Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В.Т. Кабышев, Т.В. Заметина, В.И. Гавриленко

Поиск

В.Т. Кабышев, Т.В. Заметина, В.И. Гавриленко

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

РОССИИ

Учебно-методический комплекс

для бакалавров

 

Под редакцией доктора юридических наук,

профессора В.Т. Кабышева

Саратов


УДК 342(470)(075.8)

ББК 67.400(2Рос)я73

К12

 

Рецензенты:

доктор юридических наук, профессор В.Г. Анненкова;

кандидат юридических наук, доцент А.В. Колесников

Печатается по решению учебно-методического совета

ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия»

К12 Кабышев, В.Т. Конституционное право России: учебно-методический комплекс для бакалавров / В.Т. Кабышев, Т.В. Заметина, В.И.Гавриленко; под ред. В.Т. Кабышева; ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия». – Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2012. – 120 с.   ISBN 978-5-7924-0969-9   Пособие подготовлено с учетом современного уровня развития науки конституционного права, действующего законодательства и практики его реализации в Российской Федерации. Содержит планы семинарских занятий, списки нормативных актов и дополнительной литературы, практические конституционно-правовые казусы (задачи), решение которых призвано способствовать углубленному изучению студентами действующего законодательства, развитию умений и навыков правового решения конкретных жизненных ситуаций, а также темы курсовых, дипломных работ и методические рекомендации по их написанию. Соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта. Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 030900 – юриспруденция (квалификация «бакалавр»).

УДК 342(470)(075.8)

ББК 67.400(2Рос)я73

ISBN 978-5-7924-0969-9 © ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2012 © Кабышев В.Т., Заметина Т.В., Гавриленко В.И., 2012

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по направлению подготовки 030900 – юриспруденция (квалификация «бакалавр») конституционное право Российской Федерации предусматривает такие виды занятий, как лекции, практические занятия, а также написание курсовой работы, подготовку к зачету и экзамену (модулю).

По окончании курса студентам предлагается написать бакалаврскую работу.

В учебно-методическом пособии для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030900 – юриспруденция (квалификация «бакалавр»), различных форм обучения даны методические советы по изучению курса, написанию курсовых и выпускных квалификационных работ, а также перечень вопросов, выносимых на экзамен и зачеты.

Конституционное право России – это ведущая отрасль российского права и отрасль государствоведения. С нее начинается знакомство с российской правовой системой. Глубокое усвоение категорий науки и учебной дисциплины российского конституционного права поможет лучшему пониманию остальных отраслей права, всей юридической науки в целом.

Изучая конституционное право России, студент должен знать:

место и роль как конституционного права России, так и других отраслей права в системе российского права;

принципы конституционного строя России;

особенности правового положения человека и гражданина в Российской Федерации, основные способы защиты прав человека и гражданина;

понятие и принципы российского гражданства, основания его приобретения и прекращения;

формы государственного устройства, особенности государственного устройства России, статус Российской Федерации и ее субъектов;

организацию и функционирование системы высших органов государственной власти, их компетенцию, порядок формирования и прекращения деятельности (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, высшие судебные органы);

организацию государственной власти в субъектах Российской Федерации;

организацию системы местного самоуправления в Российской Федерации;

тенденции развития конституционного права;

принципы международного права, содержание важнейших международно-правовых документов, имеющих конституционный характер.

уметь:

свободно оперировать конституционными понятиями и категориями;

анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними конституционные правоотношения;

анализировать, применять и правильно толковать Конституцию Российской Федерации и конституционное законодательство;

осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов конституционного характера, разрабатывать документы конституционно-правового характера;

давать квалифицированные юридические заключения по проблемам конституционного права;

логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по конституционной проблематике;

применять конституционное законодательство к конкретным практическим ситуациям;

ориентироваться в специальной литературе.

владеть:

конституционной терминологией;

навыками работы с конституционно-правовыми актами.

Программа курса «Конституционное право Российской Федерации» направлена на подготовку образованных, креативно мыслящих, социально активных людей, способных осознавать социальную значимость выбранной ими будущей профессии, обладающих достаточным уровнем профессионального правового сознания.

