Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Судебный департамент при Верховном Суде РФ.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Администраторы судов На этот департамент возложено организационное обеспечение деятельности большинства судов общей юрисдикции и соответствующих органов судейского сообщества. Из сферы его деятельности полностью исключен Верховный Суд РФ, который в соответствии с ст. 30 Закона о судебной системе (текст приведён выше) сам обеспечивает свои организационные потребности. Из сферы его деятельности почти полностью выведены и создаваемые мировые суды, хотя они отнесены к судам общей юрисдикции (ч. 1 ст. 1 Закона о мировых судьях). Местные органы Судебного департамента должны лишь обеспечивать покрытие расходов на заработную плату и социальные выплаты мировым судьям (ч. 1 ст. 10 Закона о мировых судьях). Остальное же материально-техническое обеспечение этих судов — дело местных органов юстиции или органов исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона о мировых судьях). Судебный департамент возглавляет органы и учреждения, входящие в его систему. Основными органами, на которые он должен опираться в обеспечении выполнения функций по организационному обеспечению деятельности судов, являются управления (отделы) Судебного департамента, создаваемые во всех субъектах Федерации. На центральный аппарат и управления (отделы) Судебного департамента возложены практически все функции, из которых слагается организационное руководство судами. В соответствии со ст. 6 и 14 Закона о Судебном департаменте они обязаны осуществлять, в частности: § разработку и представление в Правительство РФ согласованных с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложений о финансировании судов и квалификационных коллегий судей; § изучение организации деятельности судов и разработку предложений о ее совершенствовании; § внесение в Верховный Суд РФ предложений о создании либо об упразднении судов; § определение потребности судов в кадрах; обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; § разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов; § ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента; § ведение судебной статистики, организация делопроизводства и работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета; § организация строительства зданий, а также ремонта и технического оснащения зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента; § принятие во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами мер по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; § организация материального и социального обеспечения, медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принятие мер по обеспечению их благоустроенным жильем; § взаимодействие с адвокатурой и государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; § организация и обеспечение работы экзаменационных комиссий по приему квалификационногоэкзамена на должность судьи; § возбуждение по согласованию с председателями соответствующих судов ходатайств о награждении работников аппаратов судов государственными наградами и присвоении им почетных званий. Для реального выполнения этих и многих других полномочий Судебный департамент и его местные органы наделены правами: § запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы; § контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизииих финансово-хозяйственной деятельности; § привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов; § вносить в Верховный Суд РФ и Правительства РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального, обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента. Центральный аппарат Судебного Департамента состоитизряда структурных подразделений, призванных обеспечивать выполнение всех его функций: главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов; главного управления обеспечения деятельности военных судов; главного финансово-экономического управления; управления государственной службы и кадрового обеспечения; контрольно-ревизионного управления; управления делами; управления капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений; отдела учебных и образовательных учреждений; отдела международно-правового сотрудничества. Допускается образование, и других, подразделений. Как и во многих иных государственных органах, в аппарате Судебного департамента должен функционировать совещательный орган при Генеральном директоре — коллегия, члены которой назначаются Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора. Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, назначаемый Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. На него возложена ответственность за надлежащую организацию выполнения возложенных на Судебный департамент и его органы функций по организационному обеспечению деятельности судов. Издаваемые им приказы, распоряжения и инструкции обязательны и для судов в части, касающейся организационного обеспеченияих деятельности. Ежегодно он должен представлять отчеты о деятельности Судебного департамента Председателю Верховного Суда РФ и Всероссийскому съезду судей. Местные органы Судебного департамента — управления (отделы) — обеспечивают выполнение соответствующих задач на территории субъекта Федерации. Возглавляютих начальники, назначаемые Генеральным директором по согласованию с председателями судов, советами судей и органами государственной власти субъектов Федерации. Закон о Судебном департаменте (ст. 17—19) предусматривает введение в штаты всех гражданских судов общей юрисдикции должностных лиц, именуемых администраторами судов. Администраторы верховных судов республик, краевых, областных и приравненных к ним судов должны назначаться начальником входящего в центральный аппарат Судебного департамента главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов, а администраторы районных судов — начальниками местных управлений (отделов) Судебного департамента по представлению председателей соответствующих судов. В принципе в таком же порядке должны назначаться администраторы военных судов (ч. 3 ст. 34 Закона о военных судах). Администраторы подчинены председателям "своих" судов и выполняют их распоряжения. Однако