Государственных органов Российской Федерации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственных органов Российской Федерации



Тема 9. Российское избирательное право

 

Семинарское занятие (6 часов)

1. Выборы: понятие, социальное назначение и политико-правовая роль.

2. Избирательная система и ее конституционно-правовое регулирование.

3. Российское избирательное право. Конституционные принципы субъективного избирательного права.

4. Избирательный процесс, его основные стадии.

Решите задачи-казусы:

1. В соответствии с официальными итогами выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 4 декабря 2011 г. партии, победившие на этих выборах (преодолевшие 7% избирательный барьер), получили следующее количество голосов избирателей:

Единая Россия – 32 379 135 (49,32%);

КПРФ – 12 599 507 (19,19%);

Справедливая Россия – 8 695 522 (13,24%);

ЛДПР – 7 664 570 (11,67%).

Остальные партии (Яблоко, Патриоты России, Правое дело), участвовавшие в выборах, получили, соответственно, – 3,43%; 0,97%; 0,60%.

Используя соответствующую методику, распределите между партиями, победившими на парламентских выборах, депутатские мандаты (450).

См.:Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 20 октября 2011 г.) // СЗ РФ. 2005. № 21, ст. 1919; 2011. № 43, ст. 5975.

2. В Законе Республики Карелия «О выборах Законодательного Собрания Республики Карелия» (в первоначальной редакции) были лишены избирательного права военнослужащие срочной службы.

Дайте правовой анализ конституционности данного Закона.

3. Гражданин К. обратился в суд с заявлением, в котором оспаривал правильность решения окружной избирательной комиссии (ОИК) об отказе зарегистрировать его кандидатом в депутаты Саратовской областной Думы. Решение ОИК основано на том, что среди проверяемых ею подписей избирателей, собранных в поддержку К., было обнаружено 27% недостоверных и недействительных подписей. Проверке подверглись 15% от установленного областным избирательным законом необходимого количества для регистрации кандидата подписей. К., в свою очередь, после представления в ОИК подписных листов внес избирательный залог на специальный счет избирательной комиссии.

Проанализируйте приведенную ситуацию с использованием действующего законодательства и дайте ответы на следующие вопросы:

в какой суд согласно подсудности имеет право обратиться гр. К.;

какое решение должен принять суд?

См.: Закон Саратовской области от 20 июня 2007 г. «О выборах депутатов Саратовской областной Думы» // СПС «Консультант-Плюс. Региональное законодательство». По состоянию на декабрь 2011 г.

Тематика докладов, рефератов:

1. Политико-правовая сущность выборов.

2. Особенности современной избирательной системы в России.

3. Проблемы совершенствования избирательного законодательства в Российской Федерации.

 

Контрольные вопросы:

1. Раскройте значение термина «выборы».

2. Какие виды избирательных систем применяются в современной России?

3. Дайте правовой анализ ч. 2 и 3 ст. 32 Конституции РФ.

4. Вправе ли член избирательной комиссии отказать гражданину в ознакомлении со списком избирателей?

Рекомендуемая литература:

Конституция Российской Федерации 1993 г. с учетом поправок от 30 декабря 2008 г. М., 2009.

Декларация о критериях свободных и справедливых выборов от 26 марта 1994 г. // Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов / отв. ред. А.В. Иванченко. М., 1999.

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в ред. от 9 ноября 2009 г.) // СЗ РФ. 1996. № 49, ст. 5497; 2009. № 45, ст. 5268.

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» в ред. от 8 декабря 2011 г. // СПС «Гарант. Платформа F1». По состоянию на декабрь 2011 г.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 20 октября 2011 г.) //СЗ РФ. 2002. № 24, ст. 2253; 2011. № 43, ст. 5975.

Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 20 октября 2011 г.) // СЗ РФ. 2005. № 21, ст. 1919; 2011. № 43, ст. 5975.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» в ред. от 20 октября 2011 г. // СЗ РФ. 2003. № 2, ст. 171; 2011. № 43, ст. 5975.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе «Выборы» (в ред. от 11 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 2003. № 2, ст. 172; 2011. № 29, ст. 4291.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. (гл. 5) в ред. от 8 декабря 2011 г. // СПС «Гарант. Платформа F1». По состоянию на декабрь 2011 г.

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 8 апреля.

Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционная ценность избирательных прав граждан России. М., 2005.

Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы: проблемы правовой институциционализации // Журнал российского права. 2006. № 6.

Веденеев Ю.А., Князев С.Д. Избирательные правоотношения: понятие, политико-правовое содержание и структура // Журнал российского права. 1998. № 10/11.

Выдрин И.В. Избирательное право Российской Федерации. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2011.

Головин А.Г. Избирательное право России: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009.

Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право: учебник. М., 2008.

Избирательное право в России и в зарубежных странах: учебное пособие / под ред. А.А. Клишаса. М., 2010.

Кабышев В.Т. Выборы и избирательное право в Российской Федерации: тенденции развития и совершенствования // Реализация Конституции России: межвуз. науч. сб. Саратов, 1994.

Кабышев В.Т. Принцип равноправия избирателей и правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное развитие России: межвуз. сб. науч. статей. Саратов, 2000.

Катков Д.Б., Корчило Е.Б. Избирательное право: учебное пособие / под ред. Ю.А. Веденеева. М., 2001.

Князев С.Д. Современное российское избирательное право: понятие, принципы и источники. Владивосток, 1999.

Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений: монография. М., 2010.

Комментарий к Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» / под ред. С.В. Кабышева и А.Е. Постникова. М., 2003.

Лучин В.О., Белоновский В.Н., Пряхина Т.М. Избирательное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция / под ред. В.О. Лучина. М., 2008.

Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. М., 2003.

Матейкович М.С. Избирательное право и избирательный процесс: учебное пособие. М., 2010.

Постников А.Е. Избирательное право России. М., 1996.

Теперик А.В. Политические партии – субъекты российского избирательного процесса: конституционно-правовое закрепление // Конституционное развитие России: межвуз. сб. науч. статей. Саратов, 2000.

Чиркин В.Е. Оптимальная избирательная система для России (субъективные заметки) // Журнал российского права. 2004. № 11.

Яшин А.А. Практикум по избирательному праву и избирательному процессу в Российской Федерации: ситуационные задачи, тесты, схемы. М., 2002.

 

Тема 10. Президент Российской Федерации

 

Семинарское занятие (4 часа)

1. Институт Президента в системе разделения властей в Российской Федерации.

2. Порядок избрания Президента РФ.

3. Полномочия Прези­дента РФ.

4. Основания досрочного прекращения президентских полномочий.

5. Акты Президента РФ.

6. Гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи.

Решите задачи-казусы:

1. Исполняя волю народа, выраженную на первом референдуме РСФСР 17 марта 1991 г., Верховный Совет РСФСР 24 апреля 1991 г. принял Закон РСФСР «О Президенте РСФСР».

В дальнейшем правовой статус Президента России определялся на конституционном уровне.

Конституция РФ 12 декабря 1993 г. в гл. 4, состоящей из 14 статей, устанавливает конституционные основы статуса Президента РФ и круг его полномочий.

Как Вы думаете, необходимо ли принять специальный федеральный закон о Президенте РФ. Позволяет ли анализ конституционных статей сделать вывод о том, что законодатель не предполагал подобного шага?

Как Вы считаете, почему большинство стран воздерживаются от принятия единого комплексного закона, регулирующего все аспекты правового статуса главы государства?

 

2. Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. утверждена Военная доктрина Российской Федерации.

К какой категории относится данный Указ Президента РФ?

Какова юридическая природа Указа Президента РФ «О Военной доктрине Российской Федерации»?

См.: Указ Президента РФ от 6 апреля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 7, ст. 724.

