ТОП 10:

О правах и обязанностях российских подданных



Свод гос законов 1906.

23 апреля 1906 г. произошло знаменательное событие в российской истории: были изданы «Основные государственные за­коны», обязательные для исполнения всеми без исключения граж­данами гос-ва. В их тексте присутствовали разделы о суще­стве самодержавной власти, правах и обязанностях российских под­данных, о законах, компетенции и устройстве Гос со­вета, Гос думы, Совета министров. Т.о. можно говорить о создании в России прообраза конституции, пусть не во всем последовательного и четкого. Отныне власть императора потеряла неограниченность, хотя следует признать, что практически вся полнота власти при этом осталась в руках монарха.

В исполнение положений Манифеста 17 октября в Основных законах закреплялись: права и свободы граждан на собрания и митинги; свободное выражение в любой форме своих мыслей; об­разование любых обществ и союзов в целях, не противоречащих действовавшему законодательству; свобода вероисповедания; юр. неприкосновенность и др.

Комитет министров в 1906 г. был упразднен, а его полномочия частично перешли в ведение Совета министров, который в это вре­мя стал выполнять ф-ии правительства. Все министры во главе с премьер-министром назначались императором и несли перед ним ответственность.

Вторая Гос дума в России просуществовала почти три месяца и находилась в еще большем конфликте с царской администрацией, нежели ее предшественница, поскольку наиболь­шее количество ее членов составляли представители социалисти­ческих и либеральных партий. Такое положение не устраивало правительство, практически во всех своих инициативах встречавшее оппозицию Думы. В результате правящие круги вновь пошли на роспуск Думы. В этот раз поводом для него стал отказ боль­шинства членов думских фракций освободить от неприкосновен­ности членов фракции РСДРП, обвиненных в подготовке гос мятежа. Это дало правительству формальный повод об­винить Думу в антиправительственных настроениях. В итоге 3 июня 1907 г. II Думу царь распустил, что и считается завершением первой российской революции. В этот же день был опубликован но­вый закон о выборах, в соответствии с которым преимущество по­лучали представители землевладельческой (по существу, дворянс­кой) курии. Данный основополагающий нормативный акт прини­мался без рассмотрения в Думе. Дума третьего созыва формирова­лась на основании этого нового, закона и оказалась вполне лояль­ной к царскому правительству. Четкая направленность III Думы на поддержку царских инициатив и пожеланий позволила ей практи­чески бесконфликтно и очень плодотворно проработать весь уста­новленный законом срок.

 

 

Основные государственные законы Российской Империи 23 апреля 1906 г.: подготовка и общая характеристика.

Основные государственные законы(ОГЗ) явились результатом изменений государственного строя вследствие революции. Текст ОГЗ был разработан Государственной канцелярией и Советом министров.

ОГЗ были утверждены императором Николаем II23 апреля 1906г. ОГЗ регламентировали создание Государственной Думы(ГД), реорганизацию Государственного Совета(ГС) и образование Совета министровкак специального правительственного органа. При определении в ОГЗ власти монарха исключался термин «неограниченная», однако основные прерогативы его власти остались неизменными.

Император осуществлял законодательную властьсовместно с ГД и ГС. Ему полностью принадлежала исполнительная власть:он назначал и увольнял министров, председателя Совета министров, являлся верховным главнокомандующим, решал вопросы объявления войны и заключения мира, представлял страну в отношениях с иностранными государствами, вводил военное или исключительное положение на отдельных территориях государства. За ГД и ГС закреплялась законодательная власть и право законодательной инициативы, за исключением изменения ОГЗ, которые могли изменяться только царем. ГД и ГС могли утверждать, отклонять, изменять проекты законов, направляемые правительством. В компетенцию ГД входило: обсуждение и утверждение бюджета (в 1906 г. бюджетные права ГД были ограничены), заслушивание отчетов государственного контролера по исполнению бюджета, вопросы строительства государственных железных дорог, создания акционерных компаний. Механизм принятия законов выглядел следующим образом: законопроект рассматривался в ГД и ГС, затем председатель ГС направлял законопроект на утверждение императора, после чего он становился законом. Законопроекты, не принятые ГД и ГС, не могли быть утверждены императором и считались отклоненными. В то же время без утверждения императором никакой закон не мог вступить в силу, даже если он был принят ГД и ГС. При возникновении чрезвычайных обстоятельств правительство с одобрения царя могло издавать чрезвычайные указы,по статусу приравниваемые к законам, если в работе ГД был перерыв. Данные указы не могли изменять нормы ОГЗ, Положения о ГД, ГС, постановления о выборах в ГД и ГС и должны выноситься на рассмотрение ГД в течение первых двух месяцев после возобновления работы ГД. Мнения исследователей об историческом значении ОГЗ расходятся: одни признают ОГЗ конституцией, другие - нет.

