Государство в период Первой мировой войны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство в период Первой мировой войны.



1) Образование чрезвычайных органов власти и управления

- особое совещание

- земгор (объединение земства и городских учреждений)

- военно-промышленные комитеты

2) изменения в праве

3) изменения в гос строе и праве в ходе февральской революции.

Причины формирования:

- экономический долг перед Францией – причина вступления России в войну (Антанта).

* Особое совещание по обороне:

(чрезвычайный орган, составленный из представителей министерств, Гос Думы, Гос Совета)

Особому совещанию принадлежала вся полнота власти. Все указы были обязательными для исполнения. Председатель – военный министр

Решались вопросы:

- обмундирования

- вооружения

- объема военного гос заказа, его распространение

* Особое совещание по продовольствию:

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

 

28. Февральская революция 1917 года. Создание альтернативных органов

Февральская буржуазно-демократическая революция положила конец феодальному типу государства и права России.

1 ноября 1916 г. лидер конституционных демократов П. И. Милюков публично обвинил правительство в глупости и измене. Его речь стала сигналом к антиправительственному подъему. Великие князья Николай Михайлович и Николай Николаевич предложили царю создать министерство, ответственное перед Думой. Этого же требовали земские собрания и съезды. Ситуация осложнялась.

Первым ударом грома стало убийство царского фаворита Григория Распутина. Однако Николай II не почувствовал надвигавшейся грозы. Вместе с Протопоповым он разрабатывал планы военного подавления возможных беспорядков в Петрограде. В январе 1917 г. он назначил премьер-министром Н. Д. Голицына, которого не признавали даже его коллеги по министерству.

14 февраля 1917 г. в столице начались забастовки, которые уже не прекращались; 23 февраля стотысячная демонстрация работниц потрясла Петроград; 25 февраля император издал указ о роспуске Государственной Думы. 27 февраля в Петрограде началось восстание и был создан Временный комитет Государственной Думы, на основе которого 1 марта было создано Временное правительство. Оно формально ни перед кем не было ответственно, но фактически ему приходилось действовать под контролем Временного комитета, совместно с которым до мая 1917 г. оно проводило заседания. В то же время Петроградский Совет связал правительство рядом обязательств и следил за их исполнением. Это были требования: проведения немедленной и полной амнистии по политическим, аграрным и религиозным делам; осуществления свободы слова, собраний и других свобод, в том числе для военнослужащих; принятия немедленных мер по созыву Учредительного собрания на основе демократических выборов; замены полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным местному самоуправлению; демократических выборов органов самоуправления; отмены всех сословных, религиозных и национальных ограничений. Согласившись с общедемократическими требованиями Совета, буржуазные лидеры из Временного комитета Государственной Думы отказались от предложенного пункта о «воздержании от всех действий, предрешающих форму будущего правления».

При Министерстве юстиции создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Образованы новые органы: Экономическое совещание, Юридическое совещание, Совещание по реформе местного самоуправления. Временное правительство возглавил Львов.

В июне 1917 г. около 390 местных делегатов прислали своих делегатов на первый Всероссийский съезд советов, который избрал ВЦИК. В июне решено назначить выборы Учредительного собрания на 17 сентября, потом на ноябрь. В августе в Москве создано Государственное совещание, на котором произошел раскол умеренных и революционных групп. Временное правительство, потерявшее авторитет после «дела Корнилова», стало искать поддержки среди социалистов. 14 сентября созывается Совещание из председателей советов, кооперативов, земств и армейских организаций. Создан орган контроля над правительством. В октябре распускаются выборные члены Государственного совета, распускается Государственная Дума. Остатки высших органов старой власти исчезли окончательно.

 

27. Правовая политика Временного правительства.

Временное правительство, задачи:

- разработка нового избирательного закона (т.к. выборы в 3-ю Думу была: неравные, не всеобщие, непрямые)

- подготовка выборов в Учредительное собрание

- учреждение народной милиции (вместо полиции и жандармерии)

- наложение домашнего ареста на царя и его семью

- упразднено министерство двора

- учреждена Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деят-ти министров царского правительства (за годы первой мировой войны. Вывод: поражение в войне – бездарная деят-ть министров. Николай 2 выбирал министров по принципу верности, а не про принципу одаренности).