 

3. Президент РФ отклонил ряд законов, принятых Государ­ственной Думой и одобренных Советом Федерации, в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ.

Обязан ли Президент РФ мотивировать свое решение об отклонении федерального закона?

Какие причины могут служить основанием принятия Президентом РФ решения об отклонении федерального закона?

Вправе ли Президент РФ отклонить федеральный конституционный закон?

Какова процедура преодоления «вето» Президента РФ?

 

Тематика докладов, рефератов:

1. Становление и развитие «института президентской власти» в Российском государстве.

2. Полномочия Президента РФ в условиях особых правовых режимов.

3. Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

 

Контрольные вопросы:

1. Раскройте содержание понятия «глава государства».

2. Порядок взаимоотношений Президента РФ с федеральными органами государственной власти.

3. В каких случаях Президент РФ прекращает свои полномочия досрочно?

4. Какова юридическая природа ежегодных посланий Прези­дента РФ об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с которыми он согласно п. «е» ст. 84 Конституции РФ обращается к Федеральному Собранию РФ?

 

Рекомендуемая литература:

Конституция Российской Федерации 1993 г. с учетом поправок от 30 декабря 2008 г. М., 2009.

Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 18, ст. 2253.

Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. по делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия // СЗ РФ. 2000. № 29, ст. 3118.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. // Российская газета. 2011. 23 декабря.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // СПС «Гарант. Платформа F1». По состоянию на декабрь 2011 г.

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. от 7 марта 2005 г.) // СЗ РФ. 2001. № 23, ст. 2277; 2005. № 10, ст. 753.

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 2002. № 5, ст. 375; 2011. № 1, ст. 1.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» в ред. от 20 октября 2011 г. // СЗ РФ. 2003. № 2. С. 171; 2011. № 43, ст. 5975.

Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 2001. № 7, ст. 617; 2011. № 1, ст. 16.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 29 апреля 2008 г.) // СЗ РФ. 2002. № 30, ст. 3031; 2008. № 18, ст. 1939.

Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 «О Государственном Совете Российской Федерации» и Положение о Государственном Совете Российской Федерации (в ред. от 12 марта 2010 г.) // СЗ РФ. 2000. № 36, ст. 3633; 2007. № 9, ст. 1061.

Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (в ред. от 7 сентября 2010 г.) // СЗ РФ. 2000. № 20, ст. 2112; 2010. № 37, ст. 4643.

Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 «Об утверждении положения об Администрации Президента Российской Федерации» (в ред. от 14 января 2011 г.) // СЗ РФ. 2004. № 15, ст. 1395; 2011. № 4, ст. 572.

Постановление Центризбиркома РФ от 10 марта 2011 г. № 249/1602-5 «О временном порядке электронного голосования и использования комплексов для электронного голосования на выборах и референдумах, проводимых на территории РФ». URL:http://www.kadis.ru/texts/index.

Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 1998. № 1.

Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Роль, порядок выборов, полномочия. М., 2008.

Колбая С.Г. Отрешение президента от должности: мировой опыт и проблемы российского законодательства // Журнал российского права. 2004. № 4.

Котенков А.А. Президент Российской Федерации – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. 1998. № 9.

Краснов М.А., Шаблинский И.Г. Российская система власти: треугольник с одним углом. М., 2008.

Лузин В.В. Президентская модель разделения властей (на примере США) // Государство и право. 1999. № 3.

Лукьянова Е.А. Указное право как российский политический феномен // Журнал российского права. 2001. № 10.

Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика. М., 1996.

Окуньков Л.А. Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2000. № 12.

Окуньков Л.А., Рощин В.А. Вето Президента: научно-практическое пособие. М., 1999.

Президент Российской Федерации в системе разделения властей / под ред. В.И. Радченко. Саратов, 1996.

Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. Саратов, 2000.

