Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция СССР 1924 Г. Анализ основных положений

Поиск

Конституция (К) - Основной закон СССР, была принята 31 января 1924 г. на II съезде Советов СССР.

К состояла из двух разделов.

1. Декларации об образовании СССР, где отражались основные принципы объединения республик в Союз ССР (добровольность, равноправие, право выхода).

2. Договора об образовании СССР, который состоял из 11 глав:

1) О предметах ведения верховных органов властиСССР;

2) О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве;

3) О съезде Советов СССР;

4) О Центральном Исполнительном Комитете СССР;

5) О Президиуме ЦИК СССР;

6) О Совете Народных Комиссаров СССР;

7) О Верховном Суде СССР;

8) О народных комиссариатах СССР;

9) Об Объединенном государственном политическом управлении;

10) О союзных республиках;

11) О гербе, флаге и столице СССР.

В компетенцию СССР входили: международные отношения и внешняя политика, основополагающие вопросы развития народного хозяйства СССР, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, связью, вооруженными силами, финансовой и налоговой системой, землей, недрами, определение основ судоустройства и судопроизводства, гражданское, уголовное, общие начала трудового законодательства.

Союзные республики осуществляли свою власть самостоятельно, ограничиваясь лишь пределами, установленными для них в К.

В обязанности СССР входила охрана суверенных прав республик. СССР решал вопросы приема в СССР новых-республик, изменения границ СССР или границ республик, споры между республиками.

Граждане союзных республик получали гражданство СССР.

Высшим органом власти СССР являлся Всесоюзный съезд Советов, избиравшийся из городских и губернских съездов Советов.

В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный комитет СССР - ЦИК СССР, который состоял из:

союзного Со?п™з (избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик);

Совета Национальностей (состоял из представителей союзных и автономных республик и автономных областей).

ЦИК СССР работал в сессионном порядке, в промежутках между сессиями с функциями высшего законодательного и исполнительного органа работал Президиум ЦИК СССР.

Совет народных комиссаров СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР. Он состоял из председателя СНК, его заместителей и 10 наркомов.

Верховный Суд СССР наделялся функциями судебного контроля и конституционного надзора.

Правом вносить изменения в К обладал Всесоюзный съезд Советов.

 

 

Разработка и принятие Конституции 1923–1924 гг. Особенности ее структуры и содержания.

Конституция (К) - Основной закон СССР, была принята 31 января 1924 г. на II съезде Советов СССР.

К состояла из двух разделов.

1. Декларации об образовании СССР, где отражались основные принципы объединения республик в Союз

ССР (добровольность, равноправие, право выхода).

2. Договора об образовании СССР, который состоял из 11 глав:

1) О предметах ведения верховных органов власти СССР;

2) О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве;

3) О съезде Советов СССР;

4) О Центральном Исполнительном Комитете СССР;

5) О Президиуме ЦИК СССР;

6) О Совете Народных Комиссаров СССР;

7) О Верховном Суде СССР;

8) О народных комиссариатах СССР;

9) Об Объединенном государственном политическом управлении;

10) О союзных республиках;

11) О гербе, флаге и столице СССР.

В компетенцию СССР входили: международные отношения и внешняя политика, основополагающие вопросы развития народного хозяйства СССР, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, связью, вооруженными силами, финансовой и налоговой системой, землей, недрами, определение основ судоустройства и судопроизводства, гражданское, уголовное, общие начала трудового законодательства. Союзные республики осуществляли свою власть самостоятельно, ограничиваясь лишь пределами, установленными для них в К. В обязанности СССР входила охрана суверенных прав республик. СССР решал вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ СССР или границ республик, споры между республиками. Граждане союзных республик получали гражданство СССР. Высшим органом власти СССР являлся Всесоюзный съезд Советов, избиравшийся из городских и губернских съездов Советов. В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный комитет СССР - ЦИК СССР, который состоял из:

союзного Совета (избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик);

Совета Национальностей (состоял из представителей союзных и автономных республик и автономных областей). ЦИК СССР работал в сессионном порядке, в промежутках между сессиями с функциями высшего законодательного и исполнительного органа работал Президиум ЦИК СССР. Совет народных комиссаров СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР. Он состоял из председателя СНК, его заместителей и 10 наркомов. Верховный Суд СССР наделялся функциями судебного контроля и конституционного надзора. Правом вносить изменения в К обладал Всесоюзный съезд Советов.