Формирование Юридического совещания – координация законотворческой деятельности министерств.

Май, 1917 – новое Временное положение о земских учреждениях (по сравнению с положением 1890 года – компетенция этих органов значительно расширялась). Общее рук-во земств осуществлял Всероссийский Земский Союз, деят-ть городских дум и управ – Совет Дум.

Май, 1917 0 закон «О волостном земстве» - упразднение всех других волостных органов (комитетов) – волостное земство приняло на себя все обязанности.

В ходе революции была расширена компетенция мировых судов. Наиболее важные дела рассматривались в мировых присутствиях. Судебная система того времени включала окружные суды, судебные палаты, в которых был ликвидирован институт сословных представителей, мировых судей и их съезды.

Возрождается система административной юстиции: в уездах стали действовать административные судьи, в губерниях открылись админ отделения окружных судов. Разрешение конфликтов между гос органами и общественными учреждениями (в эту сис-му включены земельные и продовольственные комитеты).

Апрель, 1917 – вместо полиции учреждается милиция – охрана общественного порядка, гражданской свободы, содействие органам власти; содействие органам судебного ведомства и военным органам.

Земельные комитеты: сбор сведений по земельным делам, надзор за эксплуатацией национализированных земель, урегулирование земельных споров.

Главный земельный комитет: обобщение данных и составление проектов земельных реформ, рук-во местными комитетами, созыв съездов земельных комитетов.

Губернские и уездные комитеты: подготовка представлений о помехах на пути земельной реформы, ограничение действий частных лиц, связанных с бесхозяйственным владением, разрешений споров о владении.

Весна, 1917 – принятие ряда ПА, расширяющих демократические права и свободы граждан – демократизация полит жизни страны.

Апрель – Положение о регистрации товариществ, обществ, союзов.

После июльских событий политика ожесточается – после подавления вооруженного восстания принимается постановление «О печати», устанавливается наказание «за призывы к гражданской войне», сделанные в СМИ.

Вместе с тем, правит-во отказалось от некоторых чрезвычайных мер, запретив аресты без суда и ограничив число областей, объявленных в военном положении. В марте была отменена смертная казнь (восстановлена в августе для военнослужащих). В начале августа принято положение «Об условиях досрочного освобождения заключенных».

Сентябрь 1917 – Россия – демократическая республика! Завершение подготовки к выборам в Учредительное собрание.

 

 

28. Создание Советского государства (октябрь 1917-1918 гг.). Первые значения.

Высшие органы власти Советского государства (Октябрь, 1917):

- Всероссийский съезд советов

- ВЦИК (вся полнота законодательной и исполнительной власти. Председатель – Светлов)

- СНК (1-ое правительство в Советской России. Председатель – Ленин)

После роспуска Учредит собрания – единственным высшим органом власти в стране стал Всерос Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Параллельно сущ-вала система Советов крестьянских депутатов, находившихся под полит влиянием партии эсеров.

Ноябрь,1917 – чрезвычайный всероссийский съезд – объединение советов крестьянских депутатов с советами рабочих и солдатских депутатов. Окончательное объединение советов – 3 всероссийский съезд советов (январь 1918).

В перерывах между сессиями Всерос Съезда Советов, высшим органов власти в стране был ВЦИК (его структура и порядок работы были утверждены на заседании ВЦИК в начале ноября 1917 года) – пленарные заседания – раз в неделю, заседания в узком составе – по мере необходимости.

Структура ВЦИК:

- президиум (представители партийных фракций, подготовка материалов к заседаниям, контроль работы комиссий и отделов. Заседания проходили 2-3 раза в неделю).

- отделы (организация и ведение текущей работы. Отделы: военно-революционный комитет, иногородний, агитационный, казачий и т.д.)

