Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гостеприимство адыгов и балкарцевСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы показали, какое место занимали в воспитании подрастающего поколения такие традиционные общественные институты, как аталычество, наездничество, которые действовали на протяжении веков при определенной социальной организации общества. Эти институты, имеющие многовековую историю, видоизменялись в зависимости от изменений социально-экономических условий. Именно в условиях феодальных отношений они достигли своего наивысшего расцвета, стали обслуживать исключительно интересы феодалов - князей и дворян. Именно интересам военно-феодальной знати, ее подрастающего поколения была подчинена вся система воспитания, которая осуществлялась посредством институтов аталычества и наездничества. Система воспитания, как одна из важнейших составных частей культуры любого народа, всегда была подчинена социальным условиям, при которых она осуществлялась. И в условиях отсутствия «высокой», т. е. профессиональной культуры и сети учебных заведений или системы образования, исключительно огромную роль играли в воспитании подрастающего поколения любого народа те традиционные общественные институты, которые обеспечивали этот процесс. В данном случае такую важную функцию у адыгов на протяжении тысячелетий выполняли институты аталычества и наездничества. Однако, кроме них, в адыгском и балкарском обществах были и другие традиционные общественные институты, которые накладывали свой определенный отпечаток на образ жизни адыгов и балкарцев, на культуру в целом. К таким традиционным общественным институтам относятся: адыгская хаса (сословно-представительное собрание), гостеприимство, куначество, покровительство, адыгские «братства», джегуак1уэ, абречеетво, кровная месть, усыновление. Раскрыть сущность традиционной культуры адыгов и балкарцев невозможно без изучения самих традиционных общественных институтов, на которых она базировалась, ибо эти институты отражали образ жизни народа, общественные отношения, при которых они существовали. Общественные отношения, в свою очередь, всегда зависели от уровня социально-экономической жизни каждого этапа исторического развития народа. Более конкретно образ жизни, образ мышления, поведение народа проявлялись именно через эти традиционные общественные институты. Если исходить из того положения, что образ жизни народа является «выражением достигнутого уровня культуры»[244], то общественные институты и культура находятся всегда в тесной диалектической взаимосвязи. Через эти институты регулировались взаимоотношения людей, вырабатывались стандарты мышления народа. Но внимательный анализ функционирования этих традиционных общественных институтов на протяжении их многовековой истории позволяет сделать вывод, что они обслуживали преимущественно интересы состоятельных слоев общества. Это можно увидеть наглядно при изучении феодализма адыгского общества. Например, в условиях его перехода от родового, бесклассового общества к феодальному традиционные институты стали на службу тех слоев общества, которые из родовых старейшин и военных предводителей превратились в привилегированное сословие, не занимавшееся производительным физическим трудом. Именно из этого сословия адыгов постепенно складывается особый класс, класс профессиональных воинов. Привилегированные сословия феодального адыгского общества составляли: князья («пщы») и дворяне («уэркъ*-) трех или четырех степеней - у «аристократических» племен и дворяне двух степеней - у «демократических» племен[245]. Из анализа феодальной Черкесии видно, что образ жизни этих привилегированных сословий существенно отличался от образа жизни трудового крестьянства и подневольных членов общества. При таком соотношении статуса этих разных слоев общества главными «участниками» регулирования традиционных общественных институтов были князья и.