Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кузнечное и оружейное производствоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важнейшей составной частью материальной культуры любого народа, в том числе адыгов и балкарцев, были предметы домашнего производства и ремесла. Предметы первой необходимости, оружие, различные сельскохозяйственные инструменты, предметы домашнего обихода были необходимой принадлежностью каждой адыгской и балкарской семьи. Материальная культура любого народа немыслима без них. И трудно будет представить себе уклад жизни народа в прошлом и настоящем, не имея полного представления об этой составляющей его материальной культуры. Именно при всестороннем изучении материальной и духовной культуры народа можно объективно судить о роде его деятельности, образе жизни и уровне развития на различных этапах его истории. Поэтому домашние промыслы являются важным объектом изучения любого этноса, в том числе адыгов и балкарцев. В условиях натурального хозяйства и относительно слабого развития торговли с другими странами каждый народ был ориентирован всегда на то, чтобы удовлетворять свои потребности во всех областях жизни собственными ресурсами. Поэтому широкое развитие получили в прошлом у адыгов и балкарцев домашние промыслы. Они сами производили фактически все необходимое для жизни. -«Какие ремесленники потребны черкесам, ~ писал Семен Броневский, — те у них и есть, а именно: кузнецы, оружейники, седельники, скорняки, ременщики и серебряного дела мастера. Сии последние наводят чернь с золотою насечкою на серебре и стали для конских уборов и других оружейных украшений,' на такой же образец и едва ли с меньшим искусством в отделке, как работают в Великом Устюге. Казаки весьма уважают черкесские седла и стараются снабжать себя оными в рассуждении отменной легкости и ловкости деревянных арчагов и прочности кожаных тебеньков, служащих вместо чепрака. Черкесы приготовляют также порох, и всякий для себя делает селитру из быльника (буры), в июле собираемого, который, очистив от листьев и отростков, одни стебель сжигают. Остальные, для домашнего быта нужные ремесла, отправляют женщины. Ткут сукно (чекмень) и ковры, валяют войлоки и бурки, шьют женское и мужское платье, шапки, башмаки (чирики), делают шелковые с серебром и золотом тесьмы для обшивки кафтанов и шалок, из дикой конопли выделывают толстые нитки»[43]. Вот, что писал по этому поводу неоднократно побывавший в Черкесии в XIX в. Жак-Виктор-Эдуард Тебу де Мариньи (1793-1852). «Внутри ограды каждого жилища производится все, что необходимо для его обитателей. В частности, женщины там заняты тем, что делают из светлой пряжи сукно, бурки, седельные подушки, полотно, одежду, обувь, галуны, ножны для сабель, чехлы для ружей и пистолетов. Как и в произведении Гомера, черкесские княжны вовсе не освобождены от этих работ; наоборот, для них славой является выделиться, опередить в своем искусстве других. Мужчины занимаются плотничеством, налаживают ружья, льют пули, делают довольно неплохой порох, а также дубят кожи, прокатывая их между двумя кусками древесины. Кузнечное дело и обработка серебряных и золотых изделий являются единственными профессиями: первые выковывают ножи, топоры и гвозди. Серебряных дел мастера украшают оружие, рожки для пороха, пояса и т.п. Трудно представить себе степень совершенства этой работы, красоту и правильность рисунков, наносимых на металле чернью с помощью кислоты. У них есть старинное оружие»[44]. Свидетельством того, что изделия кустарного производства адыгов и балкарцев носили и прикладной характер, является то, что они были высокохудожественно оформленными и на них был большой спрос на внутреннем и внешнем рынках. «Адыгское народ но-декоративное искусство весьма самобытно,- справедливо отмечает М. А. Меретуков.