Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция: «Конституционно-правовые основы местного самоуправления»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие и основные принципы местного самоуправления. Европейская Хартия местного самоуправления. Системы (основные модели) местного управления и самоуправления. Компетенция муниципальных органов. Система и принципы местного самоуправления в Российской Федерации. Формы прямого волеизъявления граждан (местные референдумы, муниципальные выборы, сходы, правотворческая инициатива граждан и др.). Территориальная организация местного самоуправления. Основные функции и полномочия местного самоуправления. Конституционные гарантии местного самоуправления. Судебная защита прав местного самоуправления. Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
Местное самоуправление - это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Эта система представляет собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых реализуются принципы и функции местного самоуправления. Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Они обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, а также целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление. Местное самоуправление призвано обеспечить: потребности населения в различного рода услугах (в социально-культурной и иных сферах местной жизни); реализацию социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц; оптимальное сочетание местных и общегосударственных интересов и т.д. Анализ законодательства о местном самоуправлении позволяет выделить следующие основные функции местного самоуправления: 1. Обеспечение участия население в решения местных дел. 2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного управления. 3. Обеспечение развития соответствующей территории. 4. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах. 5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории. 6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами. В основе местного самоуправления в Российской Федерации лежат следующие основные принципы, закрепляемые Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством: 1. Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения. 2. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством. 3. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. 4. Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам. Начавшийся осенью 1993 года процесс реформирования местного самоуправления в Российской Федерации по-новому решает многие вопросы структуры и организационной основы местного самоуправления. Существенным образом изменился характер взаимодействия представительного органа местного самоуправления и главы администрации, который согласно Указу Президента Российской Федерации от 26 октября 1993г. «О реформе местного самоуправления» стали именоваться главой местного самоуправления. Принятые в настоящее время субъектами Российской Федерации правовые акты об организации местного самоуправления по-разному решают вопрос о порядке формирования местной администрации. Структура и организационные основы деятельности органов местного самоуправления подробно закрепляются в законе о местном самоуправлении, в которых закрепляются: структура и порядок формирования органов местного самоуправления, распределение полномочий между ними, формы ответственности органов местного самоуправления перед населением, вопросы муниципальной службы и т.п. В новом законе от 6.10.2003 г. «Об общих принципах местного самоуправления» упор дается на муниципальные образования, усиливаются их позиции и финансирование, а также ответственность. Полномочия местного самоуправления - это закрепленные федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, связанные с реализацией задач и функций местного самоуправления на соответствующей территории. Полномочия местного самоуправления реализуются как непосредственно населением городских и сельских поселений, а также других территорий путем прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления, которые осуществляют подавляющее большинство этих полномочий. Можно выделить несколько групп полномочий органов местного самоуправления, относящихся к различным областям экономического, социально-культурного строительства и др. - Так, в области бюджета и финансов органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы; образуют внебюджетные фонды, определяют их статус и целевое назначение; учреждают фонды для кредитования целевых программ и мероприятий для решения территориальных задач. - В области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории местного самоуправления органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, определяют в соответствии с законом условия приобретения, создания, преобразования объектов муниципальной собственности; устанавливают в соответствии с законодательством порядок назначения на должность и освобождение от нее руководителей муниципальных предприятий; определяют условия и порядок разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий и муниципального имущества; определяют в соответствии с законодательством льготы и преимущества, в том числе в сфере налогов в целях стимулирования предпринимательской деятельности. - В области земельных отношений и охраны окружающей природной Среды органы местного самоуправления определяют в соответствии с земельным законодательством порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на подведомственной органам местного самоуправления территории; определяют в соответствии с законодательством правила пользования природными ресурсами. - В области строительства, жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи органы местного самоуправления утверждают планы и правила застройки населенных пунктов на подведомственной им территории, устанавливают в соответствии с действующим законодательством порядок передачи и продажи жилья в аренду. - Они руководят транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляют контроль за работой других транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население; организуют работу предприятий связи, обеспечивают развитие радио и телевидения. Органы местного самоуправления организуют эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности. - В области социально-культурного обслуживания населения органы местного самоуправления осуществляют управление всеми находящимися в их ведении учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями, обеспечивают их материально-техническое снабжение. - Органы местного самоуправления осуществляют важные функции в области социальной защиты населения. Они обеспечивают проведение в жизнь действующего законодательства о выплате пенсий и пособий. Местная администрация назначает и выплачивает также из собственных и привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям. - В области охраны общественного порядка, прав и свобод граждан органы местного самоуправления обеспечивают на подведомственной им территории соблюдение законов, актов вышестоящих органов