Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы семьи, брака. Брачные запретыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблемы семьи и ее быта всегда занимали и занимают большое место в жизни любого народа. Общеизвестно, что семья является первичной ячейкой общества, его основой. Каждый значительный переворот в социально-экономической жизни общества вызывал соответствующие изменения в формах брака и семьи. Отсюда можно сделать вывод, что каждому историческому периоду развития общества соответствовали различные типы семьи. Указывая на эту важную закономерность, К. Маркс отмечал, что семья «должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество, точно так же, как это было и в прошлом. Она представляет собою продукт общественной системы»[137]. Ф. Энгельс также подчеркивал влияние классовых обществ на формирование семьи: «Семья дает нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых.движется общество, разделенное на классы»[138]. Будучи важным социальным институтом общества, семья выполняла й выполняет целый ряд общественно значимых функций - организация производства, передача новым поколениям этнокультурных норм, традиций, обычаев и т. д. Важным этапом в развитии семьи являлась ее большая патриархальная форма. Научное определение места и роли патриархальной семьи в развитии общественных форм дал Ф. Энгельс. Согласно его концепции, патриархальная семейная община являлась переходной формой «от семьи, возникшей из группового брака и основанной на материнском праве, к индивидуальной семье современного мира»1. Семейная община, по Ф. Энгельсу, представляет собой такой коллектив, который «охватывает несколько поколений потомков одного отца вместе и их женами, причем все они живут вместе, одним двором, сообща обрабатывают свои поля, питаются и одеваются из общих запасов и сообща владеют излишком дохода»2. На Северном Кавказе, в том числе у адыгов и балкарцев, семейная община на определенном этапе ее исторического развития, несомненно, имела широкое распространение. Возникнув еще в рамках родового строя, она продолжала существовать и в условиях феодального общества. М. О. Косвен отмечал, что «семейная община, или патриархальная семья, была основной ячейкой патриархально-родового общества. Она состояла из трех-че- тырех - иногда до семи, — поколений потомков, нисходящих и боковых, одного отца, составляющих одно хозяйство, покоившееся на коллективной собственности на землю и основные средства производства, а равно на коллективном потреблении продуктов этого производства. Численность такой семейной общины доходила в старину до нескольких сот человек. Патронимия являлась результатом естественного увеличения и разделения семейной общины. Уровень развития производительных сил и соответствующие общественные условия ставили предел разрастанию этой общины, она делилась, но так, что выделившиеся из нее меньшие семейные группы сохраняли между собой в некоторых отношениях и формах хозяйственное, общественное и идеологическое единство и образовывали особую родственную группу - патронимию, которая состояла из меньшего или большего числа отдельных, все же связанных между собой родственных семей, ведущих свое происхождение от одного общего предка, носящих общее патронимическое название и пр.»9. Патронимия была впервые выявлена на Кавказе М. О. Косвеном в 1931 г. У различных народов Кавказа патронимия имеет свои особые, притом разнообразные наименования. Таковы описательные выражения осетинское и картлийское - «от одного огня (очага) разошедшиеся», хевсурское - «из одного огня вышедшие», адыгское - «от одного огня разделившиеся», кумыкское - «отошедшие от одного очага», абхазское - «разделившие между собой дом». Кроме этого у некоторых народов Кавказа патронимия обозначается и своим специальным термином: у адыгейцев - «хабль», у кабардинцев - «льэпкъ». У ряда кавказских народов употребляется для обозначения патронимии большое число различных иноязычных терминов, обозначающих в соответствующих языках родственную группу вообще или патронимию в частности. Таковы иранские термины: тохум или ту- хум - «семья» (балкарцы, кумыки, аварцы, таты); арабские: тайфа или тайна - «часть» (ногайцы, чеченцы, ингуши, кумыки, аварцы и др.). Патронимия народов Кавказа состояла либо из больших, либо малых, либо тех и других одновременно семей. «У балкарцев патронимия состояла еще в недавнем прошлом из больших и малых семей, - пишет М. О. Косвен,- но в позднейшее время больших семей