- Оно прошло длинный и сложный путь развития и имеет свои специфические черты. С древних времен адыги постоянно поддерживали широкие торгово-экономические и культурные связи со многими странами, что, естественно, оказало определенное влияние на развитие их декоративно-прикладного искусства. Оно впитало в себя отдельные элементы из декоративно-прикладного искусства других народов. Но эти элементы подвергались творческой переработке и органически слились с народным искусством адыгов. Адыгское народное декоративно-прикладное искусство, в свою очередь, оказало влияние на народное искусство других народов. По данным Е. Шиллинга и С. А. Токарева, традиции адыгского золотошвейного искусства проникли в русское. Казацкие и дагестанские мастера заимствовали у адыгов отдельные элементы ювелирного искусства. Поистине удивительна художественная культура адыгов с ее яркими специфическими чертами. Она самобытна, многогранна, сложна и является частью их национальной культуры. Для адыгского народного дет коративно-прикладного искусства характерны растительные, животные и геометрические мотивы, В декоративно-прикладном искусстве нашли отражение окружающая природа, многие стороны этнической историй, быта адыгов, их мировоззрение, эстетические идеалы»[45]. Итак, домашние промыслы у всех народов, в том числе у адыгов и балкарцев, являлись народным искусством, которое всегда носило прикладной характер. Предметы первой необходимости, различные виды оружия, орудия труда были и своего рода произведениями искусства. При их создании мастера придавали исключительно большое значение не только удобству при их использовании, но и их красоте, изяществу. В производстве предметов первой необходимости у адыгов и балкарцев большую роль играла женщина. Она не только воспитывала детей и ухаживала за членами семьи мужского пола, но также много времени уделяла пошиву одежды, обуви, производству предметов обихода. Фредерик Дюбуа де Монпере еще в XIX в. писал, что в каждой черкесской семье женщины занимаются изготовлением предметов первой необходимости в хозяйстве: из светлой пряжи они ткут нечто вроде сукна буроватого или серого цвета, они умеют также выделывать фетровые манто (бурка, «щ1ак1уэ»); они шьют обувь и одежду; они занимаются даже выделкой седельных подушек, привязных ремней, ножен для сабель и чехлов для ружей [46]. Многие иностранные и русские авторы отмечали, что среди адыгов были большие мастера по производству оружия и по их украшению* «Главное щегольство черкесов состоит в оружии, - писал Семен Броневский, - и хотя они преимущественно стараются о доброте оного, однако не отвергают приличного украшения. Конские уборы, сабля, ружье, пистолет покрываются серебряною и золотою насечкой с чернью довольно богато и со вкусом, седло и сабельные ножны обшиваются тесьмами серебряными же и золотыми*2. Одним из древнейших и значимых родов деятельности людей было кузнечное дело. Получение человеком металла, особенно железа, является временем появления и первых кузнецов. Адыги всегда особо почитали железо. Ему они придавали сверхъестественную силу. Это и понятно. Научные исследования последних лет неопровержимо доказали, что именно древнейшие предки абхазо-адыгов - хатты, впервые научились выплавлять железо из руды. Этот промысел распространился в остальных странах. С древнейших времен адыги научились получать и обрабатывать этот металл. Поэтому недаром купцы всегда проявляли особый интерес к нему. Железо пользовалось особым спросом и стоило в 40 раз дороже серебра и в 5-8 раз дороже золота. Долгое время вывоз железа за пределы Малой Азии был запрещен. Именно этим обстоятельством могут быть объяснены неоднократные случаи контрабандного вывоза железа, описанного в ряде известных текстов. «Железо есть важнейший металл,- писал Хан-Гирей,- добываемый у себя черкесами; в некоторых верховьях рек и в кряжах гор находят камень, имеющий железные частицы; этот камень, говорят, мелок, имеет цвет темно-красноватый. Наверху собранной кучи камней этого рода складывают целые сажени дров удобно для сгорания, потом зажигают их и тогда от влияния огня складенные камни приходят в такое состояние, что их можно разбить в мельчайшие куски, из которых и выплавляют металл с помощью угольного камня и мехов». Он также отметил, что добываемое таким способом железо не удовлетворяет потребность жителей *. Ученые пришли к выводу, что металлургия зародилась на Северном Кавказе в III тысячелетии до н. э. Издавна людей, умевших обращаться с металлом, чтили, приписывали им сверхъестественные силы. У адыгов и балкарцев был в древности такой обычай: женщины относили новорожденного в кузницу и купали его в кузнечной воде. По их представлению, это предохраняло от болезней и других несчастных случаев. Человек равно как обожествлял железо, считал кузнеца не человеком, а богом. По мнению древних наших предков, кузнец мог вселять в железо душу. В хозяйственной жизни адыгов и балкарцев, как и у других народов, большую роль играла обработка металла. Как было сказано выше, еще в эпоху бронзового века (конец III - начало II тысячелетия до н. э.) на Северо- Западном Кавказе — территории