У студента, обучаемого по программе подготовки 030900 – юриспруденция (квалификация «бакалавр»), должны сформироваться культура конституционного мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации курса, способности логически верно, аргументировано и ясно строить письменную и устную речь, стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

  I. КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ Конституционное право России  
Цель дисциплины - обеспечить студентам условия для освоение необходимого объема знаний; - сформировать у студентов знания, умения и навыки, которые они могут применить в будущей профессииональной деятельности.
Задачи (научить) - формирование у студентов знаний об особенностях конституционного развития Российского государства, современного конституционного устройства России и тенденций его развития; - формирование и закрепление у студентов знаний по основополагающим проблемам теории и практики российского конституционализма; - формирование и закрепление у студентов навыков использования теоретических знаний при разрешении конкретных правовых ситуаций.
  В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующее:  
Общекультурные компетенции  
ОК – 1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания Знать:роль и значение профессиональной юридической деятельности в решении задач и проблем, стоящих перед Российским государством; общекультурные и профессиональные качества юриста, его профессионального правосознания, основные проявления правового нигилизма и недостатков в работе правоохранительных органов и профессионального юридического образования. Уметь:правильно оценивать роль и значение профессиональной юридической деятельности в решении задач и проблем, стоящих перед Российским государством; формировать общекультурные и профессиональные качества юриста, высокое профессионального правосознание, бороться с проявлениями правового нигилизма и недостатками в работе правоохранительных органов и в сфере профессионального юридического образования. Владеть:общекультурными и профессиональными качествами юриста, необходимыми для осуществления профессиональной юридической деятельности.
ОК – 3 владеет культурой общения, способен обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее осуществления Знать:общепринятые правила культурного общения, основные формы и средства обобщения, анализа и восприятия различного вида информации в целях правильного определения целей своей профессиональной деятельности и путей их осуществления. Уметь:применять общепринятые правила культурного общения, основные формы и средства обобщения, анализа и восприятия различного вида информации в целях правильного определения целей своей профессиональной деятельности и путей их осуществления. Владеть:навыками работы с информацией (ее восприятия, обобщения, анализа).
ОК – 6 имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону Знать:конституционное и отраслевое антикоррупционное законодательство, практику его реализации и предложения по совершенствованию борьбы с коррупцией и иными видами преступности. Уметь:оценивать российское конституционное и отраслевое законодательство с точки зрения его эффективности и оптимальности, а также его соответствия международно-правовым актам, направленным на борьбу с коррупцией. Владеть:навыками работы с антикоррупционным законодательством и судебной практикой, антикоррупционной экспертизы по законопроектам.
ОК – 8 способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач Знать:основныеположения социальных, гуманитарных и экономических наук, необходимых для осуществления профессиональной юридической деятельности, а также форм, средств и методов их использования для достижения целей и решения профессиональных задач. Уметь:определять блок социальных, гуманитарных и экономических наук и их составляющих, необходимых для решения профессиональных задач, и использовать их в профессиональных целях. Владеть:навыками изучения и применения гуманитарных (философия, политология, социология, экономическая теория и т.д.), обще-правовых (теория и история государства и права и др.) и смежных отраслевых юридических дисциплин (административное право, муниципальное право и др.) для решения профессиональных задач.
ОК – 9 способен анализировать социально значимые проблемы и процессы Знать:исторический генезис и современное состояние процессов становления и развития конституционно-правовых понятий и институтов и их взаимосвязь и зависимость от социальных, политических и экономических процессов развития современного Российского государства и общества, а также аналогичные конституционно-правовые процессы и проблемы в зарубежных странах в целях сравнительного анализа данных процессов. Уметь:анализировать социально значимые процессы и проблемы современного Российского государства и общества в целях определения их влияния на конституционно-правовые закономерности развития России. Владеть:навыками сбора, обобщения и анализа информации о социально значимых процессах и проблемах развития России и зарубежных государств для решения профессиональных задач.
Профессиональные компетенции  
ПК – 1 способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности Знать:проекты законодательных актов, основные правила законодательной техники и законодательного процесса, конституционно-правовую терминологию, содержание действующего конституционного и смежного отраслевого законодательства. Уметь:свободно ориентироваться в действующем законодательстве и анализировать правоприменительную практику, работать над законопроектами, осуществлять экспертизу отраслевого законодательства с точки зрения его конституционности, соответствия Конституции Российской Федерации. Владеть:навыками работы с законопроектами и действующими правовыми актами, содержащими нормы конституционного права.
