Лекция 2: «Правовой статус парламента как законодательного и представительного органа государственной власти» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2: «Правовой статус парламента как законодательного и представительного органа государственной власти»



Роль и место парламента в системе органов государственной власти. Порядок формирования, структура и полномочия парламента. Законодательный процесс: понятие и стадии. Правовой статус парламентариев. Особенности правового статуса депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Федеральное Собрание РФ в системе органов государственной власти. Обеспечение народного представительства в парламенте. Порядок избрания депутатов Государственной Думы РФ. Порядок формирования Совета Федерации. Компетенция Государственной Думы и основные направления ее деятельности. Компетенция Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Внутренняя организация палат. Понятие и стадии законодательного процесса в Российской Федерации. Проблемы развития парламентаризма в России.

 

Парламент как собственное наименова­ние для обозначения представительного учреждения использу­ется в Великобритании, Франции, Италии, Японии, Индии, Бельгии и других странах. В США и странах Латинской Амери­ки он называется Конгрессом, в Швеции — Риксдагом, в Испа­нии — Генеральными Кортесами, в Норвегии — Стортингом, в Украине — Верховной Радой, в Израиле — Кнессетом.

В конституционно-правовом отношении положение органа народного представительства определяется формой правления. В парламентской республике и парламентской монархии вы­борный представительный орган государственной власти формирует и контролирует правительство, а в президентской (полупрезидентской) респуб­лике и дуалистической монархии он делит власть с главой госу­дарства, который сам формирует и контролирует правительство (это не исключает отдельных властно-контрольных полномо­чий парламента).

По структуре парламенты — однопалатные (государства Северной Европы) или двухпалатные.

Члены нижней (первой) палаты обычно называются депутатами, народными представителями и избираются на четыре-пять лет:

1) либо непосредственно гражданами,

2) либо путем многостепенных выборов (Китай),

3) либо посредством косвенных выборов (Бутан, Свазиленд).

Верхняя (вторая) палата, состоящая из сенаторов (или других лиц), формируется различными способами:

1. путем прямых выборов (США, Бразилия, Италия, Румыния, Япония),

2. путем непрямых выборов (Франция, Индия, Беларусь),

3. сочета­нием прямых и косвенных выборов (Испания),

4. посредством на­значения на должность (Канада, Иордания, Таиланд, ФРГ).

По структуре парламенты включа­ют в себя руководящие органы: председателя (спикера), замес­тителя председателя (вице-спикера), президиум, бюро. Для вы­полнения полномочий создаются парламентские комиссии, ко­митеты, а из членов одной партии или партийного блока — парламентские фракции, депутатские группы.

Специфика компетенции парламента связана с его природой как высшего представительного органа, осуществляющего зако­нодательную власть. Парламент сам вправе определять свою компетенцию путем принятия законов и даже конституции (в тех государствах, где конституция принимается или утверж­дается парламентским способом).

В законодательную процедуру входят: законодательная инициатива, ее рассмотрение в специальных и постоянных комиссиях, включение законопроекта в повестку дня, обсуждение в парламенте или в палатах парламента, внесение поправок в проект, принятие окончательного решения в отношении законопроекта путем голосования парламентариев, подписание закона главой государства и его опубликование.

Право законодатель­ной инициативы - правомочие опреде­ленных в конституционных (законодательных) нормах субъек­тов (государственных органов, депутатов и др.) по внесению законопроектов в палату парламента. Правовым последствием осуществления данного права является обязанность парламента рассмотреть внесенные законопроекты.

Обсуждение законопроекта — наиболее продолжительная стадия законодательной парламентской процедуры. Внесенный в нижнюю или верхнюю палату парламента проект закона пред­варительно рассматривается в комитетах (комиссиях), а затем — на пленарном заседании. Как правило, законопроект проходит три чтения. В первом чтении решается вопрос о целесообразно­сти принятия его концепции, во втором он совершенствуется и «обрастает» многочисленными поправками, а в третьем — при­нимается в целом.

Депутаты — профессиональные парламентарии, которые с момента получения депутатского мандата наделяются специаль­ными правами и привилегиями.

К числу важнейших относятся иммунитет и индемнитет.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94) Федеральное собрание является парламентом Российской Федерации. Федеральное собрание - представительный орган Российской Федерации. Тем самым Конституция устанавливает, что формой государства Российской Федерации является представительная демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство.