не встречалось. Число семей в одной патронимии могло быть от трех-пяти до нескольких десятков. На кавказском материале хорошо прослеживается процесс разрастания й разветвления самой патронимии. Отдельные семьи, входившие в патронимию, размножались, разрастались, сегментировались, или делились, и в результате давали начало патронимиям. Таким образом, в составе данной патронимии возникали новые, молодые патронимии. Вновь образовавшиеся патронимии жили по общему правилу, сохраняя свое единство, компактно, вмеете е тем и ые отделялись от старой патронимии, помогая одна другой и пр. Лишь в позднее времена, и то эпизодически, отделялась и переселялись на свободные места, не теряя все же связи со своими сородичами. В результате на Кавказе встречаются патронимии различного размера и различного состава: меньшие и большие, состоящие сами из нескольких патронимий. Патронимия на Кавказе в прошлом обычно занимала отдельное селение. До недавнего еще времени были патронимические кварталы - «хьэблэ», «тохум». С течением времени кварталы теряли свой исключительно патронимический характер и в данном квартале оказывались две или несколько разных патронимии *. До начала XX в. на Северном Кавказе существовали как малая, так и большая семья. В большой семье хозяйство велось сообща под руководством старшего («тхьэмадэ», «табада»). Численность большой семьи колебалась от 20 до 60 человек. Как отмечает проф. Мамбетов Г. X., в XIX в. чаще стали встречаться семейные разделы, особенно после отмены крепостного нрава (1867), когда уже стали преобладать малые семьи, состоящие из двух поколений - родителей и их детей. Так, по семейным спискам 1886 г. в селении Жанхотово Большой Кабарды большие семьи составляли 22 %, в Безенгиевском и Урусбиевском обществах Балкарии - по 39. Сохранение больших семей объяснялось малоземельем, бытованием пережитков патриархально-родовых отношений, сохранением натурального хозяйства й. Между членами семьи было разделение труда. Как правило, мужчины занимались земледелием и скотоводством, на женщинах лежала вся работа по дому и значительная часть домашних промыслов, подростки же помогали взрослым. В малой семье женщина чаще должна была участвовать в земледельческих работах: в уходе за посевами и уборке урожая, подростки раньше втягивались в крестьянский труд. Старший мужчина - глава семьи - был не только распорядителем хозяйственной деятельности, но и хозяином почти всего имущества семьи. Даже в большой семье, мало что сохранившей от своей былой демократической организации, к концу XIX - началу XX в. старший распоряжался семейной собственностью, сдавая в аренду землю, продавая скот и т. д. Всецело под властью главы семьи находились и дети. Даже взрослые сыновья должны были беспрекословно подчиняться и вести себя с ним подчеркнуто почтительно: не спорить, не заговаривать первыми, в его присутствии не сидеть, не показываться в небрежном виде. В случае развода родителей дети, как правило, оставались с отцом. Таким образом, у адыгов и балкарцев уже в XIX в., особенно в результате усилившихся в пореформенное время процессов разложения натурального хозяйства, получила преобладание малая, или нуклеарная, семья. Существовавшая наряду с ней большая, или патриархальная семья сохранилась преимущественно в горных районах, несколько меньше испытавших на себя влияние капиталистических отношений. Это касается в основном Балкарии. В дореволюционном прошлом и у адыгов, и у балкарцев имелось немало семей переходного от большесемейного - к малосемейному типу [139]. По мнению А. И. Мусукаева и А. И. Першица, большую семью и семейную общину следует различать как две различные исторические формы семьи, отличающиеся друг от друга теми чертами, которыми обычно характеризуются деспотическая семья и демократическая семья, причем последняя форма семьи является исторически более ранней. Низшие самостоятельные структурные единицы сельской общины - большие семьи («унэ- зэшзэхэе»- у каб., «уллу-юй» - у балк.) представляли собой патриархальные родственные и хозяйственные коллективы, которые состояли из ближайших родственников двух, трех, а иногда четырех поколений по нисходящей и боковым линиям, характеризовались коллективной собственностью, общим производством и потреблением при соответственно деспотическом, демократическом или смешанном управлении. В процессе развития семьи действовал так называемый семейный цикл. Малые семьи разрастались и превращались в расширенные большие, т.