- комиссии

2 Всероссийский съезд Советов избрал правительство – СНК. Образовано 13 народных комиссариатов:

- внутренних дел

- земледелия

- труда

- по военным и морским делам

- торговли и промыш-ти

- народного просвещения

- финансов

- иностранных дел

- юстиции

- путей сообщения

- продовольствия

- почт и телеграфов

- по делам национальностей

Председатели всех наркоматов вошли в СНК. Право по замене отдельных членов правит-ва или всего его сос-ва принадлежало ВСС и ВЦИК. В экстренных случаях, СНК мог издавать декреты без предварительного их обсуждения. ВЦИК утверждал декреты СНК, если они имели общегосударственное значение.

Система власти на местах в целом слоилась за период с октября 1917 по февраль 1918 годов («триумфальное шествие советской власти»). Победа большевиков в Петрограде. Советы стали захватывать власть на местах либо мирным, либо вооруженным путем. Они проводили в жизнь декреты центральной власти, воздавали судебные органы, осуществляли налоговую и реквицизионную деятельность, формировали вооруженные отряды.

Местные советы сами определяли структуру и функции своих исполнительных органов- отделов, секций, комиссий, комиссариатов с разными функциями и компетенцией.

В июне 1918 ВЦИК издал декрет, на основании которого на местах стали создаваться волостные и сельские комитеты бедноты, ставшие опорой новой власти в деревне (!). Комбеды проводили перераспределение земли между крестьянами, изымали «излишки хлеба», действовали вместе с продотрядами и отрядами Красной армии. Комбеды контролировали работу местных советов, могли распускать их, назначать новые выборы или заменять их, принимая на себя их функции. В конце 1918 года комбеды окончательно слились с местными советами.

 

30. Изменения в государственном аппарате в годы гражданской войны и советские нормативно-правовые иностранной военной интервенции.

Гражданская война – катализатор построения жесткой системы советских органов:

1) Советы рабочей и крестьянской обороны (вся полнота законодательной и исполнительной власти) 30.11.1918 – председатель: Ленин (узкий круг – ленин + его наркомы)

2) Революционные комитеты (главенствовали над местными учреждениями: заменили исполкомы и советы) – выборный, а не назначаемый орган. Октябрь, 1919 – положение «О революционных комитетах».

3) Комитет бедноты. 11 июня 1918 – органы деревенской бедноты – крестьянские советы (выборные органы) – изъятие «излишков хлеба» у зажиточных крестьян и перераспределение между нуждающимися.

Изменения в праве:

1) Конституция 1918 – 1924. Цель: упорядочить систему местных советов (замена чрезвычайных органов органами управления)

Органы управления:

- Всероссийский Съезд Советов

- ВЦИК (Президиум: СНК, Отделы, Комитеты, народные комиссары)

Народные комиссары по:

- внутренним делам

- иностранным делам

- военным

- морским

- юстиции

- труда

- просвещения

- почт, телеграфов

- финансовым делам

- здравоохранения

- продовольствия

- по делам национальностей

Выходит декрет о гражданском браке, о заключении\расторжении брака – отмена церковного брака.

Свобода совести – право на инакомыслие

1918 – Кодекс законов о труде

«Кто не работает – тот не ест». Карточки (раздавались в домовых комитетах)

12.12.1919 – Кодификация уголовного права (преступление – вред, наносимый социальным отношениям), упорядочение системы наказаний (военно-полевые суды, трибуналы – смертна казнь)

Политика военного коммунизма – система мер, направленная на превращение страны в единый военный лагерь.

Система мер:

- национализация промышленности

- отмена денежного обращения (карточки)

- отмена института частной соб-ти

Характерные черты:

- трудармии (окопы. Укпрепления, разборы завалов и т.д.), всеобщая трудовая и воинская повинность (от 18 до 60 лет – мобилизованные, остальные (женщины, дети) – члены трудовых армий). Продовольственная армия - рабочие

- национализация банков и всей промышленности, централизация управления экономикой

- продовольственная диктатура, запрет свободной торговли, продразверстка

- бесплатное пользование жильем, транспортом, коммунальными услугами; натурализация хозяйственных отношений

Власть на местах:

- съезд губернских советов (избираемый орган + исполкомы)

- уездный съезд (избирался)

- городской съезд (избирался)

1929 – отмена губерний

Исполком – организация, состоящая из частей (отделов с комиссарами)

До Конституции 1918 года местные советы получали ВСЮ ПОЛНОТУ власти (организация границ, флагов, бюджета губернии; было возможно неподчинение центру).

