Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция: «Структура и основные характеристики конституционного строя»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие конституционного строя. Принципы конституционного строя: понятие, классификация. Конституционные основы политической системы. Конституционные основы экономического строя. Конституционно-правые начала регулирования социальной сферы. Конституционно-правовое регулирование духовных отношений.
Понятие конституционного строя можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, принимая конституцию каждое государство закрепляет в ней совокупность определенных черт, которые характеризуют его, например форму правления, форму государственного устройства, то есть государственный строй. Таким образом, с данной точки зрения конституционный строй представляет собой определенную форму организации государства, закрепленную в его конституции. Однако, следует отметить, что в понятие конституционного строя необходимо включить не только формальное закрепление основных характеристик государства в главном его документе, но и необходимость соблюдения всех основных принципов существования и деятельности государства. Наличие конституции в государстве вовсе не означает, что его можно считать конституционным, что оно подчинено праву. Понятие конституционного строя следует применять только к государствам, в которых конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, все право и деятельность всех органов государственной власти соответствуют конституции и подчиняются ей. Таким образом, конституционных строй не сводится к факту наличия конституции, а становится реальностью только при наличии двух условий: если конституция соблюдается и если она демократическая. Следовательно, Конституционным строем следует признать форму или способ организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией. Принципы конституционного строя можно разграничить на три основные группы: 1. К универсальным относятся принципы, имеющие общечеловеческую ценность, выработанные мировой цивилизацией к концу 20 века и присущие большинству современных конституций: принципы народного суверенитета, народовластия, правового и социального государства, гарантированности прав и свобод человека, социально ориентированной рыночной экономики, разделения властей, политического плюрализма, представительной демократии и так далее. 2. Принципы, закрепляемые основными законами отдельных групп государств или определенной конституционной модели. Так, для социалистической конституционной модели характерны руководящая роль одной партии в государстве, господство общественной собственности и т.п. Конституциям развивающихся стран присущи, например, принцип национализма (Бангладеш, Индонезия), принцип африканского единства (государства Африки). 3. Принципы, характерные лишь для отдельных конституций, отражающие национальную специфику страны. Например, Конституция Пакистана провозглашает в качестве важнейшего принципа политики государства «исламский образ жизни». В конституциях Японии и Италии – отказ от войны. В состав конституционного строя входят политические отношения, экономические отношения, социальные и духовно-культурные отношения. Конституционные основы политической системы образуют такие принципы, на которых строится вся система власти в государстве. Они выражают принадлежность власти и ее источник, основы устройства системы органов власти и т.п. Перечень этих принципов в каждом государстве отличается своими особенностями. Следует выделить следующие пары принципов, выражающие одни и те же основы, но характеризующиеся противоположностью их содержания: 1. Республиканизм и роялизм (монархизм) – определяют форму правления государства. 2. Народовластие (народный суверенитет) и принцип божественной предопределенности власти (теологизм). 3. Разделение властей и неделимость государственной власти (признание единственного источника власти – авторитарные режимы) 4. Принцип верховенства конституции (закона) и права и принцип верховенства идеи (воли правителя). Так, в конституциях ряда арабских стран четко выражена идеи единства всех арабских народов и арабской нации в целом (Сирия, Египет). В соц. конституциях - идея борьбы трудового народа против империализма. 5. Политический (идеологический) плюрализм либо политический и идеологический монизм (вытекает из принципа верховенства идеи). 6. Признание прав человека или их отрицание. 