Конституция Российской Федерации (ст. 94) характеризует Федеральное собрание как законодательный орган Российской Федерации. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.

Двоякая функция российского парламента означает, что Федеральное Собрание выступает, во-первых, в качестве представителя всего многонационального народа страны, формируясь преимущественно на началах всеобщих свободных выборов, а также играя роль представителя федеративного характера, отражая интересы субъектов Федерации в лице их законодательных и исполнительных органов власти; во-вторых, исключительной прерогативой Федерального Собрания (парламента Российской Федерации) является законотворчество общегосударственного масштаба.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 95) в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В Конституции Российской Федерации указывается (ст. 96), что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

5 августа 2000г. принят новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 95, 96 и 97) Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

Согласно ст. 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации, утверждение указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; назначение выборов Президента Российской Федерации; назначение на должность судей конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации.

Согласно ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные законы Российской Федерации.

Структура и порядок работы Совета Федерации и Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Регламентами Совета Федерации и Государственной Думы. Структура Совета Федерации включает: Председателя, трех его заместителей, Совет палаты, комитеты и комиссии, аппарат палаты. Аппарат палаты обеспечивает деятельность Совета Федерации и состоит из Секретариата Председателя Совета Федерации, секретариатов заместителей Председателя Совета Федерации, аппаратов комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, подразделений правового, информационного, аналитического, организационного, документационного и финансово-хозяйственного обеспечения, кадровой службы. Основными задачами Аппарата Совета Федерации являются правовое, информационное, организационное, аналитическое, документационное и финансовое, материально-техническое и хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации и его органов, членов Совета Федерации; правовое, организационное, информационно-аналитическое, протокольное и паспортно-визовое обеспечение. Структура и штаты Аппарата Совета Федерации утверждаются Председателем Совета Федерации.

Внутреннее устройство Государственной Думы определяется Регламентом Государственной Думы и включает: Председателя Государственной Думы, Первого заместителя, заместителей Председателя Государственной Думы, вопрос о числе заместителей Председателя решается Государственной Думой, Совет Государственной Думы, аппарат Государственной Думы, комитеты и комиссии. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат. Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; организуют проводимые палатами парламентские слушания, решают вопросы организации своей деятельности; осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной думой федеральным законам. Состав комитетов Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от числа депутатов Совета Федерации. Комитеты Совета Федерации образуются на срок полномочий палаты. Совет Федерации вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничивается определенным сроком. Совет Федерации образует следующие комиссии.

Депутатом Совета Федерации является избранный народом представитель субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Совете Федерации и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Депутатом Государственной думы является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством. Согласно Закону о статусе депутатов палат Федерального собрания эти депутаты руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентом соответствующей палаты Федерального собрания. Государственная Дума РФ, согласно ст.97 Конституции работает на профессиональной постоянной основе, т.е. все депутаты ГД обязаны уйти с занимаемых должностей и перейти на работу в Думу. Срок полномочий депутатов палат начинается со дня их избрания в соответствующую палату и прекращается с момента начала работы соответствующей палаты нового созыва, за исключением предусмотренных законом случаев досрочного прекращения полномочий депутата.

Согласно Закону Российской Федерации о статусе депутатов (ст. 11) депутаты обеих палат обладают правом законодательной инициативы. Депутаты обеих палат пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатой. Депутат принимает личное участие в заседании палаты, депутатом которой он является. Депутат вправе обращаться с запросом к Правительству Российской Федерации, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, руководителям федеральных органов исполнительной власти. По вопросам своей деятельности депутаты пользуются правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 76) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива - сводится к внесению на рассмотрение Государственной думы законопроекта.

Вторая стадия - предварительное рассмотрение законопроектов.

Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной думе в трех чтениях.

Четвертая стадия - принятие закона.

Пятая стадия - рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации.

Особую стадию законодательного процесса представляет преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной думой. Для этого может быть создана согласительная комиссия.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона.

Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Федерального собрания определяется федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания». Согласно этому закону на территории Российской Федерации применяются только те акты палат Федерального собрания, которые официально опубликованы. Акты палат Федерального собрания публикуются не позднее десяти дней после их принятия и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.152.38 (0.013 с.)