е., разросшись еще больше и достигнув определенного порога, снова дробились на малые и т.д. Поэтому большие и малые семьи, как правило, всегда соседствовали друг с другом. Все же в старину, с ее натуральным) хозяйством и патриархальным укладом жизни, действительно было больше расширенных больших, а в новое время стало больше малых семей [140]. Как отмечал В. К. Гарданов, у всех адыгов, уже в первой половине XIX в. средний размер семьи составлял от 5-6 до 8-9 человек, что указывает на преобладание малых семей. Эту же мысль подчеркивала Я. С. Смирнова. Это не означает, что в этот период и позже не было у адыгов и балкарцев больших семей, но их было значительно меньше Брак: у адыгов и балкарцев был и есть экзогамный, т. е. категорически запрещается брак между родственниками как по отцовской, так и по материнской линии до седьмого колена. При заключении брака рассматривались не только родственные отношения до седьмого колена, но учитывались также молочные и другие формы искусственного родства. Непосредственное отношение к экзогамии имеет, на наш взгляд, сохранившееся в адыгском языке известное выражение - «Л1эужьыр бжьиблкЬ мауэ» или «л1эужьыр блык1э мауэ» (Кровная наследственность передается до седьмого поколения). Хотя предки адыгов и балкарцев не были знакомы с законами генетики, они предполагали, что кровное родство распространяется именно до седьмого поколения. «Повсеместно сохранившиеся нормы экзогамии запрещали браки между родственниками любых или по крайней мере очень многих степенях родства,- отмечает Я. С. Смирнова, - однофамильцами и членами возводящих себя к общему предку фамилий. Препятствием к браку было также родство по усыновлению и побратимству»[141]. Кроме кровного родства, при заключении брака у адыгов и балкарцев имел место и ряд других брачных запретов. Как было отмечено, нельзя было вступать в брак, находясь в молочном родстве, т, е. молодым, которые вскормлены грудью одной матери. В этой связи Б. А. Ланге писал: «Отношения духовного родства устанавливаются также вследствие вскормленного грудью чужого ребенка». Молочное родство совпадало у адыгов и балкарцев также с усыновлением. Обряд усыновления заключался в следующем: усыновляемый прикасался губами к обнаженной груди старшей женщины в той семье, которая усыновляла. «Этого было достаточно, - указывала Т. Т. Шикова, - чтобы возникли родственные взаимоотношения между фамилией усыновивших и усыновленными, категорически исключившие брачные отношения между ними»[142]. Запрещался брак между семьями аталы- ка и воспитанника. Не одобрялось вступление в брак между ближайшими соседями. В прошлом запрещался брак между представителями различных сословий. Иоганн Бларамберг отмечал, что ни у одной нации не развито так чувство дворянской гордости, как у черкесов, и потому там никогда не бывает случаев неравного брака: князь женится только на дочери князя, а рожденные вне брака дети никогда не могут унаследовать прерогативы их отцов, если, как минимум, они не женятся на законных княжнах; в этом случае они становятся князьями третьего ранга. Князь, который женится на дворянке, покрывает себя меньшим позором, чем князь, который выдает свою дочь замуж за дворянина[143]. Адыги и балкарцы почти всегда соблюдали порядок старшинства в браке, т. е. старший брат или старшая сестра должны были вступать в брак раньше, чем младшие их братья и сестры. Если нарушался этот обычай, сын мог быть изгнан из семьи, и потерять права не получение части имущества родителей. Особенно осуждался выход замуж младшей сестры раньше старшей, т. к. это, по представлению адыгов и балкарцев, унижало последнюю. В таких случаях виновную младшую дочь родители могли проклясть, отказаться от регистрации ее брака и, конечно, от получения калыма. Нельзя было вступать в брак, если в семье был траур, пока он не кончится. Брак запрещался также между семьями, находившимися в состоянии кровной вражды. Общественным мнением не одобрялся брак между представителями различных религиозных верований и разных национальностей. Народы Северного Кавказа с особым предубеждением относились к смешанным бракам, особенно женщин: здесь сказывалось то обстоятельство, что «при патрилокальном поселении такие браки вели к утрате данной народностью как самой женщины, так и рожденных ею детей», - отмечает Я. С. Смирнова. Строго запрещалась добрачная половая жизнь. Особенно общественное мнение было строго в этом отношении к девушке. Ее просто не брали в жены. Адыгам и балкарцам были свойственны