7. Признание самостоятельности местного самоуправления или ее отрицание, подчиненность местных интересов общенациональным. Все вышеперечисленные принципы выражаются в конституционной формуле государства, которая закрепляет форму правления, форму политико-территориального устройства, политический режим. Конституционное законодательство в течение всех периодов своего существования всегда регулировало экономические отношения. В конституциях первого периода (до первой Мировой войны) закреплялись формы собственности. Акты последнего времени закрепляют также принципы экономической деятельности государств, ее направленность, способы государственного регулирования экономических отношений. Высокоразвитая часть государств сразу после Второй мировой войны стала активно смешиваться в экономическую жизнь, осуществляя ее прогнозирование, планирование, налоговое регулирование. Государство также является обладателем огромных масс собственности. Одновременно с высокоразвитыми государствами в современном мире существует огромное число государств со средним уровнем развития капитализма (Индия, ряд государств Северной Африки, государства Латинской Америки). Они характеризуются активным влиянием иностранного капитала, преимуществом мелких и средних предприятий. Еще одна группа стран – экономически отсталые страны, большинство из которых образовалось после разрушения колониальной системы (государства Африканского континента, острова Тихого и Атлантического океанов). Сельское хозяйство в них является основной сферой экономики. Крестьянство составляет основное население. Племенные вожди являются влиятельной частью социальной структуры. Отдельную группу государств составляют социалистические страны (Китай, КНДР, Республика Куба). Эти государства обладают средним уровнем экономического развития. Реформы рыночного характера направлены на модернизацию экономики, но без коренной ломки существующих в низ политических систем. Социальной основой общества и государства являются социальные слои, отличающиеся особенностями труда, материальным положением, образованием, другими факторами. Конституционное регулирование социальных отношений должно быть направлено на обеспечение равновесия между социальными группами. Оно также различается в зависимости от модели развития государства. В социалистических странах конституции закрепляют социальную структуру общества, открыто вставая на сторону отдельных классов и слоев, прежде всего рабочего класса и крестьянства. Класс собственников или буржуазия подлежат либо уничтожению либо ограничению и перевоспитанию. В конституциях закрепляются право участвовать в управлении предприятиями (Франция, Италия), право на забастовку и создание профсоюзов (Италия, Испания). В Китае, однако, сложная демографическая ситуация, излишне быстрый рост населения привели к включению в Конституцию норм, направленных на ограничение рождаемости. Государство планирует рождаемость, чтобы привести рост населения в соответствие с планами экономического и социального развития (ст. 25), супруги должны осуществлять планирование рождаемости (ст. 49). За рождение «лишних» детей (сверх одного ребенка в городской семье и двух — в сельской) законодательство КНР предусматривает наказание — довольно крупный штраф (по приблизительным пересчетам юаня в доллары США — около 800—1600 долл.). Под духовными понимаются отношения, связанные с внутренним миром человека, его мироощущением. Они тесно переплетаются с другими категориями отношений – экономическими, социальными, политическими. Так, отношения по поводу получения образования можно отнести как к социальным, так и к духовным. Особое место среди них занимают отношения в религиозной сфере, которые зачастую очень тесно переплетены с государственно-правовыми отношениями. Конституционное право закрепляет свободу совести и свободу вероисповедания. В большинстве демократических государств наиболее часто провозглашаются принцип отделения церкви от государства, принцип светского государства, принцип защиты религиозных меньшинств. К духовной сфере также относятся право занятия наукой и искусствами. Обязанность государства состоит в оказании поддержки этим областям человеческих знаний. Свобода творчества проявляется в различных областях, науки, техники, искусства. К данным отношениям примыкает обязанность заботится о сохранении исторического и культурного наследия (Испания, Греция). Законодательство социалистических стран указывает направления, в которых должны развиваться духовные отношения, а также закрепляет наличие одной идеологии, идеологическую направленность культуры, науки, искусства.
Тема 3: «Конституционные основы правового положения человека и гражданина» Лекция 1: «Институт гражданства в конституционном праве» Понятие и принципы гражданства. Основания приобретения гражданства. Основания прекращения гражданства. Органы, регулирующие вопросы гражданства. Правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Политическое убежище.