проживания основного массива предков адыгов - существовал местный очаг металлообрабатывающего производства. Следует здесь отметить, что развитие металлургии и металлообработки Прикубанья шло по особому пути развития. «Предки адыгов,- пишет М. А. Меретуков - имея богатый опыт по обработке меди и бронзы, легко могли перейти к обработке железа», О появлении железа у племен Северного Кавказа Е. И. Крупнов пишет: «Циклы нартских сказаний о курдалагане, о Сафе, о Тлепше - это гимны, певшиеся предками народов Центрального Кавказа железному веку «топора и меча», определившему их дальнейшее развитие в условиях уже железоделательного производства, которое приходится на начало I тысячелетия до н.э.[47]. Памятники материальной культуры, обнаруженные в результате археологических раскопок на территории предков адыгов, свидетельствуют о том, что они очень рано начали плавить железо и изготавливать из него орудия труда и оружие. Например, в Николаевском могильнике, который относится к VIII-VII вв. до н. э., обнаружены железные пряжки, наконечники А в могильнике Ясенской Поляны, относящемся к VII-VI вв. до н. э., найдены железные наконечники копий [48]. Энгельберт Кемпфер еще в XVI в. отмечал, что адыги очень трудолюбивы и добывают даже железо из рудников, которое они также куют и изготовляют из него всякого рода орудия [49]. На территории адыгов имелись различные виды железной руды,- отмечает М. А. Меретуков,- бурый, красный, хромистый и шпатовый железняк, болотная руда»1. Адыги не только получали сталь, но они хорошо были знакомы с производством чугуна. Естественно, при таком уровне развития металлургии, они не могли не заниматься кузнечным производством. Поэтому кузнечное ремесло получило большое развитие. Ввиду специфических условий труда кузнец раньше других ремесленников стал работать в специальном помещении - кузнице. Нередко все население сообща строило ее. Первый день работы в новой кузнице отмечался как большой праздник. Собравшиеся обращались с молитвой к богу Тлепшу - покровителю кузнецов и оружейников, прося, чтобы он посвятил кузнеца во все тайны ремесла и всегда покровительствовал ему. Кузнецы были хорошо знакомы с технологией ковки, сварки, термической обработки и цементации железа и стали, а также с различными способами закалки. Чтобы закалить предмет, его нагревали до определенной температуры и погружали в холодную воду, растительное масло или животный жир. Последние два считались хорошей закалочной жидкостью, так как в масляной среде металл охлаждался медленнее, чем в воде. Кроме этого, адыги закаливали шашки, сабли, кинжалы и другие виды холодного оружия особым способом. Например, юношу сажали на скаковую лошадь и он, размахивая этим оружием, на полном скаку, закаливал его на ветру.
Адыгские кузнецы считали, что закаливающие свойства заключены в самой жидкости, и чтобы усилить эти свойства, добавляли в жидкость горное растение зыкер («зыкъэр»). Предмет подвергали закалке 2-3 раза, а иногда и 7 раз, чтобы придать ему большую твердость и прочность *. Убеждение, что предмет приобретает особую твердость и прочность именно после семикратного закаливания, распространено среди адыгских кузнецов издавна. Вот что говорится в нартском эпосе по этому поводу: «Семь раз окунал бог-кузнец раскаленного ребенка, закалял до тех пор, пока его тело не превратилось в булат»[50]. «След железа в жизни человечества запечатлелся глубоко, пожалуй, навечно,- пишет X. X. Яхтанигов.- Не случайно фамилия «Кузнецов» - самая распространенная в мире. Таковы кабардинские фамилии: Гуковы, Гу- кетловы, Гучаковы; балкарские и карачаевские: Темир- чиевы, Темировы, Демирчиевы; у абазин - Аджи, у эстонцев - Сепп, у поляков - Ковальский, у венгров - Ковач, у немцев - Шмидт. Божеств железа и кузнечного дела тоже немало. У адыгов - Тлепш, у балкарцев и карачаевцев - Дебет, у восточных славян - Сварог, у абхазцев - Шашва, у греков - Гефест, у итальянцев - Вулкан»3. Профессор Дж. Н. Коков и JI. Дж. Кокова тоже перечисляют фамилии, где слово кузнец («гъук!