К. Общественный строй адыгских народов (XVIII - первая половина XIX в.) М., 1967. Цуманов X. М. Социальная структура кабардинцев в нормах адата. Нальчик, 1990. Косвен. Семейная община и патронимия. М., 1963. Кудаев М. Ч. Карачаево-балкарский свадебный обряд. Нальчик, 1988. Культура адыгов (По свидетельствам европейских авторов)/ Сост. X. М. Казанов. Нальчик, 1993. Ланге Б. А Валкария и балкарцы// Кавказ. 1903. № 301. Лапинский Теофил. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Нальчик. Т. 1, 2. Лонгвортп Дж. А. Год среди черкесов// АБКИЕА. Нальчик, 1974. Люлье Л. Я. Черкесия. Историко-этнографические статьи. Краснодар, 1997. Мамбетов Г. X. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1997. Мариньи Жак-Виктор-Эдуард Тебу де. Путешествие в Черкесию// АБКИЕА. Нальчик, 1974. Мафедзев Сараби. Адыги. Нальчик, 2000. Миллер Б. В. Карачае-этнографическое обозрение. 1899. №1, 2. Монпере Фредерик Дюбуа де. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазцам, в Колхидию, Грузию, Армению и Крым// АБКИЕА. Нальчик, 1974. Муеукаев А. И. и Цершиц А И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992. Нарты. М., 1957. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев. Нальчик,1986. Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа. Нальчик, 1958. Паллас Пьер Симон. Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства в 1793-м и 1794 г.// АБКИЕА. Нальчик, 1974. Мамхегова Раиса. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993. Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. Вторая половина XIX-XX в. М., 1983. Тепцов В. Я. По истокам Кубани и Терека// Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1892. Вып. 19. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978. Шикова Т. Г. Об условиях и формах заключения брака у кабардинцев в дореволюционном прошлом// Ученые записки КЕНИИ. Т. 16. С. 131. Глава 7
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.247 (0.013 с.) |