ТОП 10:

Лекция 2: «Конституционные характеристики Российской Федерации»



Российский федерализм: становление и развитие. Сочетание национального и территориального принципов в федеративном устройстве РФ. Виды субъектов РФ. Формы взаимоотношения РФ и ее субъектов. Конституционно-правовой статус Российской Федерации. Особенности республиканской формы правления Российской Федерации. Конституционно-правовое закрепление непосредственной и представительной демократии. Государственная власть и местное самоуправление – виды публичной власти народа России. Институт референдума. Правовая значимость результатов референдума. Требования к вопросам и порядку проведения референдума. Принципы политического и идеологического плюрализма и их основные конституционные характеристики. Социальное государство. Россия – светское государство.

 

Федеративная природа Российской государственности отличается следующими признаками:

1. Российская Федерация имеет конституцию, принятую путем всенародного голосования, что придает ей особую юридическую силу. Наряду с этим республики, входящие в ее состав, имеют свои конституции, а край, область, город федерального значения, автономная область - свой устав и законодательство. В указанных актах закрепляется правовой статус субъектов Российской Федерации.

2. Российская Федерация обладает своей территорией, на которую распространяется ее суверенитет и в пределах которой Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство. В лице своих властных структур она обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

3. Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. Наряду с этим, республики, входящие в состав Российской Федерации также имеют свое гражданство.

4. Российская Федерация имеет общие для всей федерации высшие органы государственной власти. Акты, принимаемые федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, являются обязательными для каждой республики и действуют на территории всех республик.

5. Российская Федерация имеет единую денежную, кредитную системы, единый государственный бюджет и единую систему налогов.

6. Не только Российская Федерация, но и ее субъекты имеют право внешних отношений с иностранными государствами, коммерческими структурами, международными организациями, реализуя при этом свои интересы.

7. Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами строятся на разграничении их полномочий.

Согласно ст. 67 Конституции РФ территория - один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для федеративных государств правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы федерального суверенитета, т.е. поле действия федерального законодательства.

Принципы национально-государственного устройства Российской Федерации:

1. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации национально-государственного устройства Российской Федерации. Это выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования, но и соответствующие административно-территориальные единицы.

2. Принцип свободного регионального развития субъектов Российской Федерации. Он находит свое выражение в статьях 72, 73, 76, 77 Конституции Российской Федерации.

3. Принцип равноправия и самоопределения народов лежит в основе одного из способов построения Российской Федерации - национального. Равноправие народов представлено в различных формах национальной государственности - автономных округов, автономной области, республик, в которые на основе волеизъявления самоопределился тот или иной народ. В соответствии с Конституцией РФ они объявляются равноправными субъектами Российской Федерации.

4. Принцип равноправия тождественных субъектов Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации говорится о равноправных субъектах Российской Федерации применительно к республикам, краям, областям, автономным округам. Указанный принцип относится не только к однопорядковым субъектам Российской Федерации, но и является выражением равноправия регионов и соответствующих народов, избравших ту или иную форму своей национальной государственности.

5. Принцип взаимопомощи народов, их всестороннее сотрудничество между собой.

Еще одной специфической чертой российской модели федеративного устройства нашей страны является ее многовидовый характер: Конституцией РФ все субъекты сгруппированы по 6 видам – республики, края, области, горда федерального значения, автономные округа, автономная область (ч.1 ст.5).

Довольно специфично реализуется принцип равноправия субъектов, указывающий на ее симметричный характер. Одновременно нельзя не отметить проявление ассиметризма, когда конституционно равностатутные субъекты самой Конституцией РФ наделены разными правами. Так республики в составе Российской Федерации могут принять свою конституцию по собственному выбору: в порядке референ­дума или парламентским путем, поскольку ч. 1 ст. 66 Кон­ституции РФ не уточняет порядка принятия конституции республики, в то время как для всех иных субъектов РФ (краев, областей, городов федерального значения, автоном­ных округов, автономной области), в силу предписаний ч. 2 ст. 66 Конституции РФ, такой возможности не предусмот­рено.

Конституционно – правовой статус Российской Федерации как федеративного государства характеризуется рядом основополагающих признаков:

1. Российская Федерация – это суверенное государство, которое обладает верховенством (всей полнотой государственной власти) на всей своей территории, кроме полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ 1993г. находятся в введении органов власти субъектов Федерации, а также обладает независимостью во взаимоотношениях с другими государствами.