э») лежит в основе ряда адыгских фамилий: гьукГэ (кузнец); гъук1эжь (бывалый, известный кузнец); гьук1экъул (гукекул); гъук1эл1 (кузнец-мужчина); гъукХэмыхъу (неопытный кузнец); гъукГэшц (старший кузнец); гъук1эпщокъуэ (сын старшего кузнеца)[51]. Недаром поэтому такое заметное место занимают железо и кузнец в нартском эпосе. Тлепш - ученик первого кузнеца Дабеча, становится богом кузнечного и оружейного дела. Он своим мастерством спасает род нартов. Он им кует не только оружие, но и первые железные орудия труда, без которых немыслима сама жизнь. Его именем давали клятву, в его честь произносились тосты; кузня со временем становится не только тем местом, где «в железо вкладывают душу» и создают многое необходимое людям, она становится священным местом, местом, где обитает один из главных богов - Тлепш. Слово Тлёпш («лъэшц») происходит от адыгского слова «лъэщ» (сильный). Он действительно всесильный, он может все. Вот как описывается дело Тлешпа и Дабеча в знаменитом нартском эпосе: Радостен труд кузнеца; В душу руды он проник, Понял железа язык. В другом месте этого же сказания Тлепш говорит Дабечу: «Я пращур молотобойцев, Я всех кузнецов грядущих Единый родоначальник. Пришел я в первую кузню, Прошусь к тебе в подмастерья. Впусти же меня, хозяин!» Войдя, принялся за дело. Умело кует, проворно. Дабеч у горна стареет, А Тлепш мужает у горна. Однажды полуночью черной Дабечу старому снится: В кузне железо Тлепш заклинает, Повелевает Горной рудою. Та покорялась Беспрекословно, Словно железо Стало ВОДОЮ;' Радо железо... «Мой Тлепш, ты один Кузнец настоящий, Глядящий бесстрашно Железу в глаза! Беспомощен я, Как встанешь ты рядом, Ты властвуешь взглядом Над мощной рудой. Умелой рукой Бедро почини ты...» А Тлепш чинит — лечит Стальное бедро. Лишь справился с делом, О нем зашумела Людская молва. Собранье старейших За Тлептем послало Быстрейших гонцов. Он входит на Хаеу, Его там встречают С почетом большим. И сано семь бочек В честь бога железа На радостях пьют *. Так что, кузнец всегда был одним из главных и вы- сокодочитаемых людей общества. Кузнецы, по общему мнению, обладали какой-то таинственной силой. Каждый из них имел свои секреты в обработке металла, в изготовлении различных видов оружия, инструментов, орудий труда. Они передавались только их ученикам. При этом следует иметь в виду, что не каждого желающего молодого человека брали настоящие кузнецы в ученики. Их тщательно отбирали, те держали строгий экзамен. Учитывали не только его физические данные, но и морально-психологические качества. Обучение ученика продолжается целый год. За этот период мастер передавал своему ученику искусство и секреты кузнечного дела. Ученик за обучение ничего не платил, но обязан был выполнять различные работы по хозяйству в доме своего учителя. Окончание срока обучения сопровождались торжествами, застольем, куда приглашались родственники и родители ученика. На этом застолье в торжественной обстановке учитель передавал своему ученику один из главных кузнечных инструментов, сделанный самим же учеником, и это означало, что он стал самостоятельным кузнецом. У знаменитых адыгских кузнецов обучались и ученики из соседних народов - осетин, ингушей, балкарцев и т. д. Нелегко было заслужить место сельского кузнеца, его все жители села не только уважали, но и узнавали его изделия, ибо почти каждая семья пользовалась его услугами. Кузнецы высокого мастерства имели свое клеймо, и по нему определялось, кто сделал тот или другой инструмент, орудие труда (серп или клещи, нож или кинжал и т. д.) или оружие. Поэтому он дорожил своим именем й авторитетом. Он не мог позволить себе производить что-либо некачественно, не вкладывая, как говорится, частицу своей души в него. Он создавал каждый предмет штучно, поэтому многие изделия кузнечного ремесла высоко ценились. Отдельные кузнецы были известны далеко за пределами своего села, края. У адыгов и балкарцев существовала категория общинных кузнецов, обслуживающих весь населенный пункт. Общинные кузнецы нанимались на целый год или на один-два сезона. Например, в период весенне-полевых работ они обязаны были со своими инструментами находиться в поле и оказывать необходимую помощь крестьянам в их нелегком труде. За эти услуги последние выполняли все необходимые сельхозработы для самого кузнеца: вснахивали его земельный участок, осуществляли сев и т. д. Общинные адыгские кузнецы, которые работали в Балкарии, получали плату за свой труд скотом. Как видим, одно из древнейших у людей ремесел - кузнечное - играло огромную роль в экономике каждого народа. Кузнец был настоящим творцом, он был морально богатым человеком. Он был отражением духа народа, к которому принадлежал. Он всегда был не только его частицей, но всегда «сопровождал» металл, особенно железо, ибо его наличие никчемно без кузнеца. Поэтому они всегда едины, неразрывны. И не случайно бог железа и кузнечного дела адыгов и балкарцев