государственной власти, охрану прав и свобод граждан, осуществляют контроль за исполнением их решений предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Органы местного самоуправления налагают в пределах своей компетенции административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 132) органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Ответственность органов местного самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций. Она имеет непосредственное отношение к вопросу о гарантиях прав местного самоуправления, ибо призвана обеспечить деятельность органов местного самоуправления в интересах граждан, общества в целом. Законодательство о местном самоуправлении устанавливает круг субъектов, перед которыми несут ответственность органы местного самоуправления, их должностные лица, а также нормы этой ответственности. Во-первых, представительные и исполнительные органы местного самоуправления несут ответственность за принятые ими решения перед государством в лице его соответствующих органов. Государство, признавая и обеспечивая права местного самоуправления, выступает гарантом законности, правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина на всей своей территории. Органы местного самоуправления, осуществляя свои полномочия, не должны нарушать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, конституции и законодательства республик в составе Российской Федерации. Во-вторых, представительные и исполнительные органы местного самоуправления несут ответственность перед населением данной территории, гражданами, а также перед предприятиями, учреждениями и организациями в случаях, установленных законом. Закон Российской Федерации о местном самоуправлении в Российской Федерации предусматривает досрочное прекращение полномочий главы местной администрации в случае отзыва главы местной администрации избирателями. В-третьих, органы местного самоуправления могут нести ответственность перед предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами, если им нанесен ущерб в результате решений, принятых органами местного самоуправления. Ответственность наступает в судебном порядке. Конституция Российской Федерации, федеральные законодательные акты, законодательные и иные правовые акты субъектов федерации, гарантируя местное самоуправление, устанавливают систему правовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав местного самоуправления, так и на предупреждение подобных нарушений. 1. Особую роль в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту местного самоуправления, имеет конституционное право местного самоуправления на судебную защиту. Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывает на ряд конкретных случаев, когда защита прав местного самоуправления осуществляется в судебном порядке: а) в суде рассматриваются дела об административных правонарушениях, ответственность за которые наступает в случае невыполнения решений органов местного самоуправления. Данная категория дел рассматривается в семидневный срок; б) органы местного самоуправления вправе предъявлять в суд требования актов органов государственного управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на данной территории, и приостанавливать исполнение этих актов до принятия решения судом; в) имущественные споры между органами местного самоуправления рассматриваются арбитражным судом; г) органы местного самоуправления вправе обжаловать в суд отказ соответствующего органа государственной власти зарегистрировать положение о местном самоуправлении. 2. Ответственность за невыполнение решений представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает дисциплинарную, а также административную ответственность в виде штрафа за невыполнение решений органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции. Административная ответственность наступает в судебном порядке. 3. Ответственность за причиненный ущерб территории данного местного самоуправления, интересам населения. Предприятие, учреждения, организации несут перед органами местного самоуправления ответственность, в том числе имущественную, возмещают ущерб, причиненный их действиями или бездействием территории, интересам населения. Местная администрация, в частности, вправе принимать решения о наложении штрафа за ущерб, причиненный природной среде. 4. Правовые ограничения для должностных лиц органов местного самоуправления. В целях обеспечения прав и защиты интересов местного самоуправления, а также предупреждения от возможных злоупотреблений служебным положением муниципальное право устанавливает определенные ограничения для должностных лиц органов местного самоуправления, связанные с их правовым статусом. Так, в соответствии со статьей 92 Закона Российской Федерации о местном самоуправлении в Российской Федерации руководителям органов местного самоуправления и их структурным подразделением запрещается: а) занимать оплачиваемые должности в государственных органах, а также в общественных объединениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях; б) состоять в правлениях или других органах управления предприятий, учреждений, организаций, получающих из местного бюджета средства для осуществления своей деятельности; в) получать доходы, единовременные или регулярные вознаграждения от предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, или действующих на территории данного местного самоуправления, или связанных с данным местным бюджетом. Действующее законодательство устанавливает дополнительные социальные гарантии руководителям органов местного самоуправления, их заместителям, руководителям структурных подразделений аппаратов этих органов, что закреплено в Федеральном законе. 3.Методические указания (рекомендации) по выполнению курсовых работ Написание курсовой работы - это систематизированное и отвечающее ее плану изложение студентом основных сведений по теме, отражающее его понимание определенных научных проблем. Курсовая работа способствует формированию у студента навыков самостоятельного научного творчества, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему освоению учебного материала. При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с литературой, анализировать правовые источники, делать обоснованные выводы. Тематика курсовых и дипломных работ должна соответствовать Государственному стандарту. Количество тем курсовых и дипломных работ должно превышать количество студентов на потоке. В тематику курсовых и дипломных работ по возможности следует включать темы, связанные с проблемами регионального законодательства. Следует исключать дублирование тем по смежным дисциплинам, закрепленным за несколькими кафедрами. Тематика курсовых работ должна охватывать содержание всей дисциплины. Темы курсовых и дипломных работ должны утверждаться ежегодно на первом заседании кафедры в новом учебном году и обновляться ежегодно (количество новых тем должно быть не менее 25%).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 940; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.176.167 (0.01 с.) |