Вооруженное восстание (2 съезд рабочих и солдатских депутатов):

1) Октябрь 1917 – март 1918 – Свержение Временного правительства, установление советской власти, распространение вооруженной борьбы

2) Март – Июнь 1918 – насилие, террор, формирование белых\красных

3) Лето 1918 – 1920 (конец) – милитаризация экономики, сражения между регулярными войсками

4) 1921-1922 – затухание боевых действий, локализация, прекращение

Манифест 17 октября:

- дарование гражданских прав и свобод

- созыв думы – законодательного органа

- ни один закон, без одобрения думы, не может быть принят

 

31. Формирование советского права. Конституция 1918 г.

Основу Конституции РСФСР 1918 г. (К) составили декреты Советской власти и Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Разработкой проекта К занималась Конституционная комиссия (председатель - Я.М. Свердлов), созданная при ВЦИК. Процесс работы над проектом К занял 4 месяца и со-

провождался полемиками и дискуссиями.

 

К была принята 10 июля 1918 г. на V съезде Советов, опубликована в ≪Известиях ВЦИК≫ 19 июля 1918 г. и тогда же вступила в силу.

К закрепила политическую основу государства - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Всероссийский съезд Советов провозглашался высшим органом власти, на нем избирался подотчетный Съезду Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК).

ВЦИК являлся высшим законодательным, распоряди-

тельным и контролирующим органом, формировал Совет народных комиссаров (СНК) – ПравительствоРСФСР.

 

По государственному устройству К объявила РСФСР Федерацией, субъектами которой являлись национальные республики.

На местах власть осуществляли областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов через создаваемые ими исполнительные комитеты.

К исключительной компетенции Всероссийского съезда Советов относилось изменение К и ратификациямирных договоров.

Совместную компетенцию Всероссийского съезда Советов и ВЦИК составляли: утверждение изменений К,принятие в состав РСФСР, вопросы войны и мира, осуществление внешней и внутренней политики, регулирование

экономики, формирование государственной системы налогов, организация вооруженных сил, судоустройство и судопроизводство, общегосударственное законодательство.

Разделения властей по К не было: законодательные полномочия имели все высшие органы.

К закрепила принцип демократического централизма: вертикальное подчинение нижестоящих Советоввышестоящим и широкие полномочия по реализации решений вышестоящих Советов на местах.Конституционные права и свободы граждан в К не

перечислялись, назывались лишь те права и свободы, которые обеспечивает государство, однако их содержание не раскрывалось, они носили ярко выраженный классовый характер - предоставлялись только трудящимся.

Правам граждан корреспондировали обязанности (трудиться, воинская обязанность).

Провозглашалось отделение церкви от государства.

Избирательным правом наделялись трудящиеся, достигшие 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, пола, однако сохранилась многоступенчатость выборов.

 

32. Социалистическая индустриализация.

Программа социалистических преобразований могла быть осуществлена, как предполагалось, на основе политической власти в руках рабочего класса и его партии, общественно-государственной собственности на средства производства и обращения, на всеобщей обязанности трудиться и защищать страну. Для многонациональной страны утверждался как единственно возможный принцип пролетарского социалистического интернационализма. Первостепенной задачей в связи с этим определялась индустриализация страны, как основа для создания высокоэффективной экономики, способной обеспечить экономическую независимость, производство всего необходимого для жизни людей и обороны.