Тлепш (Дебет) занимает одно из главнейших мест среди их богов [52]. В своей многовековой истории адыгам приходилось постоянно защищать свою землю и свободу от внешних врагов. Особенно длительной и напряженной была их борьба с различного рода азиатскими - тюркскими и ираноязычными - кочевыми племенами. Постоянно совершали набеги на адыгов монгольские войска, турки и крымские татары. Словом, история адыгов была фактически историей их борьбы с различными завоевателями. И это все наложило свой отпечаток на их образ жизни. Поэтому их быт отличался военными чертами, т. е. вся их жизнь была подчинена войне. Адыги никогда не расставались с оружием: и в поле, и в походе, и в гостях, - даже спали при оружии. И в этих условиях адыг не мог позволить себе носить плохое оружие, особенно холодное. Он мог быть плохо одет, но он всегда должен быть вооружен превосходным оружием и иметь надежного и хорошо ухоженного коня. «В Персии и Турции и в других местах Азии вы найдете оружие более богатое, нежели в Черкесии,- писал Хан-Гирей,- но с таким прекрасным вкусом обработанных там не увидите»[53]. Т. Ла- пинский писал, что в Черкесии почти повсюду есть оружейных и серебряных дел мастера, очень искусные в своей профессии, — это почти непостижимо, как они, с их немногочисленными и недостаточными инструментами, могут приготовлять превосходное оружие. Золотые и серебряные украшения, которые вызывают восхищение европейского любителя оружия, исполняются с большим терпением и трудом скудными инструментами. А крупный кавказовед В. К. Гарданов писал, что адыгские оружейники и ювелиры не только удовлетворяли местный спрос, но высоким качеством и красотой своих изделий снискали себе славу искусных мастеров даже за пределами своей страны. Терские и кубанские казаки и офицеры Кавказской (русской) армии, понимавшие толк в оружии, охотно покупали его у адыгских мастеров; особенно высоко ценилось холодное оружие. Г. И. Филипсон отмечал в своих воспоминаниях, что в период Русско-Кавказской войны черкесское оружие носили всегда и все офицеры русской армии, служившие на Кавказе. Он писал, что оружие имело условную цену, иногда до нелепости высокую. Холодное оружие было действительно недурно... наружный вид и отделка оружия были своеобразны и очень красивы. Русские солдаты, которые провели много лет в плену у черкесов, также утверждали, что производство оружия в стране весьма распространено и почти в каждом ауле имелись соответствующие мастера. многочисленности в Черкесии ремесленников по производству оружия могут свидетельствовать различные постановления народных собраний закубанских адыгских племен, запрещавшие в период борьбы с царизмом во время Русско-Кавказской войны продажу оружия в Россию. Запрещение это подтверждалось, в частности, и на знаменитом Адагумском собрании 1848 г. Понятно, если бы продажа оружия в Россию была случайным явлениям и не носила массового характера, то вопрос подобного рода торговли не возбуждался бы так часто на народных собраниях адыгов. Следовательно, производство оружия в Черкесии в первой половине XIX в. было весьма значительным, ибо оно не только удовлетворяло внутренний спрос, возросший в связи с войной против царской России, но могло еще отправлять значительную часть своей продукции на внешний рынок. В ходе Русско-Кавказской войны значительно возросли потребности не только в различных видах огнестрельного оружия, но и в порохе. Только сера, которая необходима для его приготовления, ввозилась из-за границы, а селитра, которая тоже идет на его производство, добывалась на месте. И, по утверждению многих иностранных и русских авторов, в каждом адыгском населенном пункте готовили порох. «Нет почти ни одного черкеса,- писал в 1836 г. Хан-Гирей,- который не имел бы огнестрельного оружия... После этого трудно ли понять, что потребность пороха чрезвычайна у этих племен и это самое является причиною, что в каждом ауле приготовляют порох»[54]. Оружие адыгов и балкарцев было самым разнообразным. В древности и средние века широкое распространение имели лук и стрелы. Стрелы тщательно отделывались и снабжались железным острием. Луки были прочные и больших размеров. Стрелы хранились в колчанах. Были также секиры, пики, копья, дротики. Адыги делали очень прочные и чрезвычайно легкие кольчуги. В частности, кольчуга, состоящая из 20-25 тысяч колец, весила не более 500 г и умещалась на ладони человека. Джеймс Белл, который находился среди черкесов несколько лет и досконально