Суверенитет Российской Федерации как государства вытекает из суверенитета ее многонационального народа (ст.3 и ст.4 Конституции РФ). Суверенитет Российского государства Конституцией РФ характеризуется тремя положениями: а) он распространяется на всю территорию; б) Конституция РФ и федеральные законы (федеральные конституционные и федеральные) имеют верховенство на всей территории РФ; в) государство обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

2. Важным и неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее территория – пространственный предел распространения ее суверенитета. Территория РФ складывается из территории ее субъектов и включающая сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, а также недра. Российская Федерация распространяет свою юрисдикцию также и на континентальный шельф в своей экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

3. Следующим важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является единое гражданство. Вопросы гражданства регулируются федеральным законом РФ « О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002г., в котором определяются основания приобретения российского гражданства и прекращения, гражданство детей, административный и судебный порядок обжалования решений по вопросам гражданства.

4. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется таким элементом, как наличие общих для всей Федерации органов государственной власти. Российская Федерация имеет Президента – главу государства; Федеральное Собрание РФ – парламент России –представительный законодательный орган; Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть в Российской Федерации; Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ, осуществляющие высшую судебную власть в Российской Федерации. Систему органов Прокуратуры РФ возглавляет Генеральный Прокурор РФ.

5.К элементам конституционно-правового статуса следует отнести наличие единой федеральной системы права, которая включает в себя нормативные правовые акты Российской Федерации, ее субъектов и акты органов местного самоуправления. Единство правовой системы обеспечивается тем, что Конституция РФ обладает верховенством на всей территории, она предопределяет содержание федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации, принятые в соответствии с Конституцией РФ федеральные нормативные правовые акты обязательны на всей территории.

1. Конституционно-правовой статус характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы. Это означает, что на всей территории Российской Федерации официальной денежной единицей является рубль, использование других денежных единиц запрещено. На территории Российской Федерации существуют единые правила кредитования и кредитных расчетов.

2. К числу важных элементов конституционно-правового статуса следует отнести наличие единых Вооруженных Сил Российской Федерации, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности государства.

3. Еще одним элементом конституционно-правового статуса является государственный язык. В Конституции РФ 1993 года установлено (ст.68), что государственным языком на всей территории Российской Федерации является русский язык. В Российской федерации 1 июня 2005г. принят Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», который обеспечивает использование государственного языка РФ на всей ее территории.

4. Конституционно-правовой статус характеризуется наличием государственных символов – Государственный флаг; Государственный герб; Государственный гимн, а также столицей Российской Федерации является г. Москва. Описание Государственного флага РФ отражено в федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000г. « О Государственном флаге Российской Федерации». Государственный герб – его описание и использование содержится в федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000г. «О государственном гербе Российской Федерации». Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000г. «О Государственном гимне Российской Федерации»

5. Российская Федерация имеет государственную собственность, а также единое экономическое пространство, запрещено устанавливать таможенные границы между субъектами Российской Федерации.

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоящее время находится 21 республика.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию. Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов Российской Федерации. Она может иметь и внешнюю границу, отделяющую ее от иностранных государств.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется также и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, включающую в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации, а также с зарубежными странами.

Являясь относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части. Поэтому конституция, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, принятым в пределах полномочий Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в республике, действует федеральный закон.

В области государственного строительства в совместном ведении Российской Федерации и республик в ее составе находятся прежде всего обеспечение соответствия конституций и законов республик Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В совместном ведении Российской Федерации и республик находятся также защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режима пограничных зон.

К совместному ведению Российской Федерации и республик в ее составе отнесен большой круг вопросов законодательного регулирования. Это административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды.

В области экономического и социально-культурного строительства к совместному ведению Российской Федерации и республик относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; установление общих принципов налогообложения и сборов Российской Федерации. Российская Федерация и республики совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры и спорта.

Согласно ст.65 Конституции РФ в составе России находится 57 территориальных субъектов: 9 краев, 46 областей; и два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Российской Федерации, которым в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации (ст. 65) придан статус субъектов Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации (глава 3), Федеральным договором от 31 марта 1992г. и другими федеральными актами. Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области, города федерального значения согласно федеральному конституционному закону.

Автономный округ - национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Он является формой национальной государственности малых народностей и этнографических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. В каждом автономном округе проживает, как правило, несколько народностей. Автономная область и автономные округа - самостоятельные участники международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей автономной области и автономных округов осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Административно-территориальное устройство государства - это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации базируется на ряде принципов. Важнейшим из них является экономический принцип, требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества населения, состояния путей сообщения. В условиях многонационального государства важную роль играет национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении в нем народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления.