Утвердительный ответ на вопрос о возможности построения в СССР социалистического общества политическое руководство дало в апреле 1925 года. Тогда же была осознана необходимость практического поворота к новому промышленному строительству. По сути дела страна стояла на пороге реконструкции народного хозяйства. Предстояло решать следующие задачи: во-первых, преодолеть технико-экономическую отсталость страны, построить

крупную промышленность; во-вторых, создать экономические предпосылки для построения собственно социализма, развития социалистических производственных отношений; в-третьих, обеспечить гарантии обороноспособности государства. Фактически речь шла о второй промышленной революции в стране, которую теперь необходимо было осуществить советскому народу своими силами без внешней помощи.

В декабре 1925 года курс на индустриализацию был закреплен в качестве генеральной линии правящей партии. Суть этого курса заключалась в том, чтобы превратить СССР из страны ввозящей машины и оборудование, в страну производящую машины и оборудование. Однако в это время у политического руководства страны не имелось четко сложившихся планов экономических преобразований, ясных представлений о принципах, методах и темпах индустриализации, И поэтому каких-либо конкретных указаний относительно источников накопления, темпов роста промышленности, соотношения отраслей, организации нового строительства, подготовки кадров и т.д. не было дано.

Это были очень сложные вопросы, но постепенно на них находили ответы. Сложилась концепция индустриализации. Она состояла в следующем: во-первых, индустриализация должна осуществляться планомерно и безкризисно; во-вторых, начинать индустриализацию необходимо с развития тяжелой промышленности, а не легкой; в-третьих, сроки проведения индустриализации должны быть по возможности сжатые; в-четвертых, источники финансирования необходимо найти внутри страны.

С 1926 года начинается новое промышленное строительство. Было запланировано строительство 28 крупнейших электростанций, в том числе и Днепрогэс (1927 г.). В числе крупнейших строек, начатых в 1926 и 1927 годах, Керченский металлургический завод, ряд крупных заводов по производству цветных металлов, Мариупольский трубный завод, Московский электрозавод, Ростовский завод сельскохозяйственного машиностроения, Кузнецкий металлургический завод, Сталинградский тракторный и т.д. Первоначально индустриализация проводилась в жизнь на принципах новой экономической политики, на некоторое время обеспечивавшей рост промышленной продукции. В 1928 году валовая продукция всей промышленности достигла 132% к уровню 1913 года, а средств производства - 155%.

Осуществление индустриализации естественно и закономерно подняло роль и значение перспективного планирования. В 1926 году Госплан и ВСНХ приступили к разработке первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. К началу 1929 года было подготовлено два варианта плана: отправной и оптимальный (максимальный). Оба плана не противопоставлялись

друг другу, отличались незначительно и были основаны на НЭПе. В мае 1929 года Y съезд Советов СССР утвердил оптимальный вариант плана. Задания первой пятилетки, которые были рассчитаны на период с 1 октября 1928 года до 1 октября 1933 года, составлялись тщательно, отличались высокой степенью сбалансированности, развитие различных отраслей народного хозяйства было согласованным. Высокими темпами предстояло развернуть строительство новых предприятий и целых отраслей промышленности, возвести сотни крупных индустриальных центров и современных городов, рабочих поселков. Намечалось многократное увеличение производства едва не всех видов продукции, а также выпуск такой техники и оборудования, которых страна в прошлом не имела. В то же время надо иметь в виду, что утвержденный оптимальный вариант первого пятилетнего плана был по существу максимальным и любая попытка увеличения заданий могла привести к перенапряжению сил страны.

Итоги первого года реализации пятилетки были успешными и превзошли ожидания. Промышленность уверено выполняла и перевыполняла планы. 1929 год дал качественный сдвиг, положив начало длительному первоочередному росту отраслей, которые определяли технический прогресс и экономическую независимость страны. Произошло численное увеличение рабочего класса, занятого в отраслях тяжелой промышленности. Расходы на новое строительство составили теперь до одной трети средств, выделяемых на капитальные работы в промышленности. Обобществленный сектор народного хозяйства впервые произвел свыше половины материальных благ. Важным фактором, определившим успехи начала пятилетки, стала творческая активность рабочего класса, развитие соревнования, которое в полной мере отвечало общему духу поощрения инициативы, оперативности, самостоятельности.

