Предмет и методология Истории государства и права Беларуси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методология Истории государства и права Беларуси.



Роль этногенеза белорусов в формировании национальной государственности.

 

Этногенез (от греч. «племя, народ» и «происхождение»),— процесс сложения этнической общности на базе различных этнических компонентов. Проблема происхождения белорусского народа очень сложная и недостаточно изученная. Сложность ее обусловлена тем, что она исследуется путем анализа многих, разных по характеру, источников — памятников письменности, данных этнографии, археологии, антропологии. Все это и обусловливает существование разных взглядов на происхождение белорусского народа. Среди них можно выделить " финскую", "балтскую", "кривическо-дреговичско-радимичскую", "древнерусскую " концепции белорусского этногенеза. предками белорусского народа были славяне и финны. В качестве доказательства он ссылается на то, что некоторые названия белорусских рек и озер, например Двина, Мордва, Свирь, финского происхождения. Сторонники "балтской" концепции (В.Седов, Г.Штыхов и др.) считают, что предками белорусов являются славяне и балты. Они ссылаются на названия белорусских рек и озер балтского происхождения (Ореса, Клева, Реста и др.), утверждают, что о балтах свидетельствуют некоторые элементы традиционной белорусской культуры и языка (женский головной убор повойник, твердый звук "р" и др.). Авторы "кривичско-дреговичско-радимичской" концепции (Е.Карский, М.Довнар-Запольский, В.Пичета и др.) считали, что основными предками белорусского этноса являются кривичи, дреговичи, радимичи. Те, кто придерживается "древнерусской" концепции происхождения белорусского народа (Е.Корнейчик и др.), утверждают, что предками белорусов была одна из частей так называемой древнерусской народности. Являются ли названия некоторых белорусских рек финского происхождения доказательством того, что предками белорусов были и финоязычные группы населения? Можно точно сказать, что не являются. Финоязычное население на территории Беларуси жило в глубокой древности, и было ассимилировано здесь не славянами, а древними балтами.. Финские названия рек и озер в нашем крае сначала были восприняты балтами, а затем от балтов перешли в лексику славянского населения,. Твердый "р", например, кроме балтов и белорусов присущ также языку украинцев, болгар, чехов, словаков,. Женский головной убор повойник был характерен не только для балтов и белорусов, но и для других славянских народов, в частности украинцев, болгар, поляков.

В результате широкого расселения славян на территории нашего края и смешения их с восточными балтами образовались не белорусы, а первичные восточнославянские этнические общности — кривичи, дреговичи и радимичи. Но и в аргументации взгляда, что непосредственными предками белорусов являются кривичи, дреговичи и радимичи, есть спорные моменты. Элементы культуры и языка белорусов, считающиеся составными элементами культуры и языка дреговичей или кривичей, возникли позже, чем существовали кривичи, дреговичи и радимичи, не раньше XII в... Вероятно, основными предками современных белорусов были группы населения, жившие на современных белорусских землях после того, как исчезли кривичи, дреговичи и радимичи. Первая общность сформировалась в результате трансформации кривичей, вятичей и северной части радимичей, вторая — дреговичей, древлян и южных родимичей. Обе имели также общее название "русины", "русские", т.е. восточные славяне. Они отличались от кривичей, дреговичей и радимичей новыми чертами культуры и языка.

Очень важной стороной белорусского этногенеза была диффузия (проникновение) культурных и языковых явлений. Диффузия оказала заметное влияние на образование белорусского языка. Фонетика белорусского языка возникла путем соединения разговорного языка поприпятского населения, с одной стороны, и подвинского — с другой. Белорусский этногенез тесно связан с политической историей края. Он происходил как во время существования древних княжеств — Полоцкого, Туровского и др., так и в период создания нового государства — Великого Княжества Литовского.

 

 

Концепции происхождения названия «Беларусь» («Белая Русь»).

О происхождении названия «Белая Русь» имеется много версий: страна белых снегов; белый цвет одежды, волос; Русь, свободная от татаро-монгольского ига; Западная Русь, христианизированная Русь; Белая Русь в значении духовного благополучия и др. Это название возникает сравнительно поздно и существует параллельно с названием Литва. Об этом свидетельствует, например, документальный материал XVIII в., в котором иногда встречается название «литвин-белорусец» или «белорусец-литвин».