 

 

Вопрос 52.

20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной думе. Этим актом определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению Государственным советом и императором.

Дума избиралась сроком на пять лет. Отстранение депутатов Государственной думы могло осуществляться сенатом. Император своим указом мог досрочно распустить Думу.

20 февраля 1906 г., одновременно с учреждением Государственной думы, было утверждено новое Положение о Государственном совете.

Государственный совет становился верхней палатой, обладавшей такими же правами, как и Государственная дума. Законопроекты, принятые Государственной думой, поступали через Государственный совет на утверждение императора.

Состав Совета формировался следующим образом: половина членов назначалась императором, другая половина избиралась дворянскими обществами, губернскими и земскими собраниями, крупными промышленниками и торговцами, синодом, Академией наук и университетов. Члены Совета избирались на 9 лет, причем каждые три года обновлялась 1/3 состава. Возглавляли Государственный совет председатель и вице-председатель, назначаемые императором.

 

Политико-правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического строя России, стали проявляться задолго до революционных событий 1905 г (нарастание студенческого движения, увеличение забастовок и стачек, крестьянских бунтов).

На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной думы), ограничивающей монархическую власть, и Основные законы23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную систему, но сохранившую весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.

Государственный совет был преобразован в феврале 1906 года, а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии.

С января 1905 г. Совет министров стал действовать на организационных началах 1861 г. В октябре 1905 г. происходит его реорганизация – Совет министров становится постоянно действующим органом. Акт, которым было осуществлено преобразование, назывался: “О мерах к укреплению в деятельности министерства и главных управлений”. Функции упраздненного в апреле 1906 г. Комитета министров передавалась частично Совету министров, частично Государственному совету. Министры были ответственны только перед царем, и им же назначались, правительство еще не приобрело характера “буржуазного кабинета”. В это время наблюдается довольно частая смена председателей Совета министров (с 1905 по 1916 – Витте, Горемыкин, Столыпин, Коковцев, Горемыкин).

20 февраля 1906 года вышло “Учреждение Государственной думы”, в котором определялись ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов строительства железных дорог и учреждении акционерных обществ. Дума избиралась на 5 лет. Депутаты Думы были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.

Одновременно с “Учреждением” было принято новое Положение о Государственном совете, который стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Государственная дума. Все законы, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный совет и лишь в случае принятия их Советом представляться на утверждение императору. Половину реформированного Государственного совета составляли выборные члены, половину – члены “по высочайшему назначению”, председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором. В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего 98 членов). Такое же число членов ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших государственных сановников. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственной думы и Государственного совета.

23 апреля 1906 г. были изданы “Основные государственные законы” (изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не Думы или Совета). В гл.1 была дана формулировка верховной власти: “Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть”. Власть управления также принадлежала императору “во всем ее объеме”, но законодательную власть император осуществлял “в единении с Государственным советом и Государственной думой” и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения императора. Однако ст.87 Основных законов предоставляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывались. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был выноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.

Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.

Весной 1906 года Дума начала свою работу. Источник будущих коллизий был заложен в самом устройстве русской конституции, давшей Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой. Необходимо отметить, что Государственный совет состоявший наполовину из государственных чиновников был консервативным органом, постоянно сдерживавший либеральные порыва Думы (отмена исключительных законов, полная амнистия политзаключенных, отмена смертной казни и т.д.)