их деятельность должна протекать под контролем органов Судебного департамента и во взаимодействии с ними. Основная задача — освобождение председателей судов; их заместителей и судей от необходимости выполнений организационной работы. Ких обязанностям отнесены, к примеру, следующие: — принятие мер по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; — взаимодействие с адвокатурой, другими правоохранительными органами по вопросам обеспечения деятельности суда; — обеспечение надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания санаторно-курортного лечения; — осуществление информационно-правового обеспечения деятельности суда; — организация ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива; — организация охраны здания, помещений, имущества суда в нерабочее время; обеспечение бесперебойной работы транспорта суда и средств связи, работы хозяйственной службы; — организация строительства зданий, а также ремонта и технического оснащения зданий и помещений суда; — разработка проекта сметы расходов суда, утверждаемой председателем суда, и представление его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (отдел) Судебного департамента. Учреждение Судебного департамента и его местных органов, введение должностей, администраторов судов, естественно, не должно повлечь за собой полное освобождение от выполнения функции организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикцииих руководителей, функционирующих в этих судах президиумов и вспомогательных аппаратов. Председателям судов, их заместителям, судьям придется и впредь тратить какую-то часть своего рабочего времени на эту работу, опираясь на помощь государственных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Без содействия этих органов невозможно решать многие вопросы обеспечения нормальной деятельности не только арбитражных судов, но судов общей юрисдикции. Реформа не должна, по крайней мере в ближайшие годы, привести и к полному отстранению Министерства юстиции РФ и его органов от участия в выполнении рассматриваемой правоохранительной функции в отношении судов общей юрисдикции. Невозможно будет обойтись, к примеру, без опоры на давно и хорошо налаженную в Министерстве юстиции РФ работу по учету и кодификации законодательства, поддержанию его в рабочем состоянии и своевременному информированию о нем судов и других государственных органов. Не обойтись также без его учебных заведений, занимающихся повышением квалификации как нотариусов, других представителей юридической профессии, так и судей. Не удастся в ближайшие годы полностью изолировать суды от органов юстиции также в связи с коренной реорганизацией структур, призванных исполнять приговоры и иные судебные решения, в частности, в связи с созданием службы судебных приставов и передачей ее в подчинение Министерства юстиции РФ. На его местные органы,какотмечено выше, возложена значительная часть "забот" по организационному обеспечению деятельности мировых судей. С учетом сказанного, а также в связи с тем, что Министерство юстиции РФ, как будет показано ниже, играет важную роль в обеспечении других правоохранительных функций, необходимо иметь о нем и его основных задачах более полное представление. Министерство юстиции РФ и его органы: основные функции и организация Статус этого министерства в настоящее время определяется главным образом Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 954. В соответствии с п. 5 Положения на министерство возложены следующие основные задачи: § реализация государственной политики в сфере юстиции; § обеспечение прав и законных интересов личности и государства; § обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; § обеспечение установленного порядка деятельности судов; § обеспечение исполнения актов судебных и других органов; § обеспечение исполнения уголовных наказаний. Каждая из этих задач наполняется конкретным содержанием. Пожалуй, самой емкой является перваяиз них — реализация государственной политики в сфере юстиции. Для ее осуществления на Министерство юстиции РФ возложены, в частности: § координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти; § юридическая экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов Федерации на предметих соответствия Конституции РФ и федеральным законам; § обеспечение деятельности полномочных представителей Правительства РФ в Государственной Думе Федерального Собрания РФ и Конституционном Суде РФ; § государственная регистрация в случаях, предусмотренных законодательством, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, контроль за правильностью и своевременностью опубликования таких актов, а также представление Президенту РФ и Правительству РФ информации о качестве представляемых на регистрацию актов; ведение государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; § представление Правительству РФ предложений об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случаеих несоответствия Конституции РФ, международным договорам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ; § государственный учет нормативных правовых актов субъектов Федерации; § участие в подготовке Свода законов РФ; § участие в разработке и реализации программ автоматизированных систем правовой информации; § обмен правовой информацией с иностранными государствами, координация деятельности по созданию национальных банков данных законодательства государств — участников Содружества Независимых Государств. Этот неполный перечень функций, связанных с осуществлением задачи по реализации государственной политики в сфере юстиции, весьма наглядно свидетельствует о том значительном объеме работы, которая выполняется Министерством юстиции РФ в данной сфере. Работа такого рода способствует успешному обновлению нормативных актов, издаваемых Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными министерствами и ведомствами. В связи с мерами по кардинальному реформированию российской правовой системы выполнение рассматриваемой задачи расценивается как одноиз ведущих направлений деятельности Министерства. Близко к группе функций, связанных с оказанием содействия правотворчеству и правоприменению, примыкают те, которые возложены на Министерство юстиции РФ в сфере