Конституция СССР устанавливала следующую систему высших органов власти союзных республик: съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК. ЦИК союзных республик образовывали свои исполнительные органы — СНК.

Конституция СССР 1924 г. закрепила принципы добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. В Конституции получил отражение национальный характер федерации.

Конституция СССР 1924 г. действовала до 1936 г. 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.

 

 

Вопрос 74.

 

30-е гг. — сложное время в истории советского гос-ва. Реализуется курс на проведение форсированной индустриализа­ции, административным путем осуществляется массовая коллективизация с/х, свертывается НЭП, из всех отрас­лей хозяйства решительно вытесняется частник. Происходит коренная ломка общественных отношений. Под влиянием сложившегося культа личности Сталина деформируется пол. система.

С точки зрения формально юридической, закрепленной в Кон­ституции СССР 1936 г., советское гос-во по форме правления являлось республикой Советов. Однако действительность резко расходилась с текстуальным содержанием Конституции. Фактически представительные органы в лице Сове­тов не располагали реальными властными полномочиями. Они формировались партийным аппаратом и выполняли его волю.

Немаловажные процессы происходят и в самой партии, кото­рые стали следствием острой борьбы за власть среди партийных олигархов во второй половине 20-х- начале 30-х гг. Постепен­но расправившись со внутрипартийной оппозицией («новая оп­позиция», троцкистско-зиновьевский блок, правый уклон в ВКП(б), попытка отстранить Сталина от власти на XVII съезде), последовательно устранив с пол. арены Каменева, Зи­новьева, Троцкого, Бухарина, Рыкова и Томского, Сталин к се­редине 30-х гг. сосредоточивает в своих руках все властные пол­номочия и фактически устанавливает диктаторскую форму прав­ления.

Признаки абсолютной власти Сталина:

1. Сталин единолично принимает все важнейшие партийные и гос решения, которые затем лишь оформлялись в постановления Политбюро, Пленумов ЦК, советских органов и в законодательные акты, т. е. Сталин — первая инстанция, а после­дующие инстанции лишь штампуют его решения.

2. Сталин формирует преданный ему партийный аппарат. Партийные руководители всех рангов назначаются сверху вниз, хотя и создается видимость их выборности.

3. Занимая пост Генерального секретаря ЦК ВКПб), Сталин использует такой важный рычаг власти, как право номенклатурно­го подбора кадров на все важнейшие гос и хоз. посты. Он лично осуществляет формирование правитель­ства и руководит его деятельностью. С 6 мая 1941 г. Сталин стано­вится Председателем Совнаркома СССР. Происходит сращивание партийного аппарата с государственным. Становится нормой при­нятие совместных партийно-государственных постановлений, ру­ководители партии одновременно занимают ответственные гос посты.

4. В руках Сталина была сосредоточена и идеологическая власть. Сталин являлся главным идеологом партии. Любое его выступление, а порой даже фрагментарная фраза не­медленно подхватывались средствами массовой информации и ти­ражировались миллионными экземплярами.

5. Сталин осуществляет непосредственное руководство воору­женными силами. В годы ВОВ он стано­вится Наркомом обороны СССР.

Важнейшей опорой диктатора были правоохранительные орга­ны. В этих целях в начале 30-х годов проводится их реорганиза­ция. В значительной мере они утрачивают правоохранительную природу, на первый план выдвигается карательная направлен­ность в их деятельности. В 1932 г. образовано Главное управле­ние милиции при ОГПУ. Тем самым органы общественного по­рядка включаются в систему органов гос безопасно­сти. С 1931 г. по июнь 1941 г. численность милиции увеличилась почти втрое, с 86,7 тыс. до 227,6 тыс. человек. В 1933 г. создается самостоятельная Прокуратура СССР. Она выводится из подчине­ния Верховному Суду СССР. На нее были возложены надзорные ф-ии, но в условиях тоталитаризма она не могла их осуще­ствлять. Более того, сами органы Прокуратуры участвовали в мас­совых репрессиях.

