Паны-рада вкл: состав, компетенция и порядок работы (XIV – середина XVI вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Паны-рада вкл: состав, компетенция и порядок работы (XIV – середина XVI вв. )



Ра́да, паны-рада — высший орган государственной власти в Великом княжестве Литовском в XV — первой половине XVI века. Известна с начала XIV века. Возникла первоначально как совещательный орган при великом князе, но с конца XV века значительно ограничила его власть.

В её состав входили наиболее влиятельные должностные лица государства — канцлер, подканцлер, маршалки, подскарбий, воеводы, каштеляны и некоторые старосты. Также в состав рады входили католические епископы и крупнейшие землевладельцы.

Согласно привилею 1492 года и привилею Сигизмунда I 1506 года важнейшие дела великий князь решал только вместе с радой. К вопросам, решаемым радой, относились: избрание великого князя литовского, утверждение законов, международные дела, оборона княжества, крупные судебные дела.

Заседания рады с участием послов поветовой шляхты назывались сеймами. После Люблинской унии 1569 лица, входившие в паны-раду, имели право заседать и в сенате Речи Посполитой.

По Конституции 3 мая 1791 года рада ликвидирована, но поскольку эта конституция в 1792 году отменена, рада просуществовала до 1795 года — третьего раздела Речи Посполитой, прекратившего её существование как независимого государства.

 

34. Правовое положение должностных лиц в системе центральных органов государственной власти ВКЛ (XIV – середина XVI вв).

Органы центрального управления. Повседневное руководство государственными делами осуществлялось кроме рады должностными лицами: канцлером, ведавшим государственной канцелярией; подскарбием земским, управлявшим финансами. Гетман наивысший командовал войсками во время походов и занимался вопросами комплектования и снабжения армии в мирное время. Маршалок земский был блюстителем порядка и этикета при дворе великого князя. Ему принадлежала главенствующая роль на сеймах и других собраниях. Он судил участников сейма и их слуг за преступления, совершенные на сейме.

Помощником князя в командовании армией были гетман, воевода, которые могли осуществлять суд над подчиненными. Позднее воеводами начали называться руководители местной администрации. Финансовые вопросы были в ведении подскарбия земского. Функции дворцовой администрации исполняли коморник и, ведавшие имуществом князя; стольники, мечник и др. должностные лица.

Среди высших должностных лиц государственного аппарата следует назвать канцлера, который заведывал государственной канцелярией и был хранителем большой государственной печати, без которой ни один нормативный акт не имел юридической силы. Он активно участвовал в разработке нормативных актов, следил за учетом всей входящей корреспонденции, поступающей на имя господаря (жалобы, прошения, донесения, судебные дела и т.д.). В его подчинении был большой штат должностных лиц (врадников): подканцлер, писари, дьяки и др. Важнейшую роль в системе государственного аппарата занимал земский маршал, в обязанности которого входили контроль за соблюдением этикета при дворе господаря и охрана порядка не только во дворе великого князя, но и в любом месте его нахождения. Он руководил приемом послов, просителей с челобитными на имя государя, мог председательствовать на заседаниях вального Сейма и Рады при отсутствии господара, Виленского и Жмудского католических епископов; осуществлял рассмотрение судебных дел, связанных с совершением правонарушений во время работы Сейма, и решал ряд других вопросов.

Все финансово-хозяйственные вопросы и государственная казна были в ведении земского подскарбия. Он ведал доходами и расходами государственной казны, сдачей в аренду государственного имущества, осуществлял общее управление всем государственным имуществом и т. д Его ближайшим помощником был дворный и подскарбий и множество скарбников, ревизоров, сборщиков налогов и т.д., ведающими по его указанию отдельными вопросами хозяйственно-финансовой деятельности. Вооруженные силы ВКЛ были в ведении гетмана наивысшего (земского, великого). Он не только командовал войском и организовывал оборону или военный поход, но ведал вопросами сбора войска, его комплектованием, снабжением. В его подчинении были гетман польный, гетман дворный, воеводы, каштеляны, поветовые старосты и другие должностные лица. Численность дворных врадов (должностей) была еще больше, чем земских, а их специализация - более узкой. Например, дворный подчаший, дворный подстолий, конюший, постельничий, крайний, кухмистр, мечник, ловчий, ключники, подключив, стольники, чашники и т.д.

Не изжила себя и прежняя дворцово-вотчинная система управления. Существовали такие должностные лица и придворные чины, как подчаший, чашник, мечник, стольник и др.

 

35. Местные органы государственной власти в ВКЛ на территории воеводства(XIV – середина XVI вв).

Система местных органов власти и управления сло-жилась не сразу, а постепенно, и ее унификация произошла в результате проведенной в 1564-1566 гг. администра-тивной реформы, в ходе которой вся территория ВКЛ была разделена на 13 воеводств и 30 поветов. Последние в свою очередь состояли из волостей, сел и городов.

Во главе воеводства стоял воевода, назначаемый по-жизненно господаром и Радой. Компетенция его была ши-рокой. Он осуществлял военные, полицейские, админист-ративные и хозяйственные функции, опираясь на много-численный штат местных должностных лиц, находящихся в его подчинении (подвоевода, каштелян, тивуны, ключники, лесничие, мостничие и др.).

Особенностью местного управления в воеводствах ВКЛ было наличие сословно-коллегиальных органов - сеймиков (сеймиков), в работе которых могли принимать участие не опороченные ничем шляхтичи, проживающие в данном воеводстве или повете.