международных отношений. К примеру, в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1996 г. оно обязано: — давать или не давать согласие на заключение международных договоров, положения которых такили иначе расходятся с предписаниями российского законодательства; — представлять заключения о соответствии или не соответствии договора российскому законодательству и тех юридических последствий, которые могут наступить при вступлении договора в силу. В развитие этих предписаний Закона в Положении о Министерстве юстиции РФ предусматривается ряд его конкретных функций. К ним можно отнести, например: § представление в установленном порядке предложений о подготовке, заключении и исполнении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи, а также международных договоров Российской Федерации в области охраны интеллектуальной собственности; § участие в согласовании предложений о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих правила, не предусмотренные российским законодательством; § дача, в случае, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или является необходимым условием, вступления его в силу, заключений по вопросам соответствия положений договоров российскому законодательству; § представление по поручению Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека необходимых материалов и заключений в связи с поступившими в Европейский суд по правам человека обращениями о нарушении Российской Федерацией положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; § исполнение в пределах своей компетенции обязательств Российской Федерации по международным договорам о правовой помощи; § выдача разрешения на открытие представительств иностранных юридических организаций на территории Российской Федерации. В рамках первой из названных задач Министерства заслуживает особого внимания его функция по государственной регистрации нормативных актов органов исполнительной власти. Это одна из сравнительно новых его функций. Начало ее осуществлению было положено Указом Президента РФ от 5 декабря 1991 г ., где вопрос был решен в принципе. В развитие этого Указа Правительство РФ издало 8мая 1992 г. Постановление, специально посвященное регистрации ведомственных нормативных актов и конкретизировавшее права и обязанности Министерства юстиции РФ в данной области, которые были несколько уточнены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1009. Еще одним важным шагом, обеспечивающим эффективность государственной регистрации актов такого рода, явилось издание Президентом РФ Указов сначала 21 января 1993 г., а затем — 23 мая 1996г. В соответствии сними все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, проходят государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ. После этого они подлежат опубликованию в официальныхизданиях— газете "Российские вести" и Бюллетене нормативных актов органов федеральной исполнительной власти, выпускаемом издательством "Юридическая литература" Администрации Президента РФ. Не должны публиковаться только акты или их отдельные положения, являющиеся секретными и конфиденциальными. Несоблюдение изложенных правил регистрации и опубликования означает, что на акты, не отвечающие требованиямэтих правил, нельзя ссылаться при разрешении споров. Они не могут быть законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применениякаких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. Наделение Министерства юстиции РФ этим полномочием поставило его в положение активного контролера за качеством значительной части нормативных актов, издаваемых всеми федеральными органами исполнительной власти. С осуществлением правоохранительной деятельности тесно связана также задача Министерства юстиции РФ и всех его органов по обеспечению прав и законных интересов личности и государства. Для выполнения этой задачи Министерство наделено тоже широким спектром функций. На него, к примеру, возложены: § государственная регистрация: — общероссийских и международных общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, а также юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; — централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также представительствиностранных религиозных организаций; § контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, а также за соблюдением религиозными организациями положений уставов, касающихся целей и порядка их деятельности; § обеспечение регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; § содействие обеспечению граждан и организаций квалифицированной юридической помощью; § координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния; утверждение образцов бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния; разработка методических материалов по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния; § осуществление функции государственного патентного ведомства, в также функции агентства по правовой охране программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем; подготовка предложений по совершенствованию законодательства в области авторского права и смежных прав, осуществление взаимодействия с общественными объединениями, участие в международном сотрудничестве в указанной сфере. Функция обеспечения юридической noмощью граждан и организаций тесно связана с реализацией соответствующего конституционного положения. (см. ст. 48 Конституции РФ). Она включает в себя многоеиз того, что должно делаться в сфере содействия надлежащей организации деятельности адвокатуры и нотариата. Во взаимоотношениях с адвокатурой (§ 2 гл. XVII учебника) Министерство юстиции РФ уполномочено (см. подпункты 37— 40 п. 6 и подпункты 11 и 12 п. 7 Положения о Министерстве юстиции): — давать в установленном порядке согласие на образование коллегий адвокатов; — вести реестр коллегий адвокатов; — осуществлять контрольза соблюдением коллегиями адвокатов законодательства, регулирующего деятельность адвокатуры; — утверждать формы и устанавливать сроки представления отчетности коллегиями адвокатов в органы юстиции; — вносить в президиумы коллегий адвокатов представления о возбуждении дел о дисциплинарной ответственности адвокатов; — направлять в коллегии адвокатов предупреждения об устранении выявленных