Известный русский историк XVIII в. В. Татищев считал, что название «Белая Русь» происходит от белого цвета льняной одежды местных жителей. Белорусский этнограф Е. Карский объяснял образование термина антропологическими особенностями белорусов -«блондинов с голубыми или светло-серыми глазами». П. Крапивин связывал такое название с широким распространением в топонимике Беларуси, в названиях рек и озер, слова «белая». М. Ильинский считал, что г. Бельск на территории современной Польши мог дать соответствующее название всей подконтрольной себе территории. М. Драгоманов утверждал, что термин «белый» означал независимость от татаро-монгол. В. Иванов отмечал, что еще до принятия христианства в Европе существовала традиция соотносить основные цвета со сторонами света (север – черный, юг – красный, запад – белый, восток – желтый или голубой). Поэтому, по его мнению, вполне логично было бы поместить «Белую Русь» на запад от других древнерусских княжеств.

Согласно религиозной концепции,в XI — XII вв. под Черной Русью понимали земли Западной Беларуси, где в то время еще сохранялось язычество, а под Белой Русью — все православные восточнославянские земли

 

Образование государств-княжеств на территории белорусских земель (IX – XII вв.)

Вопрос о возникновении белорусской государственности у народов Восточной Европы до сих пор остается открытым, что обусловлено весьма скудным количеством письменных источников, дошедших до наших дней. Результат этого - множество теорий, каждая из которых называет свои даты и причины происхождения государств на территории Беларуси. В соответствии с норманской теорией первые государства в Восточной Европе были образованы иностранными князьями-варягами в IX в. нашей эры. Однако в настоящее время она опровергнута многими учеными. «В начале истории не существует единого русского государства. На протяжении Европейской России существует целый ряд небольших государств». Эти небольшие государства называются волостями, землями, княжениями. И.А. Юхо отмечает также, что о наличии государств у восточных славян свидетельствуют многотысячные военные экспедиции против Византии, римлян и германских народов в III-VII вв. н. э. По данным Баварского анонимного географа, к IX в. н.э. на территории Беларуси имелось более 700 городов. Появление городов означило появление государств в миниатюре, поскольку им были присущи основные признаки государства: устанавливалась публичная власть, учреждались органы, осуществлявшие управленческие функции, компетенция которых распространялась на определенную территорию, собирались налоги и сборы. На территории древней Беларуси таких небольших государств-княжеств было несколько десятков. Наиболее крупными среди них были: Полоцкое, Туровское, Пинское, Витебское, Берестейское, Минское, Городенское, Новогородское, Слуцкое, Мстиславское княжества. До IX в. преобладали мелкие государства-княжества, разрозненные и отделенные друг от друга. В IX в. начался процесс объединения маленьких княжеств в более крупные государств. Среди них особенно выделялись Полоцкое и Турово-Пинское княжества, в зависимости от которых находились многие небольшие княжества. Историческим ядром Полоцкого государства было племенное княжение кривичей-полочан. Центром княжества был Полоцк, который основали кривичи задолго до прихода варягов. С X в. Полоцкое княжество существует уже как могущественное государство, имеющее свою княжескую династию, сильное войско, развитые торговые связи с другими государствами. Так, известно, что во второй половине X в. «в Полоцк пришел княжить Рогвалод, основавший династию князей Рогвалодовичей. Упоминание о Полоцке при походе Олега на Константинополь в 907 г. свидетельствует об уровне развития этого государства. В 980 г. Полоцкое княжество потеряло свою самостоятельность. Как следует из «Повести временных лет», князь Киевский и Новгородский Владимир захватил и разрушил Полоцк. Полоцкая земля была включена в состав Киевского княжества. В 988 г. Владимир возвратил Рогнеду с сыном Изяславом в ее вотчину - полоцкую землю, основав для них город Изяславль. Изяслав занял полоцкий княжеский престол, чем восстановил Полоцкое княжество и княжескую династию. Летописные источники упоминают о мирных договорах князей полоцких с Киевским князем Ярославом Мудрым 1021 и расширении территории княжества. Во второй половине XI в. взаимоотношения Полоцкого княжества с другими характеризуются, наоборот, многочисленными военными действиями на полоцкой земле, походами киевлян на Полоцк. Полоцкое княжество было одним из крупных европейских государств в XI-XIII вв. В зависимости от Полоцкого княжества находились Друцкое, Браславское, Лукомльское, Черторийское княжества. Летописи мало говорят о Туровском княжестве, основу которого составила территория племенного союза дреговичей. Первое упоминание о нем относится к 980 г. В 1078 г. туровским князем становится сын Изяслава – Ярополк. В 1157 г. князем стал Юрий Ярославович, с именем которого связано возрождение самостоятельности Туровского княжества. В XII в. из состава Туровской земли выделились Пинское, Клецкое, Слуцкое, Дубровитское, Степанское княжества. В тесной связи с Туровом и Киевом находилось Берестейское княжество, которое отыгрывало значительную роль форпоста обороны на западе. В Верхнем Поднепровье в VIII-IХ вв. происходило объединение смоленских кривичей. Смоленское княжество стало политически обособляться от Киева в XI в. В XII в. при князе Ростиславе Мстиславовиче оно достигло Наибольшего расцвета.. В XII в. происходит экономическое и культурное сближение Полоцка и Смоленска. В XIII в. центрами отдельных княжеств были Городня, Новогрудок, Волковыск, Слоним и другие белорусские города. Сведения об их зарождении и развитии содержат «Кроника литовская и жмойтская», Хроника Быховца и другие. Первое упоминание о Литве в западных летописных источниках датируется 1009 г.