Уже в середине 1926 года стали появляться в промышленности первые ударные молодежные бригады. В дальнейшем их примеру последовали на других предприятиях и стройках страны. К концу 1929 года в соревновании участвовало почти две трети рабочих крупных предприятий и число соревнующихся постоянно увеличивалось. Творческая активность рабочего класса рождала разнообразные формы соревнования, но основной формой соревнования первой пятилетки было движение ударных бригад.

Однако ситуация в развитии индустриализации начала меняться со второго года пятилетки. Именно с этого времени индустриальному развитию страны политическое руководство придало форсированные темпы. Основой для пересмотра заданий пятилетки стал ряд причин внутреннего и внешнего характера: во-первых, это несомненные успехи первого года пятилетки; во-вторых, энтузиазм передовой части рабочего класса; в-третьих, желание значительной части населения страны быстрее преодолеть противоречия многоукладной экономики; в-четвертых, стремление на деле доказать преимущества нового нарождающегося общества перед капитализмом; в-пятых, глубокий экономический кризис (1929 - 1933 гг.), охвативший капиталистический мир и, который, как казалось тогда, должен привести его к катастрофе; в-шестых, рост международной напряженности.

Рост международной напряженности, милитаризация капиталистических государств, прямая подготовка их к войне требовали ускорения темпов Советского военного строительства. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О состоянии обороны» от 15 июля 1929 года были утверждены пятилетние планы военного строительства, предусматривающие быстрое развитие оборонных отраслей, производства военной техники. Если в 1929 году в Красной Армии стояло на вооружении 65 танков и 92 бронемашины, то в результате принятых мер, создания новых оборонных отраслей в 1931 году число танков достигло 1154, в 1933 году - 4905, а в 1939 – 21110 (21). Следует иметь в виду, что танкостроение требует создания большого комплекса предприятий, в том числе по производству качественной стали, моторов, приборов, вооружения, нефтеперерабатывающих предприятий и т.д. По сути дела предприятия создавались заново и в короткие строки.

 

Теоретическим обоснованием форсирования индустриализации, резкого ускорения темпов реконструкции всего народного хозяйства стала статья И.Сталина «Год великого перелома» (ноябрь 1929 г.). На 1930 года было решено увеличить темпы роста промышленной продукции. Вместо 21,5% по плану наметили 32%, а на 1931 год - 45,0%. Тогда же появляются лозунги «Техника решает все!» и «Пятилетку в четыре года!». Однако, резко увеличенные темпы роста промышленного строительства сохранить не удалось. В аграрной стране быстро стали нарастать противоречия между быстро растущим промышленным городом и отсталой полупатриархальной деревней. Сверхбыстрые темпы развития промышленности привели в ряде случаев к нарушениям технологических требований, падению качества работ и продукции, нарастала эмиссия денег и инфляционные процессы, хозрасчетный механизм экономического развития свертывался и заменялся административно-распределительной системой управления народным хозяйством. Несмотря на трудности, первая пятилетка была выполнена, политическое руководство страны объявило, что в стране построен экономический фундамент социализма. Несмотря на все издержки в ходе индустриализации в период первой пятилетки, её итоги можно и нужно оценить как положительные. Было построено 1500 крупнейших предприятий, появились новые отрасли народного хозяйства, которые отсутствовали в царской России, заложены основы оборонной промышленности. Символами первой пятилетки стали Днепрогэс, Турксиб, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автозаводы, Урало - Кузбасс и т.д.Динамично развивалась промышленность в Казахстане и Средней Азии.