твердые нравственные устои. III. Ногмов отмечал, что адыги славились своим целомудрием. «Мужчина, соблазнивший девушку и отказавшийся иа ней жениться, мог быть убит, и в лучшем случае отделаться крупным штрафом за бесчестье или изгнанием», - отмечают А. И. Мусукаев и А. И. Першиц. Та же участь ждала того, кто вступал в интимные отношения с чужой женой. Еще более строгие требования предъявлялись к противоположному полу. Девушку, уличенную в добрачной связи, никто не брал замуж, а если эта связь не получала огласки, то после первой же брачной ночи ее отсылали к родителям, а те, еще в середине XIX в., убивали ее или продавали в рабство. Хуже всего приходилось неверным женам. По адыгским адатам, мужья были вправе делать с ними, что хотели, например, убить или изувечить и отослать обратно домой. Немецкий путешественник К. Кох писал еще в 1840-х гг.: «Иногда муж отрезает преступной жене нос или уши, выбривает ей волосы на голове, обрезает рукава ее одежды и в таком виде отправляет ее обратно к родителям». По шариату, неверную жену полагалось предать мучительной смерти: зарыть живой в землю, побить камнями, сбросить со скалы. Таким образом, у адыгов и балкарцев половая жизнь до брака и вне брака была дочти невозможна. Запрещался брак между несовершеннолетними. Поэтому брачный возраст у адыгов и балкарцев для мужчин - от 20 до 25 лет, у девушек - от 18 до 25 лет. Карл Кох писал, что неестественный обычай женить детей до достижения ими зрелости не встречается у черкесов, зато бывают случаи, когда молодые вступают в брак только на тридцатом году жизни. Обычно же молодые люди вступают в брак в возрасте от двадцати до двадцати четырех лет. Этой причиной можно объяснить, почему черкесский народ, несмотря на чужеземное вмешательство, сохранил в речение тысячелетий свой облик. Этому далее способствовало в немалой степени и то, что у черкесов не распространены браки между родственниками. Молодому человеку не разрешается жениться даже на девушке из того же клана, так как все члены этого клана рассматриваются как родственники [144]. В прошлом адыги и балкарцы, как и другие народы Северного Кавказа, платили калым («уасэ» - адыг., «калым» - балк.) за девушку. Калым у адыгов и балкарцев был в прошлом большим. Так, в начале XX в. в средних крестьянских семьях у адыгов - 600 рублей, у балкарцев - 400 рублей, одна лошадь и несколько голов крупного рогатого скота. Иоганн Бларамберг, говоря о калы- меучеркесов, писал, что приданое, по-татарски «калым», или, как здесь говорят, «баш», достигает у князей 200 рублей серебром и выплачивается либо деньгами, либо пленниками, крепостными, оружием или скотом. Приданое невесты зависит от отца, который определяет, каким оно будет по своему усмотрению и передает жениху вместе с невестой; однако, главный подарок, который считается частью приданого, делается после рождения первого ребенка; одновременно с подарками отец молодой женщины вручает ей повязку и покрывало, составляющие неотъемлемую часть наряда замужней женщины. Далее он приводит целый список калыма за невесту. Цена за невесту составляет у князей и дворян от 30 «башей» и около 18 «башей» у простого народа. Вот какова цена для князей и дворян: 1) мальчик; 2) одна кольчуга; 3) шлем; 4) боевые перчатки и налокотники; 5) одна шашка; 6) восемь быков; 7) конь, равный по стоимости, как минимум, двум быкам; 8) обычная лошадь. Эти первые восемь «башей» являются обязательными и требуются неукоснительно; что касается остальных двадцати двух, то их обычно выплачивают в виде двадцати быков, ружья и пистолета. Главные «баши» для простолюдинов следующие: 1) лучший конь; 2) ружье с серебряной насечкой; 3) два быка; 4) двадцать баранов и дееять коз; 5) медный котел, стоимостью не менее двух быков; 6) обычная лошадь. Остальные «баши» могут быть заменены и выплачены в виде рогатого скота в возрасте не менее трех лет; одна голова скота в этом случае приравнивается к одному «башу»[145]. Существовало несколько форм заключения брака. Основной формой создания семьи являлся брак, заключаемый по соглашению между родителями невесты и жениха на определенных условиях, основанных на обычном праве адыгов и балкарцев. Следующий брак - по системе «нареченных», известный у адыгов под наиме- даванием «гущэкъуапэ ибзэ». Эта форма брака у адыгов уходит своими корнями в глубь тысячелетий. Об этом упоминается, например, в нартеком эпосе. Вот что сказано по этому поводу в нартеком сказании «Как Мале- чжшс была обручена и как ее нареченный женился на.