Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Артикул воинский и Краткое изображение процессов и судебных тяжб. Общая характеристика.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первая петровская систематизация уголовно-правовых норм была произведена в 1715г. Артикулы состоят из 24 глав и 209 статей. Содержат основные принципы уголовной ответственности, понятие преступления, вины, цели наказания, необходимой обороны, крайней необходимости, перечень смягчающих и отягчающих обстоят-в. Юр техника высокая т.к. впервые появляется стремление использовать емкие и абстрактные юр формулировки, отходя от традиционной русской казуальной системы. Преступления: - умышленные - неосторожные - случайные Вместе с преступником ответственность несли и лица, не совершавшие преступления – его родственники. К смягчающим обстоятельствам относились: состояние аффекта, малолетство, «непривычка к службе», служебное рвение. Отягчающие: состояние алкогольного опьянения (прежде было смягчающим). Введено понятие «крайней необходимости» (кража от голода), необходимой обороны. Преступление делилось на стадии: - умысел (в ряде случае законодатель предусматривал наказание за один только умысел: гос преступления) - покушение на преступление (оконченное\неоконченное. Возможность отказа (отказ от дуэли)) - законченное преступление Роли соучастников преступления законом не дифференцировались. Однако по некоторым видам преступлений, пособники наказывались мягче, чем исполнители (поддержка бунтовщиков, мятежников). Виды преступлений по Артикулам: 1) Против религии (чародейство, идолопоклонство – смертная казнь (сожжение), при условии, что будет доказано сношение обвиняемого с дьяволом, в противном случае – обвиняемого сажали в тюрьму). Богохульство – усечение языка, хула святых – смертная казнь. Тюрьма\штраф – посещение церкви в пьяном состоянии, несоблюдение церковных обрядов и т.д. 2) Государственные. Умысел убить или взять царя в плен, вооруженное восстание – четвертование. Оскорбление монарха – отсечение головы (одинаковое наказание как для исполнителя, так и для подстрекателей). Бунт и возмущение -повешение. Измена – смертная казнь. 3) Должностные. Взяточничество – смертная казнь, конфискация имущества с телесными наказаниями. 4) Против порядка управления и суда. Срывание и истребление указов – смертная казнь. Фальшивомонетничество – сожжение (подделка денег). Лжеприсяга усечение двух пальцев (которыми присягали) – ссылка на каторгу+церковное покаяние. 5) Против «благочиния». Укрывательство преступников (смертная казнь), содержание притонов, ложные имена, прозвища (с целью причинения вреда), нецензурные речи. Буйство, пьянство, игра в карты на деньги, подделка мер и весов (обман покупателей). За оскорбление словом – прошение прощения, штраф, краткосрочное заключение. 6) Против личности: - против жизни, - чести (клевета: устная\письменная). Устная – пол года тюрьмы, письменная (кроме подтвержденных фактами случаев) – тюрьма\каторга. - телесной неприкосновенности: увечья, побои – отсечение руки Убийство: - умышленное (отсечение головы) - неосторожное (телесное наказание, штраф, шпицрутены, тюрьма) - случайное (ненаказуемое) Наиболее тяжкие виды убийства: убийство по найму, убийство отца\матери\младенца – колесование. Оставшиеся в живых дуэлянты (самоуправцы) наказывались повешением. Тела убитый – подвергались надругательству (как тела самоубийц). Самоубийца, оставшийся в живых, приговаривался к смертной казни. Вызов на дуэль (конфискация имущества). 7) Имущественные. Кража, грабеж, поджог, истребление\повреждение чужого имущества. Артикулы вводят имущественный (количественный) критерий для определения тяжести преступления- 20 рублей. За кражу на сумму меньше данной суммы – шпицрутены, во второй раз наказание усиливается, третий – урезание ушей, носа и ссылка на каторгу. Укравшего имущества на сумму превышающую 20 рублей - ссылали на каторгу. Смертная казнь – укравшим в 4 раз. Кража людей – отсечение головы. Колесование – кража церковных святынь. Повешение – утаивание чужих вещей, растрата казенных денег, присвоение находки. Разбой – кража, совершенная с оружием – колесование. Без оружия – отсечение головы. Наказание за кражу не применялось к лицам, совершившим ее из крайней необходимости, малолетним и умалишенным. 8) Против нравственности: изнасилование, мужеложство – гомосексуализм (ссылка на галеры\смертная казнь), скотоложство –(телесное наказание), блуд, кровосмешение, двоеженство, прелюбодеяние (каторга\тюрьма) Основная цель наказания – устрашение. Виды наказаний: 1) Смертная казнь – простая (отрезание головы, повешение, расстрел)\квалифицированная (четвертование, колесование, закапывание заживо, залитие металла в горло, сожжение и т.д.) 2) Телесные наказания: членовредительство, клеймение, болезненные наказания (битье кнутом, батогами, плетью и т.