ПК – 2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Знать:содержание,формы и способы реализации конституционного законодательства, обеспечения прямого действия Конституции Российской Федерации, способы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. Уметь:применять нормы конституционного законодательства в конкретных практических ситуациях. Владеть:навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики.
ПК – 3 способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права Знать:сущность и содержание основных понятий, категорий и институтов судебного конституционного контроля и осуществления функций конституционного надзора в деятельности Президента Российской Федерации, законодательных, исполнительных и судебных органов, прокуратуры и других правоохранительных органов. Уметь:анализировать конституционные конфликты и деликты и способы из разрешения на основе действующего российского законодательства. Владеть:навыками разрешения конституционно-правовых проблем и коллизий.
ПК – 4 способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом Знать:содержание основных положений действующего конституционного законодательства, юридических фактов как необходимых предпосылок конституционно-правовых отношений, их субъектного состава, объектов и содержания, мер конституционно-правовой ответственности за нарушение конституционного законодательства. Уметь:давать толкование норм и квалифицированные консультации по вопросам российского конституционного законодательства. Владеть:навыками реализации конституционного законодательства, его толкования и применения в точном соответствии с законом.
ПК – 5 способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности Знать:содержание основных положений действующего конституционного законодательства и процессуальных форм его реализации, юридических фактов как необходимых предпосылок конституционно-правовых отношений, их субъектного состава, объектов и содержания, мер конституционно-правовой ответственности за нарушение конституционного законодательства. Уметь:давать толкование норм и квалифицированные консультации по вопросам российского конституционного законодательства,оперировать юридическими понятиями и категориями, выявлять обстоятельства, способствующие нарушению норм Конституции. Владеть:навыками анализа правоприменительной практики.
ПК – 6 способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства Знать:содержание понятий, принципов, источников и норм российского конституционного права, форм и способов его реализации, источники и причины конституционных правонарушений. Уметь:анализировать, толковать и правильно применять нормы конституционного права для решения конкретных конституционных ситуаций и казусов. Владеть:методами познания, необходимыми для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций.
ПК – 7 владеет навыками подготовки юридических документов Знать:сущность и содержание конституционных правоотношений, основных категорий и понятий конституционного права. Уметь:оперировать юридическими понятиями, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними конституционные правоотношения. Владеть:навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм, необходимых для принятия решений и оформления соответствующих юридических документов.
ПК – 8 готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства Знать: конституционное и отраслевое законодательство, основные формы и способы его реализации, формы действия права, применения норм Конституции и обеспечения ее прямого действия в целях обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства. Уметь: применять правовые нормы к решению конкретных конституционных ситуаций и казусов, давать правовое обоснование принятых решений. Владеть:навыками разрешения правовых проблем и коллизий, навыками анализа правоприменительной практики.
ПК-9 способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина Знать: конституционное и отраслевое законодательство о правах человека и гражданина, международные акты в области прав человека, реальное состояние с соблюдением основных прав граждан в России, основных форм их защиты, в том числе полномочия Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению жалоб граждан на нарушение их конституционных прав федеральным законом, примененным в конкретном деле. Уметь:соблюдать права человека и гражданина в своей профессиональной деятельности, а также использовать свои профессиональные юридические знания в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в международных органах защиты прав человека, в частности в Европейском Суде по правам человека. Владеть:навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.
ПК – 10 способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения Знать:обстоятельства, способствующие нарушению норм конституционного законодательства. Уметь:толковать и правильно применять нормы конституционного права. Владеть: приемами и способами анализировать и решать юридические проблемы в сфере конституционных отношений; приемами осуществления основных процессуальных действий при разрешении конституционно-правовых конфликтов.