Процесс экономического, социально-политического и культурного сближения всех княжеств, их укрупнения на территории древней Беларуси привел к образованию белорусской народности, сами же княжества стали основой для возникновения новой формы государственности у нескольких, в том числе и белорусского, народов Великого княжества Литовского.

Генезис шляхецтва вкл

В ВКЛ господствовал феодальный строй. Основным занятием населения было земледелие. Земля при этом находилась в собственности крупных и средних землевладельцев (феодалов). За право пользования ею крестьяне были обязаны феодалу отработкрй или оброком.

Шляхта — привилегированное сословие землевладельцев (феодалов). Окончательно консолидировалось оно лишь в XVI в.

Формирование единого шляхетского сословия связано с изданием великими князьями ряда земских привилеев (16 привилеев до Люблинской унии). В результате к XVI в. сложился комплекс прав и привилегий шляхетского сословия (" шляхетские вольности"):

- неприкасаемость личности и имущества;
- освобождение от государственных податей;
- равенство шляхты перед законом;
- право на выборы великого князя;
- участие в государственном управлении;
- право на протест против действий администрации.

Крупнейшие землевладельцы из шляхты в XVI — XVIII вв. назывались магнатами. Согласно войсковой описи 1567 г., в ВКЛ было 29 магнатов, владевших более 1000 крестьянских дымов каждый. Как правило, они же занимали высшие государственные должности. Наиболее богатые магнатские роды: Кезгайлы, Радзивиллы, Олельковичи, Кишки, Гольшанские и другие.

 

Виленско-Радомская уния

— государственный союз Королевства Польского и Великого княжества Литовского, заключённый в 1401 году.

В условиях тяжелого поражения литовского войска в битве на Ворскле в 1399 году, а также усиления влияния претендента на власть в Великом княжестве Литовском Свидригайло, Витовт, проводивший самостоятельную политику по отношению к Королевству Польскому, дал согласие на заключение нового союза между государствами. Акт, заложивший основы будущих отношений между государствами, был издан двоюродным братом Витовта королём польским Ягайло в конце 1400 года около озера Круды между Гродно и Меречью.

18 января 1401 года на съезде в Вильне Витовт издал акт о присяге Ягайло, который, будучи верховным правителем Литвы, передавал Витовту право пожизненного владение государством и признавал его титул великого князя литовского. После смерти Витовта его владения должны были отойти Ягайло или его наследникам. В случае, если бы Ягайло умер, не оставив наследников,польская сторона обещала допустить участие литовского и русского боярства в выборе нового польского монарха. В тот же день присутствовавшие на съезде удельные князья, епископы и бояре издали акт, в котором обещали не нарушать заключенного между Ягайло и Витовтом соглашения. 11 марта того же года на съезде в Радоме польские паны издали аналогичный акт.

Историки отмечают, что во время заключения унии произошла институализация литовской рады, которая по отношению к Польше впервые выступила как отдельный государственный орган.

В 1506 году сокрушительное поражение под Клецком нанес татарам князь М. Глинский. Его воины освободили из плена около 40 тысяч человек. Однако и после этих крупных поражений татары продолжали нападать на Великое княжество.