д.) 3) Каторжные работы 4) Лишение чести и достоинства (шельмование - заключалось в объявлении виновного вором (шельмой) и в преломлении над его головой шпаги. Сопровождалось лишением дворянства и сословных прав) – предсмертная процедура. Преступник подвергался анафеме, отлучался от таинств, брака, возможности принести присягу, объявлялся вне закона – исключался из общества, фактически. 5) Позорящие наказания: повешение за ноги после смерти, прибитие имени на виселице, раздевание женщин догола и т.д. 6) Имущественные: конфискация, штраф (в пользу гос-ва\частных лиц), вычет из жалования. Указ от 30 марта 1716 г. «Краткое изображение процессов или судебных тяжб» в основном регулировал военно-инквизиционный процесс. Военный суд имел две ступени: полковой кригсхерт и генеральный кригсхерт - высшая инстанция. Глава 1 «О суде и судьях» установила состав суда и должностных лиц при суде. В состав суда входили: президент, асессоры, аудитор, а также технический персонал (секретарь или протоколист, адъютант). Статья 6, определяя конструкцию судов, указывала на ее коллегиальность в отличие от Соборного Уложения 1649 г., допускавшего осуществление правосудия судей единолично (ст. 149 гл. 10). Полный состав суда определялся в 13 членов, но допускался и сокращенный - 7 членов. Поскольку судьи не являлись специалистами в юриспруденции, то вводилась должность компетентного лица - аудитора, который наблюдал за правильным ведением судопроизводства. В военных судах правом пересмотра уголовных дел пользовался фельдмаршал (ст. 6 гл. 1 «О приговорах») по жалобам на приговоры полковых кригсхертов. Апелляция к фельдмаршалу рассматривалась не как прошение о пересмотре дела, а как жалоба на судью. Таким образом, по своей законодательной технике «Краткое изображение процессов...» имело большое значение. В нем была дана основная схема судоустройства и некоторые общие положения процесса, своеобразно разделенного на три основных части.
16. Петровские преобразования и особенности российского абсолютизма. Абсолютная монархия (AM) в России начала складываться в XVII в., после установления самодержавия и перехода от феодальной к капиталистической системе. AM - форма правления государства, при которой • власть монарха не ограничена никакими учреждениями и законами. Признаки AM: принадлежность всей власти монарху как суверенному правителю страны; ликвидация сословно-представительных органов; профессиональный бюрократический аппарат; сильная армия. Особенности AM в России: установление крепостничества, вместо развития капитализма и отмены старых феодальных институтов (как было в Европе); • в Европе опорой монарха был союз дворянства и городов, в России - крепостническое дворянство и служилое сословие. Монарх, как глава государства, являлся также верховным главнокомандующим вооруженных сил страны, главой церкви, ему принадлежала высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. В период AM характерно усиление роли государства, отразившееся во внешней политике (расширение территории государства, выход к морям) и внутренней политике (контроль и регламентация общественной и частной жизни, установление прав и обязанностей для отдельных социальных слоев населения), с применением полицейских и патриархальных методов управления. Для решения государственных задач, обеспечения финансовой независимости монарха, изыскания средств для содержания многочисленного бюрократического аппарата AM поощрял развитие торговли и промышленности, одновременно совершенствуя систему налогов. В качестве элементов капитализма развивалось государственное и частное мануфактурное производство, барщинное помещичье производство, отходные промыслы, купеческая и крестьянская торговля. Однако эти процессы тормозились отсутствием свободного рынка труда, наличием сословных привилегий. Для AM свойственна частая смена монархов, т.н. ≪эпоха дворцовых переворотов≫. Это свидетельствует о второстепенной роли личности монарха, обусловленной сложившимся механизмом государственной власти. Возникновение ≪просвещенного абсолютизма≫ как видоизменения AM было обусловлено личностью отдельного монарха (Екатерина II), неэффективностью старых методов управления, политическими и социально-экономическими факторами. С октября 1721 г. Петру I за победу в Северной войне присваивается титул императора и Россия становится империей. AM была свергнута в результате Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. Сословные реформы Петра I. До Петра I в России не было четких правовых разграничений между различными сословиями. Более всего реформированию Петра I подверглись высшие сословия. В 1714 петровским указом "О единонаследии" был введен майорат, т.е. вся помещичья (и вотчинная) земля по наследству могла отходить только старшему сыну. Этим же указом окончательно был уравнен правовой статус поместий и вотчин. Если вся недвижимость отходила старшему сыну, т.е. движимое имущество умершего помещика (вотчинника) подлежало разделу поровну между его сыновьями. Запрещались продажа и иное отчуждение (кроме наследования) земельных имений, которые отныне в праве именовались вотчинами, а в быту и обыденной жизни - поместьями. Поместья теперь предоставлялись только за реальные заслуги перед государством, прекратилась раздача земли направо и налево. Т.