Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4: «Конституционные основы судебной власти»

Поиск

Понятие и принципы судебной власти. Система судебной власти. Судебная власть, ее специфика и функции. Конституционные основы судебной системы Российской Федерации. Самостоятельность судебной власти и ее соотношение с законодательной и исполнительной властями. Мировые судьи. Прокуратура РФ. Понятие, объекты, субъекты и виды конституционного надзора (контроля). Порядок формирования Конституционного Суда РФ. Полномочия, статус судей Конституционного Суда. Структура и организация деятельности Конституционного Суда. Виды решений Конституционного Суда РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

 

Судебная власть представляет собой, в соответствии с теорией разде­ления властей, систему судебных органов государства, осуществляю­щих правосудие.

Судебная власть осуществляется различными правовыми спосо­бами в следующих формах:

1) Путем конституционного производства, т.е. разрешения дел о соответствии конституции федеральных законов, нормативных пра­вовых актов президента, палат парламента и других актов.

2) Путем осуществления правосудия судами общей юрисдикции,
т.е. рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел и дел
об административных правонарушениях — в формах гражданского,
уголовного и административного судопроизводства.

3) Путем арбитражного разрешения споров, вытекающих из
гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления, т. е. арбитражного судопроизводства.

В юридической литературе применяют два термина: консти­туционный надзор и конституционный контроль. Конституци­онный надзор заключается в проверке акта на его конституцион­ность. При выявлении нарушающего конституцию закона или иного нормативного акта орган надзора не правомочен отме­нить его.

Конституционный контроль — это особый вид правоохрани­тельной деятельности в государстве, заключающийся в провер­ке соответствия законов и иных нормативных актов конститу­ции данной страны. Эта форма контроля предполагает, что соответствующие органы, должностные лица, обнаружив нару­шающий конституционные нормы акт, правомочны своей вла­стью отменить его. Признание закона (или его части) некон­ституционным приводит к отмене или объявлению его недей­ствующим. В исламских государствах конституционный контроль отли­чается своеобразием. Так, в Пакистане наряду с Верховным су­дом, который призван осуществлять конституционный конт­роль, есть еще два органа: исламский совет (вправе рассматри­вать соответствие правовых актов Корану) и суд шариата (он рассматривает иски различных субъектов, в том числе о проти­воречии шариату актов, касающихся прав граждан).

Правосудие в Российской Федерации строится на демократических принципах, отражающих сущность и задачи демократического, правового государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации (гл. 7). Одним из важнейших принципов правосудия в Российской Федерации является осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ). Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких иных, кроме судов, государственных или других органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела. Принцип осуществления правосудия только судом - важнейшая гарантия обеспечения законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Он находит свое выражение и в установлении в Конституции Российской Федерации (ст. 118) рамок осуществления судебной власти, реализующей посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

Носителями судебной власти в Российской Федерации являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 119) судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Согласно Конституции (ст. 120) судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Принцип подчинения судей только Конституции и закону неразрывно связан с предусмотренным Конституцией Российской Федерации (ст. 120) положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 121) судьи несменяемы. Несменяемость служит одной из существенных гарантий независимости судьи. В Конституции Российской Федерации (ст. 122) указывается, что судьи неприкосновенны.

Согласно Конституции разбирательство дел во всех судах является открытым, заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три «ветви»: 1) конституционное правосудие; 2) общее правосудие; 3) арбитражное правосудие.

Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: а) федеральных законов; нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ; б) конституций республик; уставов, законов субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между субъектами РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный суд решает исключительно вопросы права.

Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики. К компетенции Верховного суда отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В области арбитражного правосудия функционируют Высший арбитражный суд РФ и соответствующие арбитражные суды. Высший арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Конституция и названный закон устанавливают состав, порядок назначения судей, принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, кандидатуры которых Президент представляет Совету Федерации для назначения на должности судей этого органа. Основными принципами деятельности конституционного суда являются независимость, коллегиальность, законность, состязательность и равноправие сторон.

Одним из важнейших элементов статуса является обязательность решений конституционного суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.

Согласно ст. 7 Закона, Конституционный Суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые средства для обеспечения его деятельности, которыми конституционный суд распоряжается самостоятельно.

В Законе определены требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда. Судьей может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 45 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Судья конституционного суда Российской Федерации назначается на должность на срок 15 лет. предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации – 70 лет.

Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Он рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи конституционного суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Основные вопросы компетенции конституционного суда рассматриваются в пленарных заседаниях.

Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь конституционного суда избираются на пленарном заседании из состава судей конституционного суда. Избирают их в индивидуальном порядке путем тайного голосования и большинством от общего числа судей, срок полномочий - три года.

Конституционное судопроизводство - это установленные Конституцией, федеральным Конституционным законом и Регламентом конституционного суда порядок и процедура рассмотрения и решения дел и вопросов, принадлежащих к компетенции конституционного суда. Конституционное судопроизводство основывается на прочных демократических принципах и имеет некоторые особенности.

В разделе втором Закона определены принципы конституционного судопроизводства: независимость судей, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон, язык конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава.

Закон предусматривает обращение в конституционный суд как повод к рассмотрению дела в нем. Обращение может быть направлено в форме запроса, ходатайства или жалобы. Требования к обращению и стадии конституционного судопроизводства определены в вышеназванном Законе и состоят в следующем:

- обращение в конституционный суд оплачивается государственной пошлиной;

- предусмотрены предварительное рассмотрение обращений;

- принятие обращения к рассмотрению;

- порядок рассмотрения дел в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

- назначение дел к слушанию;

- подготовка дела к слушанию; оповещение о заседании;

- стороны и их представители; открытые и закрытые заседания;

- объяснения сторон;

- заключение экспертов;

- показание свидетелей и ряд других вопросов, составляющих содержание и специфику конституционного судопроизводства.

Завершающим и ответственным этапом является принятие решения Конституционным Судом РФ. Решения, принимаемые конституционным судом, именуются постановлением, заключением, определением.

Постановления принимаются по вопросам о разрешении дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства; конституций республик; уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; решения о толковании Конституции, и по ряду других основополагающих вопросов компетенции конституционного суда. Заключением именуется итоговое решение Конституционного Суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Определениями являются все иные решения конституционного суда, принимаемые в ходе конституционного судопроизводства.

Решение конституционного суда считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено федеральным конституционным законом. Решение конституционного суда провозглашаются в полном объеме немедленно после его подписания. Постановления и заключения конституционного суда не позднее, чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются: судьям конституционного суда, сторонам, Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, Государственной думе, Правительству, Уполномоченному про правам человека, Верховному суду, Высшему арбитражному суду, Генеральному прокурору, министру юстиции. Решение конституционного суда является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (ч.6 ст. 125 Конституции Российской Федерации).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.66.30 (0.014 с.)