другой»: «Малеч, бездетная жена Жагиши, на старости лет, ночью, родила девочку, которой дали имя Малечипх, что означает: дочь Малеч. В ту же ночь в семье нарта Унаджа («унэж»), - кстати, без ложной скромности отметим - это указывает на то, что род Унежевых, автора данной работы, уходит своими корнями к нартскому эпосу и его фамилия является одной из древнейших у адыгов (К. У), - жившего по соседству, родился мальчик. Его назвали Унаджоко. По нартским обычаям мальчик и девочка, родившиеся в одну ночь, должны были стать мужем и женой, когда наступит их совершеннолетие. Поэтому на углах колыбелек («гущэ»), в которых лежали маленькие Малечипх и Унаджоко («унэжикъуэ»К. У.), нарты вырезали знак обручения. Малеч и Жагиша жили бедно, а родители Унаджоко (Унэжикъуэ) - побогаче...»[146] Эта форма брака, уходящая в глубокую древность, бытовала между кунаками, близкими друзьями, принадлежащими к разным родам. В первые же дни после рождения родители в присутствии близких родственников и друзей обручали младенцев с обязательным условием их женитьбы по достижении ими совершеннолетнего возраста. Само обручение обставлялось как торжество. До совершеннолетия детей будущие родственники посещали друг друга, девочке преподносились различные подарки. Следующей формой брака было похищение невесты, так называемый брак уводом. Этот брак существовал в трех принципиально различных видах. Первым из иих было настоящее насильственное умыкание, совершавшееся без согласия как самой девушки, так и ее семьи. К нему прибегали по разным причинам: в отместку за неудачное сватовство, чтобы породниться с богатой или знатной семьей, но чаще всего, чтобы, поставив родню девушки перед свершившимся фактом, заставить ее уменьшить калым, как отмечает Я. С. Смирнова [147]. Но такие формы брака были редки и часто заканчивались кровопролитием. Второй разновидностью брака уводом было похищение девушки с ее согласия. К нему прибегали приглянувшиеся друг другу молодые люди, Когда они не рассчитывали на согласие родителей или, опять-таки, когда жених не имел возможности внести полный калым. Наконец, третьей и вместе с тем наиболее распространенной разновидностью было фиктивное похищение, совершавшееся по взаимной договоренности между женихом, невестой и ее семьей. Однако наиболее распространенной формой заключения брака был брак по сговору («лъыхъук1э къэшэю). Оформлявшая его обрядность начиналась сватовством, во время которого стороны предварительно договаривались о размерах калыма и сроках его уплаты. Увоз невесты у адыгов и балкарцев сопровождался пиршеством и различными церемониями - обрядом ее вывоза из родительского дома, инсценированными попытками задержать поезжан, которым приходилось откупаться подарками и т. д. Наконец, невесту, доставляли в дом жениха, где происходили основные свадебные торжества, которые длились несколько дней. У адыгов и балкарцев существовали и левиратный, и сороратный браки. Левиратный брак — это брак брата с женой умершего брата. По обычаю вдова могла выйти замуж за брата умершего мужа, если он изъявлял на то свое желание. Это объяснялось экономической целесообразностью и полезностью для воспитания осиротевших детей. Если никто из братьев умершего не желал вступить в брак со своей снохой, то ей разрешали вернуться домой и устраивать свою личную жизнь по своему усмотрению. Но дети, как правило, оставались в доме умершего отца. Поэтому чаще всего вдова не уходила к своим родителям и жила в семье бывшего мужа со своими детьми, особенно если она не была в молодом возрасте. По обычаю допускался брак с сестрой умершей жены (сороратный брак), но обязательно с ее согласия. Это делалось в тех случаях, если остались малолетние дети, а, по мнению адыгов и балкарцев, родная тетя могла лучше всех других быть им второй матерью. Однако следует отметить, что и левират, и сорорат были редким явлением в жизни адыгов и балкарцев, а в настоящее время этот обычай почти забыт. Брачный выбор. Сватовство Испокон веков адыги и балкарцы к брачному выбору, т. е. выбору невесты и жениха, подходили очень серьезно. Кроме вышеперечисленных брачных запретов, учитывали и многие другие моменты, прежде чем остановить свой выбор на той или иной личности в качестве жениха или невесты. Родители жениха, прежде чем начать процесс сватовства, тщательно интересовались семьей девушки-избранницы их сына. Здесь учитывалось все: от нравственного облика девушки и ее родителей до общественного мнения об