 

 

Законодательная власть по Основным государственным законам 1906 г.

Основные государственные законы(ОГЗ) явились результатом изменений государственного строя вследствие революции. Текст ОГЗ был разработан Государственной канцелярией и Советом министров.

ОГЗ были утверждены императором Николаем II23 апреля 1906г. ОГЗ регламентировали создание Государственной Думы(ГД), реорганизацию Государственного Совета(ГС) и образование Совета министровкак специального правительственного органа. При определении в ОГЗ власти монарха исключался термин «неограниченная», однако основные прерогативы его власти остались неизменными.

Император осуществлял законодательную властьсовместно с ГД и ГС. Ему полностью принадлежала исполнительная власть:он назначал и увольнял министров, председателя Совета министров, являлся верховным главнокомандующим, решал вопросы объявления войны и заключения мира, представлял страну в отношениях с иностранными государствами, вводил военное или исключительное положение на отдельных территориях государства. За ГД и ГС закреплялась законодательная власть и право законодательной инициативы, за исключением изменения ОГЗ, которые могли изменяться только царем. ГД и ГС могли утверждать, отклонять, изменять проекты законов, направляемые правительством. В компетенцию ГД входило: обсуждение и утверждение бюджета (в 1906 г. бюджетные права ГД были ограничены), заслушивание отчетов государственного контролера по исполнению бюджета, вопросы строительства государственных железных дорог, создания акционерных компаний. Механизм принятия законов выглядел следующим образом: законопроект рассматривался в ГД и ГС, затем председатель ГС направлял законопроект на утверждение императора, после чего он становился законом. Законопроекты, не принятые ГД и ГС, не могли быть утверждены императором и считались отклоненными. В то же время без утверждения императором никакой закон не мог вступить в силу, даже если он был принят ГД и ГС. При возникновении чрезвычайных обстоятельств правительство с одобрения царя могло издавать чрезвычайные указы,по статусу приравниваемые к законам, если в работе ГД был перерыв. Данные указы не могли изменять нормы ОГЗ, Положения о ГД, ГС, постановления о выборах в ГД и ГС и должны выноситься на рассмотрение ГД в течение первых двух месяцев после возобновления работы ГД. Мнения исследователей об историческом значении ОГЗ расходятся: одни признают ОГЗ конституцией, другие - нет.

 

Вопрос 53.

Особую роль в процессе реализации и практического воплощения прав и свобод российских подданных, которые были закреплены в Основных государственных законах 23 апреля 1906 г., играло Министерство внутренних дел, которое в силу специфики своего правового статуса обеспечивало соблюдение этих конституционных положений. Уроки российского парламентаризма свидетельствуют о необходимости, для достижения эффективного функционирования государственного механизма, идти на диалог и компромисс.

Российским подданным конституционно гарантировались: неприкосновенность личности и законность юридического преследования (ст.72-74); неприкосновенность жилища (ст.75); свобода передвижения, выбора занятий, места жительства, выезда за пределы государства (ст.76); неприкосновенность собственности (ст.77); свобода собраний (ст.78); свобода слова и печати (ст.79); свобода союзов (ст.80); свобода совести (ст.81). С приобретением этих прав подданные России становились гражданами России.

 

Статус российских подданных по Основным государственным законам 1906 г.

Глава вторая

Октябрьский переворот и установление Советской власти. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов и его решения. Формирование Советского государственного аппарата (ВЦИК, СНК, ВСНХ, ВЧК и др.)

Осенью 1917 г. в стране резко обострилась политическая ситуация. Временное правительство потеряло контроль над армией и окраинами страны.

Социальную напряженность вызывали продолжавшаяся война и ухудшение положения в экономической сфере. В Петрограде находилось большое число вооруженных солдат, не желавших отправляться на фронт.

В сентябре Петроградский Совет, в котором решающая роль принадлежала большевикам, принял новый политический курс, направленный на свержение Временного правительства и захват власти.

10 октября ЦК партии большевиков принял решение о подготовке и проведении вооруженного восстания.

