Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историко-правовой анализ Городельской унии.

Поиск

Негативное значение для дальнейшей судьбы Литовско-русского государства имела Городельская уния. В постановлении Городельского сейма от 2 октября 1413 г. об унии Великого княжества Литовского с Польшей вновь говорится о привилегиях феодалов-католиков Литвы и Белой Руси, которые приравниваются в правах к панам и шляхте королевства Польского. Свободы, привилегии и милости, предусмотренные постановлением Городельского сейма, распространялись только «на тех панов и шляхтечей земли Литовской», которые «почитатели христианской религии, Римской церкви подвластные», а «не схизматеки (т. е. православные) или другие неверующие». Это показывает методы, какими католическая церковь привлекала на свою сторону привилегированное население Литовско-русского государства. Безусловно, это способствовало ополячиванию украинского и белорусского народов. Городельский привелей 1413 г. является первой шляхетской хартией, в которой были сформулированы основные принципы создания в Литве привилегированной сословной группы населения. Было выделено два основных класса шляхты: паны и собственно шляхта, и определены условия приобретения шляхетства (по рождению и путем пожалования). Формально правоспособность этих двух классов не отличалась за исключением служебных отношений, которое зависело от конфессиональной принадлежности. Таким образом, Городельская уния закрепила идею литовской автономии, однако внесла в литовско-польское общество раскол на религиозной почве: уния обеспечивала права равные с поляками, только католикам, которые были поставлены над православными, что привело к обострению отношений между ними. Нормы Городельского привилея имели провокационный характер. Их целью было укрепление и распространение католицизма. Они разжигали религиозную вражду в государстве. Более того, этот документ содержал ложное утверждение о том, что земли Великого княжества Литовского включаются в состав Польского королевства с согласия князей, панов, шляхты, должностных лиц и бояр Великого княжества Литовского. По этому акту все не католики, в основном православные, составляющие подавляющее большинство населения, не допускались на государственные должности, что подрывало единство Великого княжества Литовского.

43.Люблинская уния – правовая основа образования Речи Посполитой.

1 июля 1569 г. в г. Люблине была подписана уния – соглашение о государственно-политическом союзе между Великим княжеством Литовским и Королевством Польским. Образовалось федеративное государство – Речь Посполитая (дословно – «республика»).

Причины, объединения ВКЛ и Польши:

1. Тяжелое внешнеполитическое положение ВКЛ в связи с Ливонской войной (1558 – 1583 гг.).

2. Стремление знати ВКЛ к приобретению «золотых шляхетских вольностей», которыми обладала польская шляхта.

3. Желание многочисленной польской знати подчинить ВКЛ, получить для себя новые земли и должности.

4. Стремление руководства католической церкви расширить влияние католицизма на восток.

10 января 1569 г. начался Люблинский сейм, который длился 6 месяцев. Каждая сторона ставила свои условия объединения. 1 июля 1569 г. под давлением силы (весной 1569 г. Сигизмунд ІІ Август издал указ о присоединении к Польскому королевству Подляшья, Волыни,

Подолии и Киевщины) уния была подписана.

Условия унии:

1. Оба государства (ВКЛ и Королевство Польское) объединялись в одно – Речь Посполитую.24

2. Во главе государства стоял король, который одновременно являлся и великим князем литовским. Король занимал престол не по наследству, а по избранию. Власть короля ограничивалась сеймом, в котором были представлены польские феодалы и феодалы ВКЛ. Общий сейм должен был собираться только на территории Польши.

3. Между Польшей, с одной стороны, и ВКЛ, с другой стороны, отменялись границы, что позволяло беспошлинно перевозить товары. Подданные обоих государств получали право покупать и владеть недвижимым имуществом, в том числе и землей, и в той, и в другой стране.

4. Волынь, Киевщина и Подолия отходили к Польше. Феодалы ВКЛ не имели права приобретать земли на этих территориях.