этой семье. Бывало часто, что невесту для жениха находили его родители или ближайшие родственники и друзья. Жених, в свою очередь, старался прислушиваться к их совету, в том случае, если у него не было невесты, с которой он мог быть знакомым до этого момента. И когда он выбирал себе какую-нибудь девушку, начинался процесс сватовства («пьыхъуы», «келечи ийну»). После того как была найдена подходящая кандидатура невесты, к ее родителям посылали сватов из ближайших родственников жениха. При согласии родителей девушки для жениха организовывали «хъыджэбза- плъэ»; «къызкъарау». Это в случае, если молодые люди до этого не были знакомы. Жених в сопровождении двухтрех молодых людей из числа родственников или друзей отправлялся в дом родителей невесты или какого-нибудь родственника и знакомился с ней. По достижении согласия между женихом и невестой, ее сторона отправляла двух-трех мужчин к родителям жениха для того, чтобы познакомиться поближе с их хозяйством и бытом. «Этот обычай, соблюдавшийся и при некоторых других формах брака, — отмечает X. Думанов, - назывался «унап- лъэ», что буквально означает «смотреть дом». Визитеры осматривали дом, хозяйственные постройки, знакомились с родителями и родственниками жениха»[148]. Визиты родственников жениха в дом невесты повторялись 2-3 раза. Считалось плохим тоном со стороны родителей невесты соглашаться на выдачу своей дочери замуж с первого раза. А Иоганн Бларамберг отмечает, что у черкесов, когда молодой человек намерен жениться, он сообщает об этом своим родителям и друзьям. Для этого он собирает их всех вместе; они делают ему подарки оружием, лошадьми, быками и прочими предметами. Созванные молодым человеком его друзья направляются к дому той, которой он добивается, чтобы сообщить о намерениях молодого человека отцу и братьям девушки; они обговаривают с родственниками условия, и жених таким образом может заполучить свою избранницу сразу же после уплаты «баша» (калыма — «уаеэ»). Если жених не в состоянии сразу уплатить весь «баш», он может выплатить его постепенно после женитьбы [149]. У адыгов и балкарцев имели место различные приемы, с помощью которых показывали сватам свое отношение к сватанию. Б. А. Ланге писал о балкарских сватах: «Что касается брака, то он заключается путем свободного уговора с родителями невесты, причем предварительные переговоры поручаются кому-либо из родственников жениха. Сначала собираются сведения о семействе, к которому принадлежит негеста, и если, по справкам, окажется, что семейство это удовлетворяет условиям обычая, т. е. хорошего происхождения - равного с желающим свататься, имеет достаточное состояние, то приступают к сватовству. Родственник, которому поручены переговоры, отправляется к родителям невесты и, смотря по обстоятельствам или прямо, объявляет им о цели своего приезда или дает знать о ней намеками. Тогда собираются все родственники девушки и сообща решают, принять или отклонить предложение. Если и жених, в свою очередь, удовлетворяет всем требованиям обычая, то родственники дают свое согласие на брак, но не решают вопроса окончательно»[150]. Имея все нужные сведения друг о друге, обе стороны готовились к переговорам о браке. Во главе сватов назначали близкого к жениху человека, уважаемого, красноречивого. В. Я. Тепцов в этой связи отмечал: «Когда у жениха все готово для брака, он выбирает из среды своих ближайших родственников доверенных лиц. Самым почетным доверенным считается дядя по матери»2. О роли дяди невесты по матери свидетельствует и Б. В. Миллер л. «В число сватов жениха входили родственники, - пишет М. Кудаев, - близкие знакомые, соседи и родственники невесты, если они жили в его селении (последние могли оказать помощь сватам жениха). Первое посещение сватов предполагало знакомство с родителями и родственниками невесты. Их принимали по закону гостеприимства как самых дорогих и почетных гостей — у очага, где горел огонь. Очаг считался в доме святым местом, и прием у очага означает, что сватам оказывается высокая честь. Хозяйка дома ставила у очага три полена, давая этим понять сватам, что переговоры одним посещением не кончаются, что им придется посетить дом невесты три раза. Если родная тетя невесты по отцу касалась рукой железного очажного треножника, это значило, что родители невесты должны посоветоваться с родственниками и с ней. Поставленный у очага чистый чугун говорил: пока ничего ответить не можем. Очажные щипцы в вертикальном положении показывали, что родители