дворяне. Именно они оказывали самое существенное влияние на деятельность общественных институтов. Значит, традиционная культура, основанная на их системе была прежде всего культурой привилегированных слоев общества. Другими словами, основными носителями культуры любого народа всегда являлось высшее сословие народа. А уделом трудового крестьянства был изнурительный ежедневный физический труд. Исходя из этого положения, мы имеем основание предположить, что «малая» культура трудового народа - примитивная, малоэффективная, более грубая. Поэтому не случайно на базе адыгского этикета возник особый - этикет дворянский. Именно он соблюдал все нюансы адыгского этикета, но с учетом социального статуса его носителей. Значительную часть времени князья и дворяне проводили в гостях, походах, на охоте, в состязаниях, в набегах, были заняты общественными делами и т. д. А общественные институты функционировали через эти занятия. Поэтому они выражали интересы тех слоев общества,которые были главными «участниками» всех институтов. Начнем с одного из самых древних и значительных традиционных институтов адыгов и балкарцев - института гостеприимства. Традиционное гостеприимство не только общественный институт, но я прежде всего часть традиционной культуры, даже сама культура народа.' Через гостеприимство народ всегда проявляет свой образ жизни, образ мышления. Гостеприимство показатель не только уровня экономической жизни народа, но и прежде всего его воспитание и знания этикета. Через него опосредованно народ показывает свое отношение к чужому человеку, проявляя заботу о его благополучии и безопасности. Гостеприимство - это особая форма международной.дипломатии, образец особенностей характера и нравственности народа. Адыгское и балкарское гостеприимство, как и другие общественные институты, имеет древние традиции и его содержание всегда соответствовало тем социально- экономическим условиям общества, при которых оно функционировало. Уникальность и неповторимость горского гостеприимства вообще, адыгского и балкарского, в частности, заключается в том, что важнейшие его принципы чуть ли не по пунктам совпадают с требованиями дипломатии всех времен и народов. Особенно много сходного мы находим между древнейшими формами международных связей античной Греции и адыгским традиционным гостеприимством. Мы знаем, что в своем историческом развитии древняя Греция, или Эллада, прошла ряд сменивших друг друга общественных укладов- В ранний период эллинской истории (XII-VHI вв. до н. э.), в условиях складывающегося рабовладельческого государства еще сохранялся родовой строй. Для последующего времени греческой истории (VIII-IV вв. До н. э.) характерным типом политического образования явились города-государства, по-гречески «полисы». Между этими самостоятельными мирками возникали самые разнообразные формы международных связей и международного права. Одной из древнейших таких связей и правовых норм в Древней Греции была проксения, т. е. гостеприимство. Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Житель какого-нибудь города (проксен) оказывал услуги и принимал как частных граждан, так и. лоеяов"из другого города и брал на себя защиту интересов данного города и нравственное обязательство быть посредником между ним и властями своего родного полиса. В свою очередь, в том полнее, с которым был связан, он пользовался известными преимуществами по сравнению с другими иностранцами в отношении торговли, налогов, суда и всякого рода почетных привилегий. Через про- ксепов велись дипломатические переговоры; приходившие в город посольства обращались прежде всего к своему проксену. Институт проксении, получивший в Греции очень широкое распространение, лег в основу всех последующих международных связей древнегреческого мира. Все чужестранцы, проживавшие в данном городе, даже изгнанники, находились под покровительством божества - Зевса-Ксения (гостеприимца). Надо учесть, что древние греки еще с VII в до н. э. начали осваивать районы Причерноморья, т. е. места проживания основной массы синдо-меотских племен, где установились постоянные контакты между ними, и не могло не произойти взаимовлияния их культур. Но вопрос в том, кто у кого что перенял. Тем не менее, институты адыгского гостеприимства и куначества и древнегреческий институт проксении имеют одни и те же принципы, которые, в свою очередь, легли в основу международной дипломатии [246]. Удивительное сходство этих институтов можно обнаружить при более подробном рассмотрении отдельных сторон адыгского традиционного гостеприимства и куначества. Традиционное адыгское гостеприимство, как и остальные общественные институты, описаны и изучены многими иностранными путешественникг м л и учеными. Они все едины в мнении о том, что институт гостеприимства занимал всегда на протяжени веков очень важное место в жизни адыгов, в их культуре, как и у остальных горцев. Более того, он является чуть ли не ее основой, ибо прежде всего через него проявляются особенности характера