В 1930 г. был образован ГУЛАГ (Главное управление лагерей), который представлял систему исправительно-трудовых лагерей, находившихся в ведении ОГПУ, приспособленных к массовому использованию труда заключенных, приговоренных к лишению свободы на сроки свыше 3 лет. Завершением формирования едино­го мощного репрессивного аппарата стало учреждение в 1934 г. НКВД СССР, в ведении которого концентрировались все силовые структуры.

Диктаторской форме правления был адекватен и пол. режим. Существовавший в СССР авторитарный пол. ре­жим в период сталинизма приобретает крайнюю форму. Он стано­вится тоталитарным, внешне прикрытым демократическими юр. формами. Для тоталитарного режима характерно уста­новление абсолютного контроля гос-ва над все­ми сторонами жизни общества. Особенностью сталинского тотали­тарного режима являлось управление страной посредством массо­вого террора, который приобретает масштабные размеры.

В пол. систему, наряду с гос-вом, входят также общественные организации. Массовые орга­низации трудящихся советской страны — профсоюзы и комсомол фактически не имели самостоятельности и были «приводными рем­нями» партии в целях целенаправленного влияния на массы. С лик­видацией в 1934 году Наркомата труда СССР значительная часть его ф-ий была передана профсоюзам.

В связи с характеристикой пол. системы и правового статуса ее компонентов возникает вопрос о церкви. Формально церковь, поскольку она была отделена от гос-ва, не может входить в пол. систему. Такой позиции придерживалась советская юр. наука. Но реальное влияние церкви на об­щественно-пол. жизнь страны было велико, ибо в 30-е гг. значительная часть населения, особенно крестьянство, была верующей. Несмотря на то, что с 1927 г. руководство церкви призвало верующих лояльно ис­полнять гражданские обязанности, отрицательное отношение со­ветской власти к церкви усилилось. В массовом порядке закрывались, разрушались церк­ви. Священнослужители были отнесе­ны к категории классово-враждебных элементов и репрессирова­лись.

Т.о. к середине 30-х гг. в результате деформации в основном сложилась тоталитарная политическая система. Ее ха­рактерными чертами были:

1) культ вождя «всех времен и народов»;

2) единственная пол. партия, являющаяся согласно Конституции ядром всех организаций трудящихся;

3) единственная официальная идеология, обещавшая в скором будущем построение совершенного общества. Эта идеология провозглашала в качестве ведущих принципов: подчинение личных интересов государственным; верховенство идеологии над законом и законнос­тью: наличие особой морали и нравственности; абсолютная моно­полия гос-ва на СМИ;

4) всеобъемлющая система тайного и открытого пол. контроля, которая предполагала наличие мощного, многочислен­ного и разветвленного репрессивного гос механиз­ма, развитого террористического законодательства. Основной за­дачей этой системы являлась жестокая борьба с инакомыслием, формирование системы тотального страха и доносительства;

5) экономической основой пол. системы являлась то­тальная собственность на орудия и средства производства, которая предполагала жесткое централизованное управление экономикой. Широкое использование внеэкономических (репрессивных) стиму­лов, по сути дела, рабского труда заключенных;

6) конечной целью этой пол. системы являлось созда­ние мощного во всех отношениях гос-ва, монолитного обще­ства, способного реализовать идею создания Мировой Советской Социалистической Республики.

 

Вопрос 75

Система, порядок формирования и компетенция федеральных органов по Конституции СССР 1923–1924 гг.

