Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого общества.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого общества.



Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого общества.

Брак в древности являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца.

В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.Многие фараоны женились на своих сестрах и даже дочерях, т. к. это помогало сохранить трон, династию и наследство.Так, Клеопатра сначала была женой своего старшего брата, затем, после его смерти, — супругой младшего брата. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.Распространен в первобытном обществе Групповой брак – брачный союз нескольких М и Ж. Хар-ны свободные связи внутри рода (эндогамия). Позже возникла экзогамия – запрет браков внутри рода. Появилась кровнородственная среда. Брачные группы разделены на поколения. Связь родителей и детей исключена.Позднее сложилась пуналуальная семья – групповой брак братьев с их женами или группу сестер с их мужьями.Затем возник полигамный брак – многоженство и многомужество.Моногамия – один М и одна Ж (преобладающая форма брака у земледельческих народов). Возникло неравенство между М и Ж.Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод (легкоразводимая).

На первых ступенях развития общества сущ-ла свобода брачных отношений, постепенно свобода интимной жизни ограничивалась, перейдя от группового брака к индивидуальному.Таким образом, путь к моногамной семье был долгим и сложным. Отношения между полами постоянно претерпевали изменения. Происходят они и ныне: меняются взгляды на половое поведение мужчин и женщин

Уменьшается численность детей в семье. В современных городах резко возрастает свободный выбор партнера. Увеличивается возраст вступающих в брак молодых людей. Снижается власть родителей над детьми и власть мужчин над женщинами.

возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков; формируются новые способы решения семейных проблем.

 

 

Понятия «семья» и «брак» в психологии и смежных науках.

Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблемность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.

Так, в терминах общей теории систем, Людвига ван Берталанфи, «семья не есть простая сумма членов этой семьи, это прежде всего определенная сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состояние семьи, необходимо необходимо проанализировать всю семенную систему как целое».

Другой взгляд на семью отражен в высказывании А. И. Захарова: «В социальной психологии существует понятие «первичная группа». Связи в этой группе строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивающем высокую степень слияния ее участников. Такой первичной группой является семья — единственная группа, которая увеличивается и разрастается не благодаря «приему» новых членов извне, а благодаря рождению детей».

Согласно определению Н. Я. Соловьева, «семья — малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Среди определений семьи, построенных по категориям семейных отношений, выделяется определение, данное А. Г. Харчевым: семья — это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

А. И. Антонов определяет семью «как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи». Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного.. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. А. Г. Харчев определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности».В этом определении ключевыми моментами для понятия сущности брака являются представления об изменчивости форм брака, роли общества в его упорядочивании и санкционировании, правовом регулировании. Так, в разных обществах устанавливается разный возраст вступления в брак, регулируются процедуры оформления брака и его расторжения. Половое санкционирование также хорошо известно. Наглядным примером является ограничение возможностей репродуктивного поведения в Китае, численность которого превышает 1 миллиард человек. В других обществах, наоборот, изыскиваются всяческие способы стимулирования деторождения. Влияние государственной политики осуществляется через налоги за бездетность, выдачу пособий семьям, имеющим детей, организацию продажи детских и семейных товаров оказание особой медицинской помощи беременным женщинам, младенцам, принятие программ, способствующих социальной и материальной поддержке семьям.

По мнению А. Г. Харчева, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

 

 

Кризисные периоды в браке.

Стрессоры – факторы которые вызывают стресс. Под их влиянием члены семьи конфликтуют, находятся в депрессивном состоянии, оказываются перед необходимостью перестраивать семейные отношения. Стрессоры – это разного рода влияния на семейную систему. Мак Голдрик выделяет горизонтальные и вертикальные семейные стрессоры.

К горизонтальным относятся: внутренние (нормативные кризисы) и внешние (ненормативные кризисы).Внутренние . Ситуация при которой повышается конфликтность внутри семьи, семья вынуждена решать задачи перестройки семейной системы. Нормативные т.к. характерны для любой семьи, в каждой семье наблюдаются одни и те же нормативные кризисы, они связаны с процессом развития семейной системы и с процессом перехода семейной системы от одной стадии развития на другую.