Эти события, как и политические цели сторон в целом, приводили к постоянной напряженности между Великим княжеством и Московским государством. Почти все XVI столетие они находились в состоянии войны. В 1492 между ними началась первая открытая война за земли, находившиеся в составе Великого княжества.

Неблагоприятная для Великого княжества Литовского внешнеполитическая обстановка осложнила и внутриполитическую, что проявилось в 1508 году в восстании Михаила Глинского. Целью Глинского было возрождение киевской монархии и возобновление Великого княжества от Литвы до Руси. Восстание, несмотря на помощь московских войск, потерпело поражение и было жестоко подавлено.

Тевтонский Орден сильно повлиял на историческую судьбу Беларуси. Самые тесные связи с им у Великого княжества Литовского начались с 80-х годов XIV века и продолжались больше века, до нач. XV в. Эти отношения нельзя назвать добрососедскими. Скорее имела место заядлая борьба, в которой обе стороны отстаивали свои жизненные интересы.

Пришельцами и захватниками являлись ведь рыцари ордена - почти исключительно все немцы, откуда и название ордена - Тевтонский. Тяжело даже представить себе, сколько жизней, усилий, материальных ценностей стоила эта жестокая борьба. Под угрозой внешней опасности вокруг белоруского ядра все теснее группировались земли бывшей Киевской Руси, Аукштайтии и Жмуди. У прусских соседей было чему поучится и наши предки использовали такую возможность. Новые строительные традиции и приемы (готика), материалы (крупноразмерный кирпич, черепица) и много чего прочего пришло к нам через орденское государства

№40.Историко - правовой анализ Кревской унии. Морозова

В 14 – 16 веках между Польшей и ВКЛ не раз заключалась уния (союз). Это было вызвано необходимостью совместной обороны от внешних врагов (крестоносцы, Московское государство). 14 августа 1385 года в замке Крево была заключена Кревская уния – соглашения о союзе ВКЛ и Польши. Великий князь Ягайло вступил в брак с польской королевой Ядвигой. По условиям Кревской унии Ягайло должен был принять католическую веру и провести окатоличивание Литвы. Приняв католичество, Ягайло получил имя Владислав. Он издал привилей, дававший дополнительные права феодалам католического вероисповедания, но не распространяющиеся на православных феодалов. В 1386 году Ягайло был избран польскими магнатами и шляхтой королём. Фактически ВКЛ подчинилось Польше и утратило самостоятельность.

 

Виленско-Радомская уния

— государственный союз Королевства Польского и Великого княжества Литовского, заключённый в 1401 году.

В условиях тяжелого поражения литовского войска в битве на Ворскле в 1399 году, а также усиления влияния претендента на власть в Великом княжестве Литовском Свидригайло, Витовт, проводивший самостоятельную политику по отношению к Королевству Польскому, дал согласие на заключение нового союза между государствами. Акт, заложивший основы будущих отношений между государствами, был издан двоюродным братом Витовта королём польским Ягайло в конце 1400 года около озера Круды между Гродно и Меречью.

18 января 1401 года на съезде в Вильне Витовт издал акт о присяге Ягайло, который, будучи верховным правителем Литвы, передавал Витовту право пожизненного владение государством и признавал его титул великого князя литовского. После смерти Витовта его владения должны были отойти Ягайло или его наследникам. В случае, если бы Ягайло умер, не оставив наследников,польская сторона обещала допустить участие литовского и русского боярства в выборе нового польского монарха. В тот же день присутствовавшие на съезде удельные князья, епископы и бояре издали акт, в котором обещали не нарушать заключенного между Ягайло и Витовтом соглашения. 11 марта того же года на съезде в Радоме польские паны издали аналогичный акт.

Историки отмечают, что во время заключения унии произошла институализация литовской рады, которая по отношению к Польше впервые выступила как отдельный государственный орган.

Островское соглашение

Островское соглашение — договор между Польским королевством и Великим княжеством Литовским, подписанный в 1392 году в имении Остров возле города Лиды.

Данный договор стал соглашением между королем Польши Ягайлом и князем Литовским Витовтом. По данному соглашению Витовт получал в пользование земли Тракайского княжества, а также становился правителем Литвы (Великим князем Литовским, Русским и Жамойтским), наместником короля Ягайло.