Радченко В.И. Президент в системе гарантий обеспечения целостности Российской Федерации // Конституционное развитие России: межвуз. сб. науч. статей. Саратов, 2005. Вып. 6.

Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

Указы Президента Российской Федерации: основные социальные и правовые характеристики / под ред. В.О. Лучина. М., 2000.

Федеральный закон и нормативный указ Президента России: проблемы взаимоотношений и пути их совершенствования // Государство и право. 2003. № 2.

Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование: монография. М., 2010.

 

Тема 11. Федеральное Собрание Российской Федерации

Семинарское занятие (8 часов)

1. Федеральное Собрание в системе органов государственной власти России.

2. Порядок избрания Государственной Думы Федерального Собрания РФ

3. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ

4. Компетенция Федерального Собрания РФ и его палат.

5. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Федерального Собрания РФ.

6. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

7. Законодательный процесс в российском парламенте.

8. Акты Федерального Собрания и его палат.

Решите задачи-казусы:

1. В Государственную Думу поступило письмо от Комитета солдатских матерей с просьбой внести изменения в действующее законодательство о воинской обязанности.

Как должна поступить в данном случае Государственная Дума: внести данный вопрос в повестку дня заседаний; направить его в соответствующий комитет Государственной Думы или в Правительство?

Дайте правовой анализ изложенной ситуации.

 

2. Часть 4 ст. 105 Конституции РФ устанавливает, что федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

В то же время ст. 106 Конституции РФ не устанавливает особого срока для рассмотрения в Совете Федерации соответствующих законов.

Распространяется ли четырнадцатидневный срок, установленный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ для рассмотрения и одобрения федеральных законов в Совете Федерации, на федеральные законы по вопросам, перечень которых дан в ст. 106 Конституции РФ?

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. по делу о толковании части 4 статей 105, 106 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1995. № 13, ст. 1207.

3.Президент РФ отклонил федеральный закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, по мотивам неконституционности ряда его положений.

Обязаны ли палаты Федерального Собрания учесть мнение Президента РФ? Каков порядок преодоления законодательного вето главы государства?

Имеются ли иные правовые варианты развития данной ситуации, помимо преодоления вето Президента РФ?

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. по делу о толковании статей 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции РФ // СЗ РФ. 1995. № 16, ст. 1451.

 

Тематика докладов, рефератов:

1. Статус депутата Государственной Думы.

2. Проблемы парламентского права в России.

3. Акты Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Депутатская неприкосновенность.

5. Институт парламентских расследований.

 

Контрольные вопросы:

1. Раскройте роль и место российского парламента в системе разделения властей.

2. Каков порядок формирования Совета Федерации в современных условиях?

3. В чем конституционный смысл института роспуска Государственной Думы?

4. Что такое закон в формальном и материальном смысле? Что есть предмет закона?

5. Назовите формы парламентского контроля в России.

6. Каково значение термина «законодательный процесс»? Какие стадии имеет законодательный процесс?

7. Какова зависимость состава российского парламента от существующей в нынешних условиях избирательной системы?

8. Раскройте смысл и содержание мандата российского парламентария.

Рекомендуемая литература:

Конституция Российской Федерации 1993 г. с учетом поправок от 30 декабря 2008 г. М., 2009.

Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1995. № 13, ст. 1207.

Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. по делу о толковании статей 84 (п. «б»), 99 (ч. 1, 2 и 4) и 109 (ч. 1) Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1999. № 47, ст. 5787.

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 1997. № 9, ст. 1011; 2010. № 1, ст. 1.

Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 21 ноября 2011 г.) // СЗ РФ. 1994. № 2, ст. 74; 2011. № 48, ст. 6730.

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 17 октября 2011 г.) // СЗ РФ. 2000. № 32, ст. 3336; 2011. № 43, ст. 5961.

Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 20 октября 2011 г.) // СЗ РФ. 2005. № 21, ст. 1919; 2011. № 43, ст. 5975.

Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 21 октября 2011 г.) // СЗ РФ. 1994. № 8, ст. 801; 2011. № 43, ст. 5977.

Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (в ред. от 3 декабря 2011 г.) // СПС «Гарант. Платформа F1». По состоянию на декабрь 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 2006. № 1, ст. 7; 2007. № 1, ч. 1, ст. 40; 2011. № 1, ст. 16.

Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. (в ред. от 18 октября 2011 г.) // СПС «Гарант. Платформа F1». По состоянию на декабрь 2011 г.

Регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. (в ред. от 25 ноября 2011 г.) // СПС «Гарант. Платформа F1». По состоянию на декабрь 2011 г.

Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 г. № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов // СЗ РФ. 2011. № 7, ст. 939.

Абрамова А.И. Законодательный процесс в Российской Федерации. М., 2006.

Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования //Журнал российского права. 2007. № 2.

Авакьян С.А. Федеральное Собрание – парламент России. М., 1999.

Авакьян С.А. Федеральное Собрание России: перспективы совершенствования организации и деятельности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 2002. № 2.

Варлен М.В. Статус парламентария: теоретические проблемы: монография. М., 2011.

Волкова Н.С., Хабриева Т.Я. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент. М., 2005.

Горобец В.Д. Парламент Российской Федерации. М., 1998.

Гранкин И.В. Парламентское право Российской Федерации: курс лекций. М., 2010.

Демидов М.В. Парламентский контроль в Российской Федерации: современное состояние и проблемы реализации // Государство и право. 2009. № 4.

Законодательная техника: научно-практическое пособие / под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2000.

Кокотов А.Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура // Правоведение. 2001. № 1.

Конюхова И.А. Двухпалатность как принцип организации национальных парламентов: опыт России и мировая практика // Журнал российского права. 2004. № 1.

Котелевская И.В. Современный парламент // Государство и право. 1997. № 3.

Лукьянов А.И. Парламентаризм в России (вопросы истории, теории и практики): курс лекций. М., 2010.

Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации. СПб., 2004.

Окуньков Л.А. Вето Президента // Журнал российского права. 1998. № 2.

Парламентское право России: учебное пособие / под ред. Т.Я. Хабриевой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003.

Парламентское право России: курс лекций / под общ. ред. О.Н. Буланова. М., 2007.

Скоков А.В. Проблемы парламентских расследований: зарубежный опыт и законодательство России // Государство и право. 2009. № 2.

Совет Федерации: эволюция статуса и функций. М., 2003.

Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика: учебник для вузов / под ред. О.Н. Булакова. М., 2005.

Усанов В.Е. Становление и развитие парламентаризма в России: историко-правовое и критическое исследование. М., 2008.

Хабриева Т.Я. Понятие и место парламентского права России в системе права // Журнал российского права. 2002. № 9.

Чиркин В.Е. Верхняя палата современного парламента: сравнительно-правовое исследование: монография. М., 2011.

Чиркин В.Е. Законодательная власть: монография. М., 2010.

 

Тема 12. Правительство Российской Федерации

 

Семинарское занятие (4 часа)

1. Правительство РФ в системе органов государственной власти России.

2. Состав Правительства РФ и порядок формирования Правительства РФ.

3. Полномочия Правительства РФ.

4. Организационные основы его деятельности.

5. Акты Правительства РФ.

Самостоятельная работа (4 часа)

Решите задачи-казусы:

1. Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» утверждена структура федеральных органов исполнительной власти.

Какие виды органов входят в эту структуру?

Какими органами федеральной исполнительной власти Президент РФ руководит непосредственно?

 

2. В Москве 18 сентября 1997 г. было заключено Соглашение между Правительством РФ и администрацией Вологодской области о разграничении предметов ведения и полномочий в сфере обеспечения устойчивого функционирования промышленности, а также Соглашение между Правительством РФ и администрацией Вологодской области о разграничении полномочий в сфере здравоохранения.