народа. Однако следует отметить, что институт гостеприимства, как и остальные общественные институты, весьма архаичный по своему происхождению, в процессе исторического развития подвергся глубоким изменениям и под влиянием обстоятельств - главным образом под силь нейшим воздействием феодальных отношений - принял не только новые формы, но и новые социальные функции, нередко во многом отличные от прежних. Трансформируясь в условиях феодального строя, гостеприимство у горцев, в том числе у адыгов и балкарцев, обнаружило чрезвычайную гибкость и приспособляемость к феодальным порядкам и нуждам, прежде всего к интересам феодалов - князей и дворян. Следует здесь отметить, что ни один обычай не был так широко использован ими для обслуживания своих интересов, как гостеприимство и тесно связанные с ним куначество и патронат. Вместе с тем гостеприимство показало удивительную стойкость в сохранении некоторых своих традиционных черт, связанных с дофеодальными порядками, что способствовало поддержанию популярности этого обычая в обществе. Все это позволило гостеприимству у горцев, в том числе у адыгов, долгое время играть роль важнейшего общественного института, удовлетворяющего потребности самых различных слоев общества *. Если попытаться обобщить взгляды на обычаи и традиции адыгов, в том числе на институт гостеприимства, высказанные различными авторами, то прежде всего обращает на себя внимание то обстоятельство, что гостеприимство, как и другие общественные институты, большей частью рассматривалось вне времени и пространства, т. е. бралось в статике и без учета особенностей его развития в различные эпохи. Ни одним автором по истории общественных институтов почти не рассматривалось, как они влияли на культурный облик народа. На самом деле гостеприимство, наложило определенный отпечаток на его духовность. Чтобы понять этот важный момент, необходимо рассмотреть основные положения этого института, которые характеризуют менталитет адыгского народа. Прежде всего надо отметить, что все авторы, писавшие по этому вопросу, в том числе и те, которых трудно заподозрить в особых симпатиях к черкесам, считали, что гостеприимство является их главной добродетелью. Чтобы это утверждение не было голословным, можно привести некоторые конкретные высказывания отдельных авторов. В частности, Ф. И. Леонтович в сборнике адатов писал, что «...гостеприимство у черкес считается первейшей добродетелью, и гость у них, кто бы ни был, есть особа неприкосновенная Ч «Гостеприимство - добродетель, свято чтимая у древних, сохранилась и поныне на Кавказе, а в особенности у черкес (адыгэ)»,- писал в 1859 г. JI. Я. Люлье Подобно тому, как были заложены основы международной дипломатии в Древней Греции через институт «проксения», по справедливому замечанию Хан-Гирея, в адыгском народе, разделенном на различные племена, хотя и соединенных языком и обычаями, но которых ни законы человеколюбия, ни мудрость правления не могли слить в одно целое, должно было проявиться такое действие, которое могло бы заменить спасительные законы, ограждающие собственность и жизнь каждого. Сама местность, равно как военные обстоятельства и мирные между собою сложения двух племен, двух аулов требовали того, чтобы существовала связь между двумя частными лицами, которых обоюдные выгоды родили необходимость взаимной защиты, и эта самая безопасность гостя, которою всяк пользуется под кровом черкеса, утверждена родовыми правами, обратившими особу гостя в некую святыню. Обыкновение почитать за стыд торговлю, в особенности продавать пищу, доставило путнику везде безвозмездное довольствие, а знакомства, при том приобретаемые и приносящие обоюдные пользы, могли положить основание гостеприимству (выделено автором.- К. У.), что, наконец, сделалось добродетелью народною, и сия священная добродетель, с незапамятных времен укоренившаяся в домашнем быту черкес3. Таким образом, сами социальные и экономические условия жизни любого народа, в том числе адыгского и балкарцев, создали объективную необходимость появления того или иного обычая, той или иной традиции. Так, на протяжении веков создавались основные черты культуры любого народа, которая в свою очередь приспосабливалась к новым историческим условиям, но многие из них сохранили свой первоначальный смысл и остаются неотъемлемой частью культуры народа. Одной из особенностей горского гостеприимства вообще, адыгского, в частности, является то, что оно носит сакральный (от лат. «священный».