II. ПРОГРАММА КУРСА

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

Модуль 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ РОССИЙСКОГО

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

 

Раздел 1. Методологические проблемы курса и науки Конституционного права Российской Федерации

 

Тема 1. Конституционное право –

Российской Федерации

 

Понятие конституционного строя и его элементы.

Основные принципы конституционного строя Российской Федерации: народовластие, приоритет общечеловеческих ценностей, верховенство права, федерализм, государственный суверенитет, социальный и светский характер государства, республиканская форма правления, разделение властей, политический плюрализм, многообразие форм собственности и свобода экономической деятельности.

Незыблемость и стабильность демократических основ конституционного строя.

Защита конституционного строя Российской Федерации.

 

Тема 2. Власть народа и механизм ее осуществления

В Российской Федерации

 

Понятие народовластия, структура, социальная сущность.

Конституционные формы осуществления власти народа в Российской Федерации: представительная и прямая демократия.

Представительная демократия и система органов государственной власти и местного самоуправления.

Конституционно-правовые институты прямого народовластия в Российской Федерации: референдум, выборы, сходы, митинги и собрания граждан, всенародные обсуждения, петиции (обращения) граждан.

Конституционные гарантии народовластия в Российской Федерации.

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тема 1. Федеративное устройство России

 

Понятие и принципы государственного устройства.

Формы государственного устройства.

Унитарное государство, понятие и признаки.

Федеративное государство, понятие, признаки.

Конфедерация как форма объединения государств, ее отличия от федерации.

Автономия в системе государственного устройства Российской Федерации. Национально-территориальная автономия, ее формы.

Национально-культурная автономия, ее система.

Особенности и перспективы российского федерализма.

Становление и развитие Российской Федерации.

Конституционная природа Российской Федерации. Конституционные принципы федеративного устройства России: государственная целостность Российской Федерации, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

Суверенитет Российской Федерации. Соотношение понятий суверенитет и суверенные права. Проблема суверенитета в федеративном государстве.

Компетенция Российской Федерации. Понятие и содержание компетенции Российской Федерации: исключительные полномочия Российской Федерации, сфера совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий в Российской Федерации.

Процесс укрупнения субъектов РФ. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Федерации.

Конституционный механизм разрешения федеральных коллизий. Российская Федерация в составе Содружества Независимых Государств (СНГ).

Образование СНГ, его правовая природа. Интеграционные процессы между Российской Федерацией и государствами – членами СНГ. Союзное государство Беларуси и России.

Тема 2. Субъекты Российской Федерации

 

Понятие и виды субъектов РФ.

Республика в составе Российской Федерации. Государственно-правовые признаки республики, ее полномочия.

Край, область, город федерального значения, их правовая природа, полномочия.

Автономная область и автономный округ. Конституционно-правовой статус автономной области и автономного округа.

Конституционный механизм разрешения коллизий между Федерацией и субъектами РФ. Ответственность в сфере федеративных отношений.

 

И ЕЕ СУБЪЕКТОВ

 

Раздел 1. Конституционная система

И местного самоуправления

В Российской Федерации

 

Местное самоуправление в системе народовластия. Соотношение государственной власти и местного самоуправления.

Понятие местного самоуправления. Право граждан РФ на осуществление местного самоуправления. Территориальные основы местного самоуправления. Муниципальные образования. Субъект местного самоуправления. Предметы ведения местного самоуправления. Основные принципы местного самоуправления в Российской Федерации. Правовая основа местного самоуправления. Система местного самоуправления в Российской Федерации. Непосредственное участие граждан в осуществлении местного самоуправления, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление.

Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления.

Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Финансово-экономическая основа местного самоуправления. Муниципальная собственность. Местные бюджеты. Местные налоги и сборы.

Гарантии прав местного самоуправления. Конституционный запрет на ограничение прав местного самоуправления. Судебная защита прав местного самоуправления.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством, физическими и юридическими лицами. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления.

 

 

III. СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КО ВСЕМ ТЕМАМ КУРСА
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

 

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Конституции республик в составе Российской Федерации, Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации // СПС «Консультант-Плюс. Региональное законодательство». По состоянию на декабрь 2011 г.

Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс: учебное пособие: в 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2011.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 9-е изд., изм. и доп. М., 2011.

Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: учебное пособие. Новосибирск, 2007.

Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право: учебное пособие. М., 2005.

Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право России: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.

Кабышев В.Т., Гавриленко В.И. Конституционное право России: учебно-методический комплекс. 4-е изд., доп. и перераб. Саратов, 2012.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М., 2011.

Кокотов А.Н. Конституционное право России (курс лекций): учебное пособие. М., 2006.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотр. М., 2011.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2002.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л.В. Лазарева. М., 2009.

Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации: в 2 т. / отв. ред. Б.С. Эбзеев. М., 2000.

Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука. М., 2010.

Конституционное право России: учебник для вузов / под ред. В.Д. Мазаева, А.Е. Постникова, Е.Е. Никитиной. М., 2009.

Конституционное право Российской Федерации: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Г.Н. Комковой. М., 2010.

Конституционное право России / отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010.

Конституционное право России / под ред. А.Е. Постникова. М., 2008.

Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) / под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2009.

Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий / под ред. Б.Н. Топорнина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.

Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации: курс лекций. М., 2003.

Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие для бакалавров. М., 2011.

Страшун Б.А. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с поправками. Историко-правовой комментарий. 3-е изд., перераб. М., 2010.

Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2009.

 

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО И ВЕЧЕРНЕГО ОБУЧЕНИЯ

  1. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Семинар – одна из активных форм учебного процесса. Он призван способствовать более глубокому изучению сложных и важных разделов учебного курса.

Семинарское занятие по конституционному праву Российской Федерации преследует цель закрепить знания, полученные студентом на лекциях и в ходе самостоятельного изучения рекомендованных источников.

Главная задача семинарских занятий – научить творчески мыслить, рассуждать, самостоятельно анализировать категории науки конституционного права, понимать смысл и содержание норм конституционного права, механизм их реализации, конституционно-правовые реалии российской действительности.

Составная часть семинаров – решение практических конституционно-правовых казусов, позволяющее углубленно изучать нормы конституционного права, содержащиеся в различных источниках (Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Конституционного Суда РФ, конституционно-правовых актах субъектов РФ), развивать умение правового решения конкретной юридической ситуации.

При подготовке к семинару студенту рекомендуется: уяснить смысл плана семинара, существо поставленных вопросов; ознакомиться с конспектом лекций и соответствующими главами учебных пособий по конституционному праву; изучить нормативные акты по теме и рекомендованную юридическую литературу.

 

 

Модуль 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ РОССИЙСКОГО

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

Раздел 1. Методологические проблемы курса и науки

Российской Федерации

 

Тема 3. Понятие и основы конституционного строя России

 

Семинарское занятие (4 часа)

1. Понятие конституционного строя Российской Федерации и его основные элементы.Конституционные основы общественного и государственного строя России.

2. Понятие, значение, содержание основных принципов конституционного строя России.

3. Защита конституционного строя Российской Федерации.

 

Решите задачи- казусы:

1. Изучите первую главу Конституции РФ и дайте ответ на следующий вопрос.

Нет ли противоречия в Конституции РФ между принципами разделения власти (ст. 10) и единством государственной власти (ч. 3 ст. 5)?

Дайте системное толкование данных принципов.

2. В Федеральном законе «О политических партиях» одним из критериев образования политической партии выступает ее численность – не менее 40 тысяч человек. Соответственно, только таким общественным организациям предоставляется право участвовать в качестве самостоятельных субъектов в избирательном процессе.

Прокомментируйте, как соотносится данное положение с конституционными принципами «политическое многообразие», «многопартийность», закрепленными в ст. 13 Конституции РФ?

См.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 2000.

3. К. обратился в суд с требованием признать незаконным бездействие Думы Приморского края по исполнению п. 3 ст. 1 Закона Приморского края от 18 мая 1999 г. «Об избирательной комиссии Приморского края» и обязать данный орган принять закон, устанавливающий порядок и сроки официального опубликования решений избирательной комиссии Приморского края, связанных с обеспечением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Может ли суд обязать законодательный орган субъекта РФ принять закон?