хотят спросить согласия невесты на брак. Шампур в вертикальном положении ~ отказ от брака. Полное ведро воды - нужен совет со старшей сестрой, которая замужем далеко. Ложки на деревянном подносе - мы еще не готовы дать ответ. Чашка на сковороде - скоро дадим ответ. Железная лопаточка на золе - не торопите нас с ответом. Когда шли переговоры сватов с родней невесты, в очаге постоянно поддерживали огонь. Тушить огонь, когда тли переговоры, считалось большим оскорблением для сватов. Огромное значение во время переговоров имели пища и напитки. Горячую пищу для сватов у балкарцев готовила невеста. Это был для нее своеобразный экзамен. Хозяева дома старались подать гостям самую лучшую пищу. Если на стол подавалось парное молоко, сваты должны были понять, что невеста еще очень молода. Кипяченое молоко - не достигла брачного возраста. Айран - у невесты старшая сестра еще не вышла замуж, а по обычаю младшей не полагалось раньше нее выходить замуж. Густой айран - старший брат не женат, по обычаю балкарцев она также не могла выйти замуж до тех пор, пока он не женится. Айран с грибками - в доме много маленьких детей, родители ухаживать за ними не в состоянии, и поэтому она выйти замуж пока не может. Айран, приготовленный в маслобойке, - невеста отказывается от брака. Масло на столе — невеста богатая. Сыр - невесту сватает много женихов. Яйцо в сметане - родители невесты хотят узнать поподробнее о женихе. При первом посещении сваты преподносили невесте подарки - платок, кольцо, серьги, бусы, и т. д. Если подарки принимали, это значило, что переговоры будут продолжаться. О времени второго посещения сватов родители невесты сами сообщали родителям жениха- Если перед старшим из сватов ставили отдельно один кусочек печени, это значило, что им надо посетить дом невесты еще один раз. Поданный в отдельной тарелке кусочек жареного легкого заключал в себе вопрос о материальном положении жениха. Колбаса из желудка («жёрме») - семья жениха среднего достатка. Колбасой из печени («сох- та») давали знать, что переговоры будут идти успешно. Колбасой из мяса - просят большой калым. Шашлыки означали: надо сделать много подарков. Три ребра барана - ждем ответа при третьем посещении. Если сторона невесты хотела дать знать, что исход будет удачным, то на стол подавалась вареная курица. Половина курицы или индюка - надо платить половину калыма. При третьем посещении дома невесты сватов принимали также радушно, но с новыми испытаниями. Если подавался на стол серый хлеб, это означало, что жених очень молодой; хлеб, покрошенный в айран - жених очень старый, без зубов. Хатлама - отказ от переговоров. Однако следует отметить, что обычаи подачи пищи, связанные со сватовством, в каждом селении Балкарии имели свои особенности»[151]. У адыгов в прошлом брак официально оформлялся в доме родителей невесты задолго до ее перевоза в дом жениха или его родителей. Брачный контракт («нэчыхь», «некях») составлялся муллой в присутствии свидетелей обеих сторон, которые его и подписывали. Мулле полагалась плата за оформление брака, с конца XIX в,, по приговору общественного схода, - 5 рублей за оформление брака девушки и 2 рубля за оформление брака вдовы а. Следует отметить, что адыги и балкарцы после принятия ими ислама, начали оформлять брачный контракт письменно. Слово «нэчыхь», от арабского «наках», - брачный контракт, который предусматривал долю выкупа- калыма в пользу жены на случай развода против ее воли или же смерти мужа. Кроме «наках», который становился собственностью жены, в брачный контракт («дэфтэр») включали полный комплект одежды невесты, нагрудные украшения («щ1ы1у»), женский иояс, украшенный драгоценными металлами (золото, серебро), - все этб родственники жениха преподносили будущей невестке. У адыгов в брачном контракте оговаривалось, к примеру, какова будет одежда невесты, чем и как она будет украшена. У адыгов и балкарцев были свои специальные тосты, посвященные каждому знаменательному событию в их жизни. Обряду «нэчыхьытх» у адыгов посвящен такой хох: Невестка пусть будет доброй, Пятки благословенные она тут оставит, Носком счастливым она к ним ступит, Новую семью прославит Она в согласии со всеми, Кроткий нрав - ее украшение, Своих родных она возрадует, А куда пошла — ей в радость, Пусть приумножит их добро. Хабзэ для нее - не тягость и не угодничество, Она мастерица на все руки, Младшие ею любимы, По старшим она скучает. Она, как клей, для дружбы в доме, Ее ум и мысли прекрасны, В большом и малом