За ВКЛ сохранялось его название, право издавать местные законы, чеканить свою монету, иметь внутреннее управление и судебные органы, некоторые из важнейших государственных должностей, войско. Отдельными в ВКЛ были печати с символами государства (в ВКЛ –изображение «Погони», в Польше – «Орла»). Язык официального делопроизводства в ВКЛ – старобелорусский, в Польше – польский и латинский. Большая часть магнатов ВКЛ осталась недовольной условиями Люблинской унии. Вопреки акту унии в ВКЛ в 70 – 80-е гг. ХVI в. ре-гулярно собирались общегосударственные сеймы. В 1581 г. была создано высшая судебная инстанция для ВКЛ – Главный трибунал. В 1588 г. с участием канцлера Л. Сапеги был подготовлен и принят Статут ВКЛ, который отменял многие постановления Люблинского сейма. Итоги Люблинской унии сказались в т. наз. полонизации знати ВКЛ. В многонациональном ВКЛ с течением времени формируется новое сообщество (объединение людей) – «народ шляхетский». В 1696 г. великокняжеская шляхта окончательно была уравнена в правах с польской. С этого года всѐ официальное делопроизводство в Речи Посполитой было переведено на польский язык, который приобрѐл статус государственного.

 

44. Государственно-правовой статус ВКЛ в составе Речи Посполитой (вторая половина XVI – XVIIIвв)

Согласно подписанному 1 июля 1569 года акту Люблинской унии Польша и ВКЛ объединились в одно государство – Речь Посполитую. Номинально Речь Посполитая являлась единым государством, но фактически она представляла собой союз двух государств, сохранивших свою обособленность и независимость.

В качестве элементов суверенности ВКЛ можно назвать: сохранение государственной границы, наличие независимых высших органов государственной власти, функционирование разветвленной системы органов государственной власти, наличие своей судебной системы, вхождение отдельной валют.

По форме государственного устройства Речь Посполитая являлась конфедерацией в форме союза двух государств, имевших единого главу и общий сойм. Власть короля Речи Посполитой была сильно ограничена. Он не обладал ни законодательной, ни судебной, ни исполнительной властью. Король не распоряжался казной.

Сойм Речи Посполитой состоял из трех так называемых соймовых «сословий»: короля, сената, в состав которого входили все католические епископы и наиболее важные сановники центрального и местного аппарата обоих государств, и Польской избы.

Нижней палатой сойма была Польская изба. Сюда входили депутаты – послы от шляхты отдельных поветов; входили также в небольшом числе послы от мещанства крупнейших городов. Польская изба с течением времени становится главной частью сойма, отодвигая назад верхнюю палату – сенат. Компетенция сойма была широчайшая. Практически все важнейшие вопросы политики, экономики, государственного управления и законодательства – определение направлений внешней политики, объявление войны и заключение мира, избрание короля, созыв всеобщего ополчения, контроль за деятельностью правительства, принятие законов, установление налогов, помилование и амнистия должны были решаться на сойме.

Решения сойма делились на три группы:

§ касающиеся всей Речи Посполитой;

§ имеющие силу только для Польши;

§ относящиеся только к ВКЛ.

Речь Посполитая была феодально-крепостническим государством. Это была конституционная, сословная монархия, где главную роль играла шляхта. Другие сословия никаких политических прав не имели.
Речь Посполитая была федерацией. ВКЛ после Люблина выступило против польской программы создания унитарного государства. ВКЛ и Польша имели относительную самостоятельность, ограниченную деятельностью единого польского короля и сейма Речи Посполитой. Не было общих министров по внутренним и внешним вопросам, единого судебного учреждения. Не была ликвидирована граница между ВКЛ и Польшей, не была введена единая денежная единица. Статут 1588 г. запретил иноземцам приобретать земли и поместья в княжестве, а также должности.
Однако шел процесс ополячивания шляхты ВКЛ через приобщение ее к польским шляхетским вольностям. В многонациональной ВКЛ с течением времени сформировалась новая общность - народ шляхетский, состоящий из шляхты, объединенной едиными правами и привилеями, единой религией (католицизмом), польским языком. В 1696 г. все официальное делопроизводство в Речи Посполитой было переведено на польский язык, который приобрел статус государственного.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1090; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.182 (0.006 с.)