За годы первой пятилетки был обеспечен рост промышленной продукции в 2,3 раза по сравнению с 1928 годом, что надо рассматривать как большое достижение. В выполнении первой пятилетки советский рабочий класс показал образцы героического труда. Ни одна капиталистическая страна не демонстрировала подобных темпов индустриализации. Достижения СССР производили ошеломляющее впечатление на фоне экономического кризиса и великой депрессии во всем остальном мире. Одним из важнейших социальных достижений первой пятилетки стала ликвидация безработицы в 1930 году. С 1933 года началась реализация второго пятилетнего плана (1933 - 1937 гг.). Он стал крупным шагом в индустриальном развитии страны. Основной его задачей являлось завершение технической реконструкции народного хозяйства. Следует заметить, что уроки первой пятилетки не прошли бесследно, и вторая пятилетка проходила в более нормальной обстановке. Однако в ходе её реализации выявилась новая проблема - проблема освоения новой техники. К лозунгу первой пятилетки «Техника решает всё!» добавился новый лозунг «Кадры решают все!» В стране, где более половины взрослого населения было неграмотным, эта проблема стала решающей. Вместе с общегосударственной программой всеобщего обучения была развернута сеть производственно-технических школ, различных курсов, где рабочие повышали свою квалификацию и овладевали сложной техникой. Началось движение за освоение новой техники и пересмотр старых технических норм. В 1935 году оно получило название стахановского движения - по имени шахтера А.Стаханова, который применив новую технику и новую организацию труда, превысил обычную норму в 14 раз. Новая форма социалистического соревнования охватила практически все отрасли народного хозяйства. Инициаторами стахановского движения в текстильной промышленности стали ткачихи Е.и М.Виноградовы.

Успехи в освоении новой техники позволили вывести на проектную мощность крупнейшие предприятия, которые были построены в годы первой пятилетки. Кроме этого вступило в строй 4500 новых крупных предприятий. Производительность труда выросла в два раза и стала решающим фактором роста производства. Валовая продукция увеличилась в 2,2 раза. В начале третьей пятилетки промышленность в целом стала рентабельной.

В 1938 году началась третья пятилетка. На развитие экономики и на жизнь советского общества все ощутимее стал влиять фактор угрозы войны. Особое внимание в эти годы уделяется развитию металлургии, строительству заводов-дублеров на Востоке страны, увеличиваются средства на оборону государства. Но именно в это время сложившийся мобилизационный тип экономики страны столкнулся с негативными явлениями. Это выразилось в отставании от плановых заданий в ряде ведущих отраслей народного хозяйства, на предприятиях неохотно внедряли прогрессивную технику, увеличился выпуск бракованной продукции, резко возросла текучесть кадров. Отрицательно на руководстве промышленностью сказывались необоснованные репрессии в отношении ряда хозяйственных руководителей. Развитие экономики пришло в противоречие с действовавшим экономическим механизмом, который был основан на административно-распределительных методах управления. Для того, чтобы поправить положение, политическим руководством были предприняты административные меры, которые несколько стабилизировали ситуацию, но не устранили причин трудностей в экономике.

При всех проблемах и трудностях за 13 предвоенных лет, в течение которых проводилась индустриализация, вступило в строй около 9000 крупных заводов, фабрик, шахт, электростанций, нефтепромыслов. Фактически в строй вводилось по 2-3 предприятия в день. Страна прекратила ввоз сельскохозяйственных машин и тракторов, импорт хлопка. Затраты на приобретение черных металлов были сведены к минимуму (с 1,4 млрд. руб. до 88 млн. руб.). Торговый баланс СССР стал активным. В ходе промышленного преобразования страны, которое охватило практически все республики, вырос рабочий класс. В 1939 году он составлял уже треть населения. Принципиально важными результатами осуществления индустриализации стало преодоление технико-экономической отсталости страны, приобретение экономической независимости СССР, создание гарантий обороноспособности. По объему промышленной продукции страна вышла на первое место в Европе и второе место в мире, уступая только США. Выросшие в эту сложную и противоречивую эпоху рабочие, инженеры и специалисты обеспечили в конечном счете успех индустриализации страны.

 

 

33. Коллективизация сельского хозяйства СССР.