Военно-революционный комитет (ВРК) был образован 12 октября 1917г. по инициативе ЦК партии большевиков. Комитет состоял из представителей армии, профсоюзов, фабрично-заводских комитетов, военных секций Советов и др.

ВРК обладал реальной силой, он опирался на отряды Красной гвардии, армейские части, матросов, Советы рабочих и солдатских депутатов и местные военно-революционные комитеты.

По своей компетенции Военно-революционный комитет был всеобъемлющим чрезвычайным органом, так как большевики, взявшие власть в свои руки, еще не создали нового центрального государственного аппарата.

Для осуществления своих полномочий при Комитете образовывались отделы и комиссии: обороны, снабжения, связи, информации, рабочей милиции и др.

Таким образом, ВРК представлял собой орган, сосредоточивший в своих руках всю власть и ставший мощным орудием большевистского Петросовета.

В ночь на 25 октября Военно-революционный комитет начал вооруженное восстание. В ходе активных действий все ключевые пункты в Петрограде были заняты отрядами Петроградского гарнизона и рабочей Красной гвардии.

Важная роль в становлении Советского государства и государственного аппарата принадлежала Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов.Съезд начал свою работу уже вечером 25 октября и провозгласил себя высшим органом власти в России. Съезд, по расчетам большевиков, должен был официально признать и легализовать захват власти Советами. Часть делегатов съезда, представлявших партии меньшевиков и правых эсеров, покинула заседание.

Съезд носил учредительный характер. На нем были созданы руководящие государственные органы и приняты первые правовые акты, имевшие основополагающее значение для новой власти.

Важная роль в становлении Советского государства и государственного аппарата принадлежала Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов.Съезд начал свою работу уже вечером 25 октября и провозгласил себя высшим органом власти в России. Съезд, по расчетам большевиков, должен был официально признать и легализовать захват власти Советами. Часть делегатов съезда, представлявших партии меньшевиков и правых эсеров, покинула заседание.

Съезд носил учредительный характер. На нем были созданы руководящие государственные органы и приняты первые правовые акты, имевшие основополагающее значение для новой власти.

II съезд Советов постановил образовать для управления страной до созыва Учредительного собрания временное рабоче-крестьянское правительство, именуемое Советом народных комиссаров. В состав правительства вошли только большевики, возглавил правительство В. И. Ленин.

Съезд Советов избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет(ВЦИК) — высший орган власти в период между съездами. Председателем Комитета был избран Л. Б. Каменев, скоро его сменил Я. М. Свердлов.

II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов принял два важных декрета:

Декрет о мире, предлагавший всем враждующим государствам заключить мир, опубликовать тайные дипломатические акты, отказаться от аннексий и контрибуций;

Декрет о земле, провозглашавший многообразие форм землепользования, конфискацию помещичьих земель и имений, отмену права частной собственности на землю, запрет на применение наемного труда и аренду земли.

 

 

Вопрос 62.

В ходе октябрьского вооруженного восстания в Петрограде Временное правительство было низложено, ликвидирован «Совет республики», так называемый предпарламент, образованный в сен­тябре 1917 г. Всероссийским демократическим совещанием. Нача­ло созданию советской гос системы положил II Всероссийский съезд Советов, начавший свою работу в ночь с 25 на 26 октября. Съезд принял гос власть от органа Петроградского Совета.— Временного революционного комитета и провозгласил переход всей власти в стране в руки Советов. Съезд избрал ВЦИК, который состоял в основном из большевиков, по­скольку меньшевики и правые эсеры в знак протеста против узур­пации власти большевиками покинули съезд. Председателем ВЦИК стал Л. Б. Розенфельд (Каменев). ВЦИК был объявлен высшим органом власти в стране в перерывах между съездами Советов. На II Всероссийском съезде Советов также создан Совет Народных Комиссаров (СНК) во главе с Лениным, призванный исполнять роль правительства России вплоть до Учредительного собрания.

