Основные положения крестьянской реформы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения крестьянской реформы.



Крестьяне получили:

1) личную свободу;

2) ограниченную свободу передвижения (оставалась зависимость от крестьянских общин);

3) право на общее образование, за исключением особо привилегированных учебных заведений;

4) право заниматься государственной службой;

5) право заниматься торговлей, прочей предпринимательской деятельностью;

6) отныне крестьяне могли вступать в гильдии;

7) право обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий;

8) крестьяне находились на положении временно обязанных у помещиков до тех пор, пока не выкупали себе надел земли, при этом объем работ или оброк оговаривался законом в зависимости от размера надела; земля не переходила безвозмездно крестьянам, которые не имели достаточных средств, чтобы выкупить себе наделы земли, из-за чего процесс полного освобождения крестьянства затянулся до революции 1917 г., однако государство достаточно демократично подошло к решению вопроса о земле и предусмотрело, что если крестьянин не мог выкупить весь надел, то он выплачивал часть, а остальную – государство.

Порядок выкупа земельного надела крестьянами был следующим:

1) земля полностью сохранялась за помещиками, крестьянам же полагалась только «их оседлая доля», за которую они должны были выплатить 25 % выкупной суммы наличными;

2) далее все остальные денежные средства поступали собственнику земли из казны, однако эту сумму с процентами крестьяне должны были возместить государству в течение 49 лет.

Выходя из крепостной зависимости, крестьяне должны были учреждать сельские общества, т. е. поселки, принадлежавшие одному или нескольким владельцам.

Такие поселки, расположенные по соседству, объединялись в волости (приходы).

В сельском обществе формировалось своего рода самоуправление крестьян: во главе волости стояли волостной староста и волостной сход, составленный из домохозяев волости. Эти органы имели хозяйственно-административное значение.

В зависимости от земли, где предоставлялся земельный надел крестьянам (нечерноземной, черноземной или степной полосы), устанавливались разные размеры подушного надела.

Поэтому исходя из плодородия земли в каждой отдельной местности устанавливался максимальный размер земельного надела, выделяемого крестьянам. Этот размер являлся отправной точкой для определения конкретного размера выкупаемого надела, который не мог быть меньше 1/3 максимального размера. Собственники земли могли безвозмездно предоставить земельный надел меньшего размера, так называемый «нищенский надел».

Для всей России высшая норма крестьянского надела составляла 7 десятин, а низшая – 3.

Главным положительным итогом крестьянской реформы является уравнение членов общества в их естественных правах и прежде всего в праве на личную свободу.

Недостатки крестьянской реформы:

1) сохранение крупного помещичьего землевладения;

2) маленький размер крестьянских наделов;

3) учреждение крестьянских общин и установление круговой поруки в пределах этих общин.

 

22.Судебная реформа 1864 г. Изменения судебной системы. Принципы судопроизводства.

 

Прежнее судопроизводство характеризовалось инквизиционной формой процесса, теорией формальных доказательств, множественностью органов, обладающих судебными полномочиями, закрытостью судебного процесса, сословностью.

Правовую основу реформы составили следующие

акты: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

 

Реформа провозгласила следующие принципы:

- независимость суда;

- всесословность суда;

- устность и гласность судебного процесса;

- равенство всех перед судом;

- несменяемость судей и следователей;

- рассмотрение дела с участием присяжных заседателей;

- выборность судей и присяжных заседателей;

- установление прокурорского надзора;

- введение института присяжных поверенных.

Суды делились на:

- общие (окружные суды, учреждаемые для несколькихуездов, судебные палаты по гражданским и уголовнымделам, в территорию деятельности которых входили несколько губерний или областей, и кассационные департаменты Сената по гражданским и уголовным делам);

- местные (волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей).

В результате реформы была создана адвокатура для защиты в уголовном процессе и представительствапо гражданским делам, и нотариат - для оформленияи удостоверения сделок.

Мировые судьи избирались органами местного управления на основе имущественного ценза, санкционировались губернатором и утверждались Сенатом. В их

компетенцию входили незначительные уголовные и гражданские дела, которые рассматривались ими единолично, устно, публично, с возможным участием поверенных.

Окружным судам были подсудны все уголовные дела, не входившие в компетенцию мировых судей, за исключением преступлений, наказывавшихся лишением

или ограничением прав состояния, которые рассматривались с участием присяжных, и гражданские дела с ценой иска более 500 рублей.

Предварительное следствие проводили судебные

следователи, состоявшие при окружных судах. Судьи назначались императором по представлению министра юстиции.

Судебные палаты являлись апелляционной инстанцией для окружных судов по делам, рассмотренным без присяжных заседателей, и рассматривали наиболее важные государственные и должностные преступления в качестве суда первой инстанции.