нарушений законодательства. Не менее широки функции этого министерства и во взаимоотношениях с нотариатом (государственным и частным). Оно вправе, в частности (см. подпункты 34—36 и 41 п. 6 Положения о Министерстве юстиции): — наделять нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий; — контролировать исполнение ими профессиональных обязанностей; — организовывать выдачу лицензий на право осуществления нотариальной деятельности; — удостоверять подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств; — утверждать формы нотариальных документов (подробнее о взаимоотношениях Министерства юстиции РФ с нотариатом см. § 4 гл. XVII учебника). Возложено на Министерство юстиции РФ осуществление и некоторых других функций. Из их числа должна привлечь внимание функция организационного и методического руководства деятельностью судебно-экспертных учреждений системы Министерства юстиции РФ. Эти учреждения работают в тесном контакте с судами и другими правоохранительным органами, они проводят по поручению этих органов значительную часть судебных экспертиз по вопросам, возникающим при производстве по гражданским и уголовным делам. Основные задачи и функции, возложенные в настоящее время на Министерство юстиции РФ, реализуются органами и учреждениями, входящими в его систему. В наши дни вполне можно говорить о том, что эта система состоит из четырех подсистем (групп) органов и учреждений: одна из них — местные (территориальные) органы юстиции и функциональные учреждения системы Министерства юстиции РФ; другая — органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; третья — служба судебных приставов; четвертая — учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок сним. Органы юстиции — это министерства юстиции республик и министерства, управления (отделы) юстиции краев, областей, городов и округов. Наряду с этими местными (территориальными)органамив данную подсистему (группу) входит ряд функциональных учреждений, в отношении которых Министерство юстиции РФ и его местные органы могут осуществлять в тех или иных пределах какие-то управленческие полномочия. К таким учреждениям относятся: нотариат, загсы (учреждения записи актов гражданского состояния), адвокатура, а также Российский федеральный центр судебных экспертиз (РФЦСЭ) и региональные лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия и др. В состав уголовно-исполнительной системы, организованной и действующей на основании Закона РФ "Обучрежденияхи органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21 июля 1993 г., Уголовно-исполнительного кодекса РФ и ряда других правовых актов входят: учреждения, исполняющие уголовные наказания (исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, следственные изоляторы, предприятия; специально создаваемые для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы и др.); территориальные органы управления уголовно-исполнительной системы (они создаются в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономных округах; для руководства учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности могут быть образованы специальные органы, подчиняющиеся непосредственно Министерству юстиции РФ); центральный орган управления уголовно-исполнительной системы (в наши дни таковым является Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции РФ). Задачами уголовно-исполнительной системы являются: исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания; обеспечение правопорядка и законности учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений; привлечение осужденных к труду, а также течениеих общего и профессионального образования и профессионального обучения; обеспечение охраны здоровья осужденных; содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (об этой деятельности см. § 2 гл. XVI учебника). Иные задачи могут быть возложены на уголовно-исполнительную систему только специально изданным законом. Службу судебных приставов, возглавляемую главным судебным приставом — заместителем Министра юстиции РФ, образуют Департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные структурные образования, о которых речь пойдет ниже (см. § 6 данной главы учебника). Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок сним создаются в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. и Примерным положением об учреждении по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утверждено Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 288). Решение о создании такого учреждения в конкретном субъекте Федерации принимается его органом государственной власти. С учетом объема работы, размеров территории и других факторов возможно создание нескольких учреждений — по одному на каждый регистрационный округ, образованный в республике, крае, области и т. д. Основными должностнымилицами таких учреждений станут регистраторы прав на недвижимое имущество и сделок с ним (регистраторы прав). Назначаться они должны с соблюдением установленных правил Министерством юстиции РФ по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Федерации. Работа по созданию учреждений такого рода началась лишь в 1998 г. Вся полнота ответственности за выполнение функций названными органами и учреждениями лежит на Министерстве юстиции РФ. Исходя из этого и строится организация его центрального аппарата, в котором сформированы подразделения (департаменты и отделы, входящие в состав департаментов или самостоятельные, а также упомянутое выше Главное управление), отвечающие за конкретные участки работы. Основные, функциональные подразделения этого министерства можно было бы представить следующим образом. Проблемы совершенствования и систематизации законодательства отданы в видение нескольких структурных подразделений (департаментов), специализирующихся в сфере конкретных отраслей законодательства (конституционного, гражданского, социального, экономического и т. д.). Близко к ним по своим общим задачам примыкают департамент регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами и департамент правовой информатизации, основная задача которого состоит в автоматизированном учете законодательства и иных нормативных актов и обеспечении информацией о них, а равно во внедрении