Союзные республики осуществляли свою власть самостоятельно, ограничиваясь лишь пределами, установленными для них в К. В обязанности СССР входила охрана суверенных прав республик. СССР решал вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ СССР или границ республик, споры между республиками. Граждане союзных республик получали гражданство СССР. Высшим органом власти СССР являлся Всесоюзный съезд Советов, избиравшийся из городских и губернских съездов Советов. В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный комитет СССР - ЦИК СССР, который состоял из:

союзного Совета (избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик);

Совета Национальностей (состоял из представителей союзных и автономных республик и автономных областей). ЦИК СССР работал в сессионном порядке, в промежутках между сессиями с функциями высшего законодательного и исполнительного органа работал Президиум ЦИК СССР. Совет народных комиссаров СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР. Он состоял из председателя СНК, его заместителей и 10 наркомов. Верховный Суд СССР наделялся функциями судебного контроля и конституционного надзора. Правом вносить изменения в К обладал Всесоюзный съезд Советов.

Конституция СССР устанавливала следующую систему высших органов власти союзных республик: съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК. ЦИК союзных республик образовывали свои исполнительные органы — СНК.

Конституция СССР 1924 г. закрепила принципы добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. В Конституции получил отражение национальный характер федерации.

Конституция СССР 1924 г. действовала до 1936 г. 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.

 

Вопрос 76.

 

 

Вопрос 77.

Права, свободы и обязанности граждан СССР по Конституции 1936 г.

Новая Конституция СССР была утвержде­на 5 декабря 1936 г.

Политической основой СССР в ней назва­ны Советы депутатов трудящихся, экономи­ческой основой — социалистическая систе­ма хозяйства и социалистическая собствен­ность на орудия и средства производства.

Конституция предусматривала две формы социалистической собственности - государственную (всенародное достояние) и колхоз­но-кооперативную.

Конституция переименовала Советы рабо­чих, крестьянских и красноармейских депута­тов в Советы депутатов трудящихся, пока­зывая, что за годы советской власти народ стал единым целым.

Конституция провозгласила, что в СССР побе­дили социалистические общественные от­ношения и создались такие основы социа­лизма, как ликвидация эксплуататорских классов, господство социалистической соб­ственности, наличие дружественных клас­сов рабочих, крестьян и народной интел­ лигенции, наличие всеобщего избиратель­ного права и др. Конституция закрепила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет.

Каждый гражданин имел один голос, и все граждане участвовали в выборах на равных основаниях. Не участвовали в выборах умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избира­тельных прав.

По своему содержанию Конституция СССР 1936 г. была значительно шире, чем Конститу­ция СССР 1924 г. В ней появились новые главы: об общественном устройстве, о местных орга­нах государственной власти, о судей проку­ратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе.

Процесс национально-государственного строительства заставил пересмотреть ста­тус ЗСФСР: она перестала существовать, и в 1936г. образовались Грузинская ССР, Ар­мянская ССР, Азербайджанская ССР.

Автономные республики Киргизия (с 1926 г.) и Казахстан (с 1920 г.), входившие в состав РСФСР, в том же году получил и статус союзных.

В1939-1940 гг., согласно секретному допол­нению к пакту Молотова-Риббентропа, были присоединены значительные территории на за­падной границе. Во время вторжения Гитлера на территорию Польши советские войска перешли границу и начали захват польских террито­рий с востока, получив назад земли, потерянные в первые годы советской власти. Операции стро­ились по единому плану: вначале советские вой­ска оккупировали территории, затем проводили плебисциты и «народные собрания» и выносили решения о присоединении к СССР.

В октябре 1939 г. в состав СССР вошли Запад­ная Украина (как часть Украинской ССР) и За­падная Белоруссия (как часть Белорусской ССР). В марте 1940 г., после войны с Финлян­дией и часть ранее принадлежавшей ей терри­тории была присоединена к Карельской авто­номной республике, преобразованной в Каре­ло-Финскую ССР (в 1956 г. ей был возвращен статус автономной республики).

В августе 1940г. было принято решение о вклю­чении Северной Буковины и нескольких уездов Бессарабии, ранее входивших в состав Румынии, в состав Украинской ССР. Часть Бессарабии была преобразована в Молдавскую ССР. В августе 1940 г. в состав СССР вошли Лат­вия, Эстония, Литва.

Присоединение новых республик или час­тей республик сопровождалось массовыми высылками населения, арестами, расстре­лами. Накануне войны такие репрессии за­тронули проживавшие на территории страны «нерусские» народности, которые могли пе­рейти на сторону врага — поляков, финнов, энемцев, латышей, эстонцев, литовцев.