Виды нормативных кризисов развития брака.

1.)Кризис медового месяца.Наступает в первые 1-2 месяцы семейной жизни. Первые ссоры, конфликты. Основная психологическая составляющая – разочарование, Феномен срывания масок. Связан с тем, что добрачные роли супругами отыграны, которые были связаны с ритуалом ухаживания и с тем что добрачной общение носило досуговый характер. После заключения брака меняются задачи 2.)Эффект нижнего белья. Связан с тем, что супруги перестают следить за своей внешностью, начинают проявляться неприличные характеристики, исчезают шарм и очарование, начинаются бытовые проблемы. Часто у мужчины и женщины разные установки, задачи и ожидания от брака. Для женщины брак это фигура, то к чему ее готовили с детства. Для мужчины брак – это фон. Семья важна для него, но это та база, от которой он отталкивается в карьерном росте, самоактуализации. Женщина реализуется в семье, а мужчина вне семьи и после брака он быстро переключается на внесемейное поведение, при этом жена чувствует себя обманутой. После свадьбы она обнаруживает, что у него есть работа, хобби, друзья. Для мужчины любовь – это действия, результаты, а для женщины – это отношения. 3.) Кризис связанный с появлением первого ребенка. Первые 3-5 лет совместной жизни. Кризис, связан с недовольством жены своим мужем), у жены часто может возникать послеродовой психоз. Часто мужья выражают недовольство тем, что жена запускает хозяйство, больше внимания уделяет младенцу, не обеспечивает комфорт. Муж на время становится единственным кормильцем семьи, не может восстановить силы после работы. Ребенок скидывает мужа с пьедестала. Жена меньше уделяет ему внимания мужа перестает тянуть домой . Он не испытывает особого удовольствия от помощи, что приводит к конфликтам. Муж начинает ревновать жену к ребенку. Мужчина труднее переносит сексуальное воздержание, чем женщина. Муж и жена не оказывают друг другу необходимой, прежней поддержки. 4.) Кризис опустевшего гнезда. Стаж семейной жизни больше 18 лет. Основные аспекты:Аспект межличностного характера, (между мужем и женой). Супруги вынуждены восстанавливать либо заново выстраивать супружеские отношения. В процессе этого могут актуализироваться неразрешенные конфликты прошлого.

Внешние горизонтальные кризисы- непредсказуемые, непрогнозируемые. данные кризисы не способствуют, а препятствуют развитию семейной системы отношений.

5) Сверхсильные стрессоры – это то, что семья не может контролировать (смерть близкого, супружеская измена, тяжкое хроническое заболевание одного из членов семьи,

6) Хронические стрессоры: высокая напряженность профессиональной деятельности (бизнесмены, актеры, педагоги); постоянные материальные трудности, жилищная неустроенность; воспитание детей.

Переживание стрессов зависит от ресурсов семьи, также социальной поддержке.

Вертикальные стрессоры. Влияние в виде образов, факторы связанные с историей семьи, рода. Семейные мифы, ожидания, традиции, модели взаимодействия, то, что связано с генетическим наследованием от родительской семьи.

Специфика общения в семье.