В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия (народ и власть). Государственную власть характеризует суверенитет государства. Государственная власть осуществляется особым аппаратом. Государственный аппарат представляет совокупность государственных учреждений, через которые реализуются функции государства. Помимо государственной власти существует другая форма власти народа - местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Признанием народа в качестве верховного носителя всей власти является выражение народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ осуществляет власть самостоятельно, независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует в своих собственных интересах. Таким образом, народовластие это принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия. Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы».

Референдум Российской Федерации (всероссийский референдум) -всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни республики. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские, региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни региона. Одним из основополагающих принципов демократической организации государства является принцип разделения властей. Сущность принципа разделения властей сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга. Мы уже рассматривали содержание принципа разделения властей. Государство гарантирует равенство политических партий в борьбе за власть независимо от численности и влияния, а политические партии должны добиваться осуществления программных целей только на основе закона, нести ответственность за свою политическую деятельность, политическую деятельность органов партии, ее руководителей и должностных лиц. Следует отметить, что на политические партии распространяются те же конституционные ограничения, что и к общественным объединениям. В ч. 5 ст. 13 определено, что запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В каждом демократическом государстве партийная сис­тема формируется под воздействием разнообразных факто­ров — социальных, национальных, религиозных, истори­ческих и др. Весь спектр политических партий можно разделить на две большие группы: правые и левые. Разумеется, и те, и другие претендуют на выражение интересов народа.

Участие политических партий в избирательной кампа­нии, как правило, детально регламентировано нормами из­бирательного права. Например, в федеральных выборах могут участвовать только общероссийские партии. Такое законодательное ограничение обусловило объединение по­литических партий, чтобы соответствовать предъявляемым требованиям.

Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью - фундаментальная норма конституционного строя, образующая основу правовой защиты общества от попыток создать условия для подавления личности. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит ориентиром для дальнейшего совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние на всю деятельность демократического государства. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека. Для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества.

Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация стремится к тому, чтобы обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества.

Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам, служащим основой для всего правового регулирования отношений собственности в государстве. Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 7) Российская Федерация считается социальным государством. Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в целях обеспечения каждому гражданину достойного человека существования. Социальное государство стремится обеспечить каждому гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства следует лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована. Возможность человека зарабатывать предполагает прежде всего наличие работы. Социальное государство предусматривает в этой связи существование права на труд. В Конституции РФ содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Такое положение обеспечивает свободу труда, но ставит под сомнение возможность каждому человеку заботиться о получении трудового дохода. Правда, в Конституции есть право на защиту от безработицы (ст. 37). Семья находится под защитой общества и государства как в правовом, так и в социальном плане. Поэтому социальное государство в тех случаях, когда возможность зарабатывать для удовлетворения определенных потребностей превышает силы работающих в семье, несет особую ответственность за доступность для таких семей жизненно важных благ. Одной из важнейших целей социального государства является обеспечение социального равенства. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства. Одной из разновидностей социального неравенства является неравенство, связанное с положением, приводящим к утрате средств к существованию из-за болезни, старости и т.д., а также к особого рода расходам (похороны, утрата имущества в результате пожара и других стихийных бедствий). Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, становится социальное обеспечение. Государство гарантирует выплату пособий по безработице и по переквалификации; обеспечивает предоставление компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий, выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации и т.д.

В ст. 14 Конституции Российской Федерации указывается, что Российская Федерация является светским государством. Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Религиозное объединение совершеннолетних граждан, в состав которого входит не менее 10 человек, может зарегистрироваться в качестве юридического лица. Оно вправе проводить, приобретать, экспортировать, импортировать, распространять предметы культа и религиозного назначения, религиозную литературу и иные печатные материалы. Запрещаются общественные объединения, пропагандирующие расовую, национальную, религиозную, иную вражду и ненависть, насилие и войну, призывающие к насильственному изменению или ниспровержению конституционного строя Российской Федерации, созданию параллельных структур власти.

 

Тема 5: «Избирательное право и избирательные системы»

Лекция: «Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран»

Понятие выборов и избирательного права в конституционном праве. Принципы избирательного права. Избирательный процесс: понятие, стадии. Понятие и виды избирательных систем. Особенности применения мажоритарной избирательной системы при формировании органов публичной власти. Пропорциональная избирательная система.