Договор также ознаменовал окончание почти полувековой Войны за галицко-волынское наследство, в которой с 1340 по 1392 год Польша и Литва боролись сначала друг с другом, доказывая правоту своих притязаний наГалицкий престол, а затем, после Кревской унии 1385 года, совместно боролись против волынского князя Фёдора Любартовича. Отняв у Фёдора Владимир-Волынский и Луцк, Ягайло и князь Витовт заключили соглашение, по которому Галиция, Холм и Белз отходили Польше, а Волынь, Луцк и Владимир-Волынский — Литве. Галицко-Волынское княжество перестало существовать.

 

Изданием привелея от 7 декабря I506 года практически был завершен первый этап развития писаного права Великого княжества Литовского в форме общеземских грамот. Изданные позже грамоты I529, I547, 1551 г.г. и др. были уже только вспомогательными актами, т.к. основными законами в государстве стали статуты Великого княжества Литовского.

Общеземские грамоты в своей совокупности составляли основные законы государства, его конституцию, в которой были (юридически) закреплены основные положения государственного, административного, гражданского и др. отраслей права.

Гражданское право

Большинство институтов гражданского права (лица, собственность, вещи, обязательства, давность, правоспособность и дееспособность и др.) нашли довольно полное отражение во всех трёх Статутах. Как и во всех других феодальных государствах, правоспособность людей в ВКЛ в XVI в. не была одинаковой. Она зависела не только от гражданства и сословной принадлежности, но и от национальной, религиозной. Более того, правоспособность не была даже одинаковой у представителей одного и того же сословия, например, сословия простых людей, сословия мещан. В последнем сословии большей правоспособностью обладали мещане городов с магдебурским правом, чем мещане городов, не имевших привилей на магдебурское право. Что же касается правоспособности сословия простых людей, то она была столь разнообразной, сколь разнообразно это сословие по своим социальным группам. Наибольшей правоспособностью обладала шляхта, а наименьшей – челядь дворная. Полностью лишались гражданских прав лица, осуждённые к изгнанию из страны (выволанцы). Дееспособность по Статуту 1529 г. наступала для девушки с 15, а для юношей с 18 лет. В Статутах нет определения понятия “право собственности”, но из анализа его норм можно усмотреть, что законодатель понимает под ним право пользования, владения и распоряжения имуществом. Хотя объём последнего элемента этого понятия различен в силу наличия различных видов собственности: отчины (детины), купленины, выслуженные земли. Распоряжение отчинами и выслуженными имениями по Статутам 1529 и 1566 годов было ограниченным, в то время как имениями купленными, можно было распоряжаться свободно. И только Статутом 1588 г. закрепляется свобода распоряжения собственностью независимо от её вида. Введение в товарооборот земельной собственности без всяких ограничений вызвало феодальные экономические отношения и содействовало более быстрому развитию буржуазных отношений. Вещное право в Стутутах было разработано довольно обстоятельно. Уже в Статуте 1529 г. законодатель рассматривает вещь главную и второстепенную, недвижимую и движимую. К недвижимым вещам отнесены замки, имения, скот, другие производства, челядь (р.VI, арт. 1), ибо это “не есть речь рукомая, але при имнении лежачое”.К главной вещи относились земля, имения, кущи, ловы и др. вещи, а к второстепенным – скот, челядь, оружие и др. Только феодалы (шляхта,духовенство) имели право собственности на землю, но и они были в некоторой степени ограничены ею до принятия Статута 1588 г. В С татутах много внимания уделено такому институту гражданского права как обязательства, которые делятся на обязательства из правонарушения (потрава посевов и т. д.) и из договоров. При этом уже в Статуте 1529 г. чётко предусмотрен порядок заключения договоров (купли-продажи, залога, займа). Так, договор займа до 10 коп.грошей мог заключаться в устной форме, а свыше этой суммы – только в письменной. И если займ свыше 10 коп. грошей совершён в устной форме, то в случая рассмотрения иска в суде, истец “што будет вышей десяти коп грошей позычоно без листу, маеть тратити” (разд. X, арт. 3). Срок исковой давности во всех Статутах установлен в 10 лет, но есть исключение для договора залога. Так, Статут 1529 г. устанавливает, что “каждая застава давности земное не мела” (разд. X, арт. 5), если договор не заключён на определённый срок “под страченьем”, т. е. с особой оговоркой от утрате имения, если долг не будет возвращён в указанный в договоре срок. Но следует иметь в виду, что наряду с нормами статутов гражданско-правовые отношения регулировались и другими нормативными актами и даже обычным правом. Однако, исходя из анализа норм Статутов, можно предположить, что при коллизии различных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, преобладали нормы Статута.