Семья - малая социальная группа, отношения в к-рой основаны на супружеском союзе и родственных связях. Основные векторы О. определяются структурой семейных связей, включающей отношения супружеские, детско-родительские, между братьями и сестрами, отношения с прародительской семьей. Особенности О. в с. обусловлены, с одн. стор., функциями семьи, с другой - высокой эмоциональной насыщенностью отношений. Семья призвана быть системой, в к-рой удовлетворяются важнейшие человеческие потребности в любви и поддержке, восстановлении жизненного потенциала, эмоционального благополучия, счастья. Для эффективной реализации перечисленных функций необходимо согласование усилий участников группы, полноценное межличностное О. Особую важность приобретают такие особенности О. между членами семьи, как ролевое распределение,способы разрешения конфликтных ситуаций; принципы построения взаимоотношений с более широким социальным контекстом, в к-рый включена семья. Отличительной особенностью О. в с. является высокий уровень эмоциональной насыщенности взаимодействия. Связано это с тем, что основой построения совр. семьи является чувство любви. Э. Фромм, различая любовь как обладание и любовь как бытие, говорит о стремлении взаимного проникновения, предполагающее готовность предоставить себя партнеру, отдать себя в дар другому, обогащая тем самым его личность. Для достижения такой возможности К. Роджерс указывает на необходимость конгруэнтности. Конгруэнтная коммуникация, честная, искренняя, безоценочная, лишенная попыток манипулирования партнером является основой семейного О. Характер супружеских отношений зависит от того, насколько зрелой является у партнеров способность любить, насколько учитываются их гендерные особенности. Э. Эриксон понимает зрелую любовь как высокий уровень отождествления с партнером, разделение его идентичности, сопровождающийся проникновением во внутренний мир партнера, сочувствием и сопереживанием (эмпатия). Зрелая форма любви неразрывно связана с заботой о любимом человеке, не вызванной соображениями личной выгоды. Поскольку отношения в семье отличаются открытостью, доверительностью, обсуждается проблема необходимости сохранения их конфиденциальности. Качество сложившихся в браке отношений субъективно переживается как удовлетворенность или неудовлетворенность браком. Удовлетворенность браком рассматривается не только как показатель качества отношений в семье, но и как фактор поддержания ее стабильности, эмоционального фона семейных отношений, гармонизации детско-родительских отношений. Семейные конфликты принято рассматривать в соответствии с основными положениями общей теории конфликта. Зоной семейных конфликтов называют: несогласованность супружеских представлений о ролевом распределении, семейном укладе, семейных ценностях, в т. ч. ценностей воспитания детей; дисгармонию сексуальных отношений, отношений любви, ревность, супружескую измену; фрустрацию потребностей одного из супругов (материальных или духовных). Особый интерес представляет сфера О. ребенка с родителями, к-рая традиционно описывается как сфера детско-родительских отношений. Качество О. ребенка и близкого взрослого, по мнению М. Эйнсворт (M. Ainsworth), приводит к формированию типа привязанности. Надежная, амбивалентная или избегающая привязанность становится характеристикой не только детско-родительских отношений, но и широкого круга близких отношений во взрослости - дружеских, романтических, супружеских отношений, и, наконец, отношений со своим собственным ребенком. Неадекватность образа родителя у ребенка обусловлена возрастно-психол. особенностями ребенка, характером детско-родительских отношений. Особую систему отношений в семье составляют братья и сестры (сиблинги). Характер О. детей в семье во многом определяется их сиблинговой позицией. Порядок рождения детей определяет такие позиции, как единственный ребенок, старший ребенок, средний и младший ребенок. Необходимость распределения родительского внимания и участия нередко создает среди детей ситуацию соревнования, соперничества.

Автор: Добряков И.В.

Игровую психотерапию можно определить как ориентированный метод лечебного воздействия на психику больного специально обученным психотерапевтом, ставящим перед собой задачи диагностики, лечения и/или реабилитации, достигающим психотерапевтического контакта и решения этих задач путем организации, исследования, интерпретации, структурирования игровой деятельности пациента. Целесообразность использования игровых методов в семейной психотерапии очевидна. Применение игровых методик способствовало налаживанию коммуникаций, вовлечению в психотерапевтический процесс всех членов семьи, помогало раскрыть ее творческой потенциал. Использование игр в процессе семейной психотерапии имеет следующие преимущества: 1. Простота и естественность присоединения к семье психотерапевта во время игровой деятельности. 2. Возможность активного включения в процесс семейной психотерапии детей, не способных еще достаточно четко вербализовать свои эмоции и идеи. 3. Снижение тревоги, рост степени доверия и откровенности в процессе удачно проводимых игр. 4. Активизация вербальной экспрессии в процессе игр. 5. Проявление в игровой деятельности семейных тайн. 6. Выявление в играх неосознанных или скрываемых, не предъявляемых семьей проблем, которые члены семьи не готовы обсуждать. 7. Возможность наблюдать членов семьи в процессе взаимодействия, а не только во время вербального общения. 8. Возможность демонстрации членами семьи отношений друг к другу в символической форме. 9. Сравнительно быстрое достижение понимания членами семьи чувств друг друга и мотивов поступков. 10. Повышение эффективности семейной психотерапии и сокращение длительности курса лечения Приведем некоторые из перечисленных игровых методик, применяемых нами в процессе семейной психотерапии