о. сформировалось единое служилое помещичье землевладельческое сословие ("шляхетство"). Продолжается усиление личной зависимости крестьян от дворянства, этому, в частности, способствовал указ Петра I "О запрете продажи крестьян без земли" Окончательно сливаются воедино правовые статусы крестьян и холопов (особенно после изменения налогового законодательства - введения подушной подати). Теперь крестьянам даже для вступления в брак требовалось соответствующее разрешение помещика. Т.о. окончательно оформилось крепостное право. В крестьянстве выделились следующие группы: посессионные крестьяне, прикрепленные к частным промышленным предприятиям; государственные (бывшие черносошные) крестьяне; дворцовые (принадлежащие царскому двору); церковные (находились в ведении специально учрежденной Коллегии экономии); частновладельческие. Изменяется статус духовенства (как и Русской православной церкви в целом), православные священники фактически стали государственными чиновниками, а Русская православная церковь - одним из государственных учреждений. Городское население было разделено на 3 гильдии: первая гильдия - богатые привилегированные городские жители (банкиры, ювелиры, судовладельцы, богатые купцы и пр.); вторая гильдия - более мелкие купцы и ремесленники; третья гильдия - все остальное городское население. Табель о рангах. В 1722 была принята Табель о рангах, в ее основу были положены датские законы. В Табель о рангах были занесены все существовавшие военные (сухопутные, морские, артиллерийские, привилегированные гвардейские), штатские и придворные звания и должности, которые были разделены на ранги. 1-14 ранги давали чин. 8 чин давал право на потомственное дворянство, остальные чины - на личное дворянство. Высший армейский чин - генерал-фельдмаршал. Штабные офицеры: генералы (родов войск, например, генерал от кавалерии, 2-4 чины), бригадиры, полковники, майоры и т.д. Низший армейский ранг - фендрик (прапорщик). Высший гражданский (штатский) чин - канцлер. Этот чин имел президент Коллегии иностранных дел. Далее шли действительный тайный советник, тайный советник, действительный статский советник, советский советник и пр. Низшим штатским рангом был коллежский регистратор. Постепенно цензы на получение личного и потомственного дворянства ужесточались (т.е. поднимался необходимый для получения дворянства чин). Табель о рангах сыграла важную роль в становлении дворянского сословия и была отменена лишь после Октябрьской революции 1917. Сенат и Синод в XVIIIв. Вследствие отмирания Боярской думы в конце XVII - начале XVIIIвв. возникают органы, призванные выполнять совещательные и распорядительные функции при монархе: сначала Ближняя канцелярия, затем Консилия министров и, наконец, Сенат. Правительствующий Сенат был учрежден Петром I в 1711 сначала как временный орган, который был призван замещать царя во время Прутского похода. Однако просуществовал Сенат более двухсот лет, до 1917. Сенат издавал законодательные акты, которые, естественно, были ниже указов царя; обладал административными полномочиями; являлся высшим судебным органом (после царя); выполнял определенные надзорные функции. Надзор за самим Сенатом осуществляли сначала генерал-ревизор, потом специальные гвардейские офицеры, потом обер-прокурор. Первоначально Петр I назначил 9 сенаторов, позже их число значительно увеличилось, в Сенат по должности входили канцлер, президент военной коллегии, президент адмиралтейств-коллегии. При Екатерине I и Петре II многие управленческие функции Сената осуществлял Верховный тайный совет, а при Анне Иоанновне - Кабинет министров. Только в 1741 Елизавета Петровна, упразднив Кабинет министров, вернула управленческие и административные функции Сенату. В 1763 по повелению Екатерины II была проведена реформа Сената. Он был разделен на 5 департаментов, 2 из которых находились не в Санкт-Петербурге, а в Москве. Первый департамент осуществлял внешнеполитические, законосовещательные, высшие административные функции. На остальные департаменты Сената были возложены судебные полномочия. Святейший Синод сначала задумывался как одна из коллегий, Духовная коллегия, однако позже его статус был повышен, он сравнялся по значению с Сенатом. Члены Синода, церковные иерархи, назначался царем, который т.о. фактически стал главой Русской православной церкви. Оперативное руководство делами Синода осуществлял светский чиновник, обер-прокурор. Т.о. Русская православная церковь стала частью российского государственного аппарата. Коллегиальная система управления. В 1717 начинается замена приказов коллегиями. Еще до этого Петр I учредил Преображенский приказ, который сохранился и после 1717. Преображенский приказ вел следствие по стрелецкому бунту 1698, позже руководил гвардией, а также вел следствие по государственным преступлениям, т.