Во время войны были выселены в Сибирь и ' Среднюю Азию крымские татары, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, балкарцы, греки, турки, курды. Государственное устройство страны К определяла

как федеративное (союзное) объединение республик, основанное на добровольном объединении равноправных и суверенных советских социалистических республик. К устанавливала единое гражданство и провозглашала право каждого гражданина СССР на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, право на образование, женщины уравнивались в правах с мужчиной. К закрепляла принцип равноправия граждан независимо от их расы и национальности. К гарантировала гражданам свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, право на объединение в общественные организации.

Прогрессивный характер К был положительно воспринят трудящимися буржуазных государств, служил примером для многих стран. Однако многие демократические принципы К не нашли практического воплощения, так как ее нормы не имели решающего значения в жизни государства и общества, грубо нарушались органами государства.

 

Вопрос 78.

Политика индустриализации и коллективизации. «Большой террор» 1930-х гг.

В апреле 1929 г. состоялась XVI партконференция. Из двух вариантов пятилетнего плана (на 1928/29 — 1932/33 гг.), разработанных Госпланом СССР, она одобрила первый. Задания по нему были на 20% выше. «Нет таких крепостей, которые бы большевики не взяли», — заявил И. В. Сталин, и под гипнозом этих слов плановые задания с ноября 1929 г. и вплоть до середины 1932 г. неоднократно повышались.
Характерной чертой второго этапа индустриализации (осень 1928—1937 г.) был упор на новое строительство — преимущественно объектов группы «А» (производство средств производства), на что выделялось свыше 80% всех капиталовложений в промышленность.

Шаги индустриализации. Затертые от частого употребления слова о том, что в годы первой и второй (1933—1937 гг.) пятилеток страна превратилась в грандиозную строительную площадку, тем не менее точно отражали действительность.
За это время создаются:
— вторая (после Криворожско-Донбасской) угольно-металлургическая база на востоке. Ее основой стали домны Магнитогорского и Кузнецкого комбинатов, шахты Кузнецкого и Карагандинского угольных бассейнов; вторая нефтяная база в Башкирии при одновременной коренной реконструкции первой — Бакинской;
— мощные объекты электроэнергетики: Днепрогэс и ряд других, гидро-и теплоэлектростанций;
— отсутствующие в дореволюционной России отрасли промышленности: качественной и цветной металлургии, подшипниковой, трубопрокатной, тяжелого машиностроения, тракторостроения и производства сельхозмашин, авиационной и автомобильной, химической, шинной и др.;
— новые линии железных дорог (Турксиб, Новосибирск—Ленинск, Караганда—Балхаш, Курган—Свердловск и др.).
Немало крупных объектов возводилось в национальных республиках СССР. Специфика их индустриализации заключалась в том, что львиную долю материальных средств они получали за счет щедрых взносов России и отчасти Украины. В результате были обеспечены более высокие по сравнению с общесоюзными темпы промышленного развития бывших отсталых окраин Российской империи (примерно в полтора-два раза).
Происходили также важные сдвиги в управлении всем промышленным комплексом СССР. Произвольно изменяемые в сторону увеличения планы не соответствовали реальным возможностям производства. Ежегодно закладывались сотни новых заводов и фабрик, но строительство их не доводилось до конца из-за нехватки сырья, топлива, оборудования, рабочей силы.

Тоталитарная система власти сложилась в СССР на рубеже 20—30-х гг. Предпосылки ее возникновения возникли в 1918 г., когда РКП(б)—ВКП(б) стала единственной правящей партией в стране. После ликвидации оппозиции ее власть стала бесконтрольной. Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности.

В 30-е гг. сложился культ личности Сталина. К 1935 г. сторонники Сталина заняли все ключевые посты в государстве. Партийная линия превратилась в догму. Принижалась роль судов и прокуратуры. Органы НКВД были наделены правом внесудебного решения дел, создавались такие внесудебные органы, как «двойки» и «тройки». Грубо нарушался принцип презумпции невиновности. Усилились политические репрессивные меры, была установлена уголовная ответственность для семей репрессированных и т. д. В результате политики произвола и беззакония пострадали миллионы невиновных людей.