Предмет и методология Истории государства и права Беларуси.

Предмет ИГПБ- основные исторические закономерности возникновения и развития государственных и правовых институтов, типов и форм государственности, правовой и политической культуры, отдельных отраслей, институтов и норм права.

Методология ИГПБ - учение о методах научного познания.

Под научными методами ИГПБ понимаются способы, приемы, подходы, которые используются для познания и получения результатов.

Исторический метод - используется для работы с первоисточниками. Гос-во и право исследуются как явления динамические, изменяющиеся вместе с обществом.

Системный метод - рассмотрение объектов как систем, состоящих из совокупности элементов.

Конкретно-исторический - дает возможность идентифицировать государство по ряду признаков в конкретный промежуток времени.

Сравнительный метод - изучается путем сопоставления.

Формально-юридический - позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки,

производить классификацию.

В истории государства и права Республики Беларусь, как и в других историко-правовых науках,

наряду с общенаучными методами, которые вырабатываются общественными и естественными

науками особенно важное значение имеет использование специальных или частнонаучных

методов: конкретно-исторического, сравнительного, критического и других.

2. Фармацыйны і цывілізацыйны падыходы да даследавання «Гісторыі дзяржавы і права Беларусі

Существует два основных подхода к изучению истории - формационный и цивилизационный. Для начала нужно разобраться в том, чем отличаются данные подходы.
Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Согласно - экономическим формациям выделяются стадии развитиея общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.

Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой

Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей
Недостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.

Сами по себе эти подходы ни являются плохими или хорошими. Каждый из них имеет и плюсы и минусы. И оба этих похода имеют право на существование. Они просто рассматривают историю с разных сторон. Если с помощью этих подходов изучается история, публикуются монографии и статьи, написанные с применением этих походов - это хорошо.

3. Характерной чертой Летописи является вера летописцев во вмешательство божественных сил. Новые Летописи составлялись обычно как своды предшествующих Летописи и различных материалов (исторических повестей, житий, посланий и пр.) и заключались записями о современных летописцу событиях. Литературные произведения вместе с тем использовались в Летописи в качестве источников. Предания, былины, договоры, законодательные акты, документы княжеских и церковных архивов также вплетались летописцем в ткань повествования.

Монголо-татарское нашествие вызвало временный упадок летописания.

крупнейшими центрами летописания являлись Новгород, Псков, Ростов, Тверь, Москва. В летописных сводах отражались главным образом события местного значения.

И.Д. Беляев классифицировал Летописи на государственные, фамильные, монастырские и летописные сборники и указал, что позиция летописца определялась его территориальным и сословным положением

4. Государственно-правовые взгляды отечественных мыслителей (Ф. Скорины, М. Литвина, С. Будного, А. Волана).

Специфика развития политической мысли на Беларуси во многом определяется особенностями исторической судьбы ее народа. Следует учитывать вхождение Беларуси в разные исторические эпохи в состав Древнерусского государства, Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи.

Зарождение политических идей на территории нашей страны относится к периоду формирования первых княжеств, распространения христианства, становления белорусской народности. Особенно бурное развитие философской, общественно-политической мысли на Беларуси наблюдается в эпоху Возрождения. Культура Возрождения утвердилась в Великом Княжестве Литовском с некоторым опозданием по сравнению со странами Западной Европы.

На политическую мысль белорусского Возрождения большое влияние оказала Реформация с ее радикальными течениями, личной ответственности перед богом без посредничества церкви, демократизма церковной жизни Гуманистическо-реформаторские идеи осваивались в Беларуси, сочетаясь с феодальными средневековыми представлениями о государстве и обществе.

Отличительными чертами белорусской ренессансной политической мысли являются:

а) идея индивидуальной свободы не получила всестороннего развития и, ограничена интересами общества;

б) идея служения общему благу Беларуси приобрела национально-патриотическую форму;

в) убеждение в том, что духовные ценности должны быть доступны широким слоям;

г) отечественный гуманизм приобретает форму «христианского гуманизма».

В зависимости от сословно-классовой ориентации мыслителей, их отношения к общественным переменам, представителей эпохи Возрождения можно разделить на два направления:

- умеренное, отражало интересы шляхты, горожан и выражалось в стремлении усовершенствовать моральные и правовые нормы, не меняя социально-политические институты (Ф. Скорина, М. Литвин, С. Будный, А. Волан, Л. Сапега);

- радикально е, отражающее интересы народных масс и требующее ликвидации крепостного права, расформирования государственных институтов (Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц, Петр из Гонендза, Павел из Визны).