Каков порядок заключения подобных соглашений? Может ли данное соглашение быть расторгнутым по инициативе одной из сторон? Какая процедура должна быть соблюдена при этом?

См.: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 7 декабря 2011 г.) // СПС «Гарант». По состоянию на декабрь 2011 г.

 

3. Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению Председателя Правительства РФ может образовать Президиум Правительства РФ.

Вправе ли Правительство РФ отменить решение Президиума Правительства РФ?

См.: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 1997. № 51, ст. 5712; 2011. № 1, ст. 1.

 

4.В апреле 1998 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ своим Постановлением от 10 апреля 1998 г. и Постановлением от 17 апреля 1998 г. дважды отклонила представленную Президентом РФ кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ. Президент внес кандидатуру К. в третий раз. Постановлением от 24 апреля 1998 г. Государственная Дума дала согласие на его назначение Председателем Правительства РФ.

Государственная Дума дважды, в августе и сентябре 1998 г. (постановлением от 31 августа и постановлением от 7 сентября), отклонила кандидатуру Ч. на должность Председателя Правительства РФ. Третий раз Президент РФ внес кандидатуру П., которая была утверждена Государственной Думой Постановлением от 11 сентября 1998 г.

Как вы считаете, вправе ли Президент РФ при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства РФ представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо должен представлять каждый раз нового кандидата?

См.: Конституцию РФ и Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. по делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции РФ // СЗ РФ. 1998. № 52, ст. 6447.

 

Тематика докладов, рефератов:

1. Этапы развития исполнительной власти в России.

2. Законопроектная деятельность Правительства Российской Федерации.

Контрольные вопросы:

1. Каков порядок формирования Правительства РФ?

2. Какие полномочия осуществляет Председатель Правительства РФ?

3. Каковы порядок формирования и полномочия Президиума Правительства РФ?

4. Раскройте содержание института политико-правовой ответственности Правительства перед парламентом и Президентом РФ.

5. Каков порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства?

 

Рекомендуемая литература:

Конституция Российской Федерации 1993 г. с учетом поправок от 30 декабря 2008 г. М., 2009.

Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. по делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. № 52, ст. 6447.

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. по делу о толковании статей 71 (п. «г»), 76 (ч. 1) и 112 (ч. 1) Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1999. № 6, ст. 866.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г. // Российская газета. 2011. 23 декабря.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 1997. № 51, ст. 5712; 2011. № 1, ст. 1.

Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 17 ноября 2011 г.) // СЗ РФ. 1996. № 22, ст. 2663; 2011. № 47, ст. 6621.

Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 24 мая 2011 г.) // СЗ РФ. 2008. № 20, ст. 2290; 2011. № 22, ст. 3155.

Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 389 «О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» (в ред. от 7 июля 2011 г.) // СПС «Гарант. Платформа F1». По состоянию на декабрь 2011 г.

Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» (в ред. от 17 ноября 2011 г.) // СЗ РФ. 2009. № 19, ст. 2346; 2011. № 29, ст. 4465.

Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. № 3.

Бобылев А.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления / А.И. Бобылев, Н.Г. Горшкова, В.И. Ивакин. М., 2003.

Васильева Л.Н. Взаимоотношения федеральных и региональных органов исполнительной власти: пути совершенствования // Журнал российского права. 2000. № 8.

Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права. 2006. № 8.

Ершов В.Н. К вопросу о толковании части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации // Журнал российского права. 1999. № 5/6.

Игнатюк Н.А. Как используются понятия «система» и «структура» федеральных органов власти в конституционном законодательстве // Журнал российского права. 1999. № 9.

Исполнительная власть в Российской Федерации / под ред. И.Л. Бачило. М., 1998.

Окуньков Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) // Журнал российского права. 1998. № 9.

Окуньков Л.А. Как создавался Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» // Журнал российского права. 2000. № 1.

Полянский И.А. Правовая природа исполнительной власти и ее место в организации государственной власти // Правоведение. 1999. № 4.