После того как психотерапевт познакомится с семьей, он предлагает ее членам воспользоваться техникой игры с марионетками. Психотерапевт продолжает беседу, говоря о том, что ребенку младшего возраста особенно сложно объяснить незнакомому человеку, что его беспокоит. Психотерапевт поясняет, что, играя с марионетками, родителям и ребенку предстоит попросту разыграть одну из недавно имевших место ситуаций в семье, когда например мама испытывала явные трудности в общении с дочерью или сыном. Затем, положив марионетки в ящик, психотерапевт придвигает его к членам семьи с вопросом – кто из родителей хотел бы первым поиграть в паре с ребенком и почему. Так или иначе, коробка с марионетками вручается родителю и ребенку, и им предлагается выбрать куклы, с которыми они будут играть.Когда пара начинает игру, важно отметить, насколько правдоподобно она это делает. Психотерапевт ждет пока участники не закончат сцену или пока они не зайдут в своей игре так далеко, как это возможно в данной ситуации. На третьем этапе игры можно предложить участникам снова сыграть ту же сцену, но теперь каждый должен показать, как ему хотелось бы вести себя и что ему хотелось бы говорить в этой ситуации.

Техника семейной игры с марионетками является эффективным диагностическим инструментом, позволяющим гораздо быстрее, чем в случае применения традиционного интервью, оценить проблемные области их отношений с родителями (а также взаимоотношений между родителями.Таким образом, с помощью организации игровой деятельности, в которой участвуют члены семьи, можно изменить семейную систему. Использование игрового метода на всех стадиях процесса семейной психотерапии целесообразно, может повысить ее эффективность. "Следует только всегда знать, что делаешь".

45. Основные модели общения в семье. Игры общения. (Сатир В. Как строить себя и свою семью)

Сатир назвала 4 м.об.: заискивающий, обвиняющий, расчетливый и отстраненный.

1) заискивать, чтобы другой человек не сердился; (миротворец)

2) обвинять, чтобы другой человек считал его сильным;

3) рассчитать все так, чтобы избежать угрозы. Самооценка человека нередко скрыта за высокими словами и абстрактными понятиями;

4) отстраниться настолько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, будто ее нет.

Миротворец разговаривает в заискивающей манере, пытаясь угодить, извиняясь и никогда ни о чем не споря. Это — человек-согласие, говорящий так, будто он не может ничего сделать сам, ему постоянно требуется чье-то одобрение.

Обвинитель постоянно ищет, кто в том или ином случае виноват. Он — диктатор, хозяин, который ведет себя надменно и словно без конца упрекает. Расчетливый («компьютер») очень корректен, очень рассудителен и не выражает никаких чувств. «Говорите правильные вещи, скрывайте свои чувства. Не реагируйте на окружающее».Отстраненный (безумный) не реагирует ни на какие вопросы. Играя роль отстраненного, представьте себя волчком, который постоянно вертится, но никогда не знает, куда движется, и, даже дойдя до цели, не понимает этого. Ещё тип реагирования «уравновешенный» или «гибкий». Он дает возможность преодолеть препятствия, найти выход из затруднительного положения или объединить людей. Уравновешенное общение основано на подлинности переживаемых демонстрируемых чувств. Уравновешенных людей отличает способность к личностному росту, жизнестойкость, открытость.