 

Одной из главнейших характеристик демократии является участие граждан в управлении делами государства. Наиболее часто применяемой процедурой такого участия являются выборы. В конституционном праве под термином выборы в широком смысле понимается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая путем голосования избирателей. Данная процедура состоит из совокупности стадий, начиная от назначения выборов до распределения мандатов и обжалования результатов голосования. Обязательным условием выборов является возможность самостоятельного решения об избрании того или иного кандидата или списка кандидатов. Посредством выборов формируются различные органы публичной власти представительные учреждения (парламенты и органы местного самоуправления), судебные органы, избираются главы государств.

Выделяют различные виды выборов. 1. Выборы могут быть всеобщими и частичными. 2. Выборы бывают национальными (проводятся по всей стране), региональными (на части территории государства) и местными (выборы органов местного самоуправления). 3. Выборы бывают прямые и косвенные. 4. Очередные выборы проводят по истечении установленного законом срока полномочий законодательного или исполнитель­ного органа; внеочередные — в связи с досрочным прекращением полномочий органов власти (в случае досрочного роспуска пар­ламента, отставки президента, исполнительного органа государ­ственной власти и т. д.); повторные — в случаях, когда они при­знаны несостоявшимися или недействительными по решению избирательной комиссии или суда. 5. В связи с появлением надгосударственных выборных органов выделяются также международные выборы, которые проходят одновременно в нескольких странах. Например, Европейский парламент избирается одновременно в 25-ти государствах – членах европейского Союза, сроком на 5 лет. 6. В зависимости от того, сколько раз проводится голосование, выборы могут быть однотуровые, двухтуровые и многотуровые.

В юридической литературе термин «избирательное право» применяется в двух смыслах: объективном и субъективном. Объективное избирательное право — это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Источниками объективного избирательного права явля­ются конституции, законы и положения о выборах различных органов власти. Субъективное избирательное право — это гарантированное государством право конкретного лица (обычно гражданина) избирать и быть избранным в различные государственные и местные органы. Оно бывает активным (избирать) и пассивным (быть избран­ным). Обычно граждане получают активное избирательное право раньше (чаще всего по достижении ими 18-летнего возраста), чем пассивное. Так, для того, чтобы быть избранным Президентом США, Португалии, Румынии, кандидат должен достичь 35-летнего возраста, а президентом Италии – 50 лет.

Принципы избирательного права – это руководящие идеи, основные правила применения этого права. Они находятся в постоянном развитии, являются фундаментом избирательного права и избирательного процесса. Важнейшими принципами являются всеобщность, равенство и тайное голосование. В некоторых странах к данному перечню добавляются прямое и добровольно или свободное голосование. Под избирательным процессом понимается последовательная, закрепленная законодательно совокупность действий органов государства, групп избирателей, политических партий по подготовке и проведению выборов в государственные институты и муниципальные органы. Любые выборы обяза­тельно должны пройти через основные стадии без исключения какой-либо из них. Однако некоторые стадии избирательного процесса носят факультативный характер, например повторное голосование или повторные выборы. В самом общем виде можно указать следующую последовательность действий при проведении выборов: назначение выборов, установление избирательных округов, создание избирательных органов, регистрация избирателей, выдвижение кандидатов, избирательная кампания, голосование, подсчет голосов и установление результатов голосования, обжалование результатов выборов.

Под избирательной системой обычно понимают порядок оп­ределения результатов выборов, позволяющий выявить, кто из баллотирующихся кандидатов избран в качестве депутата или на конкретную выборную должность. Порядок распределения депутатских мандатов между канди­датами по результатам голосования определяет вид избиратель­ной системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип пропорционального представительства политических объединений, участвующих в выборах. Такая система широко приме­няется при выборах депутатов нижней палаты парламента. Каждая партия предлагает избирателю свой так называемый партийный список, в котором перечислены кандидаты в поряд­ке очередности на замещение мест в парламенте. Однако изби­ратель голосует не за конкретного кандидата, а за весь список.

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации и в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, используемыми при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время в нашей стране принята пропорциональная избирательная система выборов, которая используется при выборах депутатов Государственной Думы РФ.

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся: 1. Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. 2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. и другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и местного самоуправления, «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г., «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005г.,«О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004г., и др. 3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, а также акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.012 с.)