- К. У.) характер. «Гость есть святыня в Черкесии, и гостеприимство есть неотъемлемая принадлежность черкесов»[247],- читаем у Хан-Гирея. Сакральность адыгского гостеприимства неоднократно подчеркивали многие авторы. Великий певец Кавкааа М. Ю. Лермонтов в своей известной поэме «Измаил-Бей» писал о черкесах: Гордились дружбою взаимной; Там каждый путник находил Ночлег и пир гостеприимный; Черкес счастлив и волен был. Адыгская народная пословица гласит: «Гость - посланник Бога» (Хьэщ1эр тхьэм и л1ык1уэщ). Хан-Гирей писал, что «...черкесы вообще, принимая гостей, уверены в том, что делают угодное Творцу, и с благоговением говорят: «Продовольствие гостя Бог дарует гостеприимному», не предпочтительна ли эта сердечная простота полудикого черкеса расчетливости просвещенного европейца?»[248]. Ш. Ногмов писал еще в XIX в., что «...память прежнего гостеприимства сохранилась в преданиях о тогдашних нравах. Несмотря на все бедствия и политические перевороты, эта добродетель не ослабела и ныне. Для нас всякий путешественник, переступивший через порог сакли, есть лицо священное»3. Особенность горского гостеприимства заключается в том, что оно часто выходило за рамки семейного быта и часто выполняло функции, присущие обычно политическим институтам. Поэтому не случайно многие стороны этого древнего общественного института имеют прямое отношение к ряду требований норм международного права. Например, такие его неотъемлемые понятия, как «дипломатическая неприкосновенность», «политическоеубежище», «уважениечести и достоинства иностранных граждан» и т. д. Дело в том, что адыгское и балкарское, как и в целом горское, гостеприимство имеет несколько основополагающих принципов, без соблюдения которых этот институт теряет всякий смысл. Во-первых, это то, что гостеприимство распространяется на любого человека, независимо от нацио- иальноети, пола, возраста, политических убеждений, религиозных верований, в том: числе на преступника. Во-вторых, это то, что хозяин дома обязан защищать гостя от любых преследователей и опасностей. Ради его безопасности он должен жертвовать всем, вплоть до своей жизни. Пока гость находится у него, если он даже его кровник, право кровной мести на гостя не распространяется. Оно вступает в силу с того момента, как гость покидает дом или территорию хозяина. Благодаря именно этому священному институту была спасена не одна человеческая жизнь, когда человек, преследуемый за те или иные преступления, обращался к тому или другому хозяину, чтобы его приняли в качестве гостя. Ш. Ногмов писал по этому поводу, что гостя встречают ласково, угощают радушно, дают ему лучшее ложе, провожают с благословением и передают для безопасности друг другу на руки. Хозяин отвечает перед всем народом за безопасность чужеземца, и кто не сумел сберечь гостя от обиды или даже простой неприятности, того судили и наказывали. Хозяин должен был в случае надобности жертвовать для гостя жизнью1. Таким образом, хозяин, защищая своего гостя и заботясь о его благополучии, не просто отвечал за его безопасность и нес моральную и юридическую ответственность перед ним, но защищал этим честь и достоинство своего рода, села, племени. Он от их имени отвечал перед тем народом, фамилией, к которым принадлежал его гость. Поэтому меры кары за нарушение этих важнейших принципов гостеприимства были очень суровыми. Притом наказывали за такое нарушение его соплеменники, члены рода, а не чужие. О сакральности гостеприимства у адыгов свидетельствуют многочисленные факты, которые имели место в их жизни. Много интересных случаев, где скрупулезно соблюдались важнейшие требования гостеприимства, доходившие порой до абсурда, если посмотреть на них с позиций сегодняшних дней. Мы не можем удержаться от желания привести один из таких примеров, который имел место в жизни предков автора этих строк. Этот случай произошел в XIX в. с Унежевым Штаруко, дедом моего отца. Однажды вечером к Штаруко приехали в гости его друзья-наездники из очередного набега в лагерь русских. Он распорядился, чтобы их приняли по всем правилам адыгского гостеприимства, устроив застолье до утра. Его друзья-наездники обратили внимание на необычное поведение своего старого приятеля, который всегда отличался остроумием, веселым характером. И когда с упреком по поводу его необычного настроения стали высказывать свое недоумение, он распорядился вытащить медный таз из-под кровати. Оказалось, что накануне, перед приездом его