Игры общения

игры отображают реальные переживания, испытываемые людьми в семье и обществе. Игры помогают вернуть точку опоры, способствуют личностному росту. Пусть в игре участвуют три человека, а остальные наблюдают. в конце игры они поделятся своими впечатлениями и наблюдениями. каждый из играющих придумает себе имя, отличающееся от настоящего. Громко произнесите ваше новое имя. Для игры каждый из вас выбирает определенный способ общения Например, один обвиняет, другой заискивает, третий тоже обвиняет. В следующий раз вы возьмете другие роли. Теперь после того, как каждый выбрал определенный стиль общения, сообщите об этом друг другу. Начните игру, приняв позы, соответствующие вашей комбинации.. Теперь позы представлены в комбинации друг с другом.Замрите в них в течение минуты. В этот момент попытайтесь осознать, что вы чувствуете, что ощущают другие. Если в вашей семье назревает конфликт, то в ходе игры найдите его истоки. Если в доме все спокойно, займитесь планированием своей жизни — летним отдыхом, организацией предстоящего праздника и т. д. Не бойтесь утрировать выбранный вами стиль общения. Когда прозвонит будильник, остановитесь . Немедленно сядьте на свое место, закройте глаза и попробуйте сосредоточиться на своем дыхании, мыслях, переживаниях, восприятиях партнеров по игре.Потом медленно приоткройте глаза и расскажите партнерам о том, что вы ощущали во время игры. Что же происходило на самом деле?.Возможно, теперь вы поняли, что от стиля общения зависит то, как вы реализуете планы и разрешаете конфликты. Попробуйте вновь поиграть уже с другой моделью общения. Вы можете экспериментировать, меняясь ролями. Не забудьте в конце каждой игры поделиться с партнерами своими переживаниями. Вот другая полезная игра. В нее играют всей семьей.

Каждый член семьи выбирает себе имя и произносит его вслух. Затем каждый выбирает один из четырех вариантов поведения, но не говорит другим, какой именно выбрал. А теперь попробуйте вместе что-нубудь спланировать. При этом запишите ваш разговор на магнитофон.В течение тридцати минут постарайтесь не выходить из этой роли. Если вы почувствуете внутренний дискомфорт, смените ее. Играйте в соответствии с вновь выбранной ролью, пока не возникнет чувство дискомфорта.По окончании игры подробно расскажите своим партнерам, что вы чувствовали, что думали о них и о самом себе.

Начало формы

Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого общества.

Брак в древности являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца.

В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.Многие фараоны женились на своих сестрах и даже дочерях, т. к. это помогало сохранить трон, династию и наследство.Так, Клеопатра сначала была женой своего старшего брата, затем, после его смерти, — супругой младшего брата. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.Распространен в первобытном обществе Групповой брак – брачный союз нескольких М и Ж. Хар-ны свободные связи внутри рода (эндогамия). Позже возникла экзогамия – запрет браков внутри рода. Появилась кровнородственная среда. Брачные группы разделены на поколения. Связь родителей и детей исключена.Позднее сложилась пуналуальная семья – групповой брак братьев с их женами или группу сестер с их мужьями.Затем возник полигамный брак – многоженство и многомужество.Моногамия – один М и одна Ж (преобладающая форма брака у земледельческих народов). Возникло неравенство между М и Ж.Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод (легкоразводимая).

На первых ступенях развития общества сущ-ла свобода брачных отношений, постепенно свобода интимной жизни ограничивалась, перейдя от группового брака к индивидуальному.Таким образом, путь к моногамной семье был долгим и сложным. Отношения между полами постоянно претерпевали изменения. Происходят они и ныне: меняются взгляды на половое поведение мужчин и женщин

Уменьшается численность детей в семье. В современных городах резко возрастает свободный выбор партнера. Увеличивается возраст вступающих в брак молодых людей. Снижается власть родителей над детьми и власть мужчин над женщинами.

возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков; формируются новые способы решения семейных проблем.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.58.220 (0.033 с.)