Складывалась административно-командная система управления, при которой государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов.

Сталин и его окружение объявили 1929 г. годом великого перелома, был взят курс на форсирование темпов коллективизации и индустриализации.

 

Вопрос 79.

В 1929 г. началась массовая коллективизация, заготовительная компания приняла насильственный характер, рыночные механизмы были сломлены. 5 января 1930 г. ЦК решил, что к весне 1931 г. или к осени 1930г. сплошная коллективизация должна была завершиться на Северном Кавказе, Нижнем и Среднем Поволжье. Списки раскулачиваемых составлялись при содействии деревенских активистов и комитетов бедноты. Принудительная коллективизация вызвала забой скота и падение урожаев, а выкачивание хлеба из села выросло. В итоге - голод 1932-1933 гг. Людоедство стало обычным явлением. Мы не знаем точных цифр жертв голода, вызванного самой властью. Западные ученые называют от 3 до 10 млн. человек. Не знаем мы и числа погибших от раскулачивания. Согласно постановлению СНК и ЦК ВКП(б) заготовки становились составной частью обязательного налога, не подлежащего пересмотру местными властями, его невыполнение грозило имущественными и уголовными санкциями. "Примерный устав сельскохозяйственной артели" был принят в разгар коллективизации, второй - после ее завершения (1935г). В уставе 1930 г. отмечалось, что полевые наделы колхозников обобществляются и создается единый земельный массив. Обобществляется также рабочий и товарно-продуктовый скот, семенные и кормовые запасы, хозяйственные постройки. В личном пользовании остаются приусадебные участки, в личной собственности - постройки, молочный скот, мелкий инвентарь и т.п. "Кулаки" и лица, лишенные избирательных прав, в артель не принимались. С ноября 1934 г. Наркомзем начинает подготовку нового примерного устава. По истечении определенного срока и с соответствующими рекомендациями в колхоз могли приниматься бывшие "кулаки". Была установлена очередность выполнения колхозом своих обязательств: сначала перед государством и МТС, затем создается обязательный семенной фонд, фонды социальной поддержки (нетрудоспособным, детям и т.п.), выделяется часть урожая на продажу, а оставшаяся часть урожая распределяется по трудодням.

В начале индустриализации в апреле 1928г. было заявлено о "саботаже" старой технической интеллигенции ("шахтинское дело"). Старые кадры были отстранены и прошло широкое выдвижение на руководящие посты рабочих - членов партии, что негативно сказалось на развитии производства. В июне 1931г. была сделана попытка остановить этот процесс. Некоторые дискриминационные меры по отношению к старым кадрам отменялись (например, ограничение доступа их детей к высшему образованию). В июле 1931г. был принят закон, ставивший размер социальных благ в зависимость от стажа работы на предприятии. В сентябре 1932г. были введены трудовые книжки. С ноября 1932г. вводятся суровые меры наказания за неявку на работу: немедленное увольнение, лишение продовольственных карточек, выселение с занимаемой жилплощади. Власть директоров существенно возросла. В 1929г. был принят первый пятилетний план развития. С этого времени "косвенное регулирование" вытесняется элементами непосредственного управления. С начала 1933г. было заявлено, что пятилетний план выполнен досрочно. (На деле Первая пятилетка провалилась).

С 1930 г. от ВСНХ стали отделяться самостоятельные отрасли управления.Сам ВСНХ преобразуется в Наркомтяжпром. В мае 1932 г. частным лицам запрещается открывать магазины и лавки. С января 1930 г. было принято постановление ЦИК и СНК "О кредитной реформе". Госбанк превратился в единственного распределителя краткосрочных кредитов. Была ликвидирована функциональная система управления экономикой, вместо нее устанавливался производственно-территориальный принцип, усиливалось влияние отраслевых наркоматов.

 

Большой террор — серия репрессий и политических преследований в СССР, в 1936–1938. Название дано по книге Р. Конквеста «Большой террор» (англ. The Great Terror). Период репрессий 1937–1938 гг. называется «Ежовщиной» и связан с народным комиссаром внутренних дел Ежовым.