Институт гражданства является одним из наиболее значимых государственно-правовых институтов, поскольку определяет правовой статус гражданина, подчеркивает правовую связь между гражданином и государством. Проблемам гражданства уделяется значительное внимание при определении основных направлений международного сотрудничества, государственной поддержки соотечественников за рубежом. Гражданство - один из основных элементов правового статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами. Гражданство (подданство) – это устойчивая политико-правовая связь лица с государством, выражающаяся в их взаимных правах, обязанностях и ответственности. Связь лица с государством означает, во-первых, принадлежность лица к определенной общности – народу или нации страны, а во-вторых, распространение на лицо суверенитета государства, в силу чего оно приобретает право на защиту со стороны государства за его пределами. Наиболее часто встречаются следующие способы приобретения гражданства: филиация (от лат. филиус - сын) – приобретение гражданства по рождению, натурализация (натуралис – природный, естественный) – прием в гражданство; восстановление в гражданстве, оптация. Филиацию законы связывают с двумя принципами – принцип крови и принцип почвы. В большинстве стран приоритетным является принцип крови, означающий, что ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения. При разном гражданстве родителей гражданство определяется по их соглашению, а при отсутствии соглашения как правило по месту рождения ребенка или по гражданству матери. Натурализацию законы оговаривают целым рядом условий: 1. ценз оседлости, который составляет от 5 до 15 лет (Бразилия, Непал) 2. языковой ценз (США, Непал) 3. имущественный ценз – наличие средств к существованию (Австрия) или места проживания (Германия) 4. в мусульманских государствах – принятие ислама Прием гражданства иностранцем по его заявлению называется натурализацией. Натурализацией в силу закона является такой вид приема в гражданство, который не основан на личном выборе лица. Так, в Италии иностранка, вступив в брак с итальянцем, автоматически приобретает гражданство Италии. Натурализация в силу закона может быть правовым следствием установления опеки, признания отцовства, поступления на государственную или военную службу в ряде государств. Индивидуальная натурализация осуществляется на основе личного ходатайства человека о предоставлении ему определенного гражданства. В подавляющем большинстве стран такое ходатайство подается на имя главы государства, и прием в гражданство оформляется в каждом отдельном случае его специальным актом, чаще всего указом. Прекращение гражданства может быть осуществлено либо в результате добровольного выхода из гражданства, либо вследствие лишения гражданства лица, которое совершило действия, наносящие ущерб государству. В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регулируются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» № 62- ФЗ от 31.05.2002 г. Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Федерального закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации". Оно определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство - правовое состояние, а не фактическое. Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории. Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание государства. Эти связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства. Оно выражается в их общем правовом нормировании и в индивидуальном юридическом оформлении гражданства каждого данного лица. Общее правовое нормирование заключается в том, что государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданином государства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов. В отношении каждого человека гражданство юридически оформляется документами, подтверждающими его гражданство. Такими документами считаются паспорт гражданина, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянстве, длящемся от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающего расторжения гражданства в одностороннем порядке. Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» устанавливают общие основы, которые определяют сущность отношений гражданства. 1. Гражданство Российской Федерации является единым. 2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. 3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Это выражается, во-первых, в закреплении законом нормы о том, что в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство и, во-вторых, Конституция и Закон закрепляют право гражданина Российской Федерации изменить гражданство. 4. Конституция РФ и Закон закрепляют, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. 5. Конституционный принцип гражданства - предоставляемая гражданину Российской Федерации возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). 6. Закон исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за пределами Российской Федерации. 7. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, а также при изменении гражданства другим супругом. 8. Принципы защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации, закреплены в Конституции Российской Федерации (ст. 61). Основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от 31.05.2002 г. гражданство Российской Федерации приобретается: 1) По рождению. Это означает, что ребенок приобретает гражданство РФ если: а) оба его родителя или единственный его родитель, имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка); б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или призван безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. 2) В результате приема в гражданство, т.е. если лицо достигло возраста 18 лет, дееспособное и имеет право обратиться с заявлением по вопросу о гражданстве. Это оно может стать гражданином при выполнении следующих условий: а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных законом. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более ем на три месяца в течение одного года; б) обязуется соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации; в) имеет законный источник средств к существованию; г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин; д) владеет русским языком, порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Основания ускоренного получения гражданства прямо указаны в законе. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом «а» ч.1 ст.13, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований: а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессий либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации; в) признание лица беженцем в порядке, установленным федеральным законом. Установлено, что лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство РФ без соблюдения условий, предусмотренных ч.1 ст.13 Федерального закона о гражданстве. 3) В результате восстановления гражданства. Могут быть восстановлены в гражданстве лица ранее имевшие гражданство СССР, прожившие на территории РФ три года до момента обращения или три года после обращения. 4) По иным основаниям, к ним закон относит например, упрощенный порядок предоставления гражданства для лиц имевших гражданство СССР, в результате оптации и др. Основания прекращения гражданства установлены ст.18 Федерального закона и гласят, что гражданство Российской Федерации прекращается: а) вследствие выхода из гражданства; б) по иным основаниям установленным законом и международными договорами. Гражданину могут отказать в выходе из гражданства если: 1. Он имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство установленное Федеральным законом (например финансовое). 2. Привлечен к уголовной ответственности в качестве обвиняемого или в отношении его имеется вступивший в законную силу приговор суда до исполнения приговора или снятия обвинения. 3. Не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. В ст. 28 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» к органам уполномоченным решать вопросы связанные с гражданством отнесены: 1) Президент Российской Федерации. Он обладает всей полнотой полномочий, предусмотренных Федеральным законом. 2) Федеральные органы исполнительной власти ведающей вопросами внутренних дел и его исполнительные органы (т.е. МВД РФ - для лиц находящихся на территории Российской Федерации, в структуре которого создана Федеральная миграционная служба – ФМС России). 3) Федеральные органы исполнительной власти ведающие вопросами иностранных дел, дипломатические и консульские представительства (т.е. МИД РФ - для лиц находящихся за границей). Их права и полномочия установлены Федеральным законом. Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Выделяются две категории иностранных граждан: постоянно проживающие и временно пребывающие в Российской Федерации. В их статусе имеются определенные различия. Иностранные граждане в Российской Федерации равны перед законом независимо от каких бы то ни было условий. Использование ими прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам граждан Российской Федерации и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство. Иностранные граждане в Российской Федерации не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародном голосовании. Они не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Однако иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты в вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Допускается передвижение иностранных граждан по территории Российской Федерации и выбор места жительства в порядке, установленном законодательством, а также соответствующими международными договорами Российской Федерации. Однако в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка могут устанавливаться ограничения в передвижении и выборе ими места жительства. При соблюдении установленных законом правил, иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее. Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в Российской Федерации. Беженец - прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. В отличие от беженца понятие вынужденного переселенца относится, как правило, к гражданам Российской Федерации, которые были вынуждены или имеют намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации по тем же основаниям, что и беженец. Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в ФМС России, орган Министерства внутренних дел по месту своего пребывания в любом из субъектов Российской Федерации. Ходатайство подается незамедлительно по прибытии и рассматривается в течение 5 дней. После регистрации ходатайства лицо получает направление на временное поселение, и ему в установленном порядке обеспечивается право проезда и провоза багажа к месту временного поселения, где ему предоставляются необходимые для поддержания жизни условия - питание по установленным нормам, медицинская помощь, единовременное пособие и др. Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут обязанности гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Они вправе в течение трех месяцев избрать место своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом Министерства, либо населенный пункт, в котором проживают родственники. Установлены льготные условия для приобретения ими российского гражданства. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать беженцам и вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем устройства на новом месте жительства.
Лекция 2: «Понятие и классификация основных прав и свобод в конституционном праве» Понятие прав и свобод. Классификация прав и свобод. Личные права и свободы в конституционном праве. Политические права и свободы в конституционном праве. Социально-экономические права и свободы в конституционном праве. Культурные права и свободы в конституционном праве. Конституционные обязанности граждан. Конституционно-правовые и международно-правовые нормы о правах и свободах человека и гражданина: соотношение и взаимодействие. Права человека не могут быть отделены от социальной деятельности людей, от их общественных отношений. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их деятельности, предотвращения противоречий и конфликтов. Основное право — это установленная возможность, позволяющая субъекту избирать вид и меру своего поведения, удовлетворяя как личные, так и общественные интересы. Например, правом является возможность участвовать в выборах в качестве избирателя или кандидата на выборную должность. Свобода — это установленная возможность, позволяющая субъекту совершать все виды юридически значимого поведения, за исключением тех ограничений, которые закреплены законом. Так, осуществляя свободу совести, лицо самостоятельно определяет свое вероисповедание, способы общения с той или иной религией (религиозной организацией) либо является атеистом. Основные права и свободы — сложные и многообразные явления, которые могут классифицироваться по следующим критериям. 1. Исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод, они делятся на три поколения; 2. В зависимости от характера субъектов, их реализующих, 3. По содержанию права и свободы делятся на гражданские или личные, политические, социально-экономические и культурные Личные права и свободы регулирует отношения, связанные с обеспечением автономии личности и гарантированием защиты от незаконного посягательства со стороны государства и других лиц. Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самим человеком. К личным правам и свободам обычно относят право на жизнь, право на защиту чести и достоинства личности, право на личную свободу и неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, т.д. Основные политические права и свободы предоставляют гражданам возможность участвовать в политической и общественной жизни своей страны. По общему правилу ими пользуются только граждане государства, однако некоторые из них на определенных условиях предоставляются и иностранным гражданам. К данной группе прав и свобод обычно относят следующие права и свободы: 1. избирательные права и право на участие в референдуме 2. право на доступ к государственной и муниципальной службе 3. свобода слова, мысли, печати; 4. свобода ассоциаций - право на объединение в политические партии и движения, профессиональные организации, социально-экономические, культурные и иные общества; 5. свобода собраний - право на проведение публичных мероприятий (свобода собраний, митингов, демонстраций, пикетирования); 6. свобода петиций (индивидуальное либо коллективное обращение граждан к органам государства или должностным лицам). Основные социально-экономические права и свободы затрагивают материальные основы жизни общества и государства. Объем данной группы прав зависит от политического режима государства. Культурные права и свободы обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся право на участие в культурной жизни, которое подкрепляется обязанностью государства по сохранению и защите исторического, культурного и художественного наследия. Права человека и гражданина становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями. Обязанности — это мера должного поведения - защита родины как священный долг гражданина, обязанность платить налоги. Заметно шире и четче обязанности представлены в конституциях тоталитарных и авторитарных государств. Например, термин «обязанности» вынесен в заголовок главы 4 Конституции Кубы. В конституциях отдельных государств говорится и об обязанности трудиться (Япония, Италия, Гватемала, Эквадор, и др.), заботиться о своем здоровье и своевременно прибегать к лечебной помощи (Уругвай). В преамбуле Конституции Франции 1946 г. закреплено положение о «равенстве всех французов в несении повинностей, обусловленных национальными бедствиями». Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов Российской Федерации. Эта обязанность в отношении граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах конституционного строя Российской Федерации (ст. 15). Однако обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации не ограничивается требованием не нарушать их предписаний. Каждый гражданин должен содействовать претворению в действительность принципов, основ Конституции, положений законодательства. Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). В условиях свободы предпринимательства, различных форм экономической деятельности, наличия различных не контролируемых и не учитываемых государством источников доходов уплата налогов уже связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходах. От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охраны его суверенитета, обороноспособности. Конституция Российской Федерации закрепляет обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Природа как внешняя Среда обитания человеческого общества в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны. За последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц. В статье 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества - долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет воинскую службу в соответствии с федеральным законом. Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и другие факторы. Конституция Российской Федерации закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы, однако до настоящего времени закон об альтернативной гражданской службе не разработан, что существенно ограничивает права граждан уже закрепленных конституционно. Основы социального положения гражданина Российской Федерации закреплены в статье 7 Конституции РФ. Прежде всего она провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. К основам социального положения гражданина Конституция РФ относит: охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. К основам правового положения человека и гражданина относятся его права, свободы и обязанности, гражданство. Права и свободы составляют краеугольный камень правового положения личности. Это зафиксировано в ст. 2 Конституции РФ. Принципиальное значение имеет и декларированные в Основном законе России полнота прав и свобод граждан и их правовое равенство. В частности, в п. 2 статьи 6 было записано, что каждый гражданин обладает на территории Российской Федерации всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией. Под принципами правового статуса личности подразумеваются общие основополагающие начала, определяющие его содержание. В Конституции РФ 1993 года получили выражение и закрепление следующие принципы правового статуса личности: 1. Закрепление сферы и характера прав и свобод, установленных общепризнанными принципами и нормами международного права. 2. Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежность их ему от рождения. 3. Равенство прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип сводится к следующему. 4. Принцип единства прав и обязанностей граждан. Он прежде всего основывается на том, что нет прав без обязанностей, как нет и обязанностей без прав.
Лекция 3: «Система конституционных гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина» Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Основные правовые формы защиты прав и свобод человека и гражданина. Правосудие как важнейшая правовая гарантия обеспечения и защиты конституционных прав и свобод. Роль судебной практики Европейского Суда по правам человека в защите конституционных прав и свобод граждан. Роль инстит
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.171 (0.016 с.) |