Ярким представителем христианского гуманизма на Беларуси является Франциск Скорина. Особые симпатии у него вызывала просвещенная монархия. Гуманный монарх должен бороться со злом, сохранять в стране мир и спокойствие, заботиться о повышении благосостояния и культуры подданных. Мыслитель придавал большое значение роли права в жизни общества и человека. Идеал гражданина для него - воспитанный человек. Ф.Скорина делил законы на «писаные» и «неписаные». Он полагал, что люди сначала жили по «неписаным» законам справедливости и взаимного доверия. Мыслитель был сторонником идеи «естественного права». Он полагал, что все люди рождаются свободными и равными между собой. По своей природе человек существо доброе, гуманное и справедливое. «Писаные» законы пришли на смену «неписаным», когда отдельные члены общества стали нарушать последние, злоупотреблять ими\

Видным деятелем также был Сымон Будный (1533-1593), который считал, что церковные земли должны принадлежать церковной общине, а доход от их использования должен тратиться на строительство больниц, школ, на благотворительность. Он не отрицал основ феодально-крепостной системы, старался трактовать самоуправство шляхты не как правило, а как исключение. Был убежден, что отношения феодалов и крестьян должны напоминать отношения родителей и детей. С.Будный допускал переход человека из одного сословия в другое и напоминал о необходимости уважения чести и достоинства человека, соблюдения законности и правопорядка в обществе. Мыслитель считал, что государственная власть является божественным установлением и ей необходимо подчиняться. Политический идеал С.Будного - просвещенная монархия, ограниченная сословным представительством и законом.

Социально-политическая мысль эпохи возрождения на Беларуси неразрывно связана с именем Андрей Волана (1530—1610). Воланом обосновывается мысль о естественном происхождении общества. Он был сторонником теории «естественного права», которое выражает сущность неотчуждаемых прав человека: право на жизнь и неприкосновенность частной собственности. Это - во-первых.

Во-вторых, в трудах Волана отчетливо выражена идея правового государства. Мыслитель обращал особое внимание на авторитет закона, защиту от несправедливости.

В-третьих, необходимым условием совершенствования общества, Волан считал свободу.

В-четвертых, мыслитель отстаивал равенство всех сословий перед законом.

В-пятых, Волан считал, что лучшей является та форма власти, которая способна поддерживать социальный мир и гармонию. Его политический идеал - просвещенная монархия.

6.Социально-территориальная организация восточнославянских общностей, составивших основу белорусского этноса.

В VI—VII вв. н. э. начал формироваться белорусский этнос на базе славянских этнических общностей кривичей (занимали территории в верхнем и среднем течении Западной Двины и верховьев Днепра), дреговичей (бассейн реки Припять вплоть до Западной Двины), радимичей (бассейн реки Сож) и ассимилированных в период с ІХ по ХІІІ век восточно-балтских племен.

Дреговичи, кривичи, радимичи являлись территориальными культурно-этническими общинами и не сформировались в народности. Они представляли собой не племена, а протонародности («народцы») и одновременно начальные государственные образования.

Дреговичи, кривичи-полочане, радимичи постепенно втягивались в процесс формирования белорусской народности. Причем нужно отметить, что между славянами и балтами имели место и мирное сосуществование, и военные столкновения, и ассимиляционные процессы. На востоке были очень сильные связи славянской, балтской и соседней финно-угорские культуры, которые долго осуществлялись в рамках широкой полосы, и продолжительность их была очень большой. В западных регионах Беларуси восточнославянские сообщества дреговичей, волынян, кривичей соседствовали и сосуществовали с восточно-балтскими (литовскими), западнославянских (мазовецким), западнобалтском (ятвяжских) племенами.

7. Тэрытарыяльныя арганізацыі супольнасцяў на айчынных землях

Термин «территориальная организация государства» употребляется в двух смысловых значениях соответственно двум смысловым значениям термина «государство». В одном случае речь идет о территориальной организации государства как географического явления, о совокупности составных частей территории государства. В другом о территориальной организации государства, как совокупности органов публичной власти, государства, как политического явления, о территориальной организации государственного аппарата.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.081 с.)