друзей-наездни- ков, в доме скончался ребенок. И чтобы встретить гостей как подобает адыгу, он велел спрятать труп ребенка под кровать и оказать приехавшим знаки внимания по правилам адыгского гостеприимства... Восхищаясь поступком своего друга, наездники похоронили ребенка н, попрощавшись с ПХтаруко, разъехались по домам до очередного своего похода. В памяти народа остался этот поступок старого черкеса. Так ревностно соблюдались все требования обычая гостеприимства, а когда отходили от этих принципов, это считалось большим пороком и такой человек подвергался всеобщему осуждению и наказанию. Одна из особенностей черкесского гостеприимства заключается в том, что были специальные помещения для приема гостей - кунацкие («хьэщ1эщ» - по-кабардински). У состоятельных адыгов было принято строить даже отдельный дом для гостей, который, как правило, располагался вне территории хозяйственного двора, чтобы каждый путник мог без стеснения и затруднения заехать в этот дом и расположиться. В связи с этим Хан-Гирей писал, что, не говоря уже о высшем классе, который, не заботясь о собственном покое, строит приют для гостей, но и среди простого народа поставляют себе первым долгом иметь особенный дом для гостей, и гостеприимство они превозносят до высочайшей степени; зажиточные крестьяне имеют в домах своих особенные отделения для гостей: лучшая часть всего, что земледелец приобретает от трудов своих, оберегаема бывает на случай приезда гостей же. Знакомец и незнакомец равно принимаемы и угощаемы. Все стремятся оказать услужливость гостю. Наконец, не слыхано в Черкесии, чтобы гость покупал когда-нибудь что-нибудь для своего продовольствия»1. У простого населения кунацкой служила одна из лучших комнат дома или комната, предназначенная для молодоженов («лэгъунэ»), а также комната для взрослых сыновей и дочерей [249]. Как правило, «гостиный дом» (хьэщ1эщ) строился в наиболее удобном месте, он имел особый дворик, огороженный частоколом или плетнем. При гостином доме была и своя конюшня. В гостином доме или комнате были все необходимые предметы утвари для удобства гостя, начиная от музыкальных инструментов и до постельного белья. Все иностранцы, побывавшие е стране черкесов, единодушны в том, что кунацкие адыгских князей и дворян представляли собой лучшую постройку в усадьбе и украшались не только внутри, но и снаружи. В. К. Гарданов справедливо отмечал, что сосредоточение в кунацкой адыга всего лучшего, Что было в данном доме, имело своей целью не только украсить помещение, где находился гость, и создать ему максимально возможные удобства, но и подчеркнуть, что все, что есть в доме лучшего, принадлежит гостю, отдается хозяином в его полное распоряжение и пользование. В этом проявилась одна из наиболее древних черт горского гостеприимства вообще, адыгского, в частности. Поэтому закон адыгского гостеприимства гласит, что все имущество хозяина дома является достоянием и его гостя, пока последний пребывает под крышей этого дома [250]. Одной из особенностей адыгского и балкарского гостеприимства более позднего периода является то, что оно распространялось не только на знакомых и друзей, но и на всякого путника, ищущего ночлега и приюта. Беспрекословно признавалось право любого человека, в том числе и незнакомого, останавливаться в качестве гостя в любом доме, и безусловная обязанность хозяина - оказать ему самый радушный прием и предоставить все необходимое. В феодальной Черкесии институт гостеприимства использовался часто как инструмент защиты представителей бедных слоев населения. Они обращались к влиятельным феодалам, чтобы их приняли под свое покровительство. По этому поводу Хан-Пирей писал, что «...по введенному в Черкесии обыкновению слабый человек, находя свое положение опасным, ограждал себя посредством покровительства могущественной особы таким образом: он является к лицу, сильному властью, знатностью рода, обстоятельствами, и поручает себя, свое семейство, все достояние его покровительству, в чем ему и не отказывают никогда, ибо не соблюдавший обыкновения - оказать защиту просящему — наносит тем собственному своему достоинству величайшее посрамление в мнении народа, что делает неизгладимое пятно его роду. Лицо же, принятое под защиту, поступает уже под покров гостеприимства на правах гостя, так же точно, как относительно гостя и гостеприимства. Таким образом, поступающие под покровительство владельцев живут до большей части в аулах своих покровителей, что