В 30-е годы в СССР была решена еще одна крупнейшая проблема - было проведено преобразование сельского хозяйства. К середине 20-х годов на основе НЭПа после сильнейшей разрухи было в основном восстановлено сельское хозяйство. Одновременно, в ходе реализации кооперативного плана, в стране складывалась крепкая система сельскохозяйственной кооперации. К 1927 году она объединяла третью часть крестьянских хозяйств (8 млн. крестьянских хозяйств из 24 млн.). Вместе с другими видами кооперации она охватывала более двух третей товарооборота между городом и деревней, обеспечивая тем самым прочную экономическую связь между крестьянскими

хозяйствами и промышленностью. Однако во второй половине 20-х годов выявилось отставание темпов развития сельского хозяйства от темпов развития

промышленности. Возникшее противоречие могло стать тормозом развития страны. Поэтому преобразование сельского хозяйства становилось одной из непосредственных задач аграрной политики правящей партии.

 

В декабре 1927 года в качестве первоочередной была выдвинута задача дальнейшего кооперирования крестьянства, то есть постепенный переход распыленных крестьянских хозяйств на рельсы крупного производства. Эта идея была заложена в первый пятилетний план преобразования сельского хозяйства. К концу пятилетки предполагалось охватить всеми формами сельскохозяйственной кооперации 85% крестьянских хозяйств, в том числе 18-20% из них вовлечь в производственные кооперативы (колхозы). Это был напряженный, требовавший больших усилий, но реальный план. Он подкреплялся материальными ресурсами, производством сельскохозяйственной техники, подготовкой кадров. В целом задания на пятилетку по сельскому хозяйству рассчитывались исходя из действия новой экономической политики и основных идей и принципов ленинского кооперативного плана.

Однако намеченные планы постепенного преобразования сельского хозяйства не были реализованы. С началом широкомасштабной ускоренной индустриализации углубился дисбаланс между сельским хозяйством и промышленностью, между деревней и городом. Это вызывалось рядом обстоятельств:

1. Значительно возросло городское население. Только за годы первой пятилетки (1928 - 1932 гг.) численность рабочих и служащих возросла с 11,4 до 24,2 млн. человек (22, 218). К 1939 году социальный состав населения коренным образом изменился. В 1924 году рабочих и служащих было 14,8%, крестьянство составляло более 80%, а в 1939 году соответственно 50,2 и

49,8%% (23,11). Эти изменения означали, что численность работников сельского хозяйства значительно уменьшилась, за их счет выросло число людей, не производящих продукты питания, но потребляющих их. Продовольственный вопрос обострился.

2. Рост экспорта зерна и продовольствия. В силу того, что Россия являлась аграрной страной с низким уровнем развития промышленности, обновление материальной базы промышленности шло за счет импорта машин и оборудования. При этом продавали то, что имели: зерно, продовольствие, некоторые технические культуры. Не случайно по экспорту зерновых Россия была на одном из первых мест в мире. Для оснащения новых заводов в годы индустриализации пришлось покупать за границей большое количество станков и механизмов. Резко возрос экспорт зерна. Если в 1928 году было продано 100 тыс. т, то в 1931 - 5200 тыс. т зерна. Причем, валовый сбор зерна с 1928 по 1931 год сократился с 73,3 до 69,5 млн. т. Отток продовольствия за границу так же неблагоприятно сказывался на ситуации в сельском хозяйстве.

3. Увеличение заготовок зерна, поступавшего в распоряжение государства. В связи с быстрым ростом городского населения торгово-рыночные отношения, обеспечивавшие решение продовольственного снабжения, оказались неэффективными. Правительство было вынуждено увеличить заготовки продовольствия. Если в 1928 году было заготовлено 10,8 млн. т. зерна, то в 1931 году - 22,8 млн. т. Это означало, что у крестьянина меньше продуктов оставалось для продажи, для развития хозяйства. Материальная заинтересованность в повышении производительности труда падала.

Поводом для изменения политики в области преобразования сельского хозяйства стал кризис хлебозаготовок в конце 1927 года. Кризис возник как результат колебаний рыночных цен. Рыночная коньюнктура позволила крестьянству уплатить налоги, реализовав технические культуры и продукты животноводства. Это обстоятельство в свою очередь дало возможность кулакам, которые производили 20% товарного зерна, и части середняков придержать хлеб в расчете на повышение цен, как это было в 1925/1926гг. Сокращение хлебозаготовок при



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.077 с.)