е. стал тайной военной полицией. За образец при создании коллегий Петр I взял устройство шведских органов центрального управления. Фактически коллегии стали работать в 1718-1719. 50 приказов заместили 12 коллегий. Коллегии: 1. Коллегия иностранных дел - одна из важнейших коллегий, возглавлялась канцлером, канцлер входил в Сенат. 2. Военная коллегия - одна из важнейших коллегий, президент военной коллегии входил в Сенат. 3. Военно-морская (адмиралтейская) коллегия - одна из важнейших коллегий, президент адмиралтейств-коллегии входил в Сенат. 4. Камер-коллегия - финансовая коллегия, ведавшая сбором государственных доходов. 4. Камер-коллегия - финансовая коллегия, ведавшая сбором государственных доходов. 5. Штатс-контор-коллегия - финансовая коллегия, ведавшая государственными расходами. 6. Ревизион-коллегия - финансовая коллегия, ведавшая ревизией государственных финансов. 7. Берг-коллегия - экономическая коллегия, занимавшаяся горными делами (и тяжелой промышленностью в целом). 8. Мануфактур-коллегия - экономическая коллегия, занимавшаяся легкой промышленностью. 9. Коммерц-коллегия - экономическая коллегия, занимавшаяся торговлей, прежде всего, внешней торговлей. 10. Юстиц-коллегия - юридическая коллегия, занимавшаяся вопросами юстиции. 11. Вотчинная коллегия - юридическая коллегия, занимавшаяся судебными делами по землевладению. 12. (Святейший) Синод (Духовная коллегия) - церковные дела. У Святейшего Синода был особый статус, напоминающий статус Правительствующего Сената. В основе коллегий стоял коллегиальный принцип управления. Коллегии возглавлялись президентами, которые не единолично руководили коллегами, а были как бы "первыми среди равных", хотя фактически властные полномочия концентрировались именно у президентов коллегий. Только президент коллегии имел право личного доклада императору. Вице-президентами большинства коллегий Петр I назначил иностранцев. В состав коллегии также входили советники и асессоры, все они имели прав голоса на присутствии (заседании) коллегии, как и президент, и вице-президент коллегии. При коллегии (но не членами коллегии с правом голоса) состояли также технические работники (бывшие дьяки и подьячие): коллежские секретари, коллежские регистраторы, коллежские переводчики. Реформа местного управления при Петре I. В 1708 Россия была разделена Петром I на 8 губерний, затем число губерний увеличилось. Позже сложилась трехзвенная система административно-территориального деления России: губерния - провинция - уезд (дистрикт). При этом основной пласт административных функций был спущен с губернского на провинциальный уровень. Во главе губернии стоял губернатор, во главе провинции и уезда - воеводы, это были чиновники, назначаемые из центра. Прежние выборные губные и земские органы (избы) были упразднены Петром I еще в начале XVIIIв. Воинские артикулы. Воинские артикулы (Артикулы воинские) были приняты в 1715, они вошли в Устав воинский, который вступил в силу с 1716. Воинские артикулы были посвящены вопросам уголовной и административной ответственности военнослужащих. За основу воинских артикулов были взяты шведское, немецкое и пр. законодательство. В петровский период в русском законодательстве появляется само понятие "преступление" в его современном понимании. При Петре I состояние опьянения переводится из разряда смягчающих в отягчающие вину обстоятельства. Виды преступлений по Воинским артикулам 1715: 1. Преступления против веры, в частности, сурово преследовалось раскольничество. 2. Государственные преступления, появляется такое преступление как оскорбление (в самом широком смысле этого слова) царя. 3. Должностные преступления: казнокрадство, взяточничество и пр. 4. Преступления против личности. 5. Имущественные преступления. Изменения в верховных органах управления Российской империи в XVIIIв. Петр I преобразовал приказы в коллегии (см. вопрос №37), учредил Сенат и Синод (см. вопрос №36). При Екатерине I был учрежден Верховный тайный совет, которому был подчинен даже Сенат, верховники фактически руководили страной при Екатерине I и Петре II. Фактически это было определенное ограничение самодержавия. Анна Иоанновна в 1730 упразднила ненавистный Верховный тайны совет, который осмелился пытаться навязать ей "Кондиции" и учредила вместо него Кабинет министров (в его состав входило несколько кабинет-министров, назначаемых императрицей), его возглавил Остерман, Сенат оставался в загнанном положении. С 1735 Кабинет министров мог даже издавать законодательные акты, наравне с императрицей (просто Анне Иоанновне было лениво самой управлять огромной страной). Кабинет министров был упразднен Елизаветой Петровной в 1741, его управленческие функции (в духе возрождения петровского наследия) были переданы обратно Сенату. О дальнейших преобразований Сената и коллегий при Екатерине II см. вопросы №№36, 42. Помимо этого, в конце 60-х гг. XVIIIв. Екатерина II создает особое совещание при императрице - Совет при Высочайшем Дворе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.72 (0.01 с.) |