изучил их быт, нравы, отмечал, что многие черкесские кольчуги были непроницаемы для пуль и были такие кольчуги у них, за которые давали до 200 быков г. В большом количестве адыги производили шлемы, налокотники, сабли, кинжалы, щиты и другие доспехи воина. Адыгские виды оружия были известны далеко за пределами их родины. Они очень ценились в Иране, Турции, Ираке, России. Последняя специально выписывала адыгских оружейников для работы в Москве. Они изготавливали булатные сабли, панцири, шашки и другие виды холодного' оружия. Ими снабжали офицеров русской армии, казаков. Имена многих оружейных мастеров были известны далеко за пределами Черкесии. Например, такие, как Ержибов, Таов, Дабагов, Сижажев, Кушхабиев... Мастера делали особого типа кремниевые ружья. Они были не только высокого качества и имели точную убойную силу, но и отделка их была изящной. Оружие делилось на наступательное и оборонительное. Говоря о вооружении черкесов, Хан-Гирей писал, что во всякое время черкес бывает обвешан или окружен оружием: всегдашняя опасность его жизни того требует. В самый же час нападения лучшие воины высшего класса и богатейшие из них бывают с ног до головы докрыты сверкающими доспехами. К наступательным видам оружия он относил следующие: Колчан, или сайгадак, с луком и тридцатью стрелами. Он отмечал, что это оружие есть самое древнее в Черкесии, и поныне существуют еще старцы, которые помнят то время, когда большая часть воинов высшего класса носила это вооружение. Ни один народ, употреблявший это древнее оружие, не достиг до такой степени искусства в украшении его, как черкесы: серебряный прибор к колчану делается под чернью и позолотою. Чехол, на стрелы надеваемый, бывает шит серебром и золотом. Черкесы сами делают стрелы с большим искусством. В настоящее время это оружие употребляется реже, ибо все постигли преимущество огнестрельного оружия. Сабля колчанная. Она носится при колчане, имеет ручку чешуйчатую и обыкновенно бывает оправлена в желтую медь, с искусством чеканенную. Эта сабля имеет то преимущество над шашкой, что ею можно рубить и колоть, между тем как шашкою можно только рубить. Ружье. Это губительное оружие в настоящее время предпочитается всем другим, и каждый черкес, начиная от пастуха до князя, имеет исправное оружие. Знатнейшие воины из лучших фамилий имеют ружья, оправленные в серебро под чернью, с позолотою и золотою насечкою на замке и подписью на стволе. Вместе с ружьем носятся и сошки, искусно оправленные и состоящие из двух тонких и упругих прутиков. Пистолеты. Они бывают собственно черкесские и турецкие. Высший класс всегда имеет при себе заряженный пистолет, и оружие это бывает часто виною смерти при случайных спорах. Шашка. Ее носят обыкновенно при ружье; кто имеет ружье, тот должен иметь и шашку. Оружие это в большом уважении у черкесов, особенно древние шашки. Еинжал. Это оружие можно, так сказать, причислить к верхней одежде черкеса, в особенности у лучших воинов высшего класса, ибо они снимают с себя кинжал только тогда, когда скидают и верхнее платье. Черкес ест, пьет, говорит, забавляется всегда с кинжалом на поясе и спит, имея его под своим изголовьем, следственно, он вечно вооружен. В прежние времена принадлежал к вооружению черкеса и топорик (майде), и поныне у древних азиатских народов употребляемый. Также в отдаленных веках черкесы сражались и пиками, что видно из древних их песен, но ныне эти оружия более не в употреблении. К оборонительным видам оружия он относил следующие: Шлем. Шлемы делаются различных форм: высокие и низкие. Они также бывают обыкновенно отделаны серебром с позолотою, с сеткою или забралом и с кистью наверху. Панцирь, или кольчуга. Это оборонительное оружие бывает весьма полезно в сражениях между черкесами, происходящих, когда нередко доходят до холодного оружия; кольчуги сделаны из мелких стальных колец. Налокотники. Их носят на обеих руках, и они делаются из железа, оправленного серебром с позолотою. Наручники. Эти вещи вышиваются мастерски на красном сафьяне золотом и серебром черкешенками, и на них прикрепляются стальные сетки. Раструбы наручников, служащие защитою пальцев, укрепляются под налокотниками. В древние времена к этим оборонительным оружи- ям (орфография автора цитаты.