Массовые репрессии периода «ежовщины» осуществлялись руководством страны на основании «спущенных на места» Николаем Ежовым цифр «плановых заданий» по выявлению и наказанию т.н. «врагов народа».

В ходе «ежовщины» к арестованным нередко применялись пытки, не подлежавшие обжалованию приговоры к расстрелу часто выносились без судебного разбирательства и немедленно приводились в исполнение.

По данным современных историков, общее число лиц, осужденных к высшей мере наказания и расстрелянных в период «ежовщины» за два года (1937-38) составляет 681 692 человек.

Массовые репрессии периода «ежовщины» (1937—1938) осуществлялся на основании «спущенных на места» Ежовым цифр «плановых заданий» по выявлению и наказанию людей, вредивших советской власти (так называемых «врагов народа»).

В период 1936—1938 состоялись три больших открытых процесса над бывшими высшими функционерами компартии, которые были в 20-е годы связаны с троцкисткской или правой оппозицией. За рубежом их назвали «Московскими процессами» (англ. «Moscow Trials»).

Обвиняемым, которых судила Военная коллегия Верховного суда СССР, вменялось в вину сотрудничество с западными разведками с целью убийства Сталина и других советских лидеров, роспуска СССР и восстановления капитализма, а также организация вредительства в разных отраслях экономики с той же целью.

Первый Московский процесс над 16 членами так называемого «Троцкистско-Зиновьевского Террористического Центра» состоялся в августе 1936. Основными обвиняемыми были Зиновьев и Каменев. Помимо прочих обвинений, им инкриминировалось убийство Кирова и заговор с целью убийства Сталина.

Второй процесс (дело «Параллельного антисоветского троцкистского центра») в январе 1937 прошёл над 17 менее крупными функционерами, такими как Карл Радек, Юрий Пятаков и Григорий Сокольников. 13 человек расстреляны, остальные отправлены в лагеря, где вскоре умерли.

Третий процесс в марте 1938 состоялся над 21 членами так называемого «Право-троцкистского блока». Главным обвиняемым являлся Николай Бухарин, бывший глава Коминтерна, также бывший председатель Совнаркома Алексей Рыков, Христиан Раковский, Николай Крестинский и Генрих Ягода — организатор первого московского процесса. Все обвиняемые, кроме трёх, казнены. Раковский, Бессонов и Плетнёв тоже были расстреляны в 1941 году уже без суда и следствия.

Ряд западных обозревателей в то время считали, что вина осуждённых, безусловно, доказана. Все они дали признательные показания, суд был открытым, отсутствовали явные свидетельства пыток или накачивания наркотиками. Немецкий писатель Леон Фейхтвангер, присутствовавший на Втором московском процессе, писал:

  Людей, стоявших перед судом, ни в коем случае нельзя было считать замученными, отчаявшимися существами. Сами обвиняемые представляли собой холеных, хорошо одетых мужчин с непринужденными манерами. Они пили чай, из карманов у них торчали газеты... По общему виду это походило больше на дискуссию... которую ведут в тоне беседы образованные люди. Создавалось впечатление, будто обвиняемые, прокурор и судьи увлечены одинаковым, я чуть было не сказал спортивным, интересом выяснить с максимальной степенью точности все происшедшее. Если бы этот суд поручили инсценировать режиссеру, то ему, вероятно, понадобилось бы немало лет, немало репетиций, чтобы добиться от обвиняемых такой сыгранности..."  

Позднее стала преобладающей точка зрения, что обвиняемые подвергались психологическому давлению и признательные показания были вырваны силой.

В мае 1937 сторонники Троцкого основали в США комиссию Дьюи. На московских процессах Георгий Пятаков дал показания, что в декабре 1935 он летал в Осло для «получения террористических инструкций» от Троцкого. Комиссия утверждала, что, по показаниям персонала аэродрома, в этот день никакие иностранные самолёты на нём не приземлялись. Другой обвиняемый, Иван Смирнов, признался в том, что принял участие в убийстве Сергея Кирова в декабре 1934, хотя в это время уже год находился в тюрьме.