Правительство Российской Федерации / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2005.

Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации // СПС «ГАРАНТ». По состоянию на 2007 г.

Тихомиров Ю.А. Законопроектная деятельность федеральных органов исполнительной власти // Журнал российского права. 1997. № 5.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»: комментарий. М., 1999.

Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития // СПС «ГАРАНТ». По состоянию на 2007 г.

Шипицын А.Ю. О реализации федеральными органами исполнительной власти принятых федеральных законов // Журнал российского права. 2002. № 6.

Шувалов И.И. Взаимодействие Правительства Российской Федерации с другими участниками законотворческого процесса // Журнал российского права. 2004. № 6.

Шувалов И.И. Законотворческая деятельность Правительства России: содержание и приоритеты // Журнал российского права. 2004. № 4.

 

Тема 13. Конституционные основы

Судебной власти в России

 

Семинарское занятие (4 часа)

1. Место и роль судебной власти в конституционной системе власти Российской Федерации.

2. Конституционные принципы организации и функционирования правосудия в Российской Федерации.

3. Судебная система РФ:

а) федеральная судебная система;

б) судебные органы субъектов РФ.

4. Конституционное правосудие в Российской Федерации. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ. Решения Конституционного Суда РФ и их юридическая сила.

5. Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации.

Решите задачи-казусы:

1.Граждане Р.И. Мухаметшин и А.В. Барбаш, которым было отказано в возбуждении уголовных дел против судей в связи с тем, что соответствующие квалификационные коллегии судей не дали согласия, обратились с жалобами в Конституционный Суд РФ о признании неконституционности п. 3 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», устанавливающей процедуру привлечения судей к уголовной ответственности.

Изучите постановление Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Р.И. Мухаметшина и А.В. Барбаша (см.: СЗ РФ. 1996. № 14, ст. 1549).

Что нового в вопросе о неприкосновенности судей предусматривает действующее законодательство?

См.: Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» // СПС «Гарант. Платформа F1». По состоянию на декабрь 2011 г.

 

2.В ноябре 1995 г. группа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Верховный Суд РФ обратились с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению данного запроса.

В каких случаях Конституционный Суд РФ может отказать в рассмотрении запроса?

См.: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 1994. № 13, ст. 1447; 2011. № 1, ст. 1.

 

3.Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании находящихся во взаимосвязи предписаний ст. 81 (ч. 3) и п. 3 разд. второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ.

Своим определением Конституционный Суд РФ прекратил производство по делу.

Какова цель толкования Конституции РФ, осуществляемого в соответствии с ее ст. 125 (ч. 5), Конституционным Судом РФ?

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. по делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. № 46, ст. 5701.

 

Тематика докладов, рефератов:

1. Конституционно-правовой статус судей в Российской Федерации.

2. Место и роль Конституционного Суда РФ в российской судебной системе, его политико-правовая природа.

 

Контрольные вопросы:

1. Понятие и признаки правосудия. Как соотносятся понятия «правосудие» и «судебная власть»?

2. Каковы социальная роль судебной власти, ее основные функции?

3. Классификация конституционных принципов правосудия.

4. Соотношение понятий «конституционный надзор» и «конституционный контроль». Виды конституционного контроля.

5. Конституционное судопроизводство: общие правила.

6. Особенности производства в Конституционном Суде РФ по отдельным категориям дел.

 

Рекомендуемая литература:

Конституция Российской Федерации 1993 г. с учетом поправок от 30 декабря 2008 г. М., 2009.

Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (в ред. от 7 февраля 2011 г.) // СЗ РФ. 1999. № 26, ст. 3170; 2006. № 50, ст. 5277; 2009. № 26, ст.3119; 2011. № 7, ст. 899.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 1994. № 13, ст. 1447; 2011. № 1, ст. 1.

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в ред. от 6 декабря 2011 г.) /



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.132.225 (0.012 с.)