- К. У.) принадлежали кольчужные шаровары, равно как латы, которые ныне очень редки и не в употреблении. У горцев издавна было широко развито производство оружия, связанное прежде всего с их военной организацией. Каждый мужчина от 20 до 60 лет считался воином и по тревоге должен был выступать полностью вооруженным. Археологи находят древние мечи, сабли, кинжалы, изготовленные до XVI в. От XVI-XVII вв. дошло несколько черкесских клинков и панцирей, которые хранятся в Оружейной Палате Московского Кремля. У адыгских народов с древних пор были высоко развиты связанные с военным делом ремесла - производство и украшение оружия. В музее хранится большая коллекция черкесских сабель рубежа XIV-XV вв., найденных при раскопках Белореченских курганов вблизи Майкопа. К вооружению черкеса принадлежит и сбруя его боевого коня, состоящая в следующем: Арчак («уанэпхъэ», т. е. деревянная основа седла). Он делается наподобие казацких, но не в пример красивее, легче и ловчее. Подушка шьется по большей части из мешаны, вывороченной и выкрашенной черною краскою, с каймою из красного сафьяна шириною в полтора вершка. Эта красная кайма обшивается по краям серебряным позументом. Вальтрап. Он бывает из черного сафьяна: его обшивают также серебряным галуном. Таких вальтрапов не требуется для арчаков, отделанных серебром, которые покрывают разными покрывалами для охранения от дождя и прочего, разумеется, когда они не в употреблении. Потебеньки делаются с разными, искусно вычеканенными фигурами, из белой или красной юфти лицом вниз. Потник делается из войлока в 6 и 8 слоев; его покрывают сверху красным сафьяном, а внизу подкла- дывают желтую мешину. Уздечка и подхвостник делаютея с прекрасными серебряными с чернью, нередко и с позолотою, пуговками и пряжками. Беднейшие же имеют эти вещи из простого ремня. Нагрудники редко употребляются. Стремена делаются обыкновенно из железа разных фасонов, их отделывают иногда серебром и нередко с чернью. Треноги («лъахъэ»). Их делают с плетями и с железными или костными палочками. Плети, или нагайки («гц1оушц*), делаются круглые и треугольные. Последние с особенным искусством плетутся и обыкновенно бывают украшены шелковыми лопаточками. Ремни, употребляемые как к конской сбруе, так и к ружью вообще, делаются из кожи рогатого скота и с особенным вниманием вырабатываются. Их красят синькою, а также красною краскою, добываемою из ольховой коры с примесью, нередко и дубовой. Этой краскою выкрашенные ремни получают особенную доброту и мягкость. Седельный топорик с топорищем. Подседельный ящичек для соли, обыкновенно костяной. Вещи эти приделываются к седлу, когда на долгое время воины пускаются в наезды. Ко всему этому еще надобно присовокупить вещи, составляющие необходимую, так сказать, утварь лучших наездников. Они суть: аркан, железные маленькие оковы для пленников, огниво, кремень, трут (фитиль или высушенный гриб-трутник, зажигающийся от искры), серные и восковые свечи, шило, запас ремней, чемоданчики, бритвы и прочие необходимые в поле вещи. Даже отчаяннейшие головорезы имеют нередко при себе готовую погребальную одежду - род савана, что доказывает решительную их готовность умереть во всякую пору. Панцири, Шлемы, шашки и ружья составляли прежде, да и ныне составляют богатство черкесов высшего класса, и они до того имеют к ним сильное уважение, суеверием вкорененное, что лучшие оружия не показываются народу и со тщанием хранятся, переходя от предков к потомкам и составляя драгоценный клад каждого семейства, ими владеющего. Он далее отмечал, что адыги за кровь или за невесту платили оружием. Поэтому им дорожили. Занятнейшие панцири, сабли, шлемы и прочие имели свои названия, которые переходили от предков к потомкам, хранящим их. Некоторые панцири в Черкесии оценивались в 30 душ обоего пола. Было много суеверных рассказов о сверхъестественности этих панцирей и другого оружия. Каждое значительное оружие имело свою историю. И он заключает: «Едва ли есть народ, в котором каждый воин имел бы на себе столько оружия, сколько имеет каждый воин-черкес. Он с ног до головы покрыт и обвешан доспехами. Но все это так хорошо пристроено, что ни одна вещь не мешает ни его ловкости, ни проворству»[55]. Вот как сказал по этому поводу русский классик, певец Кавказа Л. С. Пушкин в замечательной поэме «Кавказский пленник» [56]: «Черкес оружием обвешан;Он им гордится, им утешен;На нем броня, пищаль, колчан,Кубанский лук, кинжал, аркан И шашка - вечная подруга Его трудов, его досуга.