она пример, Трудолюбива, заботлива, Малых она нежит, Взрослых ласкает', Своих детей не делит, Свекор ею доволен, Для свекрови она опора, Дела у нее спорятся, Новое приумножает. Хох! - говорю я, Пусть такой она станет Девушка после оформления брака могла оставаться дома у своих родителей несколько месяцев, год, а то й больше. Таким образом, к вопросу выбора невесты и жениха адыги и балкарцы подходили исключительно серьезно. Тщательно взвешивали все плюсы и минусы как со стороны жениха, так и со стороны невесты- Во избежание ошибок в брачном выборе переговоры шли долго и брак оформляли не сразу. Процесс сватовства длился не одну неделю. Поэтому семьи были крепкими, в них царила атмосфера взаимоуважения и любви. И разводы были редкими. § 3. Свадебные обряды Как справедливо отмечает С. Мафедзев, пока есть человек, пока существует семья, свадьба бессмертна, ибо она - основа жизни рода, начало новой семьи, часть бытия. Более того, свадьба - это один из основных ритуалов в любой национальной культуре. Своеобразное зеркало, в котором отражаются многие стороны этнической сути народа, его истории. Свадебные ритуалы, обряды - результат поиска не одного поколения, на них - зарубки далекого прошлого, отметины социальных, экономических, информационных препятствий, через которые прошел народ. О том свидетельствует каждый эпизод, каждая деталь свадебного обряда. Прежде чем сделаться частью обычая, он имел реальную, магическую или же религиозную основу[152]. У адыгов «нэчыхьытх» и «уасэ- 1ых» были самостоятельными обрядами. В настоящее время то, что в Большой Кабарде называют «нэчыяьытх», в Малой Кабарде известно как «уасэ1ых» (поездка за калымом). В первом случае церемония происходила в доме невесты, а во втором ~ в доме жениха. Как было отмечено выше, после оформления брака невеста еще некоторое время находилась в доме евоих родителей. За этот период ей готовили приданое, подарки для близких родственников жениха. Но главное - в этот период не очень пожилые ее родственницы и соседки готовили невесту к будущей семейной жизни. У адыгов этот период называется «жэщщые» - ночные посиделки. Невесту учили правилам поведения в новой семье, объясняли, какие обычаи «избегания» существуют между членами семьи. Учили также ее всем правилам интимной жизни, начиная с первой брачной ночи и т. д. Были свои законы, обычаи, которые регулировали отношения между родителями жениха и невесты или другие непредвиденные случаи после оформления брака, но — пока девушка оставалась в доме своих родителей. Например, JI. Я. Люлье отмечал, что у черкесов, если в то время, пока невеста остается еще в родительском доме, она будет кем-нибудь похищена, то жених вправе преследовать похитителя и обязан ему мстить. Подобное оскорбление относится к числу самых нестерпимых обид: в этом случае требование чести обязывает всякого решаться на самые крайние меры для получения удовлетворения. Ссоры такого рода по большей части сопровождаются кровавыми последствиями. Если родители невесты из каких-нибудь личных выгод содействовали ее похищению и это бывало доказано, то они лишались калыма, а невеста принадлежала по праву первому жениху. С другой стороны, были защищены права невесты и ее родителей, к примеру, отказаться от невесты без причины и без основательного повода значит, нанести оскорбление и ей самой, и ее семейству. При этом часть калыма («уасэ».- К. У.), обыкновенно выплачиваемая предварительно женихом, не возвращается, более того, в виде пени за отказ, он обязан был дополнить к этой части столько, чтобы составилась половина условленного калыма[153]. Но самые главные свадебные обряды начинались с поездки сторонников жениха за невестой, ее привоза («ны- сэшэ», «гашу джанги», «келин»). Эта часть свадебных обрядов считалась одним из самых главных, ответственных элементов свадьбы адыгов и балкарцев. К самой же свадьбе обе стороны готовились с особой тщательностью. Заранее оговаривались все детали. Готовились национальные блюда, предназначенные именно для этого обряда. Снаряжали специальную повозку, на которой должны были привести невесту. Ее сопровождали всадники, число которых иногда доходило до 100 человек. Быть в числе сопровождающих повозку было высокой честью для каждого молодого человека. Туда отбирали отличных наездников, ловких, обладающих хорошими знаниями адыгэ хабзэ, тау адет. В
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 4835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.46.108 (0.015 с.) |