Раскройте содержание принципа разделения властей.

Тематика докладов, рефератов:

1. Проблемы становления правового государства в современной России.

2. Россия – демократическое государство.

3. Особенности формирования социального государства в России.

4. Россия – светское государство.

Контрольные вопросы:

1. Соотношение понятий «общественный строй» и «конституционный строй».

2. Специфика конституционно-правового закрепления основ конституционного строя.

3. Классификация принципов конституционного строя Российской Федерации.

4. Особенности формы правления, государственного устройства и политического режима России.

4. Формы защиты конституционного строя России.

 

Рекомендуемая литература:

Конституция Российской Федерации 1993 г. с учетом поправок от 30 декабря 2008 г. М., 2009.

Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. по делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской республики» // СЗ РФ. 1995. № 33, ст. 3424.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г. // Российская газета. 2011. 23 декабря.

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 24 апреля 2008 г.) // СЗ РФ. 2004. № 27, ст. 2710; 2008. № 17, ст. 1754.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 8-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 1 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 1995. № 21, ст. 1930; 2011. № 27, ст. 3880.

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (в ред. от 8 декабря 2011 г.) // СПС «Гарант. Платформа F1». По состоянию на декабрь 2011 г.

Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об общественной палате» (в ред. от 6 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 2005. № 15, ст. 1277; www. pravo.gov. ru. (7 декабря 2011 г.).

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 29 апреля 2008 г.) // СЗ РФ. 2002. № 30, ст. 3031; 2008. № 18, ст. 1939.

Авакьян С.А. Конституционно-правовой статус политических партий в России: учебное пособие. М., 2011.

Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. М., 2003.

Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О разделении и взаимодействии властей в России // Государство и право. 2002. № 5.

Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия. М., 2005.

Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус Российского государства. Воронеж, 2006.

Государственное единство и целостность Российской Федерации (конституционно-правовые проблемы) / отв. ред. Б.С. Эбзеев. М., 2005.

Кабышев В.Т. Становление конституционного строя России // Конституционное развитие России. Саратов, 1993.

Кабышев В.Т. Психология власти в системе конституционного строя России: конституционное измерение // Конституционное развитие России: межвуз. сб. науч. статей. / редкол.: В.Т. Кабышев (отв. ред.) и др. Саратов, 2009. Вып. 10.

Кабышев В.Т. Россия – суверенное демократическое государство (к 20-летию Декларации о государственном суверенитете РСФСР) // Конституционное развитие России: межвуз. сб. науч. статей. Саратов, 2010. Вып. 11. С. 6–13.

Колесников Е.В. Конституционные вопросы политического плюрализма в России // Конституционное развитие России. Саратов, 1998.

Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности России / науч. ред. В.Т. Кабышев. Саратов, 2002.

Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие, содержание, значение / под ред. В.В. Невинского. Барнаул, 2003.

Румянцев О.Г. Основы конституционного строя: понятие, содержание, отражение в Конституции // Государство и право. 1993. № 10.

Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005.

Энтин Л.М. Разделение властей. Опыт современных государств. М., 1995.

Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998.

 

Тема 4. Власть народа и механизм ее осуществления

В Российской Федерации

 

Семинарское занятие (4 часа)

1. Концепция народовластия в Российской Федерации, его социальная сущность.

2. Прямая (непосредственная) и представительная демократия, их соотношение.

3. Представительная демократия: понятие и содержание. Принципы взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления.

4. Прямая (непосредственная) демократия в Российской Федерации: понятие и основные институты.

5. Гарантии народовластия в Российской Федерации.

 

Решите задачи- казусы:

1. На референдуме 17 марта 1991 г. большинство россиян одобрили идею о введении поста Президента в России.

Какова юридическая сила решения, принятого на референдуме?

Как может быть отменено или изменено решение, принятое на референдуме?

 

2. В связи с назначением депутата Государственной Думы К. на работу в Правительство 12 апреля 1998 г. в Орджоникидзевском избирательном округе № 165 (г. Екатеринбург) состоялись дополнительные выборы. Из двух кандидатов наибольшее число голосов избирателей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1037; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.248.140 (0.011 с.)