приносит и этим последним пользу, умножая число их окружающих и подвластных, оказывающих им разного рода услуги. Иные же из таковых покровительствуемых людей, обитая и в другом ауле или даже племени, состоят под защитою посторонних владельцев, которых покровительству себя поручают, во избежание самовластия тех, от которых находятся в зависимости. Другие же, большею частью люди торгующие и потому нередко выезжающие из своего племени в другое, также имеют в разных племенах своих покровителей, так сказать, на всякий случай, и они нередко, потерпев бедствия от разбоев, впоследствии посредством своих покровителей не только освобождаются от плена, но даже и всю потерю свою получают обратно. Покровитель заступается за покровительствуемого им, как за своего гостя. Это обыкновение до такой степени распространилось, что оно, можно сказать, сделалось спасительною отрадою слабых. Так, немощные вдовы и сироты, поручив себя и свое достояние покровительству сильной особы, ограждаются безопасностью. Так, слабый, будучи в деле с сильным, не в состоянии от него получить удовлетворение, повергается к ногам постороннего владельца, просит его защиты, и владелец заступается за него, как за своего гостя, и доставляет ему удовлетворение. Даже жены своенравных мужей (в низшем классе) прибегают к такому же роду покровительства посторонней особы, и в случае, когда она имеет собственность, состоящую в рогатом скоте и вещах, то это имущество поручает покровительству этой особы, которая с вящею готовности») защищает оное. Черкесы под названием «гость», в обширном смысле понимают и людей, таким образом прибегающих к защите и покровительству постороннего владельца»[251]. Из этого высказывания блестящего знатока культуры адыгов Хан-Гирея видно, что институт гостеприимства приспосабливался к новым социально-экономическим условиям и использовался умело различными социальными слоями в своих целях. В частности, дворяне и князья прибегали к нему для установления своего покровительства над представителями бедных и слабых слоев населения, для укрепления своего влияния на большее число людей и позиции по сравнению с другими феодалами. А бедные слои населения и представители других племен и народов приобретали в лице своих покровителей надежную защиту от посягательств со стороны других влиятельных князей и дворян, В связи с этикетными нормами института гостеприимства следует отметить, что считалось дурным тоном со стороны хозяина дома и его окружения спрашивать гостя, откуда он, кто он такой, как его зовут, с какой целью он приехал в их край, на сколько дней он остановился у него и т, д. В свою очередь, уважающий себя гость долго не задерживался в доме хозяина, старался не злоупотреблять уважительным отношением к себе. Более того, он не имел морального права останавливаться в качестве гостя в доме, где в данный момент отсутствовал хозяин дома или взрослые сыновья. В таком случае его принимали в другом доме этой фамилии, где хозяин был дома. Это прежде всего касалось чужих, незнакомых людей, а на друзей и знакомых этот запрет не распространялся. сакральности адыгского гостеприимства говорит еще такой факт, что в XVI-XVII вв., если хозяин дома не смог защитить гостя от преследователей, такого человека сбрасывали в пропасть как опозорившего весь род. Поэтому, если гость нуждался в защите, то хозяин обязан был предоставить ему личную вооруженную охрану, она должна была не только охранять гостя во время его пребывания в доме, но и сопровождать до безопасного места, передать тому, кто следующим примет гостя. По обычаю гость мог сохранить свое инкогнито за все время присутствия в доме хозяина, если он сам не изъявлял желания объявить себя. В таком случае хозяин ограничивался приветствием вошедшего в его дом гостя, он не должен был вступать с ним в продолжительную беседу, пока сам гость не затевал разговор. По нормам адыгского гостеприимства гость не позже, чем через три дня объявлял себя и давал знать хозяину, что его приезд не является секретным. Только после этого гостиный дом наполнялся членами семьи хозяина, его родственниками и соседями, которые оказывали гостю всевозможные знаки внимания. Эту особенность черкесского гостеприимства тонко подметил в свое время М. Ю. Лермонтов в своей знаменитой поэме «Измаил-Бей». Возвратившийся на родину Измаил-Бей подошел к дому, где Одно лишь светится окно!.. Заржал черкеса конь усталый, Ударил о землю ногой, И отвечал ему другой... Из сакли кто-то выбегает, Идет - великий Магомет К нам гостя, верно, посылает. «Кто здесь?»