Дознание i{проводилось жандармерией, предварительное следствие - членом судебной палаты.

Сенат являлся высшей кассационной инстанцией для всех судебных органов.

 

23. Земская и Городская реформы

Земская реформа была проведена в 1864 г. и явилась следствием отмены в Российской империи крепостного права.

Причина введения органов местного самоуправления – негодное состояние дорог.

Впервые упоминание о земской реформе связано с 25 марта 1859 г., когда высочайшим повелением государя были окончательно определены основные положения будущего устройства всего местного хозяйственно-распорядительного управления – принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Земская реформа проводилась на основе «Положения о губернских и уездных земских учреждениях».

Сущность земской реформы заключается в привлечении общественных масс к участию в хозяйственно-административном управлении на местах (уездах и городах); реформа устанавливала регулирование капиталов, имущества и деньгами земства, содержания земских зданий и путей сообщения, учреждениями здравоохранения, образования и т. д.

Выделялись исполнительные и распорядительные органы самоуправления. Распорядительным органом в этот период времени является уездное земское собрание. Во главе его стоял местный предводитель дворянства.

Выборы в органы местного самоуправления поводились по 3-м куриям:

1) крупные землевладельцы (имущественный ценз – 100 минимальных крестьянских наделов);

2) представители сельских обществ;

3) городские избиратели (имущественный ценз – 15 тыс. руб. в год).

Формировались губернские собрания из представителей земских собраний.

Исполнительные органы на местах – земские и губернские управы. Управы состояли из председателя и двух членов.

Городская реформа была проведена в 1870 г., в результате которой было введено городское управление.

Причины городского самоуправления – необходимость административно-хозяйственного управления в городе.

16 июля 1870 г. было принято «Городовое положение». С этого момента было положено начало городской реформе.

Сущность реформы заключалась во введении системы органов городского общественного управления (городское избирательное собрание и городская дума с городской управой).

Городская дума – выборный орган, возглавляемый городским головой. Городской голова назначался из кандидатов, предложенных думой или губернатором, министром внутренних дел, в Москве и Петербурге – императором.

Кандидаты в городскую думу должны были отвечать возрастному цензу (25 лет) и имущественному. Этот ценз определялся по куриям налогоплательщиков.

Курии налогоплательщиков: наибольшая часть налогов; на треть меньше; еще на треть меньше.

е могли быть выбраны в земские органы власти осужденные лица, отрешенные от должности, подследственные либо лишенные духовного сана.

Компетенция городских учреждений:

1) назначение выборных должностных лиц;

2) установление городских сборов (сборы с торговли, трактиров, жилых помещений, аукционов и т. п.);

3) управление городским имуществом;

4) городская недвижимость;

5) кредиты-займы.

Бюджет городских учреждений формировался из отчислений на социальную сферу (учебные, благотворительные заведения и т. п.) и содержания тюрем, полиции, местных воинских частей. Распределением бюджетных средств ведал губернатор.

 

 

23. Контрреформы 80-х годов XIX века. Причины и последствия.

Причины:

- политический режим

- отход от основных положений буржуазных реформ Александра 1

Реформы:

- крестьянская

- городская

- земская

- судебная

Основные документы контрреформы:

- Положение мерах к охранению гос порядка и общественного спокойствия (август, 1881)

- закон о военном положении

- «О временном подчинении дел о гос преступлениях»

- Новое городовое положение

- Положение о земских участковых начальниках.

ВСЕ реформы были проведены в интересах дворянства - БУРЖУАЗНЫЕ.

Последствия:

- возникновение обществ (терроризм)

- игнорирование со стороны власти

- отсутствие диалога «народ-власть»

- демократия à тоталитаризм (март, 1879 – созыв Особого Совещания по борьбе с терроризмом – меры административного воздействия: арест\высылка, без судебного разбирательства)

- военные суды («Столыпинские галстуки») быстрое судопроизводство(подавление крестьянских восстаний)

Положение о мерах к охранению гос порядка:

- наделение чрезвычайными полномочиями генерал-губернатора

- расширение прав полиции

- введение двух режимов: усиленной (по решению министра внутренних дел\генерал-губернатора)\чрезвычайной охраны.

Административное наказание:

- штраф

- арест

- высылка неблагонадежных

- передача уголовных дел из граждански судов в военные

Режим чрезвычайной охраны (обязательно утверждение императора) – передача всей власти либо генерал-губернатору, либо главноначальствующему (командование вооруженными силами).

Наказание (борьба с инакомыслием):

- штраф

- арест

- увольнение

- закрытие газет\учебных заведений

- высылка

Июль, 1889 – ликвидация мировых судов.

 

 

24. Гражданское право в России первой половины XIX века.

Широко применялись местные обычаи, традиции, уровень юридической техники был невысоким.