36.Местные органы государственной власти в ВКЛ на территории повета (XIV – XVI вв).

Местные органы государственной власти ВКЛ в XIV – XVI вв. Вся территория ВКЛ была разделена на 13 воеводств и 30 поветов. Последние в свою очередь состояли из волостей, сел и городов. Во главе воеводства стоял воевода, назначаемый по жизненно господаром и Радой. Компетенция его была ши рокой. Он осуществлял военные, полицейские, админист ративные и хозяйственные функции, опираясь на много численный штат местных должностных лиц, находящих ся в его подчинении (подвоевода, каштелян, тивуны, ключники, лесничие, мостничие и др.). В повете главой администрации был поветовый старо ста, компетенция которого была аналогичной компетен ции воеводы. Помощниками поветового старосты были подстароста, хоружий, ключники, конюшие, лесничие, мостничие, тивуны и др. Особенностью местного управления в воеводствах и поветах ВКЛ было наличие сословно-коллегиальных ор ганов - сеймиков (соймиков), в работе которых могли принимать участие не опороченные ничем шляхтичи, про живающие в данном воеводстве или повете. Как правило, поветовые сеймики собирались ежегод но, рассматривая вопросы общегосударственного и местного значения (размер местных податей, выбор местных судей и других лиц поветовой администрации, составляли инструкции-наказы для своих представителей, посылае мых на вальный Сейм, заслушивали отчеты о работе по ветовых врадников и т.д.). Законодательное оформление порядок созыва поветовых сеймиков и их компетенция по лучили в Статуте 1566 г. Несколько проще по структуре выглядела админист рация в волости, возглавлял которую в XVI в. державца. Ему подчинялись сельские войты, сотники, сорочники, десятники, старцы, дьяки, детские и другие лица ад министрации власти. Вся деятельность местной администрации была под постоянным контролем высших и дворных врадников отрас левого управления, посылавших на места с целью контроля специальных должностных лиц (ревизоров, сборщиков налогов, референдария, инстигаторов и др.).

37.Местные органы управления и самоуправления в ВКЛ на территории государственных имений и свободных государственных земель (XIV – XVIвв).

Местные органы управления в 14 столетии преимущественно возглавлялись князьями-вассалами, воеводами(руководитель местной администрации в воеводстве. Заседал в Раде Великого княжества Литовского), наместниками(руководитель крупной административно-территориальной единицы), тиунами(В XIV—XVII вв. существовали тиуны великого князя, которые занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями, и тиуны, входившие в аппарат наместников и выполнявшие судебные функции. Кроме того, в Великом Княжестве Литовском тиунами назывались крупные феодалы, которые осуществляли управление волостями (позднее — наместники), производили сбор дани (т. н. полюдье)). Более узкие вопросы в области управления решали ключники, городничие, лесничие. Коллегиальными органами на ме стах оставались сходы, вече, соймы, копы, которые ре шали важные актуальные вопросы.В 16 столетии эта система приобретает четкие формы.

№38.Органы управления в городах ВКЛ на основе Магдебургского права (14-16 вв.) Морозова

Магдебургское право - одна из самых известных систем городского права. Магдебургское право сложилось в 13 веке в немецком городе Магдебург как феодальное городское право, по которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно – политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно – товарного обмена. В ВКЛ Магдебургское право получили: Брест(1390), Гродно(1391), Слуцк(1441), Полоцк(1498), Могилёв(1561), Витебск(1597), Минск(1499), Вильня(1387) и др. Главной привилегией городов с Магдебургским правом было городское самоуправление. В городе создавался магистрат. Магистрат - сословный орган городского управления. Магистрат включает в себя следующие должности и органы:1) войт (глава города, который назначался правительством из числа шляхтичей или горожан; в некоторых городах мещане выбирали двух кандидатов в войты, а правительство утверждало одну из кандидатур).2)лентвойт помогал войту в решении административных и судебных дел; 3) городская рада (от 6-ти радцев в местечках, до 20-ти в крупных городах; избирались из законнорожденных, проживающих в городе богатых мещан, не выбирались нехристиане, калеки, иноземцы); 4) бурмистры(2 ли 4 человека; исполнительный орган рады; заведовали казной; руководили бурмистерско – радецким судом); 5) городской сойм (сход жителей города; на нём заслушивались отчёты городских магистратов, вырабатывались жалобы и прошения правительству). Главным органом городского самоуправления была рада. Она должна была предупреждать в городе раздоры, «защищать вдов и сирот». К полномочиям рады относились: установление цен на хлеб и другие основные товары; контроль за деятельностью рынков, гостиных дворов, ремесленных цехов; контроль за соблюдением системы мер и весов; раскладка среди горожан податей и их сбор; заведование городской казной и тюрьмой. В конце срока своих полномочий рада представляла войту и мещанам отчёт. Создавалось два суда. Войтовско – лавничий суд (в составе войта и заседателей – лавников) судил уголовные преступления, разбирал гражданские дела между мещанами и лицами, не состоящими под городской юрисдикцией, принимал апелляции на приговоры цеховых сходок и решения городского суда – бурмистровско – радецкого. Бурмистровско – радецкий суд (в составе бурмистров и радцев) разбирал «речи и справы вшелякие поточные», повседневные: тяжбы горожан, претензии на недвижимое имущество, споры из-за наследства, споры по кредитным сделкам, конфликты в ремесленных цехах, дела о нарушении норм брачно – семейного права и нравственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 4457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.35.30 (0.008 с.)