-«Я странник!»- был ответ. И больше спрашивать не хочет, Обычай предков сохраня, Хозяин скромный... Ритуал приема гостя был очень сложным, и его необходимо было соблюдать вплоть до мельчайших деталей. Были особые правила угощения гостя. Потчевать гостя и выполнять его малейшее желание было первейшей заботой не только хозяина дома и его домочадцев, но и всех односельчан, присутствующих при приеме гостя. Однако на хозяина падала основная ответственность за прием гостя. Огромные усилия прилагались для того, чтобы предоставить гостю возможно более разнообразную и вкусную пищу. Даже еще в XVIII-XIX вв. у адыгов сохранился обычай засевать просом для гостей особое поле и выделять для их стола специальную часть домашнего скота. Даже засеивали овсом особые участки для лошадей гостя. Об этом писали Л. Я. Люлье и Н. Ф. Дубровин. Разнообразие и количество блюд, подаваемых гостю, зависело от его статуса. Чем выше статус, тем обильнее и разнообразнее было угощение. «Число подаваемых блюд увеличивается с значением гостя»,- отмечал Ф. Ф, Тор- нау. Описывая один из обедов, которым его угощали в Черкесии, он подчеркивал, что был поражен разнообразием подававшихся блюд: «Их было так много, что я не успел пересчитать»[252]. Иногда количество блюд, подававшихся почетному гостю, достигало фантастической цифры. Так, упомянутый JI. Я. Люлье писал, что в 1827 г. один из натухайских старшин по имени Дешеноко-Те- мирок угощал приехавшего к нему из Анапы Гасан-Пашу обедом, состоявшим из 120 блюд [253]. Скупость состоятельного человека при угощении гостя осуждалась всем обществом, расценивалась как большой позор. Поэтому поведение такого хозяина характеризовалось у адыгов пословицей: «Ты ешь один (не делясь), как ногайский князь»[254]. § б. Куначество и его роль в обществе Наряду с традиционным адыгским и балкарским гостеприимством, одним из архаичных общественных институтов у горцев вообще, адыго-черкесов и балкарцев в частности, является куначество. Оно возникло на базе гостеприимства, и строгую грань между гостем и кунаком в правилах приема трудно провести. Кунак — слово тюркское, которое означает «гость». У адыгов такого слова не было, его привнесли в среду горцев тюркские племена. У черкесов есть свое слово, которое точно определяет значение этого понятия - «ныбжьэгъу», «благъэ», «хэ- гъэрей». Институт гостеприимства является одной из форм искусственного родства. Слово кунак впервые в литературе мы встречаем у Дж. Интериано. Так, в своей работе «Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование» он писал, что у зихов (черкесов.- К. У.) в обычае гостеприимно и с величайшим радушием принимать всякого. Хозяина и гостя они называют «конак», что значит по-латински hospite. По уходе гостя хозяин провожает конака-чужестранца до другого гостеприимного крова, охраняет его и, если потребуется, то отдает за него жизнь, как самый преданный (друг). И хотя, как уже было сказано, грабеж в здешней стране - такое обычное явление, что на этом деле, казалось бы, заработать им не грех, однако конакам своим они обычно остаются верны и дома, и вне дома (и относятся к ним) с величайшим радушием»[255]. Несмотря на то, что правила приема гостя вообще и кунака были в основном одинаковы и они пользовались одними и теми же правами и привилегиями, тем не менее были в них некоторые различия. Например, хозяин дома обязан был отвечать за безопасность гостя до тех пор, пока он находился в его доме. После того, как гость покидал его дом, хозяин не только не отвечал за его жизнь, но мог даже участвовать в его ограблении, даже убийстве. А с кунаком дело обстояло совершенно по-другому в данном случае. Хозяин дома всегда, где бы ни находился его кунак - гость, приятель - обязан был защищать его, оказывать необходимую помощь, вплоть до свершения вместе с ним кровной мести. Далее: обычай гостеприимства строго запрещал хозяину интересоваться делами незнакомого ему гостя, задавать такому гостю какие-либо вопросы, нарушать его инкогнито до тех пор, пока он сам не сообщал о себе необходимое. В отношении кунака-друга, приятеля, хозяин, наоборот, должен и обязан был вести себя иначе: проявлять повышенный интерес к тому, с какой целью он посетил его дом, принимать самое активное участие в разрешении его проблем. Принципиальное отличие кунака от обычного гостя заключалось еще в том, что связь гостя с хозяином носила