В конце октября 1917 г. стоявшие в оппозиции большевикам меньшевики и правые эсеры решили царламентскими методами ликвидировать большевистскую монополию на власть. Занимая главенствующее положение во Всероссийском исп. комитете профсоюза железнодорожников (Викжель), они, угрожая всеобщей забастовкой, на транспорте, в ультимативной форме- по­требовали создания «однородного соц. правительства» из представителей всех социалистических партий. Эта идея была поддержана некоторыми лидерами большевиков: Каменевым, Ры­ковым и др. В результате внутрипартийной дискуссии победу одер­жали сторонники Ленина и Троцкого, а 15 членов ЦК РСДРП(б) и СНК, склонявшиеся к варианту создания коалиционного прави­тельства, вынуждены были сложить с себя полномочия. Председателем ВЦИК стал Я. М. Свердлов. В то же время представители партии левых эсеров, стоявшие на близких к большевистским убеж­дениям позициях, получили в начале ноября 1917 г. предложение войти в состав ВЦИК и правительства. Рассчитывая на создание «однородного правительства», левые эсеры поначалу отклонили такое предложение, но затем согласились занять посты в СНК, Красной Армии и ВЧК.

Законодательными пол­номочиям были наделены сразу три органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

Вплоть до января 1918 г. съезды Советов рабочих и солдатских депутатов проходили отдельно от съездов Советов крестьянских депутатов. Объединились они лишь на III Всероссийском съезде Советов.

Структура высших органов гос власти в оконча­тельном варианте была закреплена в Конституции РСФСР 1918 года. Всей полнотой гос власти обладал Всероссийский съезд Советов. В перерывах между съез­дами высшая власть в стране принадлежала ВЦИК, который состоял из отделов, ведущих текущую работу, и нескольких комис­сий, занятых разработкой отдельных вопросов. В перерывах между заседаниями ВЦИК ф-ии контроля и направления деятельнос­ти отделов и комиссий брал на себя Президиум ВЦИК.

СНК, избранный II Всероссийским съездом Советов, состоял первоначально из 13 народных комиссариатов. Заседания его про­ходили ежедневно, но уже к концу 1917 г. сформировался так называемый Малый Совнарком из заместителей народных комис­саров, чьи решения утверждались правительством без повторного рассмотрения. Для руководства экономикой 1 декабря 1917 г. был создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ),

Местные органы власти и управления. В соответствии с ре­шением II Всероссийского съезда Советов о переходе власти на территории России в руки Советов с ноября 1917 г. началась ломка старых органов местного управления и самоуправления: земств, городских дум и управ, института комиссаров Временного прави­тельства. Дольше всего (до августа 1918 г.) земские органы управления продержались на окраинах страны, где большевики, не име­ли возможности создать местные Советы с лояльным составом де­путатов. Для упрочения советской власти на местах, ликвидации учреждений Временного правительства и охраны революционного порядка повсеместно создавались Военно-революционные комите­ты (ВРК), которые, кроме того, выполняли и некоторые хоз. ф-ии.

Создававшиеся Советы находились на гос фи­нансировании и наделялись всей полнотой власти в местных мас­штабах. Главную роль в направлении деятельности местных Сове­тов играл Народный Комиссариат ВД (НКВД).

Учредительное собрание. Придя к власти, большевики объя­вили о временном характере своего правления и обязались все­мерно содействовать созыву Учредительного собрания, которое, сосредоточив в своих руках всю полноту законодательной власти в стране, должно было решить ключевые вопросы устройства рос­сийского государства и общества в послереволюционный период. Однако, провозгласив после октябрьского переворота власть Со­ветов, большевики уже не спешили с созывом Учредительного собрания, решающий голос в котором, по результатам выборов, имели правые эсеры. Для формального исполнения своего обе­щания Совнарком назначил открытие Учредительного собрания на 5 января: 1918 г. При этом 3 января 1918 г. ВЦИК постановил считать контрреволюционным действием попытку «со стороны какого бы то ни было учреждения присвоить себе те или иные ф-ии гос власти» и подтвердил полноту Советс­кой власти,

На открывшемся в назначенный срок Учредительном собра­нии представители большевистской фракции предложили собрав­шимся принять «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируе­мого народа» и признать советскую власть, что означало бы авто­матическое прекращение собранием высших законодательных ф-ий. После категорического отказа со стороны большинства со­бравшихся признать власть Советов большевики, левые эсеры и представители некоторых других фракций покинули зал заседа­ний, лишив Учредительное собрание кворума. Оставшиеся депу­таты продолжили работу, но на следующий день ВЦИК издал Декрет о роспуске Учредительного собрания. Таким образом, нарушение демократических принципов со стороны большевистс­ких органов власти и отсутствие реализма во взглядах на проис­ходившие события у большинства членов Учредительного собра­ния окончательно повернули страну на путь диктатуры.