Система вещного права состояла из:

- права владения

- права собственности

- права на чужую вещь

- залогового права

Различалось законное\незаконное владение. Всякое владение, даже незаконное, охранялось от насилия и самоуправства до тех пор, пока имущество не будет присужено другому и сделаны соответствующие распоряжения о его передаче.

Отличаются споры о собственности от споров о владении и обеспечивается неприкосновенность соб-ти независимо от решения спора о владении.

Залоговое право подверглось подробному регламентированию: стал различаться залог частным лицам и залог в кредитных учреждениях.

В обязательственном праве различались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда (предметами договора могли стать и имущество, и действия лиц). Договор не мог противоречить закону и подписывался по обоюдному согласию. Договоры могли оформляться в следующем порядке:

- в нотариальном порядке (мена и продажа недвижимости, договоры подряда, поставки)

- явочным порядком

- крепостным порядком

Существовали договоры товарищества:

- товарищество полное (члены отвечают за сделки всем своим имуществом)

- товарищество на вере или по вкладам (часть членов отвечают имуществом, часть – своими вкладами)

- товарищество по участкам или компания на акциях (члены отвечают только сделанными вкладами в виде акций)

- товарищество трудовое или артель (круговая порука, общий счет)

Для возникновения товарищества требовалась регистрация.

Семейное право сохранило принципы, выработанные еще в 18 веке: единственной формой брака был брак церковный. Условия вступления в брак или его расторжения обусловливались нормами соответствующего вероучения: католичество, христианство, лютеранство и т.д.

Жена должна была всюду следовать за мужем. Суд мог присудить ей делать это. Получить паспорт она могла так же только с разрешения мужа. Нарушив супружескую верность, жена могла была быть заключена в тюрьму.

Имущество супругов было раздельным. Приданое, или имущество, приобретенное женой отдельно, признавалось ее собственностью. Супруги могли вступать друг с другом в обязательства и заключать сделки.

Закон делил детей на законо- и незаконорождённых. Последние не имели права носить фамилию отца и наследовать его имущество. В случае неповиновения дети, по требованию родителей, могли были быть заключены в тюрьму на небольшой срок.

Наследственное право – завещательная свобода. Признавались недействительными завещания, сделанные умалишенными, самоубийцами, несовершеннолетними, монахами, лицами, по суду лишенными прав состояния.

Порядок наследования:

- к наследству призывались все кровные родственники. Ближайшие наследники совершенно устраняли дальнейших. Ближайшими были нисходящие: дети, внуки, правнуки. Когда не было дочерей – все делили поровну сыновье, если не было сыновей – дочери. При наличии и тех и других – дочери получали по 1\14 части недвижимого имущества и по 1\8 движимого. Все остальное сыновья делили поровну.

 

25. Первый опыт деятельности представительных учреждений в России. Избирательный закон 3 июня 1907 г.

А июне 1906 правит-во обратилось к населению с сообщением по аграрному вопросу, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения. Дума заявила, что она не отступит от этого принципа, требуя отставки правит-ва. Правительство, усмотрев в действиях Думы признаки «незаконности», 8 июня распустило Думу (она просуществовала 72 дня).

Поводом для роспуска второй Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с военной организацией РСДРП. Вместе с манифестом о роспуске думы было опубликовано новое Положение о выборах (основной повод роспуска думы, т.к. она не давала согласия для принятия нового положения). Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года, который подчеркивал, что «никакие новые законы не могут быть приняты без одобрения Думы».

2 Дума просуществовала весь отведенный ей срок.

Аграрная реформа: отменялась подушная подать, круговая порука и принудительная передача и отправка неплательщиков на заработки. Судебная подведомственность крестьян волостному суду ограничивалась (отменялось привлечение к общественным работам). Расширялись имущественные права крестьян: отменялись порядок семейных разделов по решению общины, запрещение крестьянам, не владевшим недвижимостью, обязываться векселями. Аграрные указы («о даровании населению облегчений по уплате налогов», «О передаче кабинетных земель в распоряжение Главного управления земледелия и землеустройства для образования переселенческих участков», «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий») были закреплены в законах, принятых 3 Думой.

