Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Паны-рада вкл: состав, компетенция и порядок работы (XIV – середина XVI вв. )Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ра́да, паны-рада — высший орган государственной власти в Великом княжестве Литовском в XV — первой половине XVI века. Известна с начала XIV века. Возникла первоначально как совещательный орган при великом князе, но с конца XV века значительно ограничила его власть. В её состав входили наиболее влиятельные должностные лица государства — канцлер, подканцлер, маршалки, подскарбий, воеводы, каштеляны и некоторые старосты. Также в состав рады входили католические епископы и крупнейшие землевладельцы. Согласно привилею 1492 года и привилею Сигизмунда I 1506 года важнейшие дела великий князь решал только вместе с радой. К вопросам, решаемым радой, относились: избрание великого князя литовского, утверждение законов, международные дела, оборона княжества, крупные судебные дела. Заседания рады с участием послов поветовой шляхты назывались сеймами. После Люблинской унии 1569 лица, входившие в паны-раду, имели право заседать и в сенате Речи Посполитой. По Конституции 3 мая 1791 года рада ликвидирована, но поскольку эта конституция в 1792 году отменена, рада просуществовала до 1795 года — третьего раздела Речи Посполитой, прекратившего её существование как независимого государства.
34. Правовое положение должностных лиц в системе центральных органов государственной власти ВКЛ (XIV – середина XVI вв). Органы центрального управления. Повседневное руководство государственными делами осуществлялось кроме рады должностными лицами: канцлером, ведавшим государственной канцелярией; подскарбием земским, управлявшим финансами. Гетман наивысший командовал войсками во время походов и занимался вопросами комплектования и снабжения армии в мирное время. Маршалок земский был блюстителем порядка и этикета при дворе великого князя. Ему принадлежала главенствующая роль на сеймах и других собраниях. Он судил участников сейма и их слуг за преступления, совершенные на сейме. Помощником князя в командовании армией были гетман, воевода, которые могли осуществлять суд над подчиненными. Позднее воеводами начали называться руководители местной администрации. Финансовые вопросы были в ведении подскарбия земского. Функции дворцовой администрации исполняли коморник и, ведавшие имуществом князя; стольники, мечник и др. должностные лица. Среди высших должностных лиц государственного аппарата следует назвать канцлера, который заведывал государственной канцелярией и был хранителем большой государственной печати, без которой ни один нормативный акт не имел юридической силы. Он активно участвовал в разработке нормативных актов, следил за учетом всей входящей корреспонденции, поступающей на имя господаря (жалобы, прошения, донесения, судебные дела и т.д.). В его подчинении был большой штат должностных лиц (врадников): подканцлер, писари, дьяки и др. Важнейшую роль в системе государственного аппарата занимал земский маршал, в обязанности которого входили контроль за соблюдением этикета при дворе господаря и охрана порядка не только во дворе великого князя, но и в любом месте его нахождения. Он руководил приемом послов, просителей с челобитными на имя государя, мог председательствовать на заседаниях вального Сейма и Рады при отсутствии господара, Виленского и Жмудского католических епископов; осуществлял рассмотрение судебных дел, связанных с совершением правонарушений во время работы Сейма, и решал ряд других вопросов. Все финансово-хозяйственные вопросы и государственная казна были в ведении земского подскарбия. Он ведал доходами и расходами государственной казны, сдачей в аренду государственного имущества, осуществлял общее управление всем государственным имуществом и т. д Его ближайшим помощником был дворный и подскарбий и множество скарбников, ревизоров, сборщиков налогов и т.д., ведающими по его указанию отдельными вопросами хозяйственно-финансовой деятельности. Вооруженные силы ВКЛ были в ведении гетмана наивысшего (земского, великого). Он не только командовал войском и организовывал оборону или военный поход, но ведал вопросами сбора войска, его комплектованием, снабжением. В его подчинении были гетман польный, гетман дворный, воеводы, каштеляны, поветовые старосты и другие должностные лица. Численность дворных врадов (должностей) была еще больше, чем земских, а их специализация - более узкой. Например, дворный подчаший, дворный подстолий, конюший, постельничий, крайний, кухмистр, мечник, ловчий, ключники, подключив, стольники, чашники и т.д. Не изжила себя и прежняя дворцово-вотчинная система управления. Существовали такие должностные лица и придворные чины, как подчаший, чашник, мечник, стольник и др.