единовременный характер, а с кунаком - постоянный. Посещая то селение, где проживал его кунак, человек обязан был посещать именно его, останавливаться у своего кунака, в противном случае это считалось тяжким оскорблением не только одного кунака, но и всего его рода. А гость мог в очередной раз остановиться в любом другом доме. Кунак мог остановиться не в гостином доме хозяина, а в самом жилом его доме или же (если хозяин был Достаточно состоятельным) в специальном доме, построенном внутри хозяйского двора для приема приезжих родственников и самых близких знакомых. Несмотря на большую близость куначества и гостеприимства, разницу между ними подметил еще Л. Я. Люлъе. Он писал: «Право покровительства (куначества), которым пользуется каждый черкес без исключения, между натухайца- ми и шапсугами, в отношении к иноземцам, не следует смешивать с гостеприимством (выделено авт.- К. У.), собственно, состоявшим в принятии и угощении посетителей и проезжающих, останавливающихся для отдохновения или для ночлега в доме знакомого или даже незнакомого человека#[256]. Кунаками могли быть представители различных племен, фамилий, государств. Был специальный обряд установления куначеских отношений между двумя мужчинами. Суть этого обряда заключалась в том, что договаривающиеся стороны брали напиток (бузу или еанэ (вино).- К. У.), наливали в чашу и пили поочередно, давая клятву друг другу перед Богом быть братьями и относиться друг к другу, как братья. Одновременно они обменивались оружием и другими подарками. С этого момента они становились кунаками. А в раннее время куначеские отношения устанавливались клятвой договаривающихся сторон, отпиваяющих поочередно из чаши бузы или санэ, куда бросали золотую монету. Позже, когда ислам проник в среду горцев, в том числе адыгов и балкарцев, желающие стать кунаками приносили клятву в дружбе на Коране в присутствии матери одного из них. Следует здесь отметить, что прежде чем установить куначеские отношения, договаривающиеся стороны должны были знать друг друга очень хорошо, они должны были испытать друг друга в самых экстремальных ситуациях и должны были быть уверенными друг в друге, как в самом себе. Только после этих неоднократных испытаний друг друга они становились кунаками, ибо велика была ответственность каждого за своего друга, теперь уже брата, и такие отношения устанавливались навсегда, до самой смерти. Более того, их потомки продолжали отношения своих предков и редко они прерывали их. Институт куначества сыграл огромную роль на протяжении веков в укреплении дружбы между различными племенами и народами, не говоря уже об укреплении дружеских связей внутри одного и того же народа. Это было очень важно в условиях гор, когда при передвижении из одного места в другое путника подстерегала опасность на каждом шагу, А при наличии своего кунака в среде других племен и народов ему была гарантирована личная безопасность. Позже, когда участились экономические, культурные и иные связи между народами, особенно когда получила дальнейшее развитие торговля, т. е. когда в среду горцев стали проникать атрибуты капитализма, армянские, грузинские, еврейские купцы начали умело использовать институт куначества горцев вообще, в своих торговых делах. Дело в том, что они стали за определенную плату нанимать кунаков с тем, чтобы те сопровождали их на своей территории во избежание ограбления или, что еще хуже, убийства. Сами адыгские и балкарские феодалы тоже вели почти все свои торговые операции через находившихся под их покровительством иностранных купцов, часть которых на положении «кунаков» поселялась даже на постоянное жительство в аулах, принадлежащих адыгским князьям и первостепенным уоркам (тауби- ям). Так, до сегодняшнего времени почти во всех больших адыгских и балкарских сельских населенных пунктах проживают потомки этих купцов: евреев, армян, грузин и других национальностей. Правда, они уже давно пишутся и считаются адыгами или балкарцами и восприняли их язык, быт, нравы, обычаи, но старожилы помнят происхождение, корни каждого из них. По поводу куначества и его особенностей Хан-Гирей писал, что между разными племенами на Кавказе не было бы других отношений, кроме военных, если бы дружба и гостеприимство не производили между ними частных, но не менее прочных и для человечества полезных связей, кои, отлучая злобу от меча, приглашают вражду к отдохновению. Дружба
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.89 (0.023 с.) |