средств вычислительной техники в деятельность органов юстиции и других правоохранительных органов. Другие основные участки работы, возложенной на Министерство юстиции РФ, поручены иным функциональным подразделениям — ведающим исполнением уголовных наказаний, службой судебных приставов, делами общественных и религиозных объединений, вопросами правовой помощи, международно-правовыми вопросами, экспертными учреждениями, регистрацией прав на недвижимость и др. Наряду с названными в центральном аппарате образован ряд подразделений, которые занимаются организацией работы в самом аппарате (департамент организации и контроля), а также материально-техническим, ресурсным и финансовым обеспечением всей системы органов и учреждений. Как и в других министерствах, работой Министерства юстиции РФ руководит министр, получающий свои полномочия в порядке, установленном Конституцией РФ. Он имеет заместителей, назначаемых Правительством РФ и несущих ответственность за конкретные участки работы в соответствии с распределением обязанностей, утверждаемым министром. Непосредственную организацию работы подразделений осуществляют их руководители, назначаемые министром. Работой некоторых наиболее важных подразделений могут руководить непосредственно заместители министра (например, службой судебных приставов, уголовно-исполнительной системой). Ведущую роль в организации работы и принятии принципиальных решений призвана играть коллегия Министерства. В нее входят министр (председатель), его заместители и другие руководящие работники Министерства. Состав коллегии утверждается Правительством РФ. Она на своих регулярно созываемых заседаниях рассматривает основные вопросы деятельности Министерства и подведомственных органов и учреждений. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В соответствии с п. 9 Положения Министерство юстиции РФ уполномочено издавать постановления, приказ, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными не только для органов и учреждении своей системы и их должностных лиц, но и "для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан". Выполнение основных функций Министерства юстиции РФ в масштабах субъектов Федерации осуществляется министерствами юстиции республик и управлениями (отделами) юстиции краев, областей, городов, округов (в некоторых субъектах Федерации, не являющихся республиками — например, в Саратовской области, — образованы министерства юстиции). Объемих полномочий, естественно, значительно меньше, чем объем полномочий Министерства юстиции РФ. Они, к примеру, не:ведут государственную регистрацию нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти, от них не требуется широкого участия в совершенствовании федерального законодательства. Основным их назначением стало участие в местном правотворчестве, создания условий для оказания на должном уровне юридической помощи гражданам и организациям, организационное обеспечение деятельности мировых судей, руководство нотариатом и загсами, службой судебных приставов, организация государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др. Структура органов юстиции субъектов Федерации строится с учетом объема и содержания выполняемой работы. Министерства юстиции возглавляются соответственно министрами, а управления (отделы) — их начальниками. Служба судебных приставов Первый шаг по воссозданию существовавших еще в российских дореволюционных судах судебных приставов был сделан, когда принимался Закон о Конституционном Суде, установивший, что во время заседаний этого Суда порядок должен поддерживаться особым должностным лицом — судебным приставом (о нем см. § 2 гл. Х учебника). Закон о судебных приставах от 21 июля 1997 г. ввел такого рода должностных лиц для всех других судов, в том числе Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов основного среднего уровней. Но на них возложены более широкие функции — не только обеспечение установленного порядка деятельности судов, но и исполнение судебных актов и актов некоторых других органов (например, решений Международного коммерческого арбитража, третейских судов). С учетом такого определения функций судебные приставы должны подразделяться на две группы: судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (судебные приставы по обеспечению yстановленного порядка деятельности судов); судебных приставов, исполняющих судебные акты и акты других органов (судебные приставы -–исполнители). Такими должностными лицами могут стать граждане Российской Федерации, достигшие двадцатилетнего возраста, имеющие среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способные по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенныена них обязанности. Ими не могут быть лица, имеющие судимость. При вступлении в должность судебные приставы приносят присягу. При исполнении служебных обязанностей они должны носить форменную одежду, иметь знаки различия и эмблему. В обязанности судебных приставов no обеспечению установленного порядка деятельности судов входят: обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей; выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде; исполнение решений суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения; обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время; проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранности; поддержание общественного порядка в судебных помещениях; взаимодействие с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, а в случае необходимости — задержание их с последующей передачей органам милиции; осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю; участие по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий; прохождение специальной подготовки, а также периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных сприменением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Другими словами, эту группу судебных приставов, начавшую функционировать с 1 января 1999 г., вполне можно было бы называть судебной милиции (полиции), наподобие той судебной полицией, которая существует в наши дни во многих зарубежных странах. Несколько иначе выглядят обязанности судебных приставов-исполни
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.124 (0.015 с.) |