35. Местные органы государственной власти в ВКЛ на территории воеводства(XIV – середина XVI вв). Система местных органов власти и управления сло-жилась не сразу, а постепенно, и ее унификация произошла в результате проведенной в 1564-1566 гг. администра-тивной реформы, в ходе которой вся территория ВКЛ была разделена на 13 воеводств и 30 поветов. Последние в свою очередь состояли из волостей, сел и городов. Во главе воеводства стоял воевода, назначаемый по-жизненно господаром и Радой. Компетенция его была ши-рокой. Он осуществлял военные, полицейские, админист-ративные и хозяйственные функции, опираясь на много-численный штат местных должностных лиц, находящихся в его подчинении (подвоевода, каштелян, тивуны, ключники, лесничие, мостничие и др.). Особенностью местного управления в воеводствах ВКЛ было наличие сословно-коллегиальных органов - сеймиков (сеймиков), в работе которых могли принимать участие не опороченные ничем шляхтичи, проживающие в данном воеводстве или повете. 36.Местные органы государственной власти в ВКЛ на территории повета (XIV – XVI вв). Местные органы государственной власти ВКЛ в XIV – XVI вв. Вся территория ВКЛ была разделена на 13 воеводств и 30 поветов. Последние в свою очередь состояли из волостей, сел и городов. Во главе воеводства стоял воевода, назначаемый по жизненно господаром и Радой. Компетенция его была ши рокой. Он осуществлял военные, полицейские, админист ративные и хозяйственные функции, опираясь на много численный штат местных должностных лиц, находящих ся в его подчинении (подвоевода, каштелян, тивуны, ключники, лесничие, мостничие и др.). В повете главой администрации был поветовый старо ста, компетенция которого была аналогичной компетен ции воеводы. Помощниками поветового старосты были подстароста, хоружий, ключники, конюшие, лесничие, мостничие, тивуны и др. Особенностью местного управления в воеводствах и поветах ВКЛ было наличие сословно-коллегиальных ор ганов - сеймиков (соймиков), в работе которых могли принимать участие не опороченные ничем шляхтичи, про живающие в данном воеводстве или повете. Как правило, поветовые сеймики собирались ежегод но, рассматривая вопросы общегосударственного и местного значения (размер местных податей, выбор местных судей и других лиц поветовой администрации, составляли инструкции-наказы для своих представителей, посылае мых на вальный Сейм, заслушивали отчеты о работе по ветовых врадников и т.д.). Законодательное оформление порядок созыва поветовых сеймиков и их компетенция по лучили в Статуте 1566 г. Несколько проще по структуре выглядела админист рация в волости, возглавлял которую в XVI в. державца. Ему подчинялись сельские войты, сотники, сорочники, десятники, старцы, дьяки, детские и другие лица ад министрации власти. Вся деятельность местной администрации была под постоянным контролем высших и дворных врадников отрас левого управления, посылавших на места с целью контроля специальных должностных лиц (ревизоров, сборщиков налогов, референдария, инстигаторов и др.). 37.Местные органы управления и самоуправления в ВКЛ на территории государственных имений и свободных государственных земель (XIV – XVIвв). Местные органы управления в 14 столетии преимущественно возглавлялись князьями-вассалами, воеводами(руководитель местной администрации в воеводстве. Заседал в Раде Великого княжества Литовского), наместниками(руководитель крупной административно-территориальной единицы), тиунами(В XIV—XVII вв. существовали тиуны великого князя, которые занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями, и тиуны, входившие в аппарат наместников и выполнявшие судебные функции. Кроме того, в Великом Княжестве Литовском тиунами назывались крупные феодалы, которые осуществляли управление волостями (позднее — наместники), производили сбор дани (т. н. полюдье)). Более узкие вопросы в области управления решали ключники, городничие, лесничие. Коллегиальными органами на ме стах оставались сходы, вече, соймы, копы, которые ре шали важные актуальные вопросы.В 16 столетии эта система приобретает четкие формы. №38.Органы управления в городах ВКЛ на основе Магдебургского права (14-16 вв.) Морозова Магдебургское право - одна из самых известных систем городского права. Магдебургское право сложилось в 13 веке в немецком городе Магдебург как феодальное городское право, по которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно – политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно – товарного обмена. В ВКЛ Магдебургское право получили: Брест(1390), Гродно(1391), Слуцк(1441), Полоцк(1498), Могилёв(1561), Витебск(1597), Минск(1499), Вильня(1387) и др. Главной привилегией городов с Магдебургским правом было городское самоуправление. В городе создавался магистрат. Магистрат - сословный орган городского управления. Магистрат включает в себя следующие должности и органы:1) войт (глава города, который назначался правительством из числа шляхтичей или горожан; в некоторых городах мещане выбирали двух кандидатов в войты, а правительство утверждало одну из кандидатур).2)лентвойт помогал войту в решении административных и судебных дел; 3) городская рада (от 6-ти радцев в местечках, до 20-ти в крупных городах; избирались из законнорожденных, проживающих в городе богатых мещан, не выбирались нехристиане, калеки, иноземцы); 4) бурмистры(2 ли 4 человека; исполнительный орган рады; заведовали казной; руководили бурмистерско – радецким судом); 5) городской сойм (сход жителей города; на нём заслушивались отчёты городских магистратов, вырабатывались жалобы и прошения правительству). Главным органом городского самоуправления была рада. Она должна была предупреждать в городе раздоры, «защищать вдов и сирот». К полномочиям рады относились: установление цен на хлеб и другие основные товары; контроль за деятельностью рынков, гостиных дворов, ремесленных цехов; контроль за соблюдением системы мер и весов; раскладка среди горожан податей и их сбор; заведование городской казной и тюрьмой. В конце срока своих полномочий рада представляла войту и мещанам отчёт. Создавалось два суда. Войтовско – лавничий суд (в составе войта и заседателей – лавников) судил уголовные преступления, разбирал гражданские дела между мещанами и лицами, не состоящими под городской юрисдикцией, принимал апелляции на приговоры цеховых сходок и решения городского суда – бурмистровско – радецкого. Бурмистровско – радецкий суд (в составе бурмистров и радцев) разбирал «речи и справы вшелякие поточные», повседневные: тяжбы горожан, претензии на недвижимое имущество, споры из-за наследства, споры по кредитным сделкам, конфликты в ремесленных цехах, дела о нарушении норм брачно – семейного права и нравственности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 4600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.126.33 (0.029 с.) |