Новый избирательный закон после государственного переворота 3 июля 1907 года
03 июня 1907 года вместе с манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое "Положение о выборах". Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года, который подчеркивал, что "никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думы".
А также с нарушением "Основных государственных законов" от 23.04.1906 на основании которых законодательную власть император осуществлял "в еди-нении с Государственным советом и Государственной думой" и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения.
Новый избирательный закон существенно урезал представительство окра-ин - Польши, Кавказа, Средней Азии. Европейская часть России избирала 403 члена Думы, Азиатская - 15.
Возросло число выборщиков от землевладельческой курии (с 31% до 50%), сократилось от крестьянской (с 42% до 22%). Городская курия была разделена на две: в первую входили владельцы недвижимости, избиравшие более половины выборщиков. Каждое губернское избирательное собрание должно было из-брать хотя бы по одному депутату Государственной Думы от каждой курии (землевладельческой, городской, крестьянской). Кроме того, в шести наиболее промышленных губерниях хотя бы по одному депутату Думы следовало избирать от рабочих.
Выборы, проведенные на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе "Союзу 17 октября", консервативным политическим элементам. Крайне правые и левые получили незначительное число мест. Такой состав Думы позволил правительству провести ряд важнейших преобразований по аграрному вопросу, а также по вопросу судебной власти в сельских местностях.
По избирательному закону 1907 г., 442 депутата от 80 избирательных округов (губерний, краев, областей или семи крупнейших городов) выбирали из своего числа выборщики. Количество выборщиков в округе варьировалось от 46 до 158. В назначенный день выборов все они съезжались на голосование в столицу губернии, порой преодолевая по бездорожью или в зимнюю стужу несколько сот километров. Сначала выборщики-крестьяне избирали одного обязательного депутата Думы от крестьянской курии, а затем весь состав выборщиков избирал остальных депутатов, положенных от губернии.
От состава выборщиков зависел состав будущей Думы.
Выборщиков избирали на уездных куриальных съездах. Именно в процентном соотношении числа голосов выборщиков разных курий в момент их голосования в губернском избирательном собрании и таилась главная пружина выборного механизма, скрывались цели, которые ставили перед собой его конструкторы во главе с царем.
Когда съезжались на избирательные съезды, то несколько дней проводили предварительные встречи, знакомясь друг с другом, слушая выступления потенциальных выборщиков или депутатов Думы, договаривались о согласованном голосовании по нужным кандидатурам. В это же время происходила обработка избирателей и агитаторами различных политических партий, использовали свой "административный ресурс" и местные власти.
Наступал день выборов. После вступительной речи председателя избирательного съезда - местного предводителя дворянства - приступали к выдвижению кандидатов. Это делалось тайно - записками, в которые каждый мог вписать любого из присутствовавших. После подсчета результатов и опроса кандидатов о готовности пройти процедуру избрания на стол председателя избирательной комиссии ставилась урна для голосования и рядом - чаша с шарами, роль которых могли играть и орехи, и шашки, и другие предметы. Урна имела сбоку отверстие и два выдвижных ящика. Зажав в кулаке выданный председателем избирательной комиссии шар, избиратель просовывал руку в отверстие урны и внутри разжимал руку над левым или правым ящиком. Шары, положенные вправо, считались "белыми" и обозначали голос "за", а положенные влево - "черными" и считались "против".
Избиратели семи крупнейших городов России избирали 160 (в обеих столицах) или 80 выборщиков по районам (полицейским частям) с помощью избирательных бюллетеней. Пустые бланки бюллетеней заранее рассылались избирателям по почте вместе с удостоверениями на право голосования в специальных конвертах. В них надо было собственноручно вписать имя, отчество и фамилию кандидата в выборщики из официального списка избирателей. Это можно было делать и дома. Приходя в день выборов на избирательный участок, избиратель предъявлял председателю избирательной комиссии свое удостоверение и конверт с заполненным бюллетенем, тот вытаскивал его из конверта и на глазах у избирателя опускал в урну. Баллотировка шарами использовалась в городах только на следующей стадии выборов - депутатов Думы.
Так выглядел сложный, громоздкий механизм выборов в Государственные Думы 1906-1917 гг., который во многом предопределял состав депутатского корпуса. Однако мы помним, что никакие выборные технологии не смогли предотвратить печальную судьбу и первого русского парламента, и самой монархии.
Утверждением нового избирательного закона 3 июня 1907 г. правительство фактически произвело государственный переворот, так как по Основным государственным законам (ст. 86) этот закон должен был рассматриваться Думой, а обошлись без нее.


 

26. Революция 1905 г. и изменения в государственном строе Российской империи.

В начале ХХ в. резко обострились социальные и политические противоречия в России, что привело к первой в ее истории революции 1905 - 1907 гг. Причины революции: нерешительность аграрно-крестьянского, рабочего и национального вопросов, самодержавный строй, полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод, ухудшение материального положения трудящихся из-за экономического кризиса 1900 - 1903 гг. и позорное для царизма поражение в русско-японской войне 1904 - 1905 гг.

Задачи революции - свержение самодержавия и установление демократического строя, ликвидация сословного неравноправия, уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей, введение 8-часового рабочего дня, достижение равноправия народов России.

В революции участвовали рабочие и крестьяне, солдаты и матросы, интеллигенция. Поэтому по целям и составу участников она была общенародной и имела буржуазно-демократический характер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.053 с.)