При характеристике формы складывающегося советского гос-ва необходимо различать формально-юр. квалификацию и фактическое (реальное) положение. В официальных документах («Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», Кон­ституция РСФСР 1918 г., «Декларация прав народов России») форма правления определялась как республика Советов, на самом же деле Советы не располагали декларированными полномочиями, первенствующую роль в центре и на местах играли партийные органы. Пол. режим в официальных документах назывался демократическим, в дей­ствительности он был военно-авторитарным, ибо советская власть в своих действиях широко опиралась на военную силу, Красную Армию и ВЧК. То же можно сказать и о форме гос устройства. В Конституции.РСФСР 1918 г. заявлялось о федера­тивной форме гос устройства, на самом деле с само­го начала был сделан крен в сторону централизма, вышестоящие органы могли в любой момент отменить решения нижестоящих органов, что дает основание для утверждения о насаждении пра­вящей коммунистической партией унитарной формы гос устройства.

 

Вопрос 63.

Образование СССР: причины, основные этапы, альтернативные проекты

Образование единого гос-ва на тер-рии бывшей Рос­сийской империи, развалившейся после октября 1917 г., во многом определялось объективными причинами:

1) это исторически сложившееся разделение труда между эко­номическими районами ранее единого российского гос-ва;

2) необходимость объединить скудные в то время эконом. ресурсы республик для восстановления разрушенного в Граж­данской войне хозяйства;

3) новые независимые гос образования, возник­шие после Октябрьской революции, не имели реальных перспек­тив утвердиться на международной арене и отстоять свою гос независимость.

Субъективная причина: стремление РКП(б) осуществить миро­вую социалистическую революцию и создать в перспективе Миро­вую советскую социалистическую революцию.

Взаимоотношения между независимыми советскими республи­ками прошли ряд этапов. Первый - годы Гражданской войны и иностранной интервенции. На данном этапе взаимоотношения меж­ду республиками приняли форму военно-пол. союза. Второй - 1920-середина 1922 гг. Военно-пол. союз до­полняется хозяйственным и дипломатическим. Взаимоотношения между республиками строились на договорной основе. Третий -вторая половина 1922 по 30 декабря 1922 гг., когда шло непосред­ственное объединение республик в одно гос-во.

При решении вопроса о форме гос устройства при пол. объединении советских республик было выдви­нуто несколько альтернативных проектов:

1) проект конфедерации — предлагал объединить советские рес­публики на конфедеративной основе, сохранив договорные связи;

2) проект автономизации (Сталин), согласно которому Украи­на, Белоруссия, Грузия, Армения и Азербайджан должны были войти в состав РСФСР на правах автономных республик;

3) проект образования СССР (Ленин).

Октябрьский (1922 г.) Пленум ЦК РКП(б) одобрил ленинские предложения. Решение об образовании СССР было принято I Все­союзным съездом Советов 30 декабря 1922 г. В состав СССР вош­ли 4 союзные республики: РСФСР, УССР БССР и ЗСФСР.

 

 

Причины образования СССР

2. Образование СССР

3. Конституция СССР 1924 г.

4. Конституция РСФСР 1925 г.

1. Образование СССР определялось следующими причинами:

необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления нэпа;

— объединение республик обеспечивало бы их независи­мость и позволило бы успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические.

Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на

средства производства.

2.29 декабря 1922 г. состоялась конференция полномочных представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединявшей Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР), , которая одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР.

30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов Союза Совет­ских Социалистических Республик, который юридически оформил образование СССР. Были утверждены: Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. Доклад о Декларации и Договоре об образовании СССР сделал на съезде И. В. Сталин. Съездом были проведены выборы ЦИК СССР.

Первыми председателями ЦИК СССР были избраны председатели ЦИК союзных республик: М. И. Калинин, Г. И. Петровский, А. Г. Червяков, Н. р. Нариманов. Исполнительным органом являлся СНК СССР.

Первое правительство СССР было образовано ЦИК СССР в июле 1923 г. Возглавлял правительство В. И. Л енин.

Первыми субъектами СССР были четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. В дальнейшем СССР пополнялся новыми субъектами.

На первом этапе развития Союза ССР происходило национально-государственное размежевание в Средней Азии, на территории Туркестанской АССР (входившей в состав, РСФСР) и двух самостоятельных государств — Хорезмской и Бухарской народных советских республик.

На первых Всеузбекском и Всетуркменском съездах Советов, прошедших в феврале 1925 г., были приняты декларации об образовании Узбекской ССР и Туркменской ССР. На съездах также были приняты решения о вхождении Узбекской ССР и Туркменской ССР в состав СССР. 13 мая 1925 г. на III съезде Советов СССР были одобрены решения Узбекской ССР и Туркменской ССР, и последние были приняты в состав СССР. На них стало распространяться действие договора об образовании Союза ССР.

Был завершен процесс объединения таджикских земель в единое национальное Советское государство. В декабре 1926 г. I съезд Советов принял Декларацию об образовании Таджикской АССР и вхождении ее в Узбекскую ССР. 15 октября 1929 г. III Чрезвычайный съезд Советов Таджикистана принял Декларацию, в которой провозгласил выход из состава Узбекской ССР и создание Таджикской ССР. На VI съезд Советов Союза ССР, прошедшем 17 марта 1931 г., Таджикская ССР была принята в состав СССР.

На территории РСФСР в 1920 г. образовалась Киргизская АССР, переименованная в апреле 1925 г. в Казахскую АССР. В ее составе в феврале 1925 г. возникла Кара-Калпакская Автономная Область, которая в 1930 г. вошла непосредственно в РСФСР, а в 1932 г. была преобразована в АССР. В октябре 1924 г. образовалась Кара-Киргизская Автономная Область (в составе РСФСР), переименованная в 1925 г. в Киргизскую АО и преобразованную затем в АССР (1927 г.).

3. Конституция СССР 1924г. — это первая союзная Конституция. Она была принята ЦИК СССР 6 июля 1923 г. и единогласно утверждена 31 января 1924 г. II Всесоюзным съездом Советов СССР.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Договор подразделялся на 11 глав, а главы — на 72 статьи.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна. В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик.

Конституция СССР устанавливала следующую систему высших органов власти союзных республик', съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК. ЦИК союзных республик образовывали свои исполнительные органы — СНК.

Конституция СССР 1924 г. закрепила принципы добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства. За каждои союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. В Конституции получил отражение национальный характер федерации. Конституция СССР 1924 г. действовала до 1936 г. 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.

4. Появление новой Конституции РСФСР 1925г. было связано с образованием Союза ССР и вступлением в действие союзной Конституции 1924 г.

Проект Конституции создавался в Наркомюсте, затем над ним работала комиссия Президиума ВЦИК. Конституция РСФСР была приведена в соответствие с Конституцией СССР 1924 г. Была сделана попытка уравнения избирательных прав трудящихся города и села.

Проект Конституции РСФСР обсуждался во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов. Конституция РСФСР была утверждена постановлением XII Всероссийского съезда Советов 11 мая 1925г.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г. (и другие республиканские Конституции) дополняли друг друга. Часть полномочий РСФСР передавалась в ведение союзных органов власти и управления.

Конституция РСФСР состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей.

Конституция РСФСР 1925 г, закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. В Конституции записано: «РСФСР есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик». Также было заявлено, что Вся полнота власти принадлежит Советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов.

Постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, имели обязательную силу на территории" РСФСР.

Конституция РСФСР закрепляла положение о том, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность государства.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.025 с.)