Комиссия Дьюи составила 422 страничную книгу «Невиновны», утверждавшую, что осужденные были невиновны, а Троцкий не вступал ни в какие соглашения с иностранными державами, никогда не рекомендовал, не планировал и не пытался восстановить капитализм в СССР.

Чистка внутри НКВД

Во время первого московского процесса наркомом внутренних дел и главой генерального управления госбезопасности являлся Генрих Ягода. Он активно участвовал в расследовании убийства Кирова, которое легло в основу судебного процесса.

Процесс состоялся в августе 1936, и уже в сентябре Ягода был перемещён на пост наркома связи, 4 апреля 1937 арестован. В феврале 1938 предстал на Третьем московском процессе, где был обвинён в сотрудничестве с иностранными разведками и убийстве Максима Горького.

6 сентября 1936 наркомом внутренних дел вместо Ягоды назначен Ежов, под руководством которого были проведены Второй и Третий Московские процессы, и «Дело военных». Сама чистка 1937—1938 годов ассоциируется, в первую очередь, с именем Ежова («ежовщина»). В этот период вычищены были в том числе и 2500 сотрудников НКВД.

В 1937—1938 были арестованы и расстреляны такие сотрудники НКВД как Я. С. Агранов, Ф. И. Эйхманс, Л. М. Заковский, И. М. Леплевский, К. В. Паукер, Г. А. Молчанов, В. А. Балицкий, З. Б. Кацнельсон, С. Г. Фирин, Л. Б. Залин, С. М. Шпигельглас и другие работники НКВД которые сами принимали непосредственное участие в проведении массового террора.

Массовый террор

28 июня 1937 г. Политбюро ЦК ВКП (б) приняло следующее решение: «1. Признать необходимым применение высшей меры наказания ко всем активистам, принадлежащим к повстанческой организации сосланных кулаков. 2. Для быстрейшего разрешения вопроса создать тройку в составе тов. Миронова (председатель), начальника управления НКВД по Западной Сибири, тов. Баркова, прокурора Западно-Сибирского края, и тов. Эйхе, секретаря Западно-Сибирского краевого комитета партии».
2 июля 1937 года Политбюро ЦК ВКП (б) приняло решение послать секретарям обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик следующую телеграмму:

«Замечено, что большая часть бывших кулаков и уголовников, высланных одно время из разных областей в северные и сибирские районы, а потом по истечении срока высылки, вернувшихся в свои области, — являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений, как в колхозах и совхозах, так и на транспорте и в некоторых отраслях промышленности.

ЦК ВКП(б) предлагает всем секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учет всех возвратившихся на родину кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки, а остальные менее активные, но все же враждебные элементы были бы переписаны и высланы в районы по указанию НКВД.

ЦК ВКП(б) предлагает в пятидневный срок представить в ЦК состав троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке». Телеграмма была подписана Сталиным.

16 июля 1937 г. состоялось совещание Ежова с начальниками областных управлений НКВД для обсуждение вопросов проведения предстоящей операции. Имеются свидетельства отдельных его участников в следственных делах на наркома Н.И.Ежова и его заместителя М.П.Фриновского - показания С.Н.Миронова (начальник УНКВД по Западно-Сибирскому краю), А.И. Успенского (нарком внутренних дел УССР), и Н.В.Кондакова (нарком внутренних дел Армянской ССР) и других. С.Н.Миронов показывал: «Ежов дал общую оперативно-политическую директиву, а Фриновский уже в развитие ее прорабатывал с каждым начальником управления «оперативный лимит» (см.: ЦА ФСБ РФ. Арх. № Н-15301. Т. 7. Л. 33), то есть количество лиц, подлежавших репрессии в том или ином регионе СССР. С.Н.Миронов в заявлении на имя Л.П.Берия писал: «... в процессе доклада Ежову в июле я ему заявил, что столь массовые широкие операции по районному и городскому активу... рискованны, так как наряду с действительными членами контрреволюционной организации, они очень неубедительно показывают на причастность ряда лиц. Ежов мне на это ответил



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 6264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.27.56 (0.013 с.)