Ничто не брякнет; пеший, конный - Все тот же он: все тот же вид Непобедимый, непреклонный,Гроза беспечных казаков,Его богатство - конь ретивый,Питомец горских табунов, Товарищ верный, терпеливый...» Мы сознательно привели слова Хан-Гирея по поводу вооружения черкесов, чтобы показать, какое внимание уделяли они этому важному вопросу. Иначе и не могло быть, т. к. целиком и полностью их образ жизни был подчинен защите своей родины. Одним из основных занятий уорков (дворян) была война, наездничество. А. Фонвиль еще в XIX в. писал, что безоружным черкес не сделает ни шагу; он спит, ест, работает всегда и везде с оружием, и до того они привычны носить его с собою, что вес его нисколько их не беспокоит [57]. По свидетельству турецкого географа и путешественника XVII в. Эвлия Челебя, Черкесия могла выставить 64 тыс. воинов [58]. А Иоганн Бларамберг отмечал, что, судя по числу семейств, общее число воинов, которое эти народы (черкесы.- К. У.) могут выставить в случае необходимости, можно оценить более чем в 60 тыс* человек. «Мы здесь исходили из расчета один воин от одной семьи; однако, - утверждал он,- учитывая образ жизни и нравы этих народов, которые покрывают глубочайшим позором того, кто остается дома в то время, как его соотечественники сражаются с врагом, можно с уверенностью сказать, что это число должно быть значительно больше»[59]. Все это говорит о том, что фактически черкесское общество представляло собой почти военную организацию. При таком образе жизни народ достиг большого мастерства и в производстве различных видов оружия. Небезынтересно будет остановиться более подробно на некоторых видах как наступательного, так и оборонительного видов адыгского оружия. «Знаменитая адыгская шашка представляет собой разновидность сабли, ее название имеет черкесское происхождение и означает длинный нож,- отмечает Э. Аставацатурян.- Очевидно, у черкесов и следует искать родину этого оружия». В письменных источниках слово «шашка» впервые было употреблено Джиованни Луккой в 1625 г.: «Постоянное беспокойство, которое принуждает их очень к войне, сделало из них лучших наездников во всех этих странах. Они мечут стрелы вперед и назад и ловко действуют пташкой (подчеркнуто нами.- К. У.), Голову защищают они кольчатым шишаком, покрывающим лицо. Оружием для нападения, кроме лука, служат им копья и дротики. В лесу один черкес обратит в бегство 20 татар»[60]. Археологические материалы свидетельствуют о том, что наряду с длинной саблей со штыковым концом в погребениях XII-XIII вв. встречаются более короткие (до 1 м) малоизогнутые клинки, не имеющие штыкового конца и защиты для руки. Это, видимо, и есть ранние варианты шашки -- длинного ножа. Шашку носили на портупее таким образом, чтобы боец одним движением вынимал ее из ножен и не меняя положения руки наносил удар [61]. Все указанные виды оружия черкесов, как наступательные, так и оборонительные, свидетельствуют о том, что они не уступали в своем вооружении самому хорошо вооруженному европейскому солдату того времени. Черкесский воин имел при себе все нужное в военных походах от предметов первой необходимости до верного коня. Одежда, конская сбруя и все остальное были исключительно приспособлены к условиям войны и долгих походов черкеса, что так метко описал великий Пушкин в поэтической форме в вышеприведенном отрывке. В XVIII в. славились многие адыгские мастера по выделке стрел, которые продолжали использоваться на всем Северном Кавказе наряду с огнестрельным оружием. Их имена были известны далеко за пределами Черкесии. По данным М. Пейсонеля, из Черкесии вывозилось 300 тыс. стрел. Главными покупателями были татары и ногайцы. Стрелы выделывались двух сортов; высшего сорта - оклеивались орлиными перьями и употреблялись только феодалами. Среди адыгских ремесленников существовала довольно узкая специализация, что значительно способствовало развитию их профессионального мастерства. Так, седла изготовлялись обычно мастерами четырех специальностей. Деревянную часть седла делал арчачник («уэнащ1э»), кожевенные принадлежности седла - подушки, тебеньки, ремни - шорник («фащ1э»), металлические принадлежности - кузнец («гъук1э»), серебряные и позолоченные украшения - ювелир («дыщэк!»). Русские и иностранные авторы единодушно отмечали, что черкесские мастера и мастерицы производили превосходные изделия, которые служили образцом для остальных народов Северного Кавказа. «Черкесские оружейники и ювелиры, седельники и шорники, ткачи и Портные